Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Аналоговая фотография и ее значение в рекламном дизайне



Методы образования формы фотографической рекламы на основе контактной печати

 

Историческое влияние графических искусств на фотографию прослеживается не только на всех этапах ее развития, но и лежит в основе возникновения фотографических технологий. Еще в XIX веке Жозеф Нисефор Ньепс проводил опыты по «гелиографии» с целью получения копий гравюр. С XIX века - попытки имитации графических рисунков тушью, карандашом, а также техник резцовой гравюры и офорта не прекращались и впоследствии привели к становлению нового направления в фотографии - фотографике.

Фотографика на первых этапах рассматривалась как творческая фотография, в которой осознанно используются художественно-выразительные средства, накопленные историей развития графики, исполняемой «вручную» - и в частности опыт работы линией, точкой, пятном и их сочетаниями, что позволило «поднять» фотоизображение при сохранении документальности и достоверности фотооригинала до произведения графического искусства.

Развитие фотографики в области рекламного графического дизайна позволяет сделать вывод о том, что фотографика в настоящее время развивается не только за счет использования достижений традиционной графики, а благодаря использованию компьютерных технологий - вносит в искусство графики много новых качеств и свойств, недостижимых традиционной графикой.

К концу XX века разнообразие графических приемов, рожденныхФотограмма - получение изображений методом экспонирования пластин или светочувствительной бумаги без участия фотоаппарата.

Помимо расположения перед светочувствительной бумагой различных прозрачных и непрозрачных предметов и освещения их источником света, художники начали проводить экспериментальные работы в области фотограмм - рисовать по фотобумаге беспредметные или абстрактные изображения при помощи точечного источника света и далее механически или химически обрабатывать отдельные области эмульсионного слоя.

Этот метод получения фотографики производился как с использованием черно-белой бумаги, так и на бумаге для цветной печати.

В истории графического дизайна успешно проводили эксперименты в области проектирования фотограмм А.М. Родченко и И. Иттен. В 1980х годах в МГТУ им. А.Н. Косыгина А.Г. Пушкаревым был разработан курс «Основы фотографики», где анализировались методы проектирования фотограмм для целей орнаментации тканей. А.Г. Пушкарев заложил основы проектирования фотографики для орнаментального творчества; в 1990е годы обучение студентов по этой дисциплине проводила Е.Н. Захарова, а в начале 2000 годов - П.Н. Бесчастнов.

С 1980 года в МГТУ им. А.Н. Косыгина в учебном процессе изучаются: двухтоновые орнаментальные фотограммы, многотоновые орнаментальные фотограммы, фотограмм портрет, фактуры для орнамента.

Двухтоновые фотограммы получаются при экспонировании на фотобумаге непрозрачных для света плоских предметов, так как контурное изображение при засвечивании этих предметов в точности повторяет форму исходного объекта, и результат работы полностью предсказуем. При проектировании двухтоновых фотограмм на фотобумаге получается четкое деление на черное и белое, что придает фотограмме особую художественную выразительность.

При экспонировании объемных, непрозрачных объектов в черно-белое фотографическое изображение вводится третий - серый цвет из-за дополнительного ореола тени вокруг объемных объектов. Изменение направления светового потока - искажает до неузнаваемости изображение исходных объемных непрозрачных предметов.

Таким образом - при использовании объемных непрозрачных Интересные результаты получаются при наложении различных прозрачных объектов друг на друга в результате преломления света внутри предметов и при использовании прозрачных и полупрозрачных жидкостей, гелей, кремов и их комбинаций.

Наиболее интересные и художественно-выразительные фотограммы можно получить из сочетания непрозрачных и прозрачных предметов. Основная сложность состоит в необходимости выбора правильного времени экспонирования, так как для предметов различной степени прозрачности требуется различное время экспонирования В работе над проектированием фотограмм могут быть использованы любые предметы и их сочетания, что при правильном выборе времени экспонирования позволяет получать очень интересные результаты.

Однако, наряду с этим - существуют еще дополнительные методы усиления выразительности изображения и получение дополнительных эффектов - метод многократного экспонирования и соляризации.

Метод двойного или многократного экспонирования можно увидеть в фотограммах А.М. Родченко. Метод многократного экспонирования заключается в том, что фотобумага «засвечивается» несколько раз с различным временем экспонирования, зависящим от состава предметов входящих и сменяемых на фотобумаге при каждой засветке.

Метод многократного экспонирования (мультиэкспонирования) дополняет художественно выразительные средства фотограммы.

Выбор предметов для проектирования фотограмм практически не ограничен. Это могут быть сухоцветы, куски бумаги или вырезанное из нее силуэтное изображение, проволока или предметы старины, антикварное фотографическое оборудование, приборы и механизмы, ткани и кружева, прозрачные и полупрозрачные жидкости и т.д.

В проектировании фотограмм целесообразно также использовать возможности технологических процессов обработки фотоматериалов, а именно: создание рисунка проявителем, частичного проявления, экспозиции «по мокрому», контрацептирования.

Экономически целесообразно экспериментальные поиски в области фотограммы проводить в рамках черно-белой печати, так как поиски в области цветной фотограммы значительно дороже из-за стоимости расходных материалов и их результат значительно менее предсказуем..

Соляризация - заключается в том, что экспонированный и частично проявленный фотоматериал на фотопленке или фотобумаге подвергается кратковременному воздействию света, после чего процесс проявления доводится до конца, далее отпечаток фиксируют, промывают и сушат в обычном режиме.

Соляризация, называемая иначе - «эффектом Сабатье» позволяет получать фотоизображение, где соединены определенные качества как негатива, так и позитива. Результат соляризации, как метода получения фотографики, зависит от множества факторов: время первичного проявления, яркости света при соляризации, состава проявителя, тоновых характеристик фотооригинала и т.д.

Некоторые фотохудожники предлагают соляризацию негатива, считая, что качество фотографий с такого негатива будет значительно лучше, другие считают, что лучше соляризировать отпечаток на фотобумаге, оставляя «не испорченным» негатив. Собственную методику дизайнер может выработать только опытным путем.

Соляризация обычно проводится в условиях фотолаборатории с минимальным освещением.

Барельеф - достаточно известный способ фотографики, заключающийся в наложении на один кадр негатива и позитива со смещением. Для получения «барельефной» фотографики сначала делается снимок в светлой тональности с минимумом теней и темных участков. Затем с негатива контактным способом делается позитив, который совмещают с негативом и выполняют третий негатив, который и используется для окончательной печати на фотобумаге.

В практике существует два вида фотографического барельефа: полутоновой и штриховой.

При изготовлении штрихового барельефа на третий и четвертой стадиях работы применяют сверхконтрастную пленку. Для получения эффекта графичности итоговой фотографики используют сверхконтрастную бумагу и высококонтрастный проявитель.

Фактуризация - метод получения фактур в фотографике; как правило, фактуризацию получают с негатива. Одним из наиболее известных способов фактуризации считается ретикуляция. Процесс ретикуляции состоит в том, что эмульсионный слой фотопленки испытывает эмульсионное напряжение и трескается, образуя кракелюры в результате резкого изменения температуры: свежепроявленная пленка переносится из ванночки с холодной водой в ванночку с горячей водой. Способ ретикуляции можно считать устаревшим, так как компьютерные программы начала XXI века позволяют нанести на фотографию любые фактуры высокого качества.

Другие методы фактуризации строятся на основе совмещения фотооригинала и негатива содержащего фактурное изображение.

Снятие контура - эффект в фотографике, близкий к барельефу по техническому исполнению. Для получения контурного отпечатка также необходимо изготовить два предварительных слайда: негативный и позитивный, на контрастной пленке с применением контрастного проявителя. В зависимости от того какой контур необходимо получить -внутренний или внешний - один из слайдов должен быть или переэкспонирован или недоэкспонирован.

Для более стабильной толщины линии совмещение слайдов целесообразно производить контактным методом. Печать осуществляют на сверхконтрастной бумаге с использованием высококонтрастного проявителя.


Методы бесконтактной печати

 

Изогелия - метод фотографики на основе бесконтактной печати который по внешнему виду сходен с двухтоновой или трехтоновой пятновой ксилографией или линогравюрой. Метод «изогелии» был изобретен в З0 - х годах XX века Витольдом Ромером в Польше. Принцип «изогелии» заключается в том, что с негатива изготавливают несколько контратипов, в которых добавляют контрастности изображения различных степеней.

Окончательный отпечаток изготавливают с совмещения контратипов и таким образом получают снимок с искусственным тоноразделением. Как правило, фотохудожники экспериментируют в области черно-белой изогелии, процесс получения цветной изогелии сложен и непредсказуем, однако результат работы представляет большой интерес для рекламной фотографики.

Принципы «изогелии» в фотографике иногда связывают с термином «постеризация» - то есть, методом приведения фотографии к плакатному графическому решению.

Филипп Готлоп в книге «Практика профессиональной фотографии» подробно излагает методику получения двухтоновой и трехтоновой изогелии или постеризации с множеством технологических рекомендаций по выбору типа фотопленок, фотобумаги и химических реактивов.

Ф. Готлоп сформулировал требование к фотографии для постеризации: на фотографии должна быть четко выделена тональная градация пятен от белых до черных тонов.

Эффект изогелии можно получить и более ускоренным методом: провести фотосъемку в резких лучах солнца или осветительных приборов при применении высококонтрастной пленки с последующим проявлением контрастным проявителем.

В этом случае творческий процесс проектирования пятновой фотографики начинается уже на этапе поиска композиции кадра и постановки освещения.

Такой метод получения пятновой, а в основном, двухтоновой - черно-белой фотографики специалисты иногда называют контрастной печатью.

Пятновая фотографика развивалась исторически как черно-белое изображение, и только к концу XX века началось освоение цветной контрастной печати.

Наиболее простой способ введения цвета в контрастную печать - применение светофильтров при студийной съемке; тогда роль белого цвета может выполнять какой-либо хроматический цвет, чаще всего применяется красный светофильтр, для получения эффектной черно-красной фотографики

Для эффективной работы способом контрастной печати в фотоателье необходимо иметь следующие оборудование: фотоаппарат с «жесткорисующим» объективом (триплексом), набор светофильтров, штатив, комплект осветительного оборудования, набор фонов и расходные фотоматериалы.

При использовании «контрастной печати» в черно-белом решении контраст черного и белого тонов можно достичь: за счет резкого освещения объекта, за счет использования специальной фотопленки, за счет печати на сверхконтрастных сортах бумаги (в России - бумага №5.6.7) и контрастного, метило-гидрохлоридного проявителя.

При «контрастной печати» цветных изображений необходимо применение светофильтров как на объективе фотоаппарата, так и на источниках освещения. При фотографировании следует помнить, что чем насыщеннее цвет светофильтра, тем больше должна быть экспозиция.

Мягкий фокус (диффузия) - или другими словами - нерезкое фокусирование фотографы не относят к приемам фотографики, а рассматривают как один из возможных приемов фотографирования. Однако в творческом арсенале дизайнера, диффузия - эффективный метод создания фотографики.

Эффект диффузии применяют при фотосъемке портретов: его можно получить как во время съемки, так и при печати фотографий. «Разница между двумя упомянутыми методами состоит в том, что диффузия при печати размывает края тоновых зон так, что тени на негативе частично накладываются на светлые пятна. Мягкое фокусирование в процессе съемки, напротив, смещает световые (светлые) блики на тени. В последнем случае фотографии приобретают «солнечный» облик и на них приятнее смотреть»

Для расфокусировки применяют специальные объективы и дополнительные линзы, регулирующие этот процесс. Расфокусировать изображение можно также при помощи помещения перед объективом во время съемки стекла, обтянутого нейлоном или смазанного тонким слоем вазелина при этом необходимо увеличить время экспозиции, в зависимости от светопропускных характеристик фильтра.

Рекламная фотографическая композиция, созданная с применением эффекта мягкого фокуса Цветовое насыщение - заключается в усилении насыщенности цвета при проявлении; что усиливает «плоскостность» изображения. Цветовое насыщение можно проводить как самостоятельно, экспериментируя с проявляющими растворами, различными сортами бумаги, так и в автоматическом режиме обработки фотоматериалов в фотолаборатории.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2020-02-16; Просмотров: 205; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.022 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь