Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Св.Прав.Иоанн Кронштадский об Искуплении



" Она (Ева) сочла ложным слово Творца и верным - слово диавола; вкусила запрещеннаго плода и вместе с тем вошла в нравственный союз и сочетание, содружество с врагом Божиим, приняв в себя яд греха и смерти, - склонила к преслушанию Адама, передав ему всю свою греховную заразу, - и они объявили вражду Богу, и вместе с тем лишились Его благодати, света, жизни, мир. Яд, мерзость греха заразили все существо первых людей. Они стали непотребны для Бога и недостойны для Его сопребывания с Ним. Правда Божия требовала изгнания преступников из светлаго, блаженнаго жилища райскаго, и из сожития ангельскаго, и грозный Ангел Божий изгнал их, вселив их прямо рая оплакивать свое легкомысленное падение" (Слово 12-е).

" Боже мой, Боже мой, почто Ты меня оставил (Мф. 27, 46).
Так возгласил распятый за грехи мира Агнец Божий Господь Иисус, добровольно пострадавший, ценою страданий и смерти Своей искупивший его от проклятия Божия праведнаго и смерти вечной.
Это - горький вопль не Его только, но всего человеческаго рода. Роду нашему, по Правосудию Божию, предстояло быть оставленным от Бога, лишенным благодати и жизни Его, и быть вверженым в вечную муку. Ужасно представить хотя на минуту муки ада; ужасно вечное разлучение с Богом, Источником жизни. Ужасно клокотание вечнаго огня, страшно палящаго и никогда не сожигающаго своей жертвы. Страшны, невыносимы вопли мучающихся грешников в аду. Напоминая об этом ужасном оставлении грешников и дав Себя в выкуп за них правосудию Отца Своего, Он, Агнец Божий, возносит последний глас от преисполненнаго скорбью сердца: Боже мой, Боже мой! почто Ты меня оставил? т. е. предоставил Меня всей лютости мучении?
Но, слава Страстям Твоим, Господи! Ты принял не только казнь крестную, от Отца Небеснаго, чтобы нас избавить от вечной казни, но и оставление от Него, т. е. испытание всей лютости мучений, которой должны были подвергнуться по правде Божией мы, грешные. За то - мы не будем оставлены благостию Божиею, если будем веровать и уповать на Тебя до конца, но будем приняты в вечное радостное общение с Тобою в будущем веке" (Слово 18-е).

(Св.Прав.Иоанн Кронштадский, Новые грозные слова о Страшном поистине Суде Божием грядущем и приближающемся 1906-1907 гг., Спб., 2000, с.48, 70-71)

Прим.: " оставлением" Св.Прав.Иоанн, как видно из контекста, здесь называет тяжесть Страстей. Собственно же нашу богооставленность Господь усваивает только т.н.относительным усвоением – " усвоил не потому, что Он есть или соделался таковым, но потому, что принял наше лицо и поставил Себя наряду с нами" (Прп.Иоанн Дамаскин, Точное изложение Православной веры, 3. 25.http: //psylib.org.ua/books/damas01/003/txt25.htm).

Святитель, Свщмч.Серафим (Чичагов) об Искуплении

" Правда Божия прежде всего требует, чтобы за заслуги людей получалось воздаяние, а за вину их — наказание. (...) Неужели же всеправедный Бог должен был нарушить этот закон в пользу человека, когда Он не нарушил его и для отпавших Ангелов? Но так как Бог есть любовь по существу и само существо любви, то Он предопределил павшему человеку новый путь к спасению и совершенному возрождению чрез прекращение в нем греха.

По требованию Правды Божией человек должен был принести Правосудию Божию удовлетворение за свой грех. Но что он мог принести в жертву? Свое раскаяние, свою жизнь? Но раскаяние только смягчает наказание, а не избавляет от него, ибо не уничтожает преступления. Ведь никто не прощает преступников за одно раскаяние. Жизнь же есть дар Божий, а потому она не может быть Искупительной жертвой, тем более что со времени падения человека его жизнь сделалась жертвою смерти. Бог не сотворил смерти (Прем. 1, 13), а создал все для жизни. Таким образом, человек остался неоплатным должником пред Богом и вечным пленником смерти и диавола. Истребление в себе греховности было невозможно для человека, ибо он получил наклонность ко злу вместе с бытием, с душею и плотию. Следовательно, воссоздать человека мог только его Создатель и только Божеское всемогущество могло уничтожить естественные следствия греха, как смерть и зло. Но спасти человека без его хотения, против его воли, насильно, было недостойно как Бога, даровавшего человеку свободу, так и человека, существа свободного. Св. Ефрем говорит: «Кто хочет, чтобы его вели насильно, тот недостоин милости! » Нет спора, говорят другие святые отцы, что неистощимая Божия премудрость могла измыслить много средств для спасения человека, но Создатель избрал воплощение и смерть Своего Сына. Единородный Сын Божий, Единосущный Богу Отцу принял на Себя человеческую природу, соединил ее в Своем Лице с Божеством и, таким образом, восстановил в Себе человечество — чистое, совершенное и безгрешное, какое было в Адаме до грехопадения. Своею земною жизнию и всеми Своими делами Он оказывал совершеннейшее послушание воле Отца, с полным отречением от Своей воли, терпел все назначенные человеку Правдою Божиею скорби, страдания и самую смерть и такою же Жертвою вполне удовлетворил Божескому Правосудию за все человечество, падшее и виновное пред Богом. Чрез воплощение Божие мы стали братьями Единородного, сделались Его сонаследниками, соединились с Ним, как тело с главою. Христос заплатил гораздо больше, нежели чем было должно; Его уплата в сравнении с долгом то же, что безмерное море с малою каплею. На этой бесконечной цене Искупительной жертвы, принесенной на Кресте, и основывается право Искупителя прощать грехи кающимся, очищать и освящать их души Своею кровию. По силе крестных заслуг Христовых изливаются на верующих благодатные дары, и они даются Богом Христу и нам во Христе и чрез Христа Иисуса".

(Свт.Серафим (Чичагов). Проповедь в Неделю Ваий. Источник: " Да будет воля Твоя" - М.: Сретенский монастырь, 2003; http: //www.martyr.ru/content/view/133/16/)


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-06-19; Просмотров: 174; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.009 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь