Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Видение цели – главное условие, чтобы уверенно продвигаться в духовной жизни
Только при условии, если в нашей жизни поставлена цель, и ее достижение мы сделали высшим смыслом своего бытия - у нас будут силы и вдохновение достичь ее. Если такая цель отсутствует, утеряна или обозначена лишь формально, то, сколько бы мы не пытались создавать видимость стремления к ней, нам не удастся это сделать, поскольку в духовной жизни без понимания важности и четкого обозначения цели, ни о каком духовном прогрессе не может быть и речи. Это невозможно по определению: нельзя от чего-то отказываться или к чему-то стремиться, не имея об этом ясного представления и элементарного желания достичь этого? Или как говорят: «Ни один ветер не будет попутным, если у корабля нет цели». В «Бхагавад-гите» относительно этого утверждения, говорится: «Идущие этим путем решительны и целеустремленны, и у них одна цель. О потомок Куру, многоветвист разум тех, кто нерешительны». (Б.-г., 2.41). Такую цель для каждого из нас указывают священные писания и секрет ее достижения – в ясном ее видении. Важнейшим условием, для того чтобы всегда сохранять это видение, является регулярное чтение и изучение трансцендентных произведений или в нашем понимании – книг Шрилы Прабхупады. Именно в них Шрила Прабхупада обозначает эту цель подобно яркой путеводной звезде, которая почти на каждой странице объяснена как беззаветное служение, безраздельная любовь и чистая преданность Верховному Господу, с конечным достижением Его духовного царства, исполненного вечности, красоты, знания и блаженства. В «Бхагавад-гите» неоднократно упоминается важность наличия цели: «Высшей целью духовного совершенствования является Кришна. Люди не знают об этом, вот почему так важно, чтобы они могли общаться с преданными и нашли истинного духовного учителя. Нужно знать, что высшая цель каждого – Кришна, а когда цель поставлена, можно медленно, но верно приближаться к ней, чтобы, в конце концов, достичь ее». (Б.-г., 10.10. комм.) Если мы вдохновлены этой целью и стараемся достичь ее так или иначе, то сама Вселенная будет посылать нам невероятные способности и энергию для ее осуществления. Другими словами, как только у нас возникает тонкая, эмоциональная связь с тем, чего мы по-настоящему хотим добиться, к нам тут же невидимым потоком притекает неимоверная сила, подпитывающая всю нашу деятельность, волю и усилия, направленные для достижения задуманного. Объясняется это тем, что подобная эмоциональная целеустремленность, а точнее творческая потенция души – это ее неотъемлемая часть, выраженная как качественное сходство творить стремиться и создавать, присущее Самому Богу. Без этой потенции душа становится подобна безжизненному камню, а эмоции и желания - просто подавляются и начинают действовать или искать выход в саморазрушении. Но присутствие или наличие в нашей жизни достойной цели– это как раз то незаменимое «топливо», которое необходимо нам для приобретения и удовлетворения этих эмоций, которые и делают нашу жизнь исполненной мужества, энтузиазма, веры и надежды. В «Бхагавад-гите» говорится: «Целеустремленность в сознании Кришны основывается на знании. …Однако те, кто не развил в себе эту целеустремленность, сбиваются с этого пути, прельщаясь различными видами кармической деятельности». (Б.-г., 2.41. комм.) Это утверждение означает, что если в духовной практике отсутствует четкое и ясное представление о цели, а эмоции ни чем не подпитываются - то присущее нам желание действовать, начнет искать свое выражение в материальной деятельности, принося нашей душе массу проблем и нескончаемых беспокойств. И, по сути – это, в общем-то, одно из главных препятствий, когда, при отсутствии положительных и радостных эмоций, в нашей духовной жизни неизбежно начинают появляться застой, критика, различные отклонения и т.д. А вслед за этим - приходят неудовлетворенность и пресыщение, которые сменяются полным разочарованием от всего того, что мы делаем в служении Господу. Если кто-то из нас забыл или просто в этом сомневается, т.е. пытается поступать вопреки утверждению о важности четкого видения и стремления к цели - ему неизбежно придется пройти этот горький, хотя и очень полезный опыт. Присутствие и стремление к цели, вдохновляет ни только нас, но и побуждает Самого Господа оказывать нам Свою божественную поддержку, помощь и личную защиту. Как говорится: «Бог помогает тем, кто помогает сам себе». И это замечательное высказывание перекликается с утверждением одного христианского поэта и святого Франциска Асийского: «У кого есть цель, убежденность и решимость в духовной жизни - у того есть милость, защита и благословение Самого Верховного Господа». И напротив: при формально имеющейся цели, все наши попытки достичь ее, будут похожи на хождение по кругу или на бесцельную борьбу за «духовное» выживание, при котором духовный рост становится либо очень затруднен, либо вообще неосуществим. Итак, весь смысл того, зачем и почему все великие святые в один голос говорили и говорят о важности постоянного изучения священных писаний, заключается в том, чтобы всегда помнить и не забывать о величии цели. Необходимость этого нельзя переоценивать, ибо без такой целеустремленности, невозможно по-настоящему укрепиться в вере, культивировать искренность и подпитывать энтузиазм. Важность этого момента также подтверждает сам Шрила Прабхупада: «Любовь к Кришне, любовь к Богу, - это и есть цель, и, достигнув ее, человек наслаждается любовным служением Господу, на которое Господь отвечает взаимностью. Повсюду в ведических писаниях говорится, что установление этих любовных отношений между индивидуальной душой и Верховным господом является целью преданного служения. Наше истинное предназначение – преданно служить Господу, а наша высшая цель – обрести любовь к Нему. Поэтому именно Кришна занимает центральное место в ведических писаниях и познание Кришны позволяет разрешить все жизненные проблемы» (УГЧ, стр.104). Когда мы имеем ясную цель, нам легко быть воодушевленным, энергичным и целеустремленно двигаться вперед. Это заметно помогает нам взять свою жизнь под контроль и уверенно преодолевать возникающие на пути трудности.
Из сокровищницы духовной мудрости: 10 реальных перемен происходящих в жизни человека (желающего предаться Господу), который обретает цель и начинает серьезно стремиться к ее достижению: 1. Жизнь сразу приобретает смысл и наполняется радостью, счастьем и энергией. (При не ясной цели или отсутствии таковой – этот смысл пропадает и вместе с этим пропадает желание жить). 2. Возникает чувство уверенности в себе, решимости в следовании намеченных обетов и вдохновения на духовные подвиги. (При отсутствии цели, напротив, возникает чувство заниженной самооценки, неоправданной жалости к самому себе, явное ощущение неудовлетворенностью жизнью). 3. Появляется неудержимое желание делиться и рассказывать об этой цели другим. (Когда мы теряем из виду цель, как правило, мы чувствуем себя очень неуверенными и неубедительными, когда разговор заходит о ней с другими) 4. Появляется желание устранить все неблагоприятное (мешающее духовной жизни) и стремиться только к тому, что благоприятно для нее. 5. Появляется способность любые «глобальные» проблемы воспринимать как мелкие и незначительные. (При отсутствии цели, все неважные и второстепенные проблемы сразу перемещаются на передний план и становятся самыми важными в нашей жизни) 6. При стремлении к цели, заметно отсутствует желание конфликтовать с другими, критиковать, жаловаться на жизнь и зависеть от обстоятельств. (Когда у нас нет превалирующего желания стремиться к цели, желание критиковать и находить недостатки в других становится неуправляемым). 7. С ясным видением цели, исчезает ощущение заниженной самооценки, чувство собственного несовершенства и духовного опустошения. (При отсутствии стремления к цели, эти свойства характера проявляются у нас как неизбежный фактор в пропорциональной противоположности). 8. Появляется желание рано вставать и вовремя выполнять свои духовные обязанности. (Наличие цели, как известно, дает мощный стимул противодействовать инерции тела и преодолевать влияние низших гун материальной природы). 9. Возникает понимание важности заботы и поддержания тела в хорошем физическом состоянии. (Когда в жизни нет цели, то непроизвольно возникает склонность к саморазрушению и нежеланию поддерживать тело, а это одна из главных причин возникновения болезней). 10. Возрождается чувство долга и сильной благодарности перед Господом и духовным учителем. Если этих выше перечисленных состояний (чувств и эмоций) у нас не возникает, а наоборот, постоянно возникают подавленность, депрессии и стрессы (т.е. мы не видим в жизни ни какого смысла), значит, однозначно, что цель в нашей жизни либо отсутствует полностью, либо обозначена лишь формально. «Из-за того, что человек находится во власти ложных представлений, он всегда полон тревог и страхов. Иначе говоря, майя – это безбожные представления о жизни. Тот, кто действительно хорошо знает ведические писания, с великой преданностью вручает себя Верховному Господу, видя в нем свою высшую цель. Когда живое существо забывает изначальную природу своих отношений с Богом, оно тотчас же попадает под влияние внешней энергии. Из-за этого у живого существа появляется ложное эго – ложное отождествление себя с телом». (УГЧ, стр.97). Привычка к регулярному чтению священных писаний – это один из главных столпов духовной жизни, дающий способность сохранять стойкость и крепкий разум на пути преданного служения Господу. Подобно тому, как от постоянного недоедания физическое тело человека постепенно истощается и приносит болезнь, также и от недостаточного изучения священных писаний, происходит нечто вроде «духовного умирания». Практикующий, в этом случае, постепенно начинает ощущать определенные симптомы, подобно тому, как это происходит при физической болезни. Прежде всего, заметно ослабевает вера, появляются сомнения, постепенно угасает энтузиазм и пропадает вкус к духовной практике в целом. Далее, как неизбежное следствие этому пренебрежению, возникает духовная слабость, внутреннее неудовлетворение, состояние застоя и опустошения. И все это – незамедлительно приводит к «атрофированию» разума, потере видимости главной цели жизни, и, особенно к склонности к критике и поиску недостатков в других. Таковы лишь основные (общие) из последствий, возникающие от пренебрежения чтением священных писаний. Хотя такие последствия могут проявляться чисто индивидуально, у каждого по-разному и в самой разной степени, то наиболее частой и общей проблемой становится следующая: пренебрегая регулярным изучением богооткровенных писаний, ученик постепенно утрачивает способность серьезно следовать своим духовным обетам. Безжалостные факты и крайне неутешительная статистика показывают, что даже самые, казалось бы, искренние преданные, в последствии пренебрегавшие чтением, сразу сталкивались с одной схожей для всех тенденцией: у большинства, тут же появлялся соблазн подменить внутреннюю духовную жизнь, на бурную внешнюю деятельность, постепенно превращающуюся в обычные поверхностные ритуалы и механическую деятельность. И когда такая «бурная деятельность» выдавалась как духовная внутренняя работа, то по прошествии какого-то времени, от такой «практики» приходило полное разочарование и потеря вкуса ко всем остальным видам служения. Особенно это сразу становится заметным в некачественном повторении предписанных кругов мантры Харе Кришна (если таковые уже практиковались преданным). И, увы, как следствие - это часто кончалось полным отказом от дальнейших попыток заниматься вообще духовной практикой. (Способы устранения причин такого нежелательного исхода событий описаны в следующем разделе «4 главные причины, почему нужно регулярно изучать священные писания»). Надо всегда помнить о том, что наличие у нас «хронического» нежелания изучать священные писания – это главный и крайне неблагоприятный симптом, показывающий словно градусник, насколько мы больны или здоровы духовно. Равнодушное отношение к писаниям, рано или поздно превращает процесс духовной практики в чисто механическое действие или вообще к прекращению таковой. Если мы заметили у себя те самые симптомы и искренне относим себя к числу «заболевших» (т.е. тех, кто начал пренебрегать регулярным чтением священных писаний), необходимо сделать все возможное, чтобы исправить положение. Мы должны хорошо понимать и знать Того, кого собираемся любить, кому собираемся отдать всю свою душу, и для чего нам все это нужно. Пренебрегая развитием такого понимания - мы медленно, но верно будем терять способность и интерес стремиться к Господу, хотя совсем недавно могли считать Его постижение главным делом своей жизни. В «Шримад-Бхагаватам» говорится: «Описание Верховного Господа – единственное лекарство, которое успешно излечивает от болезни материализма, освобождая обусловленную душу из цикла рождения и смерти. Кто же откажется слушать прославления Господа, кроме убийцы собственной души? » (Бхаг., 10.1.4) Нужно всегда быть начеку и уметь отличать в каком положении находится наша духовная жизнь: внутреннем - когда мы совершаем практику осознанно, или внешнем – когда мы практикуем ее механически. Те, кто пытается выдавать внешнюю «суррогатную» практику за подлинную духовную жизнь, рано или поздно разочаруются в этом и потеряют ту необходимую остроту разума, которая дает силу противостоять могущественным «чарам» материальной природы. Иными словами, к каждому из нас, однажды должно прийти четкое понимание: духовный путь и служение Богу - это не внешняя показная имитация духовной жизни и не покупка «дешевого билета» в царство Бога. Это, прежде всего нелегкий труд, протекающий в самых глубинах нашего сердца. И основывается он, в первую очередь, на серьезном отношении к изучению священных писаний, которое делает осознанным (внимательным) нашу практику повторения святых имен и вдохновляет на служение Господу. Поэтому за качество нашей духовной практики, каждый из нас несет ответственность сам лично, и потому книги Шрилы Прабхупады, должны стать для нас фундаментом, бесценным сокровищем и неисчерпаемым источником вдохновения, которое можно обрести, изучая и следуя наставлениям этих книг. Одно из наиболее сильных утвержденийШрилы Прабхупады о важности чтения книг содержится в «Чайтанья-чаритамрите» (Мадхья-лила 25.278, комм.): Все преданные в Движении сознания Кришны должны читать все книги, которые были переведены («Чайтанья-чаритамриту», «Шримад-Бхагаватам», «Бхагавад-гиту» и другие). В противном случае через некоторое время они только и будут делать, что есть и спать и, в конце концов, сойдут с духовного пути. Так они упустят возможность достичь вечной жизни, исполненной духовного блаженства». Поняв важность чтения книг Шрилы Прабхупады, необходимо начать делать это каждый день. Это ни когда не будет зря потраченным временем – сколько бы мы не читали. Сознание Кришны – это научное знание, основанное на авторитетной практике, тщательно и досконально изложенной в священных писаниях, и мы не сможем ее постичь, если будем пренебрегать ее канонами и основными постулатами. Отсутствие регулярного изучения превращает процесс духовной практики в чисто механическое действие или вообще к прекращению таковой. «Хроническое» нежелание читать – крайне неблагоприятный симптом, показывающий словно градусник, насколько мы больны или здоровы духовно.
Великие личности о важности правильного чтения священных писаний: «Чтобы должным образом воспринять то, что действительно может дать священное писание, необходимо медленное чтение и вдумчивый анализ перед тем, как перейти к следующему стиху, предложению или важной мысли. Только так все прочитанное отложится в нашем подсознании. Читать не размышляя, все равно, что есть и не быть способным переварить съеденное». (Лев Толстой) «Прежде всего, необходимо обладать искренним желанием учиться у книги и проникнуться ее внутренним духом. Любой разумный человек должен хотеть и уметь находить интересным все то, что могло бы кардинально повлиять на его духовную жизнь в лучшую сторону. Именно пытливость и искреннее желание – это основа и секрет для успешного, максимально эффективного получения знания. Желание читать и общаться с мудрой книгой – высшая и незаменимая форма духовного и интеллектуального развития человека». (Махатма Ганди) «Как правило, причиной плохого запоминания или отсутствие интереса к чтению является то, что мы, либо слишком поверхностно читаем, либо вовсе не вникаем в прочитанное, не зная и того, как применить это на практике. Всегда лучше читать немного, но более вдумчиво, основательно и по определенной системе, чем читать поспешно (пусть даже и много) и без всякой системы. Такой подход гораздо более эффективен, практичен и дает наиболее ощутимые результаты. Читать без понимания и запоминания, то же самое, что вообще не читать». (Р. Эмерсон) «При чтении очень важно отмечать, записывать или останавливаться на каждой прекрасной мысли, как если бы эта мысль была самой важной и самой сокровенной для нас абсолютной истиной. Если мы действительно читаем для того, чтобы приобретать знание, то должны записывать все, что нам покажется полезным и важным, и стараться применить это на практике. Жизнь всегда учит гораздо большему, чем лучшая из лучших книг. Книга – только орудие или пособие, призванное помочь применить суть любого знания на практике». (Г. Лихтенберг) «Систематическое чтение духовной литературы развивает силу воли, очищает разум и дает решимость следовать своим духовным обетам. Правильный результат от такого чтения - это желание действовать и применять в жизни прочитанное. Дело даже не в том, как читать книги, а в горячем стремлении стать лучше, чище и мудрее. Тогда найдется и способ, и желание, и время читать и изучать книги так, чтобы прочитанное достигло нашей души и сердца. Все, что приобретается при регулярном чтении посредством углубленного изучения, постепенно становится нашей плотью и кровью, превращаясь в нашу натуру, характер и образ жизни» (Сенека) Шрила Прабхупада всегда подчеркивал важность чтения своих книг, и именно он должен стать для нас идеальным и самым ярким примером в чтении и следовании истинам богооткрвенных писаний. Сам Шрила Прабхупада всегда читал свои книги и порой удивлялся тому, как Кришна говорит и проявляется через них. «Эти книги удивительны, - часто говорил он, вызывая восторг и восхищение своих учеников, - в действительности они написаны не мной, они написаны Самим Кришной». Конечно, говоря это, Шрила Прабхупада не подразумевал: «О, я такая великая личность, что даже сам не понимаю, насколько я велик». Было бы глупо и крайне оскорбительно так думать. Напротив, только такие истинные и чистые преданные, могут открыть человечеству подлинный смысл этих писаний, а также научить нас правильно понимать их и явить собой безукоризненный пример следования им. Лишь благодаря таким великим вайшнавам как Шрила Прабхупада, можно обрести истинное понимание и вдохновение читать, изучать и следовать постулатам священных писаний, не боясь стать жертвой мошенников, лже-святых и всякого рода новоявленных гуру. Причины того, почему мы серьезно должны изучать его (Шрилы Прабхупады) книги, приводятся далее и о важности этого процесса говорят сами за себя.
|
Последнее изменение этой страницы: 2019-06-19; Просмотров: 193; Нарушение авторского права страницы