Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


О ЧЕТЫРЁХ ВЕЛИКИХ ВЕЩАХ 47



 

И ещё сказал Светоч: «Колесо звёзд, явленное вам, — это великая, могучая вещь. Это первая из четырёх великих вещей; ибо всё архонтство разделено на четыре части.

Первая часть — силы, сущие в десяти твердях, находящихся над Колесом, и архонтство, связанное и заключённое в них, в небесах верхних.

Вторая часть — восемь земель нижних, четыре смешанных и четыре места Мрака; вторая часть — от той земли, по которой ходят люди, до низа.

Третья часть — стены и Переправы, которые окружают миры, они же четыре горы и три Переправы, и то, что в них, и архонтство, заключённое в них, и силы, господствующие над ними.

Четвёртая часть — звёздная сфера, построенная в великом усердии, расставленная в [воздухе под небесами, ] многочисленная, принадлежащая Отцу жизни [и Матери] (119) живых; [всё освещённое на] ней весьма [кре]пко силой благодаря великим, жестоким силам и воителям, пребывающим в ней и подвешенным на ней, так что все Первородные и вожди всех архонтов, которые были в этих трёх частях, сорваны, собраны, пойманы, связаны и расставлены в этом Колесе. Определена каждая из этих трёх частей, они разделены, укреплены и измерены по отношению друг к другу единообразно. А Колесо равно им своей мощью и силами неприятеля, связанного в нём; и они подвешены в Колесе вращающемся за своё жестокосердие, чтобы благодаря дуновению и движению, которым вращаются, они познали место, в котором надо стоять. Ибо если бы они были связаны в небесах, небеса не могли бы держать их; и, напротив, будь они расставлены на земле в укреплениях нижних, те тоже не смогли бы держать их. Но они подвешены к звёздному Колесу вращающемуся, чтобы принять к себе силу и Свет, которые восходят снизу, и отдать тем небесным силам, что выше их, а то, что упадёт сверху, — принадлежит ли оно к Жару или к Холоду, — Колесо сферы само принимало бы к себе и сбрасывало на всю землю, на всю Материю.

Итак, вот каково назначение этого Колеса; то есть силы, укреплённые в Колесе, подобны тому, как царь властвует над своим царством с помощью воинства своего, мощных легионов всех вождей царства и всего оружия воинства, собравшегося к нему, и также властвует над многим достоянием, царственностью и прекрасным, страстным обличьем собравшихся к нему женщин, а также [над] имуществом — [птицами] и скотом [ценным, золотом, серебром и всяким богатством, ] разделённым между его свитой. (120) И оказывается, что этот царь равен всей своей свите, а его свита равна всему его царству; суд исходит от него — оправдание и осуждение — на всё его царство, мудростью его, искусством его, мощью его. Вот так, по образу этого царя, равноценного всему своему царству своей мудростью, искусством и мощью, — также, подобно ему, силы, связанные в сфере, относятся к архонтству и силам во всём Поясе. Как царь в своей свите, так и всё это сводится к сфере, к семи Вожатым и двенадцати знакам зодиака; как все города сводятся к царю, так они сводятся к Вожатым мира. Всё, что они совершают в мире верхнем и нижнем: битвы, потрясения, пленения, голод, страсть и прибыток, — растёт и убывает через этих Вожатых. Они — двигатели всего творения, и всё сущее сводится к ним так, как я сказал и объяснил вам».

 

48

48 О " ЛИХМЕ" 48

 

И ещё сказал Светоч: «Вот три " лихме", пребывающие во всём Поясе, от бездны до высоты: первое " лихме" — корень всех сил верхних, которые есть во всех небесах, — низведены и связаны в нижних землях, ибо земля нижняя есть совлеченное одеяние и тело сил верхних, небесных.

Ибо когда Отец жизни устанавливал верхние миры, он снял с них тела и бросил на нижнюю землю.

И верхние миры стали душевным и духовным, а нижние миры стали телесным и трупным [и связаны с ними.] (121) Потому-то он [установил образ] сил небесных и запечатлел его на их телах и трупах, которые на землях, чтобы, когда жизнь восходит в полноте этих земель, она вся тянулась бы в высоту по корням небесного, укреплённым в их телах, и вся жизнь очистилась бы в том месте, а осадок, выметенный из чистоты, вознесшейся ввысь, низвергался бы в " лихме" этих " лихме", спускался [в преисподнюю] и сбрасывался вниз. Таково первое " лихме", идущее от сил небесных к их телам и трупам, пребывающим на земле, и от их тел и трупов, пребывающих на земле, — к силам небесным.

Второе " лихме" — то, что идёт от храмов, жилищ и городов, которые есть на небе, вниз, к пяти видам деревьев, произрастающих на земле; жизнь восходит от деревьев к храмам и городам, а жизнь и остаток небесного нисходят к деревьям по их " лихме".

А третье " лихме" — это все силы и домоправители, обитающие во всех твердях, те, чьи корни нисходят от них к пяти мирам ползающей по земле плоти, с которыми они связаны. А силу и жизнь, собранные в мирах плоти и освобождающиеся из них в разных видах, силы небесные тянут вверх через " лихме"; а осадок, страсть, злоба и гнев, умножающиеся в силах небесных, спускаются вниз, каждое по своим " лихме", изливаются на людей и других живых тварей. Когда небесные силы сливают осадок, зловоние и яд вниз, к творениям плотским, нижним, у них, то есть у творений, возрастают взаимные страсть, гнев и злоба под действием их верхних отцов».

[Сказ]ал Апостол: «Таково Колесо звёзд — у него нет [корня в этой земле, ] но его корни связаны во всём сущем; а [Колесо звёзд] принимает жизнь посредством силы (122) и жизни, восходящих с земли, из " лихме" и верхних твердей; оно принимает жизнь из тех " лихме", которые восходят к твердям и мирам небесным, лежащим над ним; вот откуда оно принимает жизнь».

Тогда ученики спросили Светоча так: «Если у Колеса нет корня в этой земле, откуда же звёзды и знаки зодиака взяли такую власть, что стали господствовать над пятью плотями и пятью деревьями? Ведь ты сказал нам, что у Колеса нет корня. Ты же сказал нам: всё, что убывает от земли, верхние силы небесные вытягивают по " лихме". Мы также видим: всё, что бы ни случилось с человеком — богатство ли попадает ему в руки, бедность ли постигает его, болезнь или здоровье, — случается с ним согласно знаку зодиака и звезде, под которой он рождён».

Тогда сказал он ученикам: «То, что я рассказал вам — что у Колеса нет корня, — я рассказал вам правильно, это слово уместное. Ибо когда Дух живой, Отец жизни, устанавливал небеса и тверди верхние, он привязал их корни к землям нижним, к их трупам, которые снял с них; а когда устанавливал Колесо, то не привязал его корень к землям, но привязал корень Колеса к Гиганту моря.

А когда Посланец пришёл, он явил свой образ, очистил и забрал Свет [из] всех небес, Материя, сущая во всех архонтах, восстала из них ради образа Посланца, поднялась, чтобы достичь его, не достигла, вернулась и упала вниз, а когда упала сверху, разделилась на три части.

Первая часть упала на Колесо, другая [часть упала на землю, тре]тья (123) упала в море. Частью, упавшей на сферу, был связан корень — в деревьях и плоти; вот почему они получили власть и стали господствовать в пяти мирах плоти и пяти мирах древа. Через природу, снизошедшую [на] Колесо, связан корень в деревьях, а через выкидышей, спустившихся вниз, другой корень связан в плоти; вот почему звёзды и знаки зодиака получили власть над деревьями и плотями — посредством корня греха, который упал вниз, и корня выкидышей, которые выкинуты и тоже упали вниз. Те " лихме", которые Дух живой привязал к землям и по которым душа стихий поднимается к небесам, тоже не привязаны к Колесу, но отходят от сил Колеса, к которому подвешены».

Сказали ученики Светочу: «Просим тебя, господин: как ты рассказал нам, свёл воедино речения [о корнях связанных] и поведал нам, что первый вид " лихме" идёт с твердей на землю и ещё один идёт от Колеса к Гиганту моря — один-единственный, а другой корень идёт от [храмов] к деревьям, третий же привязан через выкидышей в плоти, а в плоти отцы выкидышей на небесах [будут] связаны и опутаны, равно как и те, кто [с ними, ] — просим тебя, господин, рассказать нам: [какой вид] " лихме" больше другого, [а значит, ] вытягивает больше жизни и души [снизу, ] чем другой? »

Сказал Светоч ученикам: «Вы нашли [мудрое слово, ] спросив о величине. Самые великие [" лихме", многие, по которым] жизнь многая восходит [ввысь, — это те, которые] Отец жизни вывел, (124) укрепив, от сил [небесных, спустил] и привязал к земле, то есть корни всего архонтства, по которым жизнь Души живой тянется вверх, восходя со всей земли, со всех гор, долин и островов. После того первого великого корня идёт корень деревьев, привязанный к храмам и строениям наверху, ибо великая жизнь во множестве также восходит из древа и всего Креста и тянется от них вверх великим полчищем. А самый малый — [корень всех плотей: ] их " лихме" [так мало, ] что восходит [не от всей земли] <...> Корни, [восходящие из] земель <...> они [пребывают во] всей земле, во всех мирах. Корни древесные тоже есть по всей земле — малые и большие; корень же людей [укреплён, восходит и] существует не во всей земле, а только в этом мире южном. Более того: эти плоти имеют [корень] даже не во всём мире южном, [в его землях и странах, но] есть какая-то малость от них в [некоторых небольших частях] выше мира южного, в [небесах. Они] также [меньше] числом, чем др[угие " лихме".] Итак, я поведал вам о корнях [" лихме" — какие из] них с[читаются больше. Я] показал вам, что они связаны в своих [корнях и привязаны] друг к другу, движутся друг к другу и вытягивают жизнь друг из друга действием Сил верхних, движущим природу, которая обитает в них всех. Поэтому, как только Материя в них подвергнется мучениям и грабежу — она, эта Материя, [движется] к своим членам, сокрушает их, и они [мучают, крадут] друг у друга [природу, которая] движется [и обитает в них всех, и жизнь восходит из них ввысь».]

(125)

 

49

49 О КОЛЕСЕ И " ЛИХМЕ" 49

 

Ученики сказали ему: «Растолкуй нам, господин, ещё вот что: как Колесо вращается на " лихме", натянутых от небес к земле, и не рассекает их? И почему тогда " лихме" не наворачиваются на Колесо, когда оно вертится, кружится и [и управляет] миром? »

Сказал им Светоч: «Что " лихме" не рассекаются — так они и не могут рассекаться, потому что духовны. Вот, " лихме" подобны водам, по которым корабли плавают: оказывается, что острие, построенное на киле передней части корабля, разделяет воды и раскидывает в разные стороны; как только оно разделит воды, тот корабль раскрывает воду своим острием секущим; и сейчас же, без промедления, воды снова смешиваются друг с другом за кораблем, и путь корабля не виден среди вод. Как птица поднимается в воздух, и её путь не виден в воздухе — так и люди под солнцем, внутри " лихме": они также не могут завернуться в них, пути их не найти и не различить в воздухе; так и Колесо вращается в " лихме" и в воздухе: ни Колесо не рассекает " лихме", ни сами " лихме" не наворачиваются на Колесо».

 

50

50 ОБ ИМЕНАХ " БОГ", " БОГАТЫЙ" 50

И " АНГЕЛ" — ЧТО ОНИ ТАКОЕ

 

И ещё сказал Светоч: «То, что называется в мире, о чём люди говорят устами своими: " бог", " богатый" и " ангел" — что это такое? Что такое боги, что такое богатые и что такое ангелы? Что это за три вида? »

Ученики спросили его: «Скажи нам, господин, что это такое? »

Сказал им Апостол: «Вот, эти три вида есть [в стране Света, и нет меры] им.

Те, кто называется (126) " бог", — это боги, которых Отец вызвал из Себя и отделил по образу Своего Величия.

А те, кто называется " богом богатым", — это вызванные первыми богатыми богами Отца, ибо когда Отец позвал их, они тоже вызвали зовы и назвали их " богатыми", а богатые вызвали свои зовы и назвали " ангелами". Таковы три вида в стране Света, и нет меры, чтобы измерить их.

И ещё слушайте вот что: другие обличья, которые называются " бог", — это проявления, вышедшие из Отца, зовы Отца, которые он вызвал из Себя, и они вышли на битву и смирили неприятеля.

А " богатые" — это зовы того первого Слова живого; они же, богатые, пришли, совершили и исполнили волю Величия в мирах верхних и нижних.

А те, кто называется " ангелы", — это зовы богатых, вышедшие из трёх Слов живых, посланные посольством и апостольством к мирозданию, те, что пришли ко всей божественности, стоящей в молчании и тайне. И также они пришли ко всем душам, заключённым во вр[аге, ] принесли им надежду и упование».

И ещё сказал Светоч: «Кроме того, те, кто называется " бог", — это все боги, принадлежащие к дому великого Духа. А те, кто называется " ангел", — это все ангелы, принадлежащие к дому Возлюбленного светов.

Те, кто называется " богатый", — это все богатые, принадлежащие к дому славного Посланца».

 

51

О ПЕРВОЧЕЛОВЕКЕ 51

 

И ещё сказал наш отец светлый: «К тому времени, когда Первочеловек вышел на врага, [он вызвал и] (127) [надел на] себя [пять] Одеяний [живых и смирил] Мрак Одеянием Огня живого; в том Одеянии он погасил пожар врага, низверг его суесловие и гордыню; этого, одного-единственного, хватило бы им. Но так как Огонь живой ослабел, он дал ему другие четыре Одеяния — Ветра, Воды, Света и Воздуха. И вот зачем он дал эти четыре: он дал их, чтобы они помогали тому богу, то есть Огню живому, чтобы [враг] не [проник] внутрь Огня живого и не пронзил его, и яд и неприятель не отрезали бы его. И Огонь принял удар и рану на тело своё, однако все силы Мрака [были связаны] благодаря ему; [он пострадал и] вынужден [был позвать] своих [четырёх остальных] братьев, чтобы они тоже получили удар и рану. Сила врага смешалась с ними, но с Воздухом ни Тьма не смешалась, ни пожар вражеский не сумел проникнуть в него. Однако тот, оставшийся позади и не раненый, то есть Воздух, снял с себя Одеяние и силу и дал её своим четырём братьям вместо себя, чтобы в том Одеянии Воздуха живого они стали сильны, [оно пошло бы им на] пользу, другие четыре брата встали бы, и он стал бы им [защитой и спасением] жизни».

 

52

52 О [ЕДИНСТВЕ] СВЕТА 52

 

И ещё сказал Светоч ученикам: «Что касается Света — Мрак сначала победил его, [нанёс рану] и раскол, [который] остаётся в Свете. [Однако] сколько [бы этот первый] Свет, пришедший из [страны Света, ни оставался] там, в [смешении — он всегда пребывает в] едино[мыслии, заодно со страной Света; и Отцы света] тверды [в] (128) Величии света, они всегда заодно, ни один не преступил ни заповеди, ни веления, данного ему братом, никогда. А Мрак, враг, приговорён и уничтожен, ибо он виновник раскола; он раскололся сам в себе. И царство раскололось само в себе — силы, покинувшие свою бездну и последовавшие за ним ввысь, приговорены [тоже] из-за раскола, который есть в них всех. Мрак был сокрушён, и его силы усмирены. Ибо сила первого Света устроена по образу царства мира сего: покуда [соучастники] таинства едины с ним, царство [будет стоять] и внушать удивление и почтение тому, кто [призывает его, ] оно пребудет возвысится более, чем другое царство, противостоящее ему. А царство, в котором соучастники таинства разделены, — такое царство неизбежно будет приговорено, унижено и подчинено тому царству, которое противостоит ему. Так и вы сами: если все будете крепки и согласны между собой, будете заодно, будете единодушны по той живой истине, которая открылась вам, тогда все, от мала до велика, сможете победить грех, противостоящий вам. Если же разделитесь в этой истине, открывшейся вам, — да не будет этого! — то неизбежно получите приговор от неё, подчинитесь греху и [попадёте] в руки его и всех его сил, [противостоящих [вам.]

[И поэтому я говорю вам, братья, возлюбленные и члены мои: будьте едины, единодушны в истине живой, которая открылась вам, будьте крепки в вере и в истине] (129) [той], не разделяйтесь [ни] в начале, ни в конце не разделяйтесь — и вы победите верхних и нижних и повергнете к своим ногам всё, что есть и будет».

 

53

О ПЕРВОЧЕЛОВЕКЕ 53

 

И ещё сказал Светоч: «Когда послан был Первочеловек на войну в первом Одеянии [Огня живого, ] которое отдал первой природе, су[щей в стране Мрака, —] этим единым Одеянием, [а также его четырьмя братьями] он уловил Материю, помысел [смерти, вождей] и все прочие её силы.

Когда же Первочеловек взошёл из б[ездн]ы [в высоту, ] Дух живой [взял] архонтов, которых тот уловил, [с их] стихиями [злыми, порождениями] земли Мрака, чтобы основать на них этот мир, и устроил всё сущее, как подобает Величию. С той поры место жилищ стихий [было покинуто, ] стало пустынно и лишено [природы и её сил, ] всех, которые были там.

Как озеро, когда переловят сетью его рыб и птиц, и останутся в нём одни воды да тростники, да поросль растительная — так и жилища смерти: Первочеловек уловил их помыслы и управителей, пребывавших в них, и [только] жилища остались в их обители.

Что касается страны Мрака — подобное случилось и с жилищами, которые есть в ней.

Как у тела человеческого есть члены многие, так и у [страны] М[рака] есть [жилища от] начала её [бытия; они подобны] всем [членам, ] которые (130) подвешены к великой голове тела: корень единый — это все их корни, ибо они все подвешены к великой голове наверху тела. И когда отрезается член от края этих малых глав, а великая голова над ними всеми остаётся на своём месте, где находится, [и жива —] тогда оказывается, что этот человек жив. У всех этих малых глав есть место, где они стоят [и живы; а всякий раз, ] когда отсекают от них [великую голову, пребывающую над ними] всеми, эти малые главы [становятся подобны] трупам, ибо видят, [что это смерть, и они больше не] будут стоять, не будут их [стражами, не будет им места] в теле, с которым они смешаны [и в котором пребывают.] Так, наподобие этого, случилось и с жилищами Мрака, из которых Мрак выбился.

Когда та Материя и все её силы пребывали в глубине жилищ, они тоже были живы; и жители, в них пребывающие, имели возможность делать всё, что хотят, в своих жилищах. Однако с тех пор яд этой природы был отнят, убран, отделён от них и от всех её сил — и те жилища и стихии перестали действовать и опустели; не стало в них энергии ни на какое дело — как в теле, когда душа выйдет из него, не найдётся энергии и никакой стойкости, потому что душа, которая была в нём, оставила его и вышла; именно она [творит энергию] в нём [и делает всякое дело.] <...>

Так и с [жилищами и стихиями, в] которых [обитала Материя и все силы её.] (131) [Они подобны душе, пребывающей в теле, пока оно живо: ] пока [жили] в них, [они могли делать] всё, что им угодно, в тех жилищах [и в тех] стихиях, которые там есть. А с тех пор как они приняли смерть из этой среды, то есть Материи, раскол [произошёл в тех] жилищах и стихиях, [которые там есть; жилища опустели, стали, как] мёртвое тело, [и с тех пор остаётся эта] земля без жизни, и нет [никого, кто бы пребывал] в ней».

 

54

О ДОБЛЕСТИ ОДЕЯНИЙ 54

 

И ещё сказал Светоч: «Когда Перво[человек снизошёл, ] он отдал первенца из своих пяти [сынов, Одеяний; а когда Ду]х живой и Мать жизни [снизошли, ] всё архонтство было закреплено, распятое [ими] <...> они плавились и смешивались друг с другом — Свет с Мраком, а Мрак со Светом, — в то время Дух живой позвал одного из своих сынов, богатого силой, и дал ему первенца из Одеяний; а тот, [сын сильный, ] подвесил и поместил их [в] каждом из небес, [вокруг] Отца жизни; [после этого он расстав]ил и воздвиг всё сущее <...> он открыл [врата] десяти твердей [и поставил в них] всё сущее, [запустил] Колесо звёзд [и знаков зодиака силой трёх Одеяний, ] они же [три Колеса.] Таким образом, Дух живой подобен как бы [строителю] и зодчему, который будет строить царский дом, подразделяющийся на отдельные дома и [покои. Сначала он подбирает материал и украшение] всякое, полезное (132) [для] красоты [дома] <...> д[еревья он срубает] и очищает их, а камни [обрабатывает, высматривает в к]аждом их красоту и образ, расставляет и отделывает их, чтобы царь, когда придёт и будет жить в том [царском доме, ] похвалил его.

И ещё — Отец жизни подобен образу сметливого, мудрого мастера, [резчика по дереву: так, ] прежде чем будет сделана вещь [из дерева, ] прежде чем ей придаётся форма и она будет отделана — [не сразу] мастер [делает какую-нибудь] вещь из него, но <...> в него своей [мудростью, искусством и] своей сметливостью, приносит пилу, [распиливает его] пилой, рубит на части, [режет, обрабатывает, осматривает] его, вытягивает [кусок, обрабатывает] его резцом и шлифует; он делает много [вещей и] утвари деревянной, разделяет её по видам, вырезает и выделывает из него разную деревянную утварь — чашу, кубок, миску. Дерево, которое [было] сначала [необработанным] и необделанным, и не было формы у него, этот мастер умелый своим искусством и мудростью разрезал для разных видов утвари, какая употребляется у его господина. Так и Отец жизни в своей мудрости: он [явил своё искусство] в членах [многих] <...> дворец [царский, устанавливает] в ней, или в <...> полезное <...> [пустил] Корабли света [в небеса, установил Колеса, тверди и] всё прочее, [что нужно] в [землях нижних, ] чтобы, когда придёт великий Царь, то есть Третий Посланец, который <...> и будет жить в этом мире, [в своём жилище; ] Св[ет] же, который в нём, [очистится и будет отделён] (133) [его искусством и] мудр[остью, ] и он вознесёт его в свою страну; а осадок и Мрак соберут и сбросят в бездну».

 

55

О СОТВОРЕНИИ АДАМА 55

 

И ещё ученики спросили Славного так: «[Есть некоторые] среди нас, они говорят нам: " Мы [знаем из его книг], что Бог волен над тем [творением] плотским, которое сотворено <...> ещё раз, а после этого он говорит: [Посла]нец явил свой образ в мир, архонты и силы мира увидели его образ и создали свои формы по его подобию, то есть Адама и Еву. Вот видите — воля Божья была на то, чтобы это случилось; для этого он явил свой образ архонтам, и они установили [своё творение] злое. Если бы он не хотел человечества, то не явил бы свой образ и не были бы сотворены люди по его подобию" ».

Тогда сказал Славный ученикам: «Дело вот в чём. Посланец, когда пришёл и явил свой образ, пришёл не для того, чтобы явить свой образ архонтам в мире; он пришёл и явился миру ради своей Души и своего сына, который [распят в] каждом [месте] — чтобы оживить [его, спасти] и сотворить ему освобождение и избавить Душу от всяких уз и всех пут, в которых она закреплена и связана.

Но посмотрите — вот, у архонтов и властителей нет формы в [их стране, и когда они посмотрели на] него, то возжаждали его (134) образа; они подумали в сердце своём, что нет у них, в их творении, такого, кто был бы на него похож, и запечатлели его образ в сердце своём, в глубине души. После этого они выстроили его по подобию Посланца, создали Адама и Еву и запечатлели образ Возвышенного в их [душе; ] они уподобили их подобием, но не уподобили воистину; но как по образу <...> он есть, ибо он пришёл <...> а он не подобен ему воистину; [так же и] это творение, человечество: [уподоби]ли его образу Возвышенного, оно [подобно ему внешне.] Как дерево похоже на <...> но не подобно воистину.

И вот чему это подобно: знатная свободная женщина, [известная своим] бог[атством, живёт] внутри своего [покоя, весьма] богатая богатством, [состоятельная] достоянием, прекрасная красотой своей и именитая знатностью своей, и ходит в дорогих одеждах свободных людей; молва о её красоте распространилась по разным городам; она про[ходит] <...> и вот, её опочивальня [и ложе внушают] вожделение благородным и князьям, и они жаждут её облика прекрасного; они не [видели] её [ранее, ] ибо она затворена в своём дворце [и скрыта в опочивальне] внутренней, во [дворце] <...> главы; [некто] проникает к той женщине [и просит её за] своего сына, или же глава [её рода] <...> той одежде; когда [та] свободная <...> оставляет опочивальню и идёт по улице [по велению] главы своего [рода, ] она покажет своё лицо и красоту [всем людям] (135) [в городе и селении] ради своего возлюбленного брата; эта женщина, которую никто никогда не видел и не смотрел никогда на её лицо, ибо она не хотела этого и не радовалась [этому], покидает свою опочивальню и идёт среди людей, и каждый смотрит на неё — как люди настоящие и благородные, так и рабы и [простолюдины] видят её.

Вот так же, как [эта женщина, ] Посланец, [подобно] ей, [явил своё лицо —] подобно этой женщине свободной, [которая живёт у себя] в роскоши, в блеске или [выходит гулять по] воле своей в наружный покой: она [вышла из опочивальни] наружу, явила своё лицо и красоту [не по желанию своему], но лишь по печальной необходимости, [ради того, кто лю]бим ею.

Так и с Третьим Посланцем: он, когда пришёл и явил свой образ воочию перед всеми силами, пришёл не для того, чтобы все архонты и власти живописали форму [по] его подобию, но пришёл ради своего сына, распятого во всём сущем, чтобы спасти, освободить и очистить его от печали. А когда архонты увидели его, они возжаждали его образа и сотворили по его подобию Адама и Еву без воли Величия.

Вот, я рассказал вам [ответ] на тот вопрос, который вы мне задали, чтобы вы сохранили его в памяти. Узнайте, вот что ещё я поведаю вам: как Адам и Ева, сотворённые архонтами, запечатлены по образу Возвышенного? Так и божественность многая, силы многие и ангелы [многие приняли] печать того образа, (136) который явился им: ибо в сиянии света и любви его они распалились сладострастием, обнажились и предались страсти, как человек, [видя] сияние вожделенного облика [своего возлюбленного, обнажается] и предается пучине сладострастия.

Так и те силы, как только увидели [образ] сияющий, прекрасный, погрязли [в вожделении] первого образа и приняли печать того [образа, ] который явился им; они уподобились [ему творением, которое] уподобили образу, сущему <...> возвещённые, принявшие [печать об]раза, но также внутрь, в камни <...> сущие в разных местах; пучина того образа, явившегося в мире, [поглотила их] тоже, они приняли видимую на нём печать и черты.

Это новое поколение, родившееся в новом [виде] в мире, и есть Адам и Ева; и [нет] формы изначально в их мире, которой оно уподобляется, ибо такого образа не существует в мире нижнем. И все творения сотворённые сотворены рождением от совокупления, явным; но есть другие творения, сотворённые [без соития, ] другим [образом.] Одно из них — Гигант моря, выметенный из сферы, тот, которого Отец жизни спустил в море; только его огонь и собственный помысел сотворили его творение.

Второе творение — та, которая упала на землю и отдала себя морю; её помысел единый стал ей живописцем, она сотворила сама себя для природы, корня смерти; а когда она пришла в море и [попыталась] разрушить труды [Матери живых и Отца] (137) жизни, к ней тотчас же был послан Адамант света, великая мысль силы; он поверг её в пределы севера, попрал стопами и встал на неё до конца мира.

Третье создание — это природа, которая упала на Сухое; она создала древо и встала в нём <...> новое создание, созданное <...> явить; по сути они [принадлежат] Мраку, но не пришли с царём мрака [в] мир: их творение произошло [после него, ] и они смешанными явились в мир».

 

56

О САКЛЕ И ЕГО СИЛАХ 56

 

И ещё ученики спросили Светоча так: «Все [эти] выкидыши, в том числе Сакла, его подруга и те, что служили [им, ] то есть те, кто сотворил Адама и Еву, — откуда они взяли этот прекрасный образ, который вложили в своё творение, если они, когда образ явился их отцам, ещё не существовали и не видели никогда образа Посланца? И откуда они взяли печать образа Посланца, чтобы придать её творению Адама и Евы? »

Сказал им Светоч: «Грех, который выпрыгнул из архонтов, то есть Материя, устремилась вверх к образу Посланца, была отсечена оттуда и сошла на землю, ибо её не приняли внутри твердей; а когда сошла на землю, она сотворила древо, встала в нём, внутри ствола, и сотворила плоды; а когда выкидыши выпали на землю, во второй раз [вошла в плоды, возросла в них, и они упали на землю; потом она вошла в плотские порождения] (138) плодов, облеклась в них и заговорила в архонте, их вожде. Он сказал своим товарищам: " Придите, дайте ваш свет, и я создам вам образ по подобию Возвышенного". Как он сказал, так они и сделали: дали ему свет, а он создал [Адама и Еву]».

Светоч сказал также: «Грех, выпрыгну[вший из архонтов Мрака, ] он же Материя, узревшая образ Посланца, — именно она сотворила древо, [встала] в нём, а потом взошла в пл[оды; именно она] вошла в архонтов, в [их вождя, и] они сотворили Адама и Еву по подоб[ию Возвыш]енного действием греха, узревше[го образ] Посланца; он вошёл в них [через плоды, ] облёкся в них, а они живописали [обличья и] породили каждое из них в его пределе по [своим силам, ] и одно вышло похоже, а другое — непохоже.

Вот, я поведал вам о том, как архонты сотворили Адама и Еву действием греха, вошедшего в них через плоды, и образовали по подобию Возвышенного».

И ещё сказал Светоч: «Творец засел в творении Адама и Евы, в членах внешних и внутренних, в восприятии и энергии, и распространился по каждому дому. Что бы его чувствилища и стихии ни получили снаружи — есть у них там, внутри, жилища, кладовые и пещеры, — они принимают это в себя и держат в себе. Когда бы ни спросить у них о том, что помещено в их жилища внутренние, они вынесут полученное и дадут просителю, который попросит это у них. Так и его помысел [зрительный: когда он выходит] наружу посмотреть на [образы внешние, то берёт и хранит образы] всякого вида внутри [своих кладовых. Ибо] (139) [у] помысла зрительного тоже [есть] дома и пещеры, кладовые и хранилища внутри, чтобы всякий образ, который он увидит — хороший ли, плохой, любимый, ненавистный или желанный, — принимать внутрь, в свои жилища и кладовые. И когда зрительный помысел захочет выпустить подобие, которое увидел и принял внутрь, он тотчас войдёт в свои жилища, подумает [о нём] и поищет [в них, ] пока [не найдёт, ] не вынесёт его и не отдаст просителю, который просил у него и захотел этого, будь то образ из <...> Света, облик возлюбленный <...> [или облик] ненавистный. Вот как этот помысел даёт, вот каким образом поступает.

У слухового помысла тоже есть свои жилища. Каждый звук, который до него дойдёт, — добрый ли, злой ли — он принимает внутрь, помещает в своих домах и кладовых внутренних и сторожит своей [силой] десять сот дней, и если спустя десять сот дней приходит кто-нибудь и спрашивает у помысла о звуке, который тот слышал тогда и принял в свои жилища, — сей же час он входит в свои кладовые, ищет, выслушивает, разыскивает это и выпускает из того места, где поместил когда-то, где хранит.

И таким же путём действует обонятельный помысел — так же, как зрительный и слуховой: каждый запах, который учует, он принимает в себя и помещает в свои внутренние жилища. Всякий раз как проситель заговорит об этом и спросит его, он входит [туда, выпускает это из своих] жилищ и даёт память этого запаха тому, кто спросит.

И не] (140) только в них, но также во рту и на языке, в месте вкуса, обитает свой собственный помысел. У этого вкусового помысла, как и у тех, тоже есть пещеры и кладовые, предназначенные ему, он принимает туда вкусы и держит, пока кто-нибудь не спросит о вкусе; тогда он [найдёт] и выпустит его, и даст память о том вкусе. Он улавливает его, даёт признак этому вкусу и даёт память тому, кто спросит его.

Помысел осязания ручного действует таким же образом: когда он чего-нибудь коснётся, осязание получает свою память и принимает в свою кладовую внутреннюю, [пока] кто-нибудь не попросит у помысла напоминание: [сей же час] он входит, выносит воспоминание этого осязания, которое осязал, и даёт его тому, кто спросит его.

А помысел сердца, царствующий над ними всеми, действует ещё сильнее: что бы эти пять помыслов ни приняли и ни отдали на сохранение, помысел сердца принимает и стережёт. Всякий раз, как те спросят его о своём вложении, он высылает и даёт всё, что они ему отдавали. Ибо помысел сердца подобен царю, которому все советы, города и вожди его воинства подчинены: всякий раз как его полководцы попросят у него то, что хотят попросить, он даёт им совет и распоряжение, по которому они действуют.

И ещё он подобен келарю; ибо всё, что ни вверят ему и <...> него, он принимает и кладет в разные сосуды в разных местах; когда бы ни [спросили его о чем-нибудь, вложенном туда, он сей же час идёт, разыскивает это и достаёт спросившему из того] места, куда положил.

Так и телесный помысел удерживает зрелище, которое глаза увидят и передадут ему, и он примет; потом он выносит его из жилищ, в которые положил, и даёт тому, кто спросит у него.

Также и звук, который уши услышат и передадут ему, он примет до тех пор, пока не спросят у него о том звуке; он выносит услышанный звук и даёт тому, кто спросил о том звуке, — выносит и даёт услышанный звук тому, кто спросил.

Запах тоже хранится такими способами, и вкус так же, в таких же видах; осязание ручное [тоже, как они, даёт память, и] она вносится в [его жилища; ] и когда спросят о ней, помысел выносит её и отдаёт».

И ещё сказал Светоч: «Стражи есть на этих вратах и стерегут их; есть также замыкающие ключи на вратах, они в руках стражей, которые стерегут их. Так стражи стерегут лагерь, башни и сторожевые посты на [вратах] и ключи во вратах; стражи держат ключи от врат, сидя на входе сторожевых постов; и кто принадлежит к их городу, кто согражданин им и принадлежит к их стране, тому они открывают дверь и принимают его по воле своей; а если чужестранец идёт, они останавливают его, оставляют стоять у врат и не позволяют войти; а иного примут, но с великим трудом и не сразу. Оказывается, что много келий [находятся внутри, за вратами] теми, есть множество их в [тех сторожевых постах, и сочтено] число ключей от дверей, [которые] есть [там; ] когда кто-нибудь захочет [открыть келью и что-то взять, ] и у него есть ключи, он откроет (142) дверь и вынесет то, что спрятано за ней».

Сказал Светоч: «Тело это подобно некоему стану крепкому; а врата стана и их стражи подобны вратам и чувствилищам тела. Так, врата тела — это места зрения, места слуха, места обоняния и те, что высылают слова. Есть много стражей, и множество страж помещены на членах тела и сторожат свои врата. В нём также есть помысел, он же знание телесное — царица всего стана, — чтобы, когда ей угодно, открывать врата, и когда ей угодно, закрывать. А когда приходит Разум света, он обращается к вратам тела, и архонты, сторожа врат, мешают ему проникнуть и войти. Они укрепляются вокруг тела, чтобы никто чуждый им не вошёл в него. А он — Разум света — своей мудростью, устрашением и мощью смиряет сторожей, поставленных на вратах тела. Когда он окончательно смирит их, то берёт ключи от всех врат тела — врат, прежде открытых мечтаниям страсти, — чтобы принимать видения вожделения, впитывать речи житейских забот, принимать вкусы разных скверных яств вместе с заключённым там грехом; кто уже получал это, всем сердцем тянется к нему. Но теперь ключи от тела человека праведного находятся в руках Разума света, поэтому он пребывает там и открывает [их, чтобы прин]ять всё, угодное Богу; он [открывает] его человека глазам видения любви, [и тот видит любовь, истину] и праведность. И поэтому вид убранства (143) [оде]яний царских, расшитых золотом, и одеяний женских, шелковых, расшитых золотом и жемчугом, украшенных для взгляда страстного, ранее был мил глазам избранного, а ныне, силой Разума света, который проник и поселился в теле, смирив страсть, богиню тела, мечтания страстные стали мерзостны человеку праведному, а облики благочестия, праведности, смирения, одеяния смиренные угодны ему.

Также и уши прежде были открыты суетным звукам и песнопениям страсти, таинству зла; и всё это было угодно ему прежде, когда он слышал их. А ныне, силой Разума света, звуки страсти, слова чародейства и таинств злых стали мерзостны ему, отныне он не желает их слушать, а угодно ему постоянно внимать голосам речей праведности, словам псалмов и молитв, благословениям гимнов, словам истины и познанию милостыни. Одним словом, все врата были различным образом открыты злу в то прежнее время, а ныне открылись добру. И тогда грех царствовал в теле, творил любое зло, какое угодно ему, и не было никого над ним.

А ныне у греха отобрана власть в чувствилищах тела, Дух живой стал господином над всеми его членами, связал их узами мира, запечатлел печатью истины и открыл врата тела добру; поэтому добро теперь входит в них через уши и глаза и поселяется в сердце. Дух живой царствует и делает всё, что угодно ему, уничтожает волю греха, первую и последнюю, а воля Духа [Свят]ого исполняется, и замысел Разума света тоже».

(144)

Сказал Светоч: «Поэтому я говорю вам, братья, возлюбленные и члены мои: мудро и искусно ограждайте врата тела, чтобы грех, обитающий в теле, не возобладал над вами, не отнял у вас свет ваш, не рассеял его повсюду и не раздробил повсюду и по-всякому; не дай Бог, чтобы такое случилось с вами. Но будьте на страже, будьте крепки в истине своей, постоянно готовы ко всему, чтобы обрести покой в конце перед лицом Того, Чей знак и надежду вы стережёте».

 

57

О ПОРОЖДЕНИИ АДАМА 57

 

И ещё один слушатель, вавилонянин, спросил Светоча так: «Скажи мне, господин, объясни мне об Адаме, первом человеке: когда сотворили его — как он был тогда живописан или порождён? И его порождение похоже ли на порождение, которое рождается ныне в человечестве, или нет? Есть ли разница между его порождением и порождением нынешним? Ведь смотри: Адам могуч статью, велик его возраст, долги годы, он провёл много лет в мире. И не только он один оказывается таким сильным, но и все остальные, рождённые в его потомстве; их годы также долги. А у тех людей, которые рождены сейчас, величина уменьшилась, сила и годы сократились. Почему же порождение тех, кто рождён сегодня, не таково, как у тех, первых? [Небеса стоят и теперь] (145) по своим местам; звёзды и знаки зодиака тоже остаются на своих местах; отчего же теперь жизнь и годы этих последних людей сократились, стали меньше, чем у тех древних, принадлежащих к первому поколению? »

Он же, наш Светоч, в своей глубокой мудрости и великой прозорливости сказал тому слушателю, который спрашивал его: «Они возросли и вновь стали меньше, ибо пять видов властителей и вожатых пребывают в сфере знаков зодиака и в небесах над ней. Есть у них имена, которыми они [называются: ] первое имя — " год", второе — " месяц", третье — " день", четвёртое — " час", пятое — " миг". Вот какие пять мест и пять домов есть в сфере и небесах. Есть у этих мест пять сил, которые господствуют над ними. Есть господин года, есть господин месяца, есть господин дня, есть господин часа, есть господин мига; каждый находится выше своего товарища; каждый верхний господствует над тем, кто ниже его; и человеческий род, и звериный порождены этими силами. А они, эти силы, получили власть от начала творения до конца мира. И в начале поколений царствовали силы, господствующие над годами; поэтому род, порождённый в их поколениях и в их времени, оказывается таким: их годы долги и возраст велик в поколении Адама и Сифа, сына его, и следующих за ним. Потом прекратили царствовать силы, господствующие над годами, и воцарились силы, господствующие над месяцами; как месяцы меньше, чем годы, так и с поколением, которое рождено в них: его возраст меньше [возраста тех, кто рождён] в поколении сил, господствующих (146) над годами. Когда завершилась власть сил, господствующих над месяцами, силы дней получили власть после них; поэтому как дни меньше месяцев, так и поколение, рождённое в них: его возраст меньше возраста тех, кто рождён при силах, господствующих над месяцами. Так и род, рождённый в часах, и род мгновений: их " лихме" меньше, чем у месяцев и дней».

Сказал Светоч тому слушателю, вавилонянину: «Видишь, насколько приблизился конец мира: возраст людей пришёл к малости, дни их умалились, годы убыли, ибо жизнь и Свет, которые были в мире у этих первых поколений, больше, чем у сегодняшнего; вот почему они уменьшились ростом и возраст их убыл».

И ещё сказал этот слушатель, вавилонянин, Светочу: «Прошу тебя, господин мой: ты рассказал и объяснил мне о годах — почему годы древних велики или, наоборот, эти, последние, уменьшились — и сказал мне, что рост их людей тоже убыл; всё это, как ты сказал, убыло потому, что жизнь и Свет убывают из мира. Не расскажешь ли нам ещё вот о чём: каким образом весь род человеческий произошёл от одного мужчины и одной женщины, Адама и Евы? »

Сказал Светоч тому слушателю: «Правильно ты спрашиваешь меня об этом. Да будет тебе известно: так как эти первые поколения содержат больше света и чище по сути своей, и годы их долги, — потому же и многочислен их род, больше, чем род нынешнего времени; они проводили долгое время во [чре]ве матери своей, потом [рождались, и при этом их] (147) [было] множество во чреве едином: иной раз рождалось пятеро из чрева единого, иной раз — шестеро из чрева единого; бывало и меньше того, бывало и больше. Вот потому-то род Евы многочислен, так же как род её детей: земля наполнилась ими одними. Так как поколение древних людей, рождённых в мире, очень отличается от сегодняшнего, то и зачатие, и рождение их не таково, как у последних, которые рождаются сегодня из чрева женского. Ибо рождённые ныне в этих последних поколениях получаются малыми и недоросшими и родятся по одному во чреве едином, от силы по двое, или менее, или более того. И они безобразны обличьем, малы величиной, слабы членами; их сознание и помыслы полны зла, они злодеи, они клонятся к закату и в свой срок погибают в страданиях, и смерть настигает их скоро».

Когда тот слушатель услышал эти слова, он поклонился, восславил Светоча и сказал ему: «Благодарю тебя, мой господин, что ты удовлетворил моё сердце и благосклонно объяснил мне то, о чём я тебя спросил».

 

58


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-06-19; Просмотров: 133; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.106 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь