Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Изучение материнского отношения в психологии
Проблема изучения материнского отношения обусловлена положением роли матери в психическом развитии ребенка. Внешний мир (среда) открывается ребенку через взрослого и, в первую очередь, выступает как мир человеческих интерперсональных отношений, мир людей (Фрейд, 1991; Адлер, 1990; Фрейд, 1993; Винникотт, 1995; Эльконин, 1989). Фрейд считал, что именно мать является для ребенка источником переживания чувства удовольствия и объектом первого сексуального выбора. Из признания решающей роли матери (близкого взрослого) в психическом развитии ребенка рождается вопрос о том, как влияет поведение матери на становление личности. Д. Винникотт (1995) одним из первых предположил гипотезу гармоничного взаимодействия среды и ранних инт- рапсихических процессов. Он предлагает рассматривать в качестве объекта развития на ранних стадиях онтогенеза не отдельно мать и ребенка, а целостную диаду мать-ребенок. В силу беспомощности младенца и зависимости его от матери ребенок и мать представляют собой единое целое. Мать не только обеспечивает условия телесного, физического развития ребенка, но и, реализуя функцию держания и телесного контакта (holding), Обеспечивает процесс персонализации - становление Я ребенка, т.е. дифференциацию субъекта и среды и формирование автономной личности. Становление собственного Я (Self) осуществляется через развитие от абсолютной (экстремальной) зависимости к относительной независимости и автономии. Механизмом становления независимости выступает процесс реализации ребенком омнипотентных желаний и первичной агрессии в отношениях с матерью (близким взрослым). Терпение к проявлениям агрессивности, забота о ребенке, удовлетворение его потребностей, реализация матерью «поддерживающего» поведения создают условия для гармоничного развития ребенка (Winnicott, 1965). Поведение и позиция матери являются существенным условием эффективности этого процесса. Винникотт рассматривает способность матери создавать благоприятную среду для развития ребенка как ее природную способность. Мать должна довериться своей интуиции и действовать спонтанно, обучение может только помешать реализации этой способности. Любовь и забота, теплое, принимающее уважительное отношение матери к ребенку создают необходимую обстановку доверия и стимулируют самостоятельную активность ребенка в отношении его саморазвития. Благодаря психоанализу проблема детско-родительских отношений, качества материнского ухода и типа воспитания стала центральной в изучении закономерностей развития личности в детском возрасте. Особенности материнской и отцовской любви, позиция обоих родителей в воспитании не только обусловливают индивидуальную траекторию развития ребенка, но и выступают существенным условием прогрессивного нормативного развития личности (Адлер, 1990; Хорни, 1993). [27] В решении вопроса о природе материнской любви и материнской позиции можно выделить два подхода - эволюционно-биологический (Дж. Боулби, Винникотт Д.) и культурно-исторический (М.И. Лисина, Г.Г. Филиппова). Согласно эволюционному подходу материнская любовь имеет биологические, природные предпосылки, составляет естественную характеристику женщины и не нуждается в дальнейших объяснениях (Bowlby, 1988). Родительское поведение с точки зрения биологической перспективы является запрограммированным. Человеческий ребенок - самый беспомощный и менее подготовленный к жизни с момента рождения из всех видов живых существ. Возможность его выживания напрямую зависит от заботы родителей. Известно, что именно мать является первичным и основным близким взрослым, предоставляющим ребенку уход и защиту на протяжении всей человеческой истории. Уникальность позиции матери в реализации функции родительской заботы обосновывается тем, что мать, в отличие от отца, наиболее адекватно реализует репродуктивную функцию именно в тесной стабильной связи с ребенком. Это обусловлено полной уверенностью матери в своем родительском статусе, более коротким по сравнению с мужчинами репродуктивным периодом в онтогенетическом цикле, более длительным интервалом между рождением детей и большими энергетическими затратами на протяжении периода их вынашивания и родов (Trivers, 1972). Боулби утверждает, что сохранение материнского инстинкта в процессе эволюции в условиях утраты человеком большинства инстинктивных форм поведения связано с его особым значением для сохранения человеческого рода. Важную роль в «запуске» материнского поведения в отношении ухода и заботы о младенце играют гормоны, связанные с беременностью и лактацией, в частности окситоцин. Например, высокий уровень окситоцина указывает на глобальные изменения, подготавливающие уход за младенцем, - большее спокойствие, высокую толерантность к стрессу и монотонии (Dozier, 2000). Высказывается предположение о существовании критического периода импринтинга в формировании материнской любви и привязанности к младенцу, когда определенные «ключевые раздражители» запускают врожденную программу ухода, заботы и привязанности матери. Однако есть данные о том, что приемные родители, не проходившие через период импринтинга, оказываются способны к формированию надежной позитивно-эмоциональной связи в отношениях с приемными детьми (Singer, 1985). В рамках культурно-исторического подхода материнство рассматривается как социальный институт, развивающийся на протяжении истории человечества. Э. Бадинтер считает, что в понятие «материнская любовь» в разные исторические эпохи вкладывается неодинаковое содержание. Значимость ролей жены, матери и свободной женщины на протяжении истории меняется. Материнство выступает как одна из социальных ролей женщины, и, значит, формирование материнской позиции и соответствующей ролевой модели поведения определяют ценности, установки, традиции и нормы культуры общества. Хорошо известны прямо противоположные примеры материнского поведения - от самопожертвования до пренебрежения материнскими обязанностями. В современном обществе растет социальное сиротство - отсутствие опеки и заботы при живых родителях. Все чаще мы сталкиваемся с феноменом отказных детей, случаями продажи матерями своих детей, принуждения их к антисоциальным действиям (попрошайничеству, проституции, воровству и пр.), жестокого обращения, избиения и т.д. Появился даже соответствующий термин для обозначения подобного поведения - «уклоняющееся материнство». Все эти факты подвергают сомнению тезис о врожденной инстинктивной природе материнства и свидетельствуют в пользу культурно-исторического подхода. Материнская позиция представляет собой результат присвоения личностью опыта социокультурной практики материнства, формируется в специфической деятельности по уходу за ребенком и его воспитанию, обусловлена культуральными особенностями и детскими воспоминаниями матери о воспитании в ее собственной семье. Развитие материнства детерминируется врожденными предпосылками (психофизиологическими, гормональными механизмами), активной деятельностью самой женщины и заданными в культуре «идеальными формами материнства», культурными моделями ролевого поведения матери. Например, формирование материнского эмоционального принятия ребенка в значительной мере определяется позицией матери в период беременности и ее ориентацией на культурно заданные формы поведения. Известно, что у женщин, которые в период беременности думают о ребенке, разговаривают с ним, эмоциональная связь с ребенком в постнатальном периоде формируется значительно быстрее. С другой стороны, было бы неверно игнорировать органические предпосылки формирования материнской позиции. М. Мид на основе изучения ритуалов и традиций воспитания детей в первобытных культурах пришла к выводу, что материнская забота и привязанность обусловлены самими органическими условиями зачатия, вынашивания, родов и кормления грудью. Вместе с тем социальные установки и предписания могут исказить материнскую позицию: там, где общество жестко предписывает принцип законнорожденности, мать незаконнорожденного ребенка может лишить его жизни или бросить на произвол судьбы. В становлении родительства можно выделить ряд стадий: принятие решения о рождении ребенка, беременность, период становления родительства, период зрелого родительства, период «постродительства» (реализация ролей бабушек и дедушек) (В. Миллер).[61] В концепции Э. Фромма материнская и отцовская любовь рассматриваются как имеющие разную природу, генезис, формы проявления и оказывающие разные влияния на развитие ребенка. Любовь матери к ребёнку - одно из важнейших высших человеческих чувств. Как и всякое чувство, она характеризуется длительностью и устойчивостью и имеет предметный характер (её предмет - ребёнок, его благополучие). [12] У каждого человека эмоции и чувства проявляются по - разному. Это можно сказать и о чувстве материнской любви. Большинство матери готовы целиком посветить себя детям, и жертвуют собой, когда это необходимо. Есть множество примеров, когда матери, жертвуя карьерой, личной жизнью и прочим. Всю свою жизнь посвящают, например, детям - инвалидам и относятся к ним с глубокой привязанностью и истинной жертвенностью, несмотря на трудные, чрезвычайные условия жизни. Иметь детей, заботиться о детях жить с детьми необходимо большинству женщин. Им необходимо, чтобы с их помощью и на их глазах росли и вступали в жизнь новые люди. Чувство материнской любви зарождается на основе материнского инстинкта, присущего и животным. Но именно как чувство материнская любовь характеризует только человека. Причём не мало матерей, усыновившие и считающие своим «чужого» ребёнка, испытывают по отношению к нему чувство не менее глубокое и сильное, чем чувство родной матери. Свои чувство, в том числе и материнскую любовь, человек может проявлять в разной форме. Это зависит от его личностных особенностей: характера, темперамента, воли, социального опыта, от того в каких условиях воспитывался он сам, был ли окружён материнской заботой или нет. [15] Уравновешенные, разумные матери, выросшие в гармоничной семье, обычно умеют совмещать чувство любви к ребёнку и требования к нему, продиктованные разумом. Они умеют строить процесс воспитания так, чтобы ребёнок всё время ощущал их нежность, заботу, внимание, но в то же время дают ребёнку и свободу выбора, соответствующую его возрасту, приучают его к ответственности, не требуя невозможного, не посильного для их ребёнка. Такая любовь - залог успеха ребёнка в будущем. У людей, которые выросли в гармоничной семье, нормальная самооценка, они умеют строить отношения с окружающими людьми, способны в своей семье создать гармоничные отношения. [33] Но всякое чувство может иметь как позитивную, так и негативную направленность. Чувства, получившие исключительную силу, подчинившие себе другие побуждения и переживания человека принято называть страстями. Основным признаком страсти является её действительность, слияние волевых и эмоциональных моментов. Страсть заставляет человека сосредотачиваться на объекте её устремлений. То, что связано с господствующим чувством, отодвигается на задний план, перестаёт волновать, интересовать человека. Когда форму страсти приобретает материнская любовь, то зачастую она становиться неразумной, нездоровой, безумной. Такую любовь обычно называют «слепой» любовью. У неё несколько форм выражения. Но при ближайшем рассмотрении обнаруживается то общее, что рождает все типы «слепой» любви к ребенку. Это всегда некая чрезмерность, преувеличенность и эгоизм. [21] «Слепая» любовь проявляется в заявлении исключительных прав на ребенка. Мать ревнует его к другим не в силах представить, как ее любимое дитя способно еще кого-то любить. Мать любой ценой стремится все предоставить ребенку все жизненные блага. В ответ на критику такие матери отвечают, что хотят добра своему ребенку. Святая материнская любовь оправдывает все средства для достижения цели, то есть приобретения материальных благ, которые по ее мнению, особенно ценны. Эти средства могут зачастую быть нечестными, вредящими другим людям. Такие матери в присутствии ребенка могут высказываться следующим образом: « А какое нам дело до других, лишь бы у тебя все, было! », « Никогда не пробьешься с оглядкой на других. Взаимопомощь, дружба - все это хорошо в сказках, но по телевизору, а в жизни дело обстоит совсем по-другому! » Ребенок очень чутко воспринимает личность своего воспитателя, его жизненные позиции, отношение к другим людям, к миру, и поэтому когда он вырастет, то осуществит усвоенные еще в детстве принципы. Постаревшая мать станет для своего взрослого ребенка в первую очередь теми «другими» людьми, который забудет, что мать хотела для него только добра и все для этого делала. Кроме того, мать, любящая своего ребенка «слепой» любовью, считает, что лучше его знает, что нужно ее ребенку. Такая мать не ждет, пока проявятся способности и склонности ее чада, не учитывает его индивидуальность, не просит совета - ей заранее все ясно. Такими бывают обычно те матери, которые перенесли трудное детство. При этом такая мать часто не хочет иметь второго ребенка, лишь бы все досталось единственному, ненаглядному. Она сама подбирает ребенку друзей, которые, по ее мнению, могут хорошо влиять на ребенка и могут быть чем-то полезны ему. [35] Сама того, не желая, такая мать лишает своего ребенка братьев и сестер, и лишает его настоящей дружбы. Мать переносит на ребенка свою систему ценностей, которая заключается в приобретении благ, но при этом она забывает передать ценности труда, ведущего к благосостоянию, ценность теплых человеческих отношений, взаимопонимания, только благодаря которым люди чувствуют себя счастливыми и защищенными. Поэтому на деле оказывается, что матери, которая дала своему ребенку «все», не оказывается места в жизненных устремлениях повзрослевшего чада. Таким образом, образом всякая чрезмерность, в том числе и чувства любви, вредит, так же как и недостаток этой любви. Однако есть женщины, у которых чувство материнской любви развито слабо, а некоторые вообще не хотят иметь детей. Они оправдывают это чем угодно, и отсутствием нормальных жилищных условий, неустойчивым материальным положением, тем, что дети требуют больших материальных расходов и т. д. В определенной мере такие жалобы оправданны. Особенно сейчас, когда в нашей жизни нет стабильности. Многие женщины боятся иметь детей, так как не готовы нести за них ответственность. У таких женщин не развито чувство ответственности, они эгоистичны, не умеют любить никого, кроме себя. А дети - это значит, ограниченные возможности получить хорошее образование, рост в карьере, повышении квалификации, реализации своих способностей и возможностей. Жизни женщины замыкается на кухне, дети приносят в ее жизнь волнение, шум, беспорядок. К тому же возникает беспокойство за свою внешность: при нынешней сверхкультуре, стройности дети представляют угрозу идеалу физического совершенства. Некоторые видят в детях опасность для внутреннего равновесия. Такие женщины боятся любви, боятся сильных чувств, зачастую имея опыт потери любви: «Будем постоянно переживать за ребенка, за его неудачи, за его поражения», - говорят такие женщины, «мы будем приносить все в жертву детям, а они в один прекрасный день бросят нас, забыв о благодарности, от них только мучения». И, наконец, некоторые женщины не хотят материнства из-за горьких впечатлений собственного детства, а другие из - за психосексуальных отклонений, с которыми им не удалось справиться. [56] Однако хуже, когда женщины рожают детей, чувство материнской любви не возникает. В результате этого возникает проблема девиантного материнства. К проблемам девиантного материнства относятся и проблемы, связанные с матерями, отказывающимися от своих детей и проявляющими по отношению к ним открытое пренебрежение и насилие, и проблемы отношений между матерями и детьми, которые служат причинами снижения эмоционального благополучия ребенка и отношений в его оптимальном психологическом развитии в младенческом, раннем, и дошкольном возрастах. [58] Исследования Д.Винникота, М.И. Лисиной, Г.Г. Филипповой доказывают ценность позитивного взаимодействия матери и дочери. Мать выступает для дочери образцом материнства, женщины. С поведения матери снимаются отпечатки поступков, речи и переносятся на поведение ребенка. Между тем, как указывает Лисина, в процессе взросления происходит некое отторжения ребенка от матери, подкрепленное нормальным стремлением к самостоятельности. Происходит это чаще всего в подростковом возрасте и сопровождается появлением собственных привычек, распорядка дня, друзей и пр. Здесь появляется риск эмоционального отторжения, появления стремления противопоставить себя всем и каждому. Чтобы этого не происходило важно наличие понимания родителями процессов взросления собственного ребенка и наличие умений с этими процессами работать. Итак, можно сказать, что у девочек мать изначально выступает как образец для полоролевой идентификации. Однако в силу характера тесной совместной деятельности в раннем возрасте, подкрепленной эмоциональной симбиотической связью с матерью, девочки испытывают трудности иного рода. Это проблемы дифференциации Я на основе преодоления симбиоза и противопостановления себя матери. В первой главе в ходе анализа литературы по теме отношений, родительско-детских отношений и отношений между матерями и дочерьми было выявлено следующее: отношения представляют собой «целостную систему индивидуальных, избирательных, сознательных связей личности с различными сторонами объективной действительности»; родительско-детские отношения - это совокупность не только определённых взаимоотношений между родителями и их детьми, но и их предпосылок, то есть определённого образа жизни семьи и взаимодействие их членов; специфика родительско-детских взаимоотношений заключается в их многослойности и взаимной обусловленности. Родитель является основным инструментом развития для ребенка. Через механизмы интериоризации происходит освоение социального и культурного опыта ребенком, собственно процесс взросления. Ребенок является укрепляющим звеном в создании семьи, удовлетворении потребности родителей в эмоциональной поддержке, любви, общении, получении социального статуса родителя; мать выступает для дочери образцом материнства, женщины. С поведения матери снимаются отпечатки поступков, речи и переносятся на поведение ребенка. Между тем, как указывает Лисина, в процессе взросления происходит некое отторжение ребенка от матери, подкрепленное нормальным стремлением к самостоятельности. Происходит это чаще всего в подростковом возрасте и сопровождается появлением собственных привычек, распорядка дня, друзей и пр. Здесь появляется риск эмоционального отторжения, появления стремления противопоставить себя всем и каждому. Чтобы этого не происходило важно наличие понимания родителями процессов взросления собственного ребенка и наличие умений с этими процессами работать. |
Последнее изменение этой страницы: 2020-02-17; Просмотров: 168; Нарушение авторского права страницы