Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
ДИАЛЕКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛИЗМ 495
В Декларации Совещания представителей коммунистич. и рабочих партий социалистнч. стран, состоявшегося в Москве 14—16 ноября 1957, сказано: «Если марксистская политическая партия при рассмотрении вопросов исходит не из диалектики и материализма, то это приведет к возникновению односторонности и субъективизма, к закостенению мысли, к отрыву от практики и к потере способности давать соответствующий анализ вещам и явлениям, к ревизионистским или догматическим ошибкам и к ошибкам в политике». Материалистич. диалектика — это не только метод познания мира, но и метод его революц. преобразования. Она вооружает рабочий класс, марксистские партии могучим средством познания и революц. преобразования мира. Она дает возможность проникнуть в сущность явлений, вскрыть их внутр. противоречия, уловить тенденцию их развития, правильно выбрать средства для осуществления задач, поставленных ходом обществ, истории. Материалистич. диалектика повелительно требует активного, действенного, творч. отношения к миру, к жизни. В труде, в классовой борьбе, в науч. работе, в художеств, творчестве, в организаторской деятельности, в развернутом строительстве коммунизма проверяется, реализуется и оттачивается лезвие диалектич. метода. Наши великие, изумившие весь мир открытия в науке и изобретения в технике (спутники и космич. корабли), превосходство сов. науки во многих областях есть результат социалистич. обществ, строя и вместе с тем результат превосходства диалектико-материалистич. мировоззрения и метода, являющихся путеводной звездой для сов. ученых. Великая роль материалистической диалектики как метода мышления и руководства в практической деятельности заключается в том, что она является необходимым условием глубокого научного предвиде-н и я. Маркс и Энгельс еще в период восходящего развития капитализма предсказали его неизбежную гибель в результате присущих ему внутр. противоречий. Более полувека тому назад Ленин предвидел, что в связи с перемещением центра мирового революц. движения на восток, русский пролетариат станет в авангарде социалистич. революции. В период первой мировой войны Ленин предвидел возможность победы социализма первоначально в одной или нескольких странах. Все эти предсказания оправдались, поскольку они были основаны на науч. познании законов развития общества. Напротив, бесчисленные «предсказания» бурж. политиков, социологов, философов о неизбежности гибели социализма, о наступлении нового расцвета капитализма позорно провалились, поскольку бурж. идеологи игнорируют законы реальной истории и выдают желаемое за действительное. Одной из важнейших черт марксистско-ленинской философии является ее подлинный гуманизм. Она несовместима со всевозможными проявлениями человеконенавистничества, унижениями человеческого достоинства, столь характерными для идеологии совр. империализма, особенно в его отношении к народам колоний и полуколоний. Марксизм-ленинизм проникнут глубокой верой в безграничные силы и возможности человека, преобразующего окружающий мир и свою собственную природу. Задача, к-рую ставит марксистско-ленинская философия, — это теоретич. разработка нрактич. путей создания для всех людей на земле подлинно человеч. условий жизни —коммунизма, удовлетворяющих самым высоким гумани-стич. идеалам. С научно обоснованной верой в революц. возможности человека связана такая существенная черта марксистско-ленинской философии, как ее оптимизм. Она вся от начала до конца противостоит бурж. мировоззрению с его проповедью уныния, расслабленности, бессилия и печали, пессимизма, безнадежности, неверия в будущее. В противоположность бурж. мировоззрению марксистская философия ставит разум человека на прочные основы науки и практики, а его сердце наполняет благородными чувствами и стремлениями; она придает человеку огромные духовные силы: силу идейной убежденности, веру в могущество разума, силу чувства, силу воли, уверенность в будущем, революц. устремленность во взглядах на жизнь. Марксистско-ленинская философия является ясным, жизнерадостным мировоззрением. Чем глубже она проникает в сознание масс, тем активнее, осмысленное и одухотвореннее народные массы участвуют в борьбе против эксплуатации, колониального гнета, за социализм и строительство коммунистического общества. Вот почему выработка диалектико-материалистич. взгляда на жизнь становится жизненной необходимостью для каждого, кому дороги блага народа, счастье человечества, мир между народами и радостный труд во имя общества. Исходя из гуманных принципов марксистско-ленинского мировоззрения, КПСС и Сов. правительство прилагают огромные усилия в борьбе за мирный путь развития общества, за мирное сосуществование социализма и капитализма. Марксистско-ленинская философия объединяет все народы без различия рас и наций, пробуждает в них стремление к возвышенным и благородным целям служения благу трудящихся. Она дает возможность уяснить великое призвание человека —создать счастливую жизнь на земле для всех трудящихся. Развернутое строительство коммунизма предполагает формирование нового человека, человека коммунистического общества, всесторонне развитого, вооруженного самым передовым научным мировоззрением— Д. м. Коммунистич. партия придавала и придает огромное значение распространению Д. м. среди широких народных масс и его творч. развитию на основе обобщения новейших достижений наук о природе и обществе и опыта развития общества, в особенности опыта революц. движения во всем мире, опыта строительства социализма и коммунизма в СССР и странах народной демократии. Основывая свою прак-тич. и идеологич. работу на учении марксизма-ленинизма, филос. основой к-рого является Д. м., коммунистич. и рабочие партии уверенно ведут свои народы по пути к светлому будущему коммунизма. А. Спиркин. Москва. Произведения классиков марксизма-ленинизма, их соратников и учеников. Маркс К. и Энгельс Ф., Манифест коммунистической партии, Соч., 2 изд., т. 4, М., 1955; их же, Святое семейство, там же, т. 2, М., 1955; их же, Немецкая идеология, там же, т. 3, М., 1955; Маркс К., Тезисы о Фейербахе, там же; его ж е, К критике гегелевской философии права. Введение, в кн.: Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 1, М., 1955; его ж е, К критике гегелевской философии права, там же; его же, К критике политической экономии, там же, т. 13, М., 1959; его же, Формы, предшествующие капиталистическому производству, [М. ], 1940; его же, Нищета философии, в кн.: Маркс К. и Э н-г е л ь с Ф., Соч., 2 изд., т. 4, М., 1955; его же, Замечания на книгу Адольфа Вагнера, а кн.: Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 15, Гм., 1935]; его же, Заработная плата, цена и прибыль, в кн.: Маркс К. иЭнгельсФ., Избр. произв., т. 1, M., 1955; его же, Капитал, т. 1—3, М., 1955; е г о ж е, Теории прибавочной стоимости (IV т. «Капитала»), ч. 1—2, M., 1955—57; его же, Математические рукописи, «Под знаменем марксизма», 1933, № 1; е г о ж е [Письмо] Л. Фейербаху, 11 августа 1844, «Проблемы мира и социализма», 1958, .№ 2; его же, Из рукописного наследства. (Отрывок из рукописей 1857—58 гг.), «Коммунист», 1958, № 7; Э н г е л ь с Ф., Шеллинг и откровение, в кн.: М а р к с К. и Энгельс Ф., Из ранних произведений, М., 1956; его же, Шеллинг о Гегеле, там же; его же, Шеллинг-философ во Христе, там же; его же, Анти-Дюринг, М., 1957; его же, Развитие социализма от утопии к науке, в кн.: Маркс К. и Энгельс Ф., Избр. произв., т. 2, 496 ДИАЛЕКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛИЗМ М., 1955; е г о ж с, Диалектика природы, М., 1955; его же, Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии, М., 1955; его же, [Письмо] И. Блоху, 21—22 сент. 1890 г., в кн.: Маркс К. и Энгельс Ф., Избр. произв., т. 2, М., 195Ь; е г о ж е, [HucbMOj Ф. Мерингу, 14 июля 1893 г., там же; е г о ж е, [Письмо] К. Шмидту, 27 окт. 1890 г., там же; е г о ж е, [Письмо] Г. Штаркенбургу, 25 янв. 1894 г., там же; его же, Карл Маркс. «К критике политической экономии», там же, т. Г, М., 1955. Ленин В. И., Материализм и эмпириокритицизм, Соч., 4 изд., т. 14; его же, Против ревизионизма, М., 1958; его же, Философские тетради, Соч., 4 изд., т. 38; его ж е, Что такое «друзья народа» и как они воюют против социал-демократов': 1, там же, т. 1; его же, К характеристике экономического романтизма, там же, т. 2; е г о ж е, Фридрих Энгельс, там же; его же, Развитие капитализма в России, там же, т. 3; его же, Еще к вопросу о теории реализации, там же, т. 4; е г о ж е, Шаг вперед, два шага назад, там же, т. 7; е г о ж е, Об отношении рабочей партии к религии, там же, т. 15; его же, Марксизм и ревизионизм, там же; его же, Разногласия в европейском рабочем движении, там же, т. 16; его же, О некоторых особенностях развития марксизма, там же, т. 17; е г о ж е, Наши упраздни-тели, там же; его же, Исторические судьбы учения Карла Маркса, там же, т. 18; его же, Памяти Герцена, там же; его же, Три источника и три составных части марксизма, там же, т. 19; е г о ж е, К двадцатипятилетию смерти Иосифа Дицгена, там же; его же, Еще одно уничтожение социализма, там же, т. 20, его же, Из прошлого рабочей печати в России, там же; его же, Карл Маркс, там же, т. 21; его же, Крах II Интернационала, там же; его же, Империализм, как высшая стадия капитализма, там же, т. 22; его ж е, О брошюре Юниуса, там же; его же, Государство и революция, там же, т. 25; его же, Детская болезнь «левизны» в коммунизме, там же, т. 31; его же, О пролетарской культуре, там же; его же, Еще раз о профсоюзах, о текущем моменте и об ошибках Троцкого и Бухарина, там же, т. 32; его ж е, О значении воинствующего материализма, там же, т. 33. Грамши А., Избр. произв., т. 1—3, М., 1957—59; Д и ц-г ен И., Избр. философские соч., [М.], 1941; Лабриола А,, К вопросу о материалистическом взгляде на историю, СПБ, 11898); его же, Исторический материализм, пер. [с итал.], 2 изд., Л., 1925; его же, Очерки материалистического понимания истории, М., пер. [с итал.], 1960; Луначарский А. В., Идеализм и материализм. Культура буржуазная, переходная и социалистическая, Л., 1924; М е р и н г Ф., На страже марксизма, пер. с нем., М.—Л., 1927; Мао Ц з е-д у н, Относительно практики, Избр. произв., т. 1, М., 1952; его же, Относительно противоречия, там же, т. 2, М., 1953; его ж е, К вопросу о правильном разрешении противоречий внутри народа, М., 1957; Плеханов Г. В., Избр. философские произв., т. 1 — 5, М., 1956 — 58; Сталин И. В., Анархизм или социализм?, Соч., т. 1; его же, Марксизм и вопросы языкознания, М., 1955; Тольятти П., От Гегеля к марксизму, «Вопр. философии», 1955, № 4; Т о р е з М., Избр. произв., т. 1 — 2, М., 1959; Ульбрихт В., Борьба за мир, за победу социализма, за национальное возрождение Германии как миролюбивого демократического государства (Доклад на V съезде СЕПГ), «Коммунист», 1958, М 10; Хрущев Н. С, За тесную связь литературы и искусства с жизнью народа, М., 1958; его же, Речь на VII съезде Болгарской коммунистич. партии 3 июня 1958 г., М, (958; его же, Отчетный доклад ЦК КПСС XX съезду партии, [М.], 1956; его ж е, О контрольных цифрах развития народного хозяйства СССР на 1959— 1965 годы. Доклад и заключительное слово на внеочередном XXI съезде КПСС 27 янв. и 5 февр. 1959 г., М., 1959; Шаумян С. Г., Избр. произв., т. 1—2, М., 1957—58; Димитров Г., За литературата, изкуството и на у ката, С, 1949; Labriola A., Discorrendo di socia-lismo e di filosofia, (3 ed.], Bari, 1939; Meliring Pr., Zur Geschichte der Pnilosopliie, [В., 1931]; Togllatti P., Politica comunista, Roma, 1945; Tli orez M., Ocuvrcs, t. 5, 7, 9, P., [1951—1952]. Предмет диалектического материализма. Основы марксистской философии, [2 изд.|, М., 1959; Диалектический материализм. [Сб. статей], Л., 1958; Диалектический и исторический материализм, [СО. статей. Гл. ред. А. Д. Макаров], М., 1958; Диалектический материализм, под общ. ред. акад. Г. Ф. Александрова, [м.], 1954; О диалектическом материализме, Сб. статей, 2 изд., [М.], 1953; Вопросы диалектического материализма, М., 1951; Материалистическая диалектика. Пособие для комвузов, ч. 1, М.—Л., 1932; Д1алектичний i юторичний матер1ал1зм. Методичний посШник..., Хар-К1в, 1934; История философии, [т.) 1, М., 1957 (Введение); Сборник статей по диалектическому материализму, М., 1959; Диалектик материализм мэсэлэлари. (Мэгалэлэр мэчмуэси), Бакы, 1953; Aspects of dialectical materialism (Articles by H. Levy a. o.), L., [1934]; Ай С ы-ц и, Лекции по диалектическому материализму [пер. с кит.], М.. 1959; Аксельрод Л. И., В защиту диалектического материализма, М.—Л., 1928; ее же, Против идеализма. Сб.статей, Зизд., М.—Л., 1933; ее же, Философские очерки, 4 изд., М.—Л., 1925; Б ы х о п с к и й Б.. Очерки философии диалектического материализма, М.—Л., 1930; В о л ь ф с о н С. Я., Диалектический материализм, ч. 1—2, 4 изд., Минск, 1924; Г р о п п Р. О., Диалектический материализм, пер. с нем., М., 1960; Д е б о р и и А. М., Введение в философию диалектического материализма, с предисл. Г. В. Плеханова, 6 изд., М.—Л., 1931; его же, Современные проблемы философии марксизма, 2 изд., М., 1929; его же, Философия и марксизм, 3 изд., М. — Л., 1930, Корнфорт М., Диалектический материализм, пер. с англ., М., 1957; Леонов М А, Марксистский диалектический метод, [М.], 1947; его же, Очерки диалектического материализма, [М.], 1948; Л у п п о л И. К., Ленин и философия. К вопросу об отношении философии к революции, 3 изд., М.—Л., 1930; Молодцов В С, Об ошибках в понимании предмета диалектического материализма, «Вопр. философии», 1956, Mi 1; П а н ц-х а в а И. Д., Диалектический материализм. Курс лекций, М., 1958; Познер В. М., Очерк диалектического материализма, 2 изд., [Л., 1939]; Проблемы развития в природе и обществе. [Сб. статей], М.—Л., 1958; Р о ж и н В. П., Предмет и структура марксистско-ленинской философии, Л, 1958; РуткевичМ. Н., Диалектический материализм, М., 1959; Селектор М. 3., Диалектический материализм и теория равновесия, М.—Л., 1934; Спокойный Л. Ф..Диалектический и исторический материализм. Популярный очерк, 2 изд., [М.], 1930; Столяров А. [К.], Диалектический материализм и механисты, 3 изд., [Л.], 1930; Т ы м я н с к и й Г. С, Введение в теорию диалектического материализма, 2 изд., М— Л., 1931; ТрахтенбергО.В., Беседы с учителями по диалектическому материализму, 2 изд, М., 1926; Ю с и ф з а-д е Г., Марксист материализм вэ диалектика, Бакы, 1957; Ahmad Z. A., Philosophy of socialism, Allahabad — L., 1940; В a s b a u m L., Fundamentos do Materialismo, Rio de Janeiro, [1944];. Burns E., An introduction to marxism, ]New ed.], L., [1957); С е г n e a M., Filozofia marxista—mate-rialismul dialectic si istoric, Buc, i9" )6; ConzeE., Ti, e scientific method of tninking. An introduction to dialectical materialism, L., 1935; Descroch.es H. C, Signification du marxisme, P, 1949; Gortari E., HI materialismo dialectico en Mexico, «Filosofia у Letras», Mexico, 1951, t. 21, JV» 41/42; Guest D., A textbook of dialectical materialism, L., [1939); Libedinski S..E1 materialismo dialectico, Chile, 1938; bidet J., Pogadanki о dialektyce i materializmie, 5 wyd., [Kr., 1951]; Politzer G, BesseG. et Caveing M., Principes fondementaux de philosophie, P., 1954; Sell alt A., Wstep do teorii marksizmu. Zarys materializmu dialektycz-nego i historycznego, 5 wyd., Wars/.., 1950; S e 1 s a m H., Wnat is philosophy? A marxist introduction, 2 ed., N. Y., 1939; Sesja naukova poswiecona «Zeszytom filosoficznym» W. I. Lenina, 15—17 czerwea 1956, Wr., li)56; Somerville J., Soviet philosophy, N. Y., 1946; Stern V., Zu einigen Fragen der marxistischen Philosophie, В., 1954; e г о ж е, Grundziige des dialektischen und historisclien Materialismus, В., [1947]. £ ooo< ^> q^£ )Oj£ )Ao ЗофзАоо£ " оЪЭоЬ L^ocobQ& o. оэооо^оЬп, 1955; ^^^(Jtpot)^ £?., 3o(5q(^o х^оЪЭо сро о^дсх^оЪЗо. moo^obo, 1958. О возникновении и развитии диалектического материализма. Из истории формирования и развития марксизма, М., 1959; Асмус В. Ф., Очерки истории диалектики в новой философии, [2 изд.), М.—Л., 1930; Аксельрод Л. И., Карл Маркс как философ, Харьков, 1924. Бакурадзе О. М., К вопросу о формировании философских взглядов К.Маркса, Тб., 1956; Карпушин В. А., Разработка К. Марксом материалистической диалектики в «Экономическо-философ-ских рукописях» 1844 года, «Вопр философии», 1955, .№ 3; Корню О., Карл Маркс и Фридрих Энгельс. Жизнь и деятельность, пер. с нем., т. 1, М.. 19 > 9; К у з н е ц о в К. Т., О политических и философских воззрениях К. Маркса в ранний период его деятельности (1842—43), «Вопр. философии», 1953, № 5; Л у н а ч а р с к и й А. В., От Спинозы до Маркса, [M.J, 1925; Макаров А. Д., Историко-философское введение к курсу «Диалектический и исторический материализм», М., 1958; Ленде Г., Путь Карла Маркса от революционного демократа к коммунисту, пер. с нем., М., 1957; М е р и н г Ф., Карл Маркс. История его жизни, пер. с нем., М., 1957; Мити и М. Б., Гегель и теория материалистической диалектики, М., 1931:; Николаев С. В., Возникновение диалектического материализма, «Уч. зап. Саратовск. ун-та», 1957, т. 60; О й з е р м а н Т. И., Из истории идейно-политической борьбы Маркса и Энгельса в 40-х годах XIX века, «Вопр. философии», 1 953, № 3; е г о ж е, Развитие марксистской теории на опыте революции 1848 г., М., 1955; П р о т а с е и к о 3. М., Принципы периодизации марксистско-ленинской философии, Л., 1957; Светлов В. и ОйзерманТ., Возникновение марксизма—революционный переворот в философии, (М.|, 1948; Селезнев К. Л., Новые исследования по истории возникновения марксизма. (Обзор диссертаций), «Вопр. истории», 1955, №7; Серебряков М. В., Фридрих Энгельс в молодости, Л., 1958; Фата-лиев X. М., К вопросу о естественно-научных предпосылках возникновения диалектического материализма, «Вестн. МГУ», 1955, №11; ФорлендерК., Кант и Маркс, пер. с нем., СПБ, 1909; Ф р о л о в К. М., Возникновение марксизма—революционный переворот в философии [М.], 1953; Schaff A., Narodziny i rozw6j filozofii marksistowskiej, Warsz., 1950: ДИАЛЕКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛИЗМ 497 Cairo G., L'alienation dans les oeuvres de jeutiesse de Karl Marx. Aix-en-Provence, 1957; R u b e 1 M., Karl Marx. Essai de biographie intellectuelle, P., 1957; Fnedrich Engels'phi-losopaische Leistung und Hire Bedeutung fur die Auseinan-dersetzung mit der burgerlichen Naturphilosoplrie, Engels-Konferenz, Lpz., 1955, В., 1957; H r u 5 о s к у I., Engels akofilozof, Brat., 1946; С о g n i о t G., La Dialectique de la nature. Une oeuvre geniale de F. Engels, P., 1953. О ленинском этапе в развитии марксистской философии. А р х и и ц е в Ф. Т., В И. Ленин о научном понятии материи, М., 1957; А ю п о в А. Т., Из истории борьбы В. И. Ленина за чистоту марксистской философии, «Тр. Срсд-неаз. ун-та», 1957, вып. 106, Философские науки, кн. 1, 1957; БыстрянскийВ., Ленин как материалист-диалектик, Л., 1925; В а р ь я ш А. [И.], Диалектика у Ленина, М.—Л., 1928; Вопросы марксистской философии в трудах В. И. Ленина. [Сб. статей], Минск, 1958; Вопросы диалектического материализма в трудах В. И. Ленина. [Сб. статей], Челябинск, 1959; Г а р б е р Л. Б., Некоторые вопросы диалектического метода в работах В. И. Ленина 1914 — 1916 гг., «Тр. Среднеаз. ун-та», вып. 106, Филос. науки, кн. 1, 1957; Д е б о р и н А. М., Ленин как мыслитель, 3 изд., М.—Л., 1929; Из истории марксистской философии. [Сб. статей], [М.], 1958; И о в ч у к М. Т. и Сидоров М. И., Борьба В. И. Ленина за прогрессивное наследие философской мысли человечества, «Вопр. философии», 1954, № 2; О н к а в а А., Введение в «Материализм и эмпириокритицизм» Ленина, Токио, 1948 (на япон. яз.); РозентальМ. М., О значении «Философских тетрадей» В. И. Ленина, «Вопр. философии», 1947, № 2; Рябов Д. В., Понятие закона в философских трудах В. И. Ленина, «Уч. зап. Грозненск. пед. ин-та. Сер. филос», 1952, .№ 7, вып.1; Ч а г и н Б. А., Ленинский этап в развитии философии марксизма и исторические условия его возникновения, «Вести. ЛГУ», 1957, № 17, Сер. экон., филос. и права, вып. 3; Ч ж а н Ж у-с инь, Мао Цзэ-дун тунчжи дуй макэсьнжуи бяньчжэнфади гунсянь (Вклад товарища Мао Цзэ-дуна в марксистскую диалектику), Пекин, 1954; К а-рачивиев В. Д., Борьба Дмитрия Благоева за диалектический материализм, «Вопр. философии», 1956, № 4; Книга В. И. Ленина «Материализм и эмпириокритицизм» — важнейший этап в развитии марксистской философии. [Сб. статей], М., 1959; Кольман Э., Ленин и новейшая фивика, М., 1959; Л у п п о л И К., Ленин в борьбе за диалектический материализм, Л., 1924; 0«Философских тетрадях» В. И. Ленина, М., 1959; О к у л о в А. Ф., Борьба В. И. Ленина против философии реформизма и ревизионизма, М., 1959; Ян X и н-ш у н, Из истории борьбы за победу марксизма-ленинизма в Китае, М,, 1957; В е г а с h a S., Le marxisme apres Marx, P., 1937; Visconti V. E., A evolucao do pen-samento dialetico, Rio de Janeiro, 1942. Матери^ и сознание. Теория познания диалектического материализма. Марксистский философский материализм. Сб. статей, |М.]. 1950; Marksistinis t'ilosofiiiis materializmas. Straipsniu. rin-kinys, Vilnius, 1951; Алексеев М. И., Диалектика форм мышления, М., 195 9; Андреев И. Д., Диалектический материализм о процессе поанания, [М.], 1954; его же, Основы теории познания, М., 1959; Асмус В.Ф., Диалектический материализм и логика, Киев, 1924; Богуславский В.М., В чем состоит основной вопрос философии, 2 изд., М., 1958; Б р у т я и Г. А., Коренная противоположность диалектики софистике, Ереван, 1953; Вар ьяш А. И., Логика и диалектика, М.—Л., 1928; В о с т р и к о в А. В., Марксистский философский материализм. Курс лекций, М., 1954; Г а р-бер Л. Е., В. И. Ленин о коренной противоположности диалектики софистике в работах периода первой мировой войны, «Тр. Среднеаз. ун-та», 1956, вып. 77. Истор. науки, кн. 10; Гароди Р., Вопросы марксистско-ленинской теории познания. Авторизов. пер. с франц., М., 1955; Геворкян Г. А., О роли абстракции в познании, Ереван, 1957; Георгиев Ф. И., Познаваемость мира и его закономерностей, М., 1955; Гокиели Л. П., О природе логического, Тб., 1958; Головаха И. П., Марксистская философия о познаваемости мира и его закономерностей, Киев, 1955; Гор-тар и Э. д е, Введение в диалектическую логику, пер. с исп., М., 1959; К а л ь с и н Ф. Ф., Основные вопросы теории познания, Горький, 1957; Киселинчев А., Марксистско-ленинская теория отражения и учение И.П. Павлова о высшей нервной деятельности, пер. с болг., М., 1956; Марков И., Практиката като определится на понятие™..., С, 1957; Мышление и язык. [Сб. статей], М., 1957; Ойаерман Т. И., Диалектический материализм и гегелевская концепция совпадения диалектики, логики и теории познания, «Вопр. философии», 1958, № 1; Павлов Т., Теория отражения, пер. сболг., М., 1949; Петле н ко В. П., В. И. Ленин об адекватности отражения и некоторые вопросы критики физиологического идеализма, «Вести. Ленингр. ун-та», 1957, № 23. Сер. экон., филос. и права, вып. 4; ПоповП.С, Вопрос об отношении логики и диалектики в работах прогрессивных ученых Запада (ГДР, Франция), «Уч. зап. Моск. обл. пед. ин-та». 1956, т. 42, Тр. кафедры философии, вып. 3; Пресня к о в П. В. и Кантемиров Д. С Теория познания диалектического материализма и учение о первичны х и вторичных качествах, Алма-Ата, 1959; Проблемы диалектической логики. Сб. статей, [М. ], 1959; Протасеня П. Ф., Происхождение сознания и его особенности. Минск. 1959; Р е з н и к о в Л. О., Гносеологические основы связи мышления и языка, «Уч.зап. Ленингр. ун-та», 1958, №248. Сер. филос. наук, вып. 13; е г о ж е, Понятие и слово, [Л. ], 1958; Розен-т а л ь М. М., Что такое марксистская теория познания, М., 1956; его же, Принципы диалектической логики, М., 1960; Рубинштейн С. Л., Бытие и сознание, М., 1957; его ж е, О мышлении и путях его исследования, М., 1958; Р утке вич М. Н., К вопросу о классификации форм движения материи, «Научн. докл. высшей школы. Философские науки», 1958, № 1; его же, Практика — основа познания и критерий истины, М., 1 952; Р я к и н А. Н., Об отражении как об общем свойстве материи, Калуга, 1958; С в н-д ер с кий В. И., Пространство и время. Философский очерк, М., 1958; его же, Философское значение пространственно-временных представлений в физике, Л., 1956; Спасов Д., О тождестве гносеологии, диалектики и логики, в кн.: Годишник на Софийский Университет, Философско-нсторически факултет, 1956, т. 49; Спиркин А. Г., Мышление и язык, М., ' 1958; его же, Происхождение сознания, М., 1960; С т е м п к о в с к а я В. И., О роли абстракций в познании, М., 1959; Татулов Г., Введение в теорию познания диалектического материализма, М.—Л., 1930; Т опорков А. К., Элементы диалектической логики, 2 изд., М., 1928; Тугаринов В.П., Законы объективного мира, их познание и использование, Л., 1955; Фридман В. Г., Возможно ли движение?, Л., [1926]; Ф о г а-р а ш и Б., Логика, пер. с нем., М. 1959, X а с х а ч и х Ф. И., Материя и сознание, [М.], 195:;; его же, О познаваемости мира, 2 изд., [М. ], 1950; Шафф А., Некоторые проблемы марксистско-ленинской теории истины, пер. с польск., М., 1953; Ш т о ф ф В. А., К вопросу о специфике химической формы движения материи, «Вести. Ленингр. ун-та», 1956, №11; Мировоззренческие и методологические проблемы научной абстракции. [Сб. статей], пер. с польск., М., I960; Б обоев Ж..Диалектик материализмининг билиш наза-рияси, Ташкент, 1956; е г о ж е, Практика ва унинг билиш процессидаги ахамияти, Ташкент, 1956; Ли Ц и, «Шицзянь-лунь» цзешо (Комментарии к работе Мао Цзэ-дуна «Относительно практики»), Пекин, 1953; Ф э н Дин, Пинфань ди чжэньли (Простые истины), Пекин, 1955; Кон но Е., Единство теории и практики, Токио, 1949 (на япон. яз.); А 1-b г е с li t Е., Die Bezieliungen von Erkenntnistheorie, Logik und Sprache, Halle (Saale), 1956; Anschauen und Denken in der Wiedergabe der Wirklichkeit..Sammlung, Dresden, [1954]; BaloghE. esKatona P., Anyag & tudat, Bdpst, 1955; Cornforth M., The theory of knowledge, N. Y., [1955]; G a r a u d у R., La theorie materialiste de la connaissance, P., 1953; Hero id R., Der dialektische Materialismus iiber das Verhaltnis von Denken und Sein, В., 1956; H r u S о v-sk)' 1., Niektare otazky gnozeologie, Brat., 1953; К г a j e w-s k i W., О materializrae filozoficznym, [Warsz.], 1952; Otazky tijeorie poznani. Sbornik stati, Praha, 1957; Raphael M., Zur Erkenntnistheorie der konkreten DiaJektik, P., 1934; Stern V., Raum, Zeit. Bewegung im Lichte der raodernen Naturwissenschaft, В., 1955; S t r a u s z-H u p i R., The Zone of Indifference, N. Y., 1952; V у v о d a V., Prvotnost hmoty a druhotnost vedomi, Praha, 1954. ^ шрцшщЬт ^ шЬ {., IXpmujgn^tTuib ifwppu~[hbph- циЬ fthnppujfp ^ шрдЬрр, bpltutb, 1958. ^Э^З^ОСГ0 ^-' ^T^2, oj^j^o (р1^, Эг)ЛоЬ 2? oo£? gj(5oj£ ]& o b^j& ^oob 'Sgb^bQO, o> & o£ " obo, 1956 Категории и законы диалектики. А н д р е е в И. Д., Основные законы и категории материалистической диалектики, [М.], 1959; Архангельский Л., Категории материалистической диалектики, Свердловск, 1957; Бегиашвили А. Ф., О категориях марксистской диалектики в 1 томе «Капитала» К. Маркса, «Уч. зап.Моск. обл. пед. ин-та», 1956, т. 42. Тр. кафедры филос, вып. 3; Б и б-л е р В. С, О системе категорий диалектической логики, Ста-лииабад, 1958; его ж е, О качественных изменениях в природе и обществе, «Уч. зап. Тадж. ун-та», 1954, т. 2; Богданов Б. и Михайлов Р,., Проблема причинности в истории новой философии и диалектическом материализме, М., 1933; Борткевич Н. А., Основные категории материалистической диалектики, М., 1959; Воробьев М. Ф., Закон отрицания отрицания, М., 1958; Деборин A.M., Гегель и диалектический материализм, в кн.: Гегель [Г. В.Ф.], Соч., т. 1, М.—Л., 1929; Дуд ель С. П., Законы материалистической диалектики, М., 1958; Ильенков Э. В., Диалектика абстрактного и конкретного в «Капитале» Маркса, М., 1960; К а м м а р и М., О материалистической диалектике как философской науке, «Коммунист», 1954, № 15; Канна Т. Н., Развитие В. И. Лениным закона единств;! и борьбы противоположностей на основе анализа противоречий империализма, «Уч. зап. Акад. Обществ, наук», 1956, вып. 21; Карев Н. [А.], За материалистическую диалектику, М.—Л., 1929; Кедров Б. М., О количественных и качественных изменениях в природе, [М. ], 1946; е г о ж е, Постепенность как одна из форм перехода от старого качества к новому качеству, «Вопр. философии», 1954, N. 2; его же, Отрицание отрицания, М., 1957; Киселинчев А., Марксическп диалектически метод, [С, 1952.1: Козловский В., 498 ДИАЛЕКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛИЗМ — ДИАМАНТ Антагонистические и неантагонистические противоречия, М., 1054; Куликов Л. А., Основные законы материалистической диалектики, М., 1958; Л ем Г. П., О переходе от старого качества к новому в общественном развитии, М., 1958; Мелюхин С. Т., Проблема конечного и бесконечного, М., 1958; Ли X у н-л и н ь, Баньчжэн вэй-учжуи еюэеи фанфади цзигэ вэньти (Вопросы изучения материалистической диалектики), Пекин, 1958; М и т и н М. Б., Боевые вопросы материалистической диалектики, М., 1936; Морочник С. Б., Диалектический материализм о возможности и действительности, Сталинабад, 1957; П оп о в А. Т., Необходимост и свобода, С, 1957; Р о ж и н В. П., Марксистско-ленинская диалектика как философская наука, Л., 1957; Р о з е н т а л ь М. М., Вопросы диалектики в «Капитале» Маркса, М., 1955; его же, Марксистский диалектический метод, М., 1951; Ситковский Е. П., Об основных чертах марксистского диалектического метода, М., 1939; его же, Категории марксистской диалектики, [М.], 1941; Столяров А. [К.], Субъективизм механистов и проблема качества, 2 изд., М.—Л., [1929]; С ю с ю к а л о в Б. И.. Основные законы материалистической диалектики, М., 1958; Топорков А. А., Развитие как переход количественных изменений в коренные, качественные, «Тр. Ин-та истории и филос. АН АзербССР», 1955, т. 8; Тугаринов В. П., Соотношение категории диалектического материализма, Л., 1956; У Чжуань-ци, Тань бяньчжэнфа (О диалектическом методе), Пекин, 1958; Чертков В. П., Неантагонистические противоречия при социализме, М., 1957; Шентулин А.П., Диалектика особенного и общего, [Красноярск], 1957; Щ е п т у л и н А. П. и О р г а н о в а О. Н., Взаимосвязь единичного и общего в научном и художественном познании, Красноярск, 1957; Категории материалистической диалектики, М., 1957; Gvekl J., О materialisticke dialektice, [Brno], 1958; Florian M., Dialectica, sistem sj metoda, de la Platon la Lenin, Buc, 1947; S a n d о г Р., Histoire de la dialectique, P., 1947; S e g a 1 1 M., El elogio de la dialectica, Santiago, 1944; Wagner О., О dialektyce marksis-towskiej, Warsz., 1953; Elsteinova H., О kvantite a kvalite, «Slov. filoz. casop.», Brat., 1957, roc. 12, Л1> 2; С onz e E., Der Satz vom Widerspruch, [Hamb.], 1932; В a d a 1 о n i N., Condizioni e possibility, «Societa», Roma, 1957, Anno 13, K « 2; G a r a u d у R., La liberte, Pref. de Maurice Thorez, P., 1955. ч| tupi ^ utufbwjUfb {,, Zbiuputi ^ npnLPfutb U ррш- IjiubntP 1шЬ ^ршфЦшр^шЪ ( unl ^ kmiuliujb ufptui / uiptfuijp ши- и/Ы/шп^), ЪркшЬ, 1950, ( ZmjIjUUth 9- U., ф/црипф. ubh - Диалектический материализм и другие области знания. Диалектический материализм и современное естествознание. Сб. статей, М., 1957; Марксизм и естествознание. [Сб. материалов и статей, М.], 1933; Материализм в естествознании, Сб. статей, под ред. А. К. Тимирязева, М., 1923, Некоторые философские вопросы естествознания. [Сб. статей], М., 1957; Учение И. П. Павлова и философские вопросы психологии. Сб. статей, М., 1952; Философские вопросы современной биологии. Сб. статей, М., 1951; Философские вопросы современной физики. [Материалы совещания], Киев, 1956; Философские вопросы современной физики. [Сб. статей и переводов], М., 1952; 1958; 1959; Философские проблемы современного естествознания, М., 1959; Философские вопросы учения о высшей нервной деятельности. Сб. статей, М., 1954; Медицина и диалектический материализм, «Труды кружка врачей-материалистов», вып. 1—2, М., 1926—27; Некоторые философские вопросы медицины и естествознания. [Сб. статей], Киев, 1957; А г о л И. П., Витализм и марксизм, 3 изд., М., 1932; е г о ж е, Диалектический метод и эволюционная теория, 3 изд., М., 1931; А р с е н ь е в А. С, О субъективизме в современной космогонии, «Природа», 1954, № 6; Бьяриасон Б., Философские этюды, пер. с англ., М., 1955; В а в и л о в С. И., «Материализм и эмпириокритицизм» Ленина и современная физика. Сб. статей, М., 1939; Р. ейцгалис А. Ю., Диалектика в математике, М., 1930; Го X у а - ж о, Цзюныпи бяньчжэнфа (Диалектика военного дела), Шанхай, 1949; ДеборинА. М., Диалектика и естествознание, 3 изд., М.—Л., 1929; его же, Ленин и кризис новейшей физики, 2 изд., Л., 1930; 3 е л ь-к и н а О. С, К вопросу о роли математики в борьбе двух основных направлении в философии, «Уч. зап. Саратовск. ун-та», 1956, т. 58; К а р л ю к А. С., Реакционная сущность «физического»идеализма, Минск, 1954; КеворкьянА.А., Заметки по диалектическому материализму (для медиков и биологов), ч. 1, Баку, 1931; Кедров Б. М., О материалистическом понимании законов природы, «Вопр. философии», 1952, № 6; е г о ж е, О путях развития естествознания, М.— Л., 1948; его ж е, О соотношении форм движения материи в природе, М., 1958; е г о ж е, О количественных и качественных изменениях в природе, [М.1, 1946; е г о ж с, Об отношении марксизма к дарвинизму в связи с проблемой видообразования, «Вопр. философии», 1955, № 6; е г о ж е, Развитие понятия элемента от Менделеева до наших дней, М.—Л., 1948; его же, Энгельс и естествознание, М., 1947; Ковалгин В. М., Диалектический материализм о законах науки, Минск, 1958; К о г а н Л. А., О значении марксистской диалектики для военной науки, М., 1957; Кузнецов И. В., Принцип соответствия в современной физике и его философское значение, М.—Л., 1948; МедведевН.В., Марксистско-ленинская теория отражения и учение И. П. Павлова о высшей нервной деятельности, М., 1954; М и т и н М. Б., За материалистическую биологическую науку, М.—Л., 1949; Овчинников Н. Ф., Понятия массы и энергии в их историческом развитии и философском значении, М., 1957; Омельяновский М. Э., Марксизм и современное естествознание. Сб. статей, [Воронеж], 1941; его же, В.И.Ленин и физика XX века, М., 1947; его же, Философские вопросы квантовой механики, М., 1 956; е г о ж е, В. И. Ленин и философские вопросы современной физики, М., 1958; П а в-ловТ., Философия и физика, С.1950; его ж е, Основное в учении И. П. Павлова в свете диалектического материализма, [авториз. пер. с болг.], М., 1958; с г о ж е, Диалектико-мате-риалистическая философия и частные науки, пер. с болг., М., 1957; Платонов Г. В., Дарвин, дарвинизм и философия, М., 1959; Рубашевский А.А., Философское значение теоретического наследства П. В. Мичурина, [М.], 1949; Рубинштейн С. Л., О мышлении и путях его исследования, М., 1958; СамедовВ., Роль марксизма в развитии биологической науки, Баку, 1950; Сачков Ю. В., О материалистическом истолковании квантовой механики, М., 1959; Спасский Б. И., Некоторые методологические вопросы истории физики, «Boi: p. философии», 1952, № 5; Тимирязев К. А., Витализм и наука, Соч., т. 5, [М. ], 1938; Фесенков В. Г., Материализм и идеализм в астрономии, «Вести. АН КаздхССР», 1955, Мб; Ш а х-п а р о н о в М. И., Диалектический материализм и некоторые проблемы физики и химии, М., 1958; Шмидт О. Ю., Задачи марксистов в области естествознания, М., 1929; Некоторые вопросы теории изобразительного искусства. Сб. статей, М., 1957; Вопросы марксистско-ленинской эстетики, М., 1956; Павлов Т., Основни въпроси на естетиката, т. 1, С, 1949; Fogorasi В., Tudomany es szocia-lizmus, Bdpst, 1956; Hager K., Wissenschaft imd Welt-anse'vauung, «Einheit», 1958, Ig. 13, H. 1; Haldane J. B. S., The Marxist philosophy and the sciences, L., [1938]; HruSovsky I., Filosofia a veda, Brat., 1955; его же, Dialektika a veda, «Slov. tiloz. 6asop.», Brat., 1957, roc. 12, № 4; Lindsay J., Marxism and contemporary science. L., [1949]; M a 1 e k I., Boj noveho se starym v dnes-ninaSi vede, Pralia, 1955; О s s ■ > w s k i S., Marksizm a tw6r-czose naukowa w spoleczefistwie socjalislycznym, [Warsz), 1957; Keren i E., Scienza, marxismo, cultura, [Mil., 1949); P renant M., Biologie et inarxisme, P., [1948]; Van-courtR., Marxisme et pensee chretienne, P., 1948. Критика современной буржуазной философии и ревизионизма. Ревизионизм — главная опасность. Из опыта борьбы ДИАМАНТ (Diamant), Теодор (1810—41) — румынский социалист-утопист, последователь Фурье. В брошюре «Друзьям свободы, правосудия и порядка» («Aux amis de la Liberte, de la Justice etde l'Ordre», P., 1833) Д., выступая с критикой капитализма, обратился с призывом ко всем социальным слоям общества создать коммунистические ассоциации. В 30-х гг., сотрудничая в бухарестском «Curierul romlnesc», опубликовал ряд статей, пропагандирующих идеи утопич. социализма. В 1837 в с. Скэени ДИДАХЕ- ДИДРО 499 Д. удалось создать фаланстер, к-рый, однако, вскоре был закрыт властями. Лит.: История философии, т. 2, М., ! 957, с. 475—76. Институт философии Румынской АН. ДИДАХЕ (греч. bi& ap), букв.— поучение, наставление) («Учение 12-ти апостолов»)— один из наиболее древних памятников раннехристианской лит-ры. Относится к нач. 2 в. н. э. Был обнаружен лишь в 1875. Содержит основы христианского вероучения начального периода его формирования, описание обрядов, тексты молитв; в нем обрисованы также основы организации раннехристианских общин. В Д. отсутствуют какие-либо намеки на земную жизнь ми-фич. основателя христианства — Иисуса, отсутствует пиетет по отношению к епископам и диаконам — представителям сформировавшегося несколько позже — церк. аппарата. И з д.: «Учение 12-ти апостолов», пер. с греч. Л. Н. Толстого, в кн.: Л. Н. Толстой, Поли. собр. соч., т. 25, М., 1937. Лит.: Виппер Р. Ю., Возникновение христианской литературы, М.— Л., 1946, с. 53—78: Л енцман Я. А., Происхождение христианства, М., 1958, с. 43 и 163—68. ДИДРО (Diderot), Дени (5 окт. 1713—31 июля 1784)— идеолог ренолюц. франц. буржуазии 18 в., философ-материалист, писатель и теоретик искусства, просветитель, глава энциклопедистов. Родился в г. Лангре в семье зажиточного ремесленника. После неск. лет обучения в местном иезуитском коллеже переехал в Париж, где окончил коллеж Д'Аркур. Оппозиционно настроенный по отношению к феод, порядкам, Д. стал на сторону руководимого буржуазией нар. движения, направленного против привилегир. сословий (дворянства и духовенства) и королевской власти. В ранних соч.— «Философские мысли» («Les Pensees philosophiques», 1746, в этом же году сожжено по постановлению парижского парламента), «Прогулка скептика, или Аллеи» («Les Allees, ou la Promenade du sceptique», 1747, изд. 1830), не порывая еще окончательно с идеей бога, Д. с позиций деизма выступил против христ. религии и церкви. В соч. «Письмо о слепых в назидание зрячим» («La lettre sur les aveugles a l'usage de ceux qui voient», 1749) стал на позиции материализма и атеизма. В этом же году за распространение «опасных мыслей» Д. был арестован и заточен в Венсенский замок. По выходе из тюрьмы он принялся за создание направленной против феод, религ. идеологии «Энциклопедии наук, искусств и ремесел» («Encyclopedie, ou Dictionnaire raisonne des sciences, des arts et des metiers», 1751 —1780), в к-рой были изложены основы прогрессивного в то время бурж. мировоззрения. В создании «Энциклопедии» участвовали Д'Аламбер, Вольтер, Монтескье, Кондильяк, Гольбах и др. Новаторством Д. было введение в «Энциклопедию» отдела труда, техники и производства; в статьях и рисунках Д., к-рые он помещал в этом отделе, проявились его демократич. симпатии и интерес к производств, деятельности общества. Свыше 20 лет отдал Д. «Энциклопедии» и, несмотря на преследования, сумел довести издание до конца. Одновременно Д. создал ряд выдающихся филос. и художеств, произведений: «Мысли об объяснении природы» («Pensees sur Г interpretation de ]a nature», 1754), «Разговор Д'Аламбера с Дидро» («Entretien entre d'Alembert et Diderot»), «Сон Д'Аламбера» («Reve de d'Alembert», 1769, изд. 1830), «Философские принципы материи и движения» («Sur la matiere et le mouvement», 1770, изд. 1798), «Монахиня» («La religieuse», 1760, изд. 1796), «Племянник Рамо» («Le neveu de Rameau», 1762—79, изд. 1805), «Жак фаталист и его хозяин» («Jacques le Fataliste et son Maitre», 1773, изд. 1792i и др. В 1773 по приглашению Екатерины 11 Д. посетил Россию и тщетно пытался убедить русскую царицу в необходимости осуществления прогрессивных социалыю-политич. реформ. Д. полагал, что Россия станет важным фактором в мировой истории. Он предсказал подъем рус. культуры и рост ее влияния на мировую культуру. Беседы Д. с Екатериной Пи сгосужденияо крепостной России 18 в. нашли отражение в его «Заметках...» («Melanges philosophiques...», 1870; сокр. рус. пер. «Дидро и Екатерина II. Их беседы, напечатанные по собственноручным запискам Дидро», 1902). Уже на склоне лет Д. приступил к изучению рус. языка, чтобы иметь возможность читать в подлиннике Ломоносова, Сумарокова, Хераскова, сочинения к-рых вместе с др. рус. изданиями он вывоз из Петербурга в Париж. Д. был почетным членом Петерб. академии наук и Академии художеств. В России еще при жизни Д. были изданы в рус. пер. нек-рые его произведения, а также «Статьи о философических толках», пер. из «Энциклопедии» (1774). В последнее десятилетие своей жизни Д. закончил произведения — «Систематическое опровержение книги Гельвеция».О человеке" » («Refutation de l'ouvrage d'Helvetius intitule L'Hom-me», 1773—74, изд. 1875) и «Элементы физиологии» («Elements de physiologies, 1774—80, изд*. 1875). Незадолго до смерти Д. отверг предложение отречься от своих атеистич. взглядов. В произведениях Д. материалистич. философия достигла, по сравнению с англ. и голл. материализмом 17в., более высокой ступени. Д. отстаивал мысль о материальности мира и рассматривал все сущее как конкретные формы существования единой, вечной, не-сотворенной материи. Отвергая дуализм, он считал, что материя — единств, субстанция и что причина существования материи заключена в ней самой. Д. утверждал единство материи и движения, отвергал существование абс. покоя, старался преодолеть механицизм. Он ближе других метафизич. материалистов 18 в. подошел к идее самодвижения материи и видел в этом самый убедит, довод против существования бога. Вся природа, согласно Д., находится в вечном движении и развитии. Все гибнет в одной форме и восстанавливается в другой. Активность материи объясняется ее гетерогенностью (разнородностью). Материя состоит из бесчисленных элементов, причем каждому из них присуще свое, особое качество. По Д., многообразие форм материи создается столкновением и соединением разнокачественных элементов. Борясь против утверждения о божеств, происхождении сознания, Д. отстаивал т. зр. единства материи и сознания и высказал мысль, что в потенциальном виде ощущение является всеобщим свойством материи. Д. предвосхитил нек-рые положения эволюц. учения: он писал, что человек как биологич. вид имеет свою историю становления подобно другим живым существам. Однако вслед за Лейбницем Д. ошибочно считал, что природа не делает скачков. В своих теоретико-познават. взглядах Д. исходил из сенсуализма Локка. Как и др. франц. материалисты, Д. критиковал агностицизм и утверждал познаваемость мира. «В нашем распоряжении, —говорил Д., — имеются три главных способа изучения: наблюдение природы, размышление и опыт. Наблюдение собирает 500 ДИДРО факты, размышление комбинирует их, опыт проверяет результаты комбинаций» (Собр. соч., т. 1, М.—Л., 1935, с. 308). «...Мы рассматриваем материю... как всеобщую причину наших ощущений» (там же, т. 7, 1939, с. 156). Д. решительно отверг философию Беркли, сделавшего субъективно-идеалистич. выводы изсенсуализма Локка(см. В. И. Ленин, Соч., 4 изд., т. 14, с. 24—26), а также взгляды объективных идеалистов, в частности Платона, согласно к-рым материальный мир есть порождение мира идей, божеств, духа. Д., отмечал Ленин, вплотную подошел к взгляду совр. материализма, «что недостаточно одних доводов й силлогизмов для опровержения идеализма, что не в теоретических аргументах тут дело» (там же, с. 24), но он не мог еще знать о роли общественно-историч. практики как критерии истины и ее значении для опровержения идеалистич. вымыслов. Материалистически трактуя происхождение ощущений, Д., однако, не сумел понять диалектич. характера переходов от ощущений к представлениям и понятиям. Не разделяя ошибочного стремления Гельвеция сводить мышление человека к ощущению, Д. в замечаниях на книгу Гельвеция «О человеке» справедливо доказывал, что ни суждения, ни чувства нельзя сводить к простейшей чувствительности, что последняя составляет их условие, а не сущность, условие психич. развития и поведения, а не движущую ими силу. Вместе с Гельвецием и Гольбахом он развивал взгляды о решающей роли внешней среды в формировании личности и считал разумное преобразование этой среды гл. условием улучшения всего духовного склада человека. При этом, в отличие от Гельвеция, Д. не отрицал значения природных задатков и считал необходимым учитывать их для правильной организации педагогич. процесса. Учение Д. и др. франц. материалистов о решающей роли обществ, среды в воспитании человека служило теоретич. обоснованием революц. требования отмены «порочных и противоестественных» феод, порядков. Это, однако, не выводило Д. и его единомышленников за круг идеалистич. представлений об истории общества, ибо под средой они понимали в первую очередь политич, форму правления, а не материальные условия жизни. Д. ошибочно полагал, что сознание, в частности сознание законодателей, является решающим фактором в историч. развитии общества. Опираясь на теорию общественного договора, Д. разоблачал вымыслы о божеств, происхождении королевской власти и феодального сословного неравенства. Будучи решит, противником деспотич. формы правления, он высказывался за конституц. монархию и надеялся на появление «просвещенного государя». В последний период своей деятельности Д. склонялся к идее респ. формы правления, сомневаясь, однако, в ее практической пригодности для больших государств. Аморализм, вульгарный гедонизм и эгоизм разлагающейся аристократии Д. подверг критике в ряде произведений и в особенности в «Племяннике Рамо». Феод.-религ. этике Д. противопоставил утилитаристскую этику, основанную на теории полезности, бурж. сущность к-рой была раскрыта Марксом и Энгельсом в «Немецкой идеологии» (см. Соч., 2 изд., т. 3, с. 408— 415). Д. считал себялюбие важнейшим мотивом поведения людей, но не разделял стремления Гельвеция свести все чувства (любовь, дружбу, сострадание и т.д.) к эгоистич. началу. Д. лелеял утопическую в условиях бурж. общества мечту о гармонич. сочетании личных и обществ, интересов. Как идеолог буржуазии Д. отстаивал частную собственность — естественное и неотчуждаемое, по его мнению, право человека, и не шел дальше требования смягчения чрез- мерного неравенства в распределении материальных благ. В целом Д.— сторонник метафизич. метода, но ему в большей мере, чем какому либо другому франц. материалисту, были свойственны диалектич. тенденции. Соч. Д. «Племянник Рамо» Энгельс относил к «высоким образцам диалектики» («Анти-Дюринг», 1957, с. 20; см. Маркс об этом соч. Д. и оценку Марксом мнения Гегеля о «Племяннике Рамо», в кн.: К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., т. 24, 1931. с. 190—91). X. Н. Момджяп. Москва. Исходя из принципов материалистич. философии, Д. разработал свою концепцию эстетики. Ужо в первой своей работе — статье «Прекрасное» в «Энциклопедии» («Le beau», 1751) Д. рассматривал представления людей о прекрасном пак отражение реальных отношений внешнего мира. Оп определял искусство как «подражание природе», включая в понятие природы и обществ, жизнь. В «Опытах о живописи» («Essais sur la peinture», 1765) Д. утверждал, что в природе «нет ничего неправильного», — всякая особенность строения человеч. тела или материальных предметов определена естеств закономерностями, к-рые должен постичь художник. Выступая против призыва к подражанию античности, Д. требовал от художника правдивого изображения природы, «большой идеи», «страстности суждения», «поучительности» для зрителя. В соч., посвященных драматургии и театру, Д., в противовес тем теоретикам классицизма, к-рые считали, что трагедия должна изображать царей и героев, обосновал теорию «серьезного жанра», стоящего между трагедией и комедией, изображающего серьезные и трагич. происшествия из жизни средних классов («Беседы о „Побочном сыне" », в кн.: «Le fils naturel, ou Les epreuves de la vertu», 1757; «О драматической поэзии» — «Discours sur la poesie ciramatique», 1758). Д. утверждал, что «драма создается для народа» и рассматривал театр как могучую воспитат. силу. Осповой драмы Д. считал не «характеры», а «общественные положения», но с этим понятием он евязывал представление не столько о реальных социальных типах, сколько об идеальных «обязанностях», вытекающих из того или иного положения (судьи, «отца семейства» и т. д.). Реализм Д. имел просветительский характер, сочетался с элементом отвлеченной морализации. В поисках гороич. форм иск-ва Д. нередко переходил на позиции, близкие революц. классицизму. В силу этих противоречий просветительского реализма Д., несмотря на встречающиеся в его эстетике зачатки диалектики, не мог материалистически истолковать понятие идеала, единство общего и особенного в иск-ве. Отдавая предпочтение актеру-аналитику перед актером, руководствующимся стихийным чувством, Д. считал, что высшлм образцом для него является не природа, а «идеальный образ», живущий в его душе [«Парадокс об актере» («Paradoxe sur le comedien», 1773, изд. 1830)]. Ту же мысль об «идеальном первообразе», к-рый не является «непосредственным заимствованием никакого образа природы», Д. высказывал в предисловии к «Салону» за 1767 («Salons»), вступая в противоречие с исходными материалистич. предпосылками своей эстетики. Противоречия эстетики Д. в трактовке идеала, в понимапии индивидуального и типичного («Беседы о.Побочном сыне" ») отражают общую слабость передовой эстетики 18 в. в решении этих проблем. Г. фридлендер. Ленинград.. Соч.: Oeuvres completes, ed. par J. Assezat et M. Tour-neux, t. 1—20, P., 1875—77; Oeuvres, ed. par A. Billy, P., 1951; Oeuvres choisies, v. 1 — 2; 4—5, P., 1952—55; Oeuvres philo-sopliiques. P., 1956; Correspondence, ed. G. Roth, [t.] 1-4, [P.. 1955] —58. Соч. в рус. пер.: Кзбр. соч.. под ред. и с предисл. А. Деборина.т. 1 -2, М.--Л.. 1926; Собр.соч., т.1-10, ДИДРО 50i М.—Л., 1935—47; Избр. философские произв., М., 1941; Иабр. произв., М.—Л., 1951; Избранные атеистические произведения, М., 1956. Лит.: М а р к с К., [Письмо]Ф. Энгельсу 15 апреля 1869 г., в кн.: Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 24, М.—Л., 1931; Маркс К. и Энгельс Ф., Святое семейство. Соч., 2 изд., т. 2, М., 1955, с. 145; Энгельс Ф., Положение рабочего класса в Англии, там же, с. 462; его же, Анти-Дюринг, М., 1957, с. 20; Ленин В. И., Материализм и эмпириокритицизм, Соч., 4 изд., т. 14, с. 24—27, 34—36, 101 — 113; е г о ж е, Об отношении рабочей партии к религии, там же, т. 15, с. 374; его же, Три источника и три составных части марксизма, там а е, т. 19; е г о ж е, О значении воинствующего материализма, там же, т. 33, с. 203—04; Плеханов Г. В., Очерки но истории материализма, Избр. философские произв., 1. 2, М., 1958; Мор л ей Д ж., Дидро и энциклопедисты, пер. с англ., М., 1882; Сементков-ский Р. И., Дени Дидро, СПБ, 1896; Л у пп о л И. К., Дени Дидро, [М.], 1924; 2-е изд., 1934 (книга переведена на фр. яз., Р., 1936) В и и о г р ад с к а я П., Дени Дидро, «Под знаменем марксизма», 1924, № 8 — 9; Гачев Д., Эстетические взгляды Дидро, М., 1936; Чалая 3., Проблемы театра в эстетике Дидро, М., 1936; История философии, т. 2, [М. Ji 1-941 (см. Указатель имен); Волгин В. П., Политические и социальные идеи Дидро, «Вопр. истории», 1955, №3; Гуляев Н. А., Проблема реалистического ме- тода в эстетике Дени Дидро, «Уч. зап. Томск, ун-та». 1955, [вып.] 24; История философии, т. 1, М., 1957 (см. Указатель имен); К а зарин Л., Дидро и некоторые вопросы русской культуры 18 века, «Вестн. истории мировой культуры», 1958, № 1; К » л а н т а р А. А., Мысли Д. Дидро о прекрасном, в кн.: Из истории эстетической мысли нового времени. [Сб. ст. Ред. колл. В. Ф. Берестнев (гл. ред.) и др.], М., 1959; Bosenkranz К., Dide-rotsLeben und Werke. Bd 1— 2, Lpz., 1866; В e r s о t E., Etudes sur la philosophie du XVIII-e siecle. Diderot, P., 1851; Damiron J. Ph., Memoires pour servir a l'histoire de la philosophie au XVIII-e siecle, v. 2, P., 1858; Janet P., La philosophie de Diderot, «The nineteenth century», 1881, v. 9, p. 695—708; С г u R. L., Dideiot as a disciple of English thought, N. Y., 1913; RoretzK von, Diderot's Weltanschauung, W., 1914; Hermand P., Les idees morales de Diderot, P., 1923; L a Gras J., Diderot et l'Encyclopedie, Amiens, 1928; Gil lot H., Denis Diderot..., P., 1937; Thomas J., L'humanisme de Diderot, 2 ed., P., 1938; Luc J., Diderot. L'artiste et le philosophe, P., 1938; Mor-net D., Diderot, P., 1941; Billy A., Vie de Diderot, P., 1948 (имеется библиогр.); Guyot С, Diderot par lui-meme, P., 1953; Crocker L. G., Embattled philosopher, a biography ol Denis Diderot, Mich., 1954; Wilson A. M., Diderot. The testing years. 1713—1759, N. Y., 1957 (имеется библиогр.). СОКРАЩЕНИЯ, УПОТРЕБЛЯЕМЫЕ ПРИ ЦИТИРОВАНИИ Произведения античных философов до Сократа цитируются по 9-му изданию книги Fragmente der Vorsokratiker, griechisch und deutsch, von H. Diels, hrsg. von W. Kranz, lid 1—3, 9 Aufl, В 1959—60. Сокращения, стоящие перед фамилией издателя (напр., 68В246, Diels), обозначают: 68 — номер главы, посвященной данному философу (вместо цифры может быть указано имя философа, напр. Анаксимандр А17, Diels); буква (А) обозначает раздел главы, в к-рой собраны свидетельства других авторов о данном философе; 6vk-ва (В)— раздел, в к-ром приводятся фрагменты самого философа; последняя цифра обозначает номер фрагмента. В том случае, если ссылки даны по более раннему изданию книги, номер издания указывается. При цитировании сочинений Платона ссылки на страницы даются по изданию Platonis opera, ed. Steptianus, v. 1—3, P., 1578, нумерация страниц к-рого воспроизводится во всех последующих изданиях сочинений Платона. Напр., Tim. 68E. Цифра (68) обозначает страницы, буква (Е) — часть страницы. Сокращения названий сочинений Платона, цитируемых в Ьм томе Философской Энциклопедии: Cratyl.— Cratylus («Кратлл»); Legg.— Leges («Законы»); Parm.— Parmenides («Парменид»); Phaedr.— Phaedrus («Федр»); Phaed, — Phaedo («Федон»); Phileb.— Philebus («Филеб»); PoMtic— Politicus («Политик»); R. P.— Respublsca («Государство»); Soph.— Sophista («Софист»); Theaet.— TheaeteVus («Теэтет»); Tim.— Timaeus («Тимей»). При цитировании сочинений Аристотеля ссылки на страницы даны по изданию Aristoteles opera, Academia regia borussica, v. 1—5, В., 1831—70, страницы которого воспроизводятся во всех последующих изданиях сочинений Аристотеля. Напр., phys. IV10.217B30. Первая (римская) цифря обозначает номер книги, вторая (арабская) номер главы (нумерация Аристотеля); цифра после запятой обозначает страницу, буква — столбец, последняя цифра — строку по указанному изданию. Сокращения названий сочинений Аристотеля, цитируемых в 1-м томе: De an.— De anima («О душе»); Eth. Eud.— Ethica Eudemia («Этика Экдемова»); Met.— Metaphysica («Метафизика»); Phys.— Physica («Физика»); Polit, —Politica ( «Политика»); Probl.— Pro-blemata («Проблемы»); Top.— Topika («Топика»). Ссылки на сочинение Диогена Лаэртского (Diogenes Laertius, De clarorum phi-losophorum vitis etc.) («Биографии и учения философов») — Diog. L. VII1. Римская цифра обозначает книгу, арабская цифра — главу сочинения. Сочинения стоиков цитируются по книге: Stoicorum veterum fragmenta, ed. Arnim, Bdl—4, Lips., 1921— 24 (Арним, Фрагменты древних стоиков). Напр., SVF III frg. 272, Арним. SVF --начальные буквы названия работы; римская цифра обозначает номер тома, арабская цифра -г- номер фрагмента по указанному изданию. Сочинения средневековых авторов цитируются по изданиям Миня: Patrologiae cursus completus, ser. latma... accur. J.-P. Migne, v. 1—221, P., 1844—56 («Латинская Патрология») (обозначается: Migne, PL), и Patrologiae cursus completus, ser. graeca... accur. J.-P. Migne, v. i—166, P., 1857—66 («Греческая Патрология») (обозначается: Migne, PG). ОФОРМЛЕНИЕ БИБЛИОГРАФИИ Внутритекстовая библиография Названия произведений иностранных авторов и авторов, пишущих на языках народов СССР (кроме армянского и грузинского), приводятся в русском переводе и в скобках— в оригинале с указанием даты первой публикации оригинала. Не требующие перевода названия произведений на славянских языках и языках народов СССР (письменность которых основана на русском алфавите) приводятся только в оригинале. Названия произведений, написанных на армянском и грузинском языках, в тексте статьи приводятся в русском переводе с указанием даты первой публикации оригинала и (при наличии) даты русского перевода. После приведенного названия дается сноска (цифрой или звездочкой) и в конце колонки под соответствующей цифрой приводится название на языке оригинала. Названия произведений на китайском, корейском, японском, новоиндийском, дравидийском, арабском, персидском, бирманском языках даются в русском переводе и в сжобках, как правило, в русской транскрипции с указанием даты первой публикации оригинала. Описание периодических изданий Периодические издания на европейских языках в тексте статей приводятся в оригинале; на языках китайском;, корейском, японском, новоиндийском, дравидийском, арабском, персидском, бирманском—даются в русской транскрипции. Периодические издания на языках народов СССР (кроме армянского и грузинского) в тексте статей приводятся в оригинале, в отдельных случаях и в переводе. Названия периодических изданий на армянском и грузинском языках в тексте статьи приводятся в русской транскрипции; в конце колонки они даются в оригинале. Сокращение названий периодических изданий производится в соответствии с «Указателем сокращенных и полных названий научной и технической литературы» (Ин-т научной информации АН СССР, М., 1957). Сокращение названий, не помещенных в упомянутом выше указателе, производится применительно к общим принципам, принятым в этом указателе. Подтекстовая библиография В библиографии, помещаемой после текста статьи, приводятся обычно последние издания произведений или те издания, которые наиболее отвечают научным требованиям. В тех случаях, когда библиографическое описание работы дается в тексте статьи, оно не приводится в подтек-стовой библиографии. В библиографии к статьям об иностранных авторах указываются сначала сочинения на языке оригинала; при наличии русского перевода приводится последний по времени или наилучший русский перевод. В библиографии к статьям небиографического характера, если имеется русский перевод произведения иностранного автора, он указывается сразу после выходных данных оригинального издания в скобках. Сокращения библиографических названий и олементоа библиографического описания вып.— выпуск гл. — глава избр. произв.— избранные произведения избр. соч.— избранные сочинения изд.— издание пер. с англ.— перевод с английского пер. с итал.— перевод с итальянского пер. с лат.— перевод с латинского пер. с нем.— перевод с немецкого пер. с франц.—перевод с французского (сокращения переводов с других языков обозначаются аналогично этим примерам) полн. собр. соч.— полное собрание сочинений разд. — раздел рус. пер.— русский перевод с.— страница сб. статей — сборник статей тетр. — тетрадь ч. — часть |
Последнее изменение этой страницы: 2019-06-19; Просмотров: 192; Нарушение авторского права страницы