Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Особенности средневековой литературы.
Средневековье очень широко толкует слово литература. Это письменное слово с обязательным включением в него функциональных жанров - религиозно-обрядовых и деловых. Это, прежде всего агиография и жития, описание путешествий, придворно-дворянская и низовая литература. 2) В качестве отличительной черты средневекового сознания отмечают приоритет жанрового канона над индивидуальным мастерством средневекового мастера. Так как любой язык, по представлению средневекового человека, имеет божественную природу, то он является не предметом личного творчества, а средством разгадывания, толкования абсолютных истин. Это приводит к восприятию поэзии как ремесла. 3) Как и общественную жизнь, литературу характеризует понятие иерархичности. Каждая общественная страта (слой) «обслуживается» своей литературой. Так возникает феодально-рыцарский эпос и рыцарский роман, с одной стороны, и низовые жанры городской литературы, с другой. Унификация (смешение) жанров происходит позже, в эпоху Возрождения. 4) Строгая иерархичность религиозного сознания, определяющая средневековую картину мира, распространяется и на систему жанров. Выделяются «высокие» жанры (связанные с божественным и высоким) и «низкие» (относились к дьявольскому и земному). «Высокие» жанры посвящались духовной, сакральной сфере, обладали абстрактными умозрительными способами отражения жизни. «Низкие» жанры описывали земную стихию и были более свободны в ее изображении, в большей степени связаны с комизмом. Нередко жанры низовой народной литературы пародируют «высокие» жанры. 5) Средневековая литература развивается в рамках средневекового мышления. Ей свойственны традиционализм – клишированность и невыделенность автора из общей письменной традиции. Автор должен был строго следовать традиции, соблюдать законы жанра. 6) Важное значение для понимания творческого метода средневековой литературы, имеет сформулированное Юрием Михайловичем Лотманом положение об эстетическом тождестве, характерном как для фольклора, так и для средневековой литературы. Эстетика тождества основана на полном отождествлении явлений жизни с известными аудитории моделями, штампами. Разнообразные явления жизни познаются путем приравнивания их к логическим моделям. Устанавливается замкнутый круг материала литературы, выражающийся в устойчивых сюжетах, типах героев, языковых штампах. Средневековый автор меньше всего стремится к тому, чтобы придумать новый сюжет, он по-новому переделывает старый. В средневековой культуре не существовало понятия плагиата. Искусство сочинять стихи из чужих строчек жанр центон является высшим выражением антиавторства средневековой литературы. Центон (лат. cento – «одежда или одеяло из разноцветных лоскутов») - стихотворение, целиком составленное из строк других стихотворений. После эпохи барок центон выходит из употребления, его использовали как стихотворную шутку. Например, эпиграмма на А.А. Жарова из книги И.Л. Сельвинского «Записки поэта» (1927): Буду петь, буду петь, буду петь (С. Есенин) Многоярусный корпус завода (А. Блок) И кобылок в просторах свободы (Н. Некрасов) Чтоб на блоке до Блока вскрипеть (С. Кирсанов) Новаторство считали проявлением гордыни, отступление от архетипа рассматривалось как отдаление от истины. Отсюда анонимность произведений, ограничение свободы творчества рамками теологически нормированного мировоззрения, каноничность. 7) Существовал т.н. «литературный этикет» - т.е. законы «приличия» в разработке темы, сюжета, в изображении поединка, внешности и т.д. 8) Тесная связь средневековой литературы с идеологией, религией, политическими идеалами, которые буквально принизывают средневековое произведение.
|
Последнее изменение этой страницы: 2019-06-19; Просмотров: 211; Нарушение авторского права страницы