Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Инструмент, примененный для раскапывания
Согласно сутре, Будда просто указывает на Благородную Мудрость как на инструмент для раскапывания, что на самом деле устанавливает тип мудрости, приводящий к просветлению, технически известный как «Арья Панна» или «Благородная Просветленная Мудрость». Хотя Будда не упомянул об осознанности, или внимательности (сати), тем не менее этот в высшей степени требуемый фактор на пути неотделим от мудрости и где бы ни присутствовала мудрость, осознанность, или внимательность, всегда там же. Два неразделимых фактора постоянно работают рука об руку и сосуществуют как до, так и после достижения полного просветления. Посмотрим еще и на другие детали того, как работает мудрость и как она развивается. Прежде всего я дам определение мудрости. У нее два значения: первое – это глубокое понимание и полнейшее видение всего, как оно есть, а не так, как мы думаем, предполагаем или воображаем себе. Второе значение относится к способности быть тем, что мы знаем, и переводить идею и/или знание в действие. Хотя предыдущее выглядит весьма разумным, но все же является интеллектуализацией, поскольку мудрость прорастает из полного видения и проникающего прозрения в то, что есть, тогда как интеллект – лишь ментальное упражнение в осмыслении согласно интеллектуальной подготовке и систематическому мышлению или образованию человека. В мудрости имеется сила выхода за пределы и освобождение от всего, что затрудняет или препятствует дороге жизни и/или свободному течению жизни. То есть, обладая истинной мудростью, человек естественно становится просветленным в том смысле, что он проливает свет на некоторые вещи и уничтожает тьму. В связи с этим просветленный человек наполнен несравненным светом мудрости и ярко излучает его вовне, а также трансформирует все темные силы, чтобы достичь подлинной целостности. В Объединенном Целом и наша светлая сторона, и трансформированная темная оказываются столь полно соединенными, что не остается места отсутствию равновесия или его недостатку. В такой полноте бытия и становления наши исполнительные функции, сознающее эго, могут в полном совершенстве исполнять свои обязанности, включая руководство нашей внутренней и внешней жизнью в полном объеме, так что мы сможем действовать, говорить и думать согласно руководству внутреннего знания, или мудрости. Таким образом, мы говорим: «Мы – короли снаружи и мудрецы внутри». Существует три главных пути появления мудрости. Первый – посредством слушания, это означает, что человек внимает бдительно и безмолвно всему, что проникает в его слуховую модальность или слуховое сознание. Например, Сиддхартха слушает шум реки и получает очень полезную информацию и ясное прозрение в неожиданное. Кто-то может послушать безмолвный голос внутри и найти ответ или решение проблемы, которая касается его в этот момент, или найти направление, дальнейший путь или выход в случае, если он полностью внутренне растерян. Суть в том, что когда человек слушает, он слышит. Без должного слушания или нежелания услышать – это не слушание. Слушание – это сознание, появляющееся посредством ощущения контакта между модальностью уха и звуком, голосом или вибрацией, но в то же время присутствует осознание. Поэтому мудрость, прозрение, озарение знанием или некоторая полезная информация могут появиться и стать для кого-то значимыми. Второй путь, или способ, посредством которого можно достичь мудрости, – мышление с сердцем, или объективное мышление. Этот способ подразумевает научный путь получения информации или допущения для создания теории или поиска решения и объяснения помрачения. При таком способе мышления в уме удерживается предмет или вопрос столько времени, сколько требуется, пока человек молча размышляет или тщательно наблюдает происходящее, не добавляя своего мнения и не комментируя. Спустя некоторое время появляется вспышка прозрения или свет мудрости, подобно рассвету нового дня, рассеивающему тьму и одновременно несущему свет миру. Подобно тому как каждый день – новый, так же и жизнь становится новой, обновляется каждый момент, так что каждый может быть свежим и обновляться по мере продолжения потока жизни, мгновения ее следуют один за другим, и так без конца. Третий и наиболее важный путь обретения мудрости – посредством медитации прозрения, или практики випассаны. Эта практика основана на постоянном применении не-вербального, не-судящего и не-привязывающегося осознания того, что происходит в данный момент. При этом виде осознания разотождествление и безвыборность играют ключевую роль при обретении мудрости и обеспечении пространства для появления прозрения, так же как и для того, чтобы непревзойденный свет осведомленности непосредственно на опыте сиял вовне. Благодаря медитации прозрения вспышки прозрения и внутреннее знание появляются у медитирующего двумя способами: первый – путем постоянного применения определенного выше осознания и объективного наблюдения всех явлений, будь то физические, ментальные, эмоциональные, психологические, психические или духовные; другой – посредством длительного периода безмолвия в глубокой медитации, где ни слова, ни образы больше не существуют. Говоря традиционно, самадхи (символ чистой и спокойной воды), или устойчивый ум, становится твердо удерживаемым и все обусловленные состояния остаются в недвижимости, естественным образом приходит мудрость прозрения, подобно восходящему солнцу, дающему свет и разгоняющему тьму. А теперь давайте поговорим о теле и его мудрости. Термин «тело» относится к материальной природе человека и всего материального организма, составленного из четырех основных элементов: земли (протяженность и твердость), воды (связывающая способность), огня (жар и активность), ветра (движение и вибрация) вместе с энергетическим, или биоэнергетическим, телом, включающим дыхание. Об энергетическом теле говорят иногда как о нематериальном, тонком или эфирном, занимающем разные энергетические области или хранящем эмоциональные и психические энергетические стереотипы, накопленные благодаря личному опыту негативных, болезненных чувств и неприятных ощущений. Прежде чем приступить к детальному рассмотрению энергетического тела и его творений, бросим беглый взгляд на сознание – первое и главное условие создания физических и умственных явлений. Совершенно очевидно, что наше повседневное сознание создано не только нашими личными условиями, но также и различными влияниями и энергиями архетипов. К тому же такие энергии архетипов преобладают в нашем окружении, в той земле, по которой мы ходим, в той группе людей, с которой мы связаны, в нашем сообществе, к которому мы принадлежим, и в мире, в котором мы живем. И мы проявляем такое сознание во всей своей деятельности в жизни, на работе, во всех отношениях с самим собой и с остальным миром. Это означает, что у нас есть определенные предсказуемые стереотипы поведения, реагирования и реакции на жизненные обстоятельства, социальные ситуации и ситуации в мире. С этим жестко обусловленным сознанием мы оказываемся в ловушке, очень тесно ограниченной воронке существования, с которой достаточно хорошо знакомы благодаря личному опыту. Попав в ловушку и вращаясь, мы становимся агрессивными, карающими и вспыльчивыми особенно по отношению к своим ближним. Таким образом, личные защитные механизмы усиливаются и глубже укореняются в нашей психологической реальности, требуя все большего строительства защитных систем территории, чтобы можно было гарантировать нашу безопасность. Чем дольше мы живем под диктатом этого типа сознания, тем больше страхов и подозрений господствует в нашей жизни. В результате мы еще больше прилипаем к своему кажущемуся существованию. С таким сознанием мы создаем подходящие условия для того, чтобы наше тело и ум содержали в себе это сознание и приспосабливались к нему. Иными словами, какое бы сознание у нас ни было в определенный момент, оно приведет нас к автоматической корректировке или трансформации, так что будет создана определенная форма нашего физического или ментального тела, подходящая для проявления этого сознания. Например, когда человек испытывает страх, физическое тело сжимается, а ум становится жестким, наполненным страхом или даже парализованным, и тогда он проецирует мысль о том, что могут произойти всевозможные ужасные вещи. Когда у вас боль, физическая, эмоциональная или психологическая, в теле создается напряжение, а ум, образно говоря, пронзительно кричит и бьется в агонии. В этой ситуации можно наблюдать разнообразие видов языка тела, определенные позы тела, искажение физической структуры, проявляющиеся у каждого человека как следствие присутствия или агрессии, или определенного типа сознания с присущими им энергетическими стереотипами. Поэтому можно понять, как образуются блоки или блокировки в нашей психофизической системе. У наших психофизических систем есть природный ритм, который физическое тело утрачивает из-за появления нового сознания. (Говоря о сознании, мы всегда включаем энергетические стереотипы, относящиеся к нему, поскольку при отсутствии каждого из таких энергетических стереотипов не было бы сознания.) Создается новая внутренняя форма тела, чтобы содержать в себе такое новое сознание с особым энергетическим стереотипом, действующим в данный момент. Но не только это, формируется ум, а скорее качества ума, такие как чувствование, восприятие, намерение, впечатление и внимание, таким образом, что все эти качества ума становятся подходящими стереотипами и координаторами сознания. В нормальном состоянии тело обладает пропорциональным ритмом сжатия и расширения, так же как наше дыхание, имеющее свое ритмическое движение подъема (вдоха) и опадения (выдоха). Когда из-за изменений, происходящих в мире сознания, действующего посредством наших ощущений, сбивается природный ритм, возникает лакуна, поскольку либо сокращение, либо расширение теряет свой импульс. Можно сказать, что сокращение не может происходить в своем собственном ритме или расширение – в соответствии со своим природным ритмом. Тогда энергетические стереотипы, будь то ощущения или чувства (негативные), влияющие на сознание в данный момент, оказываются погребенными или спрятанными, запертыми в данной конкретной лакуне, или пустоте, и поэтому создается блок. Природа, не выносящая пустоты, заполняет ее тем, что является подходящим в данный момент. Следовательно, можно обнаружить, что гнев погребен в челюстях, лодыжках, нижней и средней частях спины. Страх спрятан в коленях, плечах, в верхней части груди. Грусть и печаль – где-то в средней части груди. Тревога погружена в живот и заперта там, а также вокруг грудной клетки. Основная боль погребена в желудке и т. д. Интересно отметить, что каждое местоположение блока имеет свою историю или информацию вдобавок к самому энергетическому стереотипу. Эта история или происшествие открывается самому человеку и его терапевту, когда такой энергетический стереотип освобождается и растворяется в процессе лечения. Иногда подобное происходит с медитирующими при безмолвной медитации, что вызывает удивление не только медитирующего, но и всех присутствующих на этих занятиях медитацией. Это удивляет – медитирующий никогда не думал, что гнев, страх и печаль кроются в определенных частях тела. Конечно, в своем путешествии через процесс осознания мы встретимся со многими сюрпризами и с тем, что никак не ожидали. Поэтому это путешествие называется «путешествие открытия». До настоящего момента, надеюсь, мне удалось прояснить, как тело, или система материальной природы и биоэнергия, обусловливается сознанием. Пожалуйста, примите во внимание, что этот процесс осуществляется в ходе вашей повседневной жизни. Чтобы самим это увидеть, вам надо лишь обращать внимание на то, что на самом деле происходит с вашим физическим телом и областью ума, когда вы переживаете определенное чувство или эмоцию в своей жизни и наблюдать за всем этим. Запомните также, что когда вы переживаете чувство, эмоцию или состояние ума, присутствует определенное сознание, поскольку оно является основным потоком природного течения. В этом отношении сознание подобно реке, которая беспрерывно течет и течет, тогда как чувство, эмоция или состояние ума подобны предметам, которые несут воды реки. Хотя тело изначально обусловлено и находится под сильным влиянием сознания, оно обладает своим уникальным способом давать намек или подтекст сознающему эго, что блок, или запертая энергия, должен быть удален, особенно когда оно хочет, чтобы больше не было боли или развивающейся болезни, представляющей угрозу для жизни. Главным способом привлечения внимания и сообщения намека является боль, посредством которой тело дает знать человеку, что что-то не так в его части, страдающей от боли. Будучи сама по себе энергетическим стереотипом, боль содержит полезную информацию, как и все энергетические стереотипы, с тем чтобы побудить человека предпринять позитивные действия для освобождения погребенной нездоровой энергии и избавления от нее. Но в основном мы не видим того, как эта телесная боль пытается передать нам такую полезную информацию. Вместо этого мы стараемся избавиться от боли всеми известными нам способами. Мы не понимаем, что избавление от боли без высвобождения или трансформации скрытой в ней энергии не является долговременным обретением здоровья или полным излечением. Обычно энергия, кроющаяся под маской боли, – это эмоциональная обусловленность, если это не чисто физическое повреждение или просто физическое напряжение, вызывающее боль. Чтобы узнать об этом наверняка, используется осознание, играющее важнейшую роль, поскольку оно выполняет функцию кормления информацией нашего сознающего эго. Если присутствует сознающее эго, которое берет ответственность на себя за различные жизненные ситуации, можно найти настоящее решение для любой проблемы или сложной задачи. Объясняется это тем, что каждый тип энергии или энергетический стереотип имеет информацию и всегда готов поделиться ей с сознающим эго (индивидуальностью с осознанием). Другой способ, которым тело пытается взаимодействовать с нами, известен как «язык тела». Подходя реалистично, можно сказать, что это энергия, которая движет тело и придает ему форму. Например, когда человек утрачивает правильную позу (прямое, вертикальное, гармонично выверенное положение), тело будет вынуждено найти компенсацию, удерживая скрюченное, неравновесное положение, которое с течением времени приводит к возникновению боли или сильнейшего напряжения. То, как человек ходит, стоит или держит себя в обществе или в частной жизни, указывает на присутствие и маневрироние определенной энергии, ответственной за демонстрацию его жизненного шоу в этот момент или проводящей его. Помните, что, говоря об энергии, я также подразумеваю оперирующее ею сознание, хотя на поверхности его движение незаметно. На самом деле, в основе наличия и действия всех энергетических стереотипов, проявляющихся в нашей жизни посредством шести органов чувств, лежит сознание. Тело проявляет свою мудрость, рассказывая нам, что для него правильно, а что нет, конечно, не в терминах нравственности, а в ощущении здоровья и гармонии или вреда и смертельного яда. Например, когда мы что-то едим, пьем или принимаем внутрь, тело знает точно, является ли правильным или нет, здоровым или вредным то, что мы едим, пьем или принимаем внутрь. Но большинство из нас, вместо того чтобы слушать тело, придерживается предпочтений рта или ума (имеется в виду вкус или приятное ощущение для вкуса) и приспосабливается к ним. Поэтому мы не слышим голос мудрости тела и в результате отравляем его или совершаем над ним ужасное насилие, хотя и не преднамеренно, тогда как на сознательном уровне мы намереваемся просто насладиться жизнью или получить максимально возможное удовольствие от того, что мы потребляем. Если мы обратим внимание на тело, мы, конечно, сможем узнать, что оно хочет, каковы его потребности, так как тело усиленно пытается сообщить нам, в чем оно действительно нуждается, чтобы отсутствующее или недостающее в его материальной системе было пополнено и таким образом дало ему возможность наслаждаться хорошим здоровьем, пребывая в гармонии со всеми своими энергетическими системами. Забота о гармоничном существовании и здоровье, без сомнения, – проявление мудрости, не важно, исходит ли она от тела или ума (ума, связанного с мудростью, или мудрого сознания). Тело обладает мудростью, потому что имеет шесть органов восприятия: глаза, уши, нос, язык, кожа, ум, и это ясно означает, что тело – исваточник, или начало, из которого возникает сознание. Сознание, которое проявляется через модальность органов чувств, в терминологии буддизма называется «телесным сознанием». Подобным образом, у нас есть сознание глаза, сознание уха, сознание носа, сознание языка, сознание кожи и сознание ума (сознание, возникающее через модальность восприятия ума). Мудрость руководит сознанием в вышеописанном смысле в той мере, в которой термин «сознание» в широком современном применении относится к процессу различения, распознавания, форме мудрости. Есть история о буддийском монахе времен Будды. Говорят, что монах медитировал с приоткрытыми глазами на протяжении трех месяцев, оставаясь без сна. Он взял обет использовать лишь три позы (сидя, стоя и при ходьбе) для своей строгой практики медитации, и не ложился в течение этих трех месяцев. В результате он ослеп и не смог видеть насекомых, муравьев и других живых существ на земле, где он со вниманием проводил медитацию при ходьбе. Поэтому он наступил на них и повредил или даже убил их, не имея намерения сделать это. Поскольку многие его друзья монахи советовали ему не заниматься медитацией при ходьбе, он сказал им, что спросит свое тело, и он его спросил. В послании, которое он получил от своего тела, говорилось, что он может продолжать медитацию при ходьбе, так как у него нет намерения причинять вред или убивать живые существа или наступать на них, и что для него это абсолютно правильное действие. Вскоре после этого он обрел полное просветление. Из этого рассказа мы узнали, что мудрость тела проводит тонкую, но четкую границу между сутью и поверхностностью или между сущностным действием и так называемым нравственным поступком. Нравственно ориентированный ум будет направляем насильственно или даже болезненно чувством вины, если совершается безнравственное действие, или он не сможет предпринять сущностное действие против правил поведения, предписанных организованной религией. Так происходит потому, что вина, хотя является и более мягкой формой страха, обладает могущественной властью над умом и очень часто парализует нравственно ориентированного человека. Что касается процесса, тело очень хорошо знает, что ему в точности следует делать, как далеко идти и сколько времени провести на каждой сессии процесса. Например, когда кто-то вступил во взаимодействие со скрытым энергетическим стереотипом в своей психофизической системе, происходит нечто подобное экспрессии либо путем спонтанного внезапного звукового взрыва или шума, либо физического движения, рыдания, плача на протяжении некоторого периода времени. Такое событие называется «процессом», и оно будет продолжаться, пока не разрядится, не высвободится и полностью не очистится запертая энергия стереотипа. В такой ситуации тело может эффективно способствовать работе, при условии, что ум не вмешивается и эго не пытается усложнить процесс. Иногда тело будит человека среди ночи, если ощущает, что работу процесса необходимо осуществить в данное время, поскольку у него свое собственное время, тогда как сознание ума или эго не знают этого и, по этой причине, будут сопротивляться работе, намеченной телом. Более того, тело прекрасно понимает, как создать динамический баланс между высвобождением заблокированной энергии и образованием новой здоровой для заполнения лакуны, так что высвобождение не слишком превысит необходимую пропорцию получения энергии и в этом отношении сможет возобладать гармония внутри различных энергетических систем. В связи с этим не будем забывать, что, как и вся работа природы вообще, тело очень озабочено поддержанием некоторого рода равновесия, и оно обеспечивает это равновесие, наблюдая своим оком мудрости за потоками различных энергетических систем в своей форме жизни или организме. Поэтому нам надо более полно открыться телу, чтобы мы смогли творчески отнестись к болезни или отсутствию равновесия и узнать больше об исцелении, здоровье и всеобъединяющей целостности.
|
Последнее изменение этой страницы: 2019-06-19; Просмотров: 172; Нарушение авторского права страницы