Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


О досточтимый, ты - один из вечных спутников Верховной Личности Бога, и перед уходом в Свою вечную обитель Господь дал мне наставления, чтобы я передал их тебе.



 

КОММЕНТАРИЙ: Ямараджа, великий повелитель царства мертвых, определяет судьбы живых существ в их последующих воплощениях. Он, несомненно, входит в число слуг Господа, пользующихся Его полным доверием. Такие ответственные посты Господь доверяет только Своим великим преданным, которые находятся на одном уровне с Его вечными спутниками в духовном небе. И поскольку Видура был одним из них, Господь, перед тем как вернуться на Вайкунтху, дал наставления Майтрее Муни, чтобы тот передал их Видуре. Как правило, вечные спутники Господа в духовном мире не приходят в материальный мир. Однако иногда, исполняя волю Господа, они появляются здесь. Они приходят сюда не для того, чтобы занять какой-то ответственный пост, а чтобы лично общаться с Господом или проповедовать Его послание среди людей. Таких наделенных полномочиями представителей Господа называют шактьявеша-аватарами, то есть воплощениями, обладающими трансцендентным могуществом и правом представлять Господа.

 

 

Стих 22

अ थ त े भ ग व ल ् ल ी ल ा य ो ग म ा य ो र ु ब ृ ं ह ि त ा ः ।
व ि श ् व स ् थ ि त ् य ु द ् भ व ा न ् त ा र ् थ ा व र ् ण य ा म ् य न ु प ू र ् व श ः ॥ २ २ ॥

атха те бхагавал-лила йога-майорубримхитах
вишва-стхитй-удбхавантартха варнайамй анупурвашах

атха - поэтому; те - тебе; бхагават - связанные с Личностью Бога; лилах - игры; йога-майа - энергия Господа; уру - широко; бримхитах - распространяет; вишва - мироздания; стхити - поддержание; удбхава - сотворение; анта - разрушение; артхах - цель; варнайами - я расскажу; анупурвашах - в определенной последовательности.

 



Поэтому я расскажу тебе об играх, в которых Личность Бога распространяет Свою трансцендентную энергию, чтобы творить, поддерживать и разрушать мироздание, в той последовательнос ти, в какой они происходят, сменяя одна другую.

 

КОММЕНТАРИЙ: С помощью Своих многообразных энергий Всемогущий Господь может делать все, что пожелает. Материальный космос создает Его энергия йогамайа.

 

 

Стих 23

भ ग व ा न े क आ स े द म ग ् र आ त ् म ा त ् म न ा ं व ि भ ु ः ।
आ त ् म े च ् छ ा न ु ग त ा व ा त ् म ा न ा न ा म त ् य ु प ल क ् ष ण ः ॥ २ ३ ॥

бхагаван эка аседам агра атматманам вибхух
атмеччханугатав атма нана-матй-упалакшанах

бхагаван - Личность Бога; эках - один и только один; аса - существовал; идам - этого мироздания; агре - до сотворения; атма - в Своей собственной форме; атманам - живых существ; вибхух - повелитель; атма - Душа; иччха - желание; анугатау - погружается в; атма - Душу; нана-мати - другого видения; упалакшанах - признаки.

 



До сотворения материального мира существовал только Господь, Личность Бога, повелитель всех живых существ, и не было никого, кроме Него. Лишь по воле Господа материальный мир создается и затем снова погружается в Него. Качества этой Высшей Души нашли выражение в Ее разнообразных именах.

 

КОММЕНТАРИЙ: Здесь великий мудрец Майтрея начинает объяснять смысл четырех изначальных стихов «Шримад-Бхагаватам». Последователям философии майявады (имперсоналистам) закрыт доступ к «Шримад-Бхагаватам», и тем не менее иногда они берутся толковать его, высасывая из пальца сомнительные объяснения его четырех изначальных стихов. Мы же должны придерживаться истинных разъяснений, которые дает здесь Майтрея Муни, поскольку он вместе с Уддхавой услышал их от Самого Господа. Первая строка этих четырех стихов гласит: ахам эвасам эвагре. Майявади дают слову ахам весьма путаные толкования, смысл которых способны понять только сами толкователи. Здесь же сказано, что под ахам подразумевается Верховная Личность Бога, а не индивидуальные живые существа. До сотворения мира существовал только Господь, Личность Бога, в то время не было ни пуруша-аватар, ни, тем более, живых существ, ни материальной энергии, созидающей материальный космос. Пуруша-аватары вместе со всем многообразием энергий Верховного Господа покоились тогда в Нем одном.

Верховный Господь, Личность Бога, назван здесь повелителем всех живых существ. Он подобен солнцу, а живые существа - корпускулам солнечных лучей. Подтверждение тому, что Господь существовал до сотворения мира, мы находим в шрути: васудево ва идам агра асит на брахма на ча шанкарах эко ваи нарайана асин на брахма нешанах. Поскольку все исходит из Личности Бога, во все времена существует один Господь и только Он. Господь может существовать без других, так как Он всесовершенен и всемогущ. Все прочее, в том числе и полные экспансии Господа, вишну-таттвы, - это Его составные части. До начала творения не существовало ни Каранарнавашайи, ни Гарбходакашайи, ни Кширодакашайи Вишну, как не было Брахмы и Шанкары. Вишну, полная экспансия Господа, и живые существа, начиная с Брахмы, являются Его составными частями. Духовный мир существовал вместе с Господом, но материальное бытие покоилось в Нем, пребывая в непроявленном состоянии. Материальное творение создается и разрушается только по воле Господа. Многообразие Вайкунтхалоки тождественно Господу, подобно тому как многоликое войско тождественно царю. В «Бхагавад-гите» (9.7) сказано, что материальный мир создается через определенные промежутки времени, возникая по воле Господа, а в период между разрушением и новым сотворением этого мира живые существа и материальная энергия покоятся в Господе, пребывая в непроявленном состоянии.

 

 

Стих 24

स व ा ए ष त द ा द ् र ष ् ट ा न ा प श ् य द ् द ृ श ् य म े क र ा ट ् ।
म े न े ऽ स न ् त म ि व ा त ् म ा न ं स ु प ् त श क ् त ि र स ु प ् त द ृ क ् ॥ २ ४ ॥

са ва эша тада драшта напашйад дришйам экарат
мене 'сантам иватманам супта-шактир асупта-дрик

 

сах - Личность Бога; ва - или; эшах - все эти; тада - тогда; драшта - наблюдатель; на - не; апашйат - видел; дришйам - материальный космос; эка-рат - бесспорный обладатель; мене - думал так; асантам - несуществующий; ива - подобно тому; атманам - полные части; супта - непроявленная; шактих - материальная энергия; асупта - проявленная; дрик - внутренняя энергия.

 



Господь, единовластный повелитель всего сущего, был тогда единственным наблюдателем. В то время не существовало материального космоса, и у Господа оставалось ощущение незавершенности, вызванное отсутствием Его полных и отделенных частей. Внутренняя энергия находилась в проявленном состоянии, но материальная энергия была погружена в сон.

 

КОММЕНТАРИЙ: Господь является верховным наблюдателем, так как процесс сотворения материального космоса начался только благодаря тому, что Господь бросил взгляд на материальную энергию. В то время существовал наблюдатель, но не было внешней энергии, на которую падает взгляд Господа. Он чувствовал, что чего-то недостает, подобно мужу, тоскующему от одиночества в разлуке с женой. (Это всего лишь поэтическое сравнение.) Господь хотел создать материальный космос, чтобы дать еще один шанс обусловленным душам, погруженным в сон забвения. Творение предоставляет обусловленным душам возможность вернуться домой, к Богу, и в этом его основное назначение. Господь так милостив, что, пока материальный космос не проявлен, Он чувствует, что чего-то недостает, и это ощущение неполноты, возникающее у Господа, является причиной сотворения материального мира. Мир, созданный внутренней энергией Господа, находился в проявленном состоянии, однако другая Его энергия была как будто погружена в сон, и потому Господь хотел пробудить ее к деятельности, подобно мужу, желающему разбудить жену для любовных утех. Из сострадания к спящей энергии Господь хочет видеть ее проснувшейся и наслаждающейся, подобно другим женам, которые бодрствуют. Все это нужно Господу только для того, чтобы пробудить спящие обусловленные души к настоящей жизни в духовном сознании и дать им возможность стать такими же совершенными, как вечно освобожденные души, обитающие на Вайкунтхалоках. Являясь сач-чид-ананда-виграхой, Господь хочет, чтобы каждая частица Его многообразных энергий приняла участие в исполненной блаженства расе, поскольку участвовать вместе с Господом в Его вечной раса-лиле - значит достичь высшего состояния бытия, обрести высшее духовное блаженство и совершенное, вечное знание.

 

 

Стих 25

स ा व ा ए त स ् य स ं द ् र ष ् ट ु ः श क ् त ि ः स द स द ा त ् म ि क ा ।
म ा य ा न ा म म ह ा भ ा ग य य े द ं न ि र ् म म े व ि भ ु ः ॥ २ ५ ॥

са ва этасйа самдраштух шактих сад-асад-атмика
майа нама маха-бхага йайедам нирмаме вибхух

са - эта внешняя энергия; ва - является также; этасйа - Господа; самдраштух - совершенного наблюдателя; шактих - энергия; сат-асат-атмика - как причина и следствие; майа нама - которую называют майей; маха-бхага - о счастливый; йайа - которая; идам - этот материальный мир; нирмаме - создает; вибхух - Всемогущий.

 



Господь является наблюдателем, а внешняя энергия, которую Он созерцает, действует одновременно как причина и следствие космического проявления. О счастливый Видура, внешнюю энергию называют майей, иллюзией, и только благодаря ей возникает проявленный космос.

 

КОММЕНТАРИЙ: Материальная природа, именуемая майей, играет роль одновременно вещественной и действенной причины творения, однако за ней стоит Господь, который является сознанием, определяющим всю ее деятельность. Как сознание в теле живого существа является источником всех его энергий, так и высшее сознание Господа выступает в роли источника всех энергий, существующих в материальной природе. Подтверждение этому мы находим в «Бхагавад-гите» (9.10):

хетунанена каунтейа джагад випаривартате

«Все энергии материальной природы подчиняются воле Верховного Господа, надзирающего за всем происходящим в мире. Только благодаря этой высшей причине деятельность материальной природы носит планомерный и упорядоченный характер, и все процессы в ней развиваются по определенным законам».

 

 

Стих 26

क ा ल व ृ त ् त ् य ा त ु म ा य ा य ा ं ग ु ण म य ् य ा म ध ो क ् ष ज ः ।
प ु र ु ष े ण ा त ् म भ ू त े न व ी र ् य म ा ध त ् त व ी र ् य व ा न ् ॥ २ ६ ॥

кала-вриттйа ту майайам гуна-маййам адхокшаджах
пурушенатма-бхутена вирйам адхатта вирйаван

кала - вечного времени; вриттйа - под влиянием; ту - но; майайам - во внешней энергии; гуна-маййам - в гунах природы; адхокшаджах - Трансцендентное; пурушена - воплощение в виде пуруши; атма-бхутена - являющееся полной экспансией Господа; вирйам - семенами живых существ; адхатта - оплодотворил; вирйаван - Верховное живое Существо.



Верховное живое Существо в трансцендентном воплощении пуруши - полной экспансии Господа - оплодотворяет материальную природу, состоящую из трех гун. Так под влиянием вечного времени на свет появляются живые существа.

КОММЕНТАРИЙ: живые существа рождаются в результате того, что семя отца попадает в лоно матери. Находящееся в мужском семени живое существо только формируется в материнском теле. Подобно этому, мать-материальная природа не способна создать ни одно живое существо из материальных элементов, до тех пор пока ее не оплодотворит Верховный Господь. В этом заключена тайна возникновения жизни. Оплодотворяет материальную природу первое воплощение пуруши, Каранарнавашайи Вишну, и, чтобы сделать это, Ему достаточно окинуть ее взглядом.

Не следует проводить аналогий между способом оплодотворения, которым пользуется Господь, и половым актом человека. Всемогущий Господь способен оплодотворять глазами, поэтому Его называют всесильным. Каждый орган тела Господа может выполнять функции любого другого из Его органов. Это подтверждается в «Брахма-самхите» (5.32): ангани йасйа сакалендрийа-вриттиманти. О том же самом принципе говорится и в «Бхагавад-гите» (14.3): мама йонир махад-брахма тасмин гарбхам дадхамй ахам. Когда материальный космос переходит в проявленное состояние, Господь Сам населяет его живыми существами, которых ни в коем случае нельзя считать порождением материальной природы. Поэтому, какого бы прогресса ни достигла материальная наука, ученым никогда не удастся создать живое существо. По сути дела, в этом заключается вся тайна материального творения. живые существа по своей природе чужды материи и потому не способны обрести счастье вне духовного бытия Господа. Пытаясь найти счастье в материальном мире, живое существо, забывшее свою изначальную природу, лишь напрасно теряет время. Поэтому единственная цель ведической культуры - напомнить человеку о его духовной природе. Господь дает обусловленной душе материальное тело, с помощью которого она может испытать так называемые наслаждения, однако, если живое существо не опомнится и не разовьет в себе духовное сознание, Господь снова вернет его в непроявленное состояние, в котором оно находилось на заре творения. Господа называют здесь вирьяваном, самым могущественным существом, потому что Он оплодотворяет материальную природу бесчисленными живыми существами, которые с незапамятных времен находятся в обусловленном состоянии.

 

 

Стих 27

त त ो ऽ भ व न ् म ह त ् त त ् त ् व म व ् य क ् त ा त ् क ा ल च ो द ि त ा त ् ।
व ि ज ् ञ ा न ा त ् म ा त ् म द े ह स ् थ ं व ि श ् व ं व ् य ञ ् ज ं स ् त म ो न ु द ः ॥ २ ७ ॥

тато 'бхаван махат-таттвам авйактат кала-чодитат
виджнанатматма-деха-стхам вишвам вйанджамс тамо-нудах

татах - затем; абхават - перешло в проявленное состояние; махат - высшая; таттвам - совокупность; авйактат - из непроявленного; кала-чодитат - под влиянием времени; виджнана- атма - чистая благость; атма-деха-стхам - находящиеся в Его собственном теле; вишвам - полные вселенные; вйанджан - проявляя; тамах-нудах - высший свет.

 



Затем, побуждаемая вечным временем, высшая совокупность материальных элементов, называемая махат-таттвой, перешла в проявленное состояние, и беспримесная благость, Верховный Господь, оплодотворил махат-таттву семенами вселенского творения, которые покоились в Его теле.

КОММЕНТАРИЙ: В назначенный срок оплодотворенная материальная энергия проявляется в виде совокупности материальных элементов. Чтобы созреть, всему необходимо время, поэтому в данном стихе употреблено слово кала-чодитат, что значит «под влиянием времени». Махат-таттва является совокупным сознанием, поскольку фрагмент этого сознания в виде разума представлен в каждом живом существе. Махат-таттва напрямую связана с высшим сознанием Верховного Существа, хотя и проявляет себя как материя. Из махат-таттвы, или тени чистого сознания, вырастает все творение. Махат-таттва представляет собой чистую благость, к которой добавляется незначительная примесь материальной гуны страсти, и с этого момента махат-таттва приходит в движение.

 

 

Стих 28

स ो ऽ प ् य ं श ग ु ण क ा ल ा त ् म ा भ ग व द ् द ृ ष ् ट ि ग ो च र ः ।
आ त ् म ा न ं व ् य क र ो द ा त ् म ा व ि श ् व स ् य ा स ् य स ि स ृ क ् ष य ा ॥ २ ८ ॥

со 'пй амша-гуна-калатма бхагавад-дришти-гочарах
атманам вйакарод атма вишвасйасйа сисрикшайа

сах - махат-таттва; апи - также; амша - полная экспансия пуруши; гуна - с преобладанием гуны невежества; кала - срок; атма - полное сознание; бхагават - Личности Бога; дришти-гочарах - поле зрения; атманам - многообразие форм; вйакарот - распадается; атма - вместилище; вишвасйа - будущих существ; асйа - этого; сисрикшайа - возникает ложное эго.

 



Вслед за тем махат-таттва, как источник всех будущих существ, начинает дробиться на множество различных форм. Махат-таттва находится под преобладающим влиянием гуны невежества и дает начало ложному эго. Она представляет собой полную экспансию Личности Бога и в совершенстве знает принципы творения и сроки его созревания.

 

КОММЕНТАРИЙ: Махат-таттва является промежуточной ступенью на пути от чистого духа к материальному существованию. Она представляет собой конгломерат материи и духа, который порождает ложное эго живого существа. Все живые существа являются отделенными частицами Личности Бога. Под влиянием ложного эго обусловленные души претендуют на роль наслаждающихся материальной природой, хотя на самом деле они - составные частицы Верховной Личности Бога. Ложное эго - это сила, которая привязывает их к материальному существованию. Господь снова и снова дает заблудшим обусловленным душам шанс избавиться от ложного эго, и именно с этой целью через определенные промежутки времени создается материальное творение. Он предоставляет обусловленным душам все необходимое для того, чтобы направить деятельность ложного эго в нужное русло, но не посягает на ту ограниченную свободу, которой они обладают как неотъемлемые частицы Господа.

 

 

Стих 29

म ह त ् त त ् त ् व ा द ् व ि क ु र ् व ा ण ा द ह ं त त ् त ् व ं व ् य ज ा य त ।
क ा र ् य क ा र ण क र ् त ् र ा त ् म ा भ ू त े न ् द ् र ि य म न ो म य ः ।
व ै क ा र ि क स ् त ै ज स श ् च त ा म स श ् च े त ् य ह ं त ् र ि ध ा ॥ २ ९ ॥

махат-таттвад викурванад ахам-таттвам вйаджайата
карйа-карана-картратма бхутендрийа-мано-майах
ваикарикас таиджасаш ча тамасаш четй ахам тридха

 

махат - великого; таттват - из причинного принципа; викурванат - трансформируется; ахам - ложное эго; таттвам - категория материи; вйаджайата - проявилось; карйа - следствия; карана - причина; картри - деятель; атма - душа или источник; бхута - материальные элементы; индрийа - чувства; манах-майах - витающие в умственных сферах; ваикариках - гуна благости; таиджасах - гуна страсти; ча - и; тамасах - гуна невежества; ча - и; ити - так; ахам - ложное эго; тридха - три вида.

 





Махат-таттва, или великий причинный принцип, трансформируется в ложное эго, которое проявляется в трех аспектах - причины, следствия и деятеля. Все эти процессы протекают на уровне ума и в основе их лежат материальные элементы, грубые чувства и умозрительные построения. Ложное эго проявляется в трех разных качествах - благости, страсти и невежества.

КОММЕНТАРИЙ: В изначальном, духовном, состоянии бытия живое существо полностью сознает, что по своей природе является вечным слугой Господа. Все души, обладающие таким чистым сознанием, являются освобожденными и потому живут вечно, в блаженстве и знании, на планетах Вайкунтхах в духовном небе. Мате риальный мир создается не для них. Вечно освобожденным душам, которых называют нитья-муктами, нечего делать в материальном мире. Материальное творение предназначено для мятежных душ, не желающих подчиняться Верховному Господу. Их стремление к иллюзорному господству над миром носит название ложного эго. Оно проявляется в трех гунах материальной природы и существует только в уме. Те, кто находится под влиянием гуны благости, считают каждого человека Богом и потому насмехаются над чистыми преданными, которые стараются заниматься трансцендентным любовным служением Господу. Гордецы, находящиеся под влиянием гуны страсти, пытаются любыми средствами утвердить свое господство над материальной природой. Некоторые из них занимаются альтруистической деятельностью и мнят себя посланцами неба, призванными облагодетельствовать человечество, осуществляя созревшие в их умах замыслы. Они идут проторенными путями мирского альтруизма, однако в основе всех их планов лежит ложное эго. Ложное эго подобных людей порой вырастает до таких размеров, что у них возникает желание самим стать Богом. Последняя категория эгоистичных обусловленных душ - те, кто находится под влиянием гуны невежества. Такие заблудшие души принимают материальное тело за свое «я», поэтому вся их деятельность сосредоточена исключительно вокруг тела. Господь предоставляет им возможность тешиться своими порожденными ложным эго идеями, но в то же время по Своей беспредельной доброте дает им в помощь священные писания, подобные «Бхагавад-гите» и «Шримад- Бхагаватам», чтобы они могли постичь науку о Кришне и достичь истинной цели жизни. Таким образом, все материальное творение создано для живых существ, которые обусловлены ложным эго и витают на уровне ума, находясь в плену иллюзорных представлений, порожденных гунами материальной природы.

 

 

Стих 30

अ ह ं त त ् त ् व ा द ् व ि क ु र ् व ा ण ा न ् म न ो व ै क ा र ि क ा द भ ू त ् ।
व ै क ा र ि क ा श ् च य े द े व ा अ र ् थ ा भ ि व ् य ञ ् ज न ं य त ः ॥ २ ० ॥

ахам-таттвад викурванан мано ваикарикад абхут
ваикарикаш ча йе дева артхабхивйанджанам йатах

 

ахам-таттват - из принципа ложного эго; викурванат - трансформируясь; манах - ум; ваикарикат - в результате взаимодействия с гуной благости; абхут - возникает; ваикариках - взаимодействуя с благостью; ча - также; йе - все эти; девах - полубоги; артха - материальный мир, воспринимаемый чувствами (феномен); абхивйанджанам - материальное знание; йатах - источник.

 



Взаимодействуя с гуной благости, ложное эго трансформируется в ум. Все полубоги, управляющие проявленным миром, появляются на свет в результате того же процесса - соединения ложного эго и гуны благости.

 

КОММЕНТАРИЙ: Взаимодействуя с различными гунами материальной природы, ложное эго порождает все составляющие проявленного мира.

 

 

Стих 31

त ै ज स ा न ी न ् द ् र ि य ा ण ् य े व ज ् ञ ा न क र ् म म य ा न ि च ॥ ३ १ ॥


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-06-19; Просмотров: 166; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.038 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь