Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Тема: Особенности литературы эпохи Возрождения.



 

1. Литература эпохи Возрождения.

2. Жанровая система литература эпохи Возрождения.

3. Особенности литературы эпохи Возрождения.

 

1. Возрождение (Ренессанс) термин, обозначающий 2 разных явления в истории культуры.

В широком смысле Возрождением называется культурный подъем после долгого периода упадка или застоя. Характерно для национальных культур, находящихся в условиях политической несвободы.

В узком смысле Возрождением называется явление в истории культуры, при котором ее деятели ищут в античности образцы для подражания и стремятся их возродить.

     Большинство исследователей пришло к выводу, что попытки обнаружить Возрождение на Руси неубедительны, и это явление характерно лишь культуре Западной Европы.

     Сначала термин Возрождение употребляется только в изобразительном искусстве, в 19 в. начинает употребляться и в литературе. В истории Возрождения выделяют 3 этапа: раннее, зрелое и позднее. Наиболее продолжительными они были в Италии, каждый длился в среднем по столетию:

Треченто – 14 век;

Кватроченто – 15 век;

Чинквеченто – 16 век.

В остальных европейских странах Возрождение приходится на 16 в. Итальянское Возрождение является своеобразным эталоном для западноевропейского Возрождения. Итальянская культура была проводником античных идей и произведений в Европе. В ранний период Возрождения делается большой акцент на освоение античности – подражание античности и состязания с ней. В зрелом Возрождении активно синтезируется опыт средневековой культуры, художественная система приобретает большую четкость и многообразие. Позднее Возрождение предвосхищает переход к искусству Нового времени.

     В соответствии со взглядами гуманистов именно поэзии принадлежит главная роль в раскрытии и изображении земной природы человека и его места в мире. Соответственно меняется статус, задачи и характер словесности. Она утрачивает средневековый синкретизм. Слитность разных видов творчества, свойственную ранним стадиям развития культуры, например, в античности слитность поэзии, музыки и танца. Начинает вычленяться собственно литература, которая уже не несет в себе сакральной, назидательной, познавательной и др. функций.

Отдельное произведение перестает выражать мнение коллектива, некую неоспоримую истину. Автор уже не просто ремесленник, он творец с индивидуальным талантом, его социальный статус значительно повышается. Активно развивается идея равноправия латыни и национальных языков. Автор более свободно обращается с жанровыми канонами.

2. Жанровая система литература эпохи Возрождения.

Жанровая система литература эпохи Возрождения кардинально перестраивается. Средневековая иерархия жанров, связанная с христианским и сословным представлением о «возвышенном» и «низменном», подвергается пересмотру. Земное перестает отождествляться с низменным и комическим. «Низкие» жанры перестают играть подчиненную роль, становятся более независимыми. Большинство средневековых жанров либо постепенно отмирают, либо транформируются. Наиболее радикальным переменам подвергаются эпос и драма. Большие эпические формы прекращают существование в устной традиции, их материал перекочевывает в новый жанр рыцарских поэм.

В эпоху Возрождения наиболее активно развивается рыцарский роман. Возникает неизвестная в Средневековье разновидность романа – плутовской и пасторальный роман. Создаются образцы романа, проблематика которых сближается с романами Нового времени («Дон Кихот» Сервантеса).

Среди малых прозаических жанров самыми распространенными и тесно связанными со средневековыми жанрами были новелла (восходит к фаблио), повесть (восходит к ле и ди).

В драматургии в эпоху Возрождения активно развивается комедия и трагедия. Они основаны на пересечении античной и средневековой традиции, в результате рождается новый жанр. Комедия дель арте в Италии, комедия «плаща и шпаги» в Испании, английская комедия и трагедия эпохи У. Шекспира и др. Мистерии, миракли, моралите хотя и ставятся, но новые тексты не создаются.

Средневековая традиция наиболее устойчивой оказывается в поэзии. Поэты наследуют традицию средневековых трактатов по поэзии. Они пытаются осмыслить новый статус литературного языка. Язык и литература воспринимаются как личное творчество, а не как отражение Божественной воли.

В лирике развиваются жанры куртуазной литературы, в которой с наибольшей силой проявилось мастерство и индивидуальность поэтов – канцоны, баллады, вереле.

     Особой популярностью пользуется во всех западноевропейских странах во все периоды Возрождения возникший в позднем Средневековье сонет. В эпоху Возрождения сонет вбирает помимо любовной, самую разнообразную тематику – от возвышенно-философским тем до отражения будничной жизни. В зрелое Возрождение на национальных языках создаются оды, элегии, сатиры и другие заимствованные у античных поэтов жанры, в которых переплетаются античные и современные мотивы.

3. Особенности литературы эпохи Возрождения.

Литература эпохи Возрождения имеет свои яркие особенности.

1) В литературе формируется стихийный историзм. В недрах литературного сознания рождается настоящее, прошлое, будущее. На смену средневековой замкнутости приходит перспектива.

2) Характерной чертой литературы эпохи Возрождения является гомоцентризм. В центре литературы стоит человек, со всем миром его ценностей, плотью, кровью и возвышенным духом. Но нельзя не учитывать, что эпоха Возрождения это эпоха открытия Земли. Открытие Николая Коперника и Джордано Бруно не прошло безболезненно для человечества. Земля часть солнечной системы, и она крутится вокруг солнца, а не оно вокруг земли. С одной стороны, человек мера всех вещей, с другой – человек не центр мироздания, а вошь, которая живет на планете, вращающейся вокруг солнца.

3) Литература открывает земного человека, порожденного вновь осознанными жизненными обстоятельствами. Возникает оппозиция: человек творящий, созидающий и человек-чудовище, совершающий низменные поступки.

4) Основу структуры художественного образа составляет элемент фантастики, гиперболизма (Ф. Рабле). Художественный образ лишается мистификации, он результат титанической гиперболизации действительности.

 

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-06-19; Просмотров: 220; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.011 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь