Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
БАГРАТИОНИ—БАДЕНСКАЯ ШКОЛА 121
учебных заведений и церкви Грузии. Б.— автор трактатов «Спекали» («Драгоценные камни», 1752), «Категории»1 (1767). Перевел с русского на груз, язык ряд работ Ф.-Х. Баумейстера, X. Вольфа и др., снабдив переводы своими комментариями. Б. рассматривал общие понятия как результаты обобщения многочисл. конкретных явлений, доказывал необходимость связи чувств и мышления, проповедовал свободу воли. Б. критиковал богословское толкование вопросов логики и философии, данное Иоанном Дамаскином. Б. стремился создать единую идеали-стич. систему, сочетая идеи Платона и Аристотеля с философией Порфирия и Прокла. Значит, влияние на Б. оказали труды Петрици. С(Ч.: абфспБ I, jacnop^ojp> bo, ЗЪа ^ДСЪЗЗЗСГЗ^' (•)03" СГП Ьо, 1892; Э о Ь о g 3, ^утооР^-Ьофуз^" ^, ot< So(" > oUo, 1853; 3 о b о 3 3' JopjOT£ )p*> o србоЭ^фо^а, cnooc^obo, 1885; на рус.яз.— Спекали, в дисс: Р о г а в а А., Спекали Антония Первого, Тб., 1946 (приведен текст). Лит: Каландаришвили Г. М., Очерки по истории логики в Грузии, [2 изд. ], Тб., 1955. 5^]Q" j2iodn 'с!., по6со£ )£ ^о cgop^mbcocgoob оЬфгоРпо, ф. 2, coiop^obo, 1958; J0J0 СГ0с'Э J-> ^ЗЗСГ" Ja& ojJC'r Зуд^сГ< п2> оЬ оЬфрх^об, go3., ф. 1, cooop^obo, 1951; pS р> д ■: > -oi о., b^b-b^bco. ас& С)СПГ" пйо Л^Л^СГЗ оз0^ °^ Ь-ьооЬ Злрэотр^- ^оЬл.сл'Эо С? й йбф^б ^0(^ЗЗСГ0» споор^оЬо, 1950. Т. Нукава. Тбилиси. БАГРАТИОНИ, Давид (1 июля 1767—13 мая 1819)— груз. гос. деятель, писатель и ученый; царевич. Лишенный права престолонаследия, в 1803 переселился в Россию. Б. иронически отзывался о религии, выступал против суеверий, считая предметом научного исследования веществ, мир («Сокращенная физика»2, написана в 1817—18). Изменение и движение тел он сводил к соединению и разъединению атомов, из к-рых состоят тела. Отрицая границу деления тел, он считал атомы сложными по составу. Сильное влияние на Б. оказал Вольтер, к-рого он называл своим учителем. Б. принадлежат переводы соч. «О рождестве» Вольтера и работы «О духе законов»3 Монтескье (1814). Эту работу Монтескье Б. называл «лучшим произведением в Европе». Соч.: CM. JoAjodg g., гроЗ" < " oojpjo^omGo few ЗоЬо „'ЗлЗроjс^°д2> ^)< ^о ajobojo", cnoop^obo, 1954; 9 о b о 3 3, EopSj-333°- оЬфр*Аоо, (ЬгаЗдо^Ьо Q^n^pQUob ^& j333°> федор^о-bo, 18Э0. На рус. яз.—Краткая история о Грузии со времен первого во оной населения, СПБ, 1805; Краткая история Грузии, Тифлис, 1893. Лит.: Каландаришвили Г. М., Очерки по истории логики в Грузии, [2изд.), Тб., 1955. ^оАсОЗЗСГ0 ЗлобоЗ^эЬо, О^З^ПСГ0» 0700£ «оЬо, 1951; р> £ ] Ь с> d 3 (*)■ > 2? < > 3ОСО оафгобо'Эз0^0 ср^ ЗоЬо с^офз- ^ФЭ-^СГ0 ^3^J3o(? (^3cn^0> '? 2г^° »CГ0(ЬЗ(^:, (ЬLl(^iC]1^, 0 ^°3~ ЬоБо". спЬор^оЬо, 1943; оЬосгой& о п^., з^СГСЬЗ^о^соос) Ь^сЛтззСГ01'^0- ^U< 4, J333°> (5°3°СГ0^0' 1933. Т. Нукава. Тбилиси. БАГРАТИОНИ, Иоанн (Иоанн царевич) (16 мая 1768—15 февр. 1830)— груз, мыслитель, сын последнего груз. царя. В 1801 переселился в Петербург. В соч. «Путешествие, или Хождение Ионы Иеромонаха» (написано в 1813—28, известно в груз, лит-ре под назв. «Калмасоба»4, 1862—67, тоже, т. 1—2, 1936— 1948; рус. пер.— «Калмасоба, или Хождение по сбору», 1945) Б. дает сведения из различных областей знания, используя для этой цели как груз, филос. лит-ру(про- изведения И Петрици, Д. Багратиони, архимандрита Гаиоса и др.), так и переводы работ Прокла, Давида Анахта, Аммония Саккаса, Иоанна Дамаскина, Ф.-Х. Баумейстера и др. Социальные и филос. взгляды Б. изложены также в неопубликов. трактатах «Об урегулировании государственного правления» 5 (1799) и «Силы духа»6 (1824), в предисловии и примечаниях к его переводу «Логики»7 Кондильяка (хранится в рукописи в Музее им. Джанашиа АН Груз. ССР). Примыкая к неоплатонизму Петрици, Б. признавал бога основоначалом мира; душу как божеств.начало в человеке он считал вечной и неизменной. Наряду с этим, утверждая возможность познания мира, Б. тяготел к эмпиризму, материалистически интерпретировал отд. вопросы логики (рассмотрение суждений как отражения отношений между вещами объективного мира). Он высмеивал порочность клерикалов, невежество и деспотизм правящих кругов, но, являясь сторонником улучшения существующих классовых и имуществ. отношений путем нек-рых реформ, видел в просвещении одно из осн. средств оздоровления и процветания общества. Лит.: Каландаришвили Г. М., Очерки по истории логики в Грузии, |2 изд.], Тб., 1955. б£ )ОП< Ь°^3 'Э., ^оАот^^о ojo^obpjcgoob оЬфрз- рэо-s, ф. 2, отЬор^оЬо, 1958; j ^) j д до от., 6йР1^ззЗЗ^° 19 bo£ ), i£ )6ob Зоо^ззс^о БсзЬзз^оЬ ^арэот^р^о ЬдЪсл^ср^з*-1^0-Зо сро> «goo^cnbrncgo^Ao c^pSob оЬфр> Аоо(Оо(э, отоо^оЬо, 1956; (о ра 6 ср £ ) о Зч jop^> 3obcaoo, P)P}£ p> pSq угасодпЬслз^З'" 100'0 З^ЗСГЗ^ ^ЗЗС Ьл^о& отззс^^'Зо, отоор^оЬо, 1949; pS £ ) b j-d 3 сЬч J^otot^jp^o з^^Ьо „£ dPj£ t> o3d3^P^o bab" ob" С^ФЗ^Л^З" р'ю'Зо, m& o^obo, 1939; Oopbo> 3od3 о., 0^*3063 oa^piko^o-p^ob oopt-jpSoctjoopooG. ^2, -*Бо: б-ьбоЗЭЗЗ& о ^opSco^p^o p^o^qpS-s-^)^)pSob оЬфр1Р? оо(рс> Е>. 3. cnoop^obo, 1952; Б о ф pS пЪ q o- СГ ° & ■ > с^офЗ^Ф^^с)^0 ЗФ°£ 3£? 3^°> отоор^оЬо, 1941. Т. Кукат. Тбилиси. БАДЕНСКАЯ ШКОЛА (также фрейбург-с к а я школ а)— одно из осн. направлений субъек-тивно-идеалистич. неокантианства конца 19 и нач. 20 вв. (Германия). Главные ее представители—Вин-делъбанд и Риккерт — преподавали в нем. ун-тах (земли Баден, откуда название школы) во Фрейбурге и Гей-дельберге. Осн. положения философии Б. ш. были впервые изложены в работах ее родоначальника Вин-дельбанда (W. Windelband, Praludien, Aufsatze und Reden zur Einleitung in die Philosophie, 1884, рус. пер.— Прелюдии, 1904, и др.), а затем более детально разработаны в трудах Риккерта (Н. Rickert, Der Ge-genstand der Erkenntnis. Ein Beitragzum Problem der philosophischen Transzendenz, 1892, рус. пер.— Введение в трансцендентальную философию, 1904; Die Gren-zen der naturwissenschaitlichen Begriffsbildung..., H. 1—2, 1896—1902, рус. пер.— Границы естественнонаучного образования понятий, 1903). Поэтому филос. учение Б. ш. чаще всего связывают с именем Риккерта, имея в виду гл. обр. его историч. теорию. Критикуя Канта «справа», Б. ш. устранила из его учения материалистич. элементы и развила его априоризм (см. Априори). Неокантианцы Б. ш. рассматривают философию как науку о должном, как критич. науку об «общечеловеческих ценностях». Отвлекаясь от объективно существующей материальной действительности, а также от всего того, что присуще обществ, человеку, его действительному индивидуальному сознанию, они конструировали некое сверхинди- 122 БАЗАР—БАЗИС И НАДСТРОЙКА видуальное абстрактное человеч. «сознание вообще», являющееся условием всякого познания. Абстракция «сознания вообще» находится по ту сторону всех возможных объектов и субъектов, в мире нравств. долженствования и абсолютных ценностей; она есть «предельное понятие», идеал, к-рым якобы надо руководствоваться как в теоретич., так и в практич. деятельности. Однако абсолютные ценности и идеалы, направляя деятельность человека к достижению прогресса, совершенного гос. устройства, вечного мира и т. д., не гарантируют их осуществления, ибо мир должного, являясь противоположностью существующего, никогда не может найти в нем своего завершения. В идеалистич. философии Б.ш. особое место занимает ее методология. Развивая кантовскую антитезу бытия и долженствования и положение Канта о принципиальном различии между естествознанием и моральной философией, Б. ш. предложила классификацию наук не по их предмету, а по методу исследования. Естествознание и история имеют дело с единым предметом — чувственно данной действительностью и ее бесконечным множеством предметов и признаков. Согласно Б. ш., естествознание путем изучения постоянно повторяющихся связей и отношений образует понятия с безусловно общим содержанием, т. е. законы действительности («генерализирующий» метод). История же может дать только описание однократного, неповторяющегося события, к-рое в силу его своеобразия невозможно подвести под понятие «закон» («индивидуализирующий» метод). Историч. теория Б. ш. представляет собой попытку обоснования субъективного метода в социологии; она проповедует социологич. агностицизм, практически отрицая возможность познания объективных законов историч. действительности. Последователями Б.ш. в Германии были: X. Зиг-варт, Э. Ласк, Г. Мюнстерберг, И. Кон, Б. Христиан-сен, Р. Кронер, Г. Мейер, М. Вебер и др.; в дорево-люц. России — Б. Кистяковский, С. Гессен, Б. Яко-венко; в СССР— историк Д. Петрушевский. «Философия ценностей» Б.ш. и особенно ее методология пользуются значит, влиянием в совр. бурж. социологии и историч. науке (К. Шульц, В. Таймер, Г. Риттер — в Зап. Германии, и др.). Социологич. агностицизм Б.ш. используется бурж. и правосоциалистич. теоретиками в идеологич. борьбе против марксизма и революц. рабочего движения. В. Таймер и др. не скрывают субъективистского характера историч. теории Б. ш., они открыто говорят о том, что в исследовании нужно из всего многообразия обществ, явлений выбирать лишь то, что «нас интересует», что имеет отношение к «нашим актуальным проблемам, к нашим желаниям и ценностям». Совр. последователи Б. ш., 'развивая традиционную для неокантианства «критическую» интерпретацию Канта, приходят к открытому волюнтаризму, утверждающему решающую роль субъективной воли и идеалов в определении обществ, деятельности человека. Лит.: Плеханов Г. В., О книге В. Виндельбанда, Соч., т. 17, М., 1925, с. 155—59; его те, О книге Г. Рик-керта. там же, с. 188—93; Аксельрод Л. И., Критика основ буржуазного обществоведения и материалистическое понимание истории, вып. 1, Ив.-Вози., 1924; А с м у с В. Ф., Маркс и буржуазный историзм, М.— Л., 1933; Ситков-ский А., Неокантианство, в кн.: Из истории философии XIX века, [M.j, 1933; Г р и г о р ь я н Б. Т., О современном неокантианстве. «Вопр. философии», 1957, № 4, См. также литературу при статьях Неокантианство и Аксиология. Б. Григорьян. Москва. БАЗАР (Bazard), Сент-Аман (19 септ. 1791—29 июля 1832) — франц. утопия, социалист, последователь Сен-Симона, главный теоретик сен-симониз-ма. Республиканец по своим политич. убеждениям, Б. в годы Реставрации издавал газ. «Аристарх» («L'Aristarque»), являясь одновременно одним из ор- ганизаторов революц.-демократич. тайных об-в — «Друзей истины» («Amis de la verile») и карбонариев. За участие в восстании в Кольмаре и Бсльфоре Б. был заочно приговорен к смертной казни (1821). В 1825 он познакомился с учениками Сен-Симона и занял среди них руководящее положение. В 1825—27 активно сотрудничал в жури. «Производитель» («Le Рго-ducteur»). В 1828—30 Б. прочитал цикл публичных лекций, в к-рых по поручению сон-симонистской школы дал систематич. изложение ее учения. Это изложение было вскоре опубликовано в «Doctrine de Saint-Simon. Exposition» (1830, рус. пер. — Изложение учения Сен-Симона, под ред. и с коммент. Э. А. Желубовской. Вступ. ст. В. П. Волгина, М.— Л., 1947). Б. способствовал развитию со-циалистич. тенденций сен-симонизма. В дальнейшем сотрудничал в журн. «Организатор» («L'Organisateur», 1829) и «Земной шар» («Le Globe», 1831). С превращением сен-симонистской школы в религ. общину был провозглашен наряду с Анфантеном ее «верховным отцом». При расколе сен-симопизма (1831)Б., не согласный со взглядами Анфантена на религию, брак и семью, вышел из общины, уединился в деревне и попытался изложить свои взгляды в неоконч. соч. «Рассуждения о морали, политике и религии» («Discussions morales, politiques et religieuses», 1832). Лит.: Волгин В. П., Сен-Симон и сен-симонизм, М.—Л., 1924; S p u h 1 е г W., Saint-Simonismns. Le'ire una Leben von S.-A. Bazard, Z., 1926. И Зилъберфарб. Москва. БАЗАРОВ (псевд. Руднева, Владимира Александровича) [27 июля (8 авг.) 1874 — 16 сент. 1939] - -рус. философ и экономист, социал-демократ. Во время революции 1905—07 примыкал к большевикам. В годы реакции отошел от большевизма, пропагандировал богостроительство («„Богоискательство" и „богостроительство" » — «Вершины», 1909, кп. 1) и эмпириокритицизм («Мистицизм и реализм нашего времени» — сб. «Очерки по философии марксизма», 1908), защищал «третью линию» в философии («На два фронта», СПБ, 1910). Ленин, разоблачивший в «Материализме и эмпириокритицизме» базаровскую фальсификацию марксизма, назвал его «полуберклсанцем, полуюми-стом махистской секты» (Соч., 4 изд., т. 14, с. 98). В 1917—19 Б. занимал меньшевистскую позицию, в последующие годы работал в плановых органах (см. С. Г. Струмилин, На плановом фронте, М., 1958). В последние годы жизни Б. занимался переводами художеств, и филос. лит-ры. Вместе с И. Скворцо-вым-Степановым Б. участвовал в переводе «Капитала» Маркса (т. 1—3, 1907—09). Соч.: Авторитарная метафизика и автономная личность, в сб.: Очерки реалистического мировоззрения, СПБ, 1904; Анархический коммунизм и марксизм, СПВ, 19 06; Материал коллективного опыта и организующие его формы, в кн.: Очерки философии коллективизма, сб. 1, 1909; [Предисловие] к книге Б у т р у Э., Наука и религия, СПБ, 1910; О философии действия, «Современник», 1913, № 6, 7, 10; Судьбы русского «идеализма» зэ последнее десятилетие, в сб.: Из истории новейшей русской литературы, М., 1910. Лга.: Левин В. И., Марксизм и ревизионизм, Соч., БАЗИС И НАДСТРОЙКА (от греч. pcbis-основание)-основные понятия исторического материализма, марксистского понимания общества. Великая историческая заслуга Маркса и Энгельса состояла в том, что они из всей совокупности общественных отношений, образующих данное общество, выделили отношения материальные как реальный базис, основание общества, а идеологические общественные отношения рассматривали как надстройку, вырастающую на данном базисе и им обусловленную. Основная идея исторического материализма, пишет Ленин, «состояла в том, что общественные отношения делятся на материальные и идеологические. Последние представляют собой лишь надстройку над первыми» (Соч., 4 изд., т. 1, с. 134). БАЗИС И НАДСТРОЙКА 123 Классическую формулировку базиса и надстройки и их взаимоотношений Маркс дал в знаменитом предисловии к книге «К критике политической экономии» (1859). Маркс писал в этом предисловии: «В общественном производстве своей жизни люди вступают в определенные, необходимые, от их воли не зависящие отношения—производственные отношения, которые соответствуют определенной ступени развития их материальных производительных сил. Совокупность этих производственных отношений составляет экономическую структуру общества, реальный базис, на котором возвышается юридическая и политическая надстройка и которому соответствуют определенные формы общественного сознания» (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 13, с. 6—7). Таким образом, под экономическим базисом общества Маркс понимает совокупность исторически определенных производственных отношений, составляющих экономическую структуру данного общества. А под над-' стройкой Маркс понимает прежде всего государство и право, а также такие формы общественного сознания, ] как мораль, религия, философия, искусство, полити-j ческую и правовую формы сознания. Идеалисты всех направлений видят определяющее основание общества, его базис в тех или иных общественных идеях, формах общественного сознания или в таких политических учреждениях и общественных институтах, как государство или право. Но рассматривать так общественные отношения, общественные явления—значит ставить их на голову, -извращать их действительную связь. Исторический материализм исходит из того, что люди, прежде чем заниматься наукой, религией, философией, искусством, политикой, должны пить, есть, одеваться, иметь жилище, а для этого они должны заниматься производством. Производство материальных благ, необходимых для жизни, и орудий производства есть изначальный исторический акт, лежащий в основе превращения стада человекоподобных предков наших в человеческое общество, в осневе всей общественной, исторической жизни людей. Производство материальных благ всегда носило и носит общественный характер. Занимаясь производством материальных благ, люди становятся в определенные отношения не только к природе, но и друг к другу. Эти отношения людей в процессе производства — экономические или производственные отношения — складываются независимо от воли людей. Их характер всегда обусловливается состоянием материальных производительных сил. Совокупность исторически определенных производственных отношений, составляющих экономическую структуру данного общества, потому является базисом, основанием всякого общества, что именно они обусловливают собой характер, природу государства (политическую надстройку), право (или правовую надстройку), общественные взгляды людей, идеи: нравственные, религиозные, философские, художественные, политические и соответствующие этим взглядам учреждения. Характерные особенности экономического базиса заключаются в том, что он, во-первых, носит исторически изменяющийся характер. Изменение базиса вызывается и обусловливается изменением характера производительных сил общества. Исторически определенный базис определяет собой характер, тип общественной надстройки. Переворот в экономическом строе (то есть базисе) данного общества вызывает изменение, переворот во всей общественной надстройке. Характеризуя этот процесс, Маркс пишет в указанном выше предисловии к «К критике политической экономии»: «На известной ступени своего развития материальные производительные силы общества приходят в противоречие с существующими производственными отно- шениями, или — что является только юридическим выражением последних— с отношениями собственности, внутри которых они до сих пор развивались. Из форм развития производительных сил эти отношения превращаются в их оковы. Тогда наступает эпоха социальной революции. С изменением экономической основы более или менее быстро происходит переворот во всей громадной надстройке. При рассмотрении таких переворотов необходимо всегда отличать материальный, с естественнонаучной точностью констатируемый, переворот в экономических условиях производства от юридических, политических, религиозных, художественных или философских, короче—от идеологических форм, в которых люди сознают этот конфликт и борются за его разрешение» (там же, с. 7). Общественная надстройка потому называется «надстройкой», что она вызывается к жизни и обусловливается базисом. Каждая исторически определенная надстройка имеет свой базис. Каков базис — такова и надстройка данного общества. Как и базис, она также имеет исторический характер. Капиталистическому базису, его природе, характеру соответствует и определенная, им обусловленная, надстройка: буржуазное государство, буржуазное право, господство в обществе буржуазных политических, правовых, религиозных, нравственных, философских, художественных взглядов. В социалистическом обществе его экономическому базису соответствует социалистическая надстройка, то есть социалистическое государство, социалистическое право, социалистические, политические, правовые, нравственные, философские и художественные взгляды, господство социалистической идеологии в целом. Надстройка в классовом обществе, естественно, носит классовый характер. Это значит, что государство, право, общественные идеи, составляющие надстройку, имеют классовый характер В силу антагонистической природы базиса таких формаций, как рабство, феодализм, капитализм, и в самой надстройке также отражается этот антагонизм. Так, напр., в капиталистическом обществе его базис основан на эксплуатации пролетариата буржуазией, на антагонизме этих двух классов. В области идеологической надстройки капиталистического общества это получает отражение в существовании наряду с господствующей в этом обществе буржуазной идеологией социалистической идеологии рабочего класса; она, в качестве теории научного коммунизма, создается идеологами пролетариата, но вместе с тем она является выражением антагонизма капиталистического общества, антагонизма, коренящегося в его способе производства, в капиталистических производственных отношениях. Процесс возникновения и развития общественных идей — сложный и часто противоречивый процесс; эти идеи, а также и соответствующие им учреждения не появляются на свет как автоматический рефлекс базиса, экономики. Экономика ничего из себя, никаких ни философских, ни религиозных, ни нравственных, ни эстетических и политических идей не создает. Идеи и учреждения (как, впрочем, и сами экономические отношения) создают люди. Но создают они эти общественные идеи не по произволу, а в соответствии с существующими общественными, прежде всего экономическими, условиями (т. е. базисом) и общественными законами. Над этими людьми часто господствуют традиции прошлых поколений. Разрыв с этими традициями происходит у передовых классов под влиянием общественных, прежде всего экономических, условий и противоречий. В развитии общественных идей существует относительная самостоятельность. Лишь в конечном счете философские, эстетические, моральные, религиозные и др. идеи определяются 124 БАЗИС И НАДСТРОЙКА экономическим базисом. А непосредственно на их возникновение и изменение оказывают влияние предшествующие идеи, а также идеологическая и политическая борьба классов, партий. Между базисом и надстройкой существуют отношения не только причины и следствия. Их связь носит диалектический характер. Раз возникнув на определенном базисе, надстройка начинает оказывать обратное воздействие на породивший ее базис и развитие общества в целом. При этом взаимодействии определяющую роль, конечно, играет базис. Обратное воздействие надстройки имеет различный характер. Прогрессивная надстройка способствует своему базису и данному обществу оформиться, укрепиться, развиться. Реакционная надстройка охраняет незыблемость своего реакционного базиса, тормозит развитие производительных сил. В известные исторические периоды наблюдаются и такие факты, что данная надстройка еще способствует развитию общества в одном отношении, одних его сторон и тормозит развитие других его элементов, сторон, процессов. Ф. Энгельс, характеризуя роль государства как политической надстройки, пишет: «Обратное действие государственной власти на экономическое развитие может быть троякого рода. Она может действовать в том же направлении, — тогда дело идет быстрее; она может действовать против экономического развития, — тогда в настоящее время у каждого крупного народа она терпит крах через известный промежуток времени; или она может ставить экономическому развитию в определенных направлениях преграды и толкать вперед в других направлениях. Этот случай сводится, в конце концов, к одному из предыдущих. Но ясно, что во втором и третьем случаях политическая власть может причинить экономическому развитию величайший вред и может породить растрату сил и материала в массовом количестве» (Маркс К. и Энгельс Ф., Избр. письма, 1953, с. 427-28). То, что здесь сказано о роли государства, это можно сказать о роли надстройки в целом, поскольку речь идет о предшествующих социалистическому обществу формациях. Надстройка, таким образом, всегда играет активную роль в обществе. Буржуазное государство и право, буржуазные общественные идеи защищают буржуазное общество, его устои. Буржуазные политические и правовые идеи и учреждения, вся буржуазная надстройка — это мощное орудие буржуазии в классовой борьбе против классов угнетенных. Противостоящие господствующим в буржуазном обществе идеям и учреждениям революционные идеи и учреждения рабочего класса (партия, профсоюзы) направлены против буржуазного базиса и господствующих буржуазных идей и учреждений. Условия возникновения социалистического базиса и социалистической надстройки своеобразны, специфичны, как специфично возникновение социалистического общества по сравнению с капитализмом. Экономический базис социализма не возникает и не может возникнуть в недрах капитализма. Необходимыми условиями возникновения социалистического базиса являются: 1) современные производительные силы и конфликт их с капиталистическими производственными отношениями; 2) социалистическая революция и диктатура пролетариата. Социалистическая надстройка в виде пролетарского государства и права, марксистско-ленинских социалистических идей помогает оформиться и укрепиться своему социалистическому базису. Социалистическая надстройка защищает свой базис, всемерно содействует его всестороннему развитию. Несмотря на некоторую специфичность возникновения социалистического базиса и социалистической над- стройки, обусловленность последней первым сохраняется и здесь. Рабочий класс, носитель социалистических производственных отношений, есть результат экономики капитализма. Его идеи, взгляды, мировоззрение возникают как выражение его положения в ка-питалистич. обществе и в результате конфликта в капиталистическом способе производства. Без рабочего класса не могла возникнуть социалистическая революция и диктатура пролетариата. Далее. Социалистическая надстройка в условиях социализма отражает социалистический базис, им обусловлена. Развитие социалистической экономики, ее изменение и здесь вызывают соответствующее изменение в надстройке. Капиталистическая надстройка, как и капиталистический базис, уже давно стали реакционными. Они являются силой, задерживающей общественный прогресс. Буржуазные идеи оправдывают и защищают экономический, социальный и политический гнет, национальное и расовое неравенство и порабощение, оправдывают и освящают империалистические войны. В противоположность капита-листич. базису и надстройке, социалистический базис и социалистическая надстройка прогрессивны, революционны. Они являются движущей силой поступательного развития общества. Вслед за победой социалистического способа произ-ва в социалистическом обществе утверждаются, начинают действовать (наряду с общими законами, свойственными всем формациям) свои специфич. закономерности развития, характеризующие новую природу и новый характер движения этого общества. Соответственно, здесь, в условиях социализма, возрастает роль политич. и идеологич. надстройки. В капиталистич. обществе экономика и ее законы действуют стихийно. В условиях социализма роль Советского государства, Коммунистической партии, роль марксистско-ленинской теории и социалистическое сознание масс — социалистическая общественная надстройка в целом, играют великую мобилизующую, организующую, направляющую роль. Стихийному развитию на смену приходит развитие осознанное. Из царства слепой необходимости осуществляется скачок в царство свободы. Социалистическая надстройка изменяется, развивается вслед за развитием и в соответствии с развитием социалистического базиса. Так, в ходе общественного развития отмирают одни функции социалистического государства (напр., функция подавления эксплуататоров) и получают развитие функции организационно-хозяйственные, культурно-воспитательные, а также функция защиты социалистической Родины от империалистических сил. Социалистическая надстройка является активным и могучим орудием строительства коммунистического общества. В период развернутого строительства коммунизма возрастает роль Коммунистической партии, коммунистического сознания, роль убеждения, роль морального, идейного начала во всей общественной жизни. Сохраняющиеся еще в условиях социалистического общества родимые пятна, пережитки сознания старого общества мешают, тормозят развитие общества, строительство коммунизма. Поэтому преодоление пережитков капитализма в сознании людей, коммунистическое воспитание их является важнейшим условием строительства коммунизма, формирования нового человека. Чем выше коммунистическая сознательность народа* тем успешнее будет происходить строительство коммунистического общества. По вопросу о базисе в марксистской литературе высказывались неправильные взгляды, отождествлявшие базис со способом производства. Но это несколько различные, не совпадающие друг с другом категории. По вопросу о надстройке в работе И. В. Сталина |
Последнее изменение этой страницы: 2019-06-19; Просмотров: 197; Нарушение авторского права страницы