Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


II. Противостояние «хаосу» или «мы» и «они»



Описание уникального природного, экономического, интеллектуального, творческого потенциала региона в текстах политической рекламы или заявлениях региональных политических лидеров, как правило, предваряет высказывания, общий смысл которых можно передать одной фразой: мы все преодолеем, несмотря на трудности, для этого у нас «все есть». Тем самым, утверждение особого потенциала региона получает определенный смысл лишь в рамках некоторых допущений, которые непосредственно в тексте могут не проговариваться, но которые включаются в высказывание как “очевидные” предпосылки. Особенно важно представление о всеобъемлющем кризисе, переживаемом страной и затронувшем регион. Ответом именно на ситуацию этого кризиса является проект его преодоления в одном отдельно взятом регионе, предпосылкой которого («А почему, собственно, можно преодолеть кризис у нас в регионе, если кругом так все плохо? »), в свою очередь, оказывается тезис об «особом» потенциале региона. В связи с образом кризиса в изученных нами группах источников возникает определенная модель взаимодействия региона с окружающим миром.

 

«В условиях, когда по инициативе федерального центра в результате его деструктивной политики происходит сознательное разрушение экономического потенциала и превращение страны в колониальный придаток развитых капиталистических стран, когда цинично попираются права и свободы граждан, когда целенаправленно уничтожаются отечественные наука и культура, Кубань должна выработать свое отношение к этой политике, чтобы спасти и развить свой интеллектуальный и экономический потенциал» (Н. Кондратенко. Краснодарский край. 1996 г.) [100].

 

«Я начинаю гордиться Нижним и понимаю: можно проводить достаточно разумную и самостоятельную политику на региональном уровне. Хотя я отдаю себе отчет в том, что решения Москвы и правительства, которые касаются глобальных экономических и социальных проблем (курса доллара, например, или системы экспортного контроля, таможенных правил), — эти решения подобны наезду экскаватора на детскую песочницу. И я тогда подобен человеку, который пытается лепить песочный город.

Вот в таких условиях может существовать “белый остров в красном море”. В условиях очень неустойчивых, очень сильно зависящих от внешних факторов. Постоянно угроза цунами, которое просто смоет этот остров. Цунами в виде экономического идиотизма» (Б. Немцов) [101].

 

«Реформа, и особенно такая как наша... действует на людей как стихийное бедствие. Потоп, например...

Помимо частной инициативы и прочих предпринимательских усилий реформа давно уж диктовала побуждать к действию патриотизм региональный...

Разумные и находчивые правители субъектов Федерации сумели воспользоваться особенностями своих регионов и обрести черты творческой самостоятельности во многих отношениях. Город... область... — как личность или имеет свое лицо, одухотворенное разумом действий созидательных, либо влачит подчиненное, второразрядное состояние придатка.

Нам, курянам, наследникам земли плодородной и героической, давно надо было почувствовать себя в некотором роде “островитянами”, подобно японцам, чтобы с предельной пользой для Края Курского – Отечества нашего малого, неделимого, востребовать все таланты и ресурсы» [102].

 

Приведенные примеры отражают позицию разных по своим идеологическим установкам участников политического процесса в разных регионах. Тем не менее, описание взаимодействия региона с окружающим миром в них поразительно схоже. Регион сталкивается с деструктивными воздействиями, которые приходят в него извне в виде решений и действий «центра». «Центр» приводит страну к ситуации кризиса (который описывается и рассматривается как нарушение нормального, привычного порядка вещей – деструкция, разрушение), и именно ситуация кризиса требует поиска «нашего» регионального ответа, мобилизации «нашего» регионального потенциала, обретения «нашего» регионального лица. Показательно, что в двух случаях для описания региона используется один и тот же образ острова в бушующем море.

Осуществленный в предыдущей главе анализ подвел нас к выводу, что «образы мира», используемые участниками регионального политического процесса, направлены на актуализацию региональной идентичности. Приведенные выше примеры показывают, что этот регионалистский импульс тесно связан с переживанием ситуации кризиса, охватившего регион и всю страну.

Характерно, что символы надрегионального политического единства – «центр», «Москва» – наделяются преимущественно негативными чертами. Именно «центр» несет ответственность за неудачные экономические реформы, выступает очагом экономической и политической дестабилизации.

Кроме того, в ситуации кризиса «центр», «Москва» «мешают» региону и региональному руководству выходить из нее. Губернатор Приморского края Е. Наздратенко описывает взаимодействие региона и Москвы в 1996 – 1997 гг. следующим образом:

 

«Летом прошлого года (имеется ввиду 1996 г. – В.Н.) практически остановился спад производства. В рыбной же промышленности начался бурный рост, свободнее зажили металлурги, лесники, появились реальные симптомы оздоровления на некоторых предприятиях оборонной промышленности. Но тут некоторые “стратеги” из правительства начали говорить: мол, “надо любой ценой задавить инфляцию” – согласно рекомендациям Международного валютного фонда. В результате – вместо инфляции задавили производство» [103].

 

«Как только мы с превеликим трудом и напряжением всех сил вышли на положительный баланс, так сразу же перестали получать дотации из центра. Не успев толком встать на ноги, обратились в доноров. Потрясающе — кто хочет, может, начинает “дышать” самостоятельно, тем тут же “перекрывают кислород”» [104].

 

Типичными для региональных руководителей являются утверждения, подобные тому, что глава администрации Астраханской области А. Гужвин сделал, подводя итоги социально-экономического развития региона в 1997 г.:

 

«Губернатор, подводя итоги года на пресс-конференции, заявил, что в целом он ими удовлетворен. По его мнению, можно говорить о выходе из кризисного состояния и в экономической, и в социальной сферах: покончено с падением промышленного производства, налицо рост внутреннего валового продукта, не наблюдавшийся уже в течение семи лет, набирают мощь судостроительная, машиностроительная, мукомольная промышленность, топливно-энергетический комплекс. Но тем не менее глава администрации области отметил, что не все намеченное сделано и “если бы не Москва, мы бы поправили свои дела” (курсив мой – В. Н.)» [105].

 

Характерным для политической риторики на региональном уровне является образ «Москвы» как субъекта, «эксплуатирующего» регион или места, где находятся «эксплуататоры» региональной общности. Эта модель взаимодействия отчетливо прослеживается в высказываниях, подобных следующим.

 

«До сих пор мы кормили Москву и другие регионы, пора позаботиться о жителях нашей области» (И. Шабунин. Волгоградская область. 1996 г.) [106].

 

«ЗЕМЛЯКИ! Лукойл поддерживает Егорова! Они сами признались нам, чьи интересы защищает Егоров! Ну что ж, признаемся и мы. Нам не по нраву Лукойл и прочие московские рокфеллеры! Нам не по нраву их прихлебатели! Богатства края, и в том числе нефть, должны принадлежать народу! » (Н. Кондратенко. Краснодарский край. 1996 г.) [107].

 

«Негоже ведь, когда все федеральные программы финансировались только через доверенные банки Москвы. В итоге полным ходом шла капитализация столичных банков, они росли, словно грибы после дождя, в то время как рушилась банковская система регионов. Постепенно Москва превращалась в подлинное Монте-Карло в окружении нищих субъектов РФ» (Э. Россель. Свердловская область) [108].

 

Пожалуй, наиболее выразительным примером использования такого образа Москвы в политической рекламе стал видеороллик «блока А. Тулеева» (А. Тулеев – губернатор Кемеровской области, – В. Н.) на выборах Кемеровского областного Совета и глав местного самоуправления в апреле 1999 г. В основе сюжета лежало противоборство блока и московских сил, стремящихся захватить Кемеровскую область. «Наступление» московских сил обозначалось стрелками, «ползущими» по карте из-за пределов региона к городам Кемеровской области. На стрелках: образы Кремля и машинки для счета денег. «У них есть деньги! », «Они готовы на все! » – текст за кадром. Основной лозунг: «18 апреля сражение будет идти за каждый город! » [109].

В ряде описаний подчеркивается, что «Москва» не только является образцом политической дестабилизации, но и активно способствует политической дестабилизации внутри региона.

 

«Возьмите Тюмень: голые обвинения губернатора в сепаратизме на самом деле отражают, по сути, борьбу московских финансовых групп за овладение пакетом акций Тюменской нефтяной компании (ТНК). В интересах этих групп ссорят власть исполнительную с властью законодательной.

Посмотрим на Екатеринбург. Очень сильного и крепкого губернатора Росселя ссорят с уважаемым мэром Чернецким... И так – по всей России» [110].

 

Противопоставление «региона» и «Москвы» осуществляется не только в области экономических взаимоотношений, но и в области политической, и, что не менее важно, в области культурной. В культурном плане противопоставление столицы и провинции подчеркивается через различие образа жизни, стиля поведения москвичей и жителей региона. «Москва» предстает как иной мир – «чужой» и даже в чем-то враждебный жителям регионов.

Примечательно, что понимание этого конфликта существует не только в провинции, но и в столице. В качестве характерного примера сошлемся на мнение московского политолога А. Ципко, который в феврале 1996 г. писал:

 

«За последние три года опасных размеров достигло противостояние российской провинции и Москвы. Усугубляется не только экономический разрыв между богатеющей и жиреющей Москвой и нищающей день ото дня российской провинцией, но и политический и культурный разрыв. Никогда еще не было в истории государства, чтобы ее столица воспринималась подавляющим большинством населения как чуждое, враждебное образование, как носитель зла. Столица голосует за политиков, которые многими избирателями в провинции воспринимаются как враги русского государства и русской культуры...» [111].

 

Этот вывод был подтвержден в результате некоторых социологических исследований. Особенно выразительными, на наш взгляд, являются итоги исследования регионалистских настроений в Алтайском крае, проведенного социологом Ю. Растовым. Изучая протестное поведение в регионе, автор отмечает тесную взаимосвязь между неудовлетворенностью респондентов своим социально-экономическим положением и регионалистскими настроениями, чрезвычайно распространенными в крае (так, в апреле 1995 г. 63, 5 % населения края считали, что нынешнее правительство России, как и все предыдущие, относится к Сибири как к колонии; 35 % уверены, что жизнь в Алтайском крае значительно тяжелее, чем в других регионах, и объясняют это грабежом Сибири) [112]. Комментируя результаты собственного исследования, автор пишет: «Примечательно, что сепаратистски мыслящие респонденты говорят о вымышленном ими Сибирском государстве как выразителе национальных интересов русских и упрекают современные федеральные власти в нерусскости проводимой ими политики (как внутренней, так и внешней)» [113]. Аналогичные оценки зафиксированы в ходе общероссийских социологических опросов. В апреле 1999 г., по данным опроса ВЦИОМ, 81 % респондентов считали, что Москва живет за счет регионов. В 46 % случаев следовал ответ, что регион больше отдает федеральным властям, чем получает от них. Обратного мнения придерживались лишь 29 % опрошенных (при том, что из 89 субъектов Федерации лишь 8 – 11 регионов могут быть отнесены к так называемым регионам-донорам) [114].

Итак, противопоставление «региона» и «центра», «Москвы» может быть зафиксировано не только на уровне текстов политической риторики, или политической рекламы, но и на уровне массового сознания. Конечно, далеко не всегда образ Москвы наделяется агрессивно-враждебными чертами, но в самих мягких вариантах сопоставления «центр» и «Москва» описываются как чуждый, а точнее активно отчуждающийся от регионов мир, что хорошо прослеживается в высказываниях, подобных следующим.

 

«Центр упиваясь собственны значением, совершенно забыл о тех, кто живет на его окраинах». (Е. Наздратенко. Приморский край) [115].

 

«...у нас есть огромная Российская держава, состоящая из регионов, и есть федеральные органы власти, которые сидят в Москве. Что-то они делают, но делают изолированно от мнений регионов... Федеральные органы власти, кто за забором, кто не за забором, управляют Россией, а регионы — сами по себе, мы фактически брошены правительством с 1990 года» (Э. Россель. Свердловская область) [116].

 

Иными словами, в рамках региональной «картины мира» «центр», «Москва» – это образы «другого», «чужого», противопоставляя себя которому, регион выстраивает собственную позитивно оцениваемую идентичность.

Дополняя реконструкцию региональной «картины мира», осуществленную в предыдущей главе, мы можем отметить, что важным ее элементом является образ «хаоса», привносимого в пространство региона из окружающего «мира России». Источником или виновником этого хаоса полагается «центр», «Москва», которая «отгородившись» от региона, перестала выражать его интересы. Описание такого рода создает основания для легитимации определенного типа политического курса. Из него следует, что регион может эффективнее решать свои проблемы, если каким-то образом оградит себя от «разрушительных» импульсов из центра. Тем самым, логика «противостояния хаосу, идущему извне» предполагает ту или иную меру самоизоляции региона в экономике, политике, культуре. Из той же системы образов вытекает логика «удержания порядка», лежащая в основе политических аргументов, подобных следующим:

 

«В области на протяжении длительного времени стоимость потребительской корзины одна из самых низких в Российской Федерации. Ушли в прошлое проблемы насыщения потребительского рынка, обеспечения населения продуктами питания и товарами повседневного спроса. Обеспечиваются бесперебойные поставки хозяйствующим субъектам и населению газа, электроэнергии, топлива, оказываются другие жизненно важные услуги. Сохраняется стабильная общественно-политическая обстановка» (В. Шутеев. Курская область. 1996 г.) [117].

 

«Кубань должна оставаться краем межнационального мира и согласия. Необходимо сдерживание миграционного наплыва» (В. Крохмаль. Краснодарский край. 1996) [118].

 

Несмотря на различие предметов высказываний (социально-экономическая и политическая ситуация в одном случае, миграционные процессы – в другом), они построены по одному принципу: угроза, идущая извне, – сдерживание ее региональным лидером и администрацией. Низкая стоимость потребительской корзины – ответ на инфляцию, которая является следствием проводимых центром реформ (и в этом отношении «наш» регион выделяется на фоне всех остальных, и особенно на фоне «дорогой» столицы); бесперебойные поставки газа и других жизненно необходимых услуг символизируют защиту региональной общности от опасности, которая стала следствием охватившего страну экономического кризиса [119]; стабильная общественно-политическая ситуация – антитеза разрушительной политической борьбе, происходящей в «центре» и несущей угрозу всей России. Во втором примере угроза, исходящая извне, описывается через образ «миграционного наплыва», способного разрушить мир и порядок на Кубани.

Наконец, образ региона как места «удержания» или «воссоздания» порядка в противовес «центру», «Москве» как источнику или виновнику «хаоса» предполагает перераспределение ресурсов (экономических, властных) с федерального на региональный уровень.

 

«Очень меня беспокоит бюджет развития, на который столько у всех надежд. Мне кажется, “жирные коты” со всех сторон обхаживают его. Думаю, регионы намного эффективнее распорядятся деньгами из него, чем центр» (Е. Савченко. Белгородская область) [120].

 

«Хочу сказать, что далеко от Москвы, в провинции, реформы проводятся. Думаю, мы осознали их суть даже лучше, чем те люди, которые советуют нам из столицы, как их делать» (Л. Рокецкий. Тюменская область) [121].

Схожие установки обнаруживаются на уровне массового сознания. Так, по данным ВЦИОМ, в апреле 1999 г. 32% респондентов полагали, что местные органы власти честнее оценивают ситуацию в России (в пользу федеральных органов высказались 13%; 27% считали, что местные власти предлагают более эффективные пути выхода из экономического кризиса (в пользу федеральных - 14%), 69 % были уверены, что самостоятельные регионы смогут лучше решать вопросы хозяйственного развития, 64 % – что они лучше обеспечат социальную защиту своих жителей, 53 % – что они лучше смогут бороться с преступностью [122]

Проведенный анализ дает основания считать, что черты «картины мира», описывающие взаимодействие между пространством региона и окружающим миром в целом совпадают с той, гипотетической моделью пространства, которая, по нашему предположению, должна создавать контекст образа регионального лидера как «крепкого хозяйственника и управленца». Действительно функция «хозяйствования» и противопоставление «хозяйственника» «политику» получают смысл лишь в рамках представлений о противостоянии порядка и хаоса, ассоциированного с представлением о противопоставлении региона и окружающего мира, и в особенности региона и центра. Задача «крепкого хозяйственника» созидать, упорядочивать жизнь, а не заниматься «политическими дрязгами», как это делают «московские политики». Другая функция регионального политического лидера – представлять регион в непонятном и чуждом мире московской политики – также обретает смысл лишь в рамках представлений о непонятности и чуждости этого мира, которые были выявлены нами при анализе пространственных аспектов региональной «картины мира».

Тем самым можно утверждать, что образ регионального лидера как «крепкого хозяйственника и управленца» и проанализированная нами модель пространства-времени являются взаимосвязанными компонентами одной «картины мира», выражающей правила существования региональной общности в ситуации экономического, политического и социокультурного кризиса, переживаемого генеральной общностью – Россией.

Логика «противостояния хаосу» лежит, как мы выяснили, в основе описаний взаимодействия региона с окружающим миром и представлений о природе регионального политического лидерства. Однако напрямую из нее не вытекает образ «уникального потенциала региона», распространенный при описании пространства региона в текстах политической коммуникации. Вместе с тем, их взаимосвязь хорошо прослеживается при изложении региональными политическими лидерами целей и задач своей политики.

 

«Нижний Новгород – это уже не захолустная провинция... Моя следующая задача – сделать Нижний третьей столицей России...Во-первых, Нижний Новгород должен в экономическом плане стать карманом России. И главный приводной ремень у нас уже имеется – это Нижегородская ярмарка. Во-вторых, Нижний должен в ближайшие пять лет стать российским Детройтом. Это значит, ключевым моментом в экономике области будет развитие машиностроения. А в-третьих, мы собираемся центр своей политики перенести на развитие ремесленничества. Я бы его расшифровал как все нормальное предпринимательство» (Из выступления губернатора Нижегородской области Б. Немцова на пресс-конференции, посвященной итогам его деятельности на посту губернатора в 1993-1997 гг.)[123].

 

В приведенном высказывании, как и в подобных ему (обещание А. Руцкого «превратить Курскую область во второй Кувейт», обещание Д. Аяцкова «превратить Саратов в столицу Поволжья» и др.), прослеживается общая логическая структура. Кризисные процессы, «проникающие» в регион извне могут быть кардинально преодолены в результате реализации некоего регионального сверхпроекта, предлагаемого политическим лидером. Целью этого сверхпроекта часто объявляется не только достижение экономического благосостояния и гражданского мира, но и преодоление ординарности регионального статуса («превращение в третью столицу России», «превращение в столицу Поволжья» и т.п.). Уникальный потенциал (природный, экономический, интеллектуальный, творческий) выступает при этом в качестве необходимой предпосылки реализации сверхпроекта. В приведенном выше примере бывший нижегородский губернатор прямо ссылается на «уникальные» ресурсы Нижегородской области: ГАЗ (отсюда идея «превращения в русский Детройт»), Нижегородскую ярмарку, относительно развитый мелкий и средний бизнес (отсюда идея стать «карманом России»). Аналогично, обещая «превратить Курскую область во второй Кувейт», А. Руцкой указывал в период своей предвыборной кампании (октябрь 1996 г.) и после нее на неповторимые богатства Курской магнитной аномалии и курских черноземов, правильно используя которые, куряне могут вскоре зажить богато. Схожую аргументацию при обосновании возможности превращения Саратова в столицу Поволжья использовал и Д. Аяцков.

 

«Поддержанная избирателями идея губернатора – сделать Саратов столицей Поволжья не утопия, не предвыборный лозунг. Речь идет о возрождении былого статуса нашего областного центра. Для этого у нас есть достаточный экономический, промышленный, научный, культурный потенциал. И главное есть желание жителей области» [124].

 

Характерной чертой описания региональных сверхпроектов является то, что желаемое будущее достигается в нем либо в результате перенесения на территорию региона черт иной пространственной области, где, как представляется, подобное идеальное состояние уже существует (превращение региона в Детройт или Кувейт), либо в результате воспроизведения в пространстве региона некой модели, существовавшей ранее. Известно, например, что «карманом России» и ее «третьей столицей» Нижний Новгород назывался в прошлом веке. Использование для обозначения предпринимательства этикетки «ремесленничество» также весьма показательно. Движение вперед обозначается как возвращение к прошлому. Аналогичную модель времени мы находим в высказывании Д. Аяцкова о «возрождении былого статуса нашего областного центра» или высказывании бывшего главы администрации Ленинградской области В. Густов о смысле намечаемых в регионе преобразований:

 

«Основой же реформ в области станет строительство портов. Петр I прорубил окно в Европу, наш черед рубить туда ворота» [125].

 

Выявленная модель пространства и времени в региональной «картине мира» весьма интересна с той точки зрения, что при ее анализе мы вновь, как и в случае с образами регионального лидерства, находим существенные аналогии с описанием мира в мифологии. Существование доступного и понятного мира описывается как противоборство порядка и хаоса. Наступление хаоса останавливается лишь в результате воспроизведения в творческом акте божества или героя (а затем в ритуале) некой первомодели [126]. Образ регионального «золотого века» (искомой в будущем и находимой в прошлом или на стороне – в «счастливой Аркадии» – модели идеального состояния) и стремление воспроизвести его в будущем отражают специфический для мифологического мировосприятия циклический тип темпоральности, наиболее отчетливо представленный в так называемом космогоническом цикле. Представление о периодическом «возрождении», циклах «упадка» и «возвращения к идеальному состоянию» выражает во временном плане классическую мифологическую дихотомию «космос-хаос» [127].

Характерно, что образ регионального лидера иногда воспроизводит ту же модель времени. В современной России региональное политическое лидерство все в большей степени описывается как символический возврат к модели властвования, ассоциирующейся с «золотым веком». Об этом, в частности, говорит широко распространенное ныне и иногда закрепленное законодательно наименование главы исполнительной власти региона «губернатором» [128]. В отдельных случаях (как, например, в современной Саратовской области) действующий политический лидер рассматривается как «продолжатель дела» и в каком-то смысле «реинкарнация» знаменитого губернатора-предшественника.

 

«30 апреля (1996 г. – В. Н.) на родине главы областной администрации Дмитрия Аяцкова, был торжественно открыт бюст Петра Столыпина, побывавшего в начале века саратовским губернатором и российским премьер-министром. На церемонии присутствовал Дмитрий Аяцков, лидер общероссийского движения «Реформы — новый курс» Владимир Шумейко, делегаты общероссийской конференции РНК. Село Калинино накануне акции было по решению облдумы переименовано в Столыпино (как оно и называлось до 1930 года).

Выступавшие на церемонии отмечали большой вклад Петра Столыпина в российские реформы начала века. Дмитрий Аяцков, в свою очередь, заявил о намерении продолжать реформы нынешние и быть достойным своего предшественника. Тема была подхвачена другими ораторами – вплоть до пожелания стать премьером» [129].

 

Чуть позже на фасаде здания Саратовской областной администрации появился ряд из портретов всех дореволюционных губернаторов и, в завершении, портрета губернатора Д. Аяцкова.

 

* * *

 

Аналогия тех или иных систем образов отдельных характеристиках еще не может служить основанием для признания их схожими по существу. Однако в нашем случае сходство современных региональных «образов мира» с мифологическими представлениями не исчерпывается внешними аналогиями. Обе модели демонстрируют близость именно в том, как они «устроены» изнутри, как они «функционируют», как взаимосвязаны элементы образных систем. В обоих случаях образ противостояния «космоса» и «хаоса» оказывается краеугольным. Именно из него вытекает и пространственная, и временная модель. Мир общности (в архаическом и традиционном мифе – мир людей, ассоциирующийся с племенем; в региональном – общность жителей региона) существует в ситуации постоянной угрозы «хаоса», проистекающей извне. Его преодоление представляет воспроизведение некой первомодели. Как и в мифе, причинность в региональном образе мира носит субъективный характер. «Хаос» возникает не сам по себе, а в результате «злой воли» или «попустительства» «Москвы». Соответственно, противостояние «хаосу» и воспроизведение «космоса» требуют существования «героя» и «демиурга», на роль которых претендуют региональные лидеры.

Кроме того, близкими к мифологическим оказываются не только содержание региональных «образов мира», но и способы их выражения в текстах политической риторики или рекламы. Нетрудно заметить, что анализировавшиеся «образы мира» достаточно синкретичны. Образы нечетко отделены друг от друга. Они построены по принципу взаимокорреспондирующих метафор: образ уникального потенциала территории региона, например, дополняется образом интеллектуальных и творческих способностей жителей края; история выдающихся событий, связанных с регионом, дополняется персонифицированной историей сообщества; инициация лидера напоминает по типу темпоральности реализацию регионального сверхпроекта. Образы времени, пространства и лидерства содержат в себе схожие системы бинарных оппозиций, главные из которых – «космос-хаос» и «особое-ординарное». Подобный тип построения «образа мира» так же характерен для мифологических текстов, где каждый символ оказывается «узлом» в сети взаимоперекликающихся и бинарно структурирорванных образов [130].

ВМЕСТО ЗАКЛЮЧЕНИЯ


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2020-02-16; Просмотров: 142; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.057 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь