Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Виселицы вдоль столбовой дороги



 

Мнение, что Византия заступила Руси «общечеловеческую столбовую дорогу европейской цивилизации» — это откровенная ложь. Русь прекрасно умела дружить с Западом и поверх Византии. Византия стремилась втянуть Русь в орбиту своего позднего западничества, но Русь не приняла этого «приглашения». Утверждения западников чего-нибудь бы да стоили, если бы было доказано, что те славянские народы, которые пошли «столбовой дорогой» евроинтеграции, действительно куда-то евроинтегрировались и от этого однозначно выиграли. А вот в этом дозволительно усомниться.

 

Обширный материал для подлинного понимания этнических и культурных процессов, происходивших в Европе, дает великолепная монография Роберта Бартлетта «Становление Европы. Экспансия, колонизация, изменения в сфере культуры. (950-1350)».({{20}})

 

Средневековый Запад был не цивилизацией западного христианства, а романо-германской цивилизацией. Крестовые походы, духовно-рыцарские ордена и прочее, выражали не властолюбивый дух папства, а напротив, оформляли экспансионистские устремления французского, немецкого, английского рыцарства. После того, как в ряды этого рыцарства влились потомки скандинавов, лишенные хотя бы той незначительной утонченности, которую выработали у франков эпохи Меровингов и Каролингов, западноевропейский рыцарь стал синонимом необузданности, алчности, жестокости и полной нестеснённости в выборе средств достижения цели.

 

Европейская феодальная аристократия была трансгранична — представители одной и той же семьи могли иметь владения в Испании, Ирландии, Франции, Померании, Палестине, Сицилии. Но в одном и только в одном случае — если это была романская или германская семья. Там, где кончался мир немцев и французов, там любая аристократия, любое чувство христианского братства в подчинении единой церкви во главе с одним Папой — заканчивались.

 

Человеческий статус представителей всех народов, кроме романо-германцев ставился под сомнение, особенно доставалось кельтам, которых завоеватели считали за животных. Современному европейцу, воспитанному на кельтской музыке, кельтских орнаментах, убежденному, что истинная Европа где-то в Ирландии и Бретани, что её сердце бьется в Броселиандском лесу, невозможно себе вообразить ту степень презрения к кельтам, которыми проникнуты средневековые документы в XII-XIII веках.

 

« Мы издали неукоснительное предписание, дабы отныне никто не допускался к монашескому сану, ежели не может проповедовать по-французски, либо по-латыни. Когда нет более прикрытия в виде чужого языка, ни у кого не останется ширмы для непослушания. Ибо как может человек, владеющий только ирландским языком, по-настоящему любить обитель или Писание? »

 

Говорится, напомню, это о языке одного из древнейших христианских народов, пронесших свою весьма своеобразную христианскую цивилизацию через Темные Века, сохранившем в своих рукописных собраниях многие античные литературные памятники. Ставить под сомнение любовь ирландцев к Писанию, конечно, было совершеннейшим цинизмом.

 

Пример ирландцев нам понадобился для того, чтобы показать, что даже на западе Европы список «истинных европейцев» был строго ограничен. Но нас, конечно же, интересует прежде всего ситуация на востоке Европы, в среде обращенных в католичество славян, среди которых должны были бы оказаться и русские, если бы сделали мнимый «выбор в пользу Запада».

 

XII-XIII века в Восточной Европе это период напористой германской экспансии — Остзидлунга. Немцы проникали в города, засеяли любые пустоши, поселения германских колонистов ставились в чересполосицу со славянскими, и вот уже Польша и Чехия превращались фактически в окраины Германии, на которых славяне играли роль недоколонизированных туземцев.

 

В 1308 году епископ Иоанн Краковский был обвинен в «стремлении изгнать польский народ и отдать их ремесленные мастерские и имущество чужеземцам». Мало того, ему приписывалась клятва: «Если мне не удастся завершить начатое дело и изгнать с этой земли польский народ, то я скорее умру, чем останусь жить».({{21}})

 

Монашеские ордена, которые, по логике вещей, должны были служить примером общеевропейского христианского братства, выступать как своеобразная республика веры, простирающаяся поверх этнических границ, на деле выступали как проводники германизации.

 

« Братьев, говорящих на немецком языке намного большей численности, чем требуется, направляют в отдельные францисканские обители нашего королевства и в польские герцогства, в то время как братья из числа славян рассеяны среди иноземцев ».({{22}})

 

Города Восточной Европы подвергались сплошной германизации. Список новых бюргеров, допущенных жить в старую Прагу в XIV веке, показывает, что от 63 до 80 процентов тех, чью национальную принадлежность возможно установить по именам и фамилиям, были немцы… Француженка по происхождению, королева Богемии Бланш, стремясь достичь большего взаимопонимания со своими подданными, стала учить не чешский, а немецкий язык, «ибо почти во всех городах королевства и повсюду в присутствии короля немецкий язык употреблялся чаще чешского». Аналогичная ситуация имела место в Польше. Когда будущий архиепископ Львовский (Лембергский) в середине XV века приехал из сельской местности в Краков, «он обнаружил, что все общественные и частные дела вершатся на немецком языке».({{23}})

 

Начиная с XIV столетия в цеховых уставах восточноевропейских городов появляется так называемый дойчтумс параграф. Претенденты на членство в гильдии должны были доказать, что они «праведные и честные немцы, а не венды», ибо «мы запрещаем сыновьям брадобреев, ткачей, пастухов, славян, детям священников и всем незаконнорожденным заниматься ремеслом в нашем городе».({{24}}) Понятно, что славяне не оставались в долгу.

 

« Было бы полезно, справедливо и нормально, если бы медведь оставался в лесу, лиса — в пещере, рыба — в воде, а немец — в Германии. Мир был здоров, когда немцы служили мишенью для стрел: тут вырывали им глаза, там — вешали вниз головой, в другом месте они отдавали нос в уплату налога, здесь убивали их безжалостно на глазах у князей, там — заставляли пожирать собственные уши ».

 

Это цитата из написанного в XIV веке в Чехии трактате «De Theutonicis bonum dictamen», представляющем, по выражению Бартлетта, «призыв к погрому».({{25}}) В этом трактате дается яркая характеристика немецкой колонизации Чехии:

 

« Мудрый заметит, а благоразумный рассудит, каким образом эта ловкая и лживая раса проникла в самые плодородные угодья, лучшие фьефы, богатейшие владения и даже в княжеский совет…Сыновья этой расы приходят на чужие земли… потом оказываются избраны в советники, тонким вымогательством присваивают общинную собственность и тайно отправляют себе на старую родину золото и серебро и иное имущество из тех краев, где они стали поселенцами; так они грабят и разоряют все земли; обогатившись, начинают притеснять своих соседей и восставать против князей и других полноправных правителей ».({{26}})

 

Заметим, это происходило в Чехии и Польше — независимых государствах, во главе которых в то время стояли славянские династии. Эти династии, впрочем, постепенно были вытеснены германскими (Люксембурги, затем Габсбурги в Чехии) или иными иностранными (Ягеллоны, затем Вазы в Польше). То же, кстати, случилось и с евроинтегрированной частью Руси — Галицией, которую просто аннексировали при помощи династических хитросплетений средневековой Европы. Династия Даниила Галицкого закончилась на его правнуках и Галицию постепенно оттягали польские короли.

 

Исключение, благодаря разделению церквей, русских князей из системы браков и феодальных наследований в Восточной Европе, стало для нас благом. Ни одна территория кроме Галиции не была «унаследована» западными соседями в результате династических союзов. На самой же Руси система наследования по женской линии применялась редко. Граница между православием и католицизмом долгое время обозначала династические и национальные границы Руси в условиях отсутствия единого государства и так и не дала русским землям до конца раствориться в Речи Посполитой, несмотря на интенсивнейшее ополячивание и окатоличивание русской аристократии, превращавшейся в магнатов и шляхту.

 

С не являвшимися суверенными государствами славянскими княжествами, входившими в состав Священной Римской Империи, ситуация была еще хуже. Вот как её характеризует М.К. Любавский:

 

« Дворы славянских князей наполнились выходцами из Германии, сановниками и рыцарями. Те выходцы стали получать от князей земельные имущества и различные должности, пополнили собой ряды славянской знати. Они принесли с собой немецкий язык, немецкие феодальные понятия и житейские установления, и, считая свою культуру превосходящей, навязывали свой язык и свои обычаи…

Славянские князья принялись за хозяйственное устроение своих владений. Они стали раздавать пустоши и разоренные места епископам, монастырям, наполненным монахами немецкой национальности, туземному пришлому и военнослужилому люду и осадчикам-шульцам с правом созывать и селить на них людей всякого происхождения и профессии… Колонизаторы чаще всего селили немцев… Особенно много немцев называли на свои земли монастыри и епископы… Славяне вынуждались иногда покидать старые, насиженные гнезда и основывать наряду с прежними своими селениями новые или малые; иногда они совсем лишались своих земель и нисходили на положение сельского и городского пролетариата… Сталкиваясь с немцами на сельских работах, в храмах, в судах, в управлениях славяне научались их речи, усваивали их обычаи и установления, их понятия и мало-помалу теряли свой национальный облик… Старые славянские города — Велеград, Вышемир, Хоцебуж, Ростоки, Велегощ, превратились в Мекленбург, Висмар, Гадебуш, Росток и Вольгаст… Национальное угнетение, сплетаясь тесно с социальным, приводило к тому, что славяне в городах частью вымирали, частью стремились к превращению в немцев, очищению себя от следов своего происхождения, от своей народности ».({{27}})

 

До второй половины XIV века колонизационные потоки из романо-германского ядра заливали «окраины» европейского мира и выплескивались за его пределы — в Палестину. Этот поток превратил ирландцев в скот, разрушил в 1204 году красоту Константинополя, стер с лица земли славян Восточной Германии — бодричей, лютичей, лужичан, руян, на немецкую колонизацию в голос жаловались, как мы слышали, Чехия и Польша, Тевтонский и Ливонский ордена держали под железной пятой Прибалтику и вытесняли оттуда русских, наш Юрьев превратился в Дерпт.

 

Могут сказать, что германизация несла этим землям высшую культуру, хозяйственную эффективность и т. д. Именно этим соображением и руководствовались славянские короли и князья, когда приглашали немецких колонистов. Но когда Екатерина II приглашала немецких колонистов на пустующие земли Новороссии и Поволжья в XVIII веке, то русское дворянство, хоть немцев и недолюбливавшее, было абсолютно уверено в том, что национально-государственная природа России от этого не изменится. В XII-XIV веках немецкая колонизация славянских земель прекращала их существование в качестве славянских, их славянский народ прекращал само свое существование. Именно так произошло со славянскими княжествами империи и произошло бы с Чехией и Польшей, если бы не смена в XIV веке европейского демографического тренда.

 

А теперь давайте представим, что Русь приняла в X веке католицизм и стала миссионерской провинцией под властью Магдебургских архиепископов (именно эта архиепископия отвечала за проповедь в землях славян). Да, формально Русь, как и Польша, как и Чехия, считалась бы независимым уважаемым католическим королевством. Но неизменно применялись бы все те инструменты немецкой демографической экспансии, которые использовались против поляков и чехов — отчуждение от славянского языка и распространение немецкого, политика немцев-епископов, направленная на германизацию, международные ордена, с которыми на Русь устремлялись бы сотни и сотни деятельных высокопоставленных немцев и французов, заселение русских городов немецкими гильдиями, которые впоследствии вводили бы «дойтчумс параграф».

 

При этом монгольского вторжения в XIII веке никто не отменял, и Русь от него никто не защитил бы. Скорее всего, оставшиеся после монголов руины были бы окончательно колонизированы и германизированы, по крайней мере, на севере Руси. В 1241 году Ливонский орден захватил Псков. Не надо забывать, что Ледовое побоище, которое с подачи историков-ревизионистов сегодня порой принято высмеивать, было лишь заключительным этапом кампании Александра Невского, направленной на изгнание немцев из Пскова и зачистку тамошних коллаборационистов. И сам Александр не «выбирал между Востоком и Западом», а попросту пытался остановить на своём участке захлестывавшую его немецкую экспансию.

 

Принимая римский католицизм, славяне получали в нагрузку полный комплект германской экспансии, носившей совершенно расистский и никаким боком не просветительский характер. Эта экспансия продолжалась до второй половины XIV века, когда на Западную Европу обрушилась Черная Смерть, чьи последствия были сравнимы с тотальной ядерной войной. Средневековая Европа в тот момент, откровенно говоря, умерла, и лишь с трудом перетащилась через эти врата смерти в Европу Нового Времени.

 

Начавшись с зачумленных трупов, переброшенных татарами хана Джанибека через стены генуэзской Кафы (Феодосии) в Крыму и приплыв оттуда в Марсель, чума за 7 лет сократила население Европы на треть и положила конец масштабной демографической экспансии германского мира. Славянский мир был затронут ею в гораздо меньшей степени, поскольку славяне жили гораздо менее скученно, и XV век — это своеобразный политический ренессанс славянского мира.

 

В 1410 году Польша и Великое княжество Литовское и Русское, практически не затронутые чумой, наносят поражение Тевтонскому ордену при Грюнвальде. Немецкий Орден переходит из энергичного наступления в положение обороняющегося. В 1419-м начинаются Гуситские войны, бывшие, прежде всего, национальным восстанием чехов против немецкой колонизации. Формально они заканчиваются поражением гуситов в 1434 году, когда умеренные гуситы–чашники помогли императору Сигизмунду разгромить крайних гуситов — таборитов. Но в 1458 году чешский престол занял гусит Йиржи из Подебрад. Чехия для чехов просуществовала до начала XVI столетия.({{28}})

 

Но в конечном счете Славянская Революция XV века оказалась бесплодной. В XVII веке Чехия оказалась главной жертвой Тридцатилетней Войны и окончательно разобралась с последствиями германизации только с массовыми депортациями немцев после Второй мировой войны. Польша в XVII веке попала под разделы, инициатором которых была Пруссия — государство, возникшее именно на завоеванных в X-XIII веках славянских и балтийских землях. Решить этот вопрос поляки смогли тоже лишь после Второй Мировой и точно теми же, что и чехи, методами — изгнанием германского населения под чутким присмотром товарища Сталина.

 

Западное христианство, римский католицизм, оказался для принявших его народов оберткой для жесткой германской экспансии. Фактически всё средневековье и новое время Польша и Чехия не столько развивались, сколько с переменным успехом отбивались от германского давления. При этом, глядя на место, которое заняли эти народы в западном мире и западной культуре, возникает риторический вопрос: оно того стоило? При всём уважении, Генрик Сенкевич — не Лев Толстой, а Карел Чапек — не Достоевский.

 

Так что Византию, если уж ей не дождаться других благодарностей, стоит поблагодарить хотя бы за то, что она столкнула нас со столбовой дороги «между Ляхи и Чехи». Этим для русских открылась другая дорога, к пусть трудному, но величию.

 

Дала ли Византия нам что-то положительное, предопределила ли она наше отставание, или напротив — помогла его преодолеть? Поговорим в следующий раз.

 

Егор Холмогоров, 2014, для " Спутник и Погром"

 

ссылки первой части

 

[[1]]Чаадаев П.Я. Полное собрание сочинений и избранные письма. Т. 1 М.: «Наука», 1991. с. 331[[1]]

[[2]]Хомяков А.С. Примечание к статье «Голос грека в защиту Византии» // Полное собрание сочинений Алексея Степановича Хомякова. Т. III. М., 1900. c. 366 [http: //www.runivers.ru/lib/book3560/18633/][[2]]

[[3]]Грановский Т.Н. Латинская империя // Собрание сочинений. М., 1900 сс.377-378. См. также: Бороздин И.Н. Т. Н. Грановский и вопросы истории Византии // Визанийский временник. Т. 11 (36). М.: Издательство АН СССР, 1956 сс. 271-278 [http: //www.vremennik.biz/opus/BB/11/51598][[3]]

[[4]]Кончаловский, Андрей. Недомолотая мука русской истории // «Российская газета» 07.02.2012 [http: //www.rg.ru/2012/02/07/konchalovski.html][[4]]

[[5]]Пайпс, Ричард. Россия при старом порядке. М.: «Независимая газета», 1993. сс. 293-294 [http: //lib.ru/HISTORY/PAJPS/oldrussia.txt][[5]]

[[6]]Васильев А.А. История Византийской Империи. Время до Крестовых походов (до 1081 г.). СПб.: «Алетейя», 1998. сс. 41-42 [http: //gumilevica.kulichki.net/VAA/vaa1.htm][[6]]

[[7]]V с.382[[7]]

[[8]]Никита Хониат. История со времени царствования Иоанна Комнина. Т. 1. (1118-1185). Рязань 2003 с. 18 [http: //www.hist.msu.ru/ER/Etext/Xoniat/][[8]]

[[9]]Никита Хониат. История со времени царствования Иоанна Комнина. Т. 1. (1118-1185). Рязань 2003 с. 20[[9]]

[[10]]Анна Комнина. Алексиада. М., Наука, 1965 [http: //rutracker.org/forum/viewtopic.php? t=1026425][[10]]

[[11]]The Oxford Handbook of Byzantine Studies. Oxford University Press, 2008. p. 6 (Глава есть также русском переводе: http: //www.bogoslov.ru/text/896559.html)[[11]]

[[12]]См. например: Норвич, Джон. История Византии. М.: «АСТ», 2010 [http: //rutracker.org/forum/viewtopic.php? t=3285625][[12]]

[[13]]Макгрегор, Нил. История мира в 100 предметах. М.: «Эксмо», 2012. с.506 (См. также мой очерк об этой книге: http: //100knig.com/nil-makgregor-istoriya-mira-v-100-predmetax/)[[13]]

[[14]]Браунворт, Ларс. Забытая Византия, которая спасла Запад. М.: «Астрель», 2012. с. 394[[14]]

[[15]]Люттвак Э.Н. Стратегия Византийской Империи. М.: «Университет Дмитрия Пожарского», 2010 [http: //rutracker.org/forum/viewtopic.php? t=4019502][[15]]

[[16]] Люттвак Э.Н. Стратегия Византийской Империи. М.: «Университет Дмитрия Пожарского», 2010 сс. 584-586[[16]]

[[17]]Каждан А.П. Византийская культура (Х-XII вв.). СПб.: «Алетейя», 1997. Особенно сс. 54-101 [http: //rutracker.org/forum/viewtopic.php? t=3391481][[17]]

[[18]] Никита Хониат. История со времени царствования Иоанна Комнина. Т. 1. (1118-1185). Рязань 2003 сс. 333-340[[18]]

[[19]]Литаврин. Г.Г. Как жили византийцы. СПб. Алетейя. 2006 c. 6 [Текст 1-го издания 1974 г.: http: //www.gumer.info/bibliotek_Buks/History/Litavrin/_Index.php][[19]]

 

ссылки второй части

 

[[1]]Норвич, Джон. Нормандцы в Сицилии. Второе нормандское завоевание. 1016-1130. М.: «Центрполиграф», 2005 [http: //rutracker.org/forum/viewtopic.php? t=2434559][[1]]

 

[[2]]Бродель, Фернан. Что такое Франция? Кн. Первая: Пространство и история. М.: «Издательство им. Сабашниковых», 1994. с. 232[[2]]

[[3]]«Оказались перерезанными сложившиеся пути из Скандинавии на юг. Связи по Одеру и Висле с Подунавьем и Балканами, прежде всего с Византией, теперь осуществлялись в иных условиях по сравнению с существовавшими в первые столетия н. э…. Торговые связи Скандинавии с Нижним Подунавьем в середине VI в. прервались или были по меньшей мере резко ограничены. Эти исторические изменения были связаны с началом государственной организации и ростом военной мощи, строительством довольно крупных оборонительных систем, установлением верховного права на определенные территории. Требовалось время для того, чтобы скандинавы освоились с этими изменениями, произошедшими к югу от Балтийского моря, и смогли установить какие-то отношения с правителями славянских племен и племенных государств» (Цит по: Славяне и скандинавы. М.: «Прогресс», 1986. с.24 [http: //rutracker.org/forum/viewtopic.php? t=685840]; ]). См также: Лебедев Г.С. Эпоха викингов в Северной Европе и на Руси. СПб.: «Евразия», 2005, — это, видимо, лучшая историко-археологическая монография на русском языке, посвященная викингам. [http: //rutracker.org/forum/viewtopic.php? t=2281650][[3]]

[[4]]Цит по: Славяне и скандинавы. М.: «Прогресс», 1986. с. 40 [http: //rutracker.org/forum/viewtopic.php? t=685840]; ] Впрочем, чаще всего арабские географы называли связывающую Балтику и южные моря артерию «Река Славян» или «Русская Река». См. Джаксон Т.Н., Калинина Т.М., Коновалова И.Г., Подосинов А.В. «Русская река»: Речные пути Восточной Европы в античной и средневековой географии. М.: Языки славянских культур: Знак, 2007 [http: //dgve.csu.ru/bibl/Russkaia_reka_2007.shtml][[4]]

[[5]]Древняя Русь в свете зарубежных источников. Хрестоматия. Т. 4. Западноевропейские источники. М., 2010 сс. 17-21 [[5]]

[[6]]Кузенков П.В. Поход 860 г. на Константинополь и первое крещение Руси в средневековых письменных источниках // Древнейшие государства Восточной Европы: 2000 г.: Проблемы источниковедения. М.: «Восточная литература», 2003 с. 75 [http: //dgve.csu.ru/arkhiv/DGVE_2000.shtml][[6]]

[[7]]О нем см. Лемерль, Пьер. Первый византийский гуманизм. Замечания и заметки об образовании и культуре в Византии от начала до Х века. СПб.: «Своё издательство», 2012 сс. 259-300. Классическая книга Франтишека Дворника «The Photian schizm», Cambridge University Press, 1970 на русский, к сожалению, не переведена, но легко доступна в английском издании [http: //rutracker.org/forum/viewtopic.php? t=3548003].[[7]]

[[8]]«Заутра призва Игорь слы и приде на холм кде стояше Перун и покладоша оружье свое и шит и золото и ходи Игорь роте и люди его елико поганых Руси, а хресиянскую русь водиша к роте в церкви святого Ильи яже есть над ручаем конец Пасыноче беседы и Козаре се бо бе соборныя церкви мнози бо беша Варязи хрестиани» (ПСРЛ. Т.1. Лаврентьевская летопись. стб. 54)[[8]]

[[9]]Подробней см.: Карпов, Алексей. Княгиня Ольга. М.: «Молодая Гвардия», 2011 сс. 216-242 [http: //rutracker.org/forum/viewtopic.php? t=4376367][[9]]

[[10]]О метаниях Болгарии и Сербии между Римом и Константинополем см. Дворник, Франтишек. Славяне в европейской истории и цивилизации. М.: «Языки славянской культуры», 2001 сс. 124-159 [http: //rutracker.org/forum/viewtopic.php? t=1864963][[10]]

[[11]]Константин Багрянородный. Об управлении Империей. М.: «Наука», 1991 [http: //rutracker.org/forum/viewtopic.php? t=4517231][[11]]

 

[[12]]Древняя Русь в свете зарубежных источников. Хрестоматия. Т. 4. Западноевропейские источники. М., 2010 с. 129[[12]]

[[13]]Древняя Русь в свете зарубежных источников. М.: «Логос», 2003 сс.274-277[[13]]

[[14]]Исследование этого сюжета см.: Хрусталев. Д.Г. Разыскание о Ефреме Переяславском. СПб., «Евразия», 2002.[[14]]

[[15]]Хождение игумена Даниила // Памятники литературы Древней Руси. XII в. М.: «Художественная литература», 1980 с. 114[[15]]

[[16]]ПСРЛ. Т.2. Ипатьевская летопись. стб. 266[[16]]

[[17]]Мурьянов М.Ф. Русско-византийские церковные противоречия в конце XI в. // Феодальная Россия во всемирно-историческом процессе. М.: «Наука», 1972 сс. 216-224[[17]]

 

[[18]]Алексеев М.П. Англосаксонская параллель к Поучению Владимира Мономаха. – ТОДРЛ, т. II. М.-Л., 1935 сс.39-80 [http: //ir.nmu.org.ua/bitstream/handle/123456789/6345/05f87592d40436514d68c82784746228.pdf] [[18]]

[[19]]«Он во врата граду, а яз, богомолец твой, другими враты из града» (Иоасафовская летопись. М.: «Рукописные памятники Древней Руси», 2014. с.83)[[19]]

[[20]]Бартлетт, Роберт. Становление Европы. Экспансия, колонизация, изменения в сфере культуры. (950-1350). М.: РОССПЭН, 2007 [http: //rutracker.org/forum/viewtopic.php? t=3337830] [[20]]

[[21]]Бартлетт, Роберт. Становление Европы. Экспансия, колонизация, изменения в сфере культуры. (950-1350). М.: РОССПЭН, 2007. с. 248 [http: //rutracker.org/forum/viewtopic.php? t=3337830][[21]]

[[22]]Бартлетт, Роберт. Становление Европы. Экспансия, колонизация, изменения в сфере культуры. (950-1350). М.: РОССПЭН, 2007. с. 251 [http: //rutracker.org/forum/viewtopic.php? t=3337830][[22]]

[[23]]Бартлетт, Роберт. Становление Европы. Экспансия, колонизация, изменения в сфере культуры. (950-1350). М.: РОССПЭН, 2007. с. 261 [http: //rutracker.org/forum/viewtopic.php? t=3337830][[23]]

[[24]]Бартлетт, Роберт. Становление Европы. Экспансия, колонизация, изменения в сфере культуры. (950-1350). М.: РОССПЭН, 2007. с. 262 [http: //rutracker.org/forum/viewtopic.php? t=3337830][[24]]

[[25]]Бартлетт, Роберт. Становление Европы. Экспансия, колонизация, изменения в сфере культуры. (950-1350). М.: РОССПЭН, 2007. с. 261 [http: //rutracker.org/forum/viewtopic.php? t=3337830][[25]]

[[26]]Бартлетт, Роберт. Становление Европы. Экспансия, колонизация, изменения в сфере культуры. (950-1350). М.: РОССПЭН, 2007. с. 261 [http: //rutracker.org/forum/viewtopic.php? t=3337830][[26]]

[[27]]Любавский М.К. История Западных славян. М.: «Парад», 2004 с. 115[[27]]

[[28]]Дворник, Франтишек. Славяне в европейской истории и цивилизации. М.: «Языки славянской культуры», 2001 сс. 231-263 [http: //rutracker.org/forum/viewtopic.php? t=1864963][[28]]


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-06-19; Просмотров: 178; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.058 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь