Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Концепции государственного управления периода Древней Греции и Рима.



Хронологическими рамками античности принято считать IX в. до н. э. - V в. н. э. В этих рамках выделяют различные этапы, наиболее общими из которых являются архаика, классика (со своим более подробным делением), эллинизм, период Римской империи.

Довольно значительные успехи в развитии управленческой мысли были достигнуты в древнегреческий и римский периоды. В ранний период древнегреческой истории формировались независимые общины, их старейшины приобретали статус царей ( басилевсо, а из среды общинников стали выделяться знат ь и демос . К знати относились «лучшие» граждане, составлявшие элиту гражданских общин Греции, в их распоряжении находились земельные наделы. Крупные объединения мелких землевладельцев и ремесленников составляли демосы , которые были достаточно независимыми. Свободные общинники объединялись не вокруг крупных землевладельцев (из числа знати), а в относительно малочисленные товарищеские филы и фратрии, которые играли важную роль в обороне малочисленных гражданских общин. Был еще один компонент социальной структуры греческого архаического общества того периода — зависимое население, в которое входили рабы и прикрепленные к клерам зависимые земледельцы. Положение этой прослойки общества было различным в разных полисах VIII— VI вв. до н.э.

В этот же период в Древней Греции происходит качественное
развитие полисов. Если первые древнегреческие полисы (XII в. до н.э.) возникли из крепостей династов, географически расположенных в наиболее удобном в стратегическом и хозяйственном отношении местах, то нынешние полисы стали возникать как особая форма социально-экономической и политической организации общества. Античный полис VIII—VI вв. до н.э. возник в ходе борьбы мелких свободных производителей с родовой знатью. Полис представлял собой объединение частных собственников, направленное против рабов и других категорий зависимого населения, неполноправных жителей и чужеземцев (метеков в Афинах, периэков в Спарте, вольноотпущенников в Риме и т. п.).

В целом существование множества малых городов-государств предопределялось жизненным укладом и общественной организацией внутри самого полиса. С упразднением царской власти в полисах стала складываться система магистратур. Государственные должности находились в распоряжении знати. Власть должностных лиц была достаточно ограниченной (прежде всего представительскими и культовыми Функциями). Важным элементом в управлении полисами было народное собрание, которое было предназначено для обеспечения политических прав всех свободных граждан. В целях стабилизации развития форм полисного строя и гарантии контроля над ним со стороны знати создаются своды законов, в равной степени обязательные для всех слоев населения.

Эти законы и были основой модели полисного управления . Однако, несмотря на универсальность законов, а также универсальные политические, культурные и религиозные связи, единый «идеальный» по типу и форме управления, стабильный греческий полис не стал исторической реальностью. В ту пору вся внешняя политика в Греции определялась соперничеством Спарты и Афин, стремившихся выйти за рамки изначальной полисной организации. В Спарте утвердилась военная демократия, в Афинах — гражданская.

Источниками античной управленческой мысли периода ее расцвета являются законы города-государства — легендарного мифического Ликурга, Дракона, Солона, Клисфена, Перикла, а также публичные выступления и трактаты философов, историков, знаменитых граждан. Лишь позднее появляются произведения, в которых большое и важное место занимают и управленческие вопросы:
«Домострой» и «О доходах» Ксенофонта, «Государство» и «Законы» Платона, «Политика», «Афинская Полития», «Никомахова этика»
Аристотеля и др.

Объектом законов, регулирующих управление хозяйством полисов, была Спарта, которая к VI в. до н.э. стала самым сильным и значительным государством греческого мира. Социально-экономическая, политическая и правовая система Спарты позволила сформировать строго организованную военную демократию и обеспечивала максимум военной сплоченности спартиатов. Их уравнительное социальное положение, отсутствие частной собственности, экономически обособленная семья способствовали подчинению власти и обычаям. Сами спартанцы не занимались ни хозяйственной деятельностью, ни ремеслами, ни промыслами. Принадлежавшие им (только на правах пользования) равные земельные наделы (клеры) обрабатывали илоты завоеванные и порабощенные ими жители Лаконии и Мессении.

Основы государственного строя и управления Спарты были заложены в VII в. до н.э. Ликургом, разработавшим соответствующие Законы управления. Только военная служба, подготовка к военным действиям и участие в государственном управлении считались достойными для спартанца занятиями. По законам Ликурга в целях поддержания общей боеспособности народа было учреждено особое состояние «равенства» экономически обеспеченных граждан, обязанных поголовно служить в спартанском войске. Борьба с роскошью, запрет на накопление серебра и золота.

Во главе Спарты стояли два наследственных царя, которые пользовались громадным почетом и именовались «владыками» (архагетами). Реальная власть в Спарте была сосредоточена в руках эфоров , представителей крайней олигархии, избиравшихся на год спартанцами в специальный высший орган управления Спартой — эфорат.

Организация управления по Ликургу не получила своего развития в Спарте в сторону демократии.  Стремясь к воспитанию из граждан хороших воинов, государство постепенно стеснило личную свободу и подчинило всю жизнь рядовых граждан строгому контролю и мелочной опеке.

Почти одновременно в других полисах Древней Греции разрабатывались и применялись иные законы управления полисами. Так, в Аттике (полуостров на территории афинского города-государства) в эпоху волнений представителей городского демоса (конец VII в. до н.э.) аристократы вынуждены были поручить архонту Дракону разработать кодекс общеобязательных законов взамен произвольно толковавшихся и устно передаваемых родовых обычаев. Такой кодекс законов архонт Дракон «сотворил» в 621 г. до н.э. «Драконовы законы» впоследствии прославились своей жестокостью, так как в основе представляли лишь сводку примитивных родовых обычаев в письменной форме. Даже за мелкое воровство — кражу овощей или фруктов — полагалась смертная казнь. Демад (афинский оратор IV в. до н.э.) впоследствии писал: «Дракон писал свои законы не чернилами, а кровью». Однако законы Дракона были все-таки известным шагом вперед, так как сам факт письменного оформления разработанных им правовых норм ограничивал судебный произвол родовой знати Аттики.

Аналогичная причина сдерживания народных волнений чуть позже вынудила аристократию Аттики «заказать» разработку законов и программу реформ афинского общества знаменитому в VI в. до н.э. поэту Солону, принадлежавшему обедневшей аристократической се мье. Солон приказал снять долговые камни с полей, объявил все долги и накопившиеся на них проценты недействительными, отменил долговое рабство. Проданные в рабство за долги афиняне были выкуплены
государством и возвращены на родину. Солон также осуществил ряд реформ в области организации торговли и промышленности. В частности, он запретил вывоз из Аттики всех сельскохозяйственных продуктов, за исключением вина и оливкового масла; произвел замену денежной единицы в связи с расширением торговых отношений; поощрял развитие ремесел и промыслов, приглашая иностранных мастеров в Аттику; издал закон о том, что сын вправе отказать в пропитании отцу, не выучившему его какому-либо ремеслу; издал закон, предписывающий бережное обращение с собственностью, запрещающий чрезмерную роскошь и непроизводительные расходы родовой знати во время свадеб, погребений и пр.

Следующим чрезвычайно важным мероприятием Солона была его политическа я реформ а, которая ликвидировала политическую монополию родовой знати и устанавливала имущественный ценз, или, по выражению Платона, «тимократию»: участие граждан в государственной жизни ставилось в зависимость не от знатности и происхождения, а от размера их собственности, их доходов и принадлежности к той или иной имущественной группе. Солон возродил Народное собрание Аттики, участие в котором стали принимать все граждане Аттики. И наконец, для укрепления демократических начал Солон создал народный суд — гелиею , высшую судебную инстанцию в государстве, наделенную правом исправлять и отменять решения высших должностных лиц. Со временем этот орган приобрел решающее значение в осуществлении законодательства и контроля над деятельностью должностных лиц. Государственный строй, установленный Солоном, сохранялся без изменений в течение 30 лет.

Видное место в истории общественной мысли Древней Греции занимает Платон (427-347 до н.э.). Им написано много сочинений, отличающихся интересными идеями. Проблемы управленческого характера рассмотрены им в сочинениях « Государство» и «Законы ». Платон считал, что неравенство коренится в природе людей и потому неустранимо, но каждый человек должен получать свою долю сообразно природным способностям. Это и будет справедливо. Каждый от природы приспособлен к выполнению лишь одного дела и должен заниматься только им. В разделении труда Платон видел не только «основу распадения общества на сословия», но также «основной принцип строения государства ». Первый проект государства Платона предусматривал деление селения на три разряда-сословия: философов-правителей, стражей-воинов и земледельцев-ремесленников. Основой этого деления служило разделение общественного труда, а необходимостью — аналогия общества с человеком. Другими словами, три сословия идеального государства соответствуют трем частям душ отдельного человека: разумной, желательной и чувственной.

Его внимание было обращено на государство и общество как на единое целое, которое объективно создается людьми в силу их немощности решать многие задачи порознь: «каждый человек привлекает то одного, то другого для удовлетворения той или иной потребности. Испытывая нужду во многом, многие люди собираются воедино, чтобы обитать сообща и оказывать друг другу помощь: такое совместное поселение и получает у нас название государства».

Идеальное по своему устройству государство (и потому «благое государство») обладает, согласно Платону, 4 главными добродетелями — это «мудрость, мужество, рассудительность и справедливость». Под мудростью Платон понимает высшее знание, с помощью которого «можно решать не мелкие, а общегосударственные вопросы….». Гармоничное целое государства обеспечивается, по Платону, благодаря управлению государством наиболее разумным сословием — правителями.

Одним из основных условий существования государства философ считал необходимость соблюдения гражданами законов, установленных правителем, поскольку законы ставят своей целью не благоденствие одного какого-нибудь слоя населения, но благо всех. Однако, устанавливая законы, правителю необходимо учитывать общественное мнение; в государстве всегда должна существовать некая часть населения, разделяющая взгляды законодателя. Ведь если закон плох, его необходимо менять. Но пока закон существует, пусть в несовершенном виде, он обязателен для выполнения всеми гражданами, поскольку не может стоять целым и невредимым государство, в котором судебные приговоры не имеют никакой силы, а по воле частных лиц становятся недействительными и уничтожаются.

В данной связи немаловажное значение имеет форма управления государством. С этой точки зрения Платон выделяет следующие виды государственного правления: последовательно переходящие одна в другую аристократию - тимократию (или тимархию) - олигархию - демократию - царскую власть - тиранию.

Аристократическое правление - власть лучших. Эта форма применялась на заре рода человеческого. Она видится Платону наиболее справедливой среди других форм власти, которые представлялись философу в той или иной мере «болезнями» государства. При аристократии правят самые достойные, подготовленные для управленческой деятельности. Вследствие нарушения гармонии в этом обществе между ними возникает конфликт: одни властители желают наживы, приобретения земель и домов, золота, другие - добродетелей и древнего устроения. В ходе борьбы они приходят к среднему - к установлению частной собственности на землю и недвижимость, распределив их между собой. Таким образом, форма власти переходит в тимократию - нечто среднее между аристократией и олигархией.

Тимократия - форма государственного устройства, при которой господствует меркантилистский подход. Однако крайнее богатство не афишируется, жилища окружаются оградами, а удовольствиям предаются втайне. На государственные должности больше не ставятся мудрые люди, а законы переписываются в пользу имущих.

Олигархия - строй, основывающийся на имущественном цензе. У власти находятся богатые, а неимущие не участвуют в управлении. Такого рода строй держится на применении вооруженной силы или же устанавливается путем запугивания. В олигархических государствах не обращают внимания на распущенность граждан, даже допускают ее, поскольку стоящие у власти не хотят ограничивать ее законом. Они, воспользовавшись ошибками граждан, скупают их имущество или дают под процент ссуду с тем, чтобы становиться еще богаче и могущественнее. Такое государство не является единым, в нем существуют два государства: богачей и бедняков, противостоящих друг другу. В результате бунта последних государство переходит на демократическую форму правления.

Демократия - свободное государство, предоставляющее равные возможности каждому гражданину. Характерной чертой такого общества является то, что нет никакой надобности участвовать в управлении, даже если человек к этому способен; не обязательно и подчиняться, если не желаешь. Все принудительное вызывает возмущение как нечто недопустимое. Это ведет к тому что граждане перестают считаться с законами и из крайней свободы возникает величайшее и жесточайшее рабство – тирания.

Тиран приходит к власти, раздавая обещания частным лицам и обществу. Придя к власти, он будет вынужден уничтожить тех, кто помогал ему, оставив наихудших и ничтожных, чтобы сохранить власть. Последние будут им восхищаться, его общество составят эти новые граждане, тогда как люди порядочные будут ненавидеть и избегать его. Однако рассмотренные выше идеи Платона основаны на положении о том, что государственное устройство находится в тесной зависимости от нравов, которые господствуют в государстве. С тем чтобы устранить имеющиеся недостатки государственного устройства, Платоном предложена своя «идеальная» модель государства.

Государство и общество не остались вне поля зрения философа Аристотеля (384—322 до н.э.). Главное место среди его произведений, посвящённых изучению государства и общества, занимает «Политика». Теоретическое построение идеального полиса - конечная задача, которую ставит перед собой Аристотель в «Политике».

Если обратиться к теории государства Аристотеля, то можно увидеть, что Аристотель представлял государство как нечто прекрасное по своей сути. « Целью государства является благая жизнь ». Он исходил из того понятия, что человек «существо политическое», стремящееся к общению, а потому государство для него необходимо как воздух. «Всякое государство представляет собой своего рода общение, всякое же общение организуется ради какого-либо блага... больше других и к высшему из всех благ стремится то общение, которое является наиболее важным из всех и обнимает собой все остальные общения. Это общение и называется государством или общением политическим».

Если подробно рассмотреть данное определение, то мы не встретим упоминания о каком-либо подавлении и угнетении. Согласно Аристотелю, государство возникает естественным путем для удовлетворения жизненных потребностей. Естественное происхождение государства объясняется тем, что во всех людей природа вселила стремление к государственному общению, и первый, кто это общение организовал, оказал человечеству величайшее благо.

Платон и Аристотель, жившие во времена тяжелых кризисов власти, наступавших после периодов расцвета, были склонны рассматривать извращенное устройство не как сущность государства, но как ее искажение. Изначально государство для них являлось справедливым и служило не как машина закрепощения, но как нечто, дающее благо всем гражданам.

Сущность государства и политики Аристотель раскрывает через её цель, а она, по мнению философа, самая высокая - воспитательная и состоит в том, чтобы придать гражданам хорошие качества и сделать их людьми, поступающими прекрасно. То есть, целью политики является справедливое благо. Государство, по Аристотелю, образуется вследствие природного влечения людей к общению. Политическое устройство есть тот порядок, который лежит в основании распределения государственных властей и определяет собою как верховную власть, так и норму всякого в нем общежития.

Политическое устройство предполагает власть закона, ибо где не властвуют законы, там нет политического устройства. Политическое сообщество опирается на единомыслие граждан в отношении добродетели. Как наиболее совершенная форма совместной жизни, государство предшествует семье и селению, т. е. является целью их существования.

Помимо вышеперечисленной классификации население государства состоит из неимущего большинства и богатого меньшинства. Первые имеют склонность к демократии, а вторые к олигархии. Для предотвращения смут и гражданских войн Аристотель предлагает укреплять, то есть способствовать благоденствию «граждан, обладающих собственностью средней, но достаточной ». Аристотель также выдвигает идею разделения властей в государстве на три части: законодательный орган; должностной орган; судебный орган.

Государственное устройство (politeia) - это распорядок в области организации государственных должностей вообще, и в первую очередь верховной власти: верховная власть повсюду связана с порядком государственного управления (politeyma), а последний и есть государственное устройство. «Я имею в виду, например, то, что в демократических государствах верховная власть - в руках народа; в олигархиях, наоборот, в руках немногих; поэтому и государственное устройство в них мы называем различным».

Аристотель разделяет неправильные формы государства (тирания, крайняя олигархия и охлократия) и правильные (монархия, аристократия и полития). Наилучшей формой государства, по Аристотелю, является полития - совокупность умеренной олигархии и умеренной демократии, государство «среднего класса» (идеал Аристотеля).

Аристотель занимался разрешением вопроса о, безусловно, хорошем устройстве государства, о том, какие учреждения должны считаться наилучшими сами по себе, Государство, согласно взглядам автора «Политики», - город и городская область. Величина области и число населения должны быть такие, чтобы все государственные надобности могли быть удовлетворены; но этот размер государства очень невелик: он должен быть такой, чтобы все граждане могли знать друг друга и быть известны правителям. Вся жизнь гражданина должна находиться под контролем правительства. Он излагает правила, какие нужно соблюдать для того, чтобы граждане имели здоровых и не чрез меру многочисленных детей.

Аристотель (384–322 до н.э.) в своих основных трудах " Никомахова этика" и " Политика" настаивает на " естественности" деления общества на свободных и рабов, а их труда на умственный и физический и указывает на более значимую роль в хозяйстве земледелия по сравнению с ремеслом и торговлей. Аристотель считает, что земледелие, ремесло и мелкая торговля (экономика) должны поддерживаться государством, так как они способствуют удовлетворению насущных потребностей населения. Крупную торговлю, посреднические операции и ростовщичество (хрематистику) Аристотель решительно осуждает. Поэтому он против использования денег не по истинному назначению, т.е. с целью обеспечения удобств в обиходе " ради меновой торговли", и признается в том, что ростовщичество вызывает у него ненависть.

Древний Рим.

Во II в. до н. э. начинает формироваться новое сильное государство Рим, которое со временем поглотило Грецию, хотя во многом наследовало направления развития греческой цивилизации. В формировании Рима как государства следует выделить несколько периодов развития: первобытная община (царский Рим) - Рим (городгосударство / полис), республиканский Рим, Рим - империя, под властью которой находилась значительная территория Европы, средиземноморское побережье Северной Африки, Египет, Малая Азия, Сирия. Началом истории Рима считается IX в. до н. э.

В республиканский строй Рим вступил как хорошо организованное государство, как res publico, (общее дело римлян). Республика в переводе с латинского определяется как «форма государственного правления, при которой высшие органы власти избираются на определенный срок населением, обладающим правом голосования». Это и было сделано в Риме, однако он долгое время оставался республикой аристократической. Первоначально в Риме избирали двух консулов сроком на один год, чтобы не было единовластия. Они правили поочередно, сменяя друг друга каждый месяц. С возникновением республиканского Рима изменилась и структура системы управления, да и собственно управление: единовластие как таковое было отторгнуто, весомость приобрело народное голосование, возросла значимость согласований принимаемых решений, расширился круг ответственности звеньев управления и т. д.

Значимым реформатором в управлении государством в широком смысле слова, т. е. по видам управления, его элементам, звеньям, уровням, был Октавиан Август (63 г. до н. э. - 14 г. н. э.). С его именем связано начало эпохи императорского Рима, или принципата. Принципат (principatus) - в римской истории образ правления, установленный Августом и продержавшийся до второй половины III в. н. э. Возникновение принципата относится к 27 г. до н. э., когда Октавиан Август закончил реорганизацию государства восстановлением правильного управления взамен господствующей анархии и водворил новый режим единоличной власти, прикрыв его республиканскими формами. С правовой точки зрения, принципат есть диархия (двоевластие), при которой носителем власти является, с одной стороны, народ и Сенат, с другой - император. Принцепс в теории не самодержавный монарх, а просто магистрат, слуга единственного суверена - народа. Компетенция и власть принцепса ограничены строго конституционными рамками. Однако в Древнем Риме император (повелитель) был носителем всей полноты военной, административной, судебной власти.

Влияние достижений древнеримской цивилизации на практику управления столь велико, что ощущается и сегодня. Это проявляется прежде всего в государственном устройстве ряда европейских государств, в которых сложились традиции централизованной власти. Как представляется, подобная тенденция характерна практически для всех романских стран, которые подвергались экспансии Римской империи, в противоположность, например, германским государствам, которые вплоть до XIX столетия не имели какой-либо сильной централизованной основы власти.

В центре римской управленческой мысли были вопросы формирования частного рабовладельческого хозяйства и управления им. Римляне отличались практическим складом ума, и их практицизм проявился прежде всего в скрупулезной выработке разнообразных рекомендаций по организации рабовладельческой виллы (типичного хозяйства средних размеров зажиточных граждан) и управления ею. Наиболее полное развитие эти вопросы получили в трудах римских агрономов Катона Старшего («О земледелии»), Варрона («Сельское хозяйство») и Колумеллы («Сельское хозяйство»), в энциклопедическом сочинении Плиния Старшего («Естественная история»). В этих трактатах содержится много идей рациональной организации управления хозяйством л атифундий — основной формы организации рабовладельческого производства. Целью этих проектов был поиск таких методов организации производства, которые делали возможным существование латифундий в условиях технической отсталости той эпохи.

Катан Старший (234—149 до н.э.) написал трактат «О земледелии » как практическое руководство для хозяина среднего поместья. Катон считал занятие земледелием наиболее достойным делом для свободного гражданина. Катон первым в социально-экономической мысли Древнего Рима поставил проблему эффективности рабовладельческого хозяйства, связав ее с организацией производства и обмена. Катон стремился достичь соответствующего эффекта через регламентацию не только средств труда, но и самого процесса производства, эффективной его организации и управления. Именно поэтому огромная роль отводилась хозяину поместья, который должен хорошо знать календарь земледельческих работ и все необходимые агротехнические приемы. В трактате подробно излагаются служебные обязанности управляющего поместьем, детально расписываются состав, структура и организация производства различных отраслей сельского хозяйства, описывается состояние сельскохозяйственной науки той эпохи. Таким образом, эффективность производства ставилась в зависимость от многих факторов. В трактате просматривается идея представить рабовладельческое поместье не просто формой натуральной хозяйства, а организацией производства с определенной рыночной ориентацией.

Особенностью управления в Древнем Риме была его диверсификация (государственное, военное, церковное управление, общественное самоуправление ), причем в названных сферах управления присутствовали общие для всех организация, процессы и правовое обеспечение. Каждый вид управления характеризовался наличием иерархии, соподчиненности и ритуалами. Во всех сферах управления имело место правовое обеспечение.

В экономических процессах наблюдались тенденции монополизации и капитализации. Например, денежное дело, почта, налогообложение были прерогативой правителей.

Поэтому в Риме начала складываться система городского управления, ориентированная на городское хозяйство. Она заключалась в организации уборки и мощении улиц, их освещении, пожарной охране, формировании полицейской службы, проведении канализации и водоснабжения и т.д. Развивалось территориальное управление, которое приобретало все большие масштабы по мере расширения империи, т.е. с появлением колоний.

Таким образом, в Древнем Риме было апробировано и накоплено многое из того, что впоследствии стало аксиомой теории менеджмента.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-06-19; Просмотров: 453; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.03 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь