Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Управление в Древнем Египте.
Египет прошел долгий путь развития от праобщества к централизованному государству. Традиционно в периодизации истории Древнего Египта Раннее царство (IV—III тыс. до н. э.), Древнее царство (III тыс. до н. э.), Среднее царство (III-II тыс. до н. э.), Новое царство (II тыс. до н. э.), Позднее царство (II—I тыс. до н. э.). В Древнем Египте в долине Нила к 4-му тыс. до н.э. сформировалось около 40 небольших государств (номов) со всеми им присущими атрибутами, включая политико-религиозный центр, бога-покровителя, герб, войско. В основе номов лежали родоплеменные, общинные отношения. На базе номов которых в середине 4-го тыс. до н.э. были образованы царства Верхнего и Нижнего Египта. Дальнейшая борьба привела к их объединению, подчинению Нижнего Египта Верхнему под властью царя. Так появилось централизованное раннерабовладельческое государство, столицей которого в IV тыс. до н. э. стал город Мемфис (название которого означает «белые стены»). По тем временам это был очень крупный город с миллионным населением, многоотраслевым хозяйством (ремесленничество, торговля, кораблестроение, строительство, обработка металлов и т. п.) и высоким уровнем культуры. Во II тыс. до н. э. столицей Египта были провозглашены Фивы, а позже - Александрия (первая половина IV в. до н. э.), в связи с чем Мемфис постепенно пришел в упадок. В основу создания государственного образования были положены экономические факторы: природные ресурсы и их рациональное использование, транспортные коммуникации, торговля (меновая), строительство, ремесленничество, рабский труд. Религия, которую поддерживали цари, номархи, жрецы, идеологически обеспечивала существование этого государства. С созданием единого государства оформилась его административно- территориальная организация. Структура системы управления государством была линейной, но архаичной (так она называется в наше время), в связи с тем, что правил один человек - царь. В основу такого понимания было положено божественное начало царской власти. Структура управления - совокупность звеньев управления, находящихся во взаимосвязи и соподчиненности и обеспечивающих функционирование и развитие организации как единого целого. Особенность линейной структуры состоит в том, что один руководитель управляет всем, и чем больше таких направлений, тем выше степень централизации власти и управления и значимость Царя-Бога. Процесс управления может быть представлен следующим образом: - указы царя (решения); - распоряжения визиря; - письменное изложение волеизъявления монарха и визиря; - доведение воли монарха до каждого человека, т. е. исполнителя, как подданного царя; - формирование подсистемы управления «управление проектами» как важнейшего элемента системы государственного управления; - придание правового оттенка волеизъявлениям верховного правителя (видимо, на уровне обычного права); - использование методов управления: стимулирование, мотивация и репрессии; мораль и этика управления; - обучение кадров управления (прежде всего подготовка писцов; передача власти по наследству и т. п.); - начало формирования договорной системы. Система управления - система, в которой реализуются функции управления организацией. В практике управления Древним Египтом, как и в управлении другими государствами, ряд функций, т. е. содержание управленческой деятельности, позволяющее осуществлять управляющее воздействие, реализовывались правителем. В книге «История Древнего Востока» под ред. В.И. Кузищина приведен еще один документальный источник - « Предписание о служебных обязанностях верховного сановника», т. е. визиря, первого лица после фараона. Вышеназванный документ включает в себя семь разделов: 1. Порядок служебного приема у верховного сановника. 2. Доклады верховному сановнику. 3. Посещение верховным сановником фараона. 4. Исключительные судебные права верховного сановника. 5. Обращение с доверенным лицом верховного сановника. 6. Обращение с документами, запрошенными верховным сановником. 7. Служебные обязанности верховного сановника. Один из древнеегипетских письменных источников датируется XXII столетием до н.э. – это так называемое " Поучение гераклеопольского царя своему сыну ". В этом " Поучении" приводятся " правила" государственного управления и руководства хозяйством, овладение которыми для правителя весьма важно. Другой источник датирован началом XVIII в. до н.э. и называется " Речение Ипувера". Главная его идея – не допустить бесконтрольный рост ссудных операций и долгового рабства во избежание обогащения " простолюдинов" и начала в стране гражданской войны. В труде " Поучение Птаххотепа", созданном около 4 тыс. лет назад, содержатся мысли, не потерявшие значения и для современных управляющих: " Если ты начальник, будь спокоен, когда слушаешь ты слова просителя; не останавливай его прежде, чем он не облегчит свою душу от того, что хотел сказать тебе. Человек, пораженный несчастьем, хочет излить свою душу даже больше, чем добиться благоприятного решения своего вопроса". В древнеегипетских текстах констатировалась важность управления государством, указывалось на существование особых групп людей, занятых управленческой деятельностью. При этом центральной фигурой выступал фараон, образ которого восхвалялся и идеализировался. Наиболее популярны были кадровые вопросы, что связано с необходимостью организовывать большие массы людей для осуществления грандиозных работ по строительству пирамид, оросительных и ирригационных систем. Несмотря на жестокость рабовладельческих порядков, в источниках высказывалась мысль о необходимости гуманизации управления, об учете в нем интересов простых людей и защите справедливости. Вместе с тем, в системе управленческих действий большое внимание уделялось карательным функциям, направленным на обеспечение порядка и подавление противодействия верховной власти. Так, Ахтой III в своих «Поучениях...» писал: «Вредный человек — это подстрекатель. Уничтожь его, убей... сотри имя его... Не возвышай человека враждебного... Подавляй толпу, уничтожай пламя, которое исходит от нее». Развитию управленческой мысли и управленческой деятельности древнеегипетского государства на всех уровнях иерархии власти способствовало наличие в Древнем Египте письменности. Использовалось различное письмо: иероглифическое (для надписей), иероглифическое упрощенное, иератический курсив (для деловых бумаг и писем), демотическое (для широкого потребления). Письмо было непростым делом. Овладевший грамотой был ценим и уважаем. Писцам были гарантированы хорошая работа, материальное обеспечение и высокое общественное положение на иерархической лестнице. Подробно описывалась и роль писцов (управленцев более низкого уровня), которые занимались не только составлением текстов и делопроизводством, но и выполняли разнообразные административно-финансовые функции. Они вели многочисленные приходно-расходные книги, 2 раза в год составляли кадастр всех земель в стране, делали перепись населения, его имущества и др. Таким образом, проблемы экономического управления в основном ложились на плечи писцов. Именно они отвечали за сбор податей и налогов, вели учет того, что производилось и потреблялось. Важность роли писцов в управлении и их выгодного положения в обществе подчеркивалась и в других египетских документах. В частности, в папирусах с поучениями писцам, составленных на рубеже 1-го и 2-го тыс. до н.э., говорилось, что, сделавшись писцом, «ты будешь управлять населением всей земли». Подчеркивалось, что писец «управляет работами всякими, которые в земле есть», что должность освобождает от подати, защищает от тяжелого труда, удаляет от мотыги и хлопот, позволяет не быть «под владыками многими и под начальниками многочисленными». В папирусе «Анастаси II» о писцах говорилось следующее: «Это он руководит работой всякой в стране этой»; в «Анастаси III»: «Обрати сердце свое к деятельности писца, и ты будешь руководить всеми»; в «Анастаси V»: «Писец — он руководит всеми, и не обложена налогами работа в письме». Развивая эти оценки роли писца, авторы «Анастаси V» отмечали: «Прекраснее должность твоя, чем любая другая должность, ибо возвеличивает человека она: найденный искусным в ней становится вельможей». В папирусе «Лансинг» подчеркивалось, что писец «сближается с большими, чем он сам», и письмо «для знающего его полезнее, чем любая должность». В Египте начала формироваться судебная система. С точки зрения управления это выделение функции административного воздействия за несоблюдение каких-либо правил, требований, установок, обычаев. Основные достижения и вклад египетской цивилизации в развитие управления состоят в том, что здесь впервые были использованы смысловые понятия, которые соответствуют современным понятиям " организация", " административно-территориальное деление", " аппарат управления", " решения", " исполнительность", " ответственность", " управление объектом", " идеология управления". Таким образом, в Египте складывалась концепция управления, основными положениями которой являются: – вертикальная структура власти; – иерархия власти (начиная от фараона и его приближенных и кончая старостами общин, сотниками крепостных гарнизонов, писцами – сборщиками налогов); – использование стимулирования (поощрения и наказания, морали и этики управления); – обучение управленческих кадров (подготовка жрецов и писцов); – осознание необходимости планирования, организации и контроля; – необходимость децентрализации в управлении большими проектами, использование в связи с этим в управлении письменных документов и создание своего рода штабов. Характеризуя управленческую деятельность, древние египтяне постоянно уделяли внимание взаимоотношениям, которые должны складываться в этом процессе между верховными правителями и высшими чиновниками. Большой интерес в этом плане представляют « Поучения Гераклеопольского царя своему сыну Мери-кара » (XXII в. до н.э.). «Велик царь своими вельможами», — замечал автор поучений Ахтой III. Он писал своему сыну: «Уважай твоих вельмож... Возвышай твоих вельмож, чтобы они поступали по твоим законам». Главным условием успешных действий вельмож царь считал мудрость, подчеркивая, что «мудрость — это прибежище для вельмож. Не нападают на мудреца, зная его мудрость». Во II тыс. до н.э. египтяне, чтобы лучше организовать управленческий процесс, стали создавать прототипы будущих табелей о рангах, точнее, составлять должностные инструкции для наиболее важных участников процесса управления государственным хозяйством с перечислением их функций, порядка служебной деятельности, должностных обязанностей и прав визирей — верховных сановников. Один визирь управлял Верхним Египтом и замещал царя в Фивах, когда тот отсутствовал, другой ведал делами Нижнего Египта. Через визирей шли все обращения к царю и все распоряжения царя, касающиеся закрепленных за визирем территорий. Устанавливалось, что визирь назначает на этих территориях ключевых руководителей, каждые 4 месяца заслушивает их доклады о делах, рассматривает присылаемые ими документы, дает указания начальникам округов, квартальным государственных имений и палаты войск, сотникам отрядов (крепостей), выслушивает князей и правителей поселений, устанавливает границы всех округов, владений и пастбищ, исчисляет подати и организует их сбор, направляет чиновников округа для организации летних сельскохозяйственных работ, для устройства огражденных плотинами каналов и порубки смоковниц, посылает воинов и «писцов циновки» для организации выполнения распоряжений владыки, докладывает царю о состоянии закрепленных за ним территорий, выполняет другие обязанности. Об обязанностях и деятельности визирей сообщалось и в других источниках. В частности, в иероглифической надписи о назначении визиря, относящейся к правлению Тутмоса III (XIV в. до н.э.), содержалась рекомендация уделять больше заботы управлению территориальными образованиями. «Обращай твое внимание, — говорилось в документе, — на округа, укрепляя их. Если ты отсутствуешь при обследовании, то посылай обследовать начальников округов, сотских и квартальных». Здесь же признавалось, что управленческая работа визиря — это трудное дело, что визирство «не сладко, вот горько оно как желчь». Признавая выгодность управленческой деятельности, древнеегипетские источники обращали внимание, что при ее осуществлении нередко имеют место недобросовестность, вымогательство, мздоимство, и выступали за устранение этих злоупотреблений. Фараон Хоремхей в своем указе (XIV в. до н.э.) заявлял чиновникам и судьям: «Я наставлял их по пути жизни и направил их на правду. Мое наставление для них: " Не якшайтесь с другими, не берите взятку..." ». В «Поучениях Ани» для борьбы со злоупотреблениями в управлении предлагалось не передавать управленческие должности по наследству, так как «нет сына, чтобы стать начальником сокровищницы, нет наследника начальника канцелярии, вельможи, контролера и писца, искусного своей рукой и в своей работе... Это не то, что дается детям по наследству». Во многих древнеегипетских источниках подробно встречается подробное перечисление высших управленческих должностей. Например, в «Надписи Уны», высеченной на каменной плите (XXV в. до н.э.) при описании жизни вельможи здесь упоминаются визирь (первый и высший чиновник государства), смотрители житницы, надзиратель за арендаторами царских земель, надзиратели за жрецами, казначеи, правители областей, начальники переводчиков, управляющие царскими покоями. Были указаны и функции некоторых из этих сановников. В частности, правитель области должен был осуществлять дважды в год учет казенного имущества, определять, «какие надлежит отправлять повинности для казны», организовывать сооружение каналов, строительство судов и плотов, добычу материала для пирамид и т. д. Аналогичные должности перечислялись и в надписи Хуфхора, правителя Элефантинского нома, относящейся к тому же периоду VI династии. |
Последнее изменение этой страницы: 2019-06-19; Просмотров: 874; Нарушение авторского права страницы