Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Идеалы Просвещения и подъем русской культуры во вт. пол. XVIII в.



В. И. Баженов— архитектор раннего русского классицизма. Проект Кремлевского Дворца, дворцово-парковый ансамбль в Царицыно (частично реализован), дом П. Е. Пашкова (Москва). Деятельность архитекторов М. Ф. Казакова, И. Е. Старова, Д. Кваренги и Ч. Камерона. Развитие скульптуры во вт. пол. столетия. Портреты Ф. И. Шубина. Э.-М. Фальконе. «Памятник Петру 1». Родоначальник русской исторической живописи А. П. Лосенко. Расцвет парадного и камерного живописного портрета в творчестве Ф. С. Рокотова, Д. Г. Левицкого, В. Л. Боровиковского. Специфика русского искусства на первом этапе Нового времени. Пейзаж. Сем. Щедрин, Ф. Я Алексеев.

На рубеже 17 и 18 веков Россия вступила в новый этап общественной и государственной жизни. Реформы Петра I, верно понявшего требования внутреннего развития страны, ускорили и закрепили этот исторический поворот, решительно проявившийся во всех сферах бытия, новые духовные и эстетические задачи, вставшие перед культурой России, не могли уже успешно решаться в рамках исчерпавшего свои возможности древнерусского искусства

Русская живопись 18 века оказалась почти забытой в следующем столетии. Лишь в конце 19 века оживляется интерес к этому своеобразному искусству, вновь начинают воспринимать его очарование.

Особым своеобразием отличается русское искусство переходного периода—первой четверти 18 века, В нем сложно, а иногда неожиданно и причудливо переплетаются элементы уходящей древнерусской культуры и нового искусства, энергично и жадно осваивающего современные изобразительные средства. Вся жизнь этого времени проникнута пафосом военных побед и духом преобразований. Художники начинают использовать достижения науки, изучают анатомию, перспективу, светотень.

При Петре I работало немало иностранных живописцев, оставивших нам изображения членов императорской фамилии, военных и государственных деятелей этого времени.

Временем подлинного расцвета, настоящего взлета русской живописи стала вторая половина 18 века. За прошедшие полвека Россия сумела догнать по развитию культуры другие европейские страны.

Реформы, проведённые Петром I, затронули не только политику, экономику, но также искусство. Петр приглашал иностранных художников в Россию и одновременно посылал талантливых молодых людей обучаться «художествам» за границу. Во второй четверти XVIII в. «петровские пенсионеры» стали возвращаться в Россию, привозя с собой новый художественный опыт и приобретённое мастерство.

 

16 (27) мая 1703 русским царем Петром I на отвоеванных у шведов землях была заложена крепость Санкт-Питер-Бурх. Название было выбрано Петром I в честь святого апостола Петра. В 1720 году название Санкт-Питер-Бурх меняется на Санкт-Петербург. Кроме официального названия в народе появляется также сокращённое, на русский манер «Питер-град» или просто «Питер».

Поскольку город начал строиться, когда ещё продолжалась Северная война (1700—1721), первой и главной постройкой в нём стала крепость («фортеция»). Она была заложена на Заячьем острове в дельте реки Невы в нескольких километрах от Финского залива. Дату заложения крепости принято считать официальной датой рождения города. Существует распространенная легенда, что первый камень Петропавловской крепости был заложен царем Петром собственноручно и что во время этого события в воздухе был замечен орел.

Строительство основных городских построек шло за пределами крепости по берегам реки, для чего осушались расположенные в дельте Невы болота. Работами по строительству нового города руководили приглашенные Петром в Россию иностранные инженеры. С тем, чтобы ускорить возведение каменных домов, Пётр даже запретил каменное строительство по всей России, кроме Петербурга. Каменщики были вынуждены ехать на работы в Петербург. Кроме того, с каждого въезжавшего в город воза брался «каменный налог»: надо было привезти с собой определенное количество камня или же заплатить специальный сбор.

Строительство города с 1704 по 1717 год в основном выполнялось силами " работных людей", мобилизованных в рамках натуральной трудовой повинности.

С 1712 года город провозглашается столицей Российской империи. Сюда из Москвы были переведены все официальные учреждения и царский двор. Это уникальный в мировой истории казус, когда столица одного государства (России) на протяжении девяти лет находилась формально на территории другого государства (Швеции). Город официально оставался столицей до 1918 года, лишь на время царствования Петра II столица была временно возвращена в Москву. По сей день Санкт-Петербург часто неофициально называют северной столицей. Размеры города достигают 12 км², население оценивается в 8000 человек, однако на столицу он совершенно не похож. Необходимо было выбрать стратегию застройки, исходя из новых градостроительных задач.

 

В 1716-1717 годах Пётр совершает путешествие по Европе, где знакомится с французскими и итальянскими архитекторами. Приглашённый Петром Жан-Батист Леблон составляет первый сводный генеральный план Санкт-Петербурга. Грандиозный план представлял город в виде правильного овала, расчлененного сетью прямоугольных улиц и каналов. Впервые предложено создать в городе несколько градостроительных ансамблей, причём главный центр должен был быть создан на Васильевском острове. Идея Леблона принимается, а план — нет.

Тем не менее на основе идеи Леблона и в связи с учреждением городской полиции 25 мая 1718 года в Санкт-Петербурге формируются пять административных частей: Санкт-Петербургский остров, Адмиралтейский остров, Васильевский остров, Московская сторона, Выборгская сторона.

Застройка Васильевского острова продолжается по плану Д.Трезини.

Доме́ нико Андре́ а Трези́ ни(1670 – 1734) — архитектор и инженер, итальянец, родившийся в Швейцарии. С 1703 года работал в России, став первым архитектором Санкт-Петербурга. Трезини заложил основы европейской школы в русской архитектуре. Повлиял на многих последующих архитекторов, в том числе у него учился Михаил Земцов, с 1710 года приставленный по приказу Петра I помощником к Трезини.

Доменико Трезини родился в 1670 г. в Швейцарии в селении Астано недалеко от города Лугано, где он закончил «академий». Затем он продолжил образование в Венеции.

Возвратившись домой, Трезини женился, у него родились дочери.
Семью надо было кормить, но работу архитектора в Швейцарии найти было очень трудно. Доменико решил поехать в Данию. Дания была союзником России в войне со Швецией, и посол Петра I при дворе датского короля Андрей Измайлов постоянно искал специалистов разных профессий для работы в России.

Молодому фортификатору было обещано жалованье в 1000 рублей в год, что являлось для него сказочным богатством. В последних числах июня 1703 г. вместе с другими специалистами, нанятыми Измайловым, Трезини отплыл в Россию. Он не предполагал тогда, что контракт, подписанный им на год, продлится до конца его жизни, а Россия станет его второй родиной.

С первых же лет он зарекомендовал себя с самой хорошей стороны и в дальнейшем неизменно пользовался доверием Петра I. Ему поручено создать главную защиту города — Петропавловскую крепость, которую царь Петр повелел перестраивать в камне. Под защитой каменных стен крепости началось строительство и первого каменного собора в Петербурге — Петропавловского, строить который Петр I тоже повелел Трезини.

Трезини он стал правой рукой царя по всем строительным делам Петербурга. А с 1714 г. архитектор фактически вел все строительство города, ставшего новой столицей России.

Ярким памятником архитектуры Петровской эпохи является здание Двенадцати коллегий — первое каменное правительственное сооружение в новой столице.

Завершить строительство Трезини не успел. Он умер 19 февраля 1734 г. и был похоронен на Сампсониевском кладбище в Петербурге. А здание Двенадцати коллегий достраивал его лучший ученик Михаил Григорьевич Земцов.

 

По проектам Трезини заложены:

- Кронштадт (1704)

- Александро-Невская лавра (1717),

- в 1706 году начата перестройка Петропавловской крепости в камне,

- выполнена часть регулярной планировки Васильевского острова (1715),

- выстроены Летний дворец Петра I в Летнем саду (1710—1711),

- Петровские ворота (деревянные — 1708, каменные — 1714—1717)

- Петропавловский собор (1712—1733) в Петропавловской крепости,

- здание Двенадцати коллегий (1722—1734 )

- расширение Зимнего дворца Петра I (1726—1727),

Будучи главным архитектором Санкт-Петербурга, Трезини составил по указанию Петра I «образцовые» (типовые) проекты жилых домов для различных слоев населения («именитых», «зажиточных» и «подлых») и пригородных дач (1717—1721). Постройки Трезини характерны для зодчества петровского барокко. Их отличает регулярность планов, скромность декоративного убранства, сочетание красивых ордерных элементов с барочными деталями.

 

Михаил Григорьевич Земцов (1688—1743) – русский архитектор, представитель раннего барокко.

Учился при Оружейной палате в Москве. В Санкт-Петербурге с 1709 года обучался итальянскому языку при губернской канцелярии.

С 1710 года по приказу Петра I назначен помощником и учеником Д. Трезини.

С 1719 года руководил застройкой Москвы в связи с отменой запрещения строить каменные сооружения. В 1720 году переведен из учеников в гезели. Был помощником у Леблона и Микетти.

В 1723 году ездил по работе в Стокгольм.

С 1723 года работал в Санкт-Петербурге по заказам двора.

В 1724 году получил звание архитектора.

Работал в Санкт-Петербурге, Царском Селе и Москве.

В 1742 году получил чин полковника. Имел архитектурную «команду».

Работы Земцова:

1731—1734 год. Церковь Симеона и Анны в Санкт-Петербурге, освящена 27 января 1734 года.

1733—1737 год. Церковь Рождества Пресвятой Богородицы в Санкт-Петербурге. Церковь не сохранилась, авторство Земцова под вопросом.

1734—1739 год. Руководство постройкой церкви для госпиталей на Выборгской стороне (проект Д. Трезини, принял к исполнению в связи со смертью автора) в Санкт-Петербурге.

Проект павильона Эрмитаж в Екатерининском парке (Царское Село)

Кавалерский и мастеровой дворы в Петергофе (1732 год)

Каскад «Золотая гора» (Нижний парк Петергофа), совместно с Микетти

Перестройка руинного каскада (Нижний парк Петергофа)

Проект Аничкова Дворца

1743—1754 год. Спасо-Преображенский собор в Санкт-Петербурге. Храм возводился с 1743 по 1754 год. Михаил Земцов не дожил до окончания строительства, после его смерти работой руководил архитектор Пьетро Трезини, который несколько изменил проект. Храм не сохранился — был полностью перестроен после пожара 1825 года архитектором В. П. Стасовым.

 

Андреас Шлютер, 1660-1714 – немецкий ваятель и зодчий, наиболее яркий и востребованный представитель раннего барокко в Германии.

Сын гамбургского скульптора, переселившегося в Данциг (Гданьск), провел свою юность в этом городе. Сначала юноша учился у скульптора Д. Заповиуса, затем довершил свое художественное образование в Голландии, где увлекся нидерландским барокко. Сначала Шлютер работал скульптором, но уже с 1681 г. он занимался убранством интерьеров в Польше при дворе короля Яна Собесского. В Польше Шлютер проработал более тринадцати лет, а в 1694 г. по приглашению курфюрста Фридриха III приехал в Берлин. Будущий прусский король назначил его придворным скульптором. Одновременно Шлютер стал преподавать в берлинской Академии художеств, а позже стал ее директором. В берлинский период началась и достигла расцвета архитектурная деятельность Шлютера. Он явился одним из создателей немецкого барокко. Но прусский король больше всего интересовался своей армией и мало покровительствовал искусствам. Поэтому архитектор охотно согласился приехать в Петербург. Царю Петру I архитектора порекомендовал немецкий философ Г. В. Лейбниц, с которым Петр находился в переписке.

Договор о переходе на российскую службу был подписан 1 мая 1713 г. Шлютер был назначен главным архитектором города. Царь Петр возлагал на нового сподвижника реализацию многих своих архитектурных замыслов. По некоторым свидетельствам, Шлютер поселился в Летнем дворце царя Петра, только что возведенном архитектором Д. Трезини. Ему была поручена художественная отделка дворца, главным украшением фасада которого стали двадцать восемь терракотовых барельефов на сюжеты из античной мифологии, аллегорически изображающие победную борьбу со Швецией в Северной войне.

 

По рекомендации Шлютера и в помощь ему из Германии были приглашены И. Ф. Браунштейн и Г. И. Маттарнови, раннее работавшие под его началом в Берлине.
Для Летнего сада Шлютер выполнил архитектурные проекты Большой оранжереи (не сохранилась) и Грота (в 1826 г. перестроен К. И, Росси в Кофейный домик).
Особенно значителен вклад архитектора в формирование дворцово-паркового ансамбля Петергофа, который возводился по замыслу и эскизам царя Петра.

Но судьба отпустила Шлютеру всего лишь один год напряженной работы на российской службе. Архитектор заболел тифом и умер 20 июня 1714 г., не успев реализовать широкие творческие замыслы. Уже после смерти архитектора Петербург пополнился еще одним его произведением, подлинным сокровищем, — Янтарной комнатой. Еще будучи придворным архитектором Фридриха I, Шлютер предложил украсить стены кабинета курфюрста панелями из янтаря. В 1713 г. это «янтарное чудо» увидел царь Петр I, а через три года преемник Фридриха король Фридрих-Вильгельм подарил янтарный кабинет русскому царю.

Блестящее дарование немецкого архитектора оставило значительный след в петербургском строительстве.

 

Иван Кузьмич Коробов (1700-1747) родился в Москве в дворянской семье. О его детстве и юности известно очень мало.

В то время по указу Петра I «дети боярские» отправлялись за границу для изучения различных наук и военного дела. Желания молодых людей порою никто не спрашивал. Стране катастрофически не хватало квалифицированных специалистов, и царь, «поднявший Россию на дыбы», для воплощения своих целей не жалел ни своих подданных, ни самого себя.

Отправлен за границу был и Коробов. Однако впоследствии именно это оказалось большим преимуществом Коробова перед его современниками — русскими архитекторами Петербурга и Москвы. Он прошел отличную школу. Коробов учился в Голландии, куда прибыл в 1718 г.

Кроме архитектуры он изучал гидротехническое искусство. Коробов познакомился также с постройкой судов и выполнением проектных чертежей для них. Корабль 18 века представлял собой своеобразное сооружение, носившее черты господствующего архитектурного стиля. Знакомство с корабельной архитектурой позволило Коробову участвовать в постройке судов.

Коробов вернулся в Петербург в 1727 г. Он получил звание архитектора и назначение в Адмиралтейств-коллегию.

Здесь он занялся перестройкой в камне обветшавших складских и производственных помещений петровского Адмиралтейства, а также руководил застройкой всех городских территорий, закрепленных за этим ведомством.

В 1732 г. архитектор приступил к Ответственной работе — перестройке главного здания Адмиралтейства. Проект новой каменной башни Коробов выполнил в двух вариантах, и уже в 1738 г. строительные работы были завершены.

Им были исполнены проект перестройки обветшалой Партикулярной верфи на Фонтанке и многих других строений. Коробову приписывается один из наиболее интересных памятников архитектуры 18 века — сохранившаяся до наших дней Пантелеймоновская церковь на углу Пантелеймоновской улицы (ныне улица Пестеля) и Соляного переулка.

Многие работы Коробова остались неосуществленными, но постройки, которые он вел, и в первую очередь в Адмиралтействе, обеспечивали его ученикам широкое участие в большой и интересной практической работе, а следовательно, накопление знаний и опыта в области строительного мастерства.

Тяжело больной, потрясенный политическими событиями 1740 г., когда были казнены кабинет-министр А. П. Волынский и архитектор П. М. Еропкин, Коробов в 1741 г. уехал в Москву. В Петербурге он оставил своего лучшего, который возглавил все архитектурные работы, начатые, но не законченные архитектором.

Архитектор умер в Москве в 1747 г.

 

Летний дворец Петра I

Годы постройки: 1710-1714

Архитектор: Трезини Д. А.

Летний дворец был построен в стиле барокко по проекту Доменико Трезини в 1710—1714 годах. Это одно из старейших зданий города. Двухэтажный дворец достаточно скромен и состоит всего из четырнадцати комнат и двух кухонь.

Резиденция предназначалась для использования только в тёплое время года — с мая по октябрь, поэтому стены в ней достаточно тонкие, а в окнах — одинарные рамы.

Фасад дворца украшен 29-ю барельефами, на которых в аллегорической форме изображены события Северной войны. Барельефы выполнены немецким архитектором и скульптором Андреасом Шлютером.

Пётр въехал в частично отделанный дворец в 1712 году и жил там летом до самой смерти (1725). Он занимал нижний этаж, а помещения второго этажа предназначались для его жены Екатерины и детей.

 

Петропавловский собор

Место: Заячий остров

Годы постройки: 1712-1730-е

Архитектор: Трезини Д.

Петропавловский собор является одним из самых старых петербургских храмов. Ещё в 1703 году при строительстве Санкт-Петербургской (Петропавловской) крепости на её территории заложили деревянную церковь Святых Петра и Павла.

3 мая 1709 года Доменико Трезини начал возводить новый большой каменный храм. Его стены стали возводить прямо вокруг старой деревянной церкви. В 1712 году деревянную церковь разобрали и перенесли на Городовой остров, поставив её на каменный фундамент.

Во время путешествия по Европе Пётр I обратил внимание на часы-куранты имевшиеся на некоторых европейских храмах. Такие же Пётр захотел иметь и в России, были закуплены трое курантов, одни из которых были доставлены в Санкт-Петербург. Желание царя видеть часы в деле было так велико, что под его давлением куранты установили ещё на недостроенную колокольню.

Уже при Петре I Петропавловский собор становится усыпальницей для членов царской семьи. В 1715 году здесь похоронена жена царевича Алексея Софью-Шарлотту-Кристину, в 1717 году - сестра Петра I Мария Алексеевна, в 1718 году - царевич Алексей.

В августе 1720 года на колокольне заиграли часы. 21 числа на неё поднялся Пётр I. Строительство колокольни завершили в основном к осени. К тому времени шпиль ещё не был покрыт листами золочёной меди. Его высота тогда была всего 25, 6 метра.

Петропавловский собор построен по совершенно новым для России того времени принципам. На его архитектурном решении сказалось влияние западных традиций.

Живопись внутри Петропавловского собора является важной с точки зрения развития русского искусства. До этого стены храмов расписывали совершенно по другому, разрешалось воспроизводить только библейские сюжеты. Здесь же применены в том числе и светские художественные орнаменты. Роспись стен храма принадлежит русским художникам Воробьёву и Негрубову.

Уникален иконостас Петропавловского собора. Он имеет форму триумфальной арки - символ победы России в Северной войне. Выполнен в Москве в 1722-1726 годах в мастерской Ивана Зарудного из дуба и липы. Первоначальный чертёж иконостаса принадлежит Доменико Трезини.

В ночь с 29 на 30 апреля 1756 года в шпиль ударила молния, горящим он упал на крышу собора. Колокольня была тогда полностью утрачена, повреждена крыша, разбит портик при входе, в пожаре расплавились колокола курантов. При пожаре удалось спасти иконостас. Способствовала этому его разборная конструкция, из здания его по частям выносили солдаты князя Голицина.

Уже 31 апреля был издан указ о скорейшем восстановлении Петропавловского собора. Со всех строек в срочном порядке были собраны строители, достаточно быстро восстановили крышу собора.

Решено было строить её не из дерева, а в камне.

 

Кунстка́ мера — кабинет редкостей, в настоящее время — Музей антропологии и этнографии имени Петра Великого Российской академии наук, — первый музей России, учреждённый императором Петром I и находящийся в Санкт-Петербурге.

Обладает уникальной коллекцией предметов старины, раскрывающих историю и быт многих народов. Но многим этот музей известен по коллекции «уродцев» — анатомических редкостей и аномалий.

 

Пётр I во время «великого посольства» в 1697—1698 годах осматривал крупные преуспевающие города Голландии и Англии. Увидел и заморские кабинеты «кунштов», то есть редкостей, чудес. На страницах дневника, который приказал вести Пётр, часто мелькает восклицание «зело дивно! ». Есть запись и о новейшей науке анатомии: «Видел у доктора анатомию: вся внутренность разнята разно, — сердце человеческое, лёгкое, почки… Жилы, которые в мозгу живут, — как нитки…». Петра очень заинтересовали подобные новшества и царь, не скупясь, закупал целые коллекции и отдельные вещи: книги, приборы, инструменты, оружие, природные редкости. Эти предметы и легли в основу «государева Кабинета», а потом и Петровской Кунсткамеры, первого российского естественно-научного музея.

Вернувшись в Россию, Пётр занялся обустройством русского «кабинета редкостей». Распорядившись перенести столицу России из Москвы в Петербург, Пётр также приказал перенести и «государев Кабинет». Вся коллекция была размещена в Летнем дворце.

Коллекция всё время разрасталась, и было решено построить специальное здание на стрелке Васильевского острова — «Палаты Санкт-Петербургской Академии Наук, Библиотеки и Кунсткамеры».

 

Здание Двенадцати коллегий

Годы постройки: 1722-1742

Архитектор: Трезини Д.

При создании проекта застройки стрелки Васильевского острова в 1720-1723 годах архитектор Доменико Трезини ограничил с запада новую главную плошадь Петербурга протяжённым зданием. В нём он запланировал разместить коллегии, которые 12 декабря 1718 года по шведскому образцу были преобразованы Петром I из приказов. Первоначально коллегий было девять. Позже появилась десятая, а в 1721 году Пётр I учредил Синод. Его решили разместить рядом с коллегиями, равно как и Сенат.

Размещение одинаковых корпусов в одну линию для Трезини не было чем-то новым. До приезда в Петербург он жил в Копенгагене, где ещё в 1625 году по такому же принципу было построено здание Биржи. Бывал архитектор и в Москве, где тогда так же располагались корпуса Приказов.

Неожиданно, при уже начавшемся строительстве, Пётр I трижды устроил конкурс на лучшее здание для Коллегий. Первый архитектурный конкурс в России. В нём участвовали архитекторы Н. Гербель, фон Звиттен, Б. Растрелли и сам Трезини. В конце концов строительство продолжилось под руководством последнего из них.

Здание Двенадцати коллегий построено в типичном для архитектора Трезини стиле, известном как " петровское барокко". Барокко здесь выдаёт " движение" стен (выступающие ризалиты). Но вместе с тем, здесь ещё нет той пышности, которая будет присуща фирменному стилю Растрелли. Очевидно, Трезини проектировал фасады под влиянием любимого Петром I североевропейского зодчества, где скромность есть одно из достоинств.

После смерти Доменико Трезини за досторойкой здания Двенадцати колегий следил архитектор Михаил Земцов.

 

Адмиралтейство Санкт-Петербурга – один из известных и красивейших памятников Северной столицы.

Строительство было начато в 1704 году по чертежам Петра I на острове между Невой и Мойкой (остров был назван Адмиралтейским). Адмиралтейство задумывалось как главная судостроительная верфь России на Балтийском море и было центром постройки кораблей. Помещения Адмиралтейства были корабельными мастерскими.

Адмиралтейство выполняло и оборонительную функцию. Для обзора противника вокруг здания был вырублен лес. Так появляется Адмиралтейский луг.

Здание Адмиралтейства и территория вокруг него неоднократно перестраивались.

Так в 1732-1738 гг. под руководством архитектора И.К.Коробова построено каменное здание Адмиралтейства.

Вначале 19 века перестройка здания велась под руководством знаменитого архитектора А.Д. Захарова. Комплекс был полностью перестроен. Здание стало трехэтажным, украшенное 56 статуями, 11 барельефами и 350 лепными украшениями. Идея архитектора состояла в прославлении могущества Русского флота, укреплении образа России как морской державы.

С Адмиралтейства, являющегося памятником раннего классицизма, началось зарождение флота в России, развитие судостроения и морского могущества России.

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2020-02-16; Просмотров: 135; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.056 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь