Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Тема 14. Конфликты в сфере управления



При изучении данной темы, прежде всего, следует уяснить сущность управления и его структура, а также предпосылки конфликтности процесса управления. Особое место должно быть уделено классификации конфликтов в сфере управления, выявлению их типов. При этом следует акцентировать внимание на конфликтах между субъектом и объектом управления, конфликтах между различными уровнями управления и внутри них. Среди многочисленных причин управленческих конфликтов особое внимание должно быть уделено зависимости таких конфликтов от стиля управления.

Способы предупреждения и разрешения конфликтов в сфере управления являются предметом особого внимания в данной теме. При этом важно акцентировать внимание на роли оптимизации управленческой структуры и научной организации труда в предупреждении управленческих конфликтов, а также на принципе гласности и социальной справедливости в управленческой деятельности как факторе предупреждения конфликтности.

Особо следует заострить внимание на подборе и расстановке кадров как средстве предупреждения и разрешения конфликтов в сфере управления. 

 

 Тема 15. Глобальные и региональные конфликты

Данная тема занимает особое место в курсе конфликтологии. Она затрагивает проблемы, связанные с существованием государств, регионов, континентов и всего человечества. Центральным вопросом в рамках данной темы является вопрос о понятие глобальных и региональных конфликтах, их критериев и причин. Не менее значимыми являются вопросы о типах глобальных конфликтов (конфликт между обществом и природой; проблема войны и мира; проблема дисбаланса в развитии стран и другие).

При рассмотрении региональных конфликтов следует обратить внимание на их субъекты, критерии и причины. Особо следует сосредоточить внимание на национальных интересах как причине и предмете межгосударственных и этнических конфликтов.

 

 

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К СЕМИНАРСКИМ И ПРАКТИЧЕСКИМ ЗАНЯТИЯМ

Семинары по конфликтологии предназначены для углубления, систематизации и закрепления знаний по основным теоретическим проблемам, полученным студентами на лекциях и в процессе самостоятельной работы над курсом, а также для развития творческого мышления у обучаемых и осуществления контроля за качеством их работы над изучением курса. На семинарах используются активные формы проведения занятий: защита рефератов, дискуссии, круглые столы, фиксированные выступления, обсуждение докладов и другие.

Практические занятия по конфликтологии предназначены для закрепления знаний студентов, полученных на лекциях, семинарах и в ходе самостоятельной работы, а также формирования у них навыков решения конкретных задач, связанных с управлением конфликтами.

 

Раздел I. Общая теория конфликта

Семинар №1 Возникновение и развитие конфликтологии.

Время – 4 часа

Вопросы семинара:

1.Теоретические и социально-исторические предпосылки возникновения конфликтологии.

2.Теоретико-методологические основы конфликтологии.

3.Современные проблемы развития конфликтологии.

Рекомендуемая литература:

Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология. Учебник для ВУЗов - М., 2003.

Гришина Н.В. Психология конфликта. - СПб, 2002.

Емельянов С.М. Практикум по конфликтологии.- 2-е изд., перераб.-СПб.: Питер, 2005.

Здравомыслов А.Г. Социология конфликта. - М., 1996.

Конфликтология /Под ред. А.С. Кармина. - СПб, 1999.

Козер Л. Функции социального конфликта. Перевод с англ. О.А. Назаровой.-М.:    Идея – Пресс, Дом интеллектуальной книги, 2000.

Методические рекомендации

При рассмотрении первого вопроса семинара необходимо уяс­нить, что возникновению конфликтологии как относительно само­стоятельной теории и практики в конце 50-х годов предшествовал длительный период формирования, накопления и развития конф­ликтологических идей и взглядов, сначала в рамках философии, а позднее — социологии, психологии и других наук. В связи с этим важно проанализировать эволюцию научных воззрений на конфликт, выделяя следующие периоды.

Древнейшие времена. В этом периоде заслуживают внимания воз­зрения древнекитайских мыслителей. Особое место среди них принад­лежит Конфуцию (551-479 гг. до н. э.), одному из первых китайских философов. Его философские, в том числе и конфликтологические, идеи развивались другими китайскими мыслителями на протяжении многих веков. Взгляды на проблему конфликта мы находим в много­численных нравственных заповедях Конфуция. Вот одна из них: «Не делай другим того, чего не желаешь себе, и тогда в государстве и в се­мье к тебе не будут чувствовать вражды». Источник конфликтов мыс­литель усматривал в делении людей на «благородных мужей» (образо­ванных, грамотных и воспитанных людей) и простолюдинов («малых людей»). Необразованность и невоспитанность простолюдинов ведет к нарушению норм человеческих взаимоотношений, к нарушению справедливости. Для благородных мужей основу взаимоотношений составляет порядок, а для малых людей — выгода.

Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значе­ние имеет обращение к античной философии, в рамках которой впер­вые была предпринята попытка рационального постижения мира. Античные взгляды на конфликт строились на основе философского учения о противоположностях. Столкновение и единство противо­положностей, например, согласно Гераклиту (ок. 520-460 гг. до н. э.), является всеобщим и универсальным способом развития. По его сло­вам, «противоположное соглашается, а из несогласного появляется самая прекрасная гармония» (История философии в кратком изло­жении, 1991, с. 81).

Анализируя античные взгляды на проблему конфликта, важно об­ратить внимание на то, что многие мыслители того периода соотносят их с контекстом социальных явлений, не только выявляя причины раз­личных столкновений (конфликтов), но и давая им оценку с точки зре­ния социальных последствий. Так, например, у Гераклита мы нахо­дим: «Война — отец всего и всего царь. Одним она определила быть богатыми, другим — простыми людьми, одних сделала рабами, дру­гих — свободными» (там же). В отличие от Гераклита, по сути дела оправдывавшего войну, Платон (ок. 427-347 гг. до н. э.) осуждал ее, рассматривая как величайшее зло. Аналогичной оценки войны как самого острого социального конфликта придерживался и другой вели­кий мыслитель Древней Греции — Демокрит (ок. 460-370 гг. до н. э.). Он говорил: «Гражданская война есть бедствие для той и другой враждующей стороны...».

Но не только война как социальный конфликт попадает в поле зре­ния античных мыслителей. Интересные конфликтологические идеи, связанные с государственным устройством, можно найти, например, у Аристотеля (384-322 гг. до н. э.), который утверждал, что государ­ство является инструментом примирения людей. Человек вне госу­дарства, по его мнению, агрессивен и опасен. Не меньший интерес представляют социально-этические и правовые идеи Демокрита, ко­торый указывал, что «законы не запрещали бы каждому жить по сво­ему вкусу, если бы каждый не вредил один другому, ибо зависть спо­собствует началу вражды».

Средние века. Важнейшей особенностью конфликтологических идей, получивших свое развитие во взглядах средневековых мыслителей, явилось то, что в основном они носили религиозный характер, Для подтверждения данного тезиса можно обратиться к мысли Авре лия Августина (354-430 гг. н. э.) о единстве человеческой и боже­ственной истории, протекающей одновременно в противоположных и неразделимых сферах. Эта противоположная и неразделенная ис­тория представляет собой вечную битву двух царств (градов - божьего и земного. Во многом схожи со взглядами Августина конфлик­тологические идеи другого известного мыслителя Средневековья — Фомы Аквинского (1225-1274). Эти взгляды можно обнаружить в его рассуждениях о царстве философского познания и богословия, о свет­ской и духовной власти, о человеческом бытии и Боге и многих дру­гих.

Эпоха Возрождения. Существенной особенностью взглядов мысли­телей эпохи Возрождения на проблему конфликта является то, что они сформировались в результате развития на более высоком уровне идеи древнегреческой философии о величии человеческого разума, о его роли в познании окружающего мира. Освобождая восприятие чело­веческих проблем от власти религиозного сознания, философы этой эпохи придавали подобным проблемам земной смысл. Анализируя взгляды выдающихся мыслителей этого периода — Николая Кузан ского (1401-1464), Николая Коперника (1473-1574), Джордано Бру­ но (1548-1600), Никколо Макиавелли (1469-1527), важно обратить внимание на то, что многие из них подвергались репрессиям со сторо­ны церкви, находились с ней в состоянии острейшего конфликта. Вместе с тем они верили в силу человека, его разум и гармонию, способность преодолеть социальные конфликты.

Новое время и эпоха Просвещения. При анализе конфликтологи­ческих взглядов мыслителей Нового времени и эпохи Просвещения важно уяснить социально-культурные условия и общественный уклад того периода. Прежде всего это была эпоха не только мощного экономического, но и исключительного культурного подъема евро­пейских стран. Все это создавало предпосылки к системному подходу в познании явлений окружающего мира и в том числе в изучении кон­фликтов. Наиболее характерные для рассматриваемого периода взгляды на конфликт содержались в работах Фрэнсиса Бэкона (1561-1626), Томаса Гоббса (1588-1679), Жан-Жака Руссо (1712-1778), Адама Смита (1723-1790) и др. В частности, Ф. Бэкон один из пер­вых применил системный подход к анализу причин социальных кон­фликтов внутри страны. Интересна в этом смысле концепция Г. Гоббса о естественном состоянии общества как «войне всех против всех».

Первая половина XIX века. На этом этапе развития конфликтоло­гической мысли особую ценность представляют взгляды представи­телей классической немецкой философии — Иммануила Канта (1724-1804), Георга Гегеля (1770-1831), Людвига Фейербаха (1804-1872) и др. Обращаясь к взглядам выдающихся мыслителей первой половины XIX века, важно акцентировать внимание на их глубоких философских рассуждениях о самых острых социальных проблемах того времени. В частности, таковой являлась проблема войны и мира. Интересными в этом плане представляются идеи И. Канта («О веч­ном мире»), Г. Гегеля («О войне как средстве нравственного очище­ния народов») и др.

Вторая половина Х1Х~ начало XX века. Обращаясь к указанному периоду эволюции конфликтологической мысли, важно понять, что он занимает исключительное место в становлении конфликтологии как относительно самостоятельной теории, которое обусловлено сле­дующими факторами.

1. К этому времени был накоплен достаточно большой объем ин­формации по проблеме конфликта. Она содержалась во взгля­дах выдающихся мыслителей прошлых эпох.

2. Это время характеризовалось сильнейшими социальными по­трясениями — войнами, экономическими кризисами, соци­альными революциями и т. п. Все это требовало глубокого на­учного анализа, новых теоретических подходов к исследованию социальных проблем.

3.В этот период возникает целый ряд новых наук и концепций, ко­ренным образом изменивших человеческие возможности соци­ального познания. Среди этих наук — марксистская философия, основы которой заложили Карл Маркс (1818-1883) и Фридрих Энгельс (1820-1895); социология, ведущая свое начало с работ Огюста Конта (1798-1857); психология, у истоков которой стоял Вильгельм Вундт (1832-1920). Особо следует отметить работу немецкого теоретика Карла Кла­ узевица (1780-1831) «О войне», а также работы Георга Зиммеля (1858-1918), Питирима Сорокина (1889-1968) в области социоло­гии, работы Зигмунда Фрейда (1856-1939) и его учеников в области психологии.

     При изучении второго вопроса семинара необходимо прежде всего уяснить связь конфликтологии с другими науками. Раскрывая связи конфликтологии с другими науками, важно по­казать не только их роль и место в становлении ее как относительно самостоятельной теории, но и то, каким образом каждая из наук вы­полняет свою методологическую функцию по отношению к конфлик­тологии. Прежде всего конфликтология обнаруживает такую связь с философией, социологией, психологией, политологией, историей, экономикой.

Особо следует подчеркнуть методологическую функцию филосо­фии, которая реализуется во всеобщем философском методе, отража­ющем содержание этой функции.

Связь конфликтологии с другими науками раскрывается в следу­ющих двух аспектах.

Первый аспект заключается в том, что конфликтология опирается на принципы познания, которые выработаны в рамках других наук и позволяют глубже понять предмет конфликтологических исследований. Такими принципами являются: принципы всеобщей связи; де­терминизма; развития; системного подхода; социально-деятельностного контекста; личностного подхода; дополнительности и др.

Второй аспект проблемы состоит в творческом использовании конфликтологией методов исследования других наук.  Говоря о связи конфликтологии с другими науками, нельзя не отметить и ее обратного влияния на эти науки. Например, конфлик­тологические проблемы в сфере межличностных отношений стиму­лируют решение многих психологических, социологических, право­вых и нравственных проблем, в частности проблем общения, вза­имоотношений, социально-психологического климата и многих других.

     При изучении третьего вопроса следует иметь в виду, что он является одним из самых сложных. Современные проблемы разви­тия конфликтологии в литературе представлены неоднозначно. Здесь требуется творческий подход со стороны студентов. Для уяснения со­временных конфликтологических проблем им можно предложить по­размышлять над следующими наиболее актуальными направления­ми исследований в области конфликтологии, сформулированными в ряде источников:  

—изучение основных прикладных аспектов конфликтов различ­ного типа, составляющих предмет специальной конфликтоло­гии;

—изучение и интеграция информации, относящейся к разным об­ластям наук, занимающихся проблемой конфликтов, с широким привлечением математических моделей и компьютерной техни­ки;

—разработка систем контроля и диагностика развития конфлик­тов и вариантов их разрешения;

—определение предмета и содержания самого понятия конфлик­та;

—анализ причин, источников и условий возникновения конфлик­тов, их влияния на уровень организации взаимообусловленных отношений.

Темы рефератов

1.Развитие конфликтологических идей в философской мысли Древнего Востока.

2.Эволюция конфликтологических идей в античной философии.

3.Проблема конфликта в средневековой философии и в филосо­фии эпохи Возрождения.

4.Проблема конфликта в философии Нового времени.

5.Проблема конфликта в классической немецкой философии.

6.Особенности развития теории конфликта в марксистской фи­лософии.

7.  Современные проблемы развития конфликтологии.

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2020-02-16; Просмотров: 145; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.021 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь