Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Чтение неавторитетной литературы или опасность «имперсональной болезни».
Чтение неавторитетной литературы особенно пагубно сказывается на служении Господу и желании читать книги, которые написаны и прокомментированы ачарьями в гуру-парампаре (Брахма-Гаудия-вайшнава-сампрадае). К неавторитетной литературе мы относим те книги, которые расходятся с сидхантой (высшей истиной писаний) основанной на понимании «Бхагавад-гиты» и «Шримад-Бхагаватам». Чтобы проверить и увидеть различного рода расхождения с истинами шастр, достаточно просто обратить внимание на автора интересующих вас книг и поинтересоваться, какими жизненными ценностями он руководствуется в своем мировоззрении. Это самый простой способ и критерий для разоблачения неавторитетных писателей. Суть этого критерия в том, что если человек не предан Господу (или не считает важным общаться с Его преданными), то возникает закономерный вопрос: чему он может нас научить или какой добрый совет может дать, если сам не знает главного – основного вывода шастр (священых писаний) сутью которых и является преданное служение. Чтение литературы таких авторов, очень опасно и может проникнуть в нас подобно заразному вирусу или носителю «имперсональной болезни», которой, как правило, болеют те, кто вовсе не предан Господу или же просто выдают себя за набожных и благочестивых людей. Если же нам иногда и требуется заглянуть в какую-нибудь светскую литературу (скажем, для повышения своей квалификации в служении), то это всегда должно делаться с правильным мотивом и только для улучшения качества своей духовной практики. Шрила Прабхупада пишет: «В наше время существует очень много так называемых духовных учителей, и нам становится крайне трудно понять, кто из них действительно способен открыть духовное знание. Поэтому, мною написаны тома книг авторитетной ведической литературы, из которой вы можете извлечь нужную пользу, если будете общаться с преданными, применяющими это знание на практике. Только так вы разовьете в себе способность постичь науку о Боге». (Письмо Свами Сатпремананде Сарасвати, 9 июня 1974 г.) Также Шрила Прабхупада говорил: «Все, что я знаю, изложено в моих книгах. Ни каких других знаний у меня нет». (Утренняя прогулка, 26 июня 1975 года) Серьезный и мыслящий читатель, искренне изучающий духовную науку, не должен уподобляться «книжному червю», поглощающему содержание книг страницу за страницей. Также необходимо избегать и другой крайности, когда на первых же страницах читаемой книги, мы либо засыпаем, либо постоянно отвлекаемся, не получая от этого ни какой существенной пользы.
Избранные фрагменты из воспоминаний учеников Шрилы Прабхупады: (По материалам документального фильма Ядубары даса «По стопам Шрилы Прабхупады. Хронологии»)
(Июнь 1974 г., Париж, Франция) Адишекхар дас: «Он (Шрила Прабхупада) устроил небольшое собрание для лидеров санкиртаны из зоны Бхагавана. Сначала он поздравил преданных с их результатами, затем задал свой первый вопрос (по-моему, это был единственный вопрос, который он нам задал): «А Вы читаете мои книги? ». Бхригупати тут же ответил: «Знаете, Прабхупада, у нас не так много времени, точнее у нас вообще нет времени читать». Тогда я услышал как Прабхупада тихо и с сожалением произнес: «В чём тогда смысл?! ». Я видел, что ему было очень и очень больно, и что для него это – главный приоритет. Мы должны были направить свою жизнь на то, чтобы изучить это послание, эти книги, эти тысячи часов его неутомимого труда! Мы, естественно, распространяли их, но Прабхупаду больше интересовало, читаем ли мы его книги».
(Март 1973 г., Калькутта, Индия) Нараяни даси: «Шрила Прабхупада однажды отметил меня в одном из даршанов. Он сказал мне: «О, моя сестра говорит, что ты очень красиво читаешь и рассказываешь «Бхагаватам»». И когда он произнёс это, я не знала что и сказать, потому что я никогда не читала «Бхагаватам», что уж говорить, чтобы красиво это делать. Так что я была очень смущена и недоумевала, почему он так сказал. Но как раз тогда в Калькутте я читала книгу «Кришна» перед Пишимой, потому что это было Джанмаштами в 1972 году, и все преданные с утра до вечера читали книгу «Кришна». Когда наступила моя очередь, я начала читать раса-лилу, и она была моим единственным слушателем. Тогда почти не было людей. В Калькуттском храме в те дни никого не было. Так что она была практически единственной, кто сидел передо мной. Я читала на английском, а она ни слова не понимала по-английски. Но я читала с выраженными чувствами – Кришна оставил гопи, и они плакали. И тут она начала плакать и плакать, и плакать. Хотя на самом деле она совсем не понимала по-английски, она поняла настроение. И должно быть она рассказала Прабхупаде, что я читаю лекции по «Бхагаватам». Но сейчас, 30 лет спустя, я думаю о том, что сказал Прабхупада. И когда Прабхупада был здесь, я ни разу не читала никаких лекций по «Бхагаватам». Даже за все 27 лет, что я – преданная, я никогда не давала лекции по «Бхагаватам», но сейчас я даю лекции по «Бхагаватам». Как раз в этом году я начала читать «Бхагаватам» и меня поразило, что слова Прабхупады исполнились, хотя я даже не понимала, о чём он говорит. Но потом я подумала: «О, слова чистого преданного должны быть истинными, что это должно произойти! ». И хотя у меня не было никакого намерения когда-либо читать лекции по «Бхагаватам», всё это произошло по плану Кришны! ».
(Май 1975 г., Курукшетра, Индия) Брахмананда дас: Прабхупаду пригласили на это собрание садху. И мы все поехали. Разумеется, всё происходило на хинди. И первым делом из почтения к Прабхупаде они избрали его председателем собрания. Конечно, у всех была возможность произнести речь, но это означало также, что председатель будет говорить последним. И Прабхупаде пришлось сидеть. Там были мауны, которые неразговаривают (они пользуются досками с мелом, чтобы писать на них) и джайны с закрытыми ртами. Ещё всякие майавади, йоги, парамахамсы и все остальные. И они все говорили. А потом … Я не знаю, сколько Прабхупаде пришлось сидеть, но в конце-концов они попросили Прабхупаду произнести свою речь. И Прабхупада начал говорить на хинди. Он так оживлённо говорил… Он цитировал шлоки, и было видно, что он показывает им «весёлую жизнь». По шлокам мы могли понять, о чём он говорил: ««Бхагаватам» отбрасывает ложные религии». Они все умолкли и ничего не могли сказать. Как вывод, потом Прабхупада сказал своим ученикам: «Что толку в этих собраниях? Они говорят о единстве в мире, но они никогда не достигнут его. У каждого из них свой план, свои толкования писаний, но, если они не предадутся Кришне, какой во всем этом смысл и о каком единстве может идти речь?! ».
Наука преданного служения Господу имеет множество тонкостей, поэтому для ее постижения требуется тщательное и углубленное изучение, которое подразумевает приобретение не только теоретического знания, но и практического, т.е. обретение духовного опыта. «Бхагавад-гита» относит попытки понять ее лишь теоретически с тем, как если бы мы пытались ощутить вкус меда, облизывая закрытую банку снаружи. Чтобы действительно понять, чем же так удивительна, важна и интересна «Бхагавад-гита», лучше всего ее не просто читать, а изучать по определенной системе. В данном разделе мы предлагаем читателю самую эффективную и универсальную на наш взгляд методику, которой с успехом пользуются очень многие преданные (особенно проповедники) любого уровня. Эта методика помогает разобраться и понять любую по сложности философскую тему и проникнуть в самые глубины изучаемого материала. (Практический пример данной методики смотрите ниже) Итак, самая простая, стандартная и эффективная методика выглядит так:
1. Определите главный смысл стиха. Приступая к изучению интересующего вас стиха, следует в первую очередь выявить его главный философский смысл: т.е. определить, о чем этот стих, какую смысловую нагрузку он несет и в какой последовательности находится с другими выше- и нижестоящими после него стихами. Главный смысл стиха означает, что информация, о которой мы читаем, должна быть максимально сжатой и досконально понятой. Если, например, взять большой стих (или абзац) и до минимума сократить его, то должна остаться лишь основная словесная форма, четко отражающая свое содержание – «голый» смысл. Умение находить или определять главный смысл, выражается в том, когда мы способны выражать большой объем сказанного (или написанного) несколькими словами, типа короткого и ясного афоризма. Как говорится в этих случаях: «Краткость – сестра таланта».
2. Отметьте все второстепенные моменты, связанные с главной сутью стиха. Необходимо выявить второстепенные моменты, которые содержатся либо в стихе, либо в комментарии. Это значит, что все интересующие вас важные места, можно последовательно выписать как афоризмы или выделить их так, чтобы они сразу бросались в глаза (т.е. можно аккуратно отметить прямо в книге).
3. Попытайтесь описать главный смысл стиха своими словами. Попытайтесь записать прочитанное своими словами, учитывая и сохраняя главную суть изучаемого вами стиха. Здесь мы берем из контекста какую-нибудь фразу или предложение и выписываем (высказываем) ее, применяя несколько вариантов той же самой мысли другими словами. При этом важно следить, чтобы не искажался сам смысл предложения, т.е. чтобы сохранялась его главная суть. Этот пункт интересен тем, что предлагает посмотреть на какой-то философский момент именно своими глазами с разных точек зрения. Иначе говоря, здесь мы учимся применять священные писания в нашей повседневной (практической) жизни, пытаясь понять, какую связь и отношение имели проблемы тех времен и людей, с нашими сегодняшними препятствиями или беспокойствами.
4. Приведите пример, проверяя себя на усвоение и понимание данного стиха. Проанализируйте, насколько правильно вы понимаете данный стих. Для этого приведите (запишите) один или два собственных примера либо какую-нибудь историю (притчу), которые на ваш взгляд, ярко отражали бы суть сказанного. Умение быстро находить примеры разным философским моментам, говорит о ясном и четком понимании того, о чем мы говорим в данный момент.
5. Отметьте остальные моменты комментария, которые считаете полезными и важными для себя. Если требуется, выпишите все важные для вас места, которые не имеют прямого отношения к главной теме стиха, но также важны для ссылок при проповеди или для дополнения других важных тем.
6. Выучите стих, если считаете его важным или интересным. Наряду с тем, как мы начинаем заучивать стих, он мистическим образом начинает открывать свои скрытые, сокровенные и безграничные грани, как правило, ускользающие при обычном чтении. Это также способствует эффективному развитию памяти, силе разума и способности видеть все происходящее вокруг нас глазами писаний. Однако все, что мы делаем при заучивании священных писаний, должно всегда нас вдохновлять и интересовать, а не восприниматься как каждодневное испытание характера или тяжелая аскеза. В этом и состоит главный секрет успеха, чтобы сделать это занятие привычным, любимым и крайне важным делом всей своей жизни, получая при этом радость, энтузиазм, пользу и духовное очищение.
Чтобы изучаемый материал еще лучше запомнился и закрепился в нашем подсознании, очень благоприятно обсудить его или рассказать другим. Это значительно увеличит понимание и укрепит нашу веру в тех убеждениях, которые были усвоены нами из священных писаний. По сути, мы как бы будем проповедовать самому себе, практически убеждаясь в том, как могущественны и логичны эти истины, против ложных убеждений собственного ума и наших оппонентов. Итак, схему данной методики, несомненно, можно видоизменять или сократить любым удобным для нас образом, учитывая свои индивидуальные наклонности и подходы к изучению. (Наш личный опыт показывает, что лучше всего этой системой пользоваться для основных, например 10-и, на ваш взгляд самых важных стихов). Главное - уметь проявлять творческий подход ко всему, что мы делаем, чтобы это было интересно и радостно. Шрила Прабхупада говорил, что ни только каждый стих и каждый комментарий, но и каждое слово «Бхагавад-гиты» и «Шримад-Бхагаватам» - это Сам Кришна, который всегда свеж, юн и привлекателен во всех отношениях. И если читать и слушать эти божественные стихи с должным умонастроением, не важно идет ли в них речь об описании планетных систем или о сокровенных играх юных гопи с Кришной, то однажды - мы обязательно поймем, что все это полностью духовно и приносит огромное удовлетворение. К тому же - это начнет приносить нам счастье и успокоение, поскольку проникает в самую суть нашей вечно-ищущей блаженства и знания душе. «Для нас каждый день – это новый год! Кришна всегда новый и всегда свежий, и мы всегда прославляем Его. Только посмотрите, как эти люди в майе празднуют, напиваясь всякой отравы. Для чего?! Чтобы забыть всё! Поскольку они разочарованы, они хотят забыться. Но что касается преданного, то все как раз наоборот: преданный хочет помнить Кришну всегда». (Беседы Шрилы Прабхупады, из электронной рассылки Бхакти Викаши Свами, 30.12.2010) Основная (стандартная) форма изучения священных писаний: 1.Определите главный смысл стиха. 2.Отметьте все второстепенные моменты, связанные с его главной сутью. 3.Попытайтесь описать главный смысл стиха своими словами. 4.Приведите пример, согласующийся со смыслом данного стиха. 5.Отметьте другие моменты комментария, которые считаете полезными и важными для себя. 6.Выучите стих (или какую-нибудь ключевую фразу из него), если считаете это важным или интересным. 7.Если есть возможность, постарайтесь обсудить или поделиться своими реализациями с другими. Другие волнительные и интересные методики изучения: 1. Техника индивидуального изучения «Медитация на шлоку в течение дня». Эта техника хороша тем, что помогает очень глубоко проникать в те аспекты знания, которые при поверхностном чтении обычно не улавливаются. Главная суть ее в том, что когда мы долго на чем-то сконцентрированы, т.е. долго обдумываем какой-то философский момент – он начинает открываться нам с разных углов зрения. Тем самым мы начинаем понимать логическую основу, а лучше сказать улавливать ту научную обоснованность стиха, которая обычно сразу не воспринимается для четкого и ясного понимания. В этой методике нет каких-то строгих правил или какого-то особого способа сосредоточения. Просто можно записать изучаемый стих на специально отведенную карточку или отметить в записной книжке и постоянно обдумывать тему данного стиха, придерживаясь основной (стандартной) схемы изучения. Эта методика также хороша в тех случаях, когда требуется заучить какой-то санскритский текст наизусть.
|
Последнее изменение этой страницы: 2019-06-19; Просмотров: 193; Нарушение авторского права страницы