Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Это путь Бога. Взявший Бога. Бого-Тур, Бого-Тор, Бого-Тырь, берущий Бога. Бога-Тур — это путь Бога избравший. Бого-Тор — это Бог Солнца».
"С этого здания началась новая история Школы, — вспоминает Гребенников Сергей Владимирович, сотрудник Школы. — У нас всё началось с самого простого и самого главного — с человеческих отношений. Думали, чтобы Школа находилась в красивом месте, чтобы детство было наполнено природной красотой. Но ещё мы «шли» по карте человеческих отношений. Это особая карта жизни, которая привела нас в это место через людей, которые были заинтересованы в нашем общем деле. Так мы оказались здесь. Это было начало. Начало было действительно непростое. Был корпус — типовая армейская казарма. Если каждый день делать кадр, просто один кадр, потом эту пленку прокрутить быстро, то можно действительно увидеть «взрыв». С какой скоростью всё это происходило! Я, как строитель-профессионал, архитектор по образованию, скажу, что ни одна профессиональная строительная организация не способна, наверно, в такие кратчайшие сроки совершить подобное. Люди, окрылённые мечтой, задачей, целью, готовы действительно творить чудеса. Мы вошли в это течение. Видите, как река шумит. Вошёл в неё и уже не выйдешь. Это Россия, это большая жизнь, это Большая Дорога! Если бы мы занимались только учебным процессом, как учебное заведение, мы бы не выжили, не состоялись теми, кем мы сейчас стали. То есть привязанность к земле, строительство реального своего дома, своего будущего. Через камень, через кирпич это дало строительство наших душ, нашего стержня. Мы отличаемся от тех архитекторов, с которыми мы учились, только тем, что мы строили сами. Мы не строили бумажных городов, мы не строили проектов, хотя и это тоже мы делали. Мы были прорабами, мы были строителями, мы постигали этот процесс изнутри..." Строительство Школы не так безопасно, как нам казалось. Слишком всё сейчас обострено на позиции «Россия».
Сейчас, в начале февраля 2004 г., я смотрю на восстановленный корпус — дети действительно его построили за три месяца. Помню свою учёбу в школе, обязательную отработку в летние каникулы. Сплошная принудиловка и огромное желание сбежать с уроков, с каких-либо работ. На уроках труда учили напильник в руках держать и что-то им обрабатывать, ставили оценку за эту работу. А здесь к труду совершенно иное отношение. Такого отношения нет на заводах и фабриках. Я 17 лет проработал на заводе бригадиром радиомонтажников. Для меня важно было заработать, выполнить план. На первом месте стоял материальный аспект. Работа заключалась в определённых операциях. Эти операции я делал хорошо, даже медаль получил: «За трудовую доблесть». Я чувствовал себя винтиком в целом механизме, но этот механизм был неестественным, неживым, хотя работали живые люди. Школа в Текосе — это живой организм, наполненный созидательной, творческой энергией, и труд является её составной частью, вернее, её видимой частью. И покуда этот труд одухотворён, в его основе лежит осознанное устремление к благу, к утверждению красоты, чистоты, света, то такой труд способен творить чудеса. И самое главное — этот труд творит чудеса с теми, кто трудится. И как следствие — воспитывается характер, приобретается чувство собственного достоинства, чувство прекрасного. И это пространство исцеляет любого, кто готов к этому. Это не просто строительство — это строительство душ человеческих. В этой Школе нет такого привычного в обычных школах детского шума и гама после уроков. Детская нерастраченная энергия выражается в труде, тренировках по рукопашному бою, танцах, учёбе, других работах — и это с раннего утра до позднего вечера. Они в постоянном движении, и это движение не хаотичное, не «из-под палки» - каждый стремится как можно больше успеть сделать, выучить, научиться, и что самое главное, не для себя лично, а чтоб передать, научить, чтоб Родину сотворить такой же прекрасной, сильной и могущественной, как Школа, в которой они учатся! «Всё, что делают здесь наши мастера, это из любви к Родине, к России. Было время, когда это и для меня самого было большим, масштабным. «Что ты такими большими словами говоришь?» А важно было не большими словами говорить, а большими мыслями думать. Когда большая мысль ведёт тебя, то рождается то, что было в тебе веками заложено. Потому что обращаешься к векам, и века начинают отвечать. Посмотрите, я хочу, чтоб вы обратили внимание, — эта работа не сделана сначала карандашом или мелом, она сделана сразу, непосредственно краской, кистью, по фантазии, по тому, что в это мгновение пришло. Здесь работало несколько человек сразу, и трудно увидеть, что это так. Как будто работал один художник. Поскольку замысел был один, мысль приходит в голову и становится достоянием всех. Очень важно, чтобы не было репетиций, предварительной подготовки к тому, чтобы сделать. Сперва идёт обсуждение замысла, постижение смысла, т.е. что мы будем делать и зачем мы будем это делать, для чего. И когда этот замысел принят всеми, это очень важно, всеми, кто будет его исполнять, вот тогда не надо никаких репетиций. Тогда всё, что делается, всё правильно. Это очень важно, чтобы не было остановки. Это, кстати, важно не только для работы в строительстве, в художественном мире, — это важно вообще в Жизни!»
Стою с крестом я у креста... На перекрестии дорог... Я каждый день молю Христа, Чтобы он Родине помог. Слова молитвы на устах И будто снятая с креста Душа страдает... И рвётся в душу чистота, Свеча без копоти пылает, И сердце помнит красота, Душе открылась высота, Душа по святости рыдает...
ВСЁ ТОЛЬКО НАЧИНАЕТСЯ... М.П. Щетинин Существуют ли атомы или же единая природа — прежде всего, следует установить, что я являюсь частью Целого, управляющего природой; затем, что я некоторым образом связан с частями, однородными мне. Ведь если я буду помнить об этом, то, поскольку я буду осознавать себя частью, я не буду недоволен ничем, ниспосланным Целым, ибо то, что полезно Целому, не может быть вредно части. Марк Аврелий. Кн. 10-6.
Суть концепции нашей Родовой школы — бытие Родового человека, то есть извечное существование человека как частицы Великого Космоса, его духовное бытие как созидающее и творящее начало мироздания — бесконечное и безначальное. Осмыслена или нет сегодня нами эта непреложная истина — дело другое. Однако все мы живём в космосе, а жить в космосе — значит понимать и нести в себе его устройство, ясно знать законы его движения и развития, владеть способом существования в нём. Космос беспределен, и невероятность масштабов его пространств, нескончаемость в вечности возможны лишь при условии существования в нём принципа гармонии, то есть взаимосогласованности общего развития всех форм и уровней жизни по единому замыслу, единому образу пути, по некоей высшей константе, безусловно принятой всем сущим за непреложную. Космос — это значит всё живое вокруг и полная взаимоинформированность всех его составляющих, каждого происходящего процесса, явления, творческого акта. Гармония достигается принятием и осознанием смысла Единого каждым элементом, составляющим это единое, — только таким образом может быть достигнуто развитие — как гармоничной системы целого, так и каждой уникальной части этой системы. На этом принципе построено всё мироздание, он лежит в основе существования и природы, и общества, он же есть условие быта и любого народа как единого целого, духовного целого. Принятый и осознанный нами смысл Единого, его образ, видимо, и есть то, что мы обнаруживаем в окружающем нас мире как своё, подобное себе. И чем чище сознание человека, тем глобальнее его поиск подобного себе, всего того, что роднит каждого из нас, соединяет со всеми, а всех нас соединяют, конечно, Любовь, Истина, а также то знание о ней, которое мы открываем в себе прежде, чем получаем извне. Это глубинное знание мы называем верой, и она даёт путь к приобретению новых знаний. Осознание нами нашего подобия каждому и всему сущему, иными словами, осознание нашего Богоподобия, делает возможным обретение особенного созвучия со всем окружающим, познание множества ритмов жизни для того, чтобы жить в унисон — в одной лаве, в одном течении — с ними. В конечном итоге это и есть способность жить в созвучии с природой, в гармонии с собой, в мягких, ровных отношениях с окружающими. Сонастрой со всем сущим — это есть главное условие для человека, для его созидательного творчества, для получения новых знаний. Теперь другое. Человек более или менее осознанно живёт в природе и обществе — в космической реке жизни — научаясь созидать и избавляться от своей привычки разрушения. На это уходят века. Весь положительный опыт его на этом поприще, а также вся информация о постоянно текущих космических процессах незамедлительно уходят в своеобразную интеллектуальную и духовную базу данных человека, его некую матричную информационную структуру, сформированную тысячелетиями жизни человека и позволяющую ему — осознанно или нет — принимать разное по значимости участие в космических процессах каждое мгновение своей жизни. Таким образом, человек не может представляться как существо, ограниченное жизнью одного поколения, тем более - несколькими годами или десятилетиями. Он - дитя вечности, и потому он - сам Род, носитель памяти Рода, состоящий внутри себя из бесконечного числа колен своего существования. Родочеловек возраста не имеет: память Рода, сосредоточенная в нас, отмеченная в таких понятиях, как совесть, искра Божья, дух, — поистине бесценное сокровище, которое раскрывается в нас неисчерпаемым могуществом знаний. При условии, конечно, нашего открытия его, опоры на него. Принцип вневозрастности, существующий в нашей школе, и утверждает в ребёнке родочеловека, открывая его громадный духовный потенциал, космизм знаний, сокрытый в родовой памяти. Кроме того, вневозрастной коллектив, а, по сути, семья, берёт на себя задачу сотворения самой системы воспитания и образования, перераспределяя обязанности между своими членами в зависимости от качества и особенностей результата их труда, особенностей их характеров, но ни в коем случае не по возрастным данным. Школа родочеловека должна быть создана родочеловеком, а потому дети, как и взрослые, должны стать учителями — сотворцами такой школы. А взрослые, как дети, — учениками в их совместном сотрудничестве. Весь процесс обучения основывается на выстраивании доверительных отношений между людьми, между учениками и учителями, роли которых выпадают поочередно всем. А когда такие отношения выстроены, обучение происходит само собой — без мысли, что кто-то кого-то учит и кто-то чего-то не знает. Происходит встреча — явление основополагающее для нас — встреча между людьми, владеющими подобными знаниями. От степени доверия друг другу, открытости отношений и происходит больший или меньший обмен информацией — не только вербальной, но и на уровне подсознания. В процессе такого общения и будут приобретаться новые знания, но, по сути, будет вспоминаться забытое. В конечном итоге главной задачей такого творчества становится передача приобретённых знаний другим — по возможности быстрая и доступная. Ведь для нас важен и ценен сам человек, постигающий знание, а не наука как таковая. Любые науки, всякие научные законы, изучаемые человеком, должны выстраивать его отношения с окружающими людьми и миром вокруг. Лишь в этом случае любая школа будет соответствовать смыслу жизни учеников и оправдывать само своё существование. Человек как род не может вместиться в искусственный, безликий познавательный процесс, организованный современной школой в расчёте на существо одноколейное, маленькое и примитивное. Ребёнок протестует и отвергает такой процесс, выступая как антипод социальной сфере, обществу, не способному понять безмерность детских устремлений и низводящих их до фиглярства. Теперь о национальной школе. Залог будущего России — в нашем пристрастном отношении к нашей истории, непосредственном соединении с памятью предков. В этом и заключается принцип народности или родообразности нашей школы: принцип воссоздания живого образа родочеловека, в данном случае — славянина, русского. Вообще, «образ»– ключевое слово в нашей концепции изучения истории, ведь образное мышление и есть, по сути, непосредственное вхождение в сферу великой русской культуры и духовности, постижение её смысла. Историю России мы склонны рассматривать как историю рода. Но глубоко ошибочное мнение, что русский — это только национальность. Русь есть Свет. И, по нашему мнению, всякий, несущий его в душе, есть от рода русского. Маленький человек должен осознать свою безмерность: язык, народная песня, танец, ремёсла, боевое искусство, обычаи, традиции, — всё, что составляет понятие народ, есть и будет первейшими условиями вхождения ребёнка — родочеловека — в мир, освоенный родом, явленный, развернутый в нём и его же самого... Вот только не надо злоупотреблять словами: национальный, народный, российский. Тем выхолащивается их суть, их глубокое значение. Вообще, мы немыслимо усложняем игрой ничего не значащих слов нашу жизнь и работу, к тому же редкие слова у нас согреты чувством. В общении с детьми очень быстро проявляется вся фальшь нашей речи с привнесённой безвкусицей сложных оборотов, которые, как нам кажется, делают нас умнее и значительнее. Частые ругательства в нашей речи якобы рекомендуют нас как много повидавших, «потёртых жизнью» людей, однако на самом деле большинство из нас преисполнено откровенного страха. Вспомните, столь часто мы говорим: «Нет, не так, не может этого быть!» — и останавливаем движение нашей мысли, наших чувств. Весь мир вокруг есть поток Слова Божьего, то есть вечное движение, вечная жизнь. В древних речениях русских людей не было никаких сковывающих движение мысли выражений — присутствовала постоянная уверенность в правильности и согласованности их жизненного течения с предвечным космическим потоком. Было постоянное движение и обновление духа без всяких ограничений и иллюзорных жизненных тупиков, был постоянный поиск новых путей, вечное движение мысли. Неправильного просто не существовало — всё приносило опыт. Поэтому наши предки были преисполнены поистине дивного в своей чистоте чувства благодарности жизни, самостоятельно и осознанно принимали участие в её творчестве, сверяли её с движением вечным, живя в одной лаве с окружающим миром. Их жизнь была размеренна, проста и мудра. ...А то, что называют национальной школой, думаю, появится очень скоро. Скоро найдутся люди, готовые её создать, ведь всякая школа начинается с человека, и он, в конечном итоге, сам себе и творец, и судья. Процесс этот, конечно, будет долгим, работы много: необходимо будет вспомнить опыт Макаренко, Шацкого, необходимо будет работать в провинции — оттуда ведь корни. Но главное — это научить людей ощущать своё родство. Были бы чисты сердца. Всё только начинается...
Я знаю: зоревой росой босые, Девичьи ноги обжигая, Воспляшет на всесвет страна Россия, Горячечно вспоёт пятой душа живая. И снова, как и в те далёкие года, Россия станет Путь, А Путь — Россией. Крылатой станет Русь тогда, И всё крылатое — Россией!!!
РУССКИЕ ВСЕГДА ЖИВУТ В ЗАВТРА... М.П. Щетинин В главном — единство, во второстепенном — свобода, и во всём — любовь.
— Несмотря на то, что официально мы разрабатываем модель школы будущего, я всё-таки был бы более скромен в утверждении, что мы готовим человека XXI века. Слишком ответственно так говорить. А будущее всегда манит любого учителя, тем паче, если он русский человек. Русские всегда жили в завтра. Для нас сегодняшний день — это вчера, а завтрашний день, наоборот, сегодняшняя реальность. Иначе говоря, русский народ — это народ, который постоянно находится в движении. Именно поэтому Россия всё время не угадывается теми, кто пытается её понять: пока нас понимают в сегодня, мы уже живём в завтра. Русский человек живёт не только «здесь» и «сейчас», а ещё «везде» и «всегда». Мы как бы из завтра, из того, что уходит в далёкую перспективу, смотрим в сегодня и здесь, сейчас, работаем. Вот здесь и возникает «вечность» — ты видишь движение в вечности и, исходя из этого, работаешь здесь. Мы ведь не начинаем жизнь, мы — участники процесса, который не нами начат. И когда мы начинаем что-то изменять, то должны вспомнить знаменитую пословицу: «Сто раз отмерь, один раз отрежь». Я бы и большее число назвал - тысячу раз надо отмерить, прежде чем отрезать. Жажда вечности наполняет мир. Россия — это служение вечности. Поэтому нас не может понять мир экономических единиц, тех, кто живёт сиюминутной, экономической жизнью. Мы никогда не будем стяжателями, пока мы русские. Отдавая — мы богатеем, и, только служа, мы можем жить. Поэтому наша задача состоит не в том, чтобы менять, отрицать прошлое, а в том, чтобы дополнять его. Мне вообще кажется, что знаменитый закон «отрицания отрицания» в русской философии звучит иначе — закон «дополнения дополнения». То есть, когда ты живёшь в движении, ты дополняешь этот процесс, а не отрицаешь его — ты служишь будущему и этим осуществляешь свой долг. Я неслучайно говорю о России, о русском народе. Мы здесь очень много думаем о России, о её прошлом, всматриваемся в то, что написано на бумаге, и в то, что написано в наших генах. Гены, оказывается, тоже могут говорить, когда к ним обращаешься. Есть такое чувство, что каждый человек лично прожил всё, и тогда каждый человек — это не отдельная человеческая единица, а человек Рода. А ежели нет такого полного чувства, то тогда я человек какого-либо колена Рода или нескольких колен. То есть каждый человек — это не просто восемнадцатилетний, тридцатилетний или пятидесятичетырехлетний, а «Я — весь Род», и тогда Я в себе несу личность. Россия не борется с Мировым Злом. Она служит Чистой Силе, и сама она есть Чистая Сила. Утверждение Чистой Силы невозможно в условиях, когда ты воюешь с каким-то злом. Мне очень нравится принцип каравана — собаки лают, а караван идёт. Я сам так строил свою жизнь. И если бы на каждый лай я отвечал, то запутывался и сам терял бы смысл собственного движения. Поэтому нам надо вести свою линию Чистой Силы, и тогда не прилипнет к нам сила злая. Поэтому надо успеть прожить жизнь по-русски, по-своему, а не искать врагов, не искать зло, чтобы с ним бороться. Нужно строить своё. A утверждая Чистую Силу, мы побеждаем и само зло. Я очень серьёзно отношусь к русскому вопросу, потому что это мой народ, это моя Родина. У нас в Центре люди разных национальностей, но мы все строим Россию. Я недавно читал письмо одной тринадцатилетней башкирской девочки. И она пишет о России — как важно её беречь, нашу Россию. Сколько любви вкладывает она в это понятие! Как мне видится, Россия — хранительница истока. Мы позже всех ушли в западный мир, в котором довлеет над всем частный человек, а наиболее важными являются материальные ценности. Мы никогда не знали духовного рабства и сохранили первозданность. Причём в слово «мы» я ввожу не только людей, живущих сейчас, но и наших пращуров, которые представлены в наших генах и рассеяны во всём русском просторе — в полях, в земле, в реках. Недаром же так и говорят — «Дон-батюшка», «Земля-матушка». А наши предки спрашивали у степи разрешения, чтобы взять былинку для излечения больных. Для нас всё живо. Насколько невежествен человек, если он думает, что Россия погибла! Ведь Россия — это вечность, так что конец России — это всё равно, что конец Вселенной, конец Космоса... Мы живём в космическом безбрежье, в постоянном энергоинформационном процессе. Почему самым большим грехом является дух уныния? Потому что уныние — это одиночество и потеря чувства связи с миром. А есть закон систем — если элемент работает на систему, то работает и сам элемент, если же элемент отсекает систему, то система блокирует этот элемент. И каждый из нас должен понимать, что он живёт в системе под названием Вселенная, истоком которой является Господь, Творец всего сущего. И я тогда русский, когда чувствую эту систему внутри себя. Я и сам есть «всё», «всецелое»... Помните — «всё видеть, всё понять, всё знать, всё пережить... Все формы, все цвета вобрать в себя, пройти по всей земле горячими ступнями! Всё воспринять и вновь всё воплотить». Если я так живу, пусть где-то в далекой деревне, я уже обречён на победу. Вот это и значит — жить Чистой Силой. Мы просто не должны принимать язык пораженцев. Да, я понимаю, что это максима, но мы говорим об идеальной модели человека. Модель России выражается очень точно в одной фразе — «Русские не сдаются». Если сдаются — это не русские. Поэтому принцип один — нет безвыходных ситуаций. Надо искать любую крупицу проявления нашего национального начала, беречь его, помогать ему, искать опорные точки. |
Последнее изменение этой страницы: 2019-06-19; Просмотров: 220; Нарушение авторского права страницы