Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Идеи управления в древних государствах Междуречья.



Управленческая мысль своими корнями уходит к началу развития человеческого общества. В книге Клода Ст. Джорджа -младшего (американский теоретик в области управления) « История управленческой мысли » есть глава названием «Управленческой континуум». В ней содержится описание развития менеджмента с 5000 г. до нашей эры. Общую картину эволюции управленческой мысли хорошо иллюстрирует управленческий континуум К.С. Джорджа. В нем выделены основные события, которые вносили существенные изменения в представления об управлении.

 Междуречье (Месопотамия ) - регион на юго-западе Азии. Это название происходит от греческого слова, означающего « между реками », т. е. земли между реками Тигр и Евфрат. Это место считается одной из колыбелей евроазиатской цивилизации, откуда она распространилась по Ближнему Востоку, долинам Инда, Египту и Средиземному морю. Самая ранняя цивилизация - шумерская культура, знаменитая развитием письменного языка. Города шумеров в основном начали складываться в V- IV тыс. до н. э. Их расцвет как религиозно-культурных и торговых центров пришелся на III-II тыс. до н. э. Однако к I тыс. до н. э., за редким исключением, они потеряли свое политическое значение и постепенно пришли в упадок.

Начиная с 3000 г. до н.э., жрецы в шумерском городе Ур (территория современного Ирака) вели деловые, юридические и исторические записи на клеенных дощечках. Некоторые из этих дощечек относятся к практике управления шумерских жрецов. Считается, что письменный язык возник из потребности жрецов осуществлять процесс управления. Это достижение привело к образованию особой группы жрецов - «бизнесменов», «коммерсантов», связанных с торговыми операциями, ведущих деловую переписку и коммерческие расчетов.

Шумер не являл собой государство в современном понимании. Там только начинали формироваться основы государственного устройства, что было вызвано развитием экономики (особенностями ведения сельскохозяйственных работ, прокладкой и содержанием оросительных систем), фискальной системы, торговли, в том числе землей, наличием самостоятельных городов - религиозных центров, возвышением роли храмов. Города шумеров являли собой первые государственные образования и системы управления. Правитель города (энси) и царь (лугаль) страны, как правило, были представлены в одном лице. В своей деятельности правитель города опирался на совет старейшин и народное собрание, которое делилось на две части (в дальнейшем - палаты): молодых и старых людей. Он выполнял ряд функций, в том числе руководил общинным культом, строительством сооружений водоснабжения, формированием войсковых соединений, был председателем собраний совета старейшин и народа.

Источники Междуречья свидетельствуют о разветвленности и активности управленческой деятельности в самые древние времена. В одном из старейших для этого района источнике — « Надписях Лагашского царя Урукагины » ( XXIV в. до н.э.) упоминалось о существовании в государстве таких управленческих должностей, как патеси (сначала старейшины, а затем местные царьки), атриги (крупные чиновники государственного и храмового управления), землемеры, надзиратели за пастухами, за овчарами, за рыбаками, за кораблями, начальники дома трав, пивоварни, заведующие складами, закромами и т. д.

Подготовке писцов в Шумере придавалось важное значение. (Сызмальства до юношества детей обучали в специальных школах, так называемых «домах табличек» (э-дуб-ба). Писцы обучались счету, письму и языкам. Обучение в школах длилось многие годы. Ученики учились изготавливать таблички из глины и палочки из тростника для письма, получали знания по религии, языку(ам), ботанике, биологии, географии, минералогии, математике, астрономии и другим наукам. Школой руководил «уммиа» («наставник») и его помощник («старший брат»), а за дисциплиной следил надсмотрщик («владеющий хлыстом»). Чтобы овладеть всем объемом преподаваемых знаний, ученики должны были проявить большое усердие. Писцы были при царях, храмах, служили частными составителями бумаг, переписчиками рукописей, переводчиками, администраторами. Некоторые исследователи считают, что возникновение письменности в Шумере явилось одной из управленческих революций, инициировавших развитие управленческой мысли. И это совершенно справедливо, ведь фиксирование информации дает возможность сохранить ее в пространстве и времени, что очень важно для управления, учета и контроля. В литературе по истории государственности эта первая управленческая революция характеризуется как религиозно-коммерческая.

Управление в Шумере опиралось на обычаи, традиции, поскольку писаного права не существовало. Лишь на закате шумерской цивилизации были составлены своды законов, которые носили большей частью рекомендательный характер. В Шумере также формировались основы философской и управленческой мысли, послужившие исходной методологической базой для создания институтов управления и организационного порядка.

В книге В.В. Емельянова «Древний Шумер. Очерки культуры» приведен список философских категорий (Мэ), анализ которых позволяет сделать вывод о том, что они определяли организацию и порядок установления царской, храмовой власти и непосредственно управления государством в середине III тыс. до н. э.

Шумер был завоеван Саргоном Древним и присоединен к Аккаду. Спустя столетия государство Аккад уходит с исторической сцены, а в южной части Месопотамии формируется новое сильное государство Вавилония, которое в развитии прошло четыре исторических этапа: Старо-Вавилонское царство (1894-1518 гг. до н. э.), Касситское нашествие (1518-1204 гг. до н. э.), потеря политического влияния (1204-626 гг. до н. э.), Ново-Вавилонское царство (626-538 гг. до н. э.).

В ранних источниках Старовавилонского Царства проводилась мысль о необходимости привлечения верховным правителем к управлению страной верных сановников и о распределении между ними управленческих функций. Зачастую такая схема приписывалась богам, а затем проектировалась на земные дела. В «Сказаниях об Атрахасисе» (XVIII в. до н.э.), например, богам приписывалось выделение верховного владыки и назначение управляющего, советника, надсмотрщика.

Древний Вавилон одним из первых в мире выдвинул и практически реализовал идею деления страны на административные округа и назначения во главе них правителей, которых посылали сюда вавилонские цари. На правителей возлагались управление округами, сбор дани, контроль за соблюдением законов и другие* обязанности. Разветвленность управленческой системы в Передней Азии постепенно нарастала и достигла таких масштабов и структурных размеров, что уже в VII в. до н.э. в Ассирии список чиновников царя Асархаддона содержал упоминание о 159 должностях.

Освещая тенденции развития управления, переднеазиатские источники свидетельствовали о стремлении правителей государств этого региона совершенствовать и развивать управление. В этих источниках содержались сведения о первых государственных реформах в сфере управления, предпринятых царем Лагаша Уру-кагиной (XXIV в. до н.э.), шумерским царем Ур-Намму (XXII в. до н.э.) и другими правителями. Весьма содержательными были более поздние реформы царя Ассирии Тиглата (VIII в. до н.э.), направленные на организацию стабильного управления завоеванными территориями. Вместо старых территориальных образований царь создавал новые округа, меньшие по размерам, что облегчало управление ими. Во главе округов ставились верные царю наместники, которым были подчинены ассирийские военные гарнизоны. В округа назначались особые чиновники для сбора податей и формирования воинских подразделений. Все, что укрепляло царскую вертикаль управления, повышало дисциплину управления, усиливало контроль со стороны центральной власти.

Полезным для совершенствования управления было составление в Новохетском царстве специальных предписаний для сановников и государственных служащих, определявших их права и обязанности. Особенно подробной и четкой была «Инструкция» для «господина пограничной охраны », в которой были перечислены подчиненные ему крепости, отряды и учреждения, устанавливались его функции, направленные на обеспечение постоянной оборонной готовности, руководство работами в царском хозяйстве, решение судебных, религиозных проблем. Подробные инструкции были составлены для городских управляющих, высших военных чинов и др.

В Малой Азии сильнее, чем во многих других регионах, была выражена нацеленность управления на обеспечение справедливости и служения подданным. Говоря о таком стремлении, шумерский царь Ур-Намму одним из первых в истории заявлял в изданных им законах, что он «установил справедливость в стране, воистину изгнал зло, насилие и раздор... отстранил начальника моряков, взимателя быков, взимателя овец... и тем установил свободу». Царь подчеркивал, что теперь «сирота не был отдаваем во власть богатого, вдова — во власть сильного», бедняк — во власть богачу.

Наибольшего могущества Вавилония достигла при царе Хаммурапи, который большое внимание уделял благоустройству государства и организации управления им. Он стремился обеспечить своим подданным жизнь в безопасности под защитой законов». Во вступлении к знаменитому своду «Законов Хаммурапи» есть такая запись: «...тогда меня, Хаммурапи, заботливого князя, почитающего богов, чтобы справедливость в стране заставить сиять, чтобы уничтожить преступников и злых, чтобы сильный не притеснял слабого, чтобы подобно Шамашу восходить над черноголовыми и озарять страну, Анум и Эллиль призвали меня для блага народа».

Текст законов можно разделить на три части: начало (божественное предзнаменование), содержательная часть (282 статьи законов), окончание (наказание богов за нарушение законов). Непосредственно управленческая значимость законодательства проявляется в следующем. Прежде всего в ней определялось положение царя, который, представляя пантеон богов на земле, что определяло круг его функций управления государством как некоторым целым, состоящим из взаимосвязанных элементов, стоял на вершине пирамиды власти и управления.

В тексте законов выделены различные виды управления как самостоятельные функции: управление экономическими процессами, в том числе торговлей, собственностью (имуществом, водообеспечением, земельными наделами, поголовьем скота и др.), семейно-брачными отношениями, положением служителей культа, медиков, строителей, транспортников (перевозчиков), представителей разных профессий.

Декларирование служения управления интересам справедливости и защиты интересов подданных четко прослеживалось царя Хаммурапи, где ставилась задача «справедливо управлять своей страной», «справедливо руководить людьми и дать стране счастье», добиваясь, «чтобы сильный не притеснял слабого». Такие же мотивы звучали в эдикте вавилонского царя Аммицадуки (XVII в. до н.э.).

Справедливость закреплялась и в официальных документах по отношению ко всем и по всем делам, от кого и от чего зависело «счастье в стране». Вот как звучат некоторые законы Хаммурапи:

«п. 42. Если человек арендовал поле для обработки и не вырастил на поле зерна, (то) его следует уличить в невыполнении (необходимой) работы на поле, а затем он должен будет отдать хозяину поля зерно в соответствии (с урожаем) его соседей»;

«п. 99. Если человек дал человеку серебро для товарищества, (то) прибыль и убыток, которые будут, они должны поровну поделить перед богом»;

«п. 229. Если строитель построил человеку дом и свою работу сделал непрочно, а дом, который он построил, рухнул и убил хозяина, то этот строитель должен быть казнен».

А таков текст одного из хеттских законов (XVI в. до н.э.):

«п. 146. Если кто-нибудь покупает дом, или селение, или сад, или пастбище, а другой (человек) придет и опередит того (первого человека) и предложит покупную цену выше (первоначальной) цены, (то) он считается провинившимся и должен дать 1 мину серебра. (Пер­вый же человек) покупает по первоначальной цене».

Идеализация принципов справедливости в управлении сохранялась продолжительное время в разных регионах мира. Так, в Древнем Иране царь Дарий I (VI в. до н.э.) в наскальной надписи в Накши-Рустаме зафиксировал, что его «желание — справедливость». Он заявлял: «Для справедливого я друг, для несправедливого я — недруг. Не таково мое желание, чтобы слабый терпел несправедливость ради сильного, но и не таково мое желание, чтобы сильный терпел несправедливость ради слабого».

Представление о системе административного управления в Вавилонии в 1-й половине 2-го тыс. до н.э. дает переписка царя Хаммурапи с его чиновниками в городе Ларса. В малоазиатской практике постоянно проводился принцип решительности и твердости в управлении, декларирующий обязательное и беспрекословное выполнение принятых установок. «Пусть мои указы, — подчеркивал Хаммурапи в послесловии к своим законам, — не имеют нарушителей их».

Еще большую жесткость проявлял в этом плане древнехеттский Царь Хаттусилис I (XVII в. до н.э.), писавший в своем завещании:

«Кто словам царя будет перечить, тотчас же должен умереть. Он не может быть моим посланником, он не может быть моим первым подданным». И эта линия не изменялась в веках. Через тысячелетие после Хаттусилиса I царь Ассирии Асархаддон (VII в. до н.э.) в письме Ашшуру восклицал: «Слыхал ли ты когда-либо, чтобы дважды повторялось слово царя сильного? » При этом правители настаивали на согласованности действий участвующих в управле­нии лиц, выступали против противоборства сановников, против разлада и сговора в делах. Обращаясь к сановникам и старейшинам, Хаттусилис I требовал от них: «Один из вас другого не должен отталкивать, один другого не должен продвигать вперед».

Четко прослеживалось во всех управленческих установках правителей и свойственное всем странам неприятие злоупотреблений служебным положением, корысти, использования власти для личного обогащения. В законах Хаммурапи предусматривалась смертная казнь сотникам и десятникам за присвоение имущества воинов и их притеснение. Царь Хаттусилис I заявлял: «Как бы царь ни поступил — по своей воле или иначе, — все равно злонамеренности да не будет дано». Отсюда одной из задач управления была борьба с несправедливым обогащением, с расхищением национальных богатств. В аккадской поэме «Вавилонская теодиция» (XI в. до н.э.) по этому поводу говорилось: «Пышного богача, что имущество в кучи сгребает, царь на костре сожжет до сужденного ему срока».

Нацеленность на борьбу с мздоимством и незаконным обогащением прослеживалась у вавилонян и в последующие периоды. Показателен в этом отношении документ о привилегиях вавилонских городов, написанный в VIII в. до н.э. В нем говорилось: «Если визирь или приближенный царя... примут взятки, то эти лица умрут от оружия, место их обратится в пустыню, дела их унесет ветер». В то же время следует отметить, что справедливых чиновников данный документ защищал, заявляя, что если царь визиря «не чтит, страна на него восстанет».

Вот некоторые примеры законодательных установок из кодекса Хаммурапи:

– посягнувший на чужую (частную) собственность, в том числе на раба, карается обращением в рабство либо смертной казнью;

– за несвоевременную уплату долгов ни царские воины, ни другие граждане-вавилоняне более нс лишаются своих земельных наделов;

– срок долгового рабства кого бы то ни было (жены, сына, дочери либо отца семейства) на должен превышать трех лет, а сам долг отменяется по отбытии срока наказания;

– процент по денежной ссуде не должен превышать 20%, а по натуральной – 33% от ее первоначальной суммы.

В Месопотамии сильнее, чем в других регионах, была выражена нацеленность управления на обеспечение справедливости и служение подданным. Например, в законах Хаммурапи ставилась задача " справедливо управлять своей страной", " справедливо руководить людьми и дать стране счастье", добиваясь, " чтобы сильный не притеснял слабого".

Во всех управленческих установках четко прослеживалось неприятие злоупотреблений служебным положением, корысти, использование власти для личного обогащения.

Вторую управленческую революцию связывают с деятельностью вавилонского царя Хаммурапи (1792—1750 гг. до н.э.), издавшего свод законов управления государством для регулирования всего многообразия общественных отношений между различными социальными группами населения. Он также использовал планирование труда, контроль производства, составлял ведомости заработной платы с данными о рабочем времени и минимальной заработной плате. На основе законов был внедрен светский стиль управления, усилен контроль и ответственность за выполнение работ. Поэтому вторую управленческую революцию считают светско- административной.

После кончины Хаммурапи созданное им государство начинает терять свои приоритеты. Племена хеттов, кассидов, халдеев и других народов неоднократно нападали на страну, разрушая и грабя города и храмы, уводя население в рабство.

Однако, при царе Навуходоносоре II Вавилон вновь стал ведущим государством Междуречья. Во времена его правления была введена система оплаты труда ткачей и прях, согласно которой они получали плату за свой труд пропорционально величине партии произведенной ими продукции.

Третья управленческая революция известна как производственно-строительная, ибо она была направлена на соединение государственных методов управления с контролем за деятельностью в сфере производства и строительства. Произошла она во времена Навуходоносора II (605—562 гг. до н.э.).


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-06-19; Просмотров: 406; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.024 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь