Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


VI . — Исторические события



Военная история периода Борющихся царств была прямым продолжением истории VI в. до н. э.: все та же череда битв, союзов и не­прочных коалиций. Традиция насчитывает в это время семь сильнейших царств, конфлик­товавших между собой: «три Цзинь» (Хань, Вэй и Чжао) в Шаньси, Ци в Шандуне, Цинь в Шэньси, Чу в Хубэе и Янь в Хэбэе. Но два са­мых северных царства — Янь со столицей близ нынешнего Пекина и Чжао — играли довольно скромную роль и уж во всяком случае не более важную, чем Юэ, которое традиция не включа­ет в список великих царств, вероятно, потому, что оно было полуварварским. Захватив в 473 г. до н. э. царство У, Юэ заняло всю область низо­вьев Янцзы, но в 306 г. до н. э. оно было унич­тожено царством Чу.

На протяжении V—III вв. до н. э. мы наблю­даем, как исчезали древние княжества Хэнани и районов, прилегавших к этой провинции. Не­которое время они играли роль в политике рав­новесия великих держав, пытаясь столкнуть их друг с другом или склонить к перемирию, но постепенно были поглощены окружавшими их царствами: Хань, Вэй, Чжао, Ци и Чу. Из этих пяти соперников, которых превратности войн иногда заставляли ради выгоды или из-за об­щей опасности вступать между собой в союзы, в V в. до н. э. самым сильным и активным было Вэй. Его временное превосходство объясняет­ся благоприятным расположением царства в долине Фэньхэ и политическими реформами, к которым оно приступило одним из первых. Но в середине IV в. до н. э. все более и более опас­ными для других китайских государств стано­вятся замыслы небольшого, изолированного и дотоле отсталого царства Цинь. Оно было за­щищено горами между долиной Вэйхэ и равни­нами Хэнани и казалось неприступной крепос­тью, а великие реформы середины IV в. вдруг придали ему нежданную мощь. В 328 г. до н. э. Цинь завладело севером нынешней провинции Шэньси, отогнав степных кочевников далеко от своего жизненного центра — долины Вэйхэ. В 316 г. до н. э. войска царства вошли в долину Чэнду, а в 312 г. до н. э. заняли весь юг Шэньси, выйдя, таким образом, к верховьям реки Хань-шуй и угрожая древнему царству Чу. Но реша­ющим моментом, несомненно, был 308 г. до н. э., когда Цинь открыло себе дорогу в Хэнань, за­воевав западную часть этой провинции. С это­го времени Цинь, продолжая сражаться с Вэй и Хань, направило свой натиск также на юг и на восток. Чтобы противостоять этому натиску, северные и южные царства, к которым иногда присоединялось и Ци, заключали между собой то более, то менее продолжительные союзы. Но к концу III в. до н. э. угроза со стороны Цинь для независимости других китайских госу­дарств стала неотвратимой. В 230—221 гг. до н. э. серией молниеносных походов, напоминаю­щих блестящие наполеоновские кампании, Цинь овладело всем Китаем от монгольских степей и равнин Маньчжурии до горных райо­нов к югу от Янцзы.

Глава VI

ИДЕЙНЫЕ ТЕЧЕНИЯ В ЭПОХУ ОБРАЗОВАНИЯ ВОИНСКИХ ГОСУДАРСТВ

Перемены в китайском обществе с начала V в. до н. э. стали причиной чрезвычайного умствен­ного брожения. Философские и политические школы важны для понимания истории, посколь­ку на свой лад выражают конфликты эпохи и, в свою очередь, своей рефлексией и глубиной, сво­ими формулировками влияют на ход историчес­кого развития. Не будет преувеличением видеть в империи Цинь сознательную и систематичес­кую реализацию одной из теорий государства, сложившихся в эпоху Борющихся царств, а мо­ральный конформизм, установившийся при Хань, в новых условиях имперского этатизма воспроизводил традиции, оставленные главами некоторых школ последних веков перед объеди­нением империи.

Развитие философских идей подтверждает представление об историческом развитии: у каждой эпохи свои, только ей свойственные проблемы. С другой стороны, суждения ученых бы­ли бы весьма однобокими, если бы не были под­креплены историческими фактами. Пытаясь представить образ трех столетий, в течение кото­рых завершилось крушение архаических струк­тур, возникали аристократические клиентелы, рождалось и укреплялось государство, появи­лись воины-крестьяне, купцы-предприниматели и чиновники на жалованье — значит неизбежно путаться и в направлениях мысли, имеющих смысл лишь в историческом контексте.

Первые китайские философские школы по­явились во время господства в обществе клиентел, которые зародились в VI в. до н. э. во время упадка архаического общества. С V в. до н. э. и до основания империи развитию клиентел во всех китайских царствах благоприятст­вовало обогащение населения. Могуществен­ные аристократы, министры и правители царств содержали дворы: не только вооружен­ную стражу, шутов, музыкантов, фехтовальщи­ков, но и умельцев во всякого рода искусствах и ремеслах, а среди них — мастеров диспута, дипломатов и мудрецов. Эти люди подчас слу­жили им советниками, делали замечания на их указы. Если эти учителя нравственности и по­литики становились прославленными, при них, в свою очередь, возникала группа клиен­тов обычно из десятков учеников, повсюду следовавших за ними. Иногда число учеников до­стигало нескольких сотен, и тогда относитель­но организованная школа приобретала черты секты. Главы школ и сект ходили из царства в царство, предлагали свои услуги при дворах царей и вельмож, жили на содержании тех, кто искал для себя особой мудрости. Из этого обы­чая родилось даже некое учреждение: в Линьцзы, столице царства Ци, во второй поло­вине IV в. до н. э. была основана академия, где на государственный счет жили учителя раз­личных направлений. Возможно, некоторые черты, заимствованные учениями одних школ у других, их влияние друг на друга идут от дис­куссий в академии Линьцзы.

I . — Учителя V века до н. э.: Конфуций и Моцзы[36]

Первым главой философской школы был Конфуций (Кунцзы). Он был благородного происхождения, хотя и не из высшей знати, и весь проникнут моральными принципами, не­когда свойственными его сословию: умеренно­стью, почитанием ритуалов, верностью древ­ним традициям, которые ревниво хранили ста­рые княжества Великой Китайской равнины.

Вероятно, Конфуций принадлежал к слою, стоявшему чуть ниже высшего общества, а судьба его связана с небольшой, очень древней и, конечно, очень консервативной социальной группой помощников знатных правителей: писцов и гадателей. На это указывает многое. Авторитетные тексты, передававшиеся в этом кругу (высказывания древних царей, религи­озные гимны, придворные поэмы, пособия по гаданию, летописи царств) занимают в конфу­цианском воспитании гораздо больше места, чем военное дело. Стрельба из лука для Кон­фуция — всего лишь ритуальная церемония, и только тем для него интересна. До управления колесницами ему и вовсе нет дела. Зато, не участвуя в борьбе за почести и в войнах за власть, которыми только и занимались знат­ные семьи того времени, он может судить их, поскольку стоит на страже традиции. Прене­брежение вельмож ритуалами, их любовь к роскоши, рождение новой ментальности, несо­вместимой с древним чувством меры, застав­ляют Конфуция заново обозначить идеал по­рядочного человека — по воспитанию не столько воина, сколько книжника, почти «ин­теллигента», но на деле преимущественно оза­боченного правильностью поведения, риту­альных жестов и поз. Конфуцианская мораль не признает компромиссов (прежде всего в деликатном вопросе отношений между Мудре­цом и власть имущими) и вместе с тем чрезвы­чайно гибка, начисто лишена ригоризма. Дело в том, что она не знает никакого а р riori , ника­кого абстрактного принципа, а вытекает из размышлений о человеческом поведении, из тончайшего анализа его самых малых нюан­сов. Такт, психологическое проникновение, точная оценка обстоятельств — вот чего требу­ет мораль, порожденная ритуалом и основан­ная на ритуале. Вот что дает учению Конфу­ция обаяние и теплоту гуманности. И этот идеал постоянного самонаблюдения и неус­танного самосовершенствования навеян зре­лищем упадка древних нравов: ведь оставаться верным традиции неизбежно значит видоиз­менять ее.

Возможно, школа Конфуция зародилась в училищах, где некогда осуществлялось образо­вание молодых людей благородного сословия. Конфуций задался целью возродить общество своего времени с помощью ритуала и морали потому, что административная организация в этом обществе была в зачаточном состоянии и еще казалось, что порядок в обществе можно обеспечить соблюдением традиционной иерар­хии и уставов.

Однако позже Моцзы, глава другой школы — вероятно, представитель простых дворян, в военных походах составлявших основную массу воинов (ши) — обличил коренные пороки этого общества. Для Моцзы (конец V — первые годы IV вв. до н. э.) клановый дух, борьба за почести — корень всех бед его времени: войн между госу­дарствами, борьбы между знатными фамилия­ми, непомерного расточительства, нужды про­стонародья. Он тоже моралист, но его вдохнов­ляет идеал равенства. Семейственный эгоизм, нравы, неотделимые от клиентского устройства общества, он желает заменить всеобщим альт­руизмом; пышности и расточительству, захвату богатств и женщин знатными фамилиями он считает нужным противопоставить единооб­разную регламентацию расходов и образа жиз­ни (а не иерархизированную регламентацию, остававшуюся идеалом конфуцианской шко­лы); его осуждение всякого человекоубийства, конечно, подразумевает учреждение публично­го правосудия и запрет на частную месть. Моц­зы — сторонник самодержавной власти, опира­ющейся на тот бедный, близкий к крестьянству класс, к которому он сам принадлежал. Понят­но, почему от конца V в. до н. э. да образования империи идеи Моцзы имели в Китае гораздо более широкий отзвук, нежели аристократичес­кий идеал порядочного человека, защищавший­ся Конфуцием. Кроме того, школа Моцзы го­раздо больше походила на секту, чем на школу.

Она была организованна, имела устав и офици­альных глав, действовала на общество личным примером. Ее члены одевались как крестьяне или ремесленники, активно выступали против грядущих войн или защищали государства, подвергшиеся несправедливому нападению. В этой школе учили технике обороны городов: о ней подробно говорится в нескольких главах сочинения, приписываемого Моцзы.

Но в его школе учили и правилам убежде­ния, ибо в число главных видов деятельности ее приверженцев входило обращение неофитов и убеждение власть имущих в их неправеднос­ти и нечестии. Ученики и наследники Моцзы первыми изложили правила ораторского ис­кусства, и именно в их среде появились первые диалектики.

Но и другие явления истории IV—III вв. до н. э. неизбежно благоприятствовали появлению китайской софистики. Этому способствовали, с одной стороны, старая практика дипломатичес­ких переговоров, с другой — придворные игры. В среде шутов и скоморохов были в ходу игры на сообразительность: загадки, парадоксы, рас­суждения с абсурдными выводами; иногда предполагают, что на эти игры повлиял фольк­лор других народов. Из соединения этих тради­ций родилось течение мысли, имеющее некото­рое сходство с основным направлением греческой философии: китайских софистов занимали проблемы логики и физики. К сожалению, тек­сты, дающие нам представление о зарождении философии, сильно пострадали и позволяют лишь догадываться о том, какого рода вопросы ставили софисты и наследники Моцзы[37]. Во всяком случае, современники очень мало инте­ресовались этими изысканиями. В то время, когда глубоко ощущался нравственный кризис, когда все внимание привлекали практические проблемы администрации и военного дела, в этих изысканиях видели только пустую игру, вредную для ритуалов, правильности языка и укрепления государства.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-06-20; Просмотров: 133; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.017 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь