Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
V . — Развитие ремесел и торговли
Тот момент, когда во всех царствах усиливается центральная власть и организуется администрация, совпадает с тем, когда вследствие роста богатства в китайском мире появляются новые социальные группы, деятельность которых не связана непосредственно ни с земледелием, ни с войной. Это явление, сопровождавшее укрепление государства, было настолько сильным, что напугало правителей и теоретиков тирании. Именно в это время у некоторых авторов появляется различие, из которого исходили и государственные деятели времен империи: различие между основными и неосновными занятиями. Основные занятия (бэнъ) служат производству предметов, необходимых для жизни — зерна и тканей; неосновные или избыточные (мо) — это ремесла, свободная торговля, а также вообще все художественные и умственные занятия. Существует много доказательств тому, что появились новые группы населения, но самым убедительным из них является косвенное свидетельство, а именно быстрое развитие городских агломераций в V—III вв. до н. э. Город-дворец архаической эпохи и эпохи государств-гегемонов был военным, политическим и религиозным центром, где жили лишь благородное сословие со слугами и ремесленники, работавшие для дворца. Укрепления, как правило, не превосходили 400—600 м в окружности. Города IV—III вв. до н. э., на местах которых в последнее время проводятся раскопки, были окружены стенами, доходившими до 3 км длины, а тексты, также сообщающие о таких размерах китайских городов, позволяют оценить число жителей крупнейших из них в несколько десятков тысяч. Нередко города защищались и вторым кольцом укреплений, где в случае войны укрывалось сельское население. Самым крупным городом IV— III вв. до н. э. была, вероятно, столица царства Ци в Шаньдуне, разбогатевшая благодаря торговле бронзой, тканями, солью и рыбой. По некоторым источникам, в ней жило 70000 семей, то есть более 300 тысяч жителей. Возможно, впрочем, что эта цифра преувеличена. Во всяком случае, именно этот город является ярким свидетельством существования чисто городских классов: свободных ремесленников, мелких торговцев и художников всякого рода. В каждом квартале жили люди одной профессии. Большое место в жизни горожан занимали игры и развлечения; город прославился академией, в которой вели дискуссии моралисты и теоретики политики. Таким образом, благодаря эксплуатации бывших лесов и болот, а также крупным государственным предприятиям (рудники, железоплавильные заводы, гончарные мастерские, солеварни и т.д.) можно наблюдать развитие частного ремесла и торговли, имевших целью удовлетворять стремление к роскоши расту- щего городского населения, параллельно с обогащением государств. В большинстве ремесел эпохи Борющихся царств отмечается технический прогресс: в металлургии (появление бронзовых сплавов, пайки, инкрустаций), ткачестве, деревообработке, лаковом производстве, керамике и др. Фискальная деятельность государств и развитие свободной торговли в эпоху Борющихся царств объясняют распространение монеты. По данным китайских археологов, первые металлические монеты из бронзы появляются около 500 г. до н. э. Это были довольно тяжелые слитки в форме мотыжных лезвий или ножей. Возможно, эти металлические предметы первоначально служили для обмена в деревнях. В конце IV в. до н. э. Мэнцзы свидетельствует о практике обмена железных вещей на зерно, причем следует отметить, что по китайским понятиям металлическая монета тесно связана с зерном и тканями. Уже при империи в течение долгого времени основной проблемой денежного обращения было равновесие между производством зерна и денежной массой. Хотя монета появилась в V в. до н. э.» во всеобщее употребление она вошла лишь начиная с IV в. до н. э.: монеты стали легче и удобнее, получили определенное денежное достоинство. На них стали обозначать место чеканки (столица царства или иной крупный город) и номинальную стоимость. Благодаря последним открытиям смогли составить список 96 различных мест, где производилась чеканка. Четыре типа монет имели хождение в Китае в IV—III вв. до н. э. Ареалы их распространения обозначены довольно четко и совпадают с зонами, весьма различными и в других отношениях — своего рода культурными областями. Это «территории трех Цзинь» — Хань, Вэй и Чжао (область Шаньси и граничащих с ней районов Хэнани и Хэбэя), где ходили мотыго-образные монеты; северо-восточные царства (Янь в Хэбэе и Ци в Шаньдуне), где монеты были ножевидными; царство Цинь (долина Вэйхэ в Шаньси), где имели хождение круглые монеты с квадратным отверстием посередине; наконец, царство Чу (область среднего течения Янцзы и долины Ханьшуй), где в употреблении были золотые деньги в форме прямоугольников, разделенных на шестнадцать квадратиков, а также бронзовые деньги, воспроизводившие форму каури — ракушек, которые высоко ценились в архаическую эпоху. Наделенные магической силой, они являлись символом плодородия и служили предметами украшения. Наряду с монетой оживлению коммерческой деятельности способствовало и другое нововведение: письменные торговые контракты, скорее всего вошедшие в употребление именно в эту эпоху. Подобные документы, носившие разные названия, оформлялись так же, как и распоряжения государственной администрации: у каждой из сторон сделки хранилась половина разломанной деревянной или бамбуковой таблички; возможность сложить две таблички была достаточным основанием для установления подлинности документа. Таким образом, в IV и III вв. сложились благоприятные условия для возникновения купеческой психологии, основанной на расчете, прозорливости и хитрости. Глав государств нередко связывали тесные отношения с крупными купцами, за которыми закреплялось руководство большими государственными предприятиями (рудниками, солеварнями, плавильнями и т.п.), вследствие чего правители стали прислушиваться к их советам и воспринимать их точку зрения. И действительно в политических теориях, направленных на укрепление центральной власти, заметно влияние социальной группы богатых купцов. Если при господстве знатных фамилий властвовали обычай и ритуал, создававшие бесчисленные препоны для деятельности этой группы общества, то политическая централизация, единообразие законов и социальное нивелирование чрезвычайно благоприятствовали ее развитию. |
Последнее изменение этой страницы: 2019-06-20; Просмотров: 164; Нарушение авторского права страницы