Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


III . — Падение империи Цинь



Абсолютистское государство, существовав­шее в такой форме, устроенное по единому об­разцу, не признававшее никаких родственных связей, вовсе не оставлявшее места досугу и искусству, не могло быть долговечным. Через несколько лет после смерти своего основателя, случившейся в 210 г. до н. э., оно рухнуло. Цар­ство Цинь — а оно всегда было бедным и отста­лым[44] — давно привыкло к той тяжелой трудовой жизни, к которой государи принудили их реформами IV в. до н. э. Но другие, более раз­витые области Китая не могли вынести столь тяжкого бремени после того, как военное пора­жение погрузило их в нищету и бесправие. Невзирая на политические перемены, они со­хранили свои общественные и культурные традиции. Кроме того, большие оборонитель­ные работы, предпринятые империей в зоне степей (где нарастало давление сюнну), строи­тельство широких дорог и почтовых станций, большие работы для содержания столицы, где Ши Хуанди задумал построить так и остав­шийся неоконченным огромный дворец, вос­производивший по прежним планам дворцы всех покоренных царей, и устроить себе огром­ную роскошную гробницу, вырытую в огром­ном холме — словом, множество грандиозных предприятий, а также походы, имевшие целью распространить императорскую власть до юж­ных пределов и оборонить империю со сторо­ны степей, умножали нужду и страдания. Вследствие общего недовольства, империю Цинь захлестнула анархия.

В 206 г. до н. э. на смену Цинь пришла ди­настия Хань, и начался постепенный возврат в прошлое: возродились клиентские отноше­ния и традиции, существовавшие до импер­ской унификации. Наряду с этим появилась в управлении государством новая фигура: уче­ный чиновник, в котором совмещались черты администратора-легиста и порядочного чело­века в понимании моралистов-конфуцианцев. При всем том, административное устройство китайского мира, его государственная инфра­структура были заданы раз и навсегда. Динас­тия Цинь оказалась недолговечной, но сумела выковать всекитайское единство и сделать Ки­тай одной из величайших империй в истории. Она оставила ему и название: принято считать, что название С hin а появилось в Европе перво­начально благодаря шелковым тканям из им­перии Цинь.

Конечно, развитие китайского мира далеко не завершилось со смертью первого императо­ра и основанием империи Хань. При многих других династиях в Китай из оазисов Средней Азии многократно проникали иноземные культуры. Его не раз полностью или частично завоевывали кочевники монгольских степей и Маньчжурской равнины. В IV—IX вв. глубо­кие перемены в китайский дух внесет буд­дизм, а новую жизнь Китаю придаст развитие области низовьев Янцзы в XI в. Но все эти пе­ремены будут происходить в рамках, задан­ных в первые годы империи. В обширной зем­ледельческой державе образовался необычай­но стабильный, несмотря на все нашествия, войны и мятежи, мир. Этот мир перенес все опасности, которые несли ему захват земель богачами и вторжения варваров.

БИБЛИОГРАФИЯ

Антология даосской философии. М., 1994.

Васильев Л.С. История религий Востока. М., 1988.

Васильев Л.С. Культы, религии, традиции в Китае. М., 1970.

Васильев Л.С. Проблемы генезиса китайской мыс­ли. М., 1989.

Васильев Л.С. Проблемы генезиса китайской циви­лизации. М., 1976.

Гулик Роберт ван. Сексуальная жизнь в Древнем Китае. СПб., 2000.

Gernet J. А . History of Chinese Civilisation. Cambridge, London, new York, 1982.

Ирхин Ю.В. Политическая мудрость древнего Востока: взгляд из XXI века на политические идеи Древнего Египта, Вавилона, Индии и Китая // Вест­ник Российского университета дружбы народов. Сер. Политология. 2000. № 2.

История китайской философии / Под ред. М.Л. Титаренко. М., 1989.

История Китая / Под. ред. А.В. Меликсетова. М., 1997.

Китайская философия. Энциклопедический сло­варь. М., 1994.

Кравцова М.Е. Поэзия древнего Китая. Опыт куль­турологического анализа. СПб., 1994.

Кроль ЮЛ. Сыма Цянь — историк. М., 1970.

Крюков М.В. Формы социальной организации древних китайцев. М., 1967.

Крюков М.В., Переломов Л.С., Софронов М.В., Че- боксаров Н.Н. Древние китайцы в эпоху централизо­ванных империй. М., 1983.

Малявин В.В. Гибель древней империи, М.,1983.

Малявин В.В. Китайская цивилизация. М., 2000.

Маслов А.А. Мистерия Дао. Мир «Дао дэ цзина». М., 1996.

Маслов А.А. Непостоянство вечности. Лао-цзы: миф, человек и его книга. Нью-Йорк, 1999.

Переломов Л.С. Конфуций. «Лунь Юй». М., 1998.

Переломов. Л.С. Конфуцианство и легизм в полити­ческой истории Китая. М., 1981.

СымаЦянъ. Исторические записки. М., 1972-1987. Т. 1-5.

Титаренко МЛ. Древнекитайский философ Мо-ди и его учение. М., 1985.

Феоктистов В.Ф. Философские и общественно-политические взгляды Сюнь-цзы. М., 1976.

Фицжералъд С.П. Китай. -Краткая история культу­ры. СПб., 1998.

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение .......................................5

Глава   I Источники и хронологические рамки ............................13

I . Источники .......................13

П. Хронологические рамки .......... .17

Глава  II Доисторическая эпоха и начало китайской цивилизации ...........23

I . Палеолит ....................... .23

И. Неолит ..........................25

III . Начало цивилизации

бронзового века ................. .30

Глава III Архаическая эпоха: Шан и

Западная Чжоу  (около XVIII-VIII вв. до н. э.) ......... 36

I . Экономика и общество ........... .36

II . Духовный мир ................... .59

Глава IV Период государств-гегемонов:

переход от  архаической эпохи к эпохе

военных государств (VII-VI вв. до н. э.) ..............70


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-06-20; Просмотров: 194; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.016 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь