Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Мир через 30 лет. Моя маленькая утопия



 

После великого мирового кризиса в 20‑ х года XXI века разорились крупные корпорации и банки, мирровые валюты обесценились. Общество спасли новые социальные и производственные технологии, которые стали основой экономики. Их создают в основном международные сообщества программистов, ученых, инженеров (за кочевой образ жизни таких специалистов принято называть «номадами»). На основе этих технологий работают новые полностью автоматизированные, рациональные и экономные производства.

Номады. Сообщества номадов не привязаны к какой‑ либо территории или стране. Номады работают через интернет, многие не заводят постоянного жилья и собственности, периодически меняются друг с другом домами в разных частях света. Целые области с наиболее привлекательным климатом и природой существуют исключительно за счет живущих там номадов (Греция, Испания, острова в южных морях, некоторые области Латинской Америки, Азии и Океании). Это так называемые «зоны оффшорного проживания». Однако номады живут не только там, но практически по всей планете. Они – главная производительная сила новой экономики.

Номады подорвали экономическую базу государственной бюрократии. Они создают адхок‑ коллективы, участники которых одновременно работают в разных концах света, постоянно перемещаются по планете, продают свою творческую продукцию во многие страны. Ни одна национальная налоговая служба не может уследить за всеми этими передвижениями денег, услуг, людей. Да и не очень понятно, в бюджет каких стран должны платить номады. Тех, в которых они родились? Но они зачастую давно потеряли какую‑ либо связь с родиной. Где живут в момент подачи декларации? Но ко времени, когда по этой декларации придется платить налог, номад уже может работать в другой стране.

Смерть государства. Так как экономическая деятельность граждан перестала быть привязана к территории конкретной страны, у государств исчезла возможность отслеживать доходы и собирать налоги со своих граждан. Выделение денег на общественные нужды стало добровольным делом. Отчисления в форме пожертвований от граждан стали поступать не в государственные бюджеты, а на конкретные нужды в бюджеты различных добровольных и территориальных сообществ, в которые входит данный номад.

Таким образом, государства в современном виде престали существовать. Вместо них появилась неиерархичная система местных (городов, районов и т. д.) или не привязанных к территориям целевых сообществ.

Профессиональные чиновники и политики остались в прошлом. Добровольная военная милиция, формируемая территориальными сообществами, взяла на себя функции борьбы с преступностью на местах. Милиция, судебная система, коммунальные и социальные службы управляются населением, объединенным в местные сообщества напрямую через интернет. Так же непосредственно через сеть, на конкурсной основе, сообщества нанимают менеджмент этих служб.

Рационализация потребления, автоматизация производства.

В связи с переносом основных человеческих и материальных ресурсов в творческую сферу, произошел новый виток научно‑ технической революции, радикальная рационализация потребления, автоматизация производства и услуг. Потребление энерго– и материалоемких товаров и услуг стало предметом общественного осуждения. Они перестали пользоваться спросом (например, автомобили на бензине или дизеле, большие торговые центы и т. п.).

Значительную часть необходимого производят сами пользователи с помощью 3D принтеров у себя дома. Массовое производство сократилось, а то, что осталось основывается на энергосберегающих, экологически чистых технологиях. Электроэнергетика и теплоснабжение были переориентированы на альтернативные источники энергии. Все оставшиеся предприятия и фермы были практически полностью автоматизированы. Они принадлежат местным общинам.

Прошло время господства брендов, рекламы и потребительской гонки. В связи с развалом государств некому стало защищать копирайт на бренды. Кто угодно может производить что угодно под любым лейблом. Таким образом брендинг и реклама вообще потеряли смысл. «Потреблядство» вышло из моды. Модно стало творчество, спорт, путешествия, поиск впечатлений, новых мест для жизни и работы.

Новые социальные страты: номады, созерцатели, традиционалисты и крейзи. Помимо номадов существует другая многочисленная категории граждан. Это – «созерцатели», сознательно выбравшие созерцательную жизненную стратегию. Они живут за счет постоянного безусловного дохода, который получают от добровольных взносов номадов в местные фонды социальной солидарности.

Интересно, что номады довольно часто бросают свое дело и сами становятся созерцателями. Реже происходит обратное. Номады кормят созерцателей, поддерживая низкий уровень преступности и социальную стабильность. Многим номадам также важно иметь потенциальную возможность в любой момент самим стать созерцателями. Обеспечивая благосостояние этих новых хиппи, номады гарантируют себе свободу выбора будущего. Некоторые созерцатели открыто употребляют наркотики в условиях полного легалайза.

Третья категория населения – традиционалисты. Они демонстративно придерживаются местных и национальных традиций, оседлы, семейны. Чаще всего занимаются архаичными ремеслами и услугами (содержат рестораны, фермы, гостиницы, мастерские). Результаты труда продают номадам и друг другу, за счет чего и живут. Семьи в привычном смысле остались только у традиционалистов. Все другие категории перешли к свободным временным союзам.

Еще одна, немногочисленная категория жителей – т. н. «крейзи», сознательно отвергающие цивилизацию, интернет, новые технологии, ведущие отшельнический образ жизни, часто придерживающиеся различных религиозно‑ мистических учений (номады и созерцатели – не религиозны).

Транспорт, торговля сельское хозяйство, строительство. Города избавились от автомобилей. Транспорт остался только общественный, в виде небольших электромобилей‑ такси с автоматическим управлением, которые можно вызвать через интернет в любую точку и задать маршрут поездки.

Сбылись мечты Заболоцкого. Новые биоинженерные технологии позволяют выращивать мясо, как белковую массу разного состава (имитация различных видов и сортов) на автоматических биопредприятиях. Права животных защищаются законом, убивать и есть их строго запрещено. Последние домашние звери торжественно освобождены в 2040 году. Они и их потомки живут на свободе или в фермах, где за ними ухаживают добровольцы.

Оффлайн торговля, торговые центры, посредники‑ оптовики разорились еще во время кризиса. Остались только прямые дистанционные продажи производителей потребителям. На основе интернет‑ заказов сообщества производителей долгосрочно планируют производство товаров. Продают свою продукцию напрямую заказчикам с доставкой на дом электромобилями‑ автоматами.

Происходит постепенная деурбанизация – рассредоточение людей из крупных городов в маленькие поселки на природе, построенные с помощью новых дешевых технологий индивидуального строительства.

Радикальный рост продолжительности жизни. У каждого человека существует набор заранее выращенных для него с помощью биоинжинерии «запасных» органов (сердце, печень, почки и т. д.). Он хранится в особом биобанке. При необходимости проводятся операции по замене органов на запасные. Средняя продолжительность жизни перевалила за 100 лет.

Деньги. Единого эмиссионного центра не существует. Всеобщим эквивалентом является ресурс внимания (измеряемый по числу посетителей информационных ресурсов). Его меняют на продукты материального производства, услуги, технологии.

 

Метаморфозы. Андре Масон

 

Повышение посещаемости интернет‑ ресурсов конвертируется в дополнительные материальные блага для их владельцев. Существует добровольно соблюдаемое правило скачивать творческую продукцию бесплатно, но только с сайта ее производителя. Причем при условии размещения потребителем у себя в блоге ссылки на ресурс, с которого продукция была скачена. Таким образом, создатель творческой продукции получает высокую посещаемость своего ресурса и может обменять ее на материальные блага, разместив у себя информацию об их производителях. А те, в свою очередь, размещают у себя информацию, например, о производителях необходимых им комплектующих, в обмен на их продукцию и т. п.

Такие цепочки пронизывают рынок, как знаменитая формула Маркса: Товар‑ Деньги‑ Товар. Только место денег заняло внимание: Товар‑ Внимание‑ Товар. В новом обществе товарообмен обеспечивается с помощью возможностей «покупателей» (отдающих ресурс внимания) привлечь внимание других «покупателей» к «продавцу» (получателю ресурса внимания).

Миграция. Территориальные сообщества дают разрешение на въезд и проживание на своей территории «иногородних». Предпочтение отдается тем, кто вносит материальный и творческий вклад в жизнь сообщества, т. е. номадам.

Номады создали систему дистанционного бесплатного образования через интернет для жителей Третьего мира. Этот новый образовательный «план Маршала» для слаборазвитых, в т. ч. исламских стран, включает пропаганду атеистического естественно‑ научного мировоззрения. Благодаря ему новые поколения исламских народов освобождаются от религиозного опиума. Более того их представители составляют значительную часть самих номадов.

Виртуальная реальность. Пользователи через нейро‑ компьютерный интерфейс входят в виртуальную реальность, в интернет, фактически живут там полноценной жизнью, создают свое виртуальное тело, общаются друг с другом, испытывают ощущения близкие к реальным. Многие живут как бы «на два дома»: в реальности и виртуальном мире, куда периодически погружаются.

Люди перестают быть пассивными потребителями медиа и киноиндустрии. Самое модное произведение искусства – новый виртуальный мир, в котором разворачивается та или иная история. Виртуальные миры могут копировать историческую реальность, художественные произведения или быть плодом чистой фантазии авторов‑ программистов. Пользователи могут войти в него, принять участие в действии, испытывать те же эмоции, что и герои, влиять на сюжет. Они могут стать участниками Бородинской битвы или заседания Политбюро ЦК КПСС, полюбить и спасти Анну Каренину или заставить Раскольникова пощадить старушку и, конечно, поучаствовать в новых виртуальных мирах и сюжетах, созданных современными художниками‑ программистами.

Электронный помощник и цифровая копия интеллекта. Созданы интеллектуальные электронные помощники (ИЭП) людей. Базовая часть такой системы универсальна: умный поиск, интеллектуальный анализ баз данных, набор программ, помогающих создавать творческую продукцию: от технологических ноу‑ хау до исторических исследований. В эту систему также могут быть закачены персональные интересы и взгляды человека по любым вопросам. Таким образом ИЭП может эффективно реализовывать любые персональные творческие задачи.

Появляются и более сложные программные системы, знающие и воспроизводящие не только интересы и взгляды людей, но и индивидуальную специфику мышления, анализа информации, творческие методы, манеру излагать мысли. Такие помощники, по сути, становятся цифровыми копиями интеллекта (ЦКИ).

Система не только подбирает необходимую информацию и делает ее первичный анализ, но способна на основе интеллектуального багажа человека создавать за него новый контент.

ЦКИ может за «своего хозяина» давать интервью, писать работы на заданные темы, вести блог, дискутировать с оппонентами, сотрудничать с единомышленниками и т. д. Ведь в ее памяти ваши позиции по важным вопросам, оно «обучен» вашим методам, логике и т. д.

Электронный слепок интеллекта продолжает работать на благо общества и после смерти его «хозяина». Созданы ЦКИ великих людей, умерших еще в доинформационную эпоху. Специальная программа, проанализировав созданные ими тексты, воссоздает их интеллектуальные методы и возможности. Таким образом, электронные клоны интеллекта Эйнштейна или Бора участвуют в научных проектах XXI века. «Пообщаться» с цифровыми копиями интеллекта Ленина или Пушкина, получить их компетентное мнение по любому поводу – проще простого. Конечно, копии не могут стопроцентно заменить личности великих людей прошлого, но дают реальное приближение к ним.

Помимо копий интеллектов конкретных людей созданы синтетические варианты цифрового интеллекта. В них интегрированы интеллектуальные возможности разных индивидов. Более того, такие программы могут самосовершенствоваться. Возникает угроза конкуренции реальных людей и синтетических электронных интеллектов.

Однако от утопии мы постепенно переходим к антиутопии. Ведь любая утопия несет в себе антиутопию. Это диалектическое противоречие – неизбежный спутник прогресса. Но антиутопию я представлю читателям в следующий раз.

 

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-06-19; Просмотров: 231; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.026 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь