Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Баларама убивает гориллу Двивиду



Святой царь сказал:

- О почтенный муж! Я готов слушать тебя бесконечно. Расскажи мне еще о дивных деяниях Баларамы.

Блаженный Шука отвечал:

- Да будет так, государь. Я расскажу тебе еще одну повесть о непостижимом Баладеве.

У Нараки, убиенного Кришною, был друг, горилла по имени Двивида. Когда-то во времена Рамачандры он служил в воинстве обезьяньего вождя Сугривы. И обладал этот Двивида силою невиданной.

И решил он с братом своим Маиндаю отомстить сыну Васудевы за смерть своего друга Нараки и, вторгшись во владения Ядавов, Анарту, принялся разорять ее города и деревни, пастушьи стойбища и горные селения рудокопов.

Он раздробил горы Анарты и, подступив к Двараке, стал забрасывать камнями стольный город Кришны.

А могучий как десять тысяч слонов Маинда обошел Двараку с моря и, взволновав руками воды, поднял такие волны, что они прорвали береговые укрепления и хлынули на улицы города.

Злобная обезьяна вырывала с корнями деревья вокруг жилищ отшельников, испражнялась на их жертвенники и справляла малую нужду в священные кострища.

Подобно пауку, что пленит в свои сети мелких мушек, Двивида похищал мужчин и женщин, заточал их в горные пещеры и заваливал входы неподъемными валунами.

Упиваясь силой и безнаказанностью, Двивида осквернял женщин почтенных семейств и увечил их мужей. Но однажды его слуха коснулось сладкое пение, доносившееся со склона горы Райватака.

Завороженный дивным напевом, смутьян устремился к горе и там в густой роще увидел блистательного, подобного богу любви, Баладеву с гирляндой лотосов, окруженного толпой юных и веселых дев. Опьяненный вином и любовью, царевич Ядавов пел сердечные песни и вращал во хмелю безумными глазами. И был Он среди красавиц, как слон в своем стаде в весеннее время.

Двивида взобрался на дерево и стал прыгать с ветки на ветку и кричать по мартышьи " килакила, килакила".

Но ветреных спутниц Баладевы обезьяньи проказы не огорчили, а только развеселили. И роща наполнилась задорным девичьим смехом.

Тогда Двивида спрыгнул на землю и принялся дразнить юных дев, строя рожи и выставляя на показ свой красный зад.

Дабы угомонить буяна, Баладева швырнул в него тяжелым камнем, но Двивида ловко увернулся и, схватив кувшин с вином, запустил его в Баладеву. А потом он, корча рожи, стал хватать юных дев за их одежды.

И тогда понял Господь, что только убив задиру, можно остановить его бесчинства и положить конец бедствиям окрестных городов и селений. Сын Рохини схватил Свою железную палицу и острый плуг и двинулся на врага.

Могучий Двивида только этого и ждал. Он выдернул из земли дерево шала и, подскочив к Сыну Рохини, ударил Его со всей силы по голове.

Как горная скала, остался непреклонен Баладева, не знающий равных в битве. Он выхватил дерево из рук Двивиды и в тот же миг обрушил на смутьяна Свою могучую палицу Сунанду.

От удара палицы чело Двивиды окрасилось кровью и стало похоже на скалу, красную от охры. Однако его уберег от гибели волшебный дар Сугривы. В ярости Двивида вырвал из земли дерево, ободрал с него ветви и обрушил на Баладеву. Ударом палицы Господь разнес дерево на сотни щепок, но Двивида не думал униматься. Схватив ствол могучего дерева, он с устрашающим ревом бросился на Всевышнего. Но и это дерево рассыпалось в прах от кулака Баладевы.

Сотни деревьев повырывал Двивида из земли, пытаясь сокрушить Сына Рохини, но тщетны были все его усилия. Баладева ударами кулаков дробил их в щепки. И длилось это, покуда в роще совсем не осталось деревьев.

Еще больше разъярилась дикая обезьяна и стала отламывать от утесов огромные камни и метать их в Сына Рохини. Но напрасны были все ее усилия: Господь палицей отбивал летящие камни, дробя их на мелкие куски.

Тогда обезоруженный Двивида приблизился к Балараме и стал наносить Сыну Рохини удары в грудь своими тяжелыми кулаками, но они не причинили Господу никакого вреда.

Разгневанный Царевич Ядавов отбросил Свои плуг с палицею и с такою силой ударил Двивиду в ключицу, что тот рухнул на землю, раскинув в стороны руки и ноги, и кровь хлынула у него изо рта.

От падения исполинской обезьяны на землю гора Райватака вместе со всеми ее утесами и деревьями закачалась, как ладья под порывами ветра.

И возликовали боги на небесах, взиравшие с высоты на эту битву. Ангелы и святые мудрецы восславили мощь и отвагу Баладевы. И небесные девы осыпали Господа цветочным дождем.

А когда Господь вернулся в Двараку, люди, радуясь гибели злодея, возносили хвалу Балараме и кланялись Ему до земли.

 

ГЛАВА ШЕСТЬДЕСЯТ ВОСЬМАЯ

Женитьба Самбы

Блаженный Шука сказал:

- Теперь, государь, я поведаю тебе о том, как женился любимый сын Кришны, задира Самба. Не знавший поражений в битвах, юный Ядав решил, как и его Родитель, похитить себе невесту. И выбор его пал на дочь Дурьодханы, красавицу Лакшману.

Когда Дурьодхана пригласил к себе во дворец дальних и ближних царей, чтобы дочь его избрала себе супруга, сын Кришны похитил Лакшману на глазах оторопевших женихов и, посадив на колесницу, помчался в Двараку. Дурьодхана с братьями пришли в ярость от того, что девицу увезли из дому против ее воли.

- Мы должны, - негодовал Дурьодхана, - схватить и наказать наглеца. Как смеют безродные Ядавы, окопавшиеся на краю Земли, досаждать благородным потомкам Бхараты? Мы напомним Ядавам, что жалкой своею державою они владеют лишь по нашей милости.

И когда вожди Двараки явятся сюда за своим отпрыском, мы уймем их гордыню. Усмирим их, как отшельники усмиряют свои чувства.

Испросив дозволения у старого Бхишмы, могучие полководцы Кауравов - Карна, Шала, Бхури, Ягьякету и Дурьодхана, помчались вслед за Самбою.

Заметив погоню, сын Джамбавати взял в руки лук со стрелами и развернул колесницу навстречу Дурьодхане, готовый обрушиться на вражескую дружину, как лев на стаю шакалов.

Как облако дождем осыпает землю, так осыпали Кауравы Самбу бесчисленными стрелами.

Но не дрогнул сын Кришны и, как тигр стае шакалов, отважно противостоял Кауравам, нанося им жестокие удары без страха и усталости.

Многие воины Кауравов и даже Карна были пронзены стрелами Самбы. Неустрашимый витязь разнес в куски шесть вражеских колесниц, сразил насмерть четырех коней при каждой колеснице и всех возничих. И когда колчан сына Джамбавати опустел, воеводы Дурьодханы обступили его кольцом и выразили любимцу Ядавов восхищение его небывалой доблестью.

Затем они разбили в щепы боевой лук Самбы, стащили его с колесницы, сразили стрелами четырех его лошадей и отсекли голову возничему.

И когда после долгих усилий Кауравам удалось связать царевича, они бросили его в свою колесницу подле ног их освобожденной царевны и гордыми победителями вернулись в Хастинапуру.

Весть о пленении наследника принес Кришне вселенский скиталец Нарада. Тотчас по приказу Уграсены войско Ядавов и Вришниев стало готовиться к походу в царство Куру.

Но Баладева, Заступник миролюбивых в век распрей, остановил сородичей, успевших уже облачиться в доспехи. " Я не вижу блага в войне с семейством Куру. - сказал Он. - Сохранить мир между нами - вот Мое желание. Потому с брахманами и старейшинами Я отправлюсь в Хастинапуру и попробую уладить дело миром".

В тот же день посольство Ядавов и Вришниев двинулось в древнюю столицу Куру. Впереди, сияя, как Луна меж звездами, ехал на Своей золотой колеснице неотразимый Баларама.

Остановившись в роще поодаль городских стен, Баладева отправил впредь Себя Уддхаву с вестью о прибытии царственного посольства из Двараки.

Ступив в государевы чертоги, Уддхава низко поклонился Дхритараштре, Бхишме, Дроне, Бахлике, Дурьодхане, всем царским сановникам, родичам и приближенным, и возвестил о прибытии Баларамы.

Услыхав, что к ним пожаловал милый их сердцу Рама, Кауравы без промедления отправились в лагерь Ядавов с приветствиями и дорогими подарками.

Поклонившись до земли, Дурьодхана по обычаю предков поднес Гостю сосуд с почетной водой и подарил Ему стадо наряженных коров.

" О благородный сын Васудевы, — сказал Дурьодхана, — все ли родные Твои и близкие здоровы? Спокоен ли был Твой путь в нашу столицу? Благополучен ли владыка Двараки, Уграсена? Скажи, что привело Тебя в страну Куру, в мирное царство нашего государя Дхритараштры? "

В ответ правдивый Баладева рассказал Кауравам о том, что в Двараке побывал великий провидец Нарада и принес дурную весть. И что властитель Двараки, царь царей Уграсена, просил передать следующее.

" Несмотря на то, что, в нарушение воинского обычая, вы напали толпою на одного, мы не будем вам мстить и не пойдем на вас войною, ибо добрые отношения меж родичей важнее писаных правил".

Оскорблением для себя сочли Кауравы снисходительность Уграсены. Не по душе пришлись им нравоучения царственному семейству от удельного правителя. Окинув взором посольных людей, Дурьодхана молвил с усмешкой:

- Чудеса, да и только! Сандали решили занять место тюрбана.

Все знают, что только из великодушия мы породнились с Ядавами и Вришниями, по доброте душевной дозволили общаться с нами на равных, делить отдых и трапезу, владеть землями и властвовать над народами.

Слишком долго мы закрывали глаза на то, что государь Двараки пользуется знаками верховной власти – белыми опахалами и зонтом, вступает на престол под звуки морской раковины и принимает послов, не вставая с ложа.

Нынче терпению нашему пришел конец. Сколько не корми змею молоком, она все одно укусит своего благодетеля. Получив из рук наших власть, почести и богатства, вы смеете теперь поучать нас!

Даже Индра, царь небесный, не дерзнул бы посягнуть на имущество Бхишмы, Дроны, Арджуны и семейства Куру. Где это видано, чтобы ягненок зарился на добычу льва!

Сын Бадараяны продолжал:

- Обличив Всевышнего в подлом происхождении, благородные потомки Бхараты развернули свои колесницы и под торжественный бой литавров вернулись в свою столицу.

Грозен и страшен был в тот час Баларама. Усмехнувшись во след Кауравам, непогрешимый Владыка мира возвысил голос:

- Невоздержанность в страстях рождает гордыню – мать всех войн. Если скотину нельзя усмирить добрым словом, остается говорить с ней языком палки.

Не мало сил стоило Мне уговорить Кришну и всю родню миром уладить ссору с Кауравами. И прибыл Я сюда для того лишь, чтобы уберечь двор Дхритараштры от позора и истребления. Но в ответ на призывы к миру Я слышу хулу против Меня и Моего государя. Воистину, гордыня крадет у человека разум, и не долог срок безумца.

Это государя Уграсену, которому покорны не только Бходжи, Вришни и Андхаки, но и громовержец Индра со всей своею небесной свитою, Кауравы считают мелким удельным правителем?

Это Кришну, которому боги даровали свой дворец правосудия, они считают неровней себе? Это Тот Самый Кришна, Кто в подарок жене забрал у бессмертных богов райское древо париджату, недостоин восседать на царском троне?

Это Кришна, у Чьих стоп простирается владычица мира Лакшми, не заслуживает знаков земной власти?  

Там, где земли касались стопы Кришны, люди и боги возводят святилища и места моленья. Восемь хранителей мира почитают за милость осыпать свои чела пылью с лотосных стоп Моего Брата. Создатель, Разрушитель здешнего мира и богиня Удача, даже Я Сам — все мы лишь тени в сиянии неотразимого Кришны, песчинки у Его благодатных стоп. И Кауравы заявляют нам, что Кришна недостоин царских почестей и не пригоден для царского престола?

Это нам-то Кауравы пожаловали вотчину во владение? Это мы-то сандалии, возомнившие себя тюрбаном?

Воистину, власть сладка, как вино, и кружит голову смертным. Власть опасна в руках безумца. Но не для того имею Я силу, чтобы терпеть вздор тщеславных глупцов!

И крикнув в ярости: " Я избавлю Землю от порочного племени Кауравов! " - Баладева схватил Свой плуг и двинулся к крепостной стене Хастинапуры. Вид у Него был столь грозен, что, казалось, Он нынче же обратит в пепел все три мира.

Подойдя к самой городской стене, Господь кончиком плуга отделил город от земли и потащил к Ганге.

И когда, словно утлое суденышко в бушующем море, затряслась Хастинапура и поползла в Гангу со всеми ее домами и дворцами, крепкими стенами и сторожевыми башнями, Кауравы с детьми и женами, слугами и домочадцами, прихватив с собой плененного Самбу и царевну Лакшману, примчались к Господу Плугоносцу и принялись наперебой умолять о пощаде:

- Рама, Рама, не губи нас! На Тебе держится мироздание. Неизмерима сила Твоя. Неведомы пути Твои. Безгранична Твоя милость. Пощади неразумных чад Твоих, прости нам нашу дерзость!

Волею Твоею созидается, держится, и рушится мировой порядок. Будучи Сам без причины, Ты - причина всего. Воистину, мы убедились ныне, что целый мир – лишь игрушка в Твоих руках.

Всемогущий Владыка о тысяче голов, на челе Твоем покоится Земля-матушка. В смертный час вселенной Ты поглощаешь в Себя звезды и небесные тела, чтобы возлежать на ложе Своем в тишине и покое, никем не тревожим.

Ты прогневался на нас, Господи, не для того, чтобы извести нас со свету, но преподать нам урок, потому как ко всем тварям Твоим Ты питаешь равно добрые чувства и гневаешься на них лишь для сбережения мира на Земле.

Мы склоняемся пред Тобою, Душа всех душ! О, Сила жизни! Владыка всего сущего! Неутомимый Создатель и справедливый Заступник! Не губи чада Твои, пощади нас!

Блаженный Шука продолжал:

- Раскаянием и смиренными молитвами Кауравы умилостивили Всевышнего. И Он, сменив гнев на благодушие, отвечал им: " Будь по вашему. Отбросьте страх и ступайте с миром".

На радостях Дурьодхана дал в приданное любимой дочери тысячу двести шестидесятилетних слонов, сто двадцать тысяч лошадей, шесть тысяч золоченных, сияющих, как Солнце, колесниц и тысячу нарядно украшенных рабынь.

Простившись с властителями Хастинапуры, Баладева возвел Самбу с Лакшманою на колесницу и в сопровождении свиты с богатыми дарами покинул столицу царства Куру.

С великими почестями встретили родичи благородного Плугоносца у ворот Двараки и, сопроводив во Дворец благих решений, долго расспрашивали о Его стараниях в царстве Куру.

А Хастинапура и по сию пору являет миру последствия гнева Баладевы. Южная сторона города, окаймляемая Гангой, поныне стоит высоко поднята над долиною.

 

 

ГЛАВА ШЕСТЬДЕСЯТ ДЕВЯТАЯ

Нарада в гостях у Кришны

Блаженный Шука сказал:

- Когда весть о том, что Кришна женился на шестнадцати тысячах пленниц поверженного демона, достигла слуха Нарады, святой старец решил спуститься с небес на Землю и взглянуть на то, как Царевич Ядавов обхаживает стольких женщин и управляется с супружескими обязанностями.

Город украшали цветущие сады с диковинными птицами и благоухающими деревьями, вокруг которых вились рои пчел, чистые водоемы, поросшие лотосами, и девятьсот тысяч золотых дворцов. Во дворцовых покоях, источающих запах сандала и агара, оглашаемых звуками лютен и раковин, словно рокотом морских волн, и озаряемых красотою прелестных дев, стояли золотые драгоценные сосуды, ложа и сидения, отделанные хрусталем, серебром и жемчугом, и сияющие, как лучи Солнца.

Город, пересеченный прямыми и широкими улицами, был велик и многолюден. На перекрестках были устроены базары и торжища, на площадях возвышались дворцы собраний и храмы Брахмы, Индры, Варуны, Агни и Куберы. Каждый дом был обвит зеленой ползучей травой, над дворцами родовитых сановников и жилищами простых людей развивались на ветру пестрые стяги.

После свадебных обрядов Кришна взял всех Своих шестнадцать тысяч юных жен в Двараку. Там Он призвал к Себе божественного зодчего Вишвакарму, и тот воздвиг  великолепные хоромы для каждой из жен Кришны. Все дворцы царевен были богато обставлены, возле каждого были разбиты сады с красивыми прудами, в которых среди разноцветных лотосов плавали дикие утки и лебеди. Во дворцах своих бывшие пленницы Нараки проводили дни в роскоши и неге, принимая Кришну и развлекаясь со своими подругами и служанками. И в один их этих дворцов вошел Нарада, чтобы узнать, счастлива ли царица, и не терпит ли она какой нужды в обители Кришны.

То были просторные белые палаты с хрустальными полами и окнами, украшенные кораллами и золотом, с тысячью колонн, восхищающие своей соразмерностью.

Стены дворца, выложенные сапфиром и изумрудами, возносились до самых небес. Белые с нитями жемчуга балдахины осеняли золотые ложа и сидения из слоновой кости во внутренних покоях.

Тысячи красивых и нарядных рабынь с золотыми медальонами на шеях прислуживали царице. Хоромы охраняли могучие стражники в блистающих одеждах и высоких тюрбанах, украшенные золотыми ожерельями, браслетами и серьгами.

Внутренний покой озарялся огнями светильников, отделанных самоцветами. На крыше гуляли величавые павлины, что оглашали окрестность громкими криками при виде облаков от белой дымки агаровых благовоний, сочащейся сквозь решетчатые окна.

Кришна, Вождь Сатватов, восседал на золотом сидении, украшенном изображениями из слоновой кости, сапфира и серебра. В присутствии сотен наложниц, не уступающих райским девам добродетелью, красотой, молодостью и нарядами, царица самолично прислуживала своему Господину, овевая Его белым опахалом с изумрудной рукоятью.

Увидав Нараду, Верховный Хранитель закона поднялся со своего ложа и, поклонившись до земли, усадил его на Свое сидение.

Затем Он омыл Нараде ноги и окропил той водою Свое чело. Будучи почитаемым Божеством жреческого сословия, Всевышний Сам, тем не менее, поклоняется духовному лицу. Тот, с Чьих стоп в зримый мир струится священная Ганга, в которой смертные омываются от грехов, Сам склоняет голову пред благочестивым подвижником.

Воздав небесному старцу царские почести, Кришна, Светоч для отшельников Нары и Наряны, стал, как принято, расспрашивать гостя о его странствиях и благополучии, о его нуждах и желаниях, заверив, что исполнит любую просьбу святого странника.

- Господин мой, - отвечал Нарада Кришне, - слава Твоя не иссякнет во веки веков. Весь род людской чтит Тебя своим Покровителем, благоволящим к праведным и карающим злодеев. По Своему изволению Ты нисходишь в здешний мир, дабы вершить суд праведности, благодетельствовать вселенную и уберегать ее от беззакония.

Стопам Твоим, что узрел я ныне, поклоняются властители мира под водительством Брахмы и Шивы. Под сенью благодатных стоп Твоих находит убежище всякий, имеющий благую веру. Стопы Твои – святая надежда всех, кто томится во мрачном колодце суетного бытия. Молю Тебя, Господи, не дай мне забыть Тебя, позволь памятовать о Тебе непрестанно. Более мне не о чем просить Тебя, Господи.

Блаженный Шука продолжал:

- Получив благословение Всевышнего, Нарада низко склонился перед Ним, почтительно сложив ладони, и направился в соседний дворец Кришны, дабы утолить свое любопытство касательно других Его жен.

В соседнем дворце Всевышний играл в кости со Своею возлюбленной и Уддхавою. Увидав посланца небес, царевич Ядавов поспешно поднялся с места и низким поклоном приветствовал гостя. Будто и не было минувшей встречи, Кришна принялся расспрашивать Нараду о житии его и странствиях и предлагать Себя в услужение, если в чем-либо нуждается вечный скиталец. Полный изумления Нарада поднялся с почетного ложа и, молча покинув этот дворец, направился в соседний.

Там Кришна предстал Нараде заботливо ухаживающий за Своими малыми детьми. Во дворце рядом Господь купался в большой рукотворной купели, выложенной кораллами.

В другом Владыка мира возливал масло в жертвенный огонь, в третьем - совершал пятисложное жертвоприношение, в четвертом — угощал брахманов яствами, в пятом — пировал оставшейся после брахманов пищею. В шестом - творил вечернюю молитву гаятри. В седьмом – упражнялся в боевом искусстве с мечом.

В какой бы дворец не ступил Нарада, он видел Кришну при разных занятиях. Здесь Господь катался верхом на лошади, там на слоне или в колеснице. Еще где-то возлежал на устланном шелками и лепестками цветов ложе, слушая от слуг хвалебные в Свою честь стихи.

Там Он обдумывал государственные дела с сановниками, здесь веселился в пруду с юными наложницами. Где-то щедро наделял жрецов богато украшенными коровами, а где-то внимал древним былинам и сказаниям. То Он вел светскую беседу с подругою, то вместе с женою творил священное таинство в семейном алтаре. Где-то Он считал казну, а где-то ублажал супругу и наслаждался ее ласками.

Там, в уединении, отрекшись от мирских радостей, Он предавался мыслям о надмирном бытии; здесь прислуживал старейшинам рода и оказывал им знаки внимания.

Где-то с воеводами обдумывал военный набег; где-то договаривался о мире. Там с Баладевою Они решали, как покарать смутьянов, здесь – как облагодетельствовать праведников.

Там Они с женою размышляли, за кого сосватать дочь, здесь принимали сватов и обустраивали свадьбу сына.

Здесь Владыка трех миров напутствовал Своего отпрыска, вступившего в брачный возраст, там – встречал дочь с ее мужем в преддверии семейного торжества.

Здесь воздавал дары богам у семейного жертвенника; там обустраивал с гражданами городское пространство, разбивая сады, намечая места для общественных зданий, храмов, колодцев и водоемов.

В то же время Он на коне, приведенном из страны Синдху, вооруженный луком и стрелами, объезжал с сородичами ближние горы и леса, охотясь на зверей для жертвоприношения.

Тут же, в Двараке, облачившись простолюдином, Кришна подслушивал у чужих стен, что думают о Нем вельможи и обыватели.

И посмеялся над собою мудрый Нарада, вечно ищущий ключ к тайне великого Божьего колдовства, и обратился он к Владыке чувств с такими речами:

- О Повелитель чудес, я свидетель Твоей обманчивой природы - вечной загадки для волхвов и мудрецов. Я узрел Твою ворожбу, но не постиг ее тайны. Потому все, что я прошу для себя, – это совершенную в Тебя веру и преданность Тебе.

Дозволь мне, Господи, во всех моих странствиях всегда помнить о Тебе, петь Твою славу и возвещать миру о Твоих чудных делах, дабы всякий, кто услышит о Тебе, избавится от всех грехов.

Всевышний отвечал Нараде:

- О мудрый старец, пусть не смущают тебя Мои мирские хлопоты. Я создаю закон, храню закон и следую Своему закону в назидание Моим чадам.

Блаженный Шука сказал:

- О досточтимый государь, во всех дворцах, что посетил Нарада, он видел Господа Бога в обличии примерного семьянина, что блюдет закон Божий.

И не мог надивиться премудрый старец волшебству Всевышнего, чье могущество не ведает границ.

Благими дарами и хвалебными речами Кришна выказал святому страннику должное Его чину почтение. И Нарада, объятый восторгом, покинул Господню земную обитель.

В назидание мирянам Всевышний вел жизнь примерного домохозяина, исполняя семейный долг перед каждой из Своих добродетельных, нежных, смиренных и веселых жен, коих было у Него свыше шестнадцати тысяч.

Всякий, кто восторгается сказанием о Кришне - Творце, Хранителе и Разрушителе здешнего мира, несомненно, получит в дар безусловную преданность Спасителю, Чьим делам не способна подражать ни одна живая тварь.

 

ГЛАВА СЕМИДЕСЯТАЯ

Жизнь в Двараке

 

Блаженный Шука сказал:

- С первыми лучами Солнца Кришна пробуждался ото сна в объятиях Своей царицы, которая в сердцах шептала проклятия утренней заре и перепевам петухов. 

Сквозь решетчатые окошки легкий ветерок доносил в Их опочивальню благоухание цветущего сада, где хлопотливо жужжали пчелы и весело пели птицы, пернатые стихотворцы.

Пуще всего не любила царица Видарбхи эту предрассветную пору, ибо в сей благословенный для людей час ее Возлюбленный освобождался из ее объятий.

Прервав ночной сон, Всевышний по древнему обычаю окроплял чело чистой водою и, расположившись у домашнего жертвенника, предавался созерцанию. Единый и Непогрешимый Дух размышлял о Собственной природе, соприкосновение с которой смывает скверну со всякой души. Вечно сущий, непорочный и блаженный Господь, Истребитель сомнений, раздумывал о Собственной природе, коей Он производит на свет и уничтожает зримую вселенную.

Затем Создатель неба и Земли, совершив утреннее омовение, возложив на алтарь со священным огнем приношения богам и прошептав молитву гаятри, облачался в дневные одежды и выходил из внутренних покоев навстречу друзьям и советникам.

Прежде чем приступить к государственным делам, Кришна воздавал хвалу Солнцу и приносил огненные жертвы богам, мудрецам и родоначальникам вселенной, кто есть Его воплощенные здесь ипостаси. Затем Он наделял богатыми дарами старейшин рода и придворных жрецов. Брахманам Он жаловал стада благонравных дойных телиц с посеребренными копытами и позолоченными рогами, укрытых златоткаными попонами и украшенных жемчужными ожерельями. А когда ученые мужи уводили коров с телятами в свои жилища, Кришна даровал им впридачу возы с льняным полотном, оленьими шкурами и горшками кунжута.

Каждый день Сын Васудевы воздавал жертву коровам, духовному сословию, богам, старейшинам рода, учителям и всем живым существам, кои есть Его проявления в зримом мире. Закончив обряд, Он касался челом благодатных предметов.

Жемчужина рода людского, Кришна, облачался в дорогие одежды, умащал тело благовонными составами и украшал Себя цветочными гирляндами и самоцветами, обрамленными в золото.

Затем, для очищения ума, Он касался взором топленого коровьего масла, коров с волами, брахманов и изваяния богов; затем распоряжался, чтобы всем просителям независимо от сословия и чина было дадено ими желаемое и чтобы никто не покинул Его чертогов неудовлетворенным; затем Он приветствовал городских начальников и выслушивал их дела.

Поднеся городским сановникам и жрецам цветочные венки, блюда с душистым бетелем и сандаловую мазь, Господь раздавал остатки благословенных даров друзьям, младшим чиновникам и женам, и причащался Сам.

Закончив государственные дела, Он садился в Свою сияющую серебром колесницу, запряженную четырьмя быстрыми конями, и, ответив приветствием на поклон возничего, велел ехать в места Своих привычных увеселений.

По дороге к Нему присоединялись Уддхава, Сатьяки, друзья и приятели на роскошных колесницах, и Он, сияя среди них, как месяц меж звездами, проносился по прямым просторным улицам Двараки, пленяя взоры преданных горожан.

Когда Кришна, проезжая мимо дворца знатного горожанина, замедлял ход, тамошние красавицы бросали свои дела и спешили на веранду, откуда с волнением в сердце взирали на Господа. Немалых трудов стоило Кришне оторвать взор от прелестных горожанок и продолжать путь с верными друзьями.

Бывало, если того требовала надобность, Господь направлял колесницу во дворец правосудия Судхарму, куда со всех концов страны к Нему приходили люди, прося суда, совета, помощи, разрешения спора, а также за разгадкою непонятных предзнаменований и видений.

Точно полная Луна на звездном небосклоне, восседал Кришна на высоком престоле под белым опахалом в окружении семейства Ядавов, львов среди людей. Суд Его был мудр и справедлив, и дивились люди глубине и тонкости Его решений.

В местах, куда удалялся Кришна для веселья, всегда звучала музыка, и певцы, сказители, плясуны и скоморохи развлекали Сына Васудевы с Его приятелями.

Кришна наслаждался роскошным белым ложем и сладкими винами, покуда сказители возносили Ему хвалу, а музыканты трубили в раковины, били в барабаны и выводили на лютнях и свирелях душевные напевы.

Знатоки преданий читали нараспев рассказы о благочестивых царях и героях былых времен. Угодливые слуги предлагали Кришне прохладную воду в серебряных сосудах и вкусные яства.

И было так до тех пор, покуда не явился однажды во дворец Ядавов человек, никому прежде в Двараке не ведомый, и просил стражу сопроводить его в покои Царевича.

Склонившись до земли перед Кришной, незнакомец поведал Ему о том, что тесть убитого Им Камсы, могучий царь Джарасандха, пленил и терзает в застенках тысячи земных царей, что отказались быть его данниками.

И узнал Кришна, что дерзость Джарасандхи возросла безмерно, и великие бедствия принес он окрестным странам. Многие земли захватил он, двадцать тысяч царей пленил и держит в заточении в своей крепости Гириврадже; а среди пленников есть и родичи Кришны.

- Узники, - продолжал незнакомец, - просили меня смиренно передать Тебе их молитвы.

- Кришна, - говорили они, - Неизмеримая Душа мироздания, Изгонитель страха. Мы, некогда уповавшие на свою силу, ныне склоняемся пред Тобою, клянемся в вечной верности и просим у Тебя прибежище.

Потому как слаб всякий смертный и не ведает своего истинного долга, коий есть исполнение Твоих заветов, он грешен во всех делах своих. Осознав беспомощность пред судьбою, мы припадаем к Твоим благодатным стопам.

Господи Всемогущий, как искусно Ты в обличии времени умеешь истреблять надежду на вечную и беззаботную жизнь! Ныне царевичем Яду Ты низошел в мир, дабы наградить праведных и покарать нечестивых. Потому не разумеем мы, отчего столько злодеев, попирающих Твой закон, по прежнему живут, здравствуют и наслаждаются плодами своих дел.

Боже милосердный! Заключенные в бренную плоть, мы грезили себя царями людскими, посреди страхов и тревог умудрялись выискивать удовольствия. Отвергнув счастие души, мы сгубили себя в прелестях мира, и теперь страдаем за свою надежду обрести покой там, где его нет и быть не может - в мире, сотворенном Твоею обманчивой природою.

Не из темницы злодея мы молим Тебя освободить нас, Господи, но из силков судьбы, что явилась к нам в обличии царя Магадхи. Могучий, как тысяча слонов, он держит нас в подземелье, словно лев стадо овец в пещере.

Безгранична власть Твоя, о Владыка смертоносного диска! Семнадцать раз сокрушал Ты Джарасандху под Матхурою в честном бою. Но потом для пользы семейства отступил на запад к морским берегам, сдав город ненавистному тестю Камсы. Теперь же он, уверившись в собственной неуязвимости, терзает данников своих и граждан. Приди нам на помощь, о непобедимый Владыка наших душ!

С этой мольбою, о Кришна, отчаявшись ждать помощи от других, послали меня пленники царя Магадхи к Тебе. Помилуй несчастных, дай им приют в сени Твоих лотосных стоп!

Блаженный Шука сказал:

- Едва посланник пленных царей закончил свою речь, как в собрание Ядавов явился небесный старец Нарада с золотым сияющим, как Солнце, венцом на челе.

Увидев Нараду, Кришна, чьей воле покорны создатели и разрушители вселенных, поднялся со Своего места и, поклонившись гостю, предложил ему высокое сиденье среди драгоценного убранства.

Затем по заведенному обычаю Царевич Двараки приветствовал мудреца хвалебной речью.

- Сегодня к нам низошла истинная благодать, ибо, коснувшись земной тверди, ты, Нарада, даровал людям надежду на спасение из тисков греха и страха.

В творении Божьем ты знаешь все обо всех. Скажи нам, что происходит в стране Куру? И как уладилась тяжба сынов Панду с их врагами?

Отвечал блаженный Нарада:

- Не раз мне выпадала возможность, мой Господин, видеть, как действует Твоя обманчивая сила, поддерживающая зримое бытие. И всякий раз Ты приводил меня в изумление. А ныне я дивлюсь Тебе, скрывающемуся под личиной земного правителя, вовлеченного в суетные дела смертных. Как огонь, что прячется в дыму, Ты прячешься за бурей событий, которые Сам же устраиваешь.

Непостижимы Твои замыслы. Ворожбою Своею Ты представляешь нам на обозрение, а потом увлекаешь в небытие зримую вселенную. Столь осязаемый здешний мир – плод Твоего измышления. Я склоняюсь пред Тобою, о чарующий Лицедей, необозримый для разума!

Живые твари рождаются, страдают и умирают в нескончаемом круговороте перерождений. И лишь Ты, Господи, в силах спасти нас от этой напасти. Являя заблудшим душам Свои бесчисленные образы и забавы, Ты освещаешь нам путь в наше истинное отечество. Я предаюсь Тебе и уповаю во всем на Тебя, О Владыка жизни.

Конечно, я поведаю Тебе о делах и чаяниях Пандавов. Но все, что Ты услышишь от меня, о Всеведущий Мой господин, Тебе и так хорошо известно.

Ныне мир и благоденствие воцарились на Земле под властью царя Юдхиштхиры. И потому решили сыны Твоей тетки, что настало время для великого царского жертвоприношения, которое поведает всему миру, что достиг Юдхиштхира высшей власти и могущества среди царей. Но не хочет он ничего предпринимать, не испросив Твоего совета и благословения. Потому обращается он к Тебе со смиренною просьбою быть почетным гостем на великом торжестве, куда приглашены все цари и князья земные, владыки небес и мудрецы.

Что до благополучия Твоих друзей, то им не о чем печалиться, ибо даже последние злодеи и презренные дикари искупают свои прегрешения, вспоминая Твое имя и размышляя о Твоем величии.

Ты - средоточие благодати. Воды, что коснулись Твоих стоп, очищают от скверны три яруса вселенной, ниспадая на Землю единым священным потоком - сначала рекою Мундакини, потом Бхогавати и Гангою.

Блаженный Шука продолжал:

- Когда Господь ответил старцу согласием посетить священнодейство Пандавов, предводители семейства Яду забеспокоились, ибо велика была опасность, что Джарасандха в отсутствии Кришны устроит набег на Двараку.

Чернокудрый Кришна улыбнулся собранию Своею чарующей улыбкою и, обратившись к Уддхаве, молвил:

- Я в смущении, друг Мой, и потому обращаюсь к тебе за советом, как к самому мудрому и сведущему среди нас. Ты - зоркое око и ум нашей семьи. Я всегда доверял твоему суждению и сейчас поступлю так, как ты скажешь.

Уддхава поклонился знатному собранию и молвил так.

 

ГЛАВА СЕМЬДЕСЯТ ПЕРВАЯ


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-06-19; Просмотров: 181; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.083 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь