Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


СЕМИНАР (СЕМИНАРСКОЕ ЗАНЯТИЕ) № 8



 

ТЕМА: Эстетика экзистенциализма и эволюция творчества А. Камю

 

 

Продолжительность – 2 часа

 

1. Учебная цель

1.1. Познакомить студентов с особенностями поэтики А. Камю

1.2. Выявить особенности экзистенциальных произведений французской литературы..

1.3. Проанализировать произведения А. Камю и определить их место в современной литературе..

 

2. Вопросы, выносимые на обсуждение

 

1. Экзистенциалистская философия и эстетика - проявление кризиса общественного сознания:

а) социально-исторические истоки экзистенциализма;

б) экзистенциалистская концепция истории и личности;

в) экзистенциализм и окружающий мир. Теория «должной и недолжной жизни». Проблема свободы, свободного выбора:
г) проблемы морали, дружбы, любви.

2. А. Камю. Жизнь. Личность. Взгляд на мир. «Миф о Сизифе.

3. Проявление философии и эстетики экзистенциализма в романе «Посторонний»:
а) социальный и метафизический смысл романа, тема «абсурда» и «бунта»;

б) критика конформистского мира и решение темы поиска смысла в произведении;

в) образ Мерсо и изображение «сизифова презрения» к абсурдности как решение проблемы выхода.

 

3. Терминологический минимум к теме

3.1. Экзистенциализм, абсурд.

 

3. Перечень тем рефератов и докладов к семинару

1. “Миф о Сизифе” – центральное произведение экзистенциальной философии

2. Образ Алжира и современная цивилизация в романе “Посторонний”

 

5. Творческие задания

 

6. Список рекомендуемой литературы

Шкунаева И. Д. Современная французская литература. - М., 1961. – 257 с.
Евнина Е. Современный французский роман. - М., 1962. – 342 с.

Кирнозе З. Французский роман ХХ века. – Горький, 1970. – 340 с.

Великовский. С. Грани «несчастного сознания». – М., 1973. – 220 с.

Великовский С. В поисках утраченного смысла. – М.,1979. – 296 с.

Кушкин Е. П. Камю А. Ранние годы. – Л., 1982. – 184 с.

Долгов К. М. От Кьеркегора до Камю: Философия. Эстетика. Культура. – М., 1990. – 400 с.

Соловьев Э. Ю. Экзистенциализм (историко-критический очерк) // Соловьев Э. Ю. Прошлое толкует нас. Очерки по истории философии и культуры. – М., 1991. – 356 с.

Французская литература. 1945-1990. ( Отв. ред. Н. И. Балашов). – М.,1995. – 926 с.






САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА

 

1. Почему повествователь в романе Г. Гессе «Степной волк» решает опубликовать записки постояльца своей тети?

2. Каковы, согласно «Трактату о Степном волки», отношения Гарри Галлера и мещанства (Г. Гессе «Степной волк»)?

3. Каков статус традиционного повествователя в текстах, написанных с использованием техники «потока сознания»?

4. Как «работает» подтекст Э. Хемингуэя? Каким образом меняется задача читателя?

5. Какие традиционно противоположные черты комбинируются в поведении Брет Эшли – героиня романа Э. Хемингуэя «Фиеста»? Что значит эта комбинация? Встречаются ли в литературе изучаемого периода героини, «сделанные» по аналогичному принципу.

6. Какова идеологическая основа «эпического» или «диалектического» театра Б. Брехта?

7. Кто автор той концепции, которая в романе Гессе «Степной волк» легла в основу представлений о человеческой «самости»?

8. Проза Франца Кафки: общая характеристика; представление об обществе и мире; темы власти и насилия; проблемы абсурда и вины; фантастика и гротеск; адекватность биографического подхода к творчеству Кафки.

9. «Превращение» Франца Кафки: тема власти и насилия; проблемы абсурда и вины; фантастика и гротеск; опредмечивание метафор.

10. Эстетика Бертольда Брехта: основные принципы «эпического театра» (идеологическая основа; представление о социуме; «театр эпохи науки»; антимиметизм; эффект отчуждения; эпические техники); «Жизнь Галилея» как реализация принципов эпического театра.

11. Проза Германа Гессе: причины успеха; основные темы; «роман воспитания»; композиция романа «Степной волк».

12. «Степной волк» Германа Гессе: композиция; «культурный диагноз»; кризис субъекта; Гарри Галлер и мещанство; пути выхода из кризиса.

13. «Улисс» Джеймса Джойса: композиция, мифологизм, «поток сознания», другие повествовательные техники.

14. Творчество Эрнеста Хемингуэя: литератор «потерянного поколения» («Фиеста»); отношение к войне; причины успеха; «подтекст».

15. Малая проза Эрнеста Хемингуэя: «подтекст»; «война полов»; тема творчества.

 

Список рекомендуемой литературы к темам

Основная литература

 

1. Гиль О.Л. Зарубежная литература ХХ века. – М.: Флинта: Наука, 2011. – 143 с.

2. Леонова Е.А. Немецкая литература XX века: Германия, Австрия. – М.: Флинта: Наука, 2010. – 360 с.

3. Глазкова Т.Ю. Немецкоязычная литература. – М.: Флинта: Наука, 2010. – 136 с.

4. Лошакова Т.В., Лошаков А.Г. Зарубежная литература ХХ века (1940-1990-е годы). – М.: Флинта: Наука, 2010. – 324 с.

5. Шервашидзе В.В. Западноевропейская литература ХХ века. М.: Флинта: Наука, 2010. – 266 с.

6. Яценко В.М. История зарубежной литературы второй половины ХХ века. М.: Флинта: Наука, 2012. – 312 с.

 

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-06-20; Просмотров: 293; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.014 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь