Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Закономерности формирования государства на Востоке



Закономерности формирования государства на Востоке

Власть и собственность неразделимы и являют феномен власти-собственности.

На Востоке социально-экономической основой было право на производимый продукт. Появление феномена власти-собственности было важным моментом институализации власти на Востоке. В обычном протогосударстве роль человека в государстве определяли клановые связи, после появляются новые критерии, определяющие главенствующую роль. Быть аристократом и причастным к власти не означало одно и то же, зачастую на Востоке способные аутсайдеры могли получить власть в периоды смуты.

Углублявшийся разрыв между верхами и низами привел к появлению ранних государств. Они, как правило, крупнее протогосударств, полиэтничны и имели более сложную структуру управления, иерархическую лестницу: правитель, военачальники, жрецы, хранители амбаров и т.д. Все еще играли роль клановые связи, но система все больше тяготела к внеклановому отбору людей на должности. Региональный уровень: главе региона и собственному органу управления – местный уровень, а на уровне общины ® старейшины, организаторы общинных работ.

В рамках раннего государства возникает феномен урбанизации: сооружение пирамид, храмов, дворцов. Их сооружение велось за счет государственных средств свободными крестьянами, отбывающими государственные повинности. Оформляется пантеон богов. Происходящее на Земле – зеркальное отражение событий, происходящих на небесах. Постепенно возникала многоступенчатая иерархическая система. В руках чиновников концентрировались немалые средства, что приводило к возможности личного обогащения и взяточничества.

Раннее государство – многоступенчатая иерархическая структура, основанная на клановых и внеклановых связях, знакомая со специализацией производственной деятельности. Главные функции: централизованное управление, быстрый рост территории в результате войн, территории с полиэтническим населением, обеспечение благосостояния общества, престижного потребления привилегированных верхов за счет ренты-налога с соседей, урбанизация и монументальное строительство. Не каждое раннее государство может перерасти в развитое государство. Говорить об этом можно, когда появляется система институализации – законы, оформленные в виде кодекса права. Появляется частная собственность и рынок, командно-административная структура – азиатский способ производства – восточная деспотия. Ее отличие – мощная централизованная структура складывается здесь не на основе частной собственности, она наоборот подавляла частную собственность и рынок. Они все же были, но не обслуживали потребности государства. Государство стояло над обществом. Правящие слои, не будучи классом, жили за счет общества и выполняли функции господствующего класса. Собственники были, но капитала не имели.

Египет в 1 тыс. до н.э.

С падением около 1075г. до н.э. единого централизованного государства Нового царства, Египет вступает в поздний период (1075-332ггю до н.э.) своей территории. Главное отличие его от предшествующих эпох состоит в нарастающей и достигающей максимума к концу 9в. до н.э. децентрализации египетского общества. Единая структура распадается на ряд обособленных хозяйств, находящихся под контролем правителей отдельных номов и связанных с ними номовых храмов. Те земельные участки, которые выделялись государством в эпоху Нового царства крупным чиновникам в условное держание с исчезновением централизованной власти превращаются в полную их собственность. На базе ресурсов этих хозяйств правители номов создают собственный административный аппарат и войско. Наступает период политической раздробленности. Объединения Египта в это время возникают за счет либо усиления влияния одной из местных группировок египетской элиты (24, 26 и 28 сайсские, 29 мендесская и 30 севеннитская династии), либо установления над страной иноземного владычества (22 и 23 ливийские, 25 – нубийская и 27 персидская династии). Реальное политическое влияние в стране на протяжении всего Позднего периода находится в руках номовых группировок египетской элиты. С этим связан упадок внешнего могущества Египта, т.к. находившихся в руках общеегипетских династий 1 тыс. до н.э. экономических и людских ресурсов было недостаточно для создания сильной и боеспособной армии. За исключением некоторых эпизодов, Поздний Египет не ведет завоевательных войн, в напротив, становится объектом завоевания со стороны африканских соседей, и позднее, великих держав Передней Азии.

Социально-экономическое развитие. В области экономики в 1 тысячелетии до н.э. решающим фактором было использование в хозяйстве и военном деле железа. Существенное влияние на Египет оказали те народы (ассирийцы, кушиты, греки), которые раньше египтян освоили его добычу и технику обработки, благодаря близости к источникам сырья. В ремесле ведущей была обработка металлов: бронзы, железа, золота, серебра. Высокого уровня достигло ткачество и производство цветной керамики, совершенствовалась техника кораблестроения.

В саисскую эпоху возродилось монументальное строительство храмовых и светских зданий. Интенсивно развивались товарно-денежные отношения. Объектом купли-продажи становилась даже земля. Эквивалент – серебро. Развивается и внешняя торговля (контакты с Карфагеном и Финикией, греческими полисами).

Социальные отношения. Правящая верхушка – номовая и военная знать, жречество, торговцы и наемники – обогащается. Свободное население – мелкие производители – попадают в сложные условия развития товарно-денежных отношений, частного землевладения, купли-продажи земли и движимого имущества. Разорившиеся землевладельцы становятся арендаторами земли на кабальных условиях, что и ведет к дроблению земли на еще более мелкие участки и отдачу их в наем еще более мелким арендаторам. Разорившиеся свободные попадают в кабалу, часто вместе с семьями. Процветают источники рабства, такие как самопродажа на определенный срок, так и “до бесконечности”.

Характерной чертой социальной структуры позднего времени является также усиление сословной замкнутости. Она проявилась в наследственности профессии, традиционных правил поведения, обрядов.

Приток рабов-военнопленных в 1 тыс. до н.э. значительно сократился из-за того, что Египет сам был объектом завоеваний.

Происходят острые социальные конфликты и с целью их разрешения правители Египта вынуждены были проводить радикальные реформы (Теорнахт, Бокхорис, Амасис). Определенной направленностью отличалась идеология позднего, особенно саисского периода. Ее характерной чертой был возврат к древним традициям, архаическим верованиям, обычаям, архаизации титулов, языка, литературного стиля, архитектуры, искусства. Периоды Древнего и Среднего царств представляются как “золотой век”, как политический идеал. Из иноземных влияний – греческое влияние в связи с проживанием на его территории греческих торговцев, наемников, ремесленников, а также установлением прямых политических связей с греческими государствами.

Скопление ливийцев на севере страны и использование многих из них в качестве солдат-наемников привело на рубеже II-I тыс. до н.э. к выдвижению на авансцену политической жизни страны амбициозных ливийских военачальников, активно вмешивающихся во внутреннюю борьбу фараонов с усилившейся местной знатью. Это вмешательство завершилось тем, что один из военачальников Шешонк в середине Хв. До н.э. захватил власть и положил начало 22 ливийской династии. Ливийские династии эффективно контролировали лишь район дельты. В нильской долине большую роль играла местная знать. В 8в. до н.э. правители Нубии начали успешную кампанию за захват Верхнего Египта, что и привело к созданию 25 нубийской династии, правившей до того момента, когда в 671г. до н.э. победоносный ассирийский царь Асархаддон не завоевал Египет. Однако Ассирия не закрепила своей победы из-за внутренних распрей и в 664г. ливиец Псамметих основал 26 династию на полтора века, объединившую Египет под властью саисских фараонов (Саис в Дельте был их столицей).

Примерно с этого времени огромную роль в истории Египта и в связях с внешним миром начали играть греки – торговцы и колонисты. Вместе с финикийцами они стали активно обживать средиземноморские побережье страны. В 525г. до н.э. войска персидского царя Камбиза покончили с независимостью Египта, превратив его до 404г. до н.э. в сатрапию Ахеменидской империи (это время считается периодом 27 персидской династии). Освобождение от власти персов привело к появлению кратковременных 28 и 30 египетских династий, пока завоевание Александра Македонского в 332г. до н.э. вновь не привело к падению независимости Египта. После смерти Александра Египет стал владением одного из греческих сподвижников-диадохов Александра, Птолемея. Период правления Птолемея и его преемников, включая и Клеопатру, ознаменовался энергичной эллинизацией страны, столицей которой стала Александрия. Птолемеевский Египет пришел в упадок на рубеже новой эры, после чего страна на долгие века превратилась в провинцию Рима, а затем (с IV в. н.э.) – Византии.

Культура Древнего Египта

Древние египтяне создали высокую по своему уровню, сложную по своей структуре, богатую по содержанию культуру, которая оказала огромное воздействие на культуру других народов Ближнего Востока. Многие культурные ценности, созданные египтянами, вошли в мировую сокровищницу и стали настоящим достоянием человечества.

Развитие культуры определило особенности социально-экономического строя Древнего Египта. Хозяйственное освоение долины Нила, создание рационального землевладения, общий подъем экономики создали материальную основу для культурного творчества.

Особенности культуры Древнего Египта.

1. Ранее зарождение классовых отношений и государства.

2. Изолированное географическое положение долины Нила, что затрудняло контакты древних египтян, а следовательно, и проникновение культурных заимствований.

Страх перед грозными силами природы воплотился в свирепых божествах, перед всесокрущающей властью фараона. Человек чувствовал свое бессилие, свою ничтожную малость перед могущественными богами и не менее грозным фараоном (включая исполнителей его воли – чиновников).

Египетской культуре присущ глубокий консерватизм и традиционализм. Египтяне избегали вносить радикальные новшества в систему культурных ценностей. Их главный принцип – сохранение и подражание канонам и уже известным художественным приемам.

Религия. Она у древних египтян была фантастична, но в закономерной форме отражала специфику природных условий долины Нила, особенности социально-экономического и политического развития древнеегипетского общества. Объектом почитания был царствующий фараон – организатор ирригационной системы земледелия, повелитель людей и стихийных сил. Присуще обожествление солнца, Луны, реки Нил, пустыни, животных, а также и угрожающих человеку сил. Египетская религия прошла длительный путь развития и ко времени Нового царства превратилась в законченную религиозную систему. Географическая изоляция Египта способствовала самостоятельности религиозного развития, слабости влияния других религиозных систем.

Язык и письменность. Разговорный язык и литературный менялся на протяжении четырехтысячелетней истории народа и прошел 5 последовательных стадий своего развития. В научной литературе различают: язык Древнего царства – язык древнеегипетский; среднеегипетский – классический язык, т.к. на нем написаны лучшие литературные произведения; новоегипетский язык (16-8вв. до н.э.); демотический язык (8в. до н.э. – 5в. н.э.); коптский язык (3-7вв. н.э.). Соотношение между этими языками было примерно таким же, как между древнеславянским, древнерусским и русским языками. С 7в. н.э. коптский язык стал вытесняться языком завоевателей-арабов и постепенно стал забываться.

Письменность сложилась на основе пиктографии в конце IV тыс. до н.э. К середине II тыс. до н.э. сложилась окончательно система иероглифического письма. Материал для написания иероглифов: камень, глиняные черепки (остраконы), дерево, кожаные свитки. Широкое распространение получил папирус.

Обучение различным видам письма происходило в специальных писцовых школах и было доступно лишь представителям господствующего класса.

Литература. Направление зависело от общего характера религиозного мировоззрения, разработанного в египетской мифологии и организации культа. Абсолютная власть богов, а также и царствующего фараона, подчиненность земной жизни людей их посмертному существованию, сложные взаимоотношения многочисленных богов в египетских мифах – главные идеи и система литературных приемов. Питательной почвой служило и устное народное творчество.

Жанры: обработанные сказки, дидактические поучения, биографии вельмож, религиозные тексты, поэтические произведения, прозаические произведения (“Рассказ Синухета”). Поучения – дидактический жанр. “Поучение фараона Аменемхета I”, “Поучения Гераклеопольского царя Ахтоя своему сыну Мерикара”. Поучения Нового царства – “Поучения Ани”, “Поучение Аменемоне”, а также особая разновидность – поучения мудрецов “Речение Ипусера”, “Речение Неферти”.

Собрание сказок “Фараон Хуфу и чародеи”, “Сказка о потерпевшем кораблекрушение”, “Сказка в Правде и Кривде”, “Сказка о двух братьях”.

Повесть “Рассказ Синухета” и поэтическая “песнь арфиста”.

Религиозная литература: цикл сказаний о страданиях Осириса и о странствиях по подземному миру бога Ра.

Изобразительное искусство и архитектура. Использовались как эффективные средства идеологического обоснования существующего строя, его государственности и системы духовных ценностей. Для египетской архитектуры, скульптуры, рельефа характерным является тесная зависимость от религиозного культа, который формировал основной арсенал художественных средств и главных идей. Направления: реализация идеи беспредельного могущества фараона, богов, которая воплощалась в монументальных сооружениях гробниц и храмов, в грандиозных статуях с выражением неземного бесстрашия, величия и всесокрушающей мощи.

Существовало два типа монументальных гробниц: сооруженных богочеловеку-фараону и мест обитания самих богов – храмов. Но наряду с царскими гробницами и храмовыми комплексами в египетском зодчестве существовало и такое направление как строительство царских резиденций – дворцов.

Научные знания. Без них невозможно было строительство сложных ирригационных систем. Высокие знания были достигнуты в трех сферах: математика, астрономия и медицина.

Хеттское царство

Первым населением Малой Азии были хатты. Их язык родственен современным адыго-абхазским языкам. Индоевропейские племена застали их в последней трети III тыс до н.э. Они восприняли у хаттов название их страны “Хатти” и переняли у хаттов множество элементов материальной и духовной культуры. Особенно сильно хаттское влияние (в религии, государственном культе, придворном обиходе и других сферах жизни) в эпоху Древнехеттского царства (18-16вв. до н.э.). Начало Хеттской государственности восходит к царской династии из города-государства Куссара. Царь этого города Питхана завоевывает Месу и делает в нем царем своего сына – Анитту. Он подчиняет себе города-государства Бурусханду и Хаттуас. К моменту образования Хеттского царства царская династия из Куссара сохранила свое преобладание. Первые цари короновались в Куссаре.

Связи малоазийцев с представителями более высокой культуры (аккадцы, ассирийцы) ускорили продвижение древних анатолийцев к цивилизации.

История хеттов делится на 3 периода: Древнее, Среднее и Новое царство. Среднее царство обычно называют “темным периодом” в истории хеттов, из-за отсутствия письменных источников. Но известно, что в “темный период” в жизни государства появилось хурритское политическое и культурное влияние.

Основатель царства Лабарна начал свои завоевательные походы, создав государство от Черного до Средиземного морей. Мурсилис I покорил Вавилон, тем самым положив конец I Вавилонской династии (переемники Хаммурапи).

В начальный период хеттской государственности власть царей ограничивало народное собрание и совет знати. Впоследствии, после успешной завоевательной политики наблюдается усиление реальной власти царей. Хеттское царство вело почти непрерывные войны. Они приводили к постоянному притоку в страну военнопленных и угнанного мирного населения. По сравнению с другими странами Передней Азии у хеттов был более высокий уровень использования рабского труда в хозяйстве.

В последующее время Древнехеттское царство на всех границах подвергалось ожесточенным нападениям хурритов. Они нарушили внешние границы и внутренний порядок в стране. Начались смуты в придворной среде с кровавыми исходами. Стабилизация произошла при 8 царе династии Темпинусе: путем упорядочения законного наследования трона был введен порядок в придворной среде.

В “смутном” среднем царстве усилилось хуриттское влияние. Цари имели два имени: одно из них тронное хеттское, второе – собственно хурритское.

Новохеттское царство (около 1400-1200гг. до н.э.) начинается с успешных завоеваний первых малоизвестных царей. А после них очередной узурпатор Суппилулиумас I создает новую мощную Хеттскую державу. К этому времени постоянным сильным противником хеттов становится воинственные племена касков с северо-востока. Хетты установили свое влияние в Северной Сирии и началось хеттско-египетское противостояние. В 1296г. был заключен мирный договор между Рамсесом II и Хаттусилисом III, объединившихся против растущей мощи Ассирии. Самым сильным и опасным врагом на западе были греки-ахейцы.

В конце XII в. до н.э. с Балкан и островов Средиземноморья на страны Передней Азии хлынули полчиа “народов моря”. После разрушения ими хеттской столицы Хаттуаса последний царь Суппилулиумас II был вынужден бежать на остров Кипр. Так перестало существовать Хеттское царство. В итоге эгейского переселения народов этнический состав Малой Азии значительно изменился. Остатки хеттского населения отступили на юго-восток, в Северную Сирию, где образовали небольшие государства. Часть населения отступила на северо-восток в области Закавказья.

Социально-экономический строй. Основой хеттской экономики было производящее сельское хозяйство. Широкое распространение получило животноводство. Развито ремесло.

Главное общественное богатство – земля – принадлежала государству, либо общинным коллективам городов и сел, чье землевладение уходило уорнями в доклассовую эпоху. Значительную долю государственной земли составляли крупные царские хозяйства. Храмовые земли контролировались царем, но на деле представляли собой автономные корпоративные хозяйства. Основными видами государственной эксплуатации были обязательная служба царю, уплата натурального налога и трудовых повинностей. В общинном же секторе свободно осуществлялась купля-продажа земли. Общины носили территориальных характер, а их старейшины наделялись судебной и административной властью. В частно-общинном и в государственном секторах широко применялся труд рабов, наемников и др.

Хеттское сословное деление не совпадало с классовым. Все население страны делилось на 2 группы, различавшиеся по свободному или принудительному характеру труда. В первую группу – сословие “свободных” – входили лица, освобожденные от повинностей в пользу государства и храма (чины общин коренных хеттских городов). Вторая группа – “несвободные” – включала всех лиц, на которые распространялась государственная и храмовая эксплуатация (непосредственные производители, сидящие как на государственной, так и на общинной земле или занятые в ремесле). Но в то же время к этой группе относилось и множество должностных лиц, для которых сахханом являлось непосредственно служба царю или храму.

Положение “несвободных” непосредственных производителей вне общины было разнообразным: среди них находились и рабы, и кабальные должники, и наемники, и крепостные землепользователи, а также крепостные землевладельцы, богатые и имеющие по нескольку рабов. Государственный строй хеттов отличался известной рыхлостью и некоторыми чертами конфедеративности. Существовала система удельных царств, связанных с центральной властью вассально-союзными договорами. Верховную власть представлял “великий царь”. Важную и самостоятельную роль играла царица, приобретавшая полноту своего статуса лишь после смерти матери своего супруга. Государственности приписывалось сакральное и космическое происхождение.

Сирия и Финикия в древности

Этнические перемены второй половины II тыс. до н.э. в Восточном Средиземноморье не проникли через Ливанский хребет и не коснулись Финикии. Она продолжала оставаться ханаанейской. Финикия – страна крупных и небольших городов. Финикийцы были способными ремесленниками. Некоторые изделия производили только они. Финикия играла уникальную роль в истории Передней Азии и стран Средиземноморья. Здесь заканчивались караванные дороги и начинались морские пути. С упадком Египта в конце эпохи Нового царства финикийские города вновь становятся свободными, но “нарды моря” снова разорили все финикийские города-государства, кроме Тира. Вскоре все финикийские города снова стали набирать силу. Началась колонизация по берегам Средиземного моря. Финикийская колонизация имела несколько этапов. Ее начали тиряне с обычного морского разбоя и грабежа прибрежных жителей. Потом они стали создавать свои опорные пункты на пути главных целей их морских плаваний (золотоносный о. Фарос и богатая серебром и оловом Испания). Затем в конце II тыс. до н.э. возникают города с постоянным населением – Гадес за Гибралтаром и Утика – в Северной Африке. Колонизацию завершает период появления городов с храмами, постоянным торговым и ремесленным населением. Основная масса заморских колоний была основана Тиром. Особенно выросла его роль с начала железного века. Наивысшего расцвета Тир достиг при Хираме (Ахираме) (около 10в. до н.э.). Его власть распространилась на о. Кипр и часть Палестины, началась колонизация современного Туриса. Власть в городе принадлежала торгово-промышленной олигархии, но смуты не были редкостью, т.к. колонии часто использовались как места ссылок преступников.

Но вскоре время полной независимости финикийских городов закончилось. Со второй половины 8в. до н.э. ассирийцы покоряют все города, исключая Тир. Затем с конца 7в до н.э. финикийцы попадают в зависимость от Египта и Вавилонии, наибольшую самостоятельность финикийские города приобретают в составе Персидской державы. Главные города Финикии разбогатели за счет транзитной торговли (Тир, Сидон, Библ). Торговля у финикийцев сочеталась с пиратством (случаи похищения и продажи свободных людей). Часть рабов доставлялась в Финикию и их направляли в мастерские в качестве чернорабочих, в гавани (грузчики), на корабли (гребцы). Специфическая черта финикийского рабовладения – незначительная роль рабов-военнопленных (финикийцы почти никогда не вели завоевательных войн). Зато практиковалась купля-продажа чужеземцев и незаконное порабощение доверчивых людей, которых финикийцам удавалось заманить на свои корабли. Количество рабов в Финикии в I тыс. до н.э. сильно увеличилось и интенсивность их эксплуатации возросла.

История континентальной Сирии определялась тем временем арамеями, которые вторглись в этот регион и заселили его во второй половине 11в. до н.э., вотеснив позднехеттских князей к северу. Около 1000г. до н.э. арамеи прорвались через Евфрат и Верхнюю Месопотамию и с этого времени происходит бурная арамейская ассимиляция аморейско-хурритского населения Северной части Плодородного Полумесяца. Главным центром арамеев Сирии стал Дамасский оазис, где в 10-8вв. до н.э. существовало их крупное государство Арам-Дамаск, претендовавшее на гегемонию в сопредельных областях. Экономика: развитое скотоводство, продажа оружия (дамасская сталь) и транзитная торговля шерстью. Во второй половине 9в. до н.э. дамасскому царю Бенхададу III удалось на время объединить 17 правителей Северной Сирии против соперника – Хаматского царства на Оронте. На некоторое время все восточное средиземноморье оказалось по властью Дамаска. Но гегемония Дамасского царства оказалась непрочной. Хамат отразил нападение Бенхадада III и коалиция, возглавляемая Дамаском, распалась. Истощенный тяжелыми и изнурительными войнами Дамаск был в конце 9в. до н.э. взят и разграблен ассирийским царем Адад-Нерари III.

В восточном Средиземноморье долгое время существовали и небольшие государства, например, Каркемиш в Северной Сирии, который был богатым торгово-ремесленным центром. После падения Хеттского царства он стал независимым, но сохранил хеттский язык и культуру.

Палестина в древности

В начале I тыс. до н.э. положение дел в Палестине определялось тремя силами – Израилем, Иудеей и Филистией. Все они уходят своими корнями в позднебронзовый период.

Израильский племенной союз пережил в конце 13в. до н.э. серьезные перемены. Его ядро было разгромлено египетским фараоном Мернептахом, вытеснено из Палестины и, возможно, распалось. Другая группа израильтян еще раньше осела в Египте, но в конце 13в. до н.э. покинула эту страну и поселилась на Синае. В смутные для Восточного Средиземноморья времена рубежа 13-12вв. до н.э. израильские группы воссоединились и вновь вторглись в Палестину из-за Иордана. В 12в. до н.э. Израиль окончательно сформировался на территории Палестины как союз 12-ти племен. Выборные вожди – “шофеты” (“судьи”) являлись верховными жрецами, командировали племенными ополчениями, а в мирное время разбирали тяжбы. Культ Израиля носил обычный языческий характер. Верховный бог – Яхве – местное доизраильское божество из горных местностей Южной Палестины.

В начале 11в. до н.э. в Палестине установилось военная гегемония филистимлян, лидировавших в металлургии железа. Израильская племенная система была неспособна к сопротивлению. В борьбе с филистимлянами выдвигается Саул, которого израильские племена избрали первым царем Израиля (надплеменной наследственный правитель). Становление царской власти было энергично поддержано основной племенной массой вопреки сопротивлению аристократии. Саул назначил своих приближенных военначальниками и наделил их земельными участками, что вело к зарождению служилой знати. При Давиде (зяте Саула) (около 1000-965гг. до н.э.) была проведена политика создания централизованной монархии. Был присоединен Иерусалим, ставший столицей нового государства. Для управления страной был создан центральный государственный аппарат во главе которого стоял верховный сановник. При царе была создана лично ему преданная гвардия, состоявшая из критян и филистимлян.

Внешняя политика Давида. Заключен мир с филистимлянами, а границы государства на юге продвинулись до Акабского залива. Соломон – младший сын и преемник Давида (965-928гг. до н.э.) – властолюбивый, унаследовал деспотические замашки своего отца. В правление Соломона много внимания уделялось строительству (храмы, дворцы и т.д.). Усиление налогообложения и введение трудовой повинности. К концу царствования Соломона усложняется внешнеполитическое положение государства. Появление у северной границы Дамасского царства. Большинство племен отпало от иудеи и образовало новое Израильское царство со столицей Самария. В Иудейском же царстве (столица Иерусалим) продолжала править династия Давида.

Ослаблением и раздроблением страны воспользовался Египет. Фараон Шешонк около 925г. до н.э. совершил опустошительный поход в Палестину, разорив Иудейское и Израильское царства.

Социально-экономические отношения. В древнеизраильском обществе первой половины I тыс. до н.э. бурно развивались частнособственнические отношения и частная эксплуатация, развитие торговли и товарно-денежных отношений, рост ремесла. 4 сословия: светская аристократия (вельможи и князья); духовная аристократия (жрецы и профессиональные пророки); народ земли (основная масса свободного населения); чужеземцы (пришельцы и поселенцы, ограниченные в правах). Низшая ступень социальной лестницы – рабы (меньшинство трудового населения), но количество их неуклонно увеличивалось. Источники рабства: угнанные с вражеских территорий женщины и дети (реже пленные воины), преступники, неплатежеспособные должники. К рабам приближались должники и дети свободного от рабыни. Основной объект эксплуатации – основная масса рядовых общинников.

Межплеменные противоречия в Израиле (израильско-иудейское противостояние), сложности взаимодействия царской власти с военной знать и жречеством, собственно культовые проблемы. На фоне развернувшегося религиозного поиска и усиления противостояния храмов разных божеств друг другу и военной знати и сформировался “жреческий монотеизм” (жрецы Яхве настаивали на необходимости обеспечить этому божеству исключительное положение в израильско-иудейском культе и исключение почитания других богов). Формирование концепции соединения царской власти и высшей жреческой. В то же время социальные противоречия общества вызвали мощный общественно-идеологический процесс – “пророческое движение” 8-6вв. до н.э. Выработалась концепция Яхве как абстрактного, абсолютного и универсального божества. Этот “пророческий монотеизм” составил в процессе ядро иудаизма.

Карфаген в 9-3вв. до н.э.

Из всех финикийских колоний наибольшего экономического процветания и политического могущества достиг Карфаген (новый город), основанный выходцами из финикийского города Тира в конце 9в. до н.э. В середине 7в. до н.э. начинается период превращения Карфагена в центр финикийских колоний Западного Средиземноморья. Насильственному объединению финикийских колоний вокруг Карфагена способствовало несколько причин: ослабление политических связей с метрополией, вызванное зависимым положением городов Финикии от Ассирии и Персии; энергичная колонизация южной Италии – Сицилии, Западного Средиземноморья греками, грозившее утвердить их влияние на наиболее выгодных торговых и морских путях; внутреннее развитие финикийских колоний Западного Средиземноморья, требовавшее известной координации и совместных действий.

Так Карфаген начинает активную внешнюю экспансию. Она выражалась в выведении карфагенских колоний в разные части Западного Средиземноморья и в установлении протектората над существовавшими там финикийскими колониями (г. Эбес – Питиусские острова близ Испании), утверждение власти Карфагена на юге Пиренейского полуострова. Активная политика Карфагена на Сицилии. Таким образом, к середине 4в. до н.э. Карфаген стал центром крупного государственного объединения, владения которого раскинулись на юге Испании, на западе Сицилии, на Питиусских островах и в Северной Африке. Был заключен союз с Персией и племенами этрусков, живших в центральной Италии.

Наибольший расцвет Карфагена – с середины 5в. до н.э.-3в. до н.э. Потерпев неудачу в Сицилии, Карфаген перенес основное направление своей внешней политики в Северную Африку. Ему удалось победить местные племена и подчинить их себе. Карфагеняне начали колонизацию как побережья современного Туниса и Алжира, так и внутри этих стран, в также территории Марокко и Мавритании. Захват обширных территорий в Африке и вместе с прежними владениями на юге Испании, о. Сардиния и на западе Сицилии превратил это государство в обширную империю с многочисленным населением, создали основу экономического расцвета и политического могущества.

Социально-экономические отношения. Карфаген – центр посреднической торговли. Крупный ремесленный центр. Имел военно-морской флот, развито кораблестроение. Территории, богатые рудами. Развитие интенсивного сельского хозяйства (хлебопашество).

Карфагенское общество 6-3вв. до н.э. сочетало элементы рабства античного типа и некоторые особенности, свойственные древневосточному обществу (значительную роль в производстве и социальной организации играло зависимое население, жившее в условиях общинного строя и эксплуатировавшееся как отдельными представителями карфагенской аристократии, так и государством в целом).

При наличии оформившихся прослоек аристократии и подневольных работников в Карфагене можно выделить также свободных мелких производителей в ремесле, и зависимое сельское население на захваченных территориях. Верхушка общества состояла из крупных землевладельцев, собственников рабских мастерских, оптовых торговцев, жречества. Важная черта – в Карфагене не был развит бюрократический аппарат. Экономическое процветание вело к жестокой эксплуатации многочисленных рабов и зависимого местного населения.

Политическое устройство. Олигархия, выражавшая интересы узкой группы богатейших карфагенских семей. В 5-4вв. до н.э. верховными должностными лицами были два суфета, избиравшихся на один год и наделенных высшей гражданской властью. Все государственные дела решались на Совете 30 и совете старейшин. Высшим контрольным органом был совет 104, которому принадлежали судейские функции. Созывалось и народное собрание, состоявшее из лиц, имеющих звание гражданина Карфагена. Но всеми делами вершила карфагенская олигархия. Главная ее задача – не допустить установления единоличного управления в форме тирании. Однако в середине 6в. до н.э. полководец Малх устанавливает свою диктатуру, однако он был изгнан из Карфагена после серии неудачных войн. После к руководству в Карфагене пришла семья знатного аристократа Магона, которому удалось передать свою власть сыновьям. К середине 5в. до н.э. власть карфагенской олигархии полностью восстановлена.

К 60-м годам 3в. до н.э. Карфаген столкнулся с новым соперником – Римским государством. Между ними началась ожесточенная борьба за господство на Западном Средиземноморье. В ходе Пунических войн 3 – середины 2в. до н.э. Территория Карфагена вошла в состав Римской республики.

Древний Элам

    Благоприятные природные условия способствовали раннему переходу племён, населявших территорию Западного Ирана к земледелию и скотоводству. В 6 –5 тыс. до н.э. племена оседлых земледельцев и скотоводов широко расселяются на территории иранского плато, минуя лишь пустыни. Наличие месторождений медной руды способствовало раннему развитию металлургии. Вавилоняне и ассирийцы называли Юго-Западный Иран “Эламту” (“Горная страна”).

    К началу 3 тыс. до н.э. Эламе возникли раннегосударственные объединения. Столицей одного из этих объединений стали Сузы, Крупный город в долине Каруна и Керхи. Кроме Суз существовали и небольшие государства (Аван, Аншан, Симаш и др.). Позже все эти области были включены в единое государство, столица которого находилась в Сузах, а в отдельные периоды – в Аншане.

    История Элама на всём своём протяжении была тесно связана с историей Двуречья. В 24 – 22 вв. до н.э. Элам находился в прямой политической зависимости от Аккадского царства. В 22 в. до н.э. весь Элам стал единым независимом государством, но вскоре в страну вторглись племена кутиев, и подчинили её себе. При царях III династии Ура – Элам снова попал в зависимость от Двуручья, но в конце 21 в. до н.э. добился самостоятельности и даже временно подчинил себе Ур. В конце 18 в. до н.э. эламиты вновь вторглись в Месопотамию и превратили Аккад в прах. В конце 14 в. до н.н. Элам был завоёван Касситской Вавилонией. Однако около 1180 г. до н э. Эламский царь Шутрук – Наххунте 1 изгнал вавилонское войско. Около 1150 г. эламиты совершили новый поход против Вавилонии и подчинили себе свою страну. Это было время расцвета Эламского могущества. Однако в 1115 г. до н.э. вавилонское войско нанесло эламитом сокрушительное поражение, после которого Элам на 3 столетия исчезает с исторической арены.

    В 8 в. до н.э. Элам становится союзником Вавилона в борьбе с Ассарией и оказывается втянутым в бесконечные войны с ассирийцами. Лишь в период царствования в Ассирии Асархаддона между Ассирией и Эламом установились кратковременные мирные отношения. После разгрома Вавилона, при царе Ашшурванапале, Ассирия разгромила Элам, захватив его столицу Сузы. Около 595 г. до н.э. вавилонскому царю Навуходоносору II удалось подчинить Эламитов своей власти, затем они оказались под властью мидийских царей, возможно, в конце 549 г. до н.э. были покорены персами. После этого Элам навсегда лишился своей независимости.

    Общество: В III тыс. до н.э. в Эламе преобладали сельские общины, куда входили все свободные люди, независимо от их родственных уз, коллективно владевшие землёй и совместно обрабатывающие её.

    С начало II тыс. до н.э. в Эламе интенсивно развиваются частные хозяйства с использованием рабского труда. Складывание рабовладельческих отношений приводило к имущественной дифференциации, распаду сельских общин и разорению свободных общинников, которые лишались земли и средств производства. Земля стала сосредотачиваться в руках отдельных экономически сильных семей, что привело к возникновению частной земельной собственности. К концу II тыс. до н.э. на смену сельским общинам пришли большесемейные общины, члены которых были связаны родственными узами. Постепенно в домашних общинах началось выделение богатых и бедных. Малоимущим приходилось прибегать к ссуде и многие из них оказывались в долговом рабстве. Постепенно имущественная дифференциация привела к разложению большесемейной общины, что привело к разделу общинного имущества и даже к аренде и продаже земли.

    Наряду с общинными, а позднее и частновладельческими хозяйствами в Эламе имелись также царские и храмовые хозяйства, существовали ремесленные мастерские, в которых работали военнопленные, обращённые в рабов, и зависимые от царя ремесленники из местного населения.

    Храмы были собственниками крупных земельных владений, а также занимались торговыми и ростовщическими операциями. Часть храмовых земель отдавалась в аренду, остальная обрабатывалась храмовыми рабами и общинниками.

    Постепенно в системе государственного управления произошли большие изменения. Характерная для Элама система управления с помощью суккалов к 15 в. до н.э. перестала существовать. Начиная с 13 в. до н.э. царский престол стали передавать по наследству от царя к его старшему сыну. Шло формирование централизованной монархии.

Древние иранцы. Мидия

    Мидия занимала территорию Северо-Западного Ирана. Западная часть страны в античной историографии получила название Мидия Атропатена. К востоку от Атропатены простиралась равнинная часть Мидии.

    В 3-2 тыс. до н.э. на этой территории обитали племена оседлых земледельцев и скотоводов. говоривших на пасситском, кубийском, хурритском и др. неиндоевропейских языках. Собственно эти мидийцы и родственные им персы говорили на различных диалектах иранских языков, принадлежавших к индоевропейской языковой семье. Считается, что предками ираноязычных племен были скотоводы Восточной Европы, откуда часть их направилась через Кавказ и вдоль побережья Каспийского моря в Иран и Среднюю Азию. Во 2-й половине 2 тыс. до н.э. они вторглись в Иран и постепенно распространились по всей территории в начале 1 тыс. до н.э. Повсеместно шел процесс смешения пришельцев с местным населением, которое постепенно становилось ираноязычным. Начиная со 2 половины 8 в. до н.э. Иранцы уже составляли большинство населения во многих областях Западного Ирана, в том числе и в Мидии.

    В 673 г. до н.э., воспользовавшись военными действиями между ассирийцами и киммерийцами, мидийские племена подняли восстание против ассирийского ига. Восстание возглавил один из мидийских вождей по имени Каштарити. В 672 г. до н.э. мидийцы создали независимое государство, изгнав ассирийцев. С Западной части территории Каштарити начал постепенно объединять все мидийские племена, ликвидируя мелкие княжества. К середине 7 в. до н.э. Мидия стала крупным госудаством Древнего Востока. С 653 по 625 гг. до н.э. над страной утверждается господство скифов. В 625 г. до н.э. царем Мидии стал сын Каштарити Киаксар, который нанес поражение скифам и окончательно объединил все мидийские племена в единое государство со столицей в экваторах, создал сильную регулярную армию, реорганизовав ее по родам, а не по племенному принципу. В союзе с Вавилоном, мидийцы в 614г. обратили свое внимание на исконного врага – Ассирию. В итоге мидийцы захватили исконные области Ассирии (Северная Месопотамия и область Харран), Мидия стала крупнейшим государством на Востоке, на ряду с Египтом и Вавилонией. мидийский царь Киаксар расширил границы своего государства за счет южных и восточный соседей. Была лишена независимости Персия, захвачены Парфия и Тиркания, подчинено государство Урарту, ликвидировано скифское царство в Сакасене, покорена Манна. Длившаяся 5 лет война между Мидией и Лидией закончилась заключением мирного договора. В 585 г. до н.э. Киасар умер, оставив в наследство своему сыну Астиагу большую и могущественную державу, подчинившую своей власти также Элам. Это обострило отношение с Вавилонией. Но восставшие в 550 г. до н.э. персы, захватили Мидию.

    Общество: наука еще не располагает достаточными данными для исследования социального строя и государственные структуры мидийского общества, т.к. в археологическом отношении Мидия изучена недостаточно. В начальный период классовое расслоение было невелико, и вооруженные народные классы играли значительную роль в военной и политической жизни страны. В 7 – нач. 6 в. до н.э. здесь еще не было развитых форм рабства, а лишь патриархальное рабовладение. Захват колоссальных богатеев ассирийских царей и знати заметно ускорил классовое расслоение в мидийском обществе, т.к. большая часть добычи доставалась его верхушке. Однако продолжительные войны неблагоприятно сказывались на хозяйстве родовых общинников, составлявших ядро мидийской армии. Когда к середине 6 в. до н.э. значительная часть общинников оказалась порабощенной знатью, страна стала добычей внешних врагов.

Культура древней Индии

Религия. Появление буддизма связывают с именем кшатрия (монаха) из племени шакьев Сидхартхи Гаутамы (566-486гг. до н.э.). Он бродил по долине Ганга, излагая свое учение. Последователи называли его Будда (“умудренный”), отсюда и название “буддизм”. В буддизм много перешло из ведийской религии: переходы из одного состояния в другое, учение о карме, не отрицалось и существование ведийских богов. Особые положения буддизма: признание непостоянства мира и отсутствие вечной души, определение жизни как страдания. Суть учения содержится в четырех “Благородных истинах”:

1. Жизнь, не только дурная и несчастная, а всякая жизнь вообще – зло, страдание.

2. Причиной жизни и новых возрождений являются жажда жизни, наслаждения, власти, богатства.

3. Провозглашает возможность спасения от зла жизни.

4. Путь к этому спасению через состояние полной уравновешенности, подавления всяких эмоций, желаний и т.д.

Высшей целью, к которой должен стремиться верующий, является состояние нирваны, после смерти такой человек уже не возрождается. Для этого человек должен был отрешиться от всего земного, вступить в монашескую общину, монаху не разрешалось иметь собственность и работать, а жить он мог только милостыней. В раннем буддизме не было обращения к богам или к самому Будде. Достигший нирваны – выше богов. В буддизме все люди равны, и это способствовало превращению его в мировую религию.

Постепенно в буддизме происходят изменения. Выдвигается течение махаяна (широкий путь спасения) в отличие от господствовавшей ранее хинаяны (узкий путь спасения). В хинаяне достижение “спасения” требовало ухода в монахи, в махаяне нирваны мог достичь любой человек, старательно исполняющий моральные предписания. Происходит обожествление Будды, создается пантеон святых, а следовательно возникают обряды, ритуалы, заклинания, амулеты. Появляются и служители культа. Это сближает буддизм махаяны с традиционными религиями и способствует его успеху в других странах.

Однако буддизм преобладает лишь в крупных городах, остальное население поклоняется прежним богам. К началу новой эры можно говорить о возникновении индуизма, в котором сохраняются основные черты ведийской религии, однако появились и новые моменты (боги превращаются в объекты безусловной преданности, главные боги ведийского пантеона теряют свое значение, наиболее почитаемыми становятся Брахма (творец мира), Шива (разрушитель, объединял образы богов грозных, преисполненных таинственной энергией), Вишну (хранитель, объединял богов, олицетворяющих благодетельные силы природы). Священные тексты, кроме вед, “Махабхарата” и “Рамаяна”, главные герои которых – Кришна и Рама – являются воплощением Вишну. В средние века одним из таких воплощений признан и Будда. Большое значение имел также культ богини-матери (Парвати, Махадэви – в благожелательном аспекте, Дурга, Кали – в грозном). Для индуизма характерны архаические черты: почитание животных, рек, гор, деревьев и растений. Храмовое богослужение в индуизме не приобрело большого значения. Жречество играло роль в общественной и культурной жизни, но не в политической.

Письменность, литература, театр. Древнейшие памятники индийской литературы – веды – в течение многих столетий оставались незаписанными, и до сих пор не обнаружено самой письменности ведийского периода. В Индии рано начали развиваться такие дисциплины, как фонетика, этимология, грамматика (это связано с традицией заучивания древних текстов наизусть, язык которых становился все менее понятным). В 5-4вв. до н.э. была создана грамматика санскрита Панини, некоторые идеи которого были развиты в структурной лингвистике 20в.

В последние столетия до н.э. широко распространяется грамотность. Точно датированные памятники письменности относятся лишь к 3в. до н.э., однако она настолько совершенна, что предполагает несколько веков предварительного развития. Алфавит брахми, возможно, возник на основе какого-то вида семитского письма. В это же время возникает и литература, главным образом на санскрите. Значительная ее часть является записью произведений устного происхождения. Складываются два цикла сказаний, позже переросшие в эпические поэмы: “Махабхарата” (борьба за престол двоюродных братьев) и “Рамаяна” (похождения царевича Рамы). В них включены многие мифы и сказания, а также трактаты в стихах (“Бхагаватгита”). Записываются также буддийские наставления, трактаты об управлении государством (“Артхашастра”), сборники правил и правовых норм (“Законы Ману”), нравоучительные рассказы. Используется фольклорный материал (“Панчатантра”, рассказы о перерождении Будды). К началу новой эры относится ряд произведений тамильской литературы (сборник стихотворных изречений “Тирукурал”). Первое художественное произведение с фактическим авторством относится к 1-2вв. н.э. (ранее они приписывались богам или древним мудрецам), это жизнеописание Будды, принадлежащее автору Ашвагхоше. Самым прославленным является Калидаса, автор “Шакунтала”, живший вероятно, во времена Чандрагупты ІІ Викрамадитьи.

Индийский театр имеет самостоятельное происхождение. В источниках с середины 1 тыс. до н.э. упоминаются профессиональные рассказчики, певцы, плясуны, труппы бродячих актеров. Сюжеты – героические или любовные истории. Не полагалось изображать на сцене убийства, сражения, мятежи, пьесы должны были иметь счастливый конец.

Об архитектурном и изобразительном искусстве мы получаем возможность судить довольно поздно (в ведийский период крупных культовых сооружений не возводилось, дворцы Чандрагупты и Ашоки были деревянными и не сохранились). Известны главным образом буддийские каменные памятники – храмы и монастыри, а также ступы – сооружения для хранения святынь. Затем появляются и первые наземные храмы (индуистские храмы имели плоские крыши, были приземисты и массивны, только к концу гупского периода они устремляются в высоту и приобретают величественный вид). Основной элемент храма – башня, возведенная над маленьким темным святилищем.

Буддийские памятники – резная ограда вокруг Большой ступы (г. Санчи), рельефы Бхархута, памятные колонны.

Живопись известна главным образом по настенным росписям, сохранившимся в буддийских пещерных храмах.

Мыслители Индии внесли большой вклад в развитие философии. Памятники – упанишады (созданы в конце ведийского периода), оказали большое влияние на большинство религиозных учений и философских систем древней и средневековой Индии. Философы развивали идеи постоянной изменчивости мира и атомистического строения Вселенной. Также в Индии существовало и материалистическое направления (признавали единственной реальностью материю, а единственным источником познания – чувственное восприятие; весь мир считали состоящим из 4-х основных элементов – воздуха, огня, воды и земли).

Известны достижения в области математики и астрономии (создание десятичной позиционной системы с применением нуля, общепринятой в настоящее время – заимствована арабами; индийские математики знали извлечение квадратных и кубических корней, решение квадратных и кубических уравнений, пользовались таблицами синусов, знали, что земля – шар и вращается вокруг своей оси и т.д.).

Относительно познаний в других науках можно судить в основном по практическим достижениям в строительстве храмов, каналов, плотин, по успехам в металлургии, в приготовлении красок, лекарств, ядов и противоядий. Хорошо известна индийская медицина. Многие достижения были восприняты сирийцами и арабами.

Древний Китай в 1-3вв. н.э.

В конце 1в. до н.э. резко обострились социальные противоречия в стране, начались выступления крестьян против господствующего класса. В этой обстановке родственник императора по женской линии Ван Ман захватил в 9г. н.э. трон и объявил о начале новой династии – Синь. Вслед за этим были проведены реформы земле- и рабовладения. Была запрещена купля-продажа земли, ее единственным собственником стал император. Запрещалась работорговля. Однако реформы были обречены на провал. Уже через три года после их начала Ван Ман уступил богатым землевладельцам и разрешил куплю-продажу земли и рабов. Против него выступили широкие слои населения. Обстановку обостряли стихийные бедствия (сначала засуха, затем саранча), начался голод. В 18г. некий Фань Чун возглавляет группу голодающих крестьян, которая вскоре переросла в 10-тысячную армию, получившую название “краснобровые”. В 22г. Ван Ман бросает на подавление восстания 100-тысячную армию, которая терпит поражение.

В это же время на юге возникает другой очаг восстания, повстанцев стали называть “армией Люйлинь” (“армия зеленого леса”). Вскоре была захвачена столица, а Ван Ман убит.

В 24г. руководитель восстания “армии зеленого леса” Лю Сюань объявил себя императором, однако в 25г. “краснобровые” захватили столицу и он покончил с собой. Тогда на столицу двинулся Лю Сю, командовавший “армией зеленого леса”, “краснобровые” оставили столицу, по дороге попали в окружение и были разбиты. В этом же году Лю Сю объявляет себя императором и переносит столицу на восток в Лоян. Так возникла Поздняя, или Восточная, династия Хань.

Первый император новой династии Лю Сю, принявший имя Гуан У-ди, начал свое царствование с мероприятий, очень напоминающих деятельность Гао-цзу. Он идет на уступки народу, снижая налоги и облегчая бремя повинностей.

В период его правления начинают строиться новые оросительные каналы, что приводит к повышению урожайности и освоению ранее невозделываемых земель. Проводится ряд мероприятий по сокращению рабства. Были изданы рескрипты, освобождающие рабов. Существовал и закон, запрещающий продажу людей в рабство. В 35г. был отменен закон, по которому раб, ранивший свободного, подлежал смертной казни.

Во внешней политике идет восстановление отношений с соседними странами. Продолжаются войны с племенами сюнну, которые теперь разделены на 2 части – северные и южные (признали власть Ханьской империи). В 73г. было нанесено поражение северным сюнну. Именно в этот период начинается военная и дипломатическая деятельность одного из выдающихся политиков ханьской эпохи – Бань Чао, который установил связи со многими крупными государствами древнего Ближнего Востока. В 1-2вв. Ханьская империя имела постоянные связи с Парфией, которая выступала посредником в торговле Хань со странами Запада.

Разгром северных сюнну не принес империи облегчения, их территории заняли племена сяньби, которые совершают опустошительные набеги на пограничные районы империи. Во 2в. на северо-западных рубежах появляются племена цян, которые также разоряют страну. Племена цян были подчинены лишь в 6-х годах 2в.

Все население империи во 2г. н.э. составляло около 60 млн. человек. Особенно населенной была Среднекитайская равнина. В некоторых провинциях древнекитайского населения не было вовсе, там обитали местные племена.

После резкого сокращения численности в начале 1в. н.э., она достигла уровня конца эпохи Западной Хань лишь ко 2в. н.э. В это время произошли значительные перемещения населения, которое заселяло новые территории, оказывая влияние на местных жителей и воспринимая некоторые их культурные особенности.

В 1-2вв. процесс концентрации земельной собственности и разорения мелких землевладельцев, приобретает все большие масштабы. Государство постепенно утрачивает контроль над крестьянами, который лишившись земли, все в большей степени начинает зависеть от крупного землевладельца. В арендных отношениях происходят изменения. Как и раньше, в доход государства выплачиваются подушный и поземельный налоги. Однако теперь арендодатели стремятся скрыть истинное количество арендаторов. В 280г. государство вынуждено было признать право землевладельцев на владение лично зависимыми крестьянами.

В ханьском Китае появляется новый вид поселений – поместье, принадлежащее крупному земельному собственнику и представляющее собой хозяйственную и социальную единицу. Повседневный быт большого поместья описан в сочинении Цуй Ши. По его словам, в поместье не только производят зерно, но выращивают также овощи и фрукты, весной все женщины заняты сбором тутового листа и выращиванием шелкопряда. Затем разматывают коконы, ткут, окрашивают ткани, шью одежды. Также изготавливают вино, уксус, сушат фрукты, собирают лекарственные травы. Тягловый скот и орудия труда принадлежат хозяину. Следовательно, поместье обеспечивает хозяина всем необходимым. Кроме этого в поместье существует свой вооруженный отряд, способный защитить усадьбу от нападения.

С возвышением “сильных домов” была связана острая политическая борьба, вспыхнувшая при дворе во 2в. Одна из общественных группировок, получившая название “ученых”, критиковала придворную знать с позиций конфуцианства. Ей противостояли приближенные к императору евнухи. Император обрушил репрессии на ученых.

Во 2в. в широких кругах крестьянства нашли поддержку даосские идеи, возникают секты. Руководителем одной из крупнейших был Чжан Цзяо, занимавшийся врачеванием и поэтому был так популярен. Ранней весной 184г. в разных частях империи вспыхнуло восстание. Восставшие повязывали головы платками желтого цвета, за что и получили название “желтых повязок”. Основную роль в разгроме восстания сыграли крупные землевладельцы. Несмотря на поражение основных сил, в 185г. восстание вспыхивает вновь, и снова терпит поражение. В 188-207гг. в стране не прекращаются разрозненные восстания, которые подрывают Ханьскую империю.

После смерти императора Лин-ди в 189г. в столице вспыхивает заговор против клики евнухов. Руководитель заговора Дун Чжо возводит на престол малолетнего сына Лин-ди, переносит столицу в Чанъань и захватывает власть в свои руки. После его смерти в 192г. начинается борьба за власть между военачальниками, что приводит к крушению единой империи. На ее обломках возникают три самостоятельных государства – Вэй, Шу и У. Начинается эпоха Троецарствия.

Культура Древнего Китая

О мифологии Древнего Китая можно судить только по следам, которые сохранились в более поздних письменных памятниках. Мифы делились на несколько групп.

В космогонических мифах представлены 2 концепции – деление и превращение. Согласно первой, мир возник в результате деления хаоса на 2 первоэлемента – светлое ян и темное инь. Вторая предполагает возникновение всего сущего в результате трансформации (человек создан из глины богиней Нюй Ва).

Обширную группу составляют мифы о стихийных бедствиях (в основном наводнения и засухи) и героях, спасших от них людей. Герои являются также “авторами” технических достижений древности (Суйжэнь научил людей добывать огонь, Фуси изобрел способы охоты и рыбной ловли, Нэньнун изготовил первые земледельческие орудия). Многие герои изображались в виде полулюдей-полуживотных (Фуси – с телом змеи, Шэньнун – с головой быка), сто является отображением тотемистических представлений.

Самостоятельный цикл составляют мифы о первопредках, которые появились в результате непорочного зачатия. Это отражение матрилинейности.

Потусторонний мир в представлении китайцев был отражением мира земного. Все боги подчинялись Верховному божеству (Ди). Ближайшее окружение Ди составляют предки вана, поэтому, принося им жертвы, ван мог заручиться их поддержкой. Поэтому же ван в древности и являлся верховным жрецом. В чжоуское время происходит отделение культа предков от культа Верховного божетсва. Возникновение конфуцианства способствовало усилению культа предков и трансформации представлений о Ди в культ Неба. Во 2-3вв. в Китай проникает буддизм.

Наиболее ранними памятниками древнекитайской письменности являются иньские гадательные надписи 14-9вв. до н.э. Подавляющее большинство иньских знаков представляли собой идеограммы. Иньские знаки характеризуются тремя особенностями, которые отличают их от современных китайских иероглифов:

1. Каждый знак представлял собой изображение контура какого-либо предмета, неразложимого на составные части.

2. Большое разнообразие в написании одного и того же знака.

3. Ориентация знака относительно направления строки еще не стабилизировалась.

Иньская письменность была заимствована чжоусцами и благодаря этому ее развитие не прервалось. Изменения произошли во 2-1вв. до н.э., когда после унификации возникает новый почерк написания знаков – лишу. В ханьское время письменность уже почти не отличается от современной. Трансформация написания знаков зависела и от материала, на котором писали. Сначала это были тонкие деревянные или бамбуковые планки, шелк, и, наконец, бумага, которая в первые века н.э. вытеснила все остальные материалы.

Образцы древнейших стихотворных произведений Древнего Китая дошли до нас в виде надписей на бронзовых сосудах 11-6вв. до н.э. Рифмованные тексты этого времени обнаруживают сходство с песнями, вошедшими в “Шицзин”.

“Шицзин” включает в себя 305 поэтических произведений, сгруппированных по 4 разделам(“Нравы царств”, “Малые оды”, “Великие оды” и “Гимны”). Традиции “Шицзина” были унаследованы авторами поэтических произведений 4в. до н.э., дошедших до нас в виде текстов на каменных тумбах.

Эпоха Чжаньго была временем взлета древнекитайской культуры. В 4в. до н.э. здесь жил и творил выдающийся поэт Цюй Юань. Народная поэзия питала и творчество ханьских поэтов (Сым Сян-жу).

Древнекитайская поэзия неотделима от музыки. Музыкальные инструменты делились на 3 группы: струнные, духовые и ударные. В 1-2вв. в Китае распространяются и новые музыкальные инструменты, заимствованные у соседних народов: лютневидная “пипа”, арфа “кунхоу” и др.

В глубокой древности начинает складываться совокупность строительных приемов, которые придают характерные черты ханьской архитектуре. Основу конструкции здания составляли не стены, а столбы каркаса. Здания возводились на приподнятой платформе, стены обычно сооружались из утрамбованной глины (кирпич стал использоваться со 2-1вв. до н.э.), крыша покрывалась черепицей, а по фасаду закреплялись концевые декоративные черепичные диски, покрываемые иероглифами с пожеланиями.

Образцом ханьского строительства была столица – Чанъань, которую окружала стена с 12 воротами. Самыми высокими зданиями были императорские дворцы. Вблизи дворцов размещались выкрашенные в желтый цвет здания административных учреждений.

Следует отметить развитие в ханьское время портретной живописи.

Показателем общего подъема культуры было также развитие научных знаний, прежде всего математики. Во 2в. до н.э. был составлен трактат “Математика в девяти книгах”, подобный “Началам” Евклида. В нем зафиксированы правила действий с дробями, пропорции и прогрессии, теорема Пифагора, подобие треугольников, решение системы линейных уравнений и многое другое. В это же книге нашли отражение и цены на различные товары, показатели урожайности земледельческих культур и т.д.

С развитием математики были тесно связаны достижения в области астрономии и календаря. Большое внимание уделяется наблюдениям за планетами, в 1в. до н.э. было известно, что период обращения Древесной звезды (Юпитера) составляет 11,92 года.. в 104г. до н.э. было вычислено, что продолжительность года составляет 365,25 дня, был принят новый календарь, согласно которому год состоял из 12 месяцев.

Весьма значительное развитие получила медицина. Древнекитайские врачи еще в 4-3вв. до н.э. стали применять иглоукалывание. Были найдены рукописи, включающие трактат по диетологии, пособие по лечению методом прижиганий и сборник различных рецептов (280 предписаний для лечения различных болезней). К 3в. относится применение знаменитым врачом Хуа То местной анестезии при полостных операциях.

Закономерности формирования государства на Востоке

Власть и собственность неразделимы и являют феномен власти-собственности.

На Востоке социально-экономической основой было право на производимый продукт. Появление феномена власти-собственности было важным моментом институализации власти на Востоке. В обычном протогосударстве роль человека в государстве определяли клановые связи, после появляются новые критерии, определяющие главенствующую роль. Быть аристократом и причастным к власти не означало одно и то же, зачастую на Востоке способные аутсайдеры могли получить власть в периоды смуты.

Углублявшийся разрыв между верхами и низами привел к появлению ранних государств. Они, как правило, крупнее протогосударств, полиэтничны и имели более сложную структуру управления, иерархическую лестницу: правитель, военачальники, жрецы, хранители амбаров и т.д. Все еще играли роль клановые связи, но система все больше тяготела к внеклановому отбору людей на должности. Региональный уровень: главе региона и собственному органу управления – местный уровень, а на уровне общины ® старейшины, организаторы общинных работ.

В рамках раннего государства возникает феномен урбанизации: сооружение пирамид, храмов, дворцов. Их сооружение велось за счет государственных средств свободными крестьянами, отбывающими государственные повинности. Оформляется пантеон богов. Происходящее на Земле – зеркальное отражение событий, происходящих на небесах. Постепенно возникала многоступенчатая иерархическая система. В руках чиновников концентрировались немалые средства, что приводило к возможности личного обогащения и взяточничества.

Раннее государство – многоступенчатая иерархическая структура, основанная на клановых и внеклановых связях, знакомая со специализацией производственной деятельности. Главные функции: централизованное управление, быстрый рост территории в результате войн, территории с полиэтническим населением, обеспечение благосостояния общества, престижного потребления привилегированных верхов за счет ренты-налога с соседей, урбанизация и монументальное строительство. Не каждое раннее государство может перерасти в развитое государство. Говорить об этом можно, когда появляется система институализации – законы, оформленные в виде кодекса права. Появляется частная собственность и рынок, командно-административная структура – азиатский способ производства – восточная деспотия. Ее отличие – мощная централизованная структура складывается здесь не на основе частной собственности, она наоборот подавляла частную собственность и рынок. Они все же были, но не обслуживали потребности государства. Государство стояло над обществом. Правящие слои, не будучи классом, жили за счет общества и выполняли функции господствующего класса. Собственники были, но капитала не имели.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-06-19; Просмотров: 314; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.139 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь