Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Психолого-педагогические основы творческих способностей



 

Проблема человеческих способностей вызывала большой интерес людей во все времена. В прошлом эта тема не имела большой актуальности, т.к. было принято считать, что таланты появлялись сами собой. На творческое проявление способностей человека смотрели, как на стихийно создание шедевров литературы, искусства и науки. В современном обществе ситуация сильно изменилась. Жизнь в эпоху научно-технического прогресса становится более разнообразной и сложной. Человеку сегодня необходимо гибкое мышление, быстрая ориентация и адаптация к новым условиям, творческого подхода к решению больших и малых проблем. Если учесть тот факт, что доля умственного труда почти во всех профессиях постоянно растёт, а всё большая часть исполнительской деятельности перекладывается на машины, то становиться очевидным, что творческие способности человека следует признать существенной частью его интеллекта. Это указывает на то, что развитие творческого потенциала человека становится одной из важнейших задач в его воспитании [16].

При рассмотрении психолого-педагогических основ творческих способностей актёра-любителя важно определиться с теорией педагогики и психологии в развитии и совершенствовании творческих способностей актёров любительского театра. Прежде всего, необходимо выделить такие понятия как «творчество » и «творческая деятельность».

Творчество - деятельность, результатом которой является создание новых материальных и духовных ценностей. Обилие различных определений подтверждает тот факт, что творчество является сложным и многогранным объект исследования. Настоящая творческая жизнь начинается с осознанного выбора главной жизненной позиции. Современные психолого-педагогические исследования нацелены на изучение личностного развития личности в тесном взаимодействии с обществом. Особое значение в личностном развитии относится к воспитанию молодого поколения. «Творчество» и «социализация» выступают здесь как взаимозависимые понятия, т.к. у ребенка нет иного пути личностного становления, кроме творческого, связанного с развитием воображения. Эту тему обсуждали в своих трудах Л. С. Выготский, В. В. Давыдов, Д. В. Менджерицкая, Д. Б. Эльконин и др. Развитие творческого мышления рассматривается ими как основное направление развития личности [16]. Объектом исследования данной темы становится педагогический процесс, влияющий на развитие и совершенствование творческих способностей актёров любительского театра.

На данном этапе исследования темы «Развитие и совершенствование творческих способностей актёров любительского театра» рассмотрим проблемы развития универсальных творческих способностей, которые необходимы для успешного осуществления любого вида творческой деятельности. В нашем случае - это творческая деятельность в любительском театральном коллективе. Творческие способности представляют собой сплав многих качеств. Именно поэтому, вопрос о структуре творческого потенциала человека остается открытым до сих пор [16]. Так Л. С. Выготский, изучающий психологию творческого начала, указывает на необходимость проявления и развития способности к созданию нового. При этом, он считает, что не имеет значение будет ли это результатом возникновения новой вещи внешнего мира, известным построением ума или чувства. В своих работах Я. А. Пономарева отмечается, что к полноценной творческой деятельности способен лишь человек, обладающий развитым внутренним планом действий. Это позволяет ему формировать необходимые знания той или иной области деятельности, необходимой для дальнейшего развития. Здесь не лишне будет вспомнить о личностных качествах индивида, без которых не возможно подлинное творчество. Изучая вопросы «что является критерием творчества человека? », «что обеспечивает творчество? », многие исследователи указывают на необходимость воображения (Л. С. Выготского, Д. Б. Кабалевский и др.). В свою очередь, А. М. Матюшкин считает важным компонентом творчества познавательную активность человека. В данной теории важным является утверждение о развивающемся воображении. Именно такое воображение способствует творческому развитию человека.

Опять же, творческая деятельность воображения находится в прямой зависимости от богатства и разнообразия прежнего опыта человека, так как этот опыт представляет материал, из которого создаются построения фантазии. Чем богаче опыт человека, тем больше материал, которым располагает его воображение. Различные аспекты проблемы воображения отражены во многих педагогических и психологических исследованиях (Л. С. Выготский, А. В. Запорожец, А. И. Леонтьев, Д. В. Менджерицкая, А. В.Петровский, Д. Б. Эльконин). Так, концепция Л. С. Выготского строится на понимании воображения как творческой деятельности, основывающейся на «комбинирующей способности мозга» [20]. Исходя из исследований отечественных и зарубежных авторов творчество и способность способно развиваться. В связи с этим, творческое развитие личности следует считать одной из важных задач театральной педагогики. Многими психологами было замечено то, что творческое развитие личности качественно меняет самого человека. При этом, необходимо учитывать то, что развитие личности происходит на протяжении всей жизни человека. К одним из важных критериев личности можно смело отнести творчество. Это связано с тем, что в процессе человеческой жизни вместе с творческим началом развивается воображение. Воображение, с точки зрения психологии, является внутренним механизмом, обеспечивающим проявление творчества. Не случайно ряд отечественных и зарубежных исследователей, определяют творческое начало в виде способностей или свойств личности (Л. С. Выготский, Гилфорд, Е. П. Торранс). В связи с этим стоит упомянуть Л. С. Выготского: «Именно творческая деятельность человека делает его существом, обращенным к будущему, созидающим его и видоизменяющим своё настоящее». Е. П. Торранс под творческой деятельностью понимает способность к обостренному восприятию недостатков, пробелов в знаниях, чуткость к дисгармонии и т.д. Такую способность человека он называет креативностью. Российские исследователи часто понятие «креативность» заменяют творчеством. Их исследования связаны с развитием творчества, творческой деятельностью, творческим воображением и творческой личностью [21]. Значительный вклад в разработку проблемы творческих способностей внесли физиологи и психологи ХХ века: В. М. Бехтерев, Ф. Бинэ, Д. Б. Богоявленская, Л. С. Выготский, Э. А. Голубева, Ф. Гальтон, В. Н. Дружинин, Я. А. Пономарев, Б. М. Теплов и др. Этими исследователями подробно исследован «механизм» творческого процесса и условия развития способностей.

Не лишним будет упоминание о потребности человека в самоактуализации. Психолого-педагогическая теория основ творческой способности видит в этом явлении раскрытие творческого и духовного потенциала личности. Ф. Р. Филатов указывает на важность этой фундаментальной потребность, присущей всем людям. В связи обратимся к понятию «личность» человека. Ф. Р. Филатов отмечает то, что личность является одной из сложных категорий научной психологии и педагогики. В русском языке слово «личность» имеет отношение к словам «лицо» и «личина» (маска). Подобное значение имеет латинское слова «persona». С античных времён актёры театра надевали маску на лицо. Таким образом, первоначальное понятие слова «личность» включает в себя социальный образ человека, появляющийся в его индивидуальности. Каждый человек в обществе играет свою социально значимую роль. В 1937 г. Г. Олпорт проанализировал около 50 определений личности. Благодаря этому он сформулировал своё определение: личность - это динамическая организация всех психофизических систем человека, определяющая его поведение и мышление. В связи с этим утверждением А. Маслоу выделяет понятие самоактуализирующейся личности. [26, с. 361-363]

В отечественной психологии Л. С. Выготский А. Н. Леонтьев личность рассматривают в качестве активного субъекта и «продукта» деятельности и межличностных отношений в процессе общественного развития индивида. Личность предстаёт перед нами как организованное целое, имеющее свою устойчивую структуру. Отдельные черты личности взаимосвязаны между собой и формируют сложную многоуровневую систему. Таким образом, творческое развитие человека подразумевает развитие его личностных качеств. Характер развития личности формируется уровнем развития группы, в которой данный индивид находится. В нашем случае это любительский театр. Творческий потенциал человека формирует его интеллектуальный потенциал. Таким образом, развитие и совершенствование творческих способностей актёров любительского театра на первый план выводит психолого-педагогические аспекты развития личности. Творчество формирует полноценную многосторонне развитую и гармоническую личность. Задача режиссёра-педагога создать в любительском театре атмосферу творчества и гармоничного развития личности актёра-любителя. В этой связи стоит упомянуть понятие «культурная психология».

Культурная психология - это научная поддисциплина, которая рассматривает культуру как одну из определяющих составляющих психологии. Культурная психология не является исключительно психологией социальных групп, она включает в себя и индивидуальную психологию [29]. З. Я. Когородский обращает внимание на то, что всякому налаженному производству, и творческому в том числе, предшествует лабораторный поиск. Студия по Когородскому является творческую лабораторию. Не случайно Е. В. Вахтангов считал студийность условием полноценной творческой деятельности театра и актёра. С его точки зрения единство «школа, студия, театр», не отделимы одно от другого. В педагогической практике профессиональных и любительских театров большое значение имеют труды К. С. Станиславского, внёсшего большой вклад в развитие театрального искусства. Воспитание актёра в театре происходит по двум направлениям:

тренинг внутренней психотехники, включающей в себя умение сохранять поведение, свойственное живому человеку. Сюда же можно отнести свойства человека думать, воспринимать, действовать органично и естественно в условиях театральной сцены.

тренинг внешней техники, позволяющий передавать внутреннюю жизнь актёра. При этом, актёр любительского театра должен передать свою внутреннюю жизнь зрителю голосом, телом, мимикой, жестои и др. техническими возможностями [10, с. 3-7].

В результате этого, творческий процесс становится искусством. Он озарён и наполнен смыслом факта искусства соответственно масштабу человеческой личности. Не случайно свою «систему» воспитания артиста К.С. Станиславский открывает книгой «Моя жизнь в искусстве». Театр - это коллективное творчество. Именно поэтому, в педагогике К. С. Станиславского особое место занимают театральная этика и этика коллективного творчества. Этика в жизни человека определяет его духовно-нравственное и морально-этическое состояние. Этика устанавливает нравственные устои, а дисциплина помогает их выполнению. К. С. Станиславский не раз говорил: «Всякий, кто портит нам земной рай - жизнь в театре, - должен быть удалён, либо обезврежен…, интриганов и завистников беспощадно удалять из театра». З. Я. Когородский в сборнике «В помощь художественной самодеятельности №22 » отмечает то, что профессиональное, творческое, художественное начало в театре сливаются с этическим, нравственным и гражданским долгом. Именно поэтому, для полноценного творчества необходимо договориться о правилах взаимоотношения в театральном коллективе. Творчеством можно заниматься только в соответствующей творческой атмосфере [10, с. 8]. Важное значение при создании такой атмосферы имеет педагогическая деятельность руководителя любительского театра. При этом, важно следовать определённой педагогической системе. Одной из структур педагогической системы в театральном творчестве можно выделить психотехнику актёра. Важным в этом является открытие для актёра широкого доступа к творческому подсознанию, при котором зарождается подсознательный творческий процесс. К. С. Станиславский основными двигателями творческого процесса называет ум, воля и чувства актёра. При этом, формируется внутреннее и внешнее самочувствие. Всё это вместе взятое, образует общее сценическое самочувствие актёра любительского театра. Работая над своим психофизическим самочувствием, актёр должен использовать эмоциональную память, актёрские приспособления, двигатели психической жизни (ум, волю, чувства), линию роли, сквозное действие и сверхзадачу, веру в себя и в предлагаемые обстоятельства. На данном этапе приоритетное значение имеет педагогический талант руководителя любительского театра. Режиссёр должен увидеть задатки и способности актёра любительского театра и помочь ему их раскрыть.

Таким образом, мы приходим к выводу о важности психолого-педагогических основ творческих способностей в деятельности любительского театра. В развитии и совершенствовании творческого потенциала актёра любительского театра особое значение имеют его задатки и способности. Сам актёр не всегда способен оценить или заметить свои способности и задатки. В этом ему должен помочь руководитель театрального коллектива.

 

2.
Любительский театр как одна из форм развития способностей личности

В главе рассматриваются особенности любительского театра как одной из форм развития способностей личности.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2020-02-17; Просмотров: 145; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.011 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь