Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Раздел 1. Устное народное творчество



МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

ГБПОУ ТУЙМАЗИНСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ

 

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ДЛЯ СТУДЕНТОВ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ

ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ

МДК 03.05 «Детская литература с практикумом по выразительному чтению»

Профессионального цикла

Гуманитарный профиль

специальность 44.02.01 Дошкольное образование

ДЛЯ СТУДЕНТОВ ОЧНОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ

Туймазы, 2016 г.


Составитель: Кузьмина Марина Евгеньевна, преподаватель ГБПОУ ТПК

 

       Методические указания для выполнения практических работ  являются частью основной профессиональной образовательной программы ГБПОУ Туймазинский педагогический колледж по специальности СПО 44.02.01 «Дошкольное образование» в соответствии с требованиями ФГОС СПО 3+.

       Методические указания по выполнению практических работ адресованы студентам очной формы обучения.

       Методические указания включают в себя учебную цель, перечень образовательных результатов, заявленных во ФГОС СПО 3+, обеспеченность занятия, краткие теоретические и учебно-методические материалы по теме, вопросы для закрепления теоретического материала, задания для практической работы студентов и инструкцию по ее выполнению, методику анализа полученных результатов, порядок и образец отчета о проделанной работе, стимульный материал, диагностический инструментарий.

 


СОДЕРЖАНИЕ

 

Темы практических занятий Страницы
Устное народное творчество 5
Литературно-художественный анализ народных сказок разных видов 6
Зарубежная литературная сказка эпохи Классицизма и Просвещения. Немецкая романтическая сказка. Братья Гримм 8
Х.К. Андерсен – «король сказок 11
Русская детская литература XV – XVIII вв.» 12
Развитие литературной сказки в первой половине XIX в. Становление «малышовой» поэзии в творчестве В.А.Жуковского 13
Стихи и сказки А.С. Пущкина в круге детского чтения 14
П.П. Ершов – продолжатель традиций А.С. Пушкина в жанре стихотворной сказки 16
Малые повествовательные формы в творчестве писателей-педагогов К.Д. Ушинского, Л.Н. Толстого 18
Произведения поэтов второй половины XIX века в круге детского чтения 18
Сказки Д. Н. Мамина - Сибиряка. 23
Анализ стихов С. Маршака 27
Анализ стихов С. Михалкова 31
Сказки Чуковского 34
Гуманизм и нравственность стихотворений А. Барто 36
Сказки В. В. Бианки. 38
Король бессмыслицы” Э. Лир и его лимерики 40
Соблюдение орфоэпических норм 42
Сила голоса, высота, тембр, дикция 44
Паузы, их виды 46
Логика чтения. Логическое ударение. 47
Неязыковые средства выразительности устной речи 49
Особенности исполнения стихотворений о природе 51
В. Маяковский детям. Особенности стиля, рифма. Выразительность стиха 56
Особенности исполнения сказок о животных. 57
Кукольный театр. Разновидности. Игры-драматизации. Разыгрывание коротких сценок с детьми. 59

 

Введение

УВАЖАЕМЫЙ СТУДЕНТ!

       Методические указания по МДК 03.05 «Детская литература с практикумом по выразительному чтению» для выполнения практических работ созданы Вам в помощь для работы на занятиях, подготовки к ним, правильного составления проектов документов.

       Приступая к выполнению практической работы, Вы должны внимательно прочитать цель и задачи занятия, ознакомиться с требованиями к уровню Вашей подготовки в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами 3+, краткими теоретическими и учебно-методическими материалами по теме практической работы, ответить на вопросы для закрепления теоретического материала.

       Наличие положительной оценки по практическим работам необходимо для получения зачета по МДК и допуска к экзамену, поэтому в случае отсутствия на уроке по любой причине или получения неудовлетворительной оценки за практическую работу Вы должны найти время для ее выполнения или пересдачи.

Внимание! Если в процессе подготовки к практическим работам или при решении задач у Вас возникают вопросы, разрешить которые самостоятельно не удается, необходимо обратиться к преподавателю для получения разъяснений или указаний в дни проведения дополнительных занятий.

       Время проведения дополнительных занятий можно узнать у преподавателя или посмотреть на двери его кабинета.

 

Желаем Вам успехов!!

 

 

Список рекомендуемой литературы

1. Боголюбская, К. А. Выразительное чтение и рассказывание в детском саду\ К. А Боголюбская. – М.: Просвещение, 2008. – 256 с.

2. Горбушиной, Л. И., Николаичевой Е. К. Выразительное чтение \ Горбушиной, Л. И., Николаичевой Е. К. - М.: Просвещение, 2009. – 45 с

 

Приложение 1

План литературно-художественного анализа произведения

1. Тема (родины, нравственности, быта, труда, детства…; может быть раскрыто несколько тем).

2. Идея (сказка утверждает, прославляет, воспевает, порицает, осуждает, высмеивает…).

3. Образы (характеризуются внешние черты, нравственные черты, поведение, чувства, взаимоотношения, речь…).

4. Воспитательное значение (Сказка способствует воспитанию таких нравственных качеств, как … Сказка заставляет задуматься о … Сказка обогащает нравственные и эстетические понятия и чувства, а именно … Сказка вызывает неприязнь к таким отрицательным качествам, как …).

5. Образовательное значение (сказка обогащает знания о труде, природе, животных… (конкретно о чем)).

6. Художественные особенности: вид сказки, композиционное построение (зачин, развитие сюжета, концовка), языковые средства (эпитеты, сравнения, метафоры, диалог).

Форма отчётности: Выполненная работа оформляется и вкладывается в файл, помещается в портфолио по предмету

Форма контроля выполнения практических работ: Выполненная работа представляется преподавателю в рабочей тетради по МДК

Список рекомендуемой литературы

1. Боголюбская, К. А. Выразительное чтение и рассказывание в детском саду\ К. А Боголюбская. – М.: Просвещение, 2008. – 256 с.

2. Горбушиной, Л. И., Николаичевой Е. К. Выразительное чтение \ Горбушиной, Л. И., Николаичевой Е. К. - М.: Просвещение, 2009. – 45 с

 

Задания для практического занятия:

Задание: 1. Познакомьтесь с учебным материалом по теме в соответствии с предложенным содержанием. Выделите художественное своеобразие сказок Ш.Перро.

2. Познакомьтесь с содержанием сказок Ш.Перро, рекомендованных для чтения дошкольникам. Соотнесите содержание этих сказок с выделенными художественными особенностями творчества автора.

3. Спроектируйте конспект организации образовательной ситуации по сказке Ш. Перро «Мальчик-с-пальчик» («Подарок феи»). Конспект оформите в рабочей тетради. Воспользуйтесь примером оформления такого конспекта (приложение 1)

4. Познакомьтесь с учебным материалом по теме в соответствии с предложенным содержанием. Выделите (устно) своеобразие творческой манеры авторов.

5. Осуществите выписку сказок братьев Гримм, включенных в примерные списки литературы для чтения детям Примерной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы».

6. Составьте конспект образовательной ситуации по ознакомлению с одной из включенных в список сказок по образцу.

Методические рекомендации по выполнению работы:

Приложение 1.

Образец конспекта образовательной ситуации

Конспект образовательной ситуации

Список рекомендуемой литературы

1. Боголюбская, К. А. Выразительное чтение и рассказывание в детском саду\ К. А Боголюбская. – М.: Просвещение, 2008. – 256 с.

2. Горбушиной, Л. И., Николаичевой Е. К. Выразительное чтение \ Горбушиной, Л. И., Николаичевой Е. К. - М.: Просвещение, 2009. – 45 с

Список рекомендуемой литературы

1. Боголюбская, К. А. Выразительное чтение и рассказывание в детском саду\ К. А Боголюбская. – М.: Просвещение, 2008. – 256 с.

2. Горбушиной, Л. И., Николаичевой Е. К. Выразительное чтение \ Горбушиной, Л. И., Николаичевой Е. К. - М.: Просвещение, 2009. – 45 с

Список рекомендуемой литературы

1. Боголюбская, К. А. Выразительное чтение и рассказывание в детском саду\ К. А Боголюбская. – М.: Просвещение, 2008. – 256 с.

2. Горбушиной, Л. И., Николаичевой Е. К. Выразительное чтение \ Горбушиной, Л. И., Николаичевой Е. К. - М.: Пр

Раздел 2. Русская детская литература первой половины XIX в.

Список рекомендуемой литературы

1. Боголюбская, К. А. Выразительное чтение и рассказывание в детском саду\ К. А Боголюбская. – М.: Просвещение, 2008. – 256 с.

2. Горбушиной, Л. И., Николаичевой Е. К. Выразительное чтение \ Горбушиной, Л. И., Николаичевой Е. К. - М.: Просвещение, 2009. – 45 с

Раздел 2. Русская детская литература первой половины XIX в.

Задание:

1. Познакомьтесь с учебным материалом по теме в соответствии с предложенным содержанием.

2. Осуществите анализ одного из отрывков романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин» («Уж небо осенью дышало…»; «Зима! Крестьянин торжествуя…») по плану.

Методические рекомендации по выполнению работы:

План

1. Тема произведения.

2. Какие чувства вызывает стихотворение?

3. Какие поэтические средства использованы автором для раскрытия темы?

3. Выделите из текста «Сказки о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне лебеди» примеры, подтверждающие фольклорные источники произведения.

4. Проверьте успешность освоения учебного материала, устно ответив на контрольные вопросы:

 В чем состоит особенность поэтического творчества А.С. Пушкина?

 Что определяет ценность сказок А.С.Пушкина для детского чтения?

 В чем состоит художественное своеобразие сказок Пушкина? Выделите фольклорное и авторское в сказках Пушкина (на примере одной из сказок).

Форма отчётности: Выполненная работа оформляется письменно

Форма контроля выполнения практических работ: Выполненная работа представляется преподавателю в рабочей тетради по МДК

Список рекомендуемой литературы

1. Боголюбская, К. А. Выразительное чтение и рассказывание в детском саду\ К. А Боголюбская. – М.: Просвещение, 2008. – 256 с.

2. Горбушиной, Л. И., Николаичевой Е. К. Выразительное чтение \ Горбушиной, Л. И., Николаичевой Е. К. - М.: Просвещение, 2009. – 45 с

Раздел 2. Русская детская литература первой половины XIX в.

Список рекомендуемой литературы

1. Боголюбская, К. А. Выразительное чтение и рассказывание в детском саду\ К. А Боголюбская. – М.: Просвещение, 2008. – 256 с.

2. Горбушиной, Л. И., Николаичевой Е. К. Выразительное чтение \ Горбушиной, Л. И., Николаичевой Е. К. - М.: Просвещение, 2009. – 45 с

Раздел 3. Русская детская литература второй половины XIX в.

Список рекомендуемой литературы

1. Боголюбская, К. А. Выразительное чтение и рассказывание в детском саду\ К. А Боголюбская. – М.: Просвещение, 2008. – 256 с.

2. Горбушиной, Л. И., Николаичевой Е. К. Выразительное чтение \ Горбушиной, Л. И., Николаичевой Е. К. - М.: Просвещение, 2009. – 45 с

Раздел 3. Русская детская литература второй половины XIX в.

Список рекомендуемой литературы

1. Боголюбская, К. А. Выразительное чтение и рассказывание в детском саду\ К. А Боголюбская. – М.: Просвещение, 2008. – 256 с.

2. Горбушиной, Л. И., Николаичевой Е. К. Выразительное чтение \ Горбушиной, Л. И., Николаичевой Е. К. - М.: Просвещение, 2009. – 45 с

 

Раздел 3. Русская детская литература второй половины XIX в.

Список рекомендуемой литературы

1. Боголюбская, К. А. Выразительное чтение и рассказывание в детском саду\ К. А Боголюбская. – М.: Просвещение, 2008. – 256 с.

2. Горбушиной, Л. И., Николаичевой Е. К. Выразительное чтение \ Горбушиной, Л. И., Николаичевой Е. К. - М.: Просвещение

Раздел 4. Русская детская литература XX века.

Ценность произведений

Маршак - детям

Детские стихи - младшие дети в творчестве Маршака. Писать для детей поэт начал уже после того, как попробовал свои силы в других областях литературного творчества. Писатель шел к детям от знания общих законов искусства. Первая детская книга появилась в 1922 году, но интерес к детям возник у поэта задолго до того, как он стал детским писателем. Немаловажную роль при этом сыграла незаурядная память детства, которой обладал поэт. Писатель всегда выступал как защитник детства. В ранних корреспонденциях из Лондона Маршак пишет о новых детских выставках, о трагическом положении детей в Англии, о детях-посетителях первого кинематографа. Но непосредственное участие в судьбах детей началось после возвращения Маршака на родину летом 1914 года. Работа с детьми в Воронеже, а затем в Краснодаре заложила педагогические и художественные основы творчества поэта для детей. Общаясь с детьми, молодой писатель, сам того не сознавая, учился понимать особенности детской психики, вслушивался в детскую речь, видел, что радует или огорчает ребенка. Наблюдения за детскими коллективами в Англии и главным образом на родине обогатили Маршака-педагога. У него родилось чувство читательской аудитории, которое приходит далеко не сразу и не ко всем.

Итак, богатая школа литературного опыта и знание детей, соединившись, сделали возможным появление Маршака - поэта для детей.

По образному выражению В.Г. Белинского, настоящий писатель для детей - это " детский праздник". Таким праздником и стал Самуил Яковлевич Маршак.

Основная характерная черта творческого облика зачинателя советской детской поэзии - стремление как можно раньше приобщить детей к сокровищнице мировой литературы и народного творчества, воспитать у них уважение к духовным ценностям, развить художественный вкус. Для этого он использует русский, чешский, английский, латышский, восточный фольклор. В творчестве Маршака английская народная баллада сочетается с русской народной сказкой, детская песенка из цикла " Mother Goose nursery rhymes" - с русской загадкой. Mapшак пришел в литературу для детей, понимая специфические законы, по которым она живет. Условие непреходящего успеха стихотворений поэта в детской аудитории не только в том, что он создает настоящие произведения искусства, но и в их точном адресе - для детей определенного возраста.

Творчество Маршака потому и доставляет радость и большим и маленьким, что соединяет в себе глубокое содержание, гуманную идею и увлекательную форму.

Творчество Маршака для детей чрезвычайно многообразно. Среди его книг дети находят и затейливую шутку (" Детки в клетке" ), и серьезную балладу (" Ледяной остров" ), и сатирическую поэму (" Мистер Твистер" ), и лирический цикл (" Круглый год" ), и много сказок (" Сказка о глупом мышонке", " Угомон" и другие), и историческую повесть в стихах (" Быль-небылица" ), и фантастические поэмы (" Пожар" ), и стихотворные очерки (" Почта", " Вчера и сегодня", " Как печатали вашу книгу" и др.), и автобиографическую повесть о детстве (" В начале жизни" ), и загадки, и песни, и небылицы.

Поэт часто шел путем смелого творческого поиска новых жанровых образований. Нередко произведения Маршаке для детей являются результатом своеобразной литературной диффузии, когда происходило взаимопроникновение одного жанра в другой (" Усатый-полосатый" ).

Новаторские художественные формы в творчестве советского поэта в значительной степени определяют вклад, сделанный писателем в советскую литературу для детей. До конца своих дней он открывал все новые и новые пути обогащения поэзии детства.

В целом творчество Маршака - поэта для детей - одна из ярких страниц в истории советской литературы.

Сказки

Живая связь сказочного творчества Маршака с устным народным творчеством. Явления народного быта, русские и украинские песни, детский уличный фольклор, сказки как яркие воспоминания детства поэта. Любовь к живому народному слову, к песням разных народов в зрелые годы. Сознательное обращение к книжным источникам фольклора - сборникам сказок, песен, былин, западноевропейского фольклора, пословиц, поговорок.

Фольклорные истоки сказок Маршака: русские и иностранные сказки, песни, пестушки и потешки. Нравственная и эстетическая сила народных произведений как основа сказок советского поэта.

История создания некоторых сказок (" Кошкин дом", " Теремок", " Сказка о глупом мышонке", " Тихая сказка", " Угомон" ).

Особенности художественного отражения реального мира в произведениях сказочника. Музыкальность и драматургическая основа сказок.

Повести в стихах

Особенности жанра рассказа, повести в стихах. Сюжетность повествования, конкретность и завершенность композиции, заинтересованный тон повествования. Соответствие интересов детей этому жанру. Динамика действия, энергичность и удачливость героев.

Разнообразие тем рассказов, повестей и очерков в стихах. " Ледяной остров", " Рассказ о неизвестном герое", " Почта военная" и другие произведения, характерные для Маршака-рассказчика.

Романтика сюжетной поэзии Маршака (" Война с Днепром" ).

Близость ее к таким фольклорным жанрам, как былина, баллада. Место произведений Маршака среди крупных жанров советской поэзии.

Стихи для самых маленьких

Стихи для самых маленьких как произведения высокого искусства.

Содержательность и поэтичность коротких произведения дли дошкольников (" Детки в клетке" и др.).

Книги Маршака для маленьких как учебники русского литературного языка. Расчет на слушателей, а не на читателей.

Нравственная и эстетическая ценность произведений для тех, кто учится говорить, мыслить, чувствовать (" Разноцветная книга" и другие). Сравнение стихов Маршака для дошкольников с произведениями других советских поэтов (К. Чуковского, Б. Заходера, И. Токмаковой, Е. Серовой).

Место поэзии для самых маленьких во всем многообразном творчестве Маршака.

Юмор Маршака

Гуманная основа юмора Маршака. Добрые и веселые стихи (" Багаж", " Мороженое", " Вот какой рассеянный", " При гиппопотама" и др.).

Познавательная и эстетическая ценность шутливых стихов поэта. Уроки народной педагогики, воспринятые Маршаком-юмористом. Мораль без морализирования, учение без нотаций.

Разнообразие форм и методов в создании веселых стихов. Юмор положений и юмор словесный.

Сравнение Маршака с другими советскими юмористами для детей - В. Маяковским, К. Чуковским, С. Михалковым, А. Барто и др.

Взаимное обогащение жанров

Взаимопроникновение и взаимообогащение различных жанров литературного творчества Маршака. Влияние на сказки Маршака его лирики. Отражение в сатирических подписях времен Великой Отечественной войны достижений Маршака в области детского стиха. Сюжетные стихотворения поэта как симбиоз лирики и драматургии.

Различные пути взаимного обогащения жанров. Стирание резких границ между жанрами в творчестве Маршака для детей. Произведения, созданные на стыках разных литературных форм (" Усатый-полосатый", " Сказка об умном мышонке", " Вчера и сегодня" и др.).

Элементы сказочности в реалистических произведениях (" Пожар" С.Маршака и " Пожарный" Саши Черного).

Поэтизация грубой прозы жизни в стихах Маршака для детей. (М. Ильин. Я. Сегал. " Рассказ о перочинном ноже" и стихотворение С. Маршака " Мастерская в кармане" - сравнительная характеристика).

Циклы стихов о природе

Цикличность лирических стихов Маршака: характерная особенность его художественного мышления - единство главной идеи цикла. Общность изобразительных задач.

Самостоятельность каждого стихотворения в лирическом цикле и одновременно тесная связанность всех стихов в единый по замыслу цикл.

Временной принцип связи стихов в цикле (" Круглый год" ). Разомкнутое кольцо связи (" Разноцветная книга" ), позволяющая увеличить число стихотворений. Преимущество цикла стихов о природе перед единичным произведением.

Вопросы для закрепления теоретического материала к практическому занятию:

1.Литературная деятельность Маршака, его роль в развитии детской литературы советского периода.

2.Тема детства в стихотворениях «Хороший день», «Усатый-полосатый», «Мяч», «Цирк», «Мастер-ломастер», «Кот и лодыри », «Мыльный пузырь», «Первый день календаря», «Рано в кровать- рано вставать» и др

3.Сформулируйте проблематику стихотворений «Пожар», «Почта», «Почта военная», «Как рубанок сделал рубанок», «Война с Днепром». Сохранили ли они(стихотворения) свою актуальность?

4.Назовите стихотворные циклы для детей. Охарактеризуйте на примере одного из них художественные особенности названного жанрового образования.

5. Фольклорные жанры (сказки, загадки и др).

6.Можно ли стихотворения Маршака для детей считать лирикой? Почему?

Задания для практического занятия:

Задание:

  1. Прочитать задание, ответить на вопросы, записать в тетрадь.

Методические рекомендации по выполнению работы:

Анализ произведений о труде «Пожар».

- тема произведения;

- цель стихотворения;

- идея произведения;

- дайте характеристику главному герою (примеры из текста);

- какие приемы использует автор в стихотворении, чтобы передать:

1) быстрое движение пожара;

2) коварство пламени;

3) напряженность;

- особенности произведения; «Почта»

- Тема произведения;

- Идея стихотворения;

- Композиция стихотворения;

- Зачитайте, как Маршак передает национальные особенности почтальонов;

- Особенности произведения;

Анализ произведений о детстве.

«Усатый полосатый»

- О ком рассказывается в произведении?

- Кто главный герой?

- На что похоже начало? (зачитайте)

- Выделите особенности изложения;

- Охарактеризуйте главную героиню (примера из текста);

«Мяч»

- Что передает ритм стихотворения?

- Какие слова помогают передать характер игры с мячом./ Зачитайте их.

«Кот и лодыри»

Рассказ в стихах.

- Назовите идею произведения.

- Кто герой стихотворения?

- Охарактеризуйте героев, приведите примеры из текста.

- Назовите приемы использования в произведении, подтвердите примерами из текста.

«Хороший день»

Получить полный текст

- О чем это стихотворение? (содержание)

- От какого лица ведется?

- Воспитательная ценность. «Мастер - ломастер»

- идея произведения;

- назовите приемы используемых автором (зачитайте примеры из текста);

«Дети нашего двора»

- идея произведения;

- зачитайте примеры, где показано что готовятся к будущей жизни; Анализ циклов о природе.

«Детки в клетке»

1) в каком жанре написано?

2) тема стихотворения;

3) на что походи стихи?

4) от какого лица написаны стихи? (примеры из текста)

5) что хорошо показал автор?

6) как проявляется юмор в стихах? (зачитайте примеры)

«Разноцветная книга»

1) в каком жанре написано?

2) в чем своеобразие цикла?

3) о каких временах года рассказывается, на примере чего? (зачитайте)

4) особенности стихов?

 «Круглый год»

1) почему так называется?

2) какие черты подобрал Маршак для каждого стихотворения (зачитайте примеры)

3) на что похожи стихи?

 «Лесная книга»

1) о чем произведение?

2) какой познавательный материал дается? (зачитайте примеры);

3) воспитательные знания;

Пьесы - сказки.

«12 месяцев», «Кошкин дом», «Терем-теремок»:

1) идея произведения;

2) охарактеризуйте главных героев;

3) особенности сказки, чем похожи с народными сказками (зачитайте примеры из текста)

Форма отчётности: выступление с докладом, проверка сообщений преподавателем.

Форма контроля выполнения практических работ: Выполненная работа представляется преподавателю в рабочей тетради по МДК

Список рекомендуемой литературы

1. Боголюбская, К. А. Выразительное чтение и рассказывание в детском саду\ К. А Боголюбская. – М.: Просвещение, 2008. – 256 с.

2. Горбушиной, Л. И., Николаичевой Е. К. Выразительное чтение \ Горбушиной, Л. И., Николаичевой Е. К. - М.: Просвещение

Раздел 4. Русская детская литература XX века.

Задание:

1. Прочитать предложенное задание, ответить на вопросы, сделать записи в тетрадь.

2. Назвать произведения относящиеся к теме счастливого детства.

3. Проанализировать произведения: проанализируйте по вопросам.

Методические рекомендации по выполнению работы:

«Рисунок »

- От какого лица написано?

- Какие качества детей раскрывает С. Михалков в произведении?

- Что происходит с рисунком в стихотворении? (зачитать примеры)

- Как оценивает себя ребенок? (зачитать)

- Назовите художественные особенности произведения?

- Воспитательная направленность произведения?

«Песенка друзей»

- Какой характер произведения?

- О ком это стихотворение?

- В какой форме написано?

- Назовите идею произведения?

- Художественные особенности? (приведите примеры из текста)

«Мы с приятелем»

- Кто герои этого произведения?

- Что нужно для счастья по мнению героев стихотворения?

- Назовите художественные особенности? (зачитайте из текста)

- Воспитательная ценность произведения?

«А что у вас? »

- В чем заключается сюжет стиха?

- Как построено произведение?

- Охарактеризуйте ребят?

- К какому выводу пришли ребята в конце произведения? (зачитайте из текста)

- Назовите художественные особенности? (зачитайте из текста)

- Воспитательная ценность произведения?

4. Назовите юмористические стихи С. Михалкова.

5. Проанализируйте произведения по вопросам.

«Про Мимозу»

- Кто герой произведения? Дайте ему характеристику (зачитайте)

- Какой основной прием использует С. Михалков? (приведите примеры из текста)

- Как вы думаете, какая идея произведения?

- Назовите художественные особенности произведения? (зачитайте примеры из текста)

- Почему стихи двухадресны?

- Назовите строчки адресованные взрослым?

«Фома»

- Охарактеризуйте героя стихотворения? (зачитайте примеры из текста)

- Какие слова часто повторяет герой, подчеркивая свое упрямство?

- Приведите пример, как его упрямство доведено до абсурда? (отрицает факт своей жизни)

- Назовите художественные особенности?

« Одна рифма»

- В какой форме написано стихотворение?

- Назовите идею, тему произведения?

- Какие художественные приемы использует С. Михалков?

- Воспитательная ценность произведения?

6. Ответить на вопрос: В каком произведении показан образ замечательного человека?

7. Записать название тетралогии о «Дяде Степе» С. В. Михалкова.

I ч. - Дядя Степа 1935г.

II ч. - Дядя Степа - милиционер 1954г.

III ч. - Дядя Степа и Егор 1968г.

IV ч.- Дядя Степа ветеран 1970г.

8. Ответить на вопросы, привести примеры из текста.

- В каком жанре написано?

- Что нереального в произведении? (зачитайте)

- Что реальное в стихотворении? (зачитайте)

- Назовите поступки Дяди Степы которые характеризуют его? (зачитайте примеры из текста)

- Дайте характеристику Дяде Степе? (зачитайте примеры)

- Какой основной прием использует С. Михалков? (примеры из текста)

- В какие смешные ситуации попадает Дядя Степа? (зачитайте)

- Как относится к ним герой?

- Воспитательная ценность произведения?

Форма отчётности: Выполненная работа оформляется письменно

Форма контроля выполнения практических работ: Выполненная работа представляется преподавателю в рабочей тетради по МДК

Список рекомендуемой литературы

1. Боголюбская, К. А. Выразительное чтение и рассказывание в детском саду\ К. А Боголюбская. – М.: Просвещение, 2008. – 256 с.

2. Горбушиной, Л. И., Николаичевой Е. К. Выразительное чтение \ Горбушиной, Л. И., Николаичевой Е. К. - М.: Просвещение

Раздел 4. Русская детская литература XX века.

 Тема 4.5. Творчество К.И. Чуковского для детей.

Задание:

1.Определите художественные особенности поэтики К.И.Чуковского на примере анализа одного из стихотворений (одной из стихотворной сказок), вошедших в круг детского чтения (по выбору из предложенного списка литературы для чтения детям, рекомендованного примерной основной общеобразовательной программой дошкольного образования «От рождения до школы»)

2.Познакомьтесь с учебным материалом по теме (Николаева С.А., Арзамасцева И.Н. Детская литература. – М., Академия, 1997, с. 211-225).

Методические рекомендации по выполнению работы:

Определите художественные особенности поэтики К.И.Чуковского на примере анализа одного из стихотворений (одной из стихотворной сказок), вошедших в круг детского чтения (по выбору из предложенного списка литературы для чтения детям, рекомендованного примерной основной общеобразовательной программой дошкольного образования «От рождения до школы»)

1-я мл.группа 2-я мл.группа Средняя группа Старшая группа Подготовительная группа
Федотка», «Путаница» «Путаница», «Краденое солнце», «Мойдодыр», «Муха- цокотуха», «Ежики смеются», «Елка», «Айболит», «Чудо- дерево», «Черепаха», «Так и не так» «Телефон», «Тараканище», «Федорино горе»

3.Прочитать вопросы и задания для работы.

4. Сделать записи в тетрадь

Заповеди детских поэтов.

1. Стихи для малышей должны быть графичны: в каждой строфе, а то и в каждом двустишии.

2. Нужна наибыстрейшая смена событий.

3. Словесная живопись должна быть лиричной.

4. Нужна подвижность и переменчивость стиха.

5. Нужна повышенная музыкальность поэтической речи.

6. Рифмы в стихах должны быть как можно ближе к друг другу.

7. Рифмы в стихах должны быть главными носителями смысла.

8. Каждая строка должна жить своей жизнью.

9. Не загромождать детских стихов прилагательными.

10. Преобладающим ритмом этих стихов должен хорей.

11. Детские стихи должны быть игровыми.

12. Поэзия ля малышей должна быть и для взрослых поэзией.

13. Мало по - малу нарушать многие из выше указанных заповедей, дабы путем постепенного усложнения подвести малышей к восприятию великих поэтов.

*Прочитайте заповеди детских писателей и проанализируйте сказки Чуковского в соответствии с ними;

Форма отчётности: Выполненная работа оформляется письменно 

Форма контроля выполнения практических работ: Выполненная работа представляется преподавателю в рабочей тетради по МДК 

Список рекомендуемой литературы

1. Боголюбская, К. А. Выразительное чтение и рассказывание в детском саду\ К. А Боголюбская. – М.: Просвещение, 2008. – 256 с.

2. Горбушиной, Л. И., Николаичевой Е. К. Выразительное чтение \ Горбушиной, Л. И., Николаичевой Е. К. - М.: Просвещение, 2009. – 45 с

3.Детская литература /Под ред. Е.Е.Зубаревой. – М., Просвещение, 1989.

4. Николаева С.А., Арзамасцева И.Н. Детская литература. – М., Академия, 1997.

5. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования (по

выбору).

6. Хрестоматия по детской литературе.

7 Детская литература /Под ред. Е.Е.Зубаревой. – М., Просвещение, 1989.

8. Николаева С.А., Арзамасцева И.Н. Детская литература. – М., Академия, 1997.

9. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования (по

выбору).

10. Хрестоматия по детской литературе.

Раздел 4. Русская детская литература XX века.

Список рекомендуемой литературы

Боголюбская, К. А. Выразительное чтение и рассказывание в детском саду\ К. А Боголюбская. –М.: Просвещение, 2008. – 256 с.

Раздел 4. Русская детская литература XX века.

Задание:

Сказки В. Бианки.

Методические рекомендации по выполнению работы:

Работа в малых группах.

- Вопросы для анализа сказок.

Группа

1. Назовите основные даты в биографии В. В. Бианки

- Годы жизни.

- Семья будущего писателя.

- Впечатления детства.

- Начало творческой деятельности.

2. перечислите точные биологические сведения. Которые содержат сказки « Хвосты», «Сова».

3. Проанализируйте сказки.

4. В чём заключается воспитательная ценность сказок? Сформулируйте мораль сказок.

Группа.

1. Определите, произведения, какого жанра из творчества В. В Бианки, наиболее доступны детям дошкольного возраста. Обоснуйте ответ.

2. Перечислите, с какими произведениями можно познакомить старших дошкольников.

3. Кратко перескажите сказки « Кто, чем поет», «Приключения муравьишки».

4. Назовите круг точных биологических сведений о природе, который содержит вышеназванные сказки.

5. Чем схожи сказки В. Бианки и народные сказки? Сформулируйте мораль сказок, сравните героев, сюжеты, язык.

6. В чём воспитательная ценность сказок?

Группа.

1. Назовите в хронологической последовательности произведения для детей.

2. Кратко перескажите сказки « Чей нос лучше», « Лесные домишки».

3. Назовите круг точных биологических сведений о природе, которые содержат выше перечисленные сказки.

4. Проанализируйте сказки по предложенным вопросам.

5. Дайте характеристику героям.

6. Сформулируйте мораль сказок. Сравните сюжеты сказок, язык.

Группа.

1. Составьте рассказ о творчестве В. Бианки (на основе биографических сведений) для детей старшего дошкольного возраста.

2. Кратко перескажите содержание сказок « Первая охота», «Теремок».

3. Чем схожи народные сказки и сказки В. Бианки?

4. Проанализируйте сказки по предложенным вопросам.

5. В чём воспитательная ценность сказок

Форма отчётности: Выполненная работа оформляется и вкладывается в файл, помещается в портфолио по предмету

Форма контроля выполнения практических работ: Выполненная работа представляется преподавателю в рабочей тетради по МДК 

Список рекомендуемой литературы

1.Боголюбская, К. А. Выразительное чтение и рассказывание в детском саду\ К. А Боголюбская. – М.: Просвещение, 2008. – 256 с.

2. Горбушиной, Л. И., Николаичевой Е. К. Выразительное чтение \ Горбушиной, Л. И., Николаичевой Е. К. - М.: Просвещение, 2009. – 45 с

Раздел 4. Русская детская литература XX века.

Список рекомендуемой литературы

Арзамасцева, И.Н., Николаева, С.Л. Детская литература/ И.Н Арзамасцева., С.Л Николаева. — М.: Академия, 2000.- 347 с.

.Боголюбская, К. А. Выразительное чтение и рассказывание в детском саду\ К. А Боголюбская. –М.: Просвещение, 2008. – 256 с.

Горбушиной, Л. И., Николаичевой Е. К. Выразительное чтение \ Горбушиной, Л. И., Николаичевой Е. К. - М.: Просвещение, 2009. – 45 с.

Волина, В. Занимательное азбуковедение/ В. Волина.-М.: Просвещение, 2009г.- 478 С.

Раздел 1. Подготовка к выразительному чтению

Задание:

-Выполнить разминку.

-Прочитать текст.

- Выписать основные правила орфоэпии с примерами.

- Поупражняться в чтении предложенных текстов преподавателем.

-Подобрать свои примеры на каждое правило.

Методические рекомендации по выполнению работы:

1. РАЗМИНКА.

- произнесение звукового ряда

и э а о у ы / с, з 5 раз с разной силой голоса

сп, зб

- чтение скороговорки

Слоны умны, в медленном темпе, с разной силой голоса.

Слоны смирны,

Слоны спокойны и сильны.

1. Прочитать стр. учебника

2. Выделить основные положения.

3. Прочитать таблицу ударений

4. Выполнить упражнения из пособия Горбушиной стр., стр. 29 (5, 6)

Д/задание: выучить таблицу ударений от А до 3 (включительно).

Форма отчётности: Выполненная работа оформляется и вкладывается в файл, помещается в портфолио по предмету

Форма контроля выполнения практических работ: Выполненная работа представляется преподавателю в рабочей тетради по МДК

Список рекомендуемой литературы

1.Боголюбская, К. А. Выразительное чтение и рассказывание в детском саду\ К. А Боголюбская. –М.: Просвещение, 2008. – 256 с. - Горбушиной, Л. И., Николаичевой Е. К. 3.Выразительное чтение \ Горбушиной, Л. И., Николаичевой Е. К. - М.: Просвещение, 2009. – 45 с.

3.Волина, В. Занимательное азбуковедение/ В. Волина. - М.: Просвещение, 2009г.- 478 С.

Раздел 1. Подготовка к выразительному чтению.

Задание:

1. Выполнение артикуляционной гимнастики.

A) И Э А О У Ы с изменением силы голоса

Б) Ж 3

B) прочитать с разной интонацией

-Радостная.

Ежик.

Дождик вылился из тучки,

Вымыл ежику колючки,

Еж доволен: сыт, умыт,

На кроватке сладко спит. (Г. Лаздынь).

-Вопросительная.

Что за звездочки сквозные

На пальто и на платке? Все сквозные, вырезные,

А возьмешь - вода в руке.

-Иронической.

Заглянула в дверь коза.

Очень грустные глаза. (И. Полякова)

-Испуганно.

Звери задрожали.

В обморок упали.

Волки от испуга

Скушали друг друга.

Методические рекомендации по выполнению работы:

Сделать запись.

I. Литературно - художественный анализ.

1. Внимательное чтение произведения про себя.

2. Анализ текста произведения.

A. Определить жанр. Б. Определить идею.

B. Рассмотреть сюжет.

Получить полный текст

Определить композицию произведения: завязку, развитие сюжета действия, кульминацию, развязку, концовку.

Г. Дать характеристику героям, свою оценку их действиям. Д. Обратить внимание на особенности языка произведения, их значение для создания художественных образов, чтобы при исполнении как - то выделить голосом.

3. Определить цель чтения.

4. Провести разметку текста.

Исполнительский анализ.

1. Если произведение состоит из нескольких эпизодов, то его следует разделить на части. Озаглавить каждую часть.

2. Наметить цель чтения для каждой части.

3. Провести разметку текста.

II. Особенности исполнения произведений малых фольклорных Форм.

A. Малые фольклорные формы читаются наизусть. Б. Очень внятно, в медленном темпе.

B. Читаются близко к разговорной речи.

Г. При чтении должно отразиться ласковое, душевное отношение к ребёнку. Д. Читать, обыгрывая, используя жест, но уместный, игрушку. Е. Использовать разные интонации.

III. Работа над текстами.

Чтение потешек, прибауток, колыбельных «Расти коса», «Водичка - водичка», «Коза рогатая», «Кисонька - Мурысонька», Баю - баю» и др.

Форма отчётности: выучить и подготовить к исполнению 3-4 малых фольклорных жанра разных видов

Форма контроля выполнения практических работ: Выполненная работа представляется преподавателю в рабочей тетради по МДК

Список рекомендуемой литературы

1.Боголюбская, К. А. Выразительное чтение и рассказывание в детском саду\ К. А Боголюбская. –М.: Просвещение, 2008. – 256 с.

2. Горбушиной, Л. И., Николаичевой Е. К. Выразительное чтение \ Горбушиной, Л. И., Николаичевой Е. К. - М.: Просвещение, 2009. – 45 с.

3. Волина, В. Занимательное азбуковедение/ В. Волина.-М.: Просвещение, 2009г.- 478 С

Раздел 1. Подготовка к выразительному чтению.

Список рекомендуемой литературы

1.Боголюбская, К. А. Выразительное чтение и рассказывание в детском саду\ К. А Боголюбская. –М.: Просвещение, 2008. – 256 с.

2. Горбушиной, Л. И., Николаичевой Е. К. Выразительное чтение \ Горбушиной, Л. И., Николаичевой Е. К. - М.: Просвещение, 2009. – 45 с.

3. Волина, В. Занимательное азбуковедение / В. Волина. - М.: Просвещение, 2009г.- 478 С.

Раздел 1. Подготовка к выразительному чтению.

Задание:

1. Прочитать рекомендации.

2. Переписать в тетрадь план урока.

3. Переписать в тетрадь определения логического ударения, средства поставки логических ударений.

4. Упражняться в чтение отрывков.

Методические рекомендации по выполнению работы:

Выписать на каждое правило свой пример.

Форма отчётности: Выполненная работа оформляется и вкладывается в файл, помещается в портфолио по предмету

Форма контроля выполнения практических работ: Выполненная работа представляется преподавателю в рабочей тетради по МДК

Список рекомендуемой литературы

1. Боголюбская, К. А. Выразительное чтение и рассказывание в детском саду\ К. А Боголюбская. –М.: Просвещение, 2008. – 256 с.

2. Горбушиной, Л. И., Николаичевой Е. К. Выразительное чтение \ Горбушиной, Л. И., Николаичевой Е. К. - М.: Просвещение, 2009. – 45 с.

3. Волина, В. Занимательное азбуковедение/ В. Волина. - М.: Просвещение, 2009г.- 478 С.

Раздел 1. Подготовка к выразительному чтению.

Задание:

- выполнить разминку.

- прочитать определения, выписать их в тетрадь.

- на предложенных воспитателем примерах поупражняться в правильной интонации.

Методические рекомендации по выполнению работы:

I. Разминка

Произнесение звукового ряда и э 0L О у ы / т, д, тр, др

Чтение скороговорки

Топали да топали

Дотопали до тополя

До тополя дотопали за с разной силой голоса.

Да ноги-то оттопали в среднем темпе, с разной силой голоса.

Форма отчётности: Выполненная работа оформляется письменно

Форма контроля выполнения практических работ: Выполненная работа представляется преподавателю в рабочей тетради по МДК отдельном листе

Список рекомендуемой литературы

1. Боголюбская, К. А. Выразительное чтение и рассказывание в детском саду\ К. А Боголюбская. – М.: Просвещение, 2008. – 256 с.

2. Горбушиной, Л. И., Николаичевой Е. К. Выразительное чтение \ Горбушиной, Л. И., Николаичевой Е. К. - М.: Просвещение, 2009. – 45 с.

3. Волина, В. Занимательное азбуковедение/ В. Волина. - М.: Просвещение, 2009г.- 478 С.

Тема 2.2.

Задание

1.Выполнение артикуляционной гимнастики.

A) И Э А О У Ы с изменением силы голоса

 Б) П Б

B) прочитать с разной интонацией

Петушок.

Петя - Петя, Петушок

Целый день

Учил стишок

А запомнил

Он строку

Лишь одну:

Кукареку-ку! (Р. Фархади)

Палка - скакалка.

В пыли валялась палка.

Её мне стало жалко.

Взял я палку, и она

Превратилась в скакуна.( В. Ланцетги).

Бычок.

Маленький бычок

Рыженький бочок.

Ножками ступает,

Головой мотает:

«Гае же стадо?

My - у-у!

Ску-у-учно одному! ». ( В Нерестов)

Пильщики.

Мы пилили доску. Мы сейчас бревно распилим,

С утра у нас дела. Пилим, пилим, пилим, пилим.

Стальные зубы остры, Раз-два, раз-два,

Легко идет пила. Будут на зиму дрова.

***

Бегемот разинул рот-

Булки просит бегемот. (С. Маршак).

***

Бобер в бору затеял бал,

Бобер на бал гостей созвал:

***

Белочки во флейтах дуют,

Польку бабочку танцуют,

Даже тихий барсучок

Туфельками чок да чок! (А. Пудвель)

Методические рекомендации по выполнению работы:

Особенности лирических стихотворений.

- невелики по объему, но читать их сложно,

- все художественные средства худ. стихотворений подчинены раскрытию внутреннего мира переживаний лирического героя, (поэта), i

Правила чтения:

1. Читать без надрыва.

2. Напевно, интимно.

3. В неторопливом темпе.

4. Голос тихий, при необходимости усиливать.

5. Читая стихотворения заставить слушателя пережить картины природы, красоту русского пейзажа, почувствовать красоту образного русского языка.

Тексты стихотворений.

А. С. Пушкин

Осень (отрывок)

Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса -

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и в золото одетые леса,

В их сенях ветра шум и свежее дыханье,

И мглой волнистою покрыты небеса,

И редкий солнца луч, и первые морозы,

И отдаленные зимы угрозы.

Н. А. Некрасов Не ветер бушует над бором

(отрывок из поэмы «Мороз, Красный нос»).

Не ветер бушует над бром,

Не с гор побежали ручьи –

Мороз воевода дозором

Обходит владенья свои

Глядит - хорошо ли метели

Лесные тропы занесли,

И нет ли где трещины, щели.

И крепко ли скованы льдины

В великих и малых водах?

Пушисты ли сосен вершины.

Красив ли узор на дубах?

Идет - по деревьям шагает.

Трещит по замерзлой воде,

Яркое солнце играет

В косматой его голове.

И нет ли где голой земли?

А. С. Пушкин

Зимний вечер

Буря мглою небо кроет,

Вихри снежные крутя;

Получить полный текст

То, как зверь она завоет,

То заплачет как дитя.

То по кровле обветшалой

Вдруг соломой зашумит,

То, как путник запоздалый,

К нам в окошко застучит.

Или бури завываньем

Ты, мой друг, утомлена,

Или дремлешь под жжужаньем

Своего веретена?

... Спой мне песню, как лисица

Тихо за морем жила:

Спой мне песню, как девица

За водой поутру шла.

Наша ветхая лачужка

И печальна и темна.

Что же ты, моя старушка

Приумолкла у окна?

Буря мглою небо кроет,

Вихри снежные крутя;

То, как зверь она завоет.

То заплачет как дитя...

Ф. И. Тютчев Весенняя гроза

Люблю грозу в начале мая,

Когда весенний, первый гром,

Как бы резвяся и играя,

Грохочет в небе голубом.

Гремят раскаты молодые,

Вот дождик брызгнул,

Пыль летит,

Повисли перлы дождевые

И солнце нити золотит.

С горы бежит поток проворный,

В лесу не молкнет птичий гам.

И гам лесной и шум

нагорный –

Все вторит весело громам.

Зима недаром злится

Зима недаром злится,

Прошла ее пора –

Весна в окно стучится

И гонит со двора.

И все засуетилось,

Все нудит Зиму вон

И жаворонки в небе

Уж подняли трезвон

Зима еще хлопочет

И на весну ворчит.

Та ей в глаза хохочет

И пуще лишь шумит...

Взбесилась ведьма злая

И. снегу захватя.

Пустила, убегая.

В прекрасное дитя...

Весне и горя мало:

Умылася в снегу

И лишь румяней стала.

Наперекор врагу.

И. Суриков Зима

Белый снег, пушистый,

В воздухе кружиться

И на землю тихо

Падает, ложиться.

И под утро снегом

Поле забелело,

Точно пеленою

Все его одело.

Темный лес, - что шапкой

Принакрылся чудной

И заснул под нею

Крепко, непробудно....

Божьи дни коротки,

Солнце светит мало,

Вот пришли морозцы –

И зима настала.

А. Фет

Мама! Глянь - ка из окошка –

Знать, вчера недаром кошка

Умывала нос:

Грязи нет, весь двор одело,

Посветлело, побелело -

Видно, есть мороз.

Не колючий, светло - синий,

По ветвям развешан иней –

Погляди хоть ты!

Словно кто-то староватый

Свежей, белой, пухлой ватой

Все убрал кусты.

Уж теперь не будет спору:

За салазки, да и в гору

Весело бежать!

Правда, мама?

Не откажешь,

А сама, наверно. Скажешь:

- Ну, скорей гулять!

С. Есенин Береза

Белая береза

Под моим окном

Принакрылась снегом,

Точно серебром

На пушистых ветках

Снеженною каймой

Распустились кисти

Белой бахромой

И стоит береза

В сонной тишине,

И горят снежинки

В золотом огне

А заря, лениво

Обходя кругом,

Обсыпает ветки

Новым серебром.

Форма отчётности: выступление с докладом

Форма контроля выполнения практических работ: Выполненная работа представляется преподавателю в рабочей тетради по МДК

Список рекомендуемой литературы

1. Боголюбская, К. А. Выразительное чтение и рассказывание в детском саду\ К. А Боголюбская. –М.: Просвещение, 2008. – 256 с.

2. Горбушиной, Л. И., Николаичевой Е. К. Выразительное чтение \ Горбушиной, Л. И., Николаичевой Е. К. - М.: Просвещение, 2009. – 45 с.

3. Волина, В. Занимательное азбуковедение/ В. Волина.-М.: Просвещение, 2009г.- 478 С.

Задание:

1.Выполнение артикуляционной гимнастики.

А) И Э А О У Ы с изменением силы голоса Б) П Б

B) прочитать с разной интонацией

***

Снег, снег кружиться,

Белая вся улица!

Собрались мы в кружок

Завертелись как снежок.

Заболела Я больную

Эта книжка: Пожалею

Изорвал ее Я возьму ее

Братишка Исклею. Б. Заходер

Методические рекомендации по выполнению работы:

Чтение отрывков преподавателем.

Работа над отрывками из стихотворений «Что такое хорошо и что такое плохо», «Кем быть».

 Упражнение в чтение стихов.

Домашнее задание.

Подготовить чтение наизусть отрывков из стихотворение «Что такое хорошо и что такое плохо», «Кем быть».

Форма отчётности: проверка сообщений преподавателем.

Форма контроля выполнения практических работ: Выполненная работа представляется преподавателю в рабочей тетради по МДК 

Список рекомендуемой литературы

1. Боголюбская, К. А. Выразительное чтение и рассказывание в детском саду\ К. А Боголюбская. – М.: Просвещение, 2008. – 256 с.

2. Горбушиной, Л. И., Николаичевой Е. К. Выразительное чтение \ Горбушиной, Л. И., Николаичевой Е. К. - М.: Просвещение, 2009

Задание:

1. Выполнение артикуляционной гимнастики.

A) И Э А О У Ы с изменением силы голоса

Б) Ж 3

B) прочитать с разной интонацией

Радостная.

Жук- жучок

Отвечал урок.

Вместо слов «ручей журчит»

Написал «жучей жжужит». (Г. Виеру)

Вопросительная.

Утюжок.

Взял Тимошка, утюжок:

- Ну - ка, грейся, мой дружок,

Выглажу братишке

Куртку и штанишки.

Рассудительная

Зайка.

«Завтра, - думал я вчера, -

Сяду завтракать с утра».

Завтрак тут, а где же завтра?

Я сегодня сел за завтрак. (В. Берестов).

Подберите самостоятельно интонации.

Едет зайка на трамвае

Едет зайка, рассуждает:

«Если я купил билет,

Кто я заяц или нет». (А. Шибаев).

***

Резиновую Зину

Купили в магазине,

Резиновую Зину

В корзине принесли.

Она была разиней,

Резиновая Зина,

Упала из корзины

- Измазалась в грязи. ( А. Барто).

***

Зебу не знает ни снега,

Ни вьюги.

Он родился, и вырос

На юге

К пальмам

И к южному небу

Привык

Зебу,

Хотя он всего только бык. (Б. Заходер)

Методические рекомендации по выполнению работы:

Работа над сказкой «Три медведя». Выполнить задание.

1. Определить идею сказки.

2. Дать характеристику образов.

3. Рассмотреть композицию сказки (завязку, кульминацию, развязку).

4. Выделить художественное своеобразие сказки (имена медведей, диалоги и т. д.).

5. Наметить цель чтения.

6. Сделать разметку текста.

A) сколько частей в сказке, дайте им название, озаглавьте их,

Б) наметь цель чтения каждой части,

B) разметка текста.

Например:

Одна девочка ушла из дома в лес/. В лесу заблудилась/ и стала искать дорогу домой, да не нашла, а пришла в лес к домику//.

В. Исполнение сказки преподавателем.

Г. Чтением сказки студентами.

Выучить сказки: «Три медведя», «Лисичка со скалочкой». «Лиса и журавль», уметь их рассказывать на уроке.

Форма отчётности: проверка сообщений преподавателем.

Форма контроля выполнения практических работ: Выполненная работа представляется преподавателю в рабочей тетради по МДК 

Список рекомендуемой литературы

1.Боголюбская, К. А. Выразительное чтение и рассказывание в детском саду\ К. А Боголюбская. –М.: Просвещение, 2008. – 256 с.

2. Горбушиной, Л. И., Николаичевой Е. К. Выразительное чтение \ Горбушиной, Л. И., Николаичевой Е. К. - М.: Просвещение, 2009. – 45 с.

3. Волина, В. Занимательное азбуковедение/ В. Волина.-М.: Просвещение, 2009г.- 478 С.

Описание Кукол Петрушек.

1. Куклы Петрушки отличаются от обычных кукол, которыми играют дети, тем, что у них нет туловища.

2. Туловище заменено рубашкой - перчаткой, которая одевается на руку кукловоду.

3. Голова у куклы полая, шея кончается отверстием, в котором вставлена патронка для пальца.

4. К внешним краям шеи приклеивается рубашка - перчатка.

5. К рукавам рубашки пришиваются руки куклы с патронками.

6. На перчатку одевается костюм. (См. рисунок)

7. Ноги у куклы бывают не всегда.

Декорации.

Используется только те, что необходимы для показа данного спектакля. Все предметы, находящие на ширме должны быть обыграны. Не надо загромождать ширму ненужными предметами и вещами, которые не будут использоваться.

Чтобы укрепить декорации на передней горизонтальной рейке ширмы делаются отверстия, куда вставляются деревянные палочки, на которых крепятся декорации.

Декорации и бутафория обычно не пропорциональны куклам по размеру. Иногда можно использовать и настоящие вещи.

Правила кукловождения.

1. Кукла должна выходить не сразу, как из-под земли, а постепенно: сначала появляется ее голова, затем плечи, а грудь и только при приближении к грядке она показывается немного выше колен. На этом уровне кукла должна быть все время, т. е. не опускаться и не подниматься по ровному полю.

2. Уходя с ширмы, кукла не должна провалиться вниз сразу, а удаляться постепенно в глубину ширмы и также постепенно опускаться.

3. Чтобы показать, что кукла идет, надо ритмично продвигать ее вперед с очень незначительными подскоками или покачиванием из стороны в сторону.

4. При беге движения делаются чаще и более резко.

5. Посадить куклу можно двумя способами:

- если есть ноги, надо повернуть ее лицом к зрителям, перекинуть ноги через ширму и немного опустить куклу;

- если нет ног, надо поставить ее лицом к зрителям в профиль, немного опустить и свободной рукой расправить ее платье вдоль ширмы, как будто кукла вытянула ноги.

6. Если кукла должна лечь, сначала ее сажают, а потом кладут на ширму.

7. Если в спектакле участвуют две куклы:

- начинать работу с двумя куклами нельзя. Надо постепенно упражнять каждую руку.

- один воспитатель одевает на правую руку, другой на левую и оба выходят с разных сторон ширмы. У кого кукла на правой руке встает с правой стороны ширмы, у кого на левой руке - с левой стороны. Куклы идут на встречу друг другу, здороваются, обнимаются. Отходят немного.

Работа над спектаклем.

1. Пьеса зачитывается вслух.

2. Определяется место и время действия, обсуждаются образы, распределяются роли.

3. Желательно найти для каждого персонажа свой характер, голос, свою манеру разговора и походки.

4. Работу с куклами на ширме. Пока текст не выучен, можно передавать своими словами.

5. Наметить мизансцены (куда куклы идут, как останавливаются, что делают).

6. Если на ширме несколько кукол то для каждой находиться место при этом используется все игровое пространство, а не группируются куклы в одном месте.

7. Каждое передвижение куклы должно делаться обосновано, с определённой целью.

6. Кукла на ширме должна реагировать на все происходящее: на приход и уход других кукол и т. д. чтобы показать, что кукла смотрит, слушает, надо иногда чуть заметно повернуть ее голову, шевельнуть рукой.

7. Если кукла остается без движения, она становиться не интересной.

8. Наиболее сложные отрывки из текста необходимо повторять, несколько раз. Отрабатывать «умение кукол» брать, переносить класть вещи.

9. Музыка является неотъемлемой частью кукольного спектакля. Она может предшествовать началу и быть фоном его отдельных моментов. Музыка подчеркивает ритмичность движений кукол. Спектакль без пения и танцев кукол невозможен.

10. Когда отдельные отрывки отработаны, можно репетировать всю пьесу.

11. Оформление пьесы должно быть готово к репетициям. Текст выучен наизусть.

12. На последних репетициях спектакля распределяются обязанности по установке оформления, подачи бутафории, помощи в управлении куклами.

13. После генеральной репетиции спектакль показывают детям.

14. Спектакль можно показывать и в помещении, и на улице.

15. Кукловоды работают стоя. За ширмой не должно быть ничего лишнего, мешающего их движениям.

16. Во время спектакля не должно быть лишних людей за ширмой, не занятых в спектакле.

17. Если возникают трудности с заучиванием текста, можно использовать фонограмму. Тогда нужно порепетировать вождение кукол на ширму под фонограмму.

Вопросы для закрепления теоретического материала к практическому занятию:

Раскройте этапы работы над текстом.

Правила кукловождения.

Правила вождения и управления.

Особенности использования декораций

Опишите Кукол Петрушек.

Задания для практического занятия:

Задание и методические рекомендации по выполнению работы:

1. Изучить рекомендации.

2. Записать основные правила, способы кукловождения. повторить описанные упражнения с куклой.

3. Прочитать сценки, распределить роли.

4. Потренироваться на ширме в вождении кукол.

5. Подготовить сценки для показа на уроке.

Форма отчётности: Выполненная работа оформляется устно

Форма контроля выполнения практических работ: выступление с докладом

Список рекомендуемой литературы

Боголюбская, К. А. Выразительное чтение и рассказывание в детском саду\ К. А Боголюбская. –М.: Просвещение, 2008. – 256 с.

2. Горбушиной, Л. И., Николаичевой Е. К. Выразительное чтение \ Горбушиной, Л. И., Николаичевой Е. К. - М.: Просвещение, 2009. – 45 с.

3. Волина, В. Занимательное азбуковедение/ В. Волина.-М.: Просвещение, 2009г.- 478 С.

 

Анализ поэтического текста

 

1. Впечатления от стихотворения и все, что связано с первоначальным восприятием: тема, идея стихотворения, образы; настроение, картины, возникающие в воображении при его чтении; ассоциации; как хотелось бы прочитать это стихотворение (вслух, про себя, с какой интонацией).

2. Взгляд на стихотворение в целом: композиционные особенности (характер строфы, наличие анафоры (анафора – одинаковое начало поэтических строк), рефренами (рефрен – повтор одинаковых строк в стихотворении); движение поэтической мысли в стихотворении (логика развития поэтической мысли от начала стихотворения к финалу – построфный анализ); особенности синтаксиса, лексика стихотворения и ее особенности.

3. Рассмотрим стихотворение внимательнее: ритм стихотворения (размер и рифма, их связь с замыслом автора, с темой стихотворения); звукопись, средства художественной выразительности, их самобытность, оригинальность; цветовое решение стихотворения.

4. Включение стихотворения в биографический контекст: характер лирического героя (если в стихотворении есть лирический герой); личность автора: как отразилась, раскрылась она в стихотворении (в ситуации, изображенной в стихотворении, в характере лирического героя и т.д.); место стихотворения в творчестве автора (время и история его создания, цикл, в который оно, возможно, входит; как перекликается это стихотворение с другими стихотворениями того же автора на ту же тему – сходство, различие).

5. Можно дополнить план сочинения еще одним пунктом: включить стихотворение в контекст русской лирики на ту же тему, показать общее и отличное.

 

План разбора лирического произведения

I. Дата написания.

II. Реально-биографический и фактический комментарий.

III. Жанровое своеобразие.

IV. Идейное содержание.

1. Ведущая тема.

2. Эмоциональная окраска чувств.

4. Внешнее впечатление и внутренняя реакция на него.

V. Структура стихотворения.

1. Основные образы стихотворения.

2. Основные изобразительные средства: эпитет, метафора, аллегория, сравнение, гипербола, ирония, сарказм, олицетворение.

3. Речевые особенности в плане: интонационно-синтаксический повтор, антитеза, инверсия, анафора и другие.

4. Стихотворный размер.

5. Рифма (мужская, женская, точная, неточная); способы (парная, перекрестная, кольцевая).

6. Звукопись (аллитерация, ассонанс).

7. Строфика (двустишие, трехстишие, пятистишие, катрен, сонет, Онегинская строфа).

 

План анализа литературной сказки

1. Творческая история произведения.

2. Тема.

3. Сюжетная организация. Роль пролога и эпилога.

4. Система образов. Образы основные и вспомогательные. Взаимоотношения между персонажами. Явный и скрытый конфликт.

5. Речь монологическая, диалогическая. Приемы персонификации речи персонажей.

6. Фраза: ее длина, степень осложненности, наличие тропов (эпитет, сравнение, гипербола, метафора …). Афористичность речи.

7. Связь текста с фольклором, мифом, легендой.

8. Педагогическая ценность сказки.

 

Схема анализа сказки

- авторство;

- тип;

- смысл заголовка;

- тема;

- проблема;

- герои;

- идея;

- сказочный язык.

Очередность этапов анализа в схеме выстраивается не произвольно, а логически и аргументировано, опираясь на сравнительную таблицу народной и авторской сказок.

 

План анализа сказки

(как вариант может быть предложен детям на обсуждение)

Прочитай сказку. Обрати внимание на то, есть ли у нее автор или она относится к устному народному творчеству.

Как ты думаешь: что в этой сказке взято из реальной жизни, а что в ней вымышлено?

Что тебя в этой сказке больше увлекло: сюжет (основные события) или описание волшебства? Какие волшебные предметы из этой сказки стали частью нашей реальной жизни? Чего на самом деле никогда не может быть?

Какой момент в сказке можно считать самым захватывающим?

Назови положительных и отрицательных героев этой сказки, перечисли их основные черты их характеров, вспомни самые значительные поступки.

Какому герою ты больше всего сопереживал? Опиши, какие чувства ты испытывал вместе с героем.

Какими пословицами ты бы мог передать основную мысль этой сказки? В какой фразе сказки выражена ее главная мысль?

Знаешь ли ты другие сказки, в чем-то близкие по сюжету, замыслу и характер у главного героя?

 

Инструкция

1. Познакомьтесь с основными требованиями, предъявляемыми к содержанию и форме записи опорного конспекта.

- Полнота изложения материала;

-Последовательность и логичность в отражении темы;
- Лаконичность записи: опорный конспект по объему должен составлять не более листа и воспроизводиться в устной форме за 5-7 минут;
- Структурирование записей, т.е. изложение материала по пунктам в форме простого или сложного плана. При этом каждый блок должен выражать законченную мысль;

- Расстановка акцентов, т.е. выделение ключевых слов, понятий с помощью рамок, шрифтов, различных цветов и графических приемов (столбик, диагональ и т.д.);

- Наглядность;

- Связь с материалами учебника, справочника и других видов учебной литературы.

2. Запишите название темы по предмету. Ознакомьтесь с необходимым материалом по тексту учебника, пособия, справочника и т.д. Выделите главное в изучаемом материале, составьте конспект в виде простых записей.

3. Выберите ключевые слова или понятия, отражающие суть изучаемой темы. В зависимости от цели составления опорного конспекта, изложение исходного текста может быть самым различным по форме, например: в виде слов, словосочетаний и предложений на уроках гуманитарного цикла; схем, таблиц и формул по физико-математическим дисциплинам. Также можно использовать рисунки и различные графические символы. Каждое из ключевых понятий должно воздействовать на читателя как опорный сигнал.

4. Продумайте способ «кодирования» знаний, выбрав для этого необходимые приемы. Используйте прием сокращения слов, для экономии времени при составлении опорного конспекта. Обычно сокращаются слова, наиболее часто употребляемые на уроках, например: ССП (сложносочиненное предложение), сл.соч. (словосочетание), физ. (физический), д. (дата). Также вы можете использовать графические обозначения, отражающие суть излагаемого материала. Например, в опорном конспекте по теме «Слитное и раздельное написание НЕ с частями речи» возможно употребление математических знаков «+» (для обозначения слитного написания) и «-» (для обозначения раздельного).

5. Составьте опорный конспект, с учетом требований к форме и содержанию записей



План разбора лирического стихотворения

i. Дата написания.

ii. Жанровое своеобразие.

iii. Идейное содержание:

iv. Ведущая тема.

v. Основная мысль

vi. Эмоциональная окраска чувств, выраженных в стихотворении в их динамике или статике, настроение.

vii. Преобладание общественных или личных интонаций.


  Структура стихотворения:
1. Основные изобразительные средства иносказания (тропы), используемые автором: метафора, метонимия, сравнение, аллегория, символ, гипербола, литота, ирония (как троп), сарказм, перифраза.

2. Речевые особенности в плане интонационно-синтаксических фигур: эпитет, повтор, антитеза, инверсия, эллипс, параллелизм, риторический вопрос, обращение и восклицание.

3. Основные особенности ритмики:

а) тоника, силлабика, силлабо-тоника, дольник, свободный стих;

б) ямб, хорей, пиррихий, спондей, дактиль, амфибрахий, анапест.

4. Рифма (мужская, женская, дактилическая, точная, неточная, бедная, богатая; простая, составная) и способы рифмовки (парная (смежная), перекрестная, кольцевая (опоясывающая), игра рифм.

5.Строфика (двустишье (дистих), трехстишье (терцина), четверостишье (катрен), пятистишье, шестистишье (секстина), септима, октава, сонет, Онегинская строфа).

6.Эвфония (благозвучье) и звукопись (аллитерация, ассонанс), другие виды звуковой инструментовки.

 

Общий план ответа на вопрос о значении
творчества писателя

Место писателя в развитии русской литературы.

Основные проблемы эпохи, в которой жил писатель, отношение к ним писателя.

Традиции и новаторство (если есть) писателя в области:

а) идей;

б) тематики, проблематики;

в) жанра;

Произведения писателя, вошедшие в круг детского чтения

 

 




Кузьмина Марина Евгеньевна

Преподаватель МДК 03.05 Детская литература с практикумом по выразительному чтению

ГБПОУ Туймазинский педагогический колледж

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ДЛЯ СТУДЕНТОВ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ

ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ

МДК 03.0 Детская литература с практикумом по выразительному чтению

Профессионального цикла

Гуманитарный профиль

специальность 44.02.01 Дошкольное образование

ДЛЯ СТУДЕНТОВ ОЧНОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ

 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

ГБПОУ ТУЙМАЗИНСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ

 

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ДЛЯ СТУДЕНТОВ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ

ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ

МДК 03.05 «Детская литература с практикумом по выразительному чтению»

Профессионального цикла

Гуманитарный профиль

специальность 44.02.01 Дошкольное образование

ДЛЯ СТУДЕНТОВ ОЧНОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ

Туймазы, 2016 г.


Составитель: Кузьмина Марина Евгеньевна, преподаватель ГБПОУ ТПК

 

       Методические указания для выполнения практических работ  являются частью основной профессиональной образовательной программы ГБПОУ Туймазинский педагогический колледж по специальности СПО 44.02.01 «Дошкольное образование» в соответствии с требованиями ФГОС СПО 3+.

       Методические указания по выполнению практических работ адресованы студентам очной формы обучения.

       Методические указания включают в себя учебную цель, перечень образовательных результатов, заявленных во ФГОС СПО 3+, обеспеченность занятия, краткие теоретические и учебно-методические материалы по теме, вопросы для закрепления теоретического материала, задания для практической работы студентов и инструкцию по ее выполнению, методику анализа полученных результатов, порядок и образец отчета о проделанной работе, стимульный материал, диагностический инструментарий.

 


СОДЕРЖАНИЕ

 

Темы практических занятий Страницы
Устное народное творчество 5
Литературно-художественный анализ народных сказок разных видов 6
Зарубежная литературная сказка эпохи Классицизма и Просвещения. Немецкая романтическая сказка. Братья Гримм 8
Х.К. Андерсен – «король сказок 11
Русская детская литература XV – XVIII вв.» 12
Развитие литературной сказки в первой половине XIX в. Становление «малышовой» поэзии в творчестве В.А.Жуковского 13
Стихи и сказки А.С. Пущкина в круге детского чтения 14
П.П. Ершов – продолжатель традиций А.С. Пушкина в жанре стихотворной сказки 16
Малые повествовательные формы в творчестве писателей-педагогов К.Д. Ушинского, Л.Н. Толстого 18
Произведения поэтов второй половины XIX века в круге детского чтения 18
Сказки Д. Н. Мамина - Сибиряка. 23
Анализ стихов С. Маршака 27
Анализ стихов С. Михалкова 31
Сказки Чуковского 34
Гуманизм и нравственность стихотворений А. Барто 36
Сказки В. В. Бианки. 38
Король бессмыслицы” Э. Лир и его лимерики 40
Соблюдение орфоэпических норм 42
Сила голоса, высота, тембр, дикция 44
Паузы, их виды 46
Логика чтения. Логическое ударение. 47
Неязыковые средства выразительности устной речи 49
Особенности исполнения стихотворений о природе 51
В. Маяковский детям. Особенности стиля, рифма. Выразительность стиха 56
Особенности исполнения сказок о животных. 57
Кукольный театр. Разновидности. Игры-драматизации. Разыгрывание коротких сценок с детьми. 59

 

Введение

УВАЖАЕМЫЙ СТУДЕНТ!

       Методические указания по МДК 03.05 «Детская литература с практикумом по выразительному чтению» для выполнения практических работ созданы Вам в помощь для работы на занятиях, подготовки к ним, правильного составления проектов документов.

       Приступая к выполнению практической работы, Вы должны внимательно прочитать цель и задачи занятия, ознакомиться с требованиями к уровню Вашей подготовки в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами 3+, краткими теоретическими и учебно-методическими материалами по теме практической работы, ответить на вопросы для закрепления теоретического материала.

       Наличие положительной оценки по практическим работам необходимо для получения зачета по МДК и допуска к экзамену, поэтому в случае отсутствия на уроке по любой причине или получения неудовлетворительной оценки за практическую работу Вы должны найти время для ее выполнения или пересдачи.

Внимание! Если в процессе подготовки к практическим работам или при решении задач у Вас возникают вопросы, разрешить которые самостоятельно не удается, необходимо обратиться к преподавателю для получения разъяснений или указаний в дни проведения дополнительных занятий.

       Время проведения дополнительных занятий можно узнать у преподавателя или посмотреть на двери его кабинета.

 

Желаем Вам успехов!!

 

 

Раздел 1. Устное народное творчество


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-06-19; Просмотров: 838; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (1.107 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь