Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Тема: Возрождение в Германии и Нидерландах.
План: 1. Особенности немецкого Возрождения. 2. Творчество Э. Роттердамского. 3. Творчество У. фон Гуттена.
Немецкая литература не столь ярка и многообразна, как литература других стран. В Германии эпоха Возрождения связана с религиозным обновлением – Реформацией. Она породила новую ветвь христианства (наряду с православием и католицизмом) – протестантизм. Произошли некоторые изменения в концепции веры, в обрядовой части. В католицизме между Богом и человеком есть посредник – священник, между верующим и богом возможен договор – индульгенция (прощение грехов за деньги). Протестантизм снимает церковь как специальное помещение для служения Богу, нет священника, сформулировано новое понимание веры. У церковника нет никаких преимуществ перед мирянином, т.к. любой человек может встретиться с Богом на страницах Библии. Протестанты верят в Бога, воплощенного в человеке, который испытывает боль, страдание, радость. Иисус – это воплощение идеала, к которому нужно стремиться всю жизнь. Основоположник движения Мартин Лютер (1483-1546). В 1517 г. он прибил к дверям Виттенбергской церкви тезисы против торговли индульгенцией, с этого момента начинается Реформация. Самым значительным начинанием Лютера стал перевод Библии на немецкий язык (1522-1534). Ф. Энгельс писал: «Лютер вычистил авгиевы конюшни не только церкви, но и немецкого языка, создал современную немецкую прозу». Успех лютеровской Библии был огромен. На ней воспитывалось не одно поколение немцев, в том числе и великий Гете. Гуманизм не породил в Германии, как в других странах Западной Европы, большой национальной литературы. Немецкий гуманисты не стали «титанами Возрождения» (по определению Ф. Энгельса). Немецкий гуманизм имеет, по преимуществу, ученый характер и замкнут в узком круге философствующих интеллектуалов. Немецкие гуманисты, в отличие от итальянских, усердно занимаются вопросами богословия. Литература немецкого гуманизма написана большей частью на немецком языке. Характерной особенностью немецкого гуманизма было тяготение к сатире, насмешке и обличению. Это связано с атмосферой Реформации, когда недовольство охватило широкие общественные круги. Наряду с одами, элегиями, эпиграммами широкое распространение получают сатирические и поучительные жанры. Сатириками были почти все немецкие писатели-гуманисты. Большое место в их творчестве занимала антиклерикальная сатира. Дезидерий Эразм Роттердамский (? 1466, 1469-1536). Мыслитель, писатель, ученый, знаток античности, переводчик Цицерона, Платона, Аристотеля. Родился в голландском городе Роттердаме, рано остался сиротой, вырос в монастыре. Жил и учился в разных странах Европы, в том числе в Англии, там его другом стал Томас Мор. Перевел Библию на немецкий язык, взяв за основу не латинский вариант, а древнегреческий. Этот перевод поддержал Мартин Лютер. Поначалу они были друзьями, но вскоре Эразм отказался от Лютера за его фанатизм, холодность к людям, насаждение силой своей религии. Наиболее значительные литературные произведения «Похвала глупости» (1509), «Домашние беседы» (в другом переводе «Разговоры запросто») (1518). Как и все остальные сочинения написаны на латинском языке. «Беседы» представляют собой собрание нравоучительных и сатирических диалогов. Следуя «Диалогам» Лукиана, Роттердамский дает сатирическое обозрение разных сторон частной и общественной жизни. «Похвала глупости» представляет собой более глубокую и обобщенную сатиру на современной общество. Роттердамский задумал ее за время переезда из Италии в Англию. Написал за короткое время, будучи в гостях у Англии у Томаса Мора. Ему он и посвятил этот труд («мория» по-гречески означает глупость). Книга написана в жанре энкомия (энкомий - похвала). Но Эразм выступает как сатирик, а книга как памфлет, высмеивающий средневековый порядок жизни. Форма произведения очень оригинальна – представляет собой монолог Глупости, которая взобралась на кафедру и произносит похвальное слово себе и своим поклонникам. Родители Глупости – Юность (богиня красоты, молодости и здоровья) и Плутос (бог богатства). Использует принцип нагромождения (раблезианский принцип), перечисления. Эразм блестящий знаток городской средневековой литературы. Глупость – горожанка, знающая цену личной инициативе и деянию. Через всю книгу проходит образ природы. Похвала Глупости – это похвала природе, естеству, здоровью. Основной пафос книги направлен против самоуверенности схоластов, обращающих все в свои доктрины. Древо жизни противостоит отвлеченному, никому не нужному знанию. Эразм верит в здравый смысл, развенчивает невежество, тупоумие. Глупость начинает рассказ с частной жизни: любовных и супружеских взаимоотношений, взаимоотношений отцов и детей, жажды славы и богатства, чванство «громкими именами и почетными прозвищами». Далее следуют различные сословия и профессии средневекового общества: врачи-шарлатаны («невежественные, нахальные и самонадеянные»), законники-крючкотворцы, тщеславные поэты, философы (их уважают за длинную бороду и широкий плащ, они ничего в действительности не знают, но мнят себя всезнайками). Особую ненависть вызывают у Эразма купцы: «Но глупее и гаже всех купеческая порода, ибо купцы ставят себе самую гнусную цель в жизни и достигают ее наигнуснейшими средствами: вечно лгут, божатся, воруют, жульничают, надувают и при всем том мнят себя первыми людьми в мире, только потому, что пальцы их украшены золотыми перстнями». Эразм обличает господствующий класс феодального общества – дворян, которые «ничем не отличаются от последнего прохвоста, но кичатся благородством своего происхождения», придворных, вельмож, самого монарха. Он изображается со всеми человеческими слабостями: «человек, невежественный в законах, едва ли не открытый враг общего блага, преследующий единственно свои личные выгоды, преданный сладострастию, ненавистник учености, истины и свободы, отнюдь не помышляющий о пользе общественной, но все мерящий на аршин собственных своих прибытков и вожделений». Но самые жестокие насмешки направлены против средневековой церкви. Он высмеивает почитателей икон и святых: «один исцеляет от зубной боли, другой искусно помогает роженицам, третий возвращает награбленное добро». Священники поощряют это суеверие, так как оно увеличивает их доходы. Он выступает против торговли индульгенцией, церковь соблазняет верующих на совершение новых грехов. За деньги могут быть прощены самые страшные грехи. Эразм высмеивает невежественных, распутных монахов, епископов, занятых сбором денег. Критика современного общества не имеет у Эразма революционного характера. Это философские раздумья о смысле человеческой жизни. Ульрих фон Гуттен (1488-1523). Ф. Энгельс казал о нем «он чертовски остроумен». Гуттен был врагом папского двора, он верил, что науки, искусство способно бороться с отсталостью. Сочетал в себе философский и практический характер. Вся его поэзия носила воинственный характер. Он был франконским рыцарем, отлично владел не только пером, но и мечом. Он активно участвовал в политической жизни, исповедовал идеалы дворянской утопии. Молодые годы по воле отца провел в монастыре. Любимым занятием того времени было чтение Лукиана и Аристофана. В 1505 г. сбегает из монастыря и начинает жизнь независимого литератора. Дважды посещает Италию (Рим и Ватикан), видит моральное разложение папского двора. Сатира «На времена папы Юлия» - острая критика роскоши римской церкви и папы, индульгенции как защиты от грехов. 1519 г. ознаменован началом активной политической деятельности, пишет 5 речей против герцога Ульриха. Он убил родственника Гуттена за то, что он не хотел уступить ему свою молодую жену. Это был призыв к борьбе против княжеской власти. Вершина его творчества «Диалоги» (1520) и «Новые диалоги» (1521) написаны на латыни, позднее он сам перевел их на немецкий язык. Написаны они в манере Лукиана в форме диалогов. Ульрих фон Гуттен уступает Э. Роттердамскому в изяществе и тонкости, ему более присущ боевой публицистический задор. Он насмехается над распутной жизнью священников, у которых давно нет «ничего общего с Христом». Рим он изображает вместилищем различных пороков. Рим подчиняет всех себе 3 вещами: насилием, хитростью и лицемерием. Управляют Римом: сводники, куртизаны и ростовщики. В Риме в избытке 3 вещи: проститутки, священники и писцы. В Риме торгуют 3 вещами: Христом, духовными должностями и женщинами. В Риме не ценятся 3 вещи: богочестие, вера и невинность. Рим – это кладовая, куда со всего мира стекается со всего мира награбленное добро, папа – это червь, который поедает это добро. Заканчивается диалог вопросом: неужели немцы не поднимут оружия против тех, кто за их счет набивает брюхо и удовлетворяет плоть? Гуттен скептически отнесся к первому выступлению Лютера как к очередной грызне между монахами: «Пожирайте друг друга, пусть от вас ничего не останется. Пусть погибнут все, препятствующие зарождению просвещения». Потом стал поддерживать Лютера, но выступал не за церковную реформу, а за политическое возрождение Германии. Он мечтал о прекращении распрей между князьями и объединения вокруг императора. После поражения рыцарского восстания бежал в Швейцарию, где умер в большой нужде.
Лекция № 1. |
Последнее изменение этой страницы: 2019-06-19; Просмотров: 215; Нарушение авторского права страницы