Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
БЕРОН—БЕСКОНЕЧНАЯ ИНДУКЦИЯ 153
положения Маркса о вытеснении крупным производством мелкого и т. д. В области политики Б. характеризуется стремлением пересмотреть действительную основу марксизма, — учение о классовой борьбе (см. В. И. Ленин, Марксизм и ревизионизм, Соч., 4 изд., т. 15). Ленин указывал, что Б. отрицало возможность научно обосновать социализм и доказать на основе материалистич. понимания истории его необходимость и неизбежность; отрицало факт растущей нищеты, пролетаризации и обострения капиталистич. противоречий; объявляло несостоятельным само понятие о конечной цели революционного движения пролетариата и безусловно отвергало идею диктатуры пролетариата; смазывало принципиальную противоположность либерализма и социализма; отвергало теорию классовой борьбы, неприложимую будто бы к капиталистич. об-ву в новую эпоху (см. Соч., 4 изд., т. 5, с. 326). Лмтп..М арке К.иЭнгельс Ф., «Циркулярное пись ВЕРОН (Б е р о в и ч), Петр (1795 — 1871)— болг. просветитель. Образование получил в Мюнхене и Париже. Автор соч. «Буквар с различии поучения» (1824) — небольшой энциклопедии естественнонауч. знаний, широко распространенной в народе. Б. издал на франц. и нем. языках ряд крупных трудов: «Метеорологический атлас» (1860), «Славянская философия...» (1855) и др. Цель философии Б. видел в создании всеобъемлющей науки, стоящей над материализмом и идеализмом. Выдвигал теорию «флюидов» — «тонкой» материи, лежащей в основе бытия. Эта теория содержала нек-рые материалистич. элементы. Однако Б. одновременно признавал и существование высшей силы, находящейся вне материи. Дуализм Б. был направлен против религ. мировоззрения. В области теории познания склонялся к сенсуализму, признавал материальные объекты источником ощущений. г оч.: Origine des sciences physiques et naturelles et des sciences metaphysiqnes et morales..., P., 1858. Лит.: Б ъ н к о в А., Принос към историята на българ-ската философска мисъл, С, 1943; Г э н д е в X р., Ранпото възраждане, С, 1949; Грозев Г., История на българ-ската философия, ч. 1 — Българската философска и обще-ственно-политическа мисъл до освобождението, С, 1957. Л. Воробьев. Москва. Г. Грозев. Болгария. БЕСКОНЕЧНАЯ ИНДУКЦИЯ — тот крайний вид индуктивного умозаключения, когда общее высказывание (суждение, положение) получается как заключение из бесконечной совокупности посылок, исчерпывающих все частные случаи. Пример Б. и.: 1+0 = 0+1; 1 + 1 = 1 + 1; 1+2 = 2 + 1; 1+3 = = 3 + 1; 1 + 4 = 4 + 1; 1 + 5 = 5 + 1; 1+6=6 + 1; 1+7 = 7 + 1,...; следовательно, для всякого натурального (т. е. целого неотрицательного) числа х имеет место равенство 1+х=х+1. Этот пример является частным случаем более общей схемы умозаключения: 0 обладает свойством S, 1 обладает свойством 5, 2 обладает свойством 5s 3 обладает свойством S." Следовательно, все натуральные числа обладают свойством S. где над чертой стоят посылки, а под чертой — заключение, общность к-рого выражена тем, что в нем имеется буквенная переменная х, к-рая может принимать всевозможные значения из области натуральных чисел. На практике в чистом виде Б. и. не встречается из-за невозможности физически перебрать всю бесконечную совокупность посылок такого умозаключения. (Даже вышеприведенные формулировки примера и схем Б. и. не вполне точно выражают суть дела, т. к. содержат многоточия, подменяющие действительное перечисление всех посылок, к-рое невозможно фактически проделать). Поэтому в практике науч. мышления Б. и. обычно заменяется или -неполной индукцией, когда перебираются в качестве посылок не все частные случаи получаемого общего положения, или т. н. полной математич. индукцией, выражаемой в виде схемы 5(0), S (х) -" > 5 (х + 1) S ( x ) [ S ( x )-> S ( x +1) означает: «если х обладает свойством S, то и х + 1 обладает свойством 5»]. Однако Б. и. играет важную роль в ряде теоретич. построений, особенно в области математич. логики и оснований математики. Потребность в рассмотрении Б. и. объясняется тем, что иные виды индукции не могут вполне ее заменить: полная математич. индукция значительно слабее Б. и., т. к. применима лишь в случае наличия уже среди посылок нек-рого общего положения [S(xK: S(x + l)]; неполная индукция неточна, а ее высшая форма — естеств.-науч. индукция — не поддается точному изучению математич. методами, т. к. ее отличие от обычной неполной индукции имеет скорее диалектич., чем формальный, характер. Необходимость привлечения Б. и. при обосновании тех или иных областей математики вызывается наличием серьезных трудностей в деле обоснования даже таких ее элементарных разделов, как арифметика. Это тетрудности, к-рые связаны с открытым К. Гёделем (1931) явлением принципиальной неполноты и непополнимости всякого формального исчисления, получающегося в результате формализации арифметики (т. е. такого уточнения ее логич. основ, к-рое позволяет сделать их предметом математич. изучения) и содержащего конечное число аксиом и правил вывода (т. е. схем умозаключения), каждое из к-рых финитно (в том смысле, что имеет лишь конечное число посылок и допускает алгоритм, позволяющий в каждом частном случае по посылкам и заключению проверять, правильно ли сделанное умозаключение). Как показал Гёдель, во всяком таком исчислении можно найти формулу, недоказуемую и неопровержимую в нем. Это усугубило высказывавшиеся ранее лишь интуиционистами (см. Ин-туиционизм) сомнения в том, что всякое арифметич. предложение является истинным или ложным (см. Исключенного третьего? акон). Кроме того, обнаружилась возможность получения все новых и новых истинных предложений арифметики, но недоказуемых в рамках уже построенных исчислений (пример формулы Гёделя как раз таков), а поэтому таких, что их истинность все менее и менее обоснована. Попыткой выхода из этих трудностей и является использование принципа Б. и. в вопросах обоснования математики. Только использование это состоит не в том, что на самом деле умозаключают по этому принципу (это физически невозможно), а имеет более абстрактный характер. Этот принцип, напр. в виде схемы (*), добавляют к формальному исчислению в качестве правила вывода, в отличие от обычных, не финитного. При этом исследуется юпрос о том, что дает такое добавление, каков становится в результате класс доказуемых формул. Впервые такой путь предложил в 1934 в связи с изучением свойств формальных «языков», охватывающих язык арифметики, Карнап, показавший, что после добавления схемы (*) к обычной формальной арифметике всякое ее элементарное (т. е. не содержащее иных переменных, кроме имеющих областью своих значений множество натуральных чисел) предложение становится либо доказуемым, либо опровержимым. В связи с этим схему (*) часто называют «правилом Карнапа». Именно схему (*) обычно и называют также «правилом Б. и.», хотя не всякая Б. и. может быть сведена к этой схеме, а лишь такая, при к-рой посылки можно перенумеровать натуральными числами; последнее же возможно не во всех случаях из-за существования различных мощностей бесконечных множеств (см. Множеств теория). После добавления схемы (*) к исчислению существенно изменяется характер доказательств в нем. Из конечных цепочек предложений они становятся, в общем случае, бесконечными, точнее, говоря математич. языком, трансфинитными, т. е. упорядоченными по типу нек-рого бесконечного порядкового числа. При этом важную роль играет изучение т. н. конструктивных порядковых чисел, т. е. таких порядковых чисел а (конечных или трансфинитных\ в к-рых отношение порядка, соответствующее числу а, задается в нек-ром смысле алгоритмически. При изучении нек-рых вопросов достаточно использования ограниченной Б. и., т. е. такой, при к-рой «длины» доказательств ограничены сверху нек-рым фиксированным конструктивным порядковым числом. Ее достаточно, напр.. 154 БЕСКОНЕЧНОСТЬ при обосновании непротиворечивости закона исключенного третьего в формальной арифметике (по методам Г. Генцена, К. Шютте и др.). Однако, как показали исследования Б. Рос-сера (1937), развитые далее учеником П. С. Новикова Б. Я. Фалевичем (1955), в случае, когда в предложениях данного исчисления есть переменные, имеющие областью значений множество действит. чисел или множество свойств натуральных чисел (предикатные переменные), никакой ограниченной Б. и. недостаточно для преодоления явления неполноты, аналогичного имеющемуся в формальной арифметике без Б. и. В случае же неогранич. Б. и., т. е. использования схемы (*) при сколь угодно длинных трансфинитных доказательствах, формальная арифметика с предикатными переменными (но без кванторов по ним) уже становится полной в том смысле, что всякое ее истинное (при всех значениях переменных) предложение является доказуемым. Это имеет место, как показал А. В. Кузнецов (1956), и в случае использования лишь т. н. конструктивной Б. и., т. е. такой Б. и., когда всякому доказательству сопоставлен нек-рый конструктивный объект (см. Алгоритм), напр. помер, с ним связанный, и применение схемы (*) допускается лишь тогда, когда существует алгоритм, даюший по числу п номер доказательства в-й посылки 1т. е. 5 (тг)1 При этом номера доказательств должны строиться так, чтобы можно было по номеру алгоритмически восстанавливать весь ход доказательства, в частности выписывать последнее в виде такой траисфинитной цепочки предложений, к-рая в процессе ее написания на каждом шагу конечна, причем каждый следующий выписываемый член ставится, относительно уте написанных членов, на такое место, к-рое ему указывается алгоритмом. Б. и. (в т. ч. неограниченная) находит применение также в вопросах классификации предикатов и функций, не являющихся вычислимыми.Однако с использованием неогранич. Б.и. и даже уже конструктивной Б. и. связаны нек-рые трудности, вызываемые недостаточно конструктивным характером последней, что тесно связано с неконструктивностью общего понятия конструктивного порядкового числа (т. е. понятия, говорящего не о нек-рых из таких чисел, а обо всех их сразу) и еще недостаточной изученностью вопроса о том, какие абстракции и принципы естественно брать за основу при подходе к таким понятиям. Лит.: К лини С. К., Введение в метаматематику, пер. БЕСКОНЕЧНОСТЬ — филос. понятие, отражающее безграничность и беспредельность развития материи, неисчерпаемость ее познания. Место, занимаемое понятием Б. в системе категорий диалектич. материализма, определяется связью Б. с такими осн. категориями, как материя, движение, пространство и время. Б. является наиболее общей количеств, характеристикой движущейся материи. Рассматриваемый с этой наиболее общей количеств, стороны, материальный мир выступает как бесконечный в пространстве, бесконечный во времени и безгранично разнообразный по своим свойствам, по тем конкретным формам, в к-рых движется материя. При этом, если Б. в пространстве и времени описывает мир как целое, то Б. свойств характеризует не только мир в целом, но и каждый отд. материальный объект. Логически Б. материального мира (во всех ее трех аспектах) может рассматриваться как следствие субстанциального характера материи. Поскольку материя признается единств, субстанцией, к-рая есть causa sui ( сама себе причина), постольку ее развитие и движение не может быть ничем ограничено. Если материя «противостоит нам как нечто данное, как нечто несотворимое и неуничтожимое, то отсюда следует, что и движение несотворимо и неуничтожимо» (Энгельс Ф., Диалектика природы, 1955, с. 45). Естеств. условием такого движения материи является Б. ее существования во времени. С другой стороны, будучи единств, субстанцией мира, материя может быть ограничена в своем протяжении лишь сама собой, что служит выражением ее Б. в пространстве. Очевидно, что движение и развитие материи, бесконечно существующей в бесконечном пространстве, осуществляется как неогранич. взаимодействие материальных тел между собой. Это бесконечное разнообразие и количество связей между объектами определяет и неисчерпаемость, Б. свойств как всего мира, так и любого материального объекта. Т. о., Б. материального мира включает в себя три аспекта и не может рассматриваться в отрыве от них, ибо сами эти три аспекта, три стороны Б. Вселенной, тесно связаны друг с другом. Понятие «Б. мира» играет большую роль в космологии. Вокруг проблемы Б. всегда велась и ведется борьба между идеализмом и материализмом. Уже Архит Тарентский (5 в. до и. э.) доказывал Б. мира в пространстве, трактуя Б. мира как возможность непрерывного до Б. отсчитывания расстояний в нем. Однако подобное представление о Б. мира приводит к неразрешимым противоречиям, получившим название космологических парадоксов. Так, из представления о бесконечной Вселенной, равномерно заполненной светящимися звездами, с необходимостью следует вывод, что небосвод должен быть ослепительно ярок (парадокс Ольберса). Притяжение бесконечно большой массы бесконечной Вселенной должно привести к бесконечно большим скоростям и ускорениям масс (парадокс Зелигера). И то, и другое резко противоречит наблюдениям. Попытки распространения на бесконечную Вселенную второго начала термодинамики приводили к выводу о начале истории Вселенной. К этому же гыноду приходили при распространении на всю Вселенную объяснения явления красного смещения в спектрах далеких галактик их реальным «разбеганием». Эти космологич. парадоксы приводили ряд ученых к отказу от представления о Б. Вселенной в пространство и времени, к попыткам «научного» обоснования конечности мира, что являлось по существу прямой поддержкой фидеизма. Космологич. парадоксы, по-видимому, являются результатом распространения на всю Вселенную закономерностей, установленных лишь для ее конечных областей. Специфичностью такого объекта исследования, как «Вселенная в целом», объясняется то, что мы не можем распространять на нее не только закономерности, установленные для конечных областей Вселенной, но даже установленные для сколь угодно больших (но ограниченных) областей ее. Однако Б. мира, как и его материальность, должна подтверждаться всем ходом истории философии и науки. Положительным вкладом в решение космологич. проблемы, а тем самым и в раскрытие конкретной природы физич. Б. мира, являются различные космологич. модели. По сути дела, космологич. модели представляют собой экстраполяцию закономерностей, справедливость к-рых подтверждена для известной нам области Вселенной, на предельно большие области Вселенной (в пределе — на всю бесконечную Вселенную). Возможность такой экстраполяции находит нек-роеобоснование в том, что такие физич. законы, как законы сохранения массы, заряда, энергии, импульса и т. п., к-рые по существу ярляются естественно-науч. выражением законов сохранения материи и движения, по-гидимому, допустимо распространять без ограничений на Вселенную в целом. Тем пе меда необходимо постоянно иметь в виду ограниченность метода космологич. моделей, поскольку в этом случае рассматривается переход к Б. одной или нескольких' характеристик космологич. модели, к-рые являются лишь приближенными отражениями бесконечного многообразия свойств реальной Вселенной. Первую космологич. модель рассмотрел Ньютон. Считая пространство бесконечным, он пришел к выгоду, что для того, чтобы тяготеющая материя в бесконечном пространстве не собралась в одну гигантскую массу, она должна быть равномерно распределена в бесконечном пространстве. Однако эта модель приводит к фотометрич. и гравитационному парадоксам, устранить к-рые классич. космология оказалась не в состоянии. Существенным шагом вперед было создание Эйн- БЕСКОНЕЧНОСТЬ 155 штейном общей теории относительности (1918), связавшей геометрич. свойства пространства и времени (их метрику) с распределением тяготеющих масс. Попытки Эйнштейна получить решение ур-ний общей теории относительности для бесконечной Вселенной и тем самым изучить ее пространственно-временную структуру не увенчались успехом (Эйнштейн предполагал, что метрика не меняется со временем). На этом основании Эйнштейн и позднее Де Ситтер пришли к выводу о пространственной замкнутости мира: луч света, испущенный каким-нибудь источником, за конечное время вернется в достаточно близкую окрестность источника. Так родилось «доказательство конечности мира» общей теорией относительности. Сов. ученый А. А. Фридман (1922) показал, что из ур-ний Эйнштейна можно получить принципиально иные решения» а именно — решения, соответствую-гцие бесконечному миру, если только отказаться от предположения Эйнштейна о неизменности метрики со временем. Модель мира, полученная Фридманом, должна расширяться. Это получило подтверждение в открытии (1927) красного смещения в спектрах далеких галактик. Последующие исследования показали, что геометрия известной нам части Вселенной в основном определяется средней плотностью вещества в ней. При плотности 10~28, Ю-29 г/см3 пространство мира бесконечно, а геометрия мира — евклидова. Большей плотности соответствует замкнутость пространства (геометрия Римана в узком смысле слова), а меньшей — разомкнутость (геометрия Лобачевского). В первом случае мир оказывается пространственно ограниченным, во втором — бесконечным. Однако точность определений средней плотности настолько низка, что возможны огромные ошибки. Поэтому вопрос о метрике известной нам области Вселенной остается открытым. Но даже если дальнейшие исследования приведут к представлению о замкнутости (в указанном выше смысле) нашей области мира (если значение средней плотности окажется достаточно высоким), это пи в какой мере не даст права судить о геометрии за пределами известной нам области Вселенной. Вывод о пространственной замкнутости известной нам области мира по существу будет означать подход к таким областям и масштабам, к-рые характеризуются иными свойствами и мерами, чем известные нам до сих пор виды материи и формы ее движения. Таким образом, совр. модели являются отражением важнейших черт известной нам области Вселенной — Метагалактики. Но их никак нельзя считать моделями Вселенной в целом. Другим полюсом вопроса о Б. материального мира в пространстве и времени является проблема «бесконечно» малых расстояний и промежутков времени. Указывая на Б. материи «вглубь», на неисчерпаемость свойств элементарных частиц, изучаемых совр. микрофизикой, диалектич. материализм связывает с этим и изменение пространственно-временных отношений в микромире, поскольку эти отношения определяются свойствами материальных объектов. В этой связи большой интерес представляет гипотеза о прерывности пространства и времени в микромире, о т. п. «квантовании» пространства и времени. В совр. квантовой теории поля, где частицы рассматриваются как точечные образования, целый ряд характеристик (энергия, масса, заряд) частиц получает бесконечные значения, что лишено физич. смысла и указывает на органич. порок теории. В наст, время путем ряда математич. операций удалось изолировать бесконечные выражения, но это лишь формальное решение трудностей, к-рые продолжают существовать в скрытом виде. Анализ трудностей с бесконечностями показывает, что они являются следствием предположения о существовании сколь угодно малых длин волн н сколь угодно малых расстояний. Вследствие этого наметилась тенденция к преодолению трудностей путем ввода в теорию пек-рой минимальной длины и нек-рого минимального промежутка времени, что должно отразить прерывный характер пространственно-временных свойств материи в микромире. Сам термин «квантование» пространства и времени не точен. Он вызывает представление о неких элементарных, весьма малых частях, «кирпичиках», из к-рых складываются пространство и время. На самом же деле реальный смысл гипотезы прерывности пространства и времени заключается в том, что в микромире существует определ. граница, за к-рой пространственно-временные свойства материальных объектов меняются коренным образом.Указанное изменение, по-видимому, состоит в том, что в микрообластях, лежащих ниже определ. предела, появляются новые мировые константы: минимальная протяженность материальных объектов и минимальная длительность процессов изменения этих объектов. Т.о., данные физики, как и данные космологии, подтверждают и обосновывают правильность диалекти-ко-материалистич. понимания Б. материального мира в пространстве и времени, к-рое опирается на признание не только непрерывности, но и прерывности, структурности, качеств, многообразия пространственно-временных свойств движущейся материи. Выше вопрос о Б. рассматривался с онтологии, т. зр. Но можно подойти к этому вопросу с гносеологич. т. зр. и рассмотреть проблему познаваемости Б. Очевидно, что Б. не является объектом чувств, познания, она не дана непосредственно в опыте. Практически чувств, деятельность людей всецело протекает в мире конечных вещей и процессов. Человек непосредственно воспринимает и изучает лишь конечное. Знание бесконечного приходит как результат познания, поднявшегося на ступень абстракции. Возможность познания Б. обусловливается тем, что Б. находится не рядом с конечным, а в единстве с ним. Единство конечного и бесконечного есть основа для познания Б. Поэтому диалектич. материализм отрицает непознаваемость Б.: «Всякое истиннее познание природы есть познание вечного, бесконечного, и поэтому оно по существу абсолютно» (ЭнгельсФ., Диалектика природы, 1955, с. 186). В постулат, движении мыслящего человечества разрешается противоречие между абс. характером человеч. мышления и осуществлением его в отдельных ограниченно мыслящих людях, между всегда огранич. объектом человеч. знания и Б. познаваемой природы. «Поэтому познание бесконечного окружено двоякого рода трудностями и может, по самой своей природе, совершаться только в виде некоторого бесконечного асимптотического прогресса. И этого для нас вполне достаточно, чтобы мы имели право сказать: бесконечное столь же познаваемо, сколь и непознаваемо, а это все, что нам нужно» (там же). Энгельс утверждал, что каждый шаг познания углубляет наше знание материальной действительности, но что никакое количество этих шагов не исчерпывает Б. Вопрос о познании Б. имеет еще и формально-логич. сторону. Сущность логики состоит в том, что она позволяет (во всяком случае формально) распространить действие закономерностей, найденных в конечном числе наблюдений над конечным числом объектов, на бесконечное число случаев данного типа, на бесконечные области. Распространение полученных результатов на Б. придает установленным закономерностям форму всеобщности и, тем самым, необходимости. Но здесь встает вопрос о допустимости экстраполяции на Б., о неформальном обосновании всеобщности и необходимости суждений, выведенных из опыта. Вопрос этот тем более важен, что именно такие суждения составляют осн. содержание науки. Впер- 156 БЕСКОНЕЧНОСТЬ вые эта проблема была поставлена Кантом. Но решить ее Кант не смог. Его строго формалистич. установки в конце концов привели к отрицанию всеобщности и необходимости суждений, полученных из опыта; экстраполяция на Б. была объявлена незаконной. Совр. бурж. философия позитивистского направления отказывается вообще от признания всеобщности и необходимости каких бы то ни было суждений, полагая, что распространение их действия на бесконечное число случаев не может быть логически оправдано и является произвольным актом. И действительно, вопрос не может быть разрешен в рамках любой формально-логич. структуры. Диалектич. материализм утверждает, что проблема обоснования всеобщности и необходимости суждений не является формально-логич. проблемой. Всеобщность и необходимость этих суждений обосновывается практикой человечества. Философы, логики, математики, физики, астрономы на протяжении тысячелетий постоянно обращались к исследованию Б. Материализм и идеализм, диалектика и метафизика, уверенность в познаваемости бесконечного мира и агностицизм постоянно сталкивались и вели борьбу по поводу различного понимания Б. В античной философии в соответствии с общим, слабо дифференцированным характером науки представления о Б. сплетались в один сложный узел, из к-рого трудно выделить собственно фил ос. нить рассуждений. В апейроне Анаксимандра Б.— осн. характеристика первоматерии — выступает как нечто в высшей степени неопределенное, бескачественное и поэтому безграничное и беспредельное. Эта нечеткость, расплывчатость в понимании Б. постепенно преодолевалась наукой; уже Платон и Аристотель осуществили логич. исследование Б. Истоки платоновской концепции бесконечного ведут к пифагорейцам. По Платону, «сросшиеся воедино» предел и беспредельность являются началами, заключенными в «вечно сущем» («Филеб»). Бесконечное есть то, что может неограниченно увеличиваться или уменьшаться. Природа бесконечного заключается в том, что оно есть «непрестанное движение вперед». В этом качестве беспредельное не может быть познано, ибо бесконечное множество вещей и их признаков делает неопределенным наше мышление о них. Задача познания заключается не в том, чтобы фиксировать мысль на пределе или беспредельном, а в том, чтобы найти «промежуточные члены», «количественную определенность» свойств и отношений. В рассуждениях Платона Б. выступает как возможность неогранич. увеличения или уменьшения. Однако признание непостижимости такого бесконечного ведет к поискам определ. соотношений, к-рые могли бы связать предел и беспредельное. Если у Платона анализ Б. был вспо-могат. средством в его этич. исследованиях и опирался на идеалистич. характер всей системы, то у Аристотеля проблема Б. находилась в тесной связи с рассмотрением причинности, пространства, времени, движения («Метафизика», XI 10; «Физика», III 4—8). Не бесконечное как символ вечного царства идей интересовало Аристотеля, а бесконечное в реальном мире. В таком подходе к проблеме сказывались материа-листич. тенденции в философии Аристотеля. Аристотель так формулировал предмет исследования: «Существует ли бесконечное и что оно такое? ». И отвечал: «В известном отношении бесконечное существует, а в другом отношении — нет. Бесконечное не существует актуально, как бесконечное тело или величина, воспринимаемые чувствами; бесконечное не является самостоят, началом бытия, как утверждали пифагорейцы и Платон; бесконечное не может существовать отдельно от чувств, предметов. Бесконечное существует потенциально; бесконечное есть движение— оно «становится всегда иным и иным». Аристотель отвергал существование бесконечного ряда причин, целей, источников движения. Аристотель сделал попытку классификации видов бесконечного, к-рая состояла в указании на семь различных случаев употребления слова «Б.» в греч. языке. Аристотель и Платон видели характерную и осн. черту Б. в возможности неогранич. количеств, изменений (потенциальная бесконечность) и отрицали наличность бесконечного (актуальная В.). В средневековой философии можно выделить две линии. С одной стороны, чисто теология, работы, ограничивающиеся рассмотрением Б. как атрибута бога; с другой — схоластич. споры вокруг вопроса о бесконечной делимости. И в том и в другом случае искусное жонглирование понятиями и утонченный логич. формализм по существу поглощали самое содержание вопроса. Но уже в 15 в. начался процесс ломки схоластики. На первых порах этот процесс выражался в переходе на позиции пантеизма. Слияние бесконечногс божеств, существа с бесконечной природой — гл. черта в философии Николая Кузанского, к-рый считах своей осн. задачей выяснение природы «максимальности» («Об ученом незнании», 1410, изд. [1505], см, рус. пер. 1937). Максимум есть нечто такое, больше чего ничего не может быть; максимум тождествен единству и бытию. Максимум есть бесконечная истина, к-рая нами «постигается непостигаемо». Бесконечное но может быть познано, ибо всякое познание заключается в установлении отношений, пропорций, а бесконечное ускользает от всяких пропорций: fi-nito ocl infinitum nulla est proportia. Хотя все изложение у Николая Кузанского в основе своей теологич-но, но бог играет роль фона, а не оси. стержня умозаключений. Обращает на себя внимание диалектика бесконечного, развиваемая Николаем Кузанским. В Б. совпадают максимум и минимум, сливаются противоположности; бесконечная прямая линия совпадает с бесконечной окружностью, бесконечным треугольником и т. д. Эти диалектич. идеи были восприняты и развиты Джордано Бруно уже на более далекой от теологии основе. Характерно, что Бруно, как это вообще было свойственно материалистам, исследовал не просто понятие Б., а бесконечную Вселенную («О причине, начале и едином», 1584, см. рус. пер. 1934). Это придало его работе антицерк. направленность. Приняв Б. Вселенной за исходный пункт, Бруно анализировал свойства такой Вселенной и считал ее единой (т. к. бесконечное не имеет частей), неподвижной (т. к. бесконечному некуда двигаться), вечной (т. к. бесконечное не рождается и не умирает). Бытие бесконечной Вселенной заключает в себе все противоречия «в единстве и согласии». В Б. нет различия части и целого, поэтому в вечности час равен дню, день — году и, следовательно, бесконечных часов не больше, чем бесконечных веков. Наконец, в Б. возможность не отличается от действительности. Диалектика бесконечного у Бруно (как и у Николая Кузанского) зачастую носит печать схоластики. Бруно особенно подчеркивал единство, простоту, неподвижность Вселенной, не отмечая того, что в такой же степени бесконечной Вселенной присущи многообразие, сложность, движение. В истории философии нового времени анализ понятия Б. начинается отказом Декарта вступать в споры по поводу бесконечного. Мотивируется это тем («Начала философии», 1644, см. рус. пер. 1950), что конечный разум человека не в состоянии постичь бесконечное могущество бога. Поэтому там, где мы не видик границ, следует говорить о неопределенном (inde-fini), а не о бесконечном (infini), к-рое присуще только богу. Формально сохранив лояльность по отношению к теологии, Декарт, тем не менее, определенно БЕСКОНЕЧНОСТЬ 157 высказал мысль о Б. протяженной материальной субстанции, т. е. о Б. материального мира. Это мнение было поддержано и аргументировано Спинозой. Б. субстанции Спиноза основывал на абс. характере ее существования. Бесконечное есть атрибут абсолютного. Ни время, ни число, ни мера не могут быть бесконечными, т. к. они лишь вспомогат. средства воображения; бесконечны протяженность и длительность. В своей классификации бесконечного (Письмо к Мейе-ру 20 апреля 1663) Спиноза дал определение понятия Б., близкое к развиваемому впоследствии Гегелем. Однако Спиноза не выделял это понимание Б. как истинное. Для него не менее истинной являлась и Б. незавершенного ряда. Осн. мысль Спинозы заключалась в том, что проблема Б. может быть решена лишь тогда, когда станут проводить четкую грань между различными видами бесконечного, ибо свойства этих видов различны. Большое внимание проблеме Б. было уделено в англ. материалистич. философии 17 —18 вв. Гоббс отрицал существование бесконечных чисел. Опираясь на свое понимание пространства как «мнимого пространства», он отверг картезианское представление о бесконечной протяженности материальной субстанции («Основы философии», ч. 1—3, 1642—58, см. рус. пер. 1926). Такую же позицию занял и Локк. Материальность не тождественна протяжению. Вселенная как совокупность материальных тел конечна и погружена в бесконечное пустое проотранство (vacuum). Понятия конечного и бесконечного рассматривались Локком как модусы количества («Опыт о человеческом разуме», 1690, см. рус. пер. 1898). Б. может быть приписана лишь пространству, длительности и числу. Человек воспринимает только конечные вещи, а идея Б. создается в душе из способности неограниченного повторения к.-н. количества. Бесконечное означает движение за любые границы. Крайние границы пространства, длительности и числа находятся за «пределами понимания души». С резкой критикой Локка выступил Толанд. Основываясь на признании самодвижения, внутр. активности материи, он отрицал существование пустого пространства и сводил вопрос о Б. пространства к вопросу о Б. материи. Материя же бесконечна, т. к. «невозможно вообразить» ее границы («Письма к Серене», 1704, см. рус. пер. 1927). Рассматривая свойства бесконечной материи, Толанд во многом повторял идеи Бруно, но делал упор не на неподвижность бесконечного, а на бесконечное многообразие н вечность развития и движения материи. Как и все его предшественники, Толанд отрицал существование актуальных бесконечно больших чисел. Он указывал на необходимость различать реально бесконечное от того, что может быть лишь продолжаемо без конца. С идеалистич. позиций локковская концепция Б. была подвергнута критике Лейбницем, к-рый утверждал («Новые опыты о человеческом разуме», 1700—05, изд. 1756, см. рус. пер. 1936), что источник идеи Б. лежит внутри человека и имеет божеств, природу. Истинная Б. заключается в абсолютном и выражается в необходимости бытия божия. Франц. материалисты 18 в. считали бесспорным положение о Б. природы в пространстве и времени, но понимали ее метафизически — как бесконечное повторение одних и тех же объектов в «пустом», повсюду одинаковом пространстве и времени. Не вышел за пределы метафизики и Кант. Для него всякая Б. трансцендентальна, т. е. она никогда не может рассматриваться как данная; она означает только то, что последоват. синтез единиц при измерении величины никогда не может быть завершен («Критика чистого разума», 1781, см. рус. пер. 1915). То, что безусловное, бесконечное берется как данное, как предмет и ставится в ряд обусловленных и конечных явлений, и является, по Канту, причиной антиномий. То обстоятельство, что линия может быть продолжена до Б. или что ряд изменений может продолжаться вечно, предполагает, что время и пространство зависят только от созерцания, поскольку оно само по себе ничем не ограничено. Так, Б. ряда основывается на априорности пространственно-временных форм. Гегель справедливо упрекал Канта в субъективизме за такое понимание бесконечного прогресса. Но Кант только логически завершил взгляды своих предшественников, к-рые видели основание Б. в способности рассудка к неогранич. повторению любых величин. Кант сделал следующий шаг, «спрятав в человеческую голову» не только Б., но и самые пространство и время. Гегелевское понимание Б. (с его положит, и отри-цат. сторонами) представляет закономерное следствие предшествующих филос. идей. Осн. содержание этих идей сводилось к следующему: Б. есть отрицание конечного, абс. противоположность конечному; бесконечное не дано актуально, оно есть процесс, движение, непрерывное возрастание или убывание к.-л. величины; бесконечное есть простое повторение одних и тех же вещей и процессов, оно непознаваемо и не может быть схвачено конечным рассудком. Заслугой Гегеля является то, что он, убежденный в могуществе человеч. разума, обрушился на эти метафизич. и агностич. взгляды. Гегель показал, что Б. может быть понята только в единстве с конечным, что любое конечное содержит в себе бесконечное, что бесконечное осуществляется в конечном. Диалектич. единство конечного и Б. служит тем мостом, по к-рому человечество идет от познания конечного к познанию Б. Гегель высмеивал романтич. преклонение и метафизич. ужас перед Б. С точки зрения Гегеля, конечное не является истинно сущим. Хотя со стороны своего бытия конечное реально, но истина конечного — идеальность (в этом Гегель видел осн. положение своей философии). Поэтому конечное есть лишь отблеск бесконечной идеи, преходящий момент в абсолюте. Бесконечное, абсолютное (бог) превалирует над конечным. Не может быть признана правильной и гегелевская конструкция «истинной» Б. Цель построения «истинной» Б. — получить наличную, данную, посюстороннюю Б. и тем самым опровергнуть мнение о непостижимости Б. Но эта цель была реализована ценой отказа от бесконечного количественного (или качественного) прогресса, рассматриваемого Гегелем как «дурная» Б. Гегель не жалел красок, чтобы обрисовать все убожество такого понимания Б.: «скучная, поверхностная смена», «бессмысленное повторение», «скучное чередование», «повторяющаяся одинаковость» и т. п. Такая Б. не может быть объектом филос. анализа, она непостижима, её нет в наличии, она не выходит за пределы долженствования и остается в сфере конечного. Иной характер у Гегеля носит «истинная» Б.— категория, лежащая в «основании философии». Прежде всего «истинная» Б. есть отрицание бесконечного прогресса. Она конкретна и всецело налична. Эта конкретность и наличность дается уже в определении, т. к. «истинно» бесконечное состоит в том, что«... оно в своем другом пребывает у самого себя или, выражая то же самое как процесс, состоит в том, что оно в своем другом приходит к самому себе» (Гегель, Соч., т. 1, М.—Л., 1929, с. 161). Замкнутость в самом себе, целостность, завершенность, самодовлеющий характер — таковы осн. черты «истинной» Б. Образом «дурной» Б. является прямая линия, неограниченно продолжающаяся в обе стороны, «...истинная же бесконечность, обратно в себя загибающаяся, имеет своим образом круг, достигшую себя линию, которая замкнута и всецело налична...» (Г е-г е л ь, Соч., т. 5, М., 1937, с. 151—52). Отбрасывая как метафизич. понятие «бесконечный прогресс», |
Последнее изменение этой страницы: 2019-06-19; Просмотров: 205; Нарушение авторского права страницы