Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Пирамидка «ЕЛОЧКА» (из песочных формочек)
Возраст ребенка: от 1 года до 2-х лет. Характер действий с игрушкой слепого ребенка: 1. Использовать отдельные части как формочки-вкладыши в играх с песком, снегом, водой. 2.Учить захватывать части произвольно, а при вкладывании частей друг в друга левой рукой удерживать перевернутую форму, удерживая ее по окружности (при этом указательный палец находится внутри формы) и вкладывая в нее меньшую форму правой рукой, при этом большой палец - с внешней стороны формочки, а 4 пальца- внутри. 3.Приучить ребенка при вкладывании меньшей формочки касаться пальца, находящегося внутри формочки. Таким способом можно вкладывать и формы других размеров. 4.Учить ребенка ставить формочки друг на друга, при этом помочь ребенку найти основание и подбирать другие детали по размеру. 5. Называть ребенку размеры формочек. , Характер действий с игрушкой ребенка с остаточным зрением. 1. Познакомить ребенка с вышеперечисленными способами использования игрушки. 2. Учить узнавать игрушку при помощи зрения, отличать ее от других игрушек. Модификация данной игрушки заключается в следующем: произвести разборку пирамиды, убрать подставку, использовать отдельные формочки наряду с собранной пирамидкой. Большой надувной мяч Возраст ребенка: от 6 мес. до 1 года. Характер действий с игрушкой слепого ребенка: 1. Держать мяч над кроваткой на расстоянии вытянутой руки ребенка так, чтобы ребенок ударял по мячу ручками и ножками (поочередно и вместе). 106 2. Использовать мяч для выполнения упражнений по обучению ребенка поднимать голову. Характер действий с игрушкой ребенка с остаточным зрением: 1. Учить ребенка поворачивать голову и следить взором за движущимся мячом. Мяч следует держать перед лицом ребенка на расстоянии 50—60 см. 2. Подобрать мяч яркой расцветки и обращать внимание ребенка на цвет. Возраст ребенка: от 1 года до 3-х лет. Характер действий с игрушкой слепого ребенка: ' 1. Учить обхватывать мяч двумя руками. 2. Учить поднимать мяч над головой двумя руками, бросать егов разных направлениях. 3. Учить надувать чуть сдутый мяч. Характер действий с игрушкой ребенка с остаточным зрени ем: 1. Учить ребенка узнавать мяч на расстоянии. 2. Учить выполнять броски от груди и головы в разных направлениях (взрослый должен находиться за ребенком). Желательно, чтобы в обучении принимало участие двое взрослых или была озвученная цель. Модификация мяча заключается в следующем: засыпать в мяч любую крупу или любой другой наполнитель (1/2 стакана). ТЕАТРАЛИЗОВАННЫЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО ОБУЧЕНИЯ И КОРРЕКЦИИ Театрализованные игры являются одним их важных элементов работы с детьми, страдающими нарушениями зрения, в специальном детском саду. Они способствуют творческому развитию личности ребенка, навыков общения, формированию его вкуса, интеллекта, речи, действенно-практической деятельности и социальной адаптации детей. Проведение театрализованных игр в детском саду позволяет решать не только учебно-воспитательные, но и коррекционные задачи. 107 Воспитательные и образовательные задачи: - Развивать творческие способности детей, их желание фантазировать и реализовывать желаемое в действительности. - Способствовать развитию театрального творчества, художественных и индивидуальных способностей детей. - Учить детей умело использовать речевые приемы рассказывания: интонацию, логическое ударение, выразительность, паузы, силу голоса. - Воспитывать коммуникативные навыки: дружеские взаимоотношения, умение уступать товарищу по игре, согласовывать свои действия с партнерами. - Воспитывать культуру поведения в театре. Коррекционно-педагогические задачи: - Развивать точность и координацию движений, умение ориентироваться в малом и большом пространствах (ширма, сцена). - Развивать речевые и неречевые средства общения (учить соотносить жест, движение и слово в передаче художественного образа). - Развивать восприятие цвета. - Развивать эмоционально-волевую деятельность, вырабатывать адаптацию к новым видам деятельности. Организация и обучение театрализованным играм носят поэтапный характер, причем на каждом этапе ставятся и решаются различные задачи. Работу следует начинать с разучивания сказок и потешек, отдавая предпочтение ярким образцам русского фольклора, например, скороговоркам из сборника «Радуга». Постепенно задачу усложняют, переходя от небольших сказок к более масштабным, ярким по колориту, образам и динамике. В процессе работы следует разъяснять детям, что каждую потешку, сказку или присказку можно обыграть словом, выразительностью голоса ребенка-артиста, исполняющего роль героя сказки, а также движением соответствующей куклы. 108 Важным этапом в организации театральной, игры является изготовление театральных кукол. Общение с куклами вызывает у детей высокую эмоциональную заинтересованность и стремление принять участие в их изготовлении. По мере возникновения устойчивого интереса детей к той или иной сказке следует перейти к совместному (с детьми) изготовлению кукол и декораций. Это вызывает необходимость индивидуальной работы с каждым ребенком по овладению технологией изготовления кукол из папье-маше. Существенным элементом последующей работы является развитие интонационной выразительности речи детей. Важная роль здесь принадлежит логопеду. Учитывая, что речь воспитателя является основным образцом для детского подражания, следует обратить особое внимание на интонацию, силу голоса, темп речи, дикцию, выразительность и т. п. С этой целью можно предложить следующие игровые упражнения: «телефонные» разговоры персонажей сказок К. Чуковского, английские народные песенки, диалог персонажей «Лис и мышонок» (В. В Бианки), «Волк и лиса», «Уля и Филя» (С. Я. Маршак). Весьма полезным на этом этапе является обучение детей интонациям, построенным на контрастах (например, как обращаются к Морозу Ивановичу падчерица и мачехина дочка). Развитию подобных навыков способствуют также игры типа «Угадай, кто говорит» (за ширмой имитируют голоса животных). Этой же цели служат упражнения по интонированию слов, способствующих культуре общения («здравствуйте», «дай, пожалуйста», «возьми, пожалуйста», «благодарю», «спасибо» и др.) Перечисленные упражнения позволяют перейти к разыгрыванию отрывков из литературных произведений и таких сказок, как «Царевна-лягушка», «Три поросенка», «Мороз Иванович», «Колобок». Обязательным условием успешного проведения театрализованных игр является обучение детей ориентировке в большом и малом пространствах. Следует уделить достаточное внимание процессу кукловождения. Например, при передвижении кукол по ширме педагог должен подробно объяснить детям взаимное расположение кукол, направление их движения, помочь определить мизансцены. Дети должны хорошо уяснить, как при изменении положения кукол меняются местами кукловоды. 109 В виду того, что при вождении кукол дети часто испытывают определенные затруднения (ходьба, бег, танцы, взаимная беседа кукол), необходимо научить детей-кукловодов находить наиболее интересные и характерные движения для своих персонажей. Дополнительные сложности в ориентировке могут возникнуть и в играх-драматизациях на большой сцене. Для их устранения следует использовать зрительные ориентиры (декорации или специальные цветовые ориентиры), позволяющие облегчить нахождение середины сцены и ее границ. Существенное значение имеет также индивидуальная работа с детьми-исполнителями по разучиванию мизансцен. Формированию точного и правильного восприятия театральной деятельности способствуют экскурсии в кукольный театр. Такие экскурсии начинают с осмотра фасада и афиш спектаклей. Затем переходят к наблюдениям за работой кассира и контролера, после чего следуют знакомство с фойе театра, осмотр зрительного зала и сцены, ознакомление с театральными программками. После просмотра спектакля целесообразно провести беседу театрального методиста с детьми, которая познакомит их с кукольной атрибутикой, выставкой кукол, актерами театра. После посещения кукольного театра желательно, чтобы дети отразили в рисунках свои впечатления об увиденном спектакле. В дальнейшем в театральное представление вводятся элементы сюжетно-ролевой игры. Исходя из особенностей зрительного восприятия детей с нарушениями зрения, необходимо формировать точные игровые действия, например те, которые имитируют конкретные эпизоды работы театра: продажу билетов, проверку билетов у зрителей, подготовку зрительного зала, расстановку стульев в соответствии с нумерацией рядов и мест, настройку осветительных приборов. 110 После этого можно переходить к постановке сказки, которую выбирают сами дети. Они же определяют место и время действия, обсуждают образы персонажей, находят характерные голоса, манеру разговора и походку действующих лиц. Различные виды театра рекомендуется использовать в следующей последовательности: фланелеграф, теневой театр, пальчиковый театр, настольный и, наконец, работа на ширме с куклами. Учитывая особенность зрительного восприятия детей, не следует перегружать сцену декорациями, при показе спектаклей предпочтение целесообразно отдавать зеленому и светло-желтому фону. После того как спектакль подготовлен, дети показывают его на праздничном утреннике. С участием детей готовятся афиши, программки, билеты и приглашения. Для показа можно рекомендовать такие сказки, как «Кот, петух и лиса», «Рукавичка», «Три поросенка», «Коза-дереза». Драматизация литературных произведений ставит режиссерские задачи перед педагогами. На этом этапе важное значение приобретает обучение детей пантомимическим средствам создания образа персонажа. Для правильной передачи эмоционального состояния персонажа через мимику можно рекомендовать следующие упражнения: - Рассматривание иллюстраций литературных произведений, изображающих различные эмоциональные ситуации, с последующим обсуждением настроения героя и передающих его средств художественной выразительности. - Рассматривание фотографий детей (желательно посещающих эту же группу детского сада), которые отражают эмоциональные состояния. - Проигрывание небольших мимических сцен по типу «Дети-зрители, дети-актеры». В ходе них, меняясь попеременно, дети стараются мимикой передать особенности эмоционального состояния персонажей. - Проигрывание бытовых сцен-миниатюр, в которых используется материал из жизни детей в саду или дома. Например, в сцене «Маленькая Сашенька потерялась» можно предложить детям С помощью мимики передать тревогу, испуг и растерянность девочки. - Изображение детьми на рисунках человека и сказочных персонажей в различных эмоциональных состояниях. В ходе работы над драматизацией литературных произведений важно учесть, что дети с нарушением зрения часто етрадают неточностью, нескоординированностью движений, слабой двигательной памятью. Формированию правильной передачи образа персонажа через движение способствуют следующие игры и упражнения: - Игры, имитирующие движения и повадки различных животных. - Игры, развивающие способность передавать различные действия посредством точных и координированных движений. Здесь можно использовать такие игры, как «Зеркало», «Обезьянка», «Мореволнуется», «Где мы были? », «Сделай так» и др. - Воспроизведение поз и жестов по образцу картины. - Упражнения, использующие позы и жесты для передачи различных эмоциональных состояний героев. После того как дети успешно овладели вышеперечисленными навыками, можно предложить им пантомимические упражнения (например, пантомимическую сцену «Живые картинки»). Следующая, более высокая ступень творчества, синтезирует различные виды кукольных театров: перчаточный, дергунчиковыи, игра на ширме. Она позволяет перейти к созданию красочного музыкального спектакля, соединяющего кукольный театр с игрой-драматизацией. В качестве примера сошлемся на опыт нашей работы. На одном из занятий в детском саду дети рассматривали картину «Гуси-лебеди». Эмоциональная насыщенность и выразительность этой картины вызвали у детей желание развернуть игру-драматизацию по одноименной сказке. Действительно, содержание сказки «Гуси-лебеди» отражает яркие, динамичные, захватывающие и понятные детям события. Дети чувствуют себя активными участниками этих событий, что рождает у них желание творчески реализовать свои способности в игровых действиях. В результате игра-драматизация переросла в красочный музыкальный спектакль «Гуси-лебеди», в котором наряду с актерами участвовали и кукольные персонажи. 112 Важным этапом обучения театрализованным играм является подключение к этой работе родителей. Их помощь проявляется в изготовлении (с участием детей) одежды для кукол, украшений для ширмы и т. п., что способствует повышению творческой активности детей и в домашних условиях. Значительную помощь родителям может оказать организация библиотечки, состоящей из журнала «Дошкольное воспитание», книг «Театр дома», «Домашний театр» и др. Дети охотно рассказывают о совместных с родителями театральных играх, к праздникам шьют в подарок родителям куклы-рукавички. Весьма желательны присутствие родителей на спектаклях в детском саду, совместное обсуждение тематики спектаклей для постановки в детском саду и в домашних условиях. Важная роль в формировании творческих способностей детей применительно к театрализованным играм принадлежит тифлопедагогу, который проводит свою работу в тесном контакте с воспитателями. Эта работа осуществляется по следующим направлениям. |
Последнее изменение этой страницы: 2019-06-19; Просмотров: 161; Нарушение авторского права страницы