Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Особенности театрального искусства
«Театр» в переводе с греческого значит «зрелище». Зрелищность - природа театра. Вне этого качества он существовать не может. История театра начинается с древнейших времён. Первые театрализованные представления имели отношение к народным празднествам. В античные времена древние греки устраивали театрализованные гуляния в честь бога плодородия Диониса. Участники театрализации надевали козлиные шкуры и маски. Знаменитые драматурги того времени: Эсхил, Софокл, Еврипид называются отцами греческой трагедии, Аристофан - отец комедии. В Риме можно отметить Плавта комедиографа и Сенеку, который обрабатывал произведения Еврипида. В средние века по Европе бродили бродячие артисты. В городах они устраивали театрализованные представления бродячих комедиантов, жонглеров. В России в это время были известны скоморошьи потехи и народный театр. В народные праздники устраивались потешные театрализованные представления. Современный театр являлся синтетическим видом искусства, включающим в себя музыку, архитектуру, живопись, поэзию, кинематограф, фотографию, дизайн и т. д. Язык театрального искусства - образность. Основное средство выразительности - актёр и его творческий потенциал. Находясь на сцене, актёр использует разные театральные приёмы и формы существования, доносит до зрителя суть происходящего на сцене, замысел режиссёра и драматурга. При этом актёром может быть не только живой человек. В качестве исполнителя театрального действия может оказаться кукла или какой-либо предмет, управляемый человеком. Не случайно, театральное искусство считается самым сильным средством влияния на человека. Ведь, видя происходящее на сцене, зритель ассоциирует себя с тем или иным персонажем, и через внутренние ощущения (чувства) изменяет себя и свою жизнь. В связи с этим уместно вспомнить слова Н. В. Гоголя: «Театр ничуть не безделица и вовсе не пустая вещь... Это такая кафедра, с которой можно много сказать миру добра». Это высказывание очередной раз указывает на духовно-нравственный стержень сущности театрального искусства. Таким образом, театр должен будоражить ум людей, чтобы совершенствовать жизнь общества. Главным отличием театрального искусства является необычность материала, который художник использует для создания произведения. Материал живописца или скульптора известен всем. Это холст и краски в одном случае, глина, мрамор или дерево - в другом. Писатель использует слова, чтобы выразить мысли, настроения, характеры людей, картины природы. Отобрав наиболее точные и нужные слова, способные все это передать, писатель переносит их на бумагу, и она становится «хранителем» его литературного творчества. Композитор переводит мысли, настроения, чувства, образы в звуки и передает их с помощью нотных знаков, воспроизводящих мелодию. Во всех, описанных случаях, мысль творца создаётся его воображением посредствам «мертвого» материала. В театре актёр создает сценический образ и сам его проявляет через лицо, голос, тело, свой душевный мир, свои нервы, свою способность мыслить и чувствовать и т.д. В этом заключается творческое проявление актёра любительского театра. Для развития и совершенствования творческого потенциала актёров любительского театра руководитель коллектива должен знать основные формы развития способностей личности. Для этого рассмотрим их в следующей теме. 2.2
Одной из важных форм развития способностей личности актёра в театральном искусстве является театральная педагогика. Здесь необходимо учитывать то, что важной стороной занятий в театральной студии является творческий процесс, заключённый в непрерывном коллективном общении. Студийность сводится к такому принципу коллективных отношений, которые способствуют плодотворному занятию любимым делом. К.С. Станиславский рекомендовал режиссёрам охранять театральный коллектив от всякой скверны, для того, чтобы создавались необходимые условия творческих и рабочих отношений. Это связано с тем, что режим как распорядок, правило творческих и рабочих отношений является самым необходимым в коллективном деле. Театральная педагогика нацелена на формирование единомыслия в коллективе любительского театра. З. Я. Когородский отмечает: «Единомыслие - это не одинаковые мысли, а мысли об одном…»[10, с. 31]. Чем разнообразнее взгляды союзников, тем плодотворнее союз. Речь идёт не о инакомыслии на главные приоритеты театра: принципы театрального искусства, его цели, методики и режим работы. «Самое главное в театре - художественная дисциплина», - утверждал К.С. Станиславский. Актёрская свобода достигается постоянным самовоспитанием, как осознанная необходимость. Слово репетиция возникло от французского «repeter» - повторять. В этом слове скрыта большая педагогическая значимость театрального искусства в воспитании творческой личности. В каждой творческой профессии существуют свои упражнения, сохраняющие и обогащающие профессию. В театральном искусстве - это репетиция. Это связано с тем, что главным в искусстве современного театра становится драматический ансамбль, целостность, продуманность и слаженность всех элементов спектакля [10, с. 31-32]. В сущности, репетицию можно отнести к ещё одной форме развития способностей личности. Ведь именно через репетицию актёр проявляет свои способности и задатки. Режиссёр ежедневно должен учиться выстраивать верные отношения с актёрами своего коллектива. Нельзя полагаться только на власть и авторитет. Какие бы отрицательные явления, ложные традиции, опасные тенденции ни жили в актёрской среде и в самом театральном коллективе, ломает и меняет их режиссёр. В этом проявляется его педагогический талант. З. Я. Когородский приводит пример из своей педагогической практики. Однажды он пришёл в репетиционный зал за 4 часа до начала работы. Помощник режиссёра был на месте и с ним был обговорён план репетиции, планировку выгородки, реквизит и вызов актёров. Сам З. Я. Когородский приходил на репетицию за 5 минут позднее начала репетиции, чтобы не портить настроение актёрам от опозданий. В дверях репетиционного зала стоял смущённый помощник режиссёра. На репетицию не пришли два актёра, необходимых в постановочной работе [10, с. 32]. Уже на этом этапе режиссёр должен планировать свои действия. Можно зайти в зал с раздражённым видом, но это заметят другие актёры. Раздражительность может передаться всем остальным. В результате пропадёт творческий настрой актёрской труппы. Можно отменить репетицию. На этот вопиющий факт обратят все, но при этом будет потеряна репетиция. В театральном искусстве каждая репетиция на счету. Перед режиссёром возник вопрос: «Что делать? ». Что дороже - репетиция сегодня, нормальные отношения завтра с теми же опоздавшими, авторитет режиссёра или принцип?.. Какое решение может быть творческим и верным с педагогической точки зрения. Решено было подождать опоздавших актёров. До их прихода было решено ещё раз повторить событийный ряд пьесы. С приходом опоздавших актёров пришлось снова принимать решение: делать выговор сейчас или в конце репетиции. Если сделать выговор сейчас, то это отвлечёт всех от творческой атмосферы обсуждения пьесы. Следовательно, выгоднее сделать выговор в конце репетиции. Именно так поступил З. Я Когородский. Опоздавшие Иваненко и Долин с особым рвением включились в обсуждение пьесы после объяснения своего опоздания. Лишь за 5 минут до окончания репетиции З. Я Когородский напомнил всем о важности репетиций в театральном искусстве [10, С 34-35]. В педагогике можно выделить мудрую рекомендацию для режиссёра профессионального и любительского театра. Общаясь с ребёнком, добиваясь его послушания, лучше ему говорить: «Будь добр. Подними книгу, которую ты уронил». Укорять его в проступке бессмысленно: «Не бросай книгу куда попало! » Позитивное обращение более плодотворно, чем негативные нападки. Современная психология вообще склоняется к тому, что частица «не» подсознанием человека не воспринимается. Слова «не делай», «не балуй», «не шуми» могут привести к противоположному эффекту. В работе с актёром такая рекомендация больший творческий и моральный эффект. Выражения «не надо партнёра игнорировать» или «нельзя играть мимо партнёра» лучше заменить на «обратите внимание на партнёра» и «скажите данную фразу конкретно партнёру». Эти фразы звучат конкретнее, проще и доброжелательнее. Весь процесс работы режиссёра с коллективом любительского театра - это цепь разнообразных творческих решений, развивающих интерес и аппетит к работе, к задачам роли, к замыслу в целом. Из вышеизложенного материала, мы делаем вывод о важности театральной педагогики и репетиций в развитии и совершенствовании актёров любительского театра. Далее есть смысл рассмотреть значение творческих упражнений и заданий в развитии и совершенствования способностей актёров любительского театра.
|
Последнее изменение этой страницы: 2020-02-17; Просмотров: 153; Нарушение авторского права страницы