Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Краткие теоретические и учебно-методические материалы по теме практической работы
Поэзия «серебряного века» в круге детского чтения (Соловьева-Allegro, Бальмонт, Блок, Бунин, Гумилев, Есенин, Цветаева, Мандельштам). Эпоху между 1892 и 1917 годами принято называть Серебряным веком. Никогда еще картина литературного мира не была столь пёстрой. Объединяло деятелей культуры предчувствие глобальных перемен в масштабах всей Земли. ХХ век воспринимался как начало новой эры, как детство нового человечества. Детство стало одной из ведущих тем литературы. Человек-книга, в которую записана история мира. Только детскому сознанию дано приблизиться к постижению истины. Человек-ребенок, книга для ребенка. Многие писатели перешли от разработки традиционной темы детства к созданию литературы для детей, к критике детских изданий. Символисты видели в ребенке современного Сфинкса, т.е. существо-загадку, поскольку будущее угадывалось только интуитивно. Это отношение выражено в стихах А. Блока: Акмеист О.Мандельштам провозгласил детское сознание желанной нормой человека Нового времени: Элитарную литературу создавали для детей писатели-модернисты, такие как К.Бальмонт, А.Блок, П.Соловьева-Allegro. Центром модернистской детской литературы стал журнал «Тропинка». И.А.Бунин. Его рассказы и стихотворения посвящены России и русской душе. Тема детства также была в его поле зрения. В издательстве «Детское чтение» вышел большой сборник его стихов «Под открытым небом», «Стихи и рассказы», «Полевые цветы». Одним из источников вдохновения был для Бунина мощно бьющий родник детских воспоминаний: (стихотворение «При свече») Он всегда набрасывал картины совершенно реальные, которые, однако, поражают гармонией красок, звуков и запахов, поэтому при чтении читатель переносится в тот давно минувший день и т.д.. Воспоминания о детстве связаны для поэта со старым орловским поместьем- его родовым гнездом. Детство Б. было овеяно духом ХIХ века с его устоявшейся культурой. Дом хранил домашние ценности культуры. В стихотворении «Летняя ночь » передана атмосфера поместья, его теневая сторона, связанная со страшными местами и семейными рассказами: Тема материнства, связанная с мотивами природы и христианства, звучит в стихотворениях «Мать», «Матери», «На пути из Назарета», «Помню-долгий, зимний вечер…». Своему маленькому сыну Б. посвятил колыбельную «На глазки синие, прелестные…». «Все снится: дочь есть у меня…» - так начинается «взрослое» стихотворение «Дочь». Произведения Б., в особенности стихи, - богатый источник для пополнения круга чтения детей. К.Д.Бальмонт. Его отношение к детским книгам было самое трепетное. Он написал более 70 стихотворений для детей, посвятив их своей 4х-летней дочери; они вошли в сборник «Фейные сказки». Это изящные стилизации детских песенок по мотивам скандинавского и южнославянского фольклора, в кот. возродилась традиция детских стихов Жуковского (мальчик-с-пальчик). Легкомыслие сюжетов, отсутствие серьезных проблем отражено в названиях- Наряды феи, Прогулка феи, Находка феи, Забавы феи. Жизнь-череда мимолетностей. Зло не существует в фейном мире- есть только маленькие неприятности, оттеняющие общую безмятежность. В сказочном мире царит та же идиллия, что и в раннем детстве. Фея-муза поэта, детский мир- мир его вдохновения. Естественное право ребенка и поэта на радость, красоту и бессмертие. Б. называли «Паганини русского стиха», восторгаясь музыкальностью его речи. Слово и музыка рождают поэтический образ: «Золотая рыбка» (из взрослого сборника «Только любовь»): Многие из «взрослых» стихов Б. можно предлагать детям с самого раннего возраста (весеннее первозданное чувство музыкальностьè доступность слов теряет свое значение). А.А.Блок. Главная тема его поэзии- Родина, древняя, современная и будущая. Б. вслушивался в музыку революции, пытался угадать ход истории: детям предстоит войти в более тесное общение с народом, столкнуться с невежеством, жестокостью, нужно учиться технике -железный век как никак; сентиментальность по отношению к детям- великий грех, ибо может развить в них бездеятельность, неприспособленность к жизни è они станут несчастными безвольными людьми.(«Записные книжки»). Спор о жестокости в народной сказке- фальсификаторы отфильтровывали жестокое, Б.против- нужно открывать детям глаза на народную действительность, готовить их к жизни вместе с народом. Б. начал писать с 5-7 лет, увлекался журналистикой. Впоследствии рецензировал детские издания-главные критерии: 1) близость к народному творчеству 2) близость к детскому мировосприятию. Неясно, писал ли Б. именно для детей: он отбирал из готовых вещей годное для публикаций в детских изданиях, устранял темные места + детские стихи помещал и в издания для взрослых. Сборник «Круглый год» составлен по образцу народного календаря. Пасха и Рождество- важнейшие праздники. Каждое стих-е выражает лирическое состояние, характерное для данного времени года. В этих стихах нет ничего символистского. Есть типичные для Б. приемы: черное и белое, холод и тепло, старость и детство. Спокойствие чувств+реализм описаний. Лирический герой живет в золотом веке. Сборник «Сказки» - драма перехода в железный век; мотивы русской мифологии, стихи трагического накала нужны детям в начале тревожных и мятежных дней. Б. не настаивал на каких-то особых законах творчества для детей. Законы поэзии для него едины. + тема поэтизации детской смерти. Н.С.Гумилев. Акмеизм- искусство зрелого сознания+детски-мудрого незнания. Земной мир воспринимается с позиции путешественника и воина. Задача поэзии- воспитание мужества. Стихи в основном стилизаторские, идут от романтических мечтаний+широкие цветовые плоскости, простой и смелый рисунок, динамичная композиция. Названия стихов=подписи к картинам: Помпей у пиратов, Озеро Чад, Капитаны, Экваториальный лес и пр. Неизжитая детскость в личности поэта, forever 13. Происхождение понимание детского у Г.- стих. «Жизнь» - Гераклит уподоблял всю историю человечества играющему ребенку+идеи Ницше: Ребенок для Г.- соединительное звено природной эволюции (царство растений-царство человека). Образ родины+ идея интернационального единства человечества (+Африка и Восток). Сначала публиковал взрослые стихи в детских изданиях. Главный вклад Г. в дет.лит- африканская поэма «Мик». (об осиротевшем негритенке, попавшем к абиссинцам-обхъединение племен+гибель его друга –француза Луи).В основе сюжета- детская игра в царя обезьян. Оптимизм+юмор. Заигравшиеся дети или цари? + китайская поэма «Два сна» (священная мудрость детской игры). + для детей пьеса в стихах «Дерево превращений». (ироническое переосмысление философии перерождений). С.А. Есенин. Крестьянский поэт. «Моя лирика жива одной большой любовью, любовью к Родине. Чувство Родины – основное в моем творчестве». Искания, сомнения, боль поэта исходили из великого конфликта между Русью крестьянской и новой Россией, вздыбленной революцией и урбанизацией. В ранних стихах преобладает крестьянско-христианское мироощущение=одушевление всего живого+содинение человека, природы, неба и земли в ощущении Бога. Именно ранние стихи Е. вошли в круг детского чтения. (1910-1918): Береза, С добрым утром, Черемуха, Топи да болота, Нивы сжаты рощи голы, Поет зима-аукает… Ведущий лирический мотив- умиленное созерцание жизни.Природа+человек=покой, взаимосогласие. Шел от традиции народной песенной лирики. Источник образов- народная поэтичная речь.(+инверсии, постоянные эпитеты, олицетворения). «Сказка о пастушонке Пете…» -отклик на привлечение несовершеннолетних к партийно-колхозной работе. Особая тема- маленькие сироты и беспризорники Сиротка, Побирушка. (безвинные слезы, скромные притязания, неправедный мир+празднично-веселый). Русь бесприютная. Сочувствие+понимание соц.последствий. Поэзия Е-классика для всех возрастов. Вопросы для закрепления теоретического материала к практическому занятию: .Назовите авторов и произведения данного периода Задания для практического занятия: Задание: 1. Познакомьтесь с учебным материалом по теме (Детская литература /Под ред. Е.Е. Зубаревой. – М., Просвещение, 1989, с. 150-153). 2. Выполните: практическое занятие. Методические рекомендации по выполнению работы: Практическое занятие Сопоставление отзывов о стихах поэтов «серебряного века Задание 1. Осуществите выписку стихотворений авторов «серебряного века», рекомендованных одной из примерных основных общеобразовательных программ дошкольного образования, заполните таблицу: Название примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования _______________ (автор) _____________
(автор) _____________
Задание 2. Сделайте вывод о том, как представлены произведения поэтов «серебряного века» в рекомендательном перечне произведений для чтения дошкольникам. Обоснуйте соответствующее включение произведений в круг детского чтения. Задание 3. Осуществите предпочтительный выбор двух авторов. Выполните литературно-художественный анализ одного стихотворения каждого из авторов (в соответствии с осуществленным выбором и выполненной выпиской в задании 2) по следующему плану: 1) Название произведения, автор. 2) Тема произведения. 3) Смысл названия произведения. 4) Сюжет произведения. 5) Образ лирического героя. 6) Особенности поэтики*. *Анализируя особенности языка, опирайтесь на характеристику художественных особенностей творчества автора, предложенную на соответствующих страницах учебника. Анализ каждого стихотворения завершите отзывом: описанием личных впечатлений от прочитанного произведения, отражением характера стихотворения и жизненных обстоятельств, имеющих непосредственное отношение к написанию произведения. Задание 4. Выполните сопоставительный анализ осуществленных отзывов о стихотворениях поэтов «серебряного века». Задание 5. Сформулируйте учебные задачи выполненного вами практического занятия: 1) Осуществить … 2) Познакомиться … 3) Выполнить … 4) … Форма отчётности: Выполненная работа оформляется и вкладывается в файл Форма контроля выполнения практических работ: Выполненная работа представляется преподавателю в рабочей тетради по МДК в виде проекта документа на отдельном листе Список рекомендуемой литературы 1. Боголюбская, К. А. Выразительное чтение и рассказывание в детском саду\ К. А Боголюбская. – М.: Просвещение, 2008. – 256 с. 2. Горбушиной, Л. И., Николаичевой Е. К. Выразительное чтение \ Горбушиной, Л. И., Николаичевой Е. К. - М.: Просвещение, 2009. – 45 с
Раздел 3. Русская детская литература второй половины XIX в. |
Последнее изменение этой страницы: 2019-06-19; Просмотров: 261; Нарушение авторского права страницы