Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


И.Н. Никитин. Портрет царевны Прасковьи Ивановны. 1714.



Если Никитин привлекал к себе доброжелательное внимание Петра I еще в период своего раннего творчества, то тем более он заслуживал этого внимания позже. Он оправдывал горделивые надежды Петра I. В его лице Петр уже имел своего русского портретиста, не только нравившегося ему, но и получившего европейское признание. В знак своего внимания к художнику Петр подарил ему дом близ Зимнего дворца.

Признание было вполне заслужено. Об этом говорят произведения, выполненные Никитиным вскоре по приезде на родину.

Никитин неоднократно писал самого Петра. Живописец ясно выделил черты характера Петра: его силу, волю и внутреннее напряженное горение. Император смотрит умно и пристально; его брови привычно нахмурены, усы топорщатся над сжатыми губами, полные щеки и подбородок опускаются к белому туго завязанному шейному платку. Портрет внешне крайне прост. Значительность Петра показана путем раскрытия внутреннего содержания образа, а не через изображение внешних аксессуаров.

В январское утро 1725 года Никитин был введен в комнату старого 3имнего дворца, где на своей постели лежал умерший Петр I. Петр был для художника не только державным преобразователем всей России, но и человеком, ведшим его своей рукой от классов «артилерной школы» до Венецианской и Флорентийской академий и до блестящего расцвета в Петербурге в 20-х годах. Теперь пенсионер Петра писал его последний портрет.

Главное внимание Никитин сосредоточил на голове умершего. В ее изображении ощущается не только стремление точно зафиксировать черты умершего. Никитин сделал больше: он передал в каждом мазке свое искреннее волнение, свое глубокое чувство и уважение к усопшему, сознание величия его исторической роли.

Художнику было дано для этой работы не много времени, ему надо было спешить. Он широко использовал те возможности, которые ему давал холст, протертый красно-коричневой краской. Ее тон Никитин использовал для теней, не покрывая их особо: красно-коричневая подготовка видна на шее, на теневой стороне складок рубахи. Он писал в широкой манере, не заглаживая поверхности красочного слоя, оставляя ясно следы своей работы кистью. Его мазки на поверхности портрета то резко пересекаются, то продолжаются - пока хватило краски на кисти, не отрывающейся от холста. Так написаны подушка, сорочка, мантия; с неменьшей энергией и смелостью написана и голова. Поражает исключительная уверенность исполнения; у художника не было заботы о том, как писать: его кисть шла сама - свидетельство длительного опыта, большого профессионального мастерства.

Одно из лучших достижений мастера - так называемый « портрет Напольного гетмана». Он был написан, судя по его особенностям, в середине 20-х годов XVIII века.

 

Характеристика, данная художником изображенному в портрете лицу, настолько глубока и содержательна, настолько многоговоряща, что, кажется, не составляет труда воссоздать черты жизни и личности этого гетмана, даже не зная его по имени. Тем более хотелось бы, разумеется, знать, кто же послужил художнику моделью. Однако попытки связать с этим прекрасным портретом имена некоторых исторических деятелей до сих пор еще не увенчались успехом. Старая подпись на обороте свидетельствует только, что изображен Напольный гетман, то есть гетман полевых действующих частей войск, бывавший с ними в походах.

Никитин позволил почувствовать долгую и суровую жизнь, сформировавшую этого человека.

Это замечательное полотно заставляет оценить не только силу образного выражения в произведениях Никитина, но и целеустремленность его живописных приемов.

Портрет Напольного гетмана в полной мере свидетельствует о присутствии в русской живописи начала XVIII века глубины и мудрой простоты изображения человека. Он является одним из прекрасных выражений подлинно гуманистического восприятия человеческой личности.

 

Позднейшие работы русских портретистов XVIII - начала XIX века не уступают по своим живописным качествам и по тонкости характеристики человека лучшим портретам Никитина. Они могут даже превосходить их. Но портрет Напольного гетмана стоит выше многих прославленных произведений своей мужественной силой, кажущейся безыскусственной непосредственностью и ощущением горячего трепета самой действительности. В этих отношениях Никитин как бы перекликается более чем через столетие с великими мастерами русского реалистического портрета второй половины XIX века.

Никитин, кроме дошедших до нас портретов, написал, вероятно, немало других: Екатерины I (в 1721 и 1723 годах), внука и дочерей Петра I - Петра Алексеевича, Елизаветы (сохранился этюд, писанный с нее) и Натальи, А. Меншикова с семьей, генерал-адмирала Апраксина, князей Голицыных и Долгоруких, цейх-директора М. Аврамова и др.

В лице Никитина с исключительной яркостью проявились творческая одаренность русского человека и многосторонность русской художественной культуры. К овладению непривычным искусством живописи Никитин подошел не ученически, но смело и творчески.

Он был первым русским живописцем мирового уровня. Рядом с его портретами кажутся неумелыми и наивными произведения современных ему иностранных живописцев, работавших в России: Таннауера (его первого учителя), Каравакка, Гзеля и др.

 

Андре́ й Матве́ евич Матве́ ев (1701 − 1739) — русский художник, один из основателей портретного жанра в русской живописи.

Обучался в Антверпенской академии художеств (1723—1727). В 1727 возвращается в Россию и начинает работать в Живописной команде Канцелярии от строений. С 1731 возглавляет данную команду.

В это время под его руководством ведётся роспись интерьеров Петропавловского собора, создаётся живописное оформление триумфальных ворот, созданных в честь приезда императрицы Анны Иоанновны в Санкт-Петербург и многие другие работы в области монументальной живописи.

Наиболее известная работа Матвеева — « Автопортрет с женой » (1729)

Хотя картина написана уже после смерти Петра I, но в ней чувствуется дух петровского времени, новое понимание значения человеческой личности. Перед нами первый автопортрет в русской живописи.

Образ жены художника отличается лиризмом и мягкостью.

В композиции есть некоторая искусственность.

Живопись Матвеева широка и свободна, теплый тон теней обеспечивает согласованность всего колористического решения.

Удивительно название картины Андрея Матвеева — " Автопортрет с женой Ириной Степановной". Не только любовь, но и глубокое уважение, преклонение читаются в его представлении по имени и отчеству своей молодой супруги.

 

Посланный российским самодержцем Петром I в 1716 году едва ли не в детском возрасте обучаться художественному мастерству за границу, Андрей Матвеев пробыл в Голландии и Фландрии одиннадцать лет, получив полное западноевропейское образование. Вернувшись в Россию уже после смерти своего высочайшего благодетеля, А. Матвеев зачисляется в штат Канцелярии от строений (1727).

Начинается напряженная работа на благо русского искусства. Художник участвует в росписях соборов, церквей и царских дворцов, пишет замечательные портреты и аллегорические картины (Петра I, супругов И.А. и А.П. Голицыных, русского врача итальянского происхождения И.А. Анаретти, автопортрет с женой).

А смерть легко ранимого и ответственного за выполняемую работу А. Матвеева пришла в мистические 37 лет. Многого не дописал, не выполнил один из первых значительных русских живописцев.

 

Иван Петрович Зарудный - русский художник широкого диапазона, один из основоположников нового направления в русском искусстве 18 столетия, автор проекта храма Архангела Гавриила на Чистых прудах.

Место и год рождения Зарудного не установлены. Известно лишь, что И. П. Зарудный умер в 1727 г.

Жизнь и творческая деятельность Зарудного проходили на фоне больших и знаменательных для всей России исторических событий, когда Петр I начал решительное преобразование страны.

Выписывая из-за границы знаменитых мастеров, Петр I в то же время всячески старался создать собственные кадры зодчих, скульпторов, художников и т. п. Наиболее одаренные молодые люди посылались в лучшие высшие учебные заведения Европы: они назывались " петровскими пенсионерами".

В его лице, задолго до пенсионеров Петра Великого и учеников архитектурной школы при Канцелярии строений, Россия имела уже серьезного, вдумчивого и высокоодаренного мастера европейской выучки, не терявшего в то же время связи с родной почвой.

В основном работа Зарудного проходила в Москве.

Блестящим памятником новомосковской архитектуры стала Меньшикова башня, создателем которой был И. П. Зарудный. Меньшиковой башней народ прозвал церковь Архангела Гавриила, " что на Чистом пруду".

В 1704 г. А. Д. Меньшиков, бывший прихожанином церкви Архангела Гавриила в Мясниках, сломал эту невзрачную и уже обветшавшую церковку, с тем чтобы с весны будущего года приступить к постройке новой

Постройка началась в 1705 г. и была закончена в 1707 г.

Постройку этой церкви Меньшиков поручил Зарудному.

 

Зарудный много строил как до сооружения Меньшиковой башни, так и после нее. Документально известно, что он внес существенный вклад в разработку нового для России архитектурного жанра – триумфальных ворот. Триумфальные шествия и фейерверочные представления в которых участвовали самые широкие слои населения, были связаны с различными знаменательными событиями.

В 1709 г. в честь Полтавской " виктории" в разных частях Москвы на средства духовенства, купечества и др. было поставлено семь триумфальных ворот. Известно, что одно из этих сооружений строилось по проекту И. П. Зарудного.

 

Воздвигнутые Зарудным в 1721 - 1723 гг. по случаю окончания Северной войны и мира со Швецией " Триумфальные врата от Синода" у Казанского собора в Москве явились монументальным творением, простоявшим относительно долгое время. В них сказалось заостренное внимание зодчего к разработке архитектурной формы, обогащенной скульптурой.

К празднику годовщины Ништадтского мира в Москве было возведено четверо ворот: Тверские - купцом Строгановым на Мясницкой улице, по Земляному валу - городскими властями, у Чистых прудов - князем А. Д. Меньшиковым, в Китай-городе у Казанского собора - Синодом. Двое последних создавались И. П. Зарудным".

В 1723 г. Зарудный принимает участие в строительстве московского Синодального дома, который не сохранился. Этими относительно скромными работами его архитектурная деятельность, разумеется, не ограничивалась.

И. П. Зарудный славился не только как зодчий, но и как искусный скульптор, резчик и живописец. Ему, несомненно, принадлежала видная роль в создании всей декоративной скульптуры, которой обильно украшена снаружи Меньшикова башня, а кроме того, прекрасных скульптур, находящихся внутри ее Верхней церкви. Зарудный - автор декоративного и скульптурного оформления других, уже названных зданий и триумфальных сооружений.

На своем веку Зарудный создал немало великолепных иконостасов. Однако примечательно, что почти все известные ныне иконостасы (за исключением изготовленного для Меньшиковой церкви) выполнены им для соборных и дворцовых храмов Петербурга и его окрестностей.

 

Граф Бартоломе́ о Франче́ ско Растре́ лли (Варфоломе́ й Варфоломе́ евич Растрелли; 1700 – 1771) — русский архитектор итальянского происхождения, академик архитектуры Императорской Академии художеств. Наиболее яркий представитель так называемого елизаветинского барокко.

Франческо Растрелли родился в семье известного скульптора Бартоломео Карло Растрелли, имевшего также и архитектурное образование.

Первоначальное профессиональное образование Франческо получил под руководством своего отца, привлекался к достройке дворцов А. Д. Меншикова. Во второй половине 1720-х гг. несколько раз выезжал на обучение в Европу, предположительно в Италию и во Францию.

По рекомендации Бирона становится обер-архитектором императрицы Анны Иоанновны, а затем и её преемницы Елизаветы. В начале 1740-х гг. он дважды ездил в Москву, где, видимо, ознакомился с традиционным русским зодчеством и значительно расширил свой архитектурный кругозор.

 

В 1721-1727 годах Франческо Бартоломео Растрелли выполнил свою первую работу - дворец Антиоха Кантемира. Итальянский мастер впоследствии станет в России самым заметным архитектором эпохи барокко. Но эта его работа хоть и талантливая, но работа ученика. Дворец Кантемира был построен в стиле североевропейской архитектуры, а не итальянской или французской.

В 1732 году Франческо Бартоломео Растрелли поручили построить манеж на пустыре между Невским проспектом и Большой Морской улицей. Заказ даёт Бирон, фаворит императрицы Анны Иоанновны. Параллельно с этим семья Растрелли занимается проектированием новых Летнего и Зимнего императорских дворцов.

 

Бирон стал первым частным заказчиком архитектора. Осенью 1734 года он предложил Франческо Бартоломео Растрелли заняться возведением дворца в Курляндии, на что зодчий с удовольствием согласился. Это стало его первой крупной самостоятельной работой. Дворец Бирона в Руентале (Латвии) - самое раннее из сохранившихся творений Растрелли, созданное в 1736-1739 годах. В этом проекте Растрелли впервые для себя создал въездную башню-колокольню, что позже повторил в проекте Смольного монастыря.

 

В 1737 году Бирон стал герцогом Курляндским. Ему потребовалась ещё более роскошная резиденция, создание которой вновь было доверено Франческо Бартоломео Растрелли.

В 1738 году Растрелли наконец стал обер-архитектором с жалованием в 1 200 рублей в год. При этом Растрелли-младший получил служебную квартиру в бывшем Зимнем дворце Петра I.

В Петербурге зодчий начал проектирование нового дворца для Анны Леопольдовны. Но завершать этот проект он не спешил, так как мимо него не прошли слухи о возможной скорой смене власти. Так и произошло. В результате очередного дворцового переворота на престол взошла дочь Петра I Елизавета.

Она, как и Анна Иоанновна, любила ту роскошь, которую создавал стиль барокко. А непревзойдённым мастером стиля барокко в России был только Растрелли.

Сначала императрица доверила ему довести до конца строительство Летнего дома, начатого им при Анне Леопольдовне. В этот Летний дворец поселилась сама Елизавета. В 1744 году архитектор принял участие в строительстве Аничкова дворца, начатого Земцовым.

18 ноября 1744 года умер Бартоломео Карло Растрелли. На следующий день Франческо Бартоломео донёс в Канцелярию от строений о готовности к отливке конной статуи Петра I, которую создал его отец. Архитектор взял на себя окончание создание монумента, что счёл своим долгом перед отцом.

В 1746 году Елизавета Петровна решила расширить Петергофский дворец, сохранив при этом старый дом Петра I. Работы в Петергофе были поручены Франческо Бартоломео Растрелли. Когда-то Леблон отстранил от архитектурных дел в Петербурге его отца, а теперь Франческо Бартоломео продолжал работу Леблона.

При правлении Елизаветы архитектор выполняет огромный объём работ. При этом звания обер-архитектора ему не возвращали и жалование не увеличивали. Пришлось Растрелли схитрить - он объявил о своём отъезде из России. Только после этого Растрелли получил звание обер-архитектора с жалованием 1 500 рублей в год.

- проект и чертежи убранства помещений Петергофского дворца, где " все апартаменты внутри были украшены золочёной лепкой и живописью на плафонах в зале, галерее и парадной лестнице";

- проект Смольного монастыря

- завершение строительства Аничкова дворца, проект убранства его покоев и мебели специально для этого дворца;

- проект иконостаса Преображенского собора в Петербурге;

- украшения для банкетных столов праздничных императорских обедов;

 

В этом же году после пожара в Кунсткамере к Растрелли обратились с просьбой восстановить восковую фигуру Петра I. Зодчий согласился, воссоздав труд своего отца по сохранившимся старым формам.

 

В 1748 году императрица Елизавета издала указ о начале строительства Смольного монастыря и поручила это Франческо Бартоломео Растрелли. Строительство велось с 1749 года, в 1751 году из-за Семилетней войны воплощение проекта пришлось прекратить. Однако и уже созданное является одним из самых значительных творений архитектора.

В 1749 году Растрелли начинает принимать участие в строительстве Большого (Екатерининского) дворца в Царском Селе. Первоначально работы заключались лишь в переделке старого здания, однако с 1752 года архитектор начинает новую перестройку всего комплекса. Екатерининский дворец стал одним из самых грандиозных дворцовых комплексов 18 века.

 

В 1749-1757 годах Растрелли строил дворец для канцлера М. И. Воронцова.

С 1752 по 1754 года по проекту Растрелли строился дворец Строгановых. Граф Строганов оказался единственным заказчиком, который кроме денежного вознаграждения одарил архитектора щедрым подарком. Он заказал портрет Растрелли у художника П. Ротари, приехавшему в Петербург, чтобы написать портреты членов императорской семьи.

 

16 февраля 1753 года Елизавета Петровна издаёт указ о начале строительства нового Зимнего дворца, строительство которого было поручено Франческо Бартоломео Растрелли. Построенный на Дворцовой площади дворец стал самым заметным петербургским зданием в стиле елизаветинского барокко, символом этого стиля.

В 1758 году по проекту Франческо Бартоломео началось строительство Гостиного двора на Невском проспекте.

 

Несмотря на постоянную занятость, денег всё-таки не хватало. Ведь должность обер-архитектора требовала ещё и присутствие на маскарадах два раза в неделю. Постоянно дорожали товары, а жалование оставалось прежним. Некоторые из помещений арендуемого дома Растрелли сдавал в субаренду. В " Санкт-Петербургских ведомостях" публиковались объявления о продаже картин и лошадей. Архитектор продавал свои ценности.

В 1760 году отношения Растрелли с императрицей охладились из-за медленной реализации руководимых им проектов. Зодчий не был в этом виноват. Большие деньги в это время тратились на ведение войны.

Вскоре было приостановлено и строительство Гостиного двора.

Денег не хватало и на этой стройке. В 1761 году строительство Гостиного двора возобновилось, но уже по другому проекту.

25 декабря 1761 года скончалась Елизавета Петровна, так и не успев поселиться в Зимнем дворце. Строительство императорской резиденции было завершено уже при Петре III. Он оказался единственным из правителей, наградивших Растрелли за труды. Он пожаловал архитектору звание генерала-майора и орден Святой Анны.

Пётр III правил совсем не долго. Уже летом 1762 года к власти пришла Екатерина II. При новой императрице итальянцу перестали давать важные заказы. Его стиль барокко вышел из моды. 10 августа Растрелли был отправлен в отпуск " для пользования болезни в Италию на год с выдачей полного жалования без вычету" с разовой выдачей ему 5 000 рублей.

Спустя год Франческо Бартоломео Растрелли вернулся в Петербург.

В Петербурге у Растрелли не осталось заказчиков. Но в Курляндию вернулся из ссылки Эрнст Иоганн Бирон. В конце марта 1764 года жена и дочь Растрелли уезжает к герцогу, так как тот решил завершить строительство дворца в Митаве. В августе за ними отправился Франческо Бартоломео.

 

2 февраля 1767 года умерла жена Растрелли.

24 февраля 1769 года Франческо Бартоломео Растрелли направился в Италию для закупки в Венеции, Флоренции и Милане картин италянских живописцев. В следующем году он привёз в Петербург для продажи 33 полотна.

Франческо Бартоломео Растрелли умер в 1771 году. В последние годы жизни Растрелли любил повторять: " архитектора здесь ценят только тогда, когда в нём нуждаются". Точная дата смерти и место его захоронения до сих пор остаются неизвестными.

 

Портретная живопись 18 в.

 

Ива́ н Я́ ковлевич Вишняко́ в(1699—1761) — знаменитый русский художник-портретист, монументалист, декоратор, иконописец, один из представителей светского портрета в стиле рококо.

И. Я. Вишняков писал также портреты и иконы, реставрировал картины, производил экспертизу произведений русских и иностранных мастеров.

Среди наиболее известных работ И. Я. Вишнякова — портреты Сарры Элеоноры и Вильгельма Георга Фермор, портрет императрицы Елизаветы Петровны. Несмотря на соблюдение условностей придворного искусства, застылость и плоскостность фигур, в них проявляется поэтичное и безыскусственное восприятие художником натуры.

Две единственные подписные работы И. Я. Вишнякова — портреты Николая Ивановича и Ксении Ивановны Тишининых.

 

Портрет Сарры Элеоноры Фермор (1750) является одним из самых трогательных детских образов первой половины 18 столетия. Эта картина относится к числу лучших работ Вишнякова.

Сохранившаяся старинная надпись на обороте холста, указывает, что Сарра Фермор изображена в возрасте десяти лет. Одетая по взрослому, девочка пытается играть роль взрослой дамы: ее напудренные волосы уложены в модную прическу, в одной руке она кокетливо сжимает веер, другая - грациозно придерживает край роскошного платья. В то же время детское выражение миловидного личика и блестящие темные глазки создают некую одухотворенность образа маленькой Сары.

Однако в легком изящном пейзаже и изысканной декоративности рисунка прослеживаются элементы стиля рококо. Влияние западноевропейской живописи наблюдается и в натурной достоверности передачи подробностей.

 

 

Портрет Вильгельма Георга Фермора (1750) представляет зрителю мальчика лет семи-восьми в мундире сержанта лейб-гардии Преображенского полка. Его трогательное детское лицо художник наделяет выражением серьезности. Важность читается в фигуре юного героя полотна.

В портрете прослеживается влияние на творчество Вишнякова традиций парсуной живописи: некоторая застылость и плоскостность фигуры Вильгельма Фермора, фронтальная композиция, цветовое решение, основанное на использовании сочетания ярких цветов без применения полутонов.

Портреты детей Фермор немногие из дошедших до нас работ Вишнякова.

 

Портрет Николая Ивановича Тишинина (1755)

Н.И.Тишинин изображен почти поколенно, на серо-коричневом фоне, переходящем слева в коричневый занавес. Корпус развернут чуть влево, а голова, напротив, вправо, что, однако, совсем не нарушает торжественности полотна. Изящно подбоченившаяся фигура Тишинина, облаченная в отделанный серебряной парчой черный кафтан с огромными обшлагами и серо-белый камзол с золотым " чешуйчатым" узором заполняет почти все пространство картины. Под мышкой - шляпа. Колорит портрета выдержан в изысканных серебристых тонах, виртуозно и мягко написаны кружева манжет и жабо. И над великолепием костюма – умное лицо одного из самых культурных и образованных помещиков Ярославской земли, гвардейского офицера, издававшего свои сочинения и переводившего «Дон Кихота». Но, несмотря на легкую, сдержанную улыбку, свойственна ему даже не просто достоинство, но некая горделивая важность. Она вполне уместна в парадном портрете, она легко объяснима у человека только что получившего офицерский чин, а теперь заказывающего свой портрет одному из лучших живописцев России.

Его левая рука держит свиток с овальным гербом; дорисованным через несколько лет, уже без участия Вишнякова. Известно, что утвердить официально свой герб Тишинину так и не удалось, однако искушения изобразить его на портрете он преодолеть не сумел.

 

Портрет Тишининой Ксении Ивановны. 1755 г.

Биография Аксиньи (Ксении) Ивановны Тишининой значительно скромней и короче, чем у её жениха и мужа Н.И.Тишинина. Это не помешало создать И.Я.Вишнякову образ не менее значимый, на равных участвующий в создании ансамбля из двух изображений. Их объединяет и почти поколенный формат, и венчальные кольца с бриллиантами на мизинцах.

При этом вся фигура молодой женщины чуть развернута и смещена влево, туда, где должен находиться портрет мужа.

Колорит женского портрета представляет полную противоположность нежным серебристым переливам почти монохромной цветовой гаммы мужского. На фоне темной зелени нарядный красный костюм невесты кажется особенно ярким. Наряд дополняют красная роза у корсажа и у пояса - золотые часики на такой же цепочке с таким же маленьким ключиком.

Несмотря на вежливо сдержанную улыбку плотно сжатых губ изображенная старается быть серьезной и сосредоточенной.

 

Антропов Алексей Петрович (1716-1795) был сыном солдата лейб-гвардии Семеновского полка. Вся семья будущего живописца была причастна к ремесленно-художественной среде. Дед Яков Савинов «сын Антропов» так же как и отец, состоял мастером Оружейного двора. Старший брат Степан унаследовал профессию отца, средний Иван стал часовым мастером, младший Николай, ученик Ф. Градицци, позднее был взят ко двору для рисования украшений банкетных столов.

Творчество Алексея Петровича Антропова явилось необходимым связующим звеном между искусством первой половины и второй половины 18 века. Незаурядное живописное дарование, строгая правдивость образов, черты народности, свойственные его искусству, обеспечили наследию мастера заслуженное признание. Своим искусством он продолжил реалистические традиции русской портретной живописи, связанной с именами И. Никитина и А. Матвеева.

В отличие от Никитина и Матвеева – первых русских пенсионеров, прошедших европейскую школу живописи, – Антропову и другим мастерам той поры приходилось подчас заново овладевать навыками и приемами западноевропейской живописи.

Несмотря на участие Антропова в декоративных росписях, у него не было призвания декоратора. Лучшие достижения художника, его творческая индивидуальность проявились в портретной живописи.

В ранний период в качестве портретиста Антропов работал прежде всего над императорскими изображениями, которые в большом числе требовались для украшения вновь построенных дворцов. Известно несколько созданных в эти годы изображений императрицы Елизаветы Петровны, а также портретов великого князя Петра Федоровича и великой княгини Екатерины Алексеевны.

Уже в ранних произведениях Антропов обнаруживает стремление к детальному воспроизведению предметного мира: золотого шитья, мягкости меха, бархата, блеска шелка, сиянию драгоценных камней в женских украшениях - аграфах (на лифе платья) и эгретах (в прическе). Тщательно выписанные царские регалии – державы, скипетры, короны – еще больше оттеняют обобщенную трактовку лиц, застывшие позы и жесткость в положении рук. Помимо предметного окружения, художник уделяет внимание яркому нарядному цвету.

Шедевром творчества Антропова является портрет статс-дамы Анастасии Михайловны Измайловой (1759). В портрете проявились основные черты дарования художника – присущая ему наблюдательность в восприятии натуры, неподдельная правдивость изображения, цветовое видение мира, увлечение красочной фактурой, которая передает не столько вещественность предметов, сколько силу и выразительность самого цвета в его декоративном звучании. В этом камерном произведении Антропов обнаруживает ясное и простое понимание природы человека, его индивидуальности.

 

Портрет Петра I (1770)

 


Портрет Екатерины II (1766)

 

Портрет Петра III (1762) В творчестве Антропова довольно большое место занимают парадные заказные портреты, главным образом, особ царской фамилии и близких к ним лиц. Особенно поражают своей неожиданностью портреты Петра III, та смелость, с которой художник представил ничтожную фигуру императора.

Антропов был одним из тех художников, кто способствовал возникновению и распространению в русской живописи небольшого по размерам, камерного погрудного портрета, проникнутого интересом к человеку, вне его специфически сословных черт.

 

Аргунов Иван Петрович (1729 —1802) – русский художник – портретист, один из родоначальников камерного портрета в России. В своем творчестве использовал приемы барокко, которые оказала огромное влияние на развитие русской реалистической портретной живописи. Аргунов владел западноевропейской манерой живописи и в своих работах гармонично сочетал иностранную технику с подлинно русской самобытностью. В его работах отражаются традиции европейского портрета и русской иконописной манеры, что делает его произведения оригинальными и неповторимыми.

Специального художественного образование Иван не получил. По некоторым данным его учителями его двоюродные братья, воспитанники Андрея Матвеева в Канцелярии от строений.

К ранним портретам Аргунова относятся изображения князя Ивана Ивановича и княгини Екатерины Александровны Лобановых-Ростовских. Портрет княгини потрясает. Некая жесткость в сочетании с построенным на оттенках холодных цветов колоритом придает портрету своеобразную хрупкую нежность.

Произведения периода 1750–1760-х годов начинают новый этап в творчестве Ивана Аргунова. В «Портрете неизвестного художника» и «Портрете неизвестной» художник создает новый тип изображения — «интимный портрет». Художник изображает человека в органической связи с предметами, которые характеризуют их интересы и склонности - главный герой изображен с газетой, а его жена с книгой. Это свидетельствует об образованности супружеской четы.

Художник как - будто оголяет их души, раскрывает тайну их сущности. В портретах отражена личность. Как правило, эти портреты небольшие по размеру, изображены преимущественно по пояс, палитра цветов скромна.

 

Расцвет творчества Аргунова пришелся на 1760-е г. В конце шестидесятых годов Шереметевы переехали в Москву, назначив художника управляющим своего Миллионного дома в Петербурге.

Из-за постоянной работы по дому, в качестве управляющего, художник пишет весьма редко. Но именно в эти годы он создал едва ли не самое знаменитое свое произведение, – «Портрет неизвестной в русском костюме».

Его картина стала первым полотном на крестьянскую тему в русском искусстве. На картине изображена женщина в наряде крестьянки Московской губернии. Это чистый, светлый образ русской женщины, с чистой душой. В портрете художник воплотил спокойствие, величавость и внутреннее достоинство женщины из народа.

 

Важное место среди работ Аргунова 1760-х годов занимают парадные заказные портреты. Аргунов являлся придворным портретистом Шереметевых и поэтому неоднократно писал портреты Шереметевых (« Портрет графа П.Б.Шереметева », и парный к нему « Портрет графини В.А.Шереметевой »).

Он стремился создать атмосферу изысканной и непринужденной светскости, изобразив, к примеру, графа Шереметьева в эффектной позе на условном пейзажном фоне, а графиню в роскошном парчовом платье, декорированном розами.

 

В 1768 г. Аргунов создает «Портрет Толстой». На ней изображена женщина в летах, с умным спокойным лицом. В руках её спицы и пряжа, что вносит неожиданно интимную ноту в парадный по типу портрет.

С годами искусство художника приобретает большую глубину, становится более совершенным, тонким, что особенно выражается в детском портрете « Портрет калмычки Аннушки».

Любимая воспитанница В.А.Шереметевой, милая девочка, держит в руках гравированный портрет уже покойной хозяйки. В середине 18 в. среди русской аристократий была мода на калмычат, как до того — на арапчат.

 

В 1788 году Аргунов был назначен управляющим Московского дома Шереметевых. Здесь он занимался службой управляющего и обучал своих сыновей, архитектора Павла Ивановича, живописцев Николая и Якова, а также принимал участие в строительстве знаменитого дворца-театра в Останкино, выстроенного по проекту своего сына Павла Ивановича Аргунова.

 

Архитектор Васи́ лий Ива́ нович Баже́ нов ( 1737 - 1799) — российский архитектор, художник, теоретик архитектуры и педагог, представитель классицизма.

Прославленный и крупнейший русский архитектор Василий Иванович Баженов был широко известен и в России, и в Европе. Лучшие архитектурные академии 18 века в Риме и Флоренции присудили ему учёные звания академика и профессора.
Баженов хорошо ознакомился с архитектурой Москвы XVII в. и полюбил её своеобразную красоту.

Воспитанный на архитектуре Москвы, В. И. Баженов ценил родную архитектуру, её живописность и красочность, хорошо связанные с северной природой. Этой любви он оставался верен всегда, даже создавая свой характерный стиль и своё направление в архитектуре. В своей знаменитой речи, произнесённой при закладке Кремлёвского дворца, он вспоминает памятники Москвы и восхваляет их красоту.

Из школы Ухтомского В. И. Баженов, проявивший большие способности к наукам, был откомандирован в Московский университет для изучения иностранных языков.

В 1758 г. В. И. Баженов как один из способнейших к " изящным художествам" был направлен в Академию художеств в Петербург. В. И. Баженов заканчивает своё образование в Академии и, получив звание " архитектурии помощника", в ранге прапорщика, в сентябре 1760 г. уезжает пенсионером в Париж. По окончании Парижской академии В. И. Баженов едет заканчивать своё образование в Италию.

Рим, куда уехал В. И. Баженов, был центром художественной жизни Европы. Туда стекались лучшие передовые художники, там изучалось великое наследие древности, производились обмеры памятников, раскопки, создавались имена и слава молодых талантов. В. И. Баженов живёт полной жизнью, изучая великие произведения и общаясь с большими европейскими мастерами; он находится в курсе передовых устремлений молодёжи, устраивает выставку своих работ, моделей и проектов. Среди моделей - Собор святого Петра в Риме, корпус Лувра Перро и другие памятники. На В. И. Баженова обращают внимание художественные круги Италии. Он участвует в конкурсе на проект монументальной лестницы для Капитолия вместе с лучшими мастерами Италии и Франции.

Прославленный и окрылённый успехом, молодой В. И. Ба


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2020-02-16; Просмотров: 139; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.101 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь