Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Ознакомление детей с элементарными сведениями об истории театра



Рассказ о театральных масках актеров Древней Греции (маски «Радость», «Грусть», «Спокойствие», «Удивление», «Страх», «Гнев»). Целесообразно проведение игры «Кто ты, маска? ». В процессе этой работы решаются коррекционные задачи:

а) выделение информативных признаков эмоционального состояния героя маски;

б) подбор синонимов, определяющих эмоциональное состояние героя;

в) работа над интонационной выразительностью и силой голоса, отчетливостью и темпом речи.

113

Знакомство с некоторыми видами театра

Для этой работы следует использовать теневой театр как наиболее отвечающий требованиям развития зрительного восприятия детей и формирования у них предметных представлений. Кроме того, использование этого вида театра на коррекционных занятиях не создает особых сложностей и вызывает большой эмоциональный интерес у детей. В теневом театре тифлопедагог совместно с логопедом проводит инсценировки тех сказок, которые воспитатели одновременно ставят в кукольном театре или в игре-драматизации (например, сказки «Заюшкина избушка», «Гуси-лебеди» и др.). На этом этапе работы тифлопедагогом решаются следующие задачи:

а)    научить детей узнавать персонажи в силуэтном изображении в различных позах;

б)   обучить их способам вождения силуэтных изображений, передающих характер движения персонажа и направление его движения;

в)    выработать интонационную выразительность при передаче ребенком образа героя сказки.

Первоначальный показ теневого театра следует проводить тифлопедагогу. Затем дети оречевляют роли и лишь после этого становятся полноправными участниками театрального действа: самостоятельно выбирают силуэт персонажа в нужной позе, водят куклу по сцене, озвучивают роль. Закреплению приобретенных навыков способствует перенос деятельности в новую обстановку (показ спектакля детям других групп и родителям).

Весьма полезным является использование тифлопедагогом пальчикового театра типа «Теремок». Это способствует решению таких коррекционных задач как:

а)    развитие мелкой моторики кистей рук;

б)    умение сопрягать речь с движением.

Обучение восприятию и воспроизведению мимики, поз и движений

Как материал в этой работе используются сказки, которые дети будут инсценировать в кукольном или драматическом спектаклях.

114

Основываясь на нашем опыте, представим некоторые виды работ по указанному направлению.

1.    Создание аппликационного портрета Ванечки из сказки«Гуси-лебеди»:

а) по описанию;

б) с помощью настроения, вызванного музыкой («Детский альбом» П. И. Чайковского).

2. Составление фото робота Бабы Яги, матери Машеньки и Вани.

3. Использование пособия «Гуси-лебеди», которое позволяет успешно решить следующие коррекционные задачи:

а) обучить тонкой дифференцировке поз одного и того же персонажа;

б) подобрать к цветному изображению персонажа в определенной позе* аналогичные силуэтные и контурные изображения;

в) научить определять эпизод сказки по позе персонажа.

4.    Проведение игры «Городок гномиков», способствующей решению ниже перечисленных коррекционных задач:

а) научить ребенка ориентироваться в малом и большом пространствах, опираясь на сигнальные ориентиры (портреты гномов с различным выражением лица);

б) научить ребенка с помощью мимики передавать эмоциональное состояние персонажей.

Подготовка сюжетно-ролевой игры «Театр»

На этом этапе тифлопедагог должен помочь воспитателям ознакомить детей с атрибутами игры, сформировать игровые действия. Содержание работы:

1. Знакомство с атрибутикой игры, включающее: а) оформление программки к спектаклю (коррекционная задача при этом состоит в том, чтобы научить детей с помощью трафаретов персонажей сказки воссоздавать эпизод сказки, выбирая нужных персонажей из множества);

115

б) знакомство и техника работы с осветительными приборами (в этой части работы решаются следующие коррекционные задачи:

- беседа с осветителем;

- подбор фильтров по цвету к определенному эпизоду спектакля, получение оранжевого или фиолетового цвета с помощью наложения фильтров;

- создание детьми памятки осветителя и использование ее для подбора фильтра определенного цвета к соответствующему эпизоду спектакля).

Особую эмоциональную выразительность спектаклю способна придать сопровождающая его музыка. Поэтому работа над спектаклем будет более продуктивной и законченной, если наряду с тифлопедагогом и воспитателем в ней будут принимать участие музыкальные работники.

Работа над музыкальной стороной спектакля начинается с подбора музыки, соответствующей идее спектакля (народная музыка, классическая, современная). Большое внимание следует уделить разработке хореографии танцев, музыкально-ритмических игр и хороводов. Необходима оранжировка произведений, предназначенных для исполнения детским ансамблем и оркестром. Используемая в спектакле музыка должна быть не только звуковым фоном разворачивающегося действия, но и нести в себе определенную смысловую нагрузку. Следует стремиться к тому, чтобы герои сказок не только выполняли характерные движения под музыку, но и исполняли вполне законченные музыкальные номера. Музыкальное оформление спектакля будет более красочным, насыщенным, если имеется возможность использовать различные музыкальные инструменты (рояль, скрипка, аккордеон), которые могут звучать самостоятельно или в ансамбле.

Подготовка к организации театральной деятельности должна начинаться с планирования заведующей и методистом основных направлений и содержания предстоящей работы. Рекомендуется включить в план следующие формы работы.

116

1. Проведение педагогического совета на тему «Развитие творческой самостоятельности и инициативы детей в театрализованных играх».

2. Проведение семинара на тему «Роль театрализованных игр в жизни дошкольника».

3. Проведение практических занятий на темы «Виды кукольных театров» и «Изготовление театральных кукол и декораций».

4. Проведение вечеров досуга с показом различных видов театра (Петрушки, плоскостной, объемный, теневой и театр кукол).

5. Организация выставок, темами которых могут быть:

«Создание условий для театральной деятельности». «Виды театров».

«Содержание коррекционной работы дефектологов по подготовке детей к театрализованным играм».

6.    Проведение смотров и конкурсов на темы «Создание условий в группах для развития театральной деятельности» и «Какой вы представляете себе театральную игрушку? ».

Организация театральной деятельности невозможна без создания соответствующей материальной базы. Необходимо оформить и оснастить зал театральной атрибутикой, которая включает в себя: большой раздвижной занавес, большие и маленькие ширмы, осветительные приборы, работающие по модели настоящих, материалы для изготовления кукол, костюмов и декораций. Во многом от администрации зависит создание комнаты сказок, войдя в которую, дети окажутся в мире сказочных образов.

Например, для оформления нашей комнаты сказок мы использовали декорации из знакомых сказок («Чудо-дерево», «Курочка Ряба», «Теремок»). Стены комнаты украшают картины из тканевой аппликации, изображающие эпизоды популярных сказок. Здесь собраны различные виды театров, сказки, диафильмы, детские музыкальные инструменты и театральные куклы. Сказочная атмосфера настраивает детей на эмоциональное восприятие спектаклей, инсценировок, забав, развлечений. Дети слушают сказки, смотрят диафильмы, устраивают небольшие концерты.

117

В заключение остановимся на том воздействии, которое, по нашим -наблюдениям, оказывают театрализованные игры на эмоциональную сторону поведения детей в детском саду. Участие в таких играх обогащает внутреннюю творческую деятельность детей. У них появляются новые нравственные представления и новые эмоциональные отношения в ходе сопереживания и сочувствия персонажам спектаклей. Театральные игры помогают сформировать обобщенное чувственное отношение к добру и злу, способность противостоять несправедливым поступкам. Театрализованные игры сплачивают детей, учат их радоваться творческим успехам товарищей, помогают более полно раскрыть художественный потенциал своей личности.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-06-19; Просмотров: 153; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.021 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь