Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Сущность развития и совершенствования творческих способностей актёров любительского театра



Введение

Актуальность темы выпускной квалификационной работы тесно переплетается с социально-культурными проблемами общества. В условиях глобализации общества одной из современных проблем следует считать воспитание многосторонне развитой и гармонической личности. Именно поэтому, способность человека к творчеству, созиданию, инновационной деятельности в пространстве развития мировой культуры видится определяющей. Развитие общества нуждается в творчестве, позволяющем более эффективно использовать социально-культурный и психологический потенциал человека. Созидательная деятельность людей приводит к стремительным переменам в экономической и социально-культурной жизни нашего общества.

Социальная значимость проблемы, рассмотренная автором в данной исследовательской работе проявляется в необходимости творческого и интеллектуального развития современного человека в условиях всемирной глобализации и урбанизации. Конституция Российской Федерации предоставляет каждому гражданину право приобщаться к культуре и заниматься творческой деятельностью [1, с. 14]. Творческая деятельность гражданина РФ может осуществляться как в профессиональной деятельности, так и на самодеятельной основе. В «Законе РФ о культуре» говорится, что каждый человек имеет право на все виды творческой деятельности в соответствии со своими интересами и способностями. Развитие творческих способностей личности технологиями культуры и искусства позволяет, с одной стороны, осуществить рекреативную функцию, а с другой - личностно заинтересовать субъекта творчества в создании совершенно новых форм персонального и социального бытия.

Цель исследования - определить приоритеты развития и совершенствования творческих способностей актёров любительского театрального коллектива.

Задачи исследования:

- изучить сущность развития и совершенствования творческих способностей актёров любительского театра;

-      исследовать психолого-педагогические основы творческих способностей;

-      рассмотреть любительский театр в качестве одной из форм развития способностей;

-      определить сущность «экспериментального тренинга» по освоению навыков воспитания творческого восприятия актёра;

-      изучить методику освоения экспериментального тренинга.

Объект исследования - любительский театр, как одна из форм развития способностей личности.

Предмет исследования - особенности развития и совершенствования творческих способностей актёров любительского театра.

Гипотеза исследования - экспериментальный тренинг на основе биомеханики В. Э. Мейерхольда является одной из форм развития и совершенствования творческих способностей личности актеров любительского театра.

Степень исследованности проблемы включает в себя изучение и анализ форм развития и совершенствования творческих способностей актёров любительского театра. Фундаментальная мысль исследовательской работы основывается на трудах К. С. Станиславского, В. Э. Мейерхольда, О. Я. Ремеза, М. А. Чехова, А. А. Гончарова, З. Я. Когородского и др. деятелей театрального искусства.

Рассмотрению природы взаимодействия творчества и личности в социально-философском направлении способствовали исследования Аристотеля, Платона, Н. А. Бердяева, И. И. Булычева, B. В. Налимова и пр. Культурологическое направление исследования проблем творчества проявилось в работах С. Н. Артановского, С. Н.Иконниковой, Э. В.Ильенкова, Н. Н.Никитиной, М. К.Петрова, Э.В. Соколова и др. Социокультурное исследование специфики культуротворчества отмечено в идее разностороннего культурно-ориентированного воспитания. Этой теме посвятили свои труды М. А. Ариарскин, Т.И.Бакланова, Е.И. Григорьева, А. Д. Жарков, Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красильников, Г.Я. Никитина, А. В. Попович, О. В. Ромах, Ю.А. Стрельцов, A. А. Сукало, В. Я. Суртаев, В. Е. Триодин, Н. Н.Ярошенко и др.

Практическая значимость исследования состоит в определении новых форм определения, развития и совершенствования творческих способностей актёров любительского театра

Методы исследования включают в себя анализ научно-методического материала и практического опыта в области развития и совершенствования творческих способностей актёров любительского театра.

Структура выпускной квалификационной работы сформирована на основе целей и задач исследования. Состоит из введения, трёх глав, заключения, списка использованной литературы, приложений. Глава первая рассматривает тему развития и совершенствования творческих способностей актёров любительского театра. При этом уделяется особое внимание сущности развития и совершенствования творческих способностей актёров любительского театра, психолого-педагогическим особенностям творческих способностей. Глава вторая рассматривает любительский театр в качестве одной из форм развития способностей личности. В ней рассматриваются особенности театрального искусства и формы развития творческих способностей личности в театральном искусстве. Отдельно рассматривается значение тренинга в развитии творческого потенциала актёра любительского театра. Глава третья посвящена изучению экспериментального тренинга в творческом развитии актёра любительского театра и сущности экспериментального театра.

Список использованной литературы составляет 45 источника.

1.
Развитие и совершенствование творческих способностей актёров любительского театра

 

В данной главе автор рассматривает сущность развития и совершенствования творческих способностей актёров любительского театра.

Заключение

 

Изучив тему «Развитие и совершенствование творческих способностей актёров любительского коллектива», автор рассмотрел понятия развитие, совершенствование, творчество, психолого-педагогические основы творческих способностей, эксперимент и экспериментальный тренинг. Любительский театр был рассмотрен в качестве одной из форм развития способностей личности. При этом, было определено то, что любительский театр способен иметь благоприятное воздействие на формирование многостороннеразвитой и гармонической личности. В области методики освоения экспериментального тренинга автор определил необходимым:

. Систематизировать занятия по развитию и совершенствованию творческих способностей.

2. Определить индивидуальный подход к психофизике каждого актёра любительского театра.

.   Уделить особое внимание соблюдение техники безопасности.

При проведении экспериментального тренинга важно:

. Учитывать особенности современной биомеханики.

2. Использовать критерии оптимальности: точность, эстетичность, безопасность, комфортность, механическая производительность, экономичность.

.   Применять функциональный подход, позволяющий констатировать те или иные несовершенства техники и тактики.

.   Использовать совместно с функциональным подходом и системно-структурный подход для лучшего результата в развитии и совершенствовании творческих способностей актёров театра.


Введение

Актуальность темы выпускной квалификационной работы тесно переплетается с социально-культурными проблемами общества. В условиях глобализации общества одной из современных проблем следует считать воспитание многосторонне развитой и гармонической личности. Именно поэтому, способность человека к творчеству, созиданию, инновационной деятельности в пространстве развития мировой культуры видится определяющей. Развитие общества нуждается в творчестве, позволяющем более эффективно использовать социально-культурный и психологический потенциал человека. Созидательная деятельность людей приводит к стремительным переменам в экономической и социально-культурной жизни нашего общества.

Социальная значимость проблемы, рассмотренная автором в данной исследовательской работе проявляется в необходимости творческого и интеллектуального развития современного человека в условиях всемирной глобализации и урбанизации. Конституция Российской Федерации предоставляет каждому гражданину право приобщаться к культуре и заниматься творческой деятельностью [1, с. 14]. Творческая деятельность гражданина РФ может осуществляться как в профессиональной деятельности, так и на самодеятельной основе. В «Законе РФ о культуре» говорится, что каждый человек имеет право на все виды творческой деятельности в соответствии со своими интересами и способностями. Развитие творческих способностей личности технологиями культуры и искусства позволяет, с одной стороны, осуществить рекреативную функцию, а с другой - личностно заинтересовать субъекта творчества в создании совершенно новых форм персонального и социального бытия.

Цель исследования - определить приоритеты развития и совершенствования творческих способностей актёров любительского театрального коллектива.

Задачи исследования:

- изучить сущность развития и совершенствования творческих способностей актёров любительского театра;

-      исследовать психолого-педагогические основы творческих способностей;

-      рассмотреть любительский театр в качестве одной из форм развития способностей;

-      определить сущность «экспериментального тренинга» по освоению навыков воспитания творческого восприятия актёра;

-      изучить методику освоения экспериментального тренинга.

Объект исследования - любительский театр, как одна из форм развития способностей личности.

Предмет исследования - особенности развития и совершенствования творческих способностей актёров любительского театра.

Гипотеза исследования - экспериментальный тренинг на основе биомеханики В. Э. Мейерхольда является одной из форм развития и совершенствования творческих способностей личности актеров любительского театра.

Степень исследованности проблемы включает в себя изучение и анализ форм развития и совершенствования творческих способностей актёров любительского театра. Фундаментальная мысль исследовательской работы основывается на трудах К. С. Станиславского, В. Э. Мейерхольда, О. Я. Ремеза, М. А. Чехова, А. А. Гончарова, З. Я. Когородского и др. деятелей театрального искусства.

Рассмотрению природы взаимодействия творчества и личности в социально-философском направлении способствовали исследования Аристотеля, Платона, Н. А. Бердяева, И. И. Булычева, B. В. Налимова и пр. Культурологическое направление исследования проблем творчества проявилось в работах С. Н. Артановского, С. Н.Иконниковой, Э. В.Ильенкова, Н. Н.Никитиной, М. К.Петрова, Э.В. Соколова и др. Социокультурное исследование специфики культуротворчества отмечено в идее разностороннего культурно-ориентированного воспитания. Этой теме посвятили свои труды М. А. Ариарскин, Т.И.Бакланова, Е.И. Григорьева, А. Д. Жарков, Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красильников, Г.Я. Никитина, А. В. Попович, О. В. Ромах, Ю.А. Стрельцов, A. А. Сукало, В. Я. Суртаев, В. Е. Триодин, Н. Н.Ярошенко и др.

Практическая значимость исследования состоит в определении новых форм определения, развития и совершенствования творческих способностей актёров любительского театра

Методы исследования включают в себя анализ научно-методического материала и практического опыта в области развития и совершенствования творческих способностей актёров любительского театра.

Структура выпускной квалификационной работы сформирована на основе целей и задач исследования. Состоит из введения, трёх глав, заключения, списка использованной литературы, приложений. Глава первая рассматривает тему развития и совершенствования творческих способностей актёров любительского театра. При этом уделяется особое внимание сущности развития и совершенствования творческих способностей актёров любительского театра, психолого-педагогическим особенностям творческих способностей. Глава вторая рассматривает любительский театр в качестве одной из форм развития способностей личности. В ней рассматриваются особенности театрального искусства и формы развития творческих способностей личности в театральном искусстве. Отдельно рассматривается значение тренинга в развитии творческого потенциала актёра любительского театра. Глава третья посвящена изучению экспериментального тренинга в творческом развитии актёра любительского театра и сущности экспериментального театра.

Список использованной литературы составляет 45 источника.

1.
Развитие и совершенствование творческих способностей актёров любительского театра

 

В данной главе автор рассматривает сущность развития и совершенствования творческих способностей актёров любительского театра.

Сущность развития и совершенствования творческих способностей актёров любительского театра

Для изучения данного вопроса требуется рассмотреть значимость в формировании личности таких категории как: «развитие», «совершенствование» и «способности». Способности изучают многие научные предметы: философия, социология, медицина, педагогика и т.д. При этом, наиболее глубокое и разностороннее изучение способностей принадлежит психологии. Психология - слово греческого происхождения. Общепринятое значение слова - наука о душе. Психология вошла в состав современных наук 1879 года благодаря немецкому философу и психологу В. Вундт. Современная психология рассматривает способности в качестве индивидуальных свойств личности, являющихся субъективными условиями успешной реализации определённого рода деятельности. Способности не сводятся к имеющимся у индивида знаниям, умениям и навыкам. Они обнаруживаются в течение жизнедеятельности человека.

Так, Б. М. Теплов указывает на то, что способности не могут быть врождёнными. В их основе лежат задатки развития способностей. Сами способности являются результатом развития человеческих задатков [28, с. 411-412]. Абрахам Маслоу не раз отмечал в своих трудах то, что творческие способности заложены в человеке с рождения. В течении жизни под влиянием определённой системы воспитания, образования и социальной практики творческие способности могут оказаться не востребованными. В результате этого они отмирают. Однако не стоит забывать о том, что задатки способны раскрыться при конкретной деятельности человека. Это подтверждает Ф. Р. Филатов в своих научных исследованиях в области психологии творческих способностей личности. Важным явлением в психологии человека Ф. Р. Филатов считает социализацию личности. Социализацию он рассматривает в качестве поэтапного включения личности человека в систему социальных отношений [28, с. 415]. Это замечено с древнейших времён. Формирование психики человека реализуется в определённых социокультурных условиях, в конкретном социокультурном пространстве. При этом, на этого человека влияют социальные нормы, знаковые системы символов, ритуалов, традиций и др. факторов коллективной жизни, которые со временем становятся внутренними регуляторами индивидуального поведения [28, с. 36-37].

Особое внимание способностям человека уделил Б. М. Теплов в своей исследовательской работе «Проблемы индивидуальных различий». В ней он выделили три отличительных признака любой человеческой способности:

под способностями понимаются индивидуальные психологические особенности человека, отличающие его от другого человека. К этому разряду нельзя отнести качества, в отношении которых все люди равны.

-   к способностям относят только те индивидуальные особенности, которые обеспечивают успешность выполнения определённой деятельности или многих видов деятельности.

    понятие «способность» не сводится к знаниям, навыкам и умениям, сформированным у отдельно взятого человека.

Здесь стоит вспомнить утверждение А. В. Петровского, который утверждал то, что по отношению к знаниям, навыкам и умениям способности выступают как некоторая возможность [28, с. 412]. Для реализации этих возможностей непременно требуются определённые условия и усилия. Именно поэтому, основой развития и совершенствования творческих способностей актёра в любительском театре следует считать создание условий по развитию и совершенствованию его способностей и задатков. Проблемы развития способностей человека рассматривает психология развития. В зарубежной психологии значительное место занимают работы З. Фрейда, Э. Эриксона, Ж. Пиаже. В современной теории психического развития человека следует выделить культурно-исторические базовые разделы и специальные подходы Л. С. Выготского, в концепциях А. Н. Леонтьева, С. Л. Рубинштейна и др.

Способности обнаруживаются в процессе овладения деятельности. Многое в этом зависит от качества овладения тем или иным видом деятельности. В нашем случае эта деятельность связана с любительским театром. Основным критерием оценки какой-либо способности является темп и глубина освоения деятельности актёра-любителя. Глубина познания во многом зависит от режиссёра, воплощающего в своей творческой деятельности функцию педагога. З. Я. Когородский отмечает то, что режиссёр театра должен строить свою работу так, чтобы инициатива всегда была за ним. При этом, не менее важно организовать коллективное творчество, пробудить инициативу, включить в работу всех участников любительского театра. Таким образом, одной из важных задач режиссёра любительского самодеятельного театра является своевременное обнаружение творческих задатков актёра-любителя для дальнейшего их развития.

Развитие в психологии и педагогике рассматривается как процесс, направленный на изменение материальных и духовных объектов с целью их усовершенствования. Совершенствование творческих способностей человека проявляется в оттачивании навыком и способностей. Цель совершенствования - улучшить, усовершенствовать творческие навыки актёра-любителя в деятельности самодеятельного театра. Здесь не лишним будет вспомнить слова В. О. Ключевского: «Культура не поддаётся наследству, её необходимо нарабатывать через воспитание и образование» [14]. Это очередной раз доказывает необходимость развивать, совершенствовать и воспитывать театрала любительского коллектива. Творческое развитие и совершенствование актёра-любителя в театральном коллективе тесно переплетается с нравственным воспитанием. Это способствует развивать личность многосторонне и гармонично. Развивая творческие задатки участника художественной самодеятельности важно помнить о его нравственном состоянии. В условиях глобализации современного общества эта проблема выходит на первый план.

Нравственность - это общепринятые нормы поведения. Основное нравственное начало в человеке - любовь. Оно формирует культурное пространство личности и способствует самосовершенствованию культуры человека. В.И. Курбатов указывает на важность культуры в формировании личности и общества: «Культура - это не только музыка, поэзия, архитектура, скульптура, живопись, и прикладное искусство. Это и наши взаимоотношения, состояние улиц, кладбищ, … внешний облик города и транспорта. Культура - это вечный, непрерывный процесс реализации добра и ликвидации зла» [12; с. 196-198]. Вторым важным показателем культуры в культурном пространстве общества является сфера свободного времени. В этом временном пространстве проявляются воспитание, образование, интеллектуальное и гармоническое развитие личности. Знатоки русского языка В. И.Даль и С.И. Ожегов в своих словарях уравнивают между собой свободное время и досуговое время (досуг = свободное время). Свободное время зависит от определённых критериев:

культурный уровень субъекта;

-   образовательный уровень субъекта;

    интеллектуальный уровень субъекта.

Эти критерии дают возможность подойти индивидуально к развитию и совершенствованию творческих способностей каждого актёра-любителя в отдельности. Без каких-либо достижений не возможно совершенствования. Совершенствование тесно связано с понятиями: улучшение, рост, усовершенствование, модернизация, развитие, движение вперёд и пр. Постоянство усилий особенно важно, т. к. случайный успех нельзя рассматривать в качестве совершенствования творческого мастерства. Психология рассматривает совершенствование в качестве целостного процесса, который включает в себя комплекс человеческих качеств и ценностей, включающих в себя благоразумие, рассудительность, интеллект, дисциплину и т. д. Все эти качества ежедневно стимулируют процесс совершенствования человеческих качеств и задатков.

На основании вышеизложенного приходим к выводу, что способности - это психофизиологические свойства человека, от которых зависит динамика приобретения знаний, умений и навыков и успешность выполнения определенной деятельности. Для проявления способностей актёра любительского театра необходимым является развитие и совершенствование творческих задатков, духовно-нравственное и морально-этическое воспитание.

Для того, что бы понять сущность творческого совершенствования рассмотрим более подробно психолого-педагогические основы творческих способностей.

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2020-02-17; Просмотров: 143; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.038 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь