Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Тренинг как форма развития способностей личности



 

К. С. Станиславский особе место в развитии актёра уделял развивающим упражнениям. В связи с этим, стоит вспомнить его крылатое выражение: «Тренинг и муштра». Со слов К. С. Станиславского студия должна раскрыть ещё одну тайну творчества. Через постоянные развивающие упражнения театральная студия должна подвести к такому самообладанию, когда артист гибко, легко и просто входит в круг публичного одиночества [17, с. 36-37]. На это направлены творческие упражнения по Мастерству актёра, Сценической речи и Сценического движения. При этом, актёр развивает своё воображение, чувство темпо-ритма, внимание, доверие к партнёру, пластику, дикцию, орфоэпию и т.д.

Актеры любительского театра должны в себе воспитать способность входить в правильное сценическое самочувствие. Такая натренированность требует от актёра способность в нужное время начать «действовать» в соответствии с заданным материалом этюда и роли. В соответствии такого настроя творческое состояние складывается из ряда взаимосвязанных друг с другом элементов (звеньев), которые формируют необходимые условия для сценического действия. Среди таких условий следует выделить: сценическое внимание, свободное от излишнего напряжения тело (свобода мышц), податливая фантазия и воображение, сценическая вера в правду вымысла (предлагаемые обстоятельства), - отношение, оценка факта, общение, чувство партнёра. Вообще, развитие актёрской психотехники включают в себя множество составляющих.

Тренинг сосредоточенного и рассредоточенного многоплоскостного внимания тренирует способности действовать на сцене. Начинается такой тренинг с изучения важного элемента сценического действия - внимания. Внимание - это направленность нашего сознания на определённый объект, а также способность удерживать нашу сосредоточенность на объекте столько, сколько надо. Внимание - это психологический процесс, при котором из нескольких одновременных впечатлений одно воспринимается особенно ярко. Внимание может быть поверхностным, произвольным и непроизвольным, активным и пассивным, внутренним и внешним, формальным и творческим.

При формальном внимании актёр хотя и воспринимает заданный ему сценический объект, но этот объект не вызывает в нём никакого интереса. Он делает вид, что его не замечает. Творческое внимание позволяет актёр при помощи своей фантазии делать заданный объект необходимым для себя, нужным, важным, интересным и т.д. Творческое внимание - это источник большой радости для артиста. Как видим, сценическое внимание - это основа внутренней техники актёра. Оно может быть самым главным условием правильного внутреннего сценического самочувствия, важным элементом творческого состояния актёра. Для примера рассмотрим несколько развивающих упражнений:

Упражнение 1 «Кто летает? »

Для того, чтобы определить степень внимательности отдельных учеников, сыграем на одном из первых занятий в какую-нибудь игру. Выясним, кто летает. Я буду спрашивать, а вы сразу же, без паузы отвечайте. Если я назову что-нибудь летающее, стрекозу, например, - отвечайте хором: «Летает! », - и поднимите руки. Если спрошу о поросёнке, - молчите и не поднимаете руки. То, что поросёнок может лететь с мостков в воду - не считается.

Орёл летает? (Летает)

Воробей летает? (Летает)

Божья коровка летает? (Летает)

Змея летает? (Не летает) и т. д.

Упражнение 2 «Переходы»

Посмотрите на своих товарищей по полукругу, обратите на цвет волос каждого из них своё внимание. Теперь поменяйтесь местами так, чтобы крайним слева сидел участник с самыми светлыми волосами, рядом с ним - потемнее, а крайним справа был бы самый чёрный. Никаких шумных обсуждений! Сидя на месте, молча, каждый ученик ориентируется, куда он должен перейти, и по хлопку педагога все одновременно меняются местами.

пересесть по алфавиту фамилий;

по алфавиту имён;

по росту;

Бесшумно! Чётко! Легко! Без лишних движений, только целесообразные (движения).

Отдельно отметим упражнения на повторение движений партнёра, (зеркало, опаздывающее зеркало и др.), упражнения на реакцию (газонокосилка, бревно, пишущая машинка и т. д.), упражнения, развивающие зрительную память и навыки наблюдательности (ассоциации, найди отличия, крокодил и др.).

Вообще, развивающих упражнений существует большое множество. Все их описать не возможно. Важно их проводить индивидуально по отношению к участникам театрального коллектива и репетиционной ситуации. Важнейшим элементов развивающих игр и упражнений следует назвать занимательность. Тренинг по актёрскому мастерству, сценической речи, сценическому движению должен быть интересным для актёра любительского театра. С помощью тренинга режиссёр должен прививать актёрам способность к импровизации и самостоятельному видению предлагаемых обстоятельств. Лучшим примером к такой способности актёра можно найти в постановке Е. Вахтангова «Принцесса Турандот». Герои положения масок ежедневно импровизировали, используя шутки грядущего дня. Темой для свей роли актёры театра сделали то, что они видели и слышали на улице, в метро, в магазине или в трамвае. Режиссёр такую импровизацию поддержал. В результате этого театр Вахтангова получил прозвище «народного театра». К. С. Станиславский не случайно считал Е.Вахтангова своим лучшим учеником. Развивая свою «систему» К. С. Станиславский уделяет особое внимание внутренней жизни актёра и его импровизации (жизни). В частности, он отмечал: «Большая ошибка режиссёров, когда они навязывают артисту свои чувства и непременно свой рисунок роли. Это насилие. Роль режиссёра иная. Он должен, прежде всего, сам понять, куда клонит артиста, художника и всех творцов спектакля. Собрав их душевный творческий материал, режиссёр должен понять, что и как из него можно создать. Навязав всем свои чувства, режиссёр не получит живого трепещущего материала творцов, из мёртвого материала выйдет мёртвое создание» [18, с. 591].

Особое значение К. С. Станиславский уделял таланту. Талант чествуется, а не определяется словами. Проявление таланта может быть разнообразным. Один талант виден на расстоянии. Другой скрыт, поэтому заметить его сразу сложно. Раскрывается он случайно при определённых обстоятельствах. И в том, и в другом случае талант необходимо тренировать, оттачивать. Это достигается систематическими упражнениями и тренингами. Актёра необходимо заинтересовать в его творческом и интеллектуальном росте. Только так возможно добиться развития и совершенствования творческого потенциала личности актёра любительского театра.

 

3.
Экспериментальный тренинг по освоению навыков воспитания творческого восприятий актёра

Научное понятие эксперимента

Для определения понятия экспериментальный тренинг необходимо понять сущность эксперимента и методологии экспериментального тренинга. Большая Советская энциклопедия даёт объяснение слова «эксперимент». Эксперимент (от лат. experimentum - проба, опыт) - метод познания, при помощи которого в контролируемых и управляемых условиях исследуются явления действительности. Отличие его от наблюдения связано с активным обращением изучаемому объекту. Эксперимент осуществляется на основе теории, определяющей постановку задач и трактовку результатов. Развитие экспериментальной деятельности в науке сопровождалось в теории познания борьбой разума исследователя (рационализма) и практического опыта (эмпиризма), по-разному понимавших соотношение эмпирического (практического) и теоретического знания. Эксперимент, метод исследования возник в естествознании нового времени (У. Гильберт, Г. Галилей). Впервые он получил философское осмысление в трудах Ф. Бэкона.

Современная наука использует разнообразные виды экспериментов:

качественный эксперимент - имеющий целью установить наличие или отсутствие предполагаемого теорией явления;

измерительный эксперимент - выявляющий количественную определённость какого-либо свойства объекта;

мысленный эксперимент - относясь к области теоретического познания, он представляет собой систему мысленных, практически не осуществимых процедур, проводимых над идеальными объектами; способствует утверждению научных догадок (теорий);

социальный эксперимент - способствуют внедрению в жизнь новых форм социальной организации и оптимизации управления, выполняет познавательную функцию и относится к сфере управления обществом и т.д.

В педагогике существует несколько понятий слова «эксперимент», объясняющих его назначение:

) под экспериментом понимается часть педагогического исследования, представляющая проверку на практике истинности теоретических предложений (предположений). В этом случае педагогический эксперимент является сконструированным учебно-воспитательным процессом, дающим возможность изучить и проверить педагогическое воздействие в контролируемых и поддающихся учету условиях;

) понятие педагогический эксперимент используется как синоним педагогического исследования. Примером может быть многолетний воспитательный эксперимент В.А. Сухомлинского, социально-педагогический эксперимент Е.Б. Куркина и т.п.;

) педагогическим экспериментом называют комплексный метод исследования, включающий целый ряд частных методов и методик с использованием теоретических знаний и практических занятий;

) понятие «эксперимент» употребляется в значении педагогического поиска, направленного на разработку новой практики образования в процессе самой практики с помощью её целенаправленного, осмысленного изменения [30].

Одновременно с педагогическим экспериментом можно выделить экспериментальную психологию. Экспериментальная психология является общим обозначением всех видов научно-психологических исследований, осуществляемых посредством различных экспериментальных методов. Сюда можно отнести все исследования психофизики человека или животного с погружением их в экспериментальные условия. Экспериментальная психология представляется не особым видом психологии, а общим методологическим подходом, охватывающим разные области научных интересов психологии.

Как же работает психологический эксперимент? Американский психолог Норман Триплетт имел привычку по утрам гулять по парку. Однажды он обратил внимание на то, что проезжавшие мимо велосипедисты ехали быстрее, когда вокруг было много людей, и медленнее, когда в парке было безлюдно. Н. Триплетт сделал предположение, что присутствие других людей меняет поведении. Далее последовало экспериментальное исследование. Испытуемым-добровольцам было предложено наматывать леску на катушку спиннинга в пустой комнате и в присутствии людей. Выяснилось, что в коллективе катушка крутится быстрее. Экспериментальным методом была доказана гипотеза исследователя. Последующие эксперименты других психологов создали противоречивую ситуацию. Испытуемым давали самые разные задания: от надевания одежды до решения математических задач, запоминания слов. Результаты были противоречивыми. В одном случае наличие других людей облегчало выполнение задания, а в других случаях - наоборот.

Разгадка была найдена Робертом Зайонцем, который обратил внимание на уровень сложности задания. Выяснилось то, что присутствие свидетелей увеличивает возбуждение человека и помогает выполнять простые действия. Примером могут быть задания: надеть рубашку, выстроить ассоциации на уровне «поэт - Пушкин, фрукт - яблоко». При выполнении сложных творческих заданий наличие окружающих заметно ухудшает результаты. В качестве примера можно назвать решение непривычного математического уравнения, сочинение стихов [5]. Эксперимент лучше всего проводить в однородных условиях. Первоначально в небольших (до нескольких десятков) группах обследуемых. В эксперименте исследователь имеет достаточно большую свободу выбора экспериментальных групп. В отличии от наблюдения эксперимент по своему предназначению направлен на определение практического опыта [32]. К разновидностям экспериментов относят:

. По условиям проведения (естественные и искусственные). Естественный эксперимент предполагает изучение объекта в реальных условиях его существования, чаще всего такой вид эксперимента применяется в биологических и гуманитарных науках. Главная задача в естественном эксперименте - обеспечить максимальную непринужденность, натуральность окружающей обстановки. В эту задачу, как правило, входят изучение параметров воздействия среды на данный объект, особенностей поведения или функционирования данного объекта и их оценка. Искусственный эксперимент требует для своего проведения специально создаваемой обстановки, чаще используется в науках о неживой природе (лабораторный эксперимент).

. По целям исследования (преобразующие, контролирующие, констатирующие, поисковые и др.). Эксперимент преобразующий, предполагает активное изменение структуры и функций изучаемого объекта, преднамеренное создание условий, которые должны способствовать появлению его новых качеств. Контролирующий эксперимент решает задачу обеспечения контроля над изучаемым объектом, управления объектом с помощью воздействующих факторов с одновременным изучением изменений его состояния в зависимости от воздействия. Констатирующий эксперимент представляет собой процедуру проверки какого-либо исходного предположения. Целью его является фиксация наличия или отсутствия определенных свойств, отношений, эффектов, состояний и т.п. Поисковый эксперимент не имеет систематического характера. Он часто является начальной стадией в серии экспериментальных исследований, проводится в тех ситуациях, когда недостаточно известен комплекс факторов, влияющих на изучаемый объект. Такой эксперимент носит разведывательный, предварительный характер. Для него в большей степени характерно то, что мы говорили выше об экспериментировании, как поиске активности. Поисковый эксперимент занимает видное место в научном познании. Его роль порой недооцениваю методологи из-за влиятельной роли теории в современной эмпирической науке. Решающий эксперимент является важным в изучении конкурентных отношений той или иной ситуации. Данный вид эксперимента способен отстоять одну точку зрения и опровергнуть другую. Для этого, эксперимент должен быть спланирован так, чтобы основной вопрос, решаемый в ходе экспериментального исследования, был сформулирован с учётом двух точек: «да» или «нет». В качестве примера можно рассмотреть знаменитый «маятник Фуко». Благодаря ему Ж. Б. Л. Фуко продемонстрировал вращение Земли (1851 г.). Этим экспериментом была доказана справедливость теории Коперника и опровергнута теория Птолемея. Бывают случаи, когда вопрос о действительной роли решающих экспериментов в развитии научного знания весьма непрост. Например, не всегда решающий эксперимент расценивается современниками как именно решающий. Часто это удается понять намного позже.

. По количеству факторов (однофакторные и многофакторные). Однофакторный ( классический) эксперимент базируется на допущении, что исследователь имеет возможность использовать факторы, участвующие в исследовании ситуации, по одному. Из этого следует, что экспериментатор способен выделить изучаемую зависимость в чистом виде, может четко вычленять воздействующие на зависимую переменную факторы. Это позволяет упорядочить факторы эксперимента во времени и пространстве, «включать» и «выключать» их по своему усмотрению и т.д. Здесь стоит помнить то, что исследовательские ситуации часто оказываются гораздо сложнее. Многофакторный эксперимент является мощным средством современной науки. К его достоинствам относят: эффективность использования времени и средств, что выражается в сокращении числа опытов, необходимых для решения исследовательской задачи; значительная информативность эксперимента. Получаемый результат показывает удельный вес каждого фактора в отдельности, высокая степень достоверности данных. Здесь следует учитывать то, что при попытке использовать методологию классического эксперимента результаты могут оказаться неудовлетворительными из-за воздействий неподконтрольных факторов. любительский театр творческий способность

. По степени контролируемости факторов (активные и пассивные - регистрирующие): экспериментатор контролирует «вход» и «выход» исследуемой системы. При этом важно помнить то, что не всегда независимая переменная хорошо контролируема. Иногда мы можем лишь констатировать, что она изменяется, не будучи в состоянии целенаправленно воздействовать на неё. В этом случае имеет место ситуация пассивного, или регистрирующего, эксперимента. В данном случае экспериментатор наблюдает за поведением зависимой переменной, стараясь извлечь максимум информации об изучаемых взаимосвязях. Примером может служить изучение шокового процесса в патологической физиологии собаки Павлова [32].

Из вышеизложенной информации видно то, что эксперимент имеет отношение к познавательной деятельности. Целью такой активности являются испытание и расширение собственных возможностей, общая «разведка» и освоение природной среды. Такая активность порой бывает неуправляемой или с использованием игровых моментов. Ярким примером такой исследовательской деятельности можно считать игровые ситуации с незнакомым предметом. В театральном искусстве это может быть тренинг на предметное отношение: вижу стул - отношусь, как к партнёру. Феномен эксперимента хорошо изучен психологами. Историки утверждают, что первые эксперименты начались именно в искусстве. Художники экспериментировали с подбором цвета и материала (холст, ткань, штукатурка). Музыканты проводили свои вариации звучания музыки XVI-XVII вв. в создании равномерных интервалов музыкального строя. В том или ином случае объектов эксперимента было три:

субъект, проводящий экспериментальное наблюдение (экспериментатор).

исследуемый объект.

условия и обстоятельства экспериментирования. Сюда можно отнести определённые условия времени и места действия, технические средства экспериментирования (экспериментальная установка предлагаемых обстоятельств, необходимые инструменты и приборы), теоретический материал, поддерживающий сформированную экспериментальную ситуацию [31].

В качестве объекта эксперимента может выступать один человек или отдельная группа людей (актёров). Под влиянием экспериментального поиска в современном театральном искусстве формируются соответствующие явления: экспериментальные студии, экспериментальные сцены, театры, спектакли, тренинги. Подобные эксперименты направлены в поиске новых форм работы с актёрским составом, с художниками, осветителями, костюмерами и др. работниками театрального искусства. Экспериментальный театр, студия, постановка направлены на новое зрительское восприятие драматического произведения и видения постановщика (режиссёра) и исполнителя (актёра). Экспериментальный тренинг, соответственно, направлен на поиск новых форм работы в области мастерства актёра. Для того, чтобы лучше понять это явление необходимо исследовать феномен экспериментального театра.

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2020-02-17; Просмотров: 128; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.028 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь