Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Тема: Творчество Франческо Петрарки (1304-1374)



8 апреля 1341 г. в Риме в Капитолии Петрарку венчали как короля поэзии. Поэта нового типа, содержания, обращенного к душе земного человека, реабилитированного во всех своих проявлениях. От человека многое зависело, он способен активно воздействовать на мир, других людей, общество, историю. На холме Капитолия венчали не только нового поэта, но и первого нового человека.

Петрарка был большим поклонником Данте и первым его биографом, завидовал его славе. Родился в семье флорентийского нотариуса Петракко, друга и политического единомышленника Данте. По настоянию отца изучал юриспруденцию в Болонском университете. В 1326 г. потеряв отца и мать, бросает обучение, принимает духовное звание и занимается любимой литературой. Он был «светским» аббатом, сдавал свои церковные приходы в аренду. В молодости он много путешествует, посещает Францию, Фландрию, Германию, изучает древние рукописи, знакомится с памятниками старины и искусства. Это первое в истории нового времени образовательное путешествие. Путешествовать в то время было небезопасно, плохие дороги, нападения разбойников. Путешествовать отправлялись либо паломники, заботившиеся о спасении своей души, либо торговцы, стремившиеся к приумножению прибыли. Петрарка же путешествовал из любознательности.

В отличие от бесприютного скитальца Данте, Петрарка был баловнем судьбы. Он никогда никому не служил, везде жил как почетный гость. Папа Климент VI приглашал его к себе в секретари, но он отказался ради своей независимости. Уже при жизни Петрарки, дом в котором он родился показывали как достопримечательность. Флорентийцы предлагали вернуться в родной город и предлагали вернуть конфискованное имущество отца. Необычайно высокое положение Петрарки свидетельствует об огромном значении в эпоху Возрождения личности писателя, силе художественного слова. Как и Данте, Петрарка не отрывал искусство от политики и считал поэта учителем и наставником народа. Как и Данте, он был горячим патриотом и выступал за объединение Италии. Политическая деятельность Петрарки оказалась бесплодной, т.к. он не учитывал конкретных условий итальянской жизни XIV века. Его мысли были абстрактными и утопическими, он не видел большой разницы между республикой и империей. Он не был общественным политическим деятелем, вел уединенную созерцательную жизнь. Умер, работая за столом.

Петрарка считается создателем гуманистической культуры в Европе и основателем классической филологии. Всю жизнь он искал и изучал древние рукописи, сделал много важных открытий. Нашел 2 речи Цицерона и его письма, главный труд Квинтилиана «Об образовании оратора». Он плохо знал греческий язык, но владел латинским как родным языком, поэтому лучше всего он был знаком с римской литературой. Больше всех ценил Цицерона и Вергилия, первого называл «отцом», а второго «братом». Он считал себя потомком древних римлян, а итальянскую литературу продолжением римской. В отличие от Данте, предпочитал писать не по-итальянски, а на латыни. Он считал латынь литературным языком Италии. Но в этом Петрарка двигался назад, потому что отдалял литературу от народных масс, она была доступна только узкому кругу образованных людей.

Самое значительное произведение, написанное на латыни, поэма «Африка» (1338-1342) осталось незаконченным. Это подражание «Энеиде» Вергилия и представляет собой патриотический национальный эпос. Петрарка утверждает культ античности и идею национальной независимости Италии. В последней песне поэмы выводится римский поэт Энний, который предсказывает, что через много веков появится поэт, который прославит Сципиона и получит венец в Риме. Этот намек на себя является ярким проявлением самосознания Петрарки и его жажды личной славы. Современники высоко оценили «Африку», считали ее шедевром. Позднее критики отметят недостаток действия, слабую композицию. В поэме сильнее было не эпическое начало, а лирические места.

Но не латинская поэма «Африка», ни другие произведения, написанные на латыни («О достопамятных вещах» - собрание выписок, изречений, примеров из сочинений древних авторов, «Исповедь» - написана в форме диалога Петрарки с Блаженным Августином, «Послания»), принесли Петрарке прочную славу. Славу принесла «Книга песен» («Канцоньере»), написанная на итальянском языке. Сам Петрарка не очень высоко ценил свои итальянские стихи и называл их «пустяками», «безделками». Он считал полноценной литературой только произведения, написанные на латыни.

Итальянские стихи Петрарка начал писать еще в ранней молодости. Подобно своим предшественникам, он разрабатывал по преимуществу жанр любовной лирики. Он называл возлюбленную Лаурой и сообщил о ней только то, что увидел ее 6 апреля 1327 г. в церкви Св. Клары, а через 21 год она умерла. После смерти Лауры он воспевал ее еще 10 лет. Сборник «Канцоньере» имеет 2 части:

«При жизни мадонны Лауры»

«После смерти мадонны Лауры»

Название сборника не отражает содержание, в нем преобладают сонеты – 317, 29 канцон, есть и другие лирические жанры – секстины, баллады, мадригалы. Кроме любовных стихотворений в сборник включены сонеты и канцоны философского и политического содержания («Моя Италия», «Высокий дух»). Но основной темой сборника является лирическая исповедь Петрарки о любви к красивой замужней женщине Лауре. Вначале многим биографам имя «Лаура» казалось вымышленным, в соответствии с традицией трубадуров, скрывавших имена своих дам. Все же биографам удалось собрать биографические данные возлюбленной Петрарки. Установлено, что Лаура родилась около 1307 г. в знатной авиньонской семье, в 1325 г. вышла замуж за дворянина Гюга де Сад, была матерью 11 детей и умерла в 1348 г. от чумы.

В соответствии с традицией куртуазной лирики Петрарка изображает Лауру женщиной, а не девушкой. В его стихотворениях нет намека не только на ответное чувство Лауры, но и на близкое знакомство с ней.

До нас дошли не все стихотворения в честь Лауры, многие ранние опыты Петрарка уничтожил. Эта книга продолжает традицию «Новой жизни» Данте. Подобно Данте, Петрарка изображает свою возлюбленную образцом добродетели и совершенства. Но он не превращает Лауру в некий бесплотный символ. Несмотря на идеально-платоническую любовь Петрарки, Лаура предстает прекрасной женщиной и поэт не лишен чувственного влечения к ней. Описание красоты Лауры – это только повод для выражения переживаний влюбленного поэта. В центре внимания оказывается все, что связано с поэтом, его чувства, мысли, сновидения, окружающий мир. Петрарка точно описывает место действия и время, у него это включено в само стихотворение, а у Данте выносится в комментарий. Петрарка отказывается от прямого заимствования у Данте. Любовь является настоящим персонажем в поэзии Петрарки. В античной поэзии рассматривается физиологический аспект чувства. В куртуазной рыцарской лирике любовь окружена мистикой. У Данте в «Новой жизни» любовь обожествляющая, возвышающая сила, она символ, идеал. Для Данте Беатриче божественное слово, при виде которой грешник начинает молиться. В городской литературе (поэзия Франсуа Вийона) любовь это естественное проявление чувств. Петрарка показывает новое чувство, рожденное эпохой Возрождения – гармонию физического и духовного. Он показывает божественную любовь, но ее источник не бог, не мадонна, а земная женщина.

Первая часть сборника рисует душевные противоречия поэта, раздвоение между возвышенным платонизмом и чувственной, греховной, земной любовью. Внутренняя борьба завершается осознанием неразрешимости конфликта. Поэт не может отказаться и подавить свое «греховное» чувство. «Ни да, ни нет полностью не звучат в моем сердце», «И вижу я лучшее, но склоняюсь к худшему».

Во второй части «Канцоньере» жалобы на суровость возлюбленной сменяются скорбью об ее утрате. Образ Лауры более живой и трогательный. Она живет, т.к. жива любовь поэта к ней, ее образ усиливается образами природы. Лаура срывает с себя обличье суровой мадонны, это традиция восходящая к лирике трубадуров. Она шепчет утешение поэту, дает ему советы, слушает историю его сердечных мук. Как и Данте, Петрарка превращает свою умершую возлюбленную в святую. После смерти Лауры утихает борьба поэта со своим греховным влечением. Но и во второй части возникает сомнение в возможности любви к «святой» Лауре. «Канцоньере» заканчивается канцоной, обращенной к Деве Марии. Поэт просит вымолить прощение у Бога за любовь, от которой он не может отказаться.

Историческое значение лирики Петрарки заключается в том, что он освободил итальянскую поэзию от мистики, аллегоризма и отвлеченности. Впервые у Петрарки любовная лирика стала служить прославлению реальной земной страсти. Поэзия Петрарки сыграла роль в укреплении гуманистического мировоззрения с его индивидуализмом и реабилитацией земных связей. Петрарка довел до совершенства разработанные его предшественниками жанр сонета. В поэзии Петрарки складывается художественная система познания внутренней жизни человека. Человек у Данте бездонно глубок, открыт в космос, масштаб его мыслей вселенная. Петрарка в своем поэтическом мире очень локален, точен в изображении конкретных поэтических чувств. Он ювелирно точен, наблюдая переливы влюбленной души. Человек интересен ему сам по себе. Это привело к тому, что мы называем Петрарку первым поэтом Возрождения. Творчество Петрарки утвердило мысль о необходимости для каждого поэта неповторимого стиля. В России Петрарка стал хорошо известен начиная с XIX в. Его восторженным почитателем был К.Н. Батюшков. А.С. Пушкин в своем сонете о сонетах назвал Петрарку величайшим европейским лириком. На русский язык Петрарку переводили К. Батюшков, И. козлов, А. Майков, И. Бунин, Вяч. Иванов, В. Брюсов, А. Эфрос и др. В XX в. интерес к Петрарке заметно возрос.

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-06-19; Просмотров: 291; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.013 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь