Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
ПИСЬМО РИМСКОГО ПАПЫ РОССИЙСКОМУ ПРЕЗИДЕНТУСтр 1 из 8Следующая ⇒
Летом и осенью 1997 года происходила ожесточенная борьба за принятие нового Закона о свободе совести и религиозных организациях. Закон этот был одобрен Российским Парламентом, поддержан Русской Православной Церковью и подавляющим большинством граждан России. В конце концов, после многочисленных согласительных консультаций и внесения ряда поправок, этот Закон был все же подписан Президентом РФ. Против принятия этого Закона активно выступили антицерковные СМИ, различные секты и иностранные миссионеры, отечественные неообновленцы, американские сенаторы, президент США и римский папа. ЕГО ПРЕВОСХОДИТЕЛЬСТВУ, ГОСПОДИНУ БОРИСУ ЕЛЬЦИНУ ПРЕЗИДЕНТУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Воспоминание о наших сердечных беседах побуждает меня выразить Вам с полным доверием серьезную озабоченность, которую вызвал у меня недавний законопроект «О свободе совести и религиозных объединениях», внесенный на рассмотрение Думы 15 июня с г Этот текст, очень ограничительный по сравнению с законом 1990 года «О свободе вероисповеданий», если бы он был окончательно принят, представил бы для католической церкви в России реальную угрозу для нормального осуществления ее пастырской деятельности и даже для ее выживания Святой престол с сожалением отметил, что в этом тексте нет никакого упоминания о «традиционных религиях», среди которых всегда фигурировал католицизм, и что католическая церковь ни разу не названа. Если принцип свободы вероисповедания, которое может отправляться индивидуально или совместно с другими, ясно утверждается, равно как и равенство религиозных объединений перед законом, то другие положения, особенно частные, значительно сокращают их значимость. Положения главы II в особенности приводят к мысли, что российские светские власти желают приравнять католическую церковь к иностранному объединению, без какою-либо учета ее векового присутствия и деятельности в России и даже ее специфической иерархической организации Я уверен, господин Президент, что, как и в прошлом году, вы сумеете быть бдительным и принять в нужный момент соответствующие решения с тем, чтобы никакое законодательство или административное присутствие не затрудняло бы религиозную жизнь большого числа ваших сограждан, которые исповедуют католическую веру и ожидают от светских властей уважения и безопасности Наконец, я могу лишь напомнить здесь об обязательствах, взятых на себя Россией при принятии в Вене 19 января 1989 года итогового документа встречи СБСЕ. В разделе, посвященном «принципам», он предусматривает, что «государства-участники будут среди прочего... уважать право (религиозных объединений) организовываться в соответствии со своей собственной иерархической и институционной структурой» (16. ч) Ваше Превосходительство поймет, разумеется, мою озабоченность, а также мое горячее стремление, чтобы все было сделано для того, чтобы законные права верующих были эффективно обеспечены и чтобы можно было прийти к новой редакции текста, который, опираясь на богатый международный юридический опыт в этой области, стал бы гарантом религиозного мира великой российской нации. Я взываю о Божьем благословении Вам, господин Президент, и всем Вашим соотечественникам, возобновляя Вам выражение моих чувств самого высокого уважения. Ватикан, 24 июня 1997 г. ИОАНН ПАВЕЛ II
КОММЕНТАРИИ К ПИСЬМУ ПАПЫ РИМСКОГО Протоиерей Александр САЛТЫКОВ
Письмо папы римского Президенту РФ Ельцину Б. Н. является замечательным документом, приобретшим значение исторического свидетельства о политике Ватикана по отношению к России и к Русской Православной Церкви. Нет сомнения, в Ватикане осознают период «перестройки» в России как совершенно новый этап для распространения католичества в России: кажется, наконец-то начинают сбываться многовековые чаяния папского престола о возможностях широкой пропаганды католицизма в бывшей «державе царей». Документ поражает православного читателя не только содержащимися в нем утверждениями, но не менее и его, так сказать, психологическим подтекстом. Читая его, нельзя забывать, что оно подписано главой крупнейшей в мире конфессии, постоянно утверждающей свое глубокое и полное тождество с учением Спасителя. Письмо начинается с трогательного воспоминания о «сердечных беседах» папы с Президентом, которые, как бы дают папе особое право личного обращения к Президенту по чисто внутреннему вопросу русского государства. Речь идет о проекте Закона о свободе совести, почти единогласно принятом Государственной Думой, но чем-то взбудоражившем чуть ли не весь западный мир. Буквально через несколько дней после принятия Думой проекта папа пишет письмо с критикой его. Проект, в самом деле далек от совершенства и не отражает в необходимой мере запросы духовной жизни России, более тысячу лет теснейшими узами связанной с Православием. На удивление всякому мало-мальски здравомыслящему человеку, папа сетует на то, что католицизм не назван среди традиционных религий России, к которым, по утверждению папы, он всегда (!) принадлежал! Если бы такое утверждение было сказано каким-либо журналистом, работающим на потребу дня, это было бы понятно. Но перед нами документ, подписанный Иоанном-Павлом II и направленный Главе страны, имевшей в недалеком прошлом одну государственную религию — Православие, а католицизм в течение веков отвергался. У католиков хорошая память и им свойственен, как известно, рационально- юридический подход к проблемам. Зачем же с «высоты папского престола» уверять Президента России в том, чего не было, потому, что не могло быть?! Напомним кратко и схематически, как развивались отношения католицизма с Россией. XIII век. Папы Гонорий II и Григорий IX организуют торговую блокаду Новгорода. Папский легат в Прибалтике Вильгельм направляет немецких рыцарей и датчан на восток. В 1240 году происходит битва со шведами на Неве, причем в шведском войске участвуют «пискупы», а один из них — епископ Томас многими финскими историками считается организатором похода. В «Житии» святого Александра Невского шведы именуются как «римляны». В 1242 году организован «крестовой поход» ливонских «псов-рыцарей» против русских, окончившийся разгромом латинян на Чудском озере. Вскоре после этого в 1248 году папа римский Иннокентий IV предлагает святому Александру Невскому «соединение церквей» и королевскую корону, что было, естественно, отвергнуто. Католическая агрессия против Руси предпринята и в тяжелейший момент татаро- монгольского нашествия. Папа Александр IV благословил литовского князя Миндовча в 1255 году завоевывать русские земли. XIV век. Сильнейшая агрессия Польши против западно-русских земель. Король польский Казимир захватывает Галицкую Русь. В 1361 году во Львове Казимир отнимает у русских соборную церковь и обращает ее в костел. В Галиче, Перемышле, Владимире и Холме создаются латинские епископии, причем папа римский в послании уверяет, будто в этих городах уже давно существовали латинские кафедры (хотя это были русские города с изначально православным населением). На севере России шведский король Магнус в 1347 году воюет против Новгорода и пытается обращать русских в латинство. Папа объявляет в Скандинавии «крестовый поход» против русских. XV век. Попытка вовлечь Русскую Церковь во Флорентийскую унию 1439 года. 1441 — 1442 гг. — изгнание из России изменившего Православию митрополита Исидора. 1472 год: в г. Юрьеве (Дерпте) по повелению католического «бискупа» и ливонских властей утоплены в реке священник Исидор и с ним 72 человека за отказ принять католичество. 1491 год: диспут во Пскове между католиками из Ливонии и православными. XVI век. 1503 год — война России с Литвой из-за притеснения православных в Литве. 1518 год: папа Лев X обещает великому князю Василию Иоанновичу королевский титул в обмен на признание Флорентийской унии. 1525 год: грамота папы Климента VII Василию Иоанновичу с предложением «соединения церквей». 1550 год: папа Юлий III выражает готовность признать Ивана IV царем за покорность Римской церкви. 1580 год: в результате неудачной войны с польским королем Стефаном Баторием Иван IV сам обращается к папе Григорию XIII с предложением политического союза и постоянных сношений. В 1581 году в Москву пребывает от папы иезуит Антонио Поссевин. Царь ведет с ним диспуты о вере. Поссевин разрабатывает план и методы постепенного обращения России в католичество. 1591 год: Брестская уния, организованная с помощью успешного давления на православных со стороны польского короля Сигизмунда III Жестокие преследования православных после заключения унии в Польско-литовском государстве. 1599 год: умерщвление экзарха Никифора. XVII век. Польско-шведская интервенция в начале столетия теснейшим образом связана с попыткой насадить католичество в России. Лжедмитрий I тайно принимает католичество и обещает соединить Русскую Церковь с римским престолом в случае успеха. После победы над интервентами и со времени избрания в патриархи Филарета Никитича всякая деятельность католиков в России категорически запрещена вплоть до конца XVII века. XVIII век. 1702 год: по указу Петра I неправославным христианам разрешается строить храмы и свободно совершать религиозные обряды. Католические приходы очень немногочисленны: в Риге, Ревеле (Таллине), Кронштадте и Петербурге. Назначения католических ксендзов контролируются Святейшим Синодом. Католики — в основном иностранцы, служащие в России. 1707—1719 годы — открытая деятельность иезуитов до выдворения их из России по распоряжению Петра I. Пропаганда католицизма строго запрещена. 1717 год: предложение о «соединении церквей» со стороны профессоров Сорбонны отвергнуто. Почти весь XVIII век — упорная борьба польских католиков против Православия в Литве, землях Западной и Южной Руси, оставшихся в составе Польши. Закрытие всех православных епархий в Речи Посполитой, кроме одной Метиславльской епархии. С 1717 года в Польше запрещено строительство некатолических храмов. После раздела Польши многочисленные униаты возвращаются в Православие. Постепенное увеличение числа католиков за счет въезда в Россию иностранцев. 1772 год: католическое духовенство может исполнять любые распоряжения Рима только с санкции российской императорской власти. Но в 1773 году Екатерина II разрешает деятельность иезуитов, в тот момент запрещенных папой. Павел I ставит католическую церковь в непосредственную зависимость от императора. XIX век. Император Александр I продолжает ту же политику жесткого контроля над католическим духовенством. Активная деятельность иезуитов среди русской знати. 1820 год: изгнание иезуитов из России. При Николае I, согласно ст. 47 тома 11 Свода законов, католическое духовенство сообщается с Римом только через министра внутренних дел. Согласно Свода законов, всякая пропагандистская деятельность католической церкви в России запрещена (т. 11, ст. 4, т. 14, ст. 65, 70, 78, 80). 1831 год: участие католического духовенства в польском восстании убеждает русское правительство в необходимости строгого контроля 1853—1856 гг.: Крымская война европейских держав в союзе с мусульманской Турцией поддерживается католическим духовенством. Парижский архиепископ Сибур объявляет крымскую войну «священной». 1863 год: второе польское восстание, также с участием католического духовенства. 1866 год: разрыв дипломатических отношений с Римом до 1894 года. 1867 год: установление католической церковью культа Иосафата Кунцевича, жестокого гонителя православных в Западной Руси. XX век. 1905 год — папа Пий X: «Россия — самый большой враг Церкви». С 1907 года — насаждение «восточного обряда» как наиболее удобного способа обращения русских в католичество. Великая война 1914—1918 гг.' Ватикан на стороне Тройственного союза против стран Антанты. 31 мая 1917 года: учреждение «Русско-католического экзархата» в Петрограде. 1917 год: папа Бенедикт XV создает «Конгрегацию для восточной церквей». Создание Папского Восточного Института, готовящего клириков для работы на востоке. Учреждение «Восточной миссии иезуитов» в Варшаве. Надежды католиков на советскую власть: «Большевизм создает возможность обращения в католичество неподвижной России», — Хризостом Бауэр и мн. др. 1922 год: переговоры кардинала Гаспарри с Чичериным на Генуэзской конференции. 1925 год: создание при Конгрегации для восточных церквей Русской комиссии. 1925 год: папа Пий XI посылает в Москву монсеньора д'Эрбиньи. Тайные переговоры с советской властью о перспективах католичества, открытии семинарий. 1930 год: послание Пия XI, с резким осуждением большевизма. Разрыв отношений... 1988 год — Тысячелетние крещение Руси. Папе отказано в приглашении на празднование, однако Ватикан посылает представительную делегацию. 1 декабря 1989 года — визит Горбачева к папе; тайные переговоры. 1990 год — легализация униатских общин и триумф униатства в Галичине — в Львовской епархии от более чем 1200 православных приходов осталось около 40 Массовый террор против православных — захваты храмов, избиение священников. Последующие годы — систематическое распространение католической деятельности в России: организация епархий, приходов, открытие учебных заведений и т. д. среди традиционно православного населения. 1996 год: шумные празднования католиками юбилея Брестской унии, канонизации и пр. мероприятия, выражающие непримиримость к Православию. Предложенная краткая и по необходимости неполная справка наглядно, надеемся, показывает, что папская политика по отношению к России и Русской Православной Церкви в течение многих столетий была неизменно агрессивно-враждебной, однако, несмотря на колоссальные усилия папства, результаты до сих пор были ничтожны. О какой же традиционности католицизма в России может идти речь? Только о традиции вражды к Православию, которая продолжает жить в последнем послании папы к Б Н. Ельцину. Папа уверяет, что принятие нового Закона представляет «реальную угрозу» для «выживания» католицизма. В чем же эта угроза? Может быть Закон угрожает католикам репрессиями? Конечно, нет, но могут быть поставлены определенные рамки, ограничивающие пропагандистскую деятельность, и этого-то и боится папа, хотя говорит о другом. Видимо, слабы позиции католицизма, если папа действительно боится за его существование в России! По мнению папы, Закон должен еще и учитывать «специфическую иерархическую организацию» католической церкви; эта специфичность, как мы понимаем, прежде всего выражается в том, что католическая церковь возглавляется папой римским. Очевидно, папа желает, чтобы в российском Законе было учтено и признано это его значение. Ну, что ж, это вполне соответствует духу откровенного вмешательства в дела России, свойственного письму. Видимо, в воображении деятелей Ватикана их влияние в России уже превосходит все мыслимые границы. Папа призывает Президента — он даже в нем «уверен» — быть «бдительным» (!) по отношению к депутатам Государственной Думы, (ибо Дума и есть «административное присутствие», неугодное папе) — огромным большинством голосов принявшим проект Закона. Итак, папа ясно противопоставляет Президента и депутатов Думы. Как расценить такое противопоставление? Папа уверяет, что он заботится о «религиозном мире великой российской нации». На самом деле, вызывать напряженность между Президентом и Думой значит как раз подрывать мир в стране, — европейская история полна примеров гражданских войн, вызванных борьбой между главой государства и парламентом. Разумеется, в Ватикане это хорошо знают. Вот куда направлены «озабоченность», «горячее стремление» главы католической церкви! Впрочем, нас это не удивляет' ведь совсем недавно папа благословлял, к примеру, союз католиков и мусульман в Боснии против православных сербов. Там тоже была забота о «религиозном мире»... В своем письме глава католической церкви высказывается на удивление сходно с другими радетелями «религиозного мира» в России — американскими сенаторами и президентом США, отношения которых к православному христианству не вызывает сомнений. Понятно, что уверения в «полном доверии» и т. д., читаемые в письме, являются обычным политическим лицемерием. Из уст главы церкви обычно ждут другого. Но можно допустить, что уровень и обстоятельства, неведомые простым смертным, диктуют такой стиль. Но в письме из Ватикана поражает слишком откровенное игнорирование всякой реальности — как исторической, так и современной жизни России. Когда в письме выдающегося религиозного, христианского деятеля нет буквально ни слова правды, стоит задуматься. Католиков мы считаем своими братьями, и потому становится особенно страшно, когда читаешь этот документ. Что происходит с католицизмом? Куда заводит католиков тысячу лет назад совершившийся их отрыв от Православия? Папа римский заботится о католических обществах в России. Что можно прочно построить на неправде? Ни деньги, ни наемные радиопроповедники в православных рясах не помогут создать не то что духовную, — а сколько-нибудь устойчивую религиозную общину, если нет правды и черное называют белым Через некоторое время это станет очевидным, что подтверждает само содержание письма. По-видимому, ватиканские аналитики находятся в состоянии эйфории от успехов католицизма в разваливающейся России и им кажется, что в России уже полностью отсутствует сколько-нибудь мыслящий слой. Мнение Православной Церкви папу интересует меньше всего. Общественное мнение в России для них не существует и поэтому уже можно неслыханным пренебрежением к «населению» огромных территорий постараться перекраивать жизнь под мерки своих фантастических представлений. Мы имеем в виду мечтательную концепцию некоторых католических деятелей о роли большевизма в революционной России, который, будто бы является железной метлой Господа, призванной очистить Россию от «схизмы» для того, чтобы на расчищенном русском пространстве создалось бы, наконец, «истинное» — католическое христианство «обновленного» русского народа... Вот тогда, конечно, в российские законы внесут титулы римского папы! Но ничего подобного не происходит. Православная Церковь живет и возрастает в России с удивительной силой, почитая своих мучеников и исповедников и утверждаясь на незыблемых основах святоотеческого предания И трудности, которые создают нам братья-католики вкупе с сектами и всевозможными конфессиями, способствуют, на самом деле, оздоровлению Церкви, заставляя православных людей глубже изучать основы своей веры и ясно осознавать великие, ни с чем не сравнимые духовные ценности Царства не от мира сего, хранимые Православием Врата адовы не одолеют Церковь. Мы надеемся, что письмо папы римского российскому Президенту многим откроет глаза на подлинную роль католицизма в России.
ПРАВОСЛАВНОЕ ОБЩЕСТВО «РАДОНЕЖ» ПО ПОВОДУ ПИСЬМА ПАПЫ РИМСКОГО 11 июля 1997 года, Москва.
Ставшее достоянием общественности письмо Римского Папы Иоанна Павла II Президенту РФ Б Н. Ельцину с выражением «серьезной озабоченности» по поводу законопроекта «О свободе совести и религиозных объединениях», подписанное в Ватикане 24 июня 1997 года, не вызывает никаких других чувств, кроме крайнего возмущения По сути дела, Папа Римский оказывает прямое давление на высшую власть в России, вмешиваясь во внутренние дела нашего народа. В письме фактически ставится под сомнение способность представительной власти — Госдумы и Совета Федерации — принимать ответственные решения, касающиеся духовной жизни России, ее компетентность в международном праве и информированность о международных обязательствах России Объективно в письме заложено желание внести дополнительную напряженность в отношения Президента, Госдумы и Совета Федерации, тем самым обострить политическую обстановку в нашем обществе Иначе чем объяснить рекомендацию Президенту «быть бдительным и принять в нужный момент соответствующие решения», видимо пренебрегая мнением своего народа, выраженным Парламентом и Советом Федерации абсолютным большинством голосов! Письмо исполнено недобросовестной и демагогической аргументации, недостойной христианина и тем более предстоятеля католической церкви. В законопроекте даже усмотрена «реальная угроза выживанию католической церкви в России», выражается сомнение в том, что светские власти способны обеспечить безопасность (!!!) российским католикам. Но самое возмутительное — это претензии Папы на признание за католиками статуса «традиционной религии» в России со ссылкой на «вековое присутствие католической церкви» и ее деятельность в нашей стране. Кому, как не Папе, знать, что именно католический мир во все века развязывал религиозные завоевательные войны против Православия и России? Именно сопротивлением католической экспансии памятны подвиги святого благоверного князя Александра Невского русскому народу. Кому, как не Иоанну Павлу II, поляку по происхождению, знать о том, как насилием и кровью насаждалось Польско-Литовским государством католичество на землях Западной Украины. Начало этой эпохе религиозного разбоя положила Брестская уния, 400-летний юбилей которой Ватикан шумно отмечал в прошлом году. Очевидно, именно это Рим сегодня называет традицией, забыв, что Христианству на Руси исполнилось отнюдь не 400, а 1000 лет. Кроме того, недоумение вызывает попытка Рима апеллировать к исторической традиции в свете недавнего расчленения России после крушения советской системы в 1991 году. Области Западной Руси, где еще можно говорить о присутствии католического населения, сегодня отторгнуты от России, причем не без косвенного участия Рима. Так вправе ли Папа взывать к Президенту России по поводу католиков Белоруссии и Украины? О каких культуре и государственнообразуюших традициях может идти речь по отношению к католикам? О традициях прозелитизма и нынешнего религиозного геноцида по отношению к украинскому и белорусскому народу, о традициях кровавых войн крестоносцев против России, о традициях подрывной деятельности против Русского Государства, о традициях демагогического «братолюбия», свидетельством которого, в частности, является нынешнее письмо Папы?.. В силу всего сказанного заботы Папы о Российском законодательстве, которое должно стать «гарантом религиозного мира великой Российской нации», являются чистейшим лицемерием, за которым стоит желание навязать России законодательство, выгодное антироссийским силам, проводником которых позволил себе стать Папа. ОБ ОДНОМ «АВТОРИТЕТНОМ» ИЗДАНИИ РОССИЙСКИХ КАТОЛИКОВ
В рождественском, 46-м номере за 1997 год выпускаемой в Москве «Российской католической газеты "Свет Евангелия"» в рубрике «Уголок редактора» была помещена заметка под заголовком «Спасибо Церкви-сестре». Она сообщает о том, что католическое издание улучшило свои полиграфические характеристики и стало иметь более совершенный облик. Как указывается в статье, это стало возможным благодаря помощи «Церкви-сестры», то есть в переводе с языка Баламандской унии — Русской Православной Церкви. Газета в лице главного редактора Виктора Хруля также выразила свою благодарность Отделу внешних церковных сношений Московского Патриархата, его председателю — митрополиту Смоленскому и Калининградскому Кириллу и заместителю председателя Отдела — протоиерею Виктору Петлюченко за содействие в тиражировании католического издания, которое теперь будет «печататься в пять раз быстрее и намного дешевле, чем раньше». Дело в том, что, как следует из опубликованного в тексте статьи прошения главного редактора «Света Евангелия» В. Хруля на имя председателя ОВЦС МП, типография московского издательства «Пресса» была готова напечатать тираж католической газеты при условии, что им предъявят документ о том, что Русская Православная Церковь против этого не возражает. В связи с этим г-н Хруль обращался к митрополиту Кириллу с просьбой: «Если, не смотря на странность такой просьбы, Ваше Высокопреосвященство действительно не возражает против печати газеты в издательстве "Пресса", то мы просим оформить это мнение документально для предъявления по месту требования». Ответ редактору католической газеты прислал заместитель председателя ОВЦС протоиерей Виктор Петлюченко. О. Виктор совершенно справедливо заметил, что Русская Православная Церковь не может определять политику светского издательства. Однако далее он заявил: «Впрочем, зная Вашу газету как весьма авторитетное и информативное российское издание, полагаю, что "Свет Евангелия" имеет полное право печатать свой тираж в любом издательстве, изъявившем свое на это согласие, в том числе и в издательстве "Пресса"». Как говорит г-н Хруль, «этого короткого и дображелательного письма оказалось достаточно», чтобы типография приняла заказ. После прочтения заметки Виктора Хруля захотелось более подробно ознакомиться с «авторитетным российским изданием». Но так как 46-й, рождественский номер оказался почти целиком посвящен праздничной тематике, то пришлось обратиться к более «информативному» предыдущему — 45-му. Оставим в стороне вопрос о том, почему газета российских католиков выходит на русском языке, если Ватикан не раз утверждал, что в России он не преследует прозелитических целей, а окормляет исключительно представителей традиционно католических национальных меньшинств: немцев, поляков, литовцев и т. д. Правда, в перечне членов редколлегии газеты, за исключением двух священников, значатся исключительно русские фамилии: Аракчеев, Моисеев, Томаева. Среди авторов публикаций — та же картина: Михайлов, Юдин, Гаврилов, Сансарова, Чертанова, Лупандин, Титова и даже «священник византийского обряда Сергий Голованов». Хотя, конечно, статистическая выборка слишком мала, чтобы делать вывод о прозелитической активности Ватикана в России. Но давайте посмотрим, о чем же пишут русские католики. На страницах 45-го номера католической газеты, которую издательство «Пресса» отныне печатает «по благословению» о. Виктора Петлюченко, предлагается русскому читателю статья русского же автора Ивана Лупандина «Возможно ли было церковное объединение Руси с Римом в XIII веке?». Автор начинает свой очерк (кстати, это премьера рубрики «В зеркале истории») воспоминанием о том, как в 1207 г. папа Иннокентий III обратился к русским «схизматикам» с призывом воссоединиться с католическим Римом. При этом папа сравнивал Рим с Иерусалимом и Иудеей, а Русь с язычески неполноценной Самарией. Автор статьи напоминает, что имя папы Иннокентия означает «невинный», а аналогию римского понтифика насчет Самарии и Иерусалима надо понимать шире: Самария ведь отделилась от Иудеи вследствие жестокости и жадности царя Ровоама. Так что г-н Лупандин вполне следует правилам хорошего тона, принятым сегодня в Ватикане: они предусматривают непременные извинения и акты покаяния перед всеми, кто когда-то был обижен католиками (как известно, «пар костей не ломит»). Не совсем логично, но очень трогательно сокрушается автор о том, что жители Руси так и не простили «невинному» папе Иннокентию грубости легатов его предшественника — Льва IX, поведение которых, как известно, привело к расколу 1054 г. Далее у г-на Лупандина следует выдающаяся по своей смелости историческая мотивация призыва Иннокентия к русским, на который им, по мнению автора, стоило откликнуться: «на карту было поставлено будущее русских княжеств». А вот после этого католический публицист высказывает и вовсе эпохальное предположение: «Может быть, монгольское нашествие на Русь было карой Божьей за отказ примириться с Римом?..» О, неразумные русские летописцы, плакавшие на страницах своих летописей о том, что «по грехам нашим» Господь навел на Русь Батыевы полчища! Им бы вовремя догадаться, что все обстояло намного проще: признали бы русские, что единственным их грехом является отказ от папизма, и монголы, обойдя Русь стороной, ринулись бы на католическую Европу. Однако Иван Лупандин не какой-то там Иван, не помнящий родства, а русский патриот новой католической генерации. Он не может отказаться от истории своего Отечества, как бы ни были горьки ее страницы для убеждений доброго католика. Нужно только найти всему объяснение. Находится оно и для такого поступка святого благоверного князя Александра Невского, как отказ от унии с Римом. Оказывается, все дело в том, что в XIII в. в католическом богословии бытовало не совсем правильное определение папы как «викария Христа». Как считает г-н Лупандин, все стало на свои места после I Ватиканского собора 1870 г., когда папе дали определение как «наместнику св. апостола Петра». И хотя автор почему-то забывает упомянуть, что одновременно с указанным уточнением понятия[13] был принят догмат о папской непогрешимости, он уверен, что после I Ватикана русские стали постигать истинный смысл папства и массово переходить в католичество (очевидно, И. Лупандин пользовался какими-то новооткрытыми источниками по истории России). Модный покаянный пафос достигает у католического автора апогея в таком акте самобичевания: «Может быть, схизма в Церкви была попущена Богом для смирения папства, как и схизма в Израиле была попущена для смирения иудейских царей?» Впрочем, даже после этого все вернулось на круги своя — по-прежнему мы, православные, для Рима остаемся лишь «схизматиками». Однако статья г-на Лупандина отнюдь не единственный материал 45-го номера «Света Евангелия», призванный убедить нас наряду со знаменитым июльским, 1997 года, письмом Иоанна Павла II президенту Ельцину в том, что католицизм является для России одной из «традиционных религий» Целый разворот газеты отведен большой статье Алексея Юдина «Свобода совести есть...». Посвящена она наиболее именитым русским католикам XIX столетия — князю Гагарину и княгине Волконской. Весь материал г-на Юдина построен на контрасте. Ретроградам-славянофилам противопоставляются передовые западники, наиболее сознательные из которых, разумеется, дозрели до понимания необходимости перехода в католичество. По мнению автора, этим шагом они реализовывали на практике свою религиозную свободу, за которую боролись в затхлой атмосфере Российской империи. Ну, прямо-таки не хватает только знакомого с советской школьной скамьи ярлыка «тюрьмы народов». О степени дружелюбия католиков (как в веке прошлом, так и в нынешнем) по отношению к Православной Церкви и Российскому Отечеству может свидетельствовать, например, заголовок одного из разделов статьи А. Юдина' «Дон-Кихот русского католичества» против злого духа «византинизма». Эта глава, посвященная ксендзу-иезуиту князю Гагарину, полна глубоких психологических размышлений о его (и прочих прозелитов) мотивах перехода в католицизм. Разумеется, они исключительно возвышенны: «духовная свобода», «свобода Церкви в обществе», «потребность совести» и т. д. О барских причудах, столь свойственных натуре русских Рюриковичей, конечно, ни слова. Правда, г-н Юдин, живописуя внутренний мир русских католиков минувшего столетия, так увлекается, что в какой-то момент начинает, судя по всему, обобщать уже свой собственный опыт. Иначе как объяснить такой, например, полный анахронизма пассаж: «...их "правозащитная" деятельность становится ранними проблесками в понимании русским общественным сознанием того факта, что социальная направленность является неотъемлемой чертой христианского служения». Итак, тоскующего русского барина уже и в «правозащитники» записали. Но вот в какой-то момент автор вспоминает, что пишет он хотя и опять же не в прозелитических целях, но для русского, традиционно православного читателя. Поэтому в свойственной русским интеллигентам прошлого и нынешним католическим дипломатам извиняющейся манере Юдин пишет о своих предшественниках века XIX: «Было бы некорректно с позиций нашего сегодняшнего экуменического сознания пенять им на то, что Вселенскую Церковь Христову они отождествляли прежде всего с Церковью Католической в ущерб Православию. Таковы были границы понятия о Церкви в их время...». А в нынешнее? Может быть, автору незнакомы документы II Ватиканского собора или энциклика Иоанна Павла II «Да будут все едино», в которых отражено абсолютно то же самое понимание Вселенской Церкви и взгляд на православных как на схизматиков, которые, лишь соединившись с Римом, обретут церковную полноту? Или католик Алексей Юдин знаком с современной католической экклезиологией исключительно по ничего не значащим для Рима бумажкам типа Баламандского соглашения? Намерение представить в более выгодном свете русских католиков прошлого (а заодно и настоящего) приводит г-на Юдина порой к весьма оригинальным выводам. Например, таким: «...принятие католичества не становилось для русских забвением православия (правда, писать это слово они начинали с малой буквы в отличие от новоприобретенного исповедания. — АЦ СПГ), они приходили к единству с Римом с мучительными раздумьями о судьбе своей духовной матери — Российской Православной Церкви. Русские католики по-своему пытались осознать причины бедственного внутреннего состояния Православной Церкви, скрывающегося за ее господствующим положением в российском обществе». Следующий далее в статье поток сознания уже трудно дифференцировать и определить, что в нем принадлежит Гагарину, а что Юдину. Однако размах мысли и степень исторической достоверности не могут не поразить всякого «схизматика», взявшего в руки газету «Свет Евангелия»: «Именно "византинизм", то есть стремление обособить свою Церковь от вселенского предания в угоду национальной гордыне и собственным политическим интересам, и спровоцировал раскол между Церквами Рима и Константинополя. Дух церковного раскола, заразивший и Православную Церковь в России, является причиной ее многочисленных бед». Вот так, оказывается исключительно Византия и сменившая ее Российская империя с ее Православной Церковью повинны в расколе. А ведь даже г-н Лупандин в находящейся рядом статье робко признает, что грубовато поступили посланцы Льва IX, анафематствовавшие в Константинополе греков. Вот и у г-на Юдина тон статьи получился резковатым. Рвение новоначального русского прозелита, большего католика, чем сам папа, с точки зрения психологии вполне объяснимо. Но согласитесь, ведь даже официальный Ватикан сегодня со столь острыми обвинениями в адрес Православной Церкви старается не выступать. Иначе, навешивая направо и налево ярлыки, симпатий католицизму в России не обрести. В особенности же, если, подобно Юдину, вспоминать такие слова иезуита Гагарина: «...те, кто служат в России делу свободы, служат делу Католической Церкви, а те, кто служат здесь католическому делу, служат делу свободы». Согласитесь, но слово «свобода», порядком истасканное и опошленное теми, кто в «царство свободы» русский народ загонял пинками, к исходу XX века в России воспринимается по-особому. Все это может вернуть не к самым приятным для Рима воспоминаниям. Например, о том, как ликовал Ватикан после Октябрьского переворота в России, надеясь, что уничтожение большевиками Православия расчистит дорогу католицизму. Не поймут читающие статью г-на Юдина русские люди и приводимых в ней сетований католички Волконской об «удушливости нравственной атмосферы» в России в XIX столетии. Не поймут, потому что даже в духовно запустевшей за годы большевистского безбожия стране помнят имена совершавших тогда свой подвиг преподобных Серафима Саровского и Амвросия Оптинского, святителей Игнатия Брянчанинова и Феофана Затворника, великого чудотворца отца Иоанна Кронштадтского. Да и великая русская литература XIX столетия с именами Пушкина, Гоголя, Достоевского и многих других гениев свидетельствует о том, что можно было и в то время найти силам своей души более достойное применение, чем подобное Хаму охаивание Отечества и Русской Православной Церкви, понятий всегда одинаково святых и дорогих для русского человека. Завершает 45-й номер «российской католической газеты» публикация письма, которое, надо сказать, способно породить еще больше сомнений относительно искренности позиции официального Ватикана, неоднократно осуждавшего на словах католический прозелитизм в православных странах. С посланием к редакции газеты обращается католический «священник византийского обряда» из Омска Сергий Голованов. Он выражает свою досаду по поводу того, что газета практически не публикует материалов, имеющих отношение к проблеме униатства, дискриминируя греко-католиков. Быть может, это связано именно с серьезным намерением Ватикана отказаться от практики «восточного обряда» в России, чтобы не осложнять отношений с Русской Православной Церковью? Увы, нет. Из письма о. Голованова мы можем узнать о том, что униатские общины существуют на территории России, главным образом в Сибири. Приходы «византийского обряда», по словам священника-униата, действуют отнюдь не подпольно-самостийно, а с благословения и в юрисдикции апостольских администраторов для российских католиков. Так что заговор молчания вокруг греко-католиков России скорее похож на умелый прием по сокрытию прозелитической деятельности Ватикана, чем продекларированный в Баламанде отказ католической церкви от униатского метода. Вот такой характер имеют материалы из одного лишь, наугад взятого номера газеты «Свет Евангелия». О степени их благожелательности по отношению к Православию и России вывод сделать нетрудно. И едва ли он совпадет с тем отзывом, который дал католической газете о. Виктор Петлюченко. К сожалению, приходится констатировать, что московская типография по отношению к недружелюбному изданию проявила больше благоразумной предосторожности, чем заместитель председателя ОВЦС. АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЦЕНТР СОЮЗА ПРАВОСЛАВНЫХ ГРАЖДАН («Радонеж». 1998. №1-2)
|
Последнее изменение этой страницы: 2019-06-20; Просмотров: 282; Нарушение авторского права страницы