Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Философия сознания новейшего времени



 

Философия как исторически первая форма научного знания включает в себя достаточно большое количество самостоятельных разделов и направлений. Особое место в структуре философского знания занимает отрасль, занимающаяся исследованием человеческого сознания, - философия сознания. Относительно недавно оформившись в качестве самостоятельной отрасли знания, она, тем не менее, имеет свою предметную область, специфический категориальный аппарат и методологию исследования. Элементы философии сознания обнаруживаются уже в древнегреческих и древневосточных философских текстах. Этот раздел современного знания представляет собой своеобразную область познания, где объединяются интересы гуманитарных и естественных наук.

Человек сам для себя до сих пор остается terra incognito. Физические возможности человека изучены еще недостаточно, а его духовный мир понятен и того меньше. Тем не менее, считаем необходимым начи-нать процесс познания, а в широком смысле

приобщение человека к сфере научных знаний с исследования главного его орудия

сознания. Так же, как культура научного мышления человека формируется в процессе изучения основ формальной логики, так и освоение тайн Вселенной должно, на наш взгляд, начинаться с формирования адекватного представления о сознании и его особенностях. Но если история формальной логики насчитывает более двух с половиной тысяч лет, то философия сознания в качестве самостоятельной отрасли возникла сравнительно недавно. У ее истоков в отечественной философии стояли такие мыслители, как Э.В. Ильенков, М.К. Мамардашвили, А.Г. Спиркин, В.П. Тугаринов. Из современных ученых, разрабатывающих различные разделы философии сознания, можно назвать Д.И. Дубровского, А.В. Иванова, В.Н. Филиппова. В зарубежной философии проблемы сознания представлены в трудах С. Приста, Г. Райла, С. Роуза. Мы назвали лишь несколько имен - на самом деле тема сознания объединила представителей практически всех наук, но эта сторона проблемы должна быть предметом специального исследования.

Формулируя основные разделы философии сознания, мы исходим из существующей философской традиции исследований подобного рода. В частности, первостепенное внимание было уделено классическим отраслям философии - онтологии, гносеологии и праксиологии. В ходе исследования сознания многие ученые приходят к выводу, что сознание должно быть объяснено без соотнесения его с определенным индивидом. Нужна так называемая метатеория сознания, которая отразила бы специфику сознания как целостной системы. Наиболее подходящим для исследования нам представляется гипотетико-дедуктивный метод, который позволяет некоторые научные принципы исследования принимать априорно и дедуктивным путем выводить из них следствия. Большинство концепций сознания построены именно таким способом. Но этот подход должен иметь в своей основе и опытное знание, которое необходимо как существенное дополнение и эмпирическое подтверждение теоретических постулатов.

Философия сознания генетически связана со всеми другими философскими дисциплинами. Невозможно, например, объяснить сознание без обращения к научным концепциям антропогенеза, существующим в современной философской антропологии. Выбор антропологической парадигмы во многом определяет характер будущих результатов исследования. Представляется, что доминирование одной-единственной концепции антропогенеза имеет и отрицательную сторону: постепенно такое учение превращается в догму, которая крайне нетерпима к новым гипотезам и идеям. Так, например, долгое время под влиянием дарвинизма и вульгарного материализма генезис человека в отечественной философии рассматривался как случайный и даже побочный результат эволюции природы. Человек и его сознание в таком случае «вписывались» в цепочку причинно-следственных связей материального мира, что исключало свободу выбора. Представляется, что в рамках философии сознания с целью выявления сущности сознания необходимо иметь в виду различные, даже противоречащие друг другу, концепции антропогенеза. Но определяющей в таких исследованиях должна выступать идея антропоцентризма, так как познается не мир, существующий сам по себе, а мир, в котором живет человек и который познается при помощи сознания, а это многое меняет. На наш взгляд, отказаться от антропоцентризма означает отвергнуть специфический способ познания мира и отношения к нему. Понимая всю односторонность такого подхода, считаем возможным исследование мира через призму человеческого сознания, находящегося в центре мира. С другой стороны, возможны и другие, вполне обоснованные методологические подходы к данной проблематике, которые имеют под собой иные мировоззренческие ориентиры.

Другой важный раздел философии -онтология - исследует особенности бытия сознания, его сущностную характеристику. Особый, не имеющий аналогов, способ бытия сознания предполагает и весьма специфические методы его познания. Достаточно давно стало ясно, что сознание - это особый объект исследования, что оно не поддается делению на части и анализу для последующего синтеза знания. Этот традиционный метод, применяемый с древних времен для исследования природы, оказался совершенно не пригодным для философии сознания, потому первой и самой главной задачей стало описание и изучение специфического бытия сознания. Более того, сознание - это не просто атрибут человека, а сам способ его бытия, который позволяет придавать жизни целесообразный характер. Именно сознание человека связывает в единое целое все разрозненное многообразие нашего эмпирического опыта и позволяет нам чувствовать себя мыслящими существами, которым природой предписано осуществлять акт мысли. В любых, даже самых трагичных, ситуациях сознание позволяет делать некоторые события предметом на-шего мышления, заботы. Ф. Кафка в своем философско-художественном рассказе « Превращение» показывает, что способность к осознанию происходящего вокруг есть отличительная черта человека, даже если он по каким-то причинам внешне превратился в другое существо. Сознание как способ бытия означает нашу способность одновременно относиться к двум мирам: материальному и идеальному. Таким образом, сознание позволяет человеку познавать истины, которые по своей сути носят трансцендентный характер. К.Г. Юнг однажды сказал, что через архетипы вечность смотрит глазами человека. Представляется, что подобную функцию выполняет и сознание, позволяя «конечному» человеку заглянуть в бесконечность.

Основные элементы сознания выявляются в ходе познавательной деятельности человека. Это уже область гносеологии сознания. Знания как важнейший элемент в структуре сознания все же не исчерпывают его. На самом деле сознание - это не только знания, но и отношения, эмоции, чувства и весь спектр сугубо человеческих качеств, которыми мы обладаем. Эта сторона сознания человека представляла особый интерес для русской религиозной философии, феноменологии и экзистенциализма. Стремление философов-рационалистов редуцировать сознание до существующих в нем знаний не увенчалось успехом, а вызвало серьезную критику, прежде всего, со стороны представи-телей иррационализма. В то же время недооценивать значение понятийного знания также не следует. Все наше знание о мире и о себе фиксируется именно в научных понятиях. Передача опыта от поколения к поколению также возможна благодаря рациональным формам мышления.

Особенности формирования сознания человека в ходе социализации и его изменения при десоциализации являются предметом изучения праксиологии сознания. Социальное окружение человека, без преувеличения, определяет его ценностные и моральные принципы. Кроме того, сами знания о социальном мире и способах его бытия во многом определяются конкретным социальным контекстом. Особенно показательным в этом смысле является опыт России, связанный с тем, что в конце прошлого века за относительно короткий промежуток времени кардинально пересмотрены все основные жизненные ценности человека. В современном российском обществе изменились сами социальные отношения, а также трансформировались социальные институты, отвечающие за процесс формирования сознания человека. В этой связи возникла острая необходимость в философском анализе происходящих событий и определении первостепенных задач, решение которых направлено на формирование самостоятельного и творческого сознания человека.

Важным представляется анализ степени и характера влияния на сознание человека современных компьютерных технологий, которые стали новым культурным явлением, заменив собой традиционную книжную культуру. Если изменились способы передачи опыта, то следует ожидать и изменений самого сознания человека. Непосредственные социальные отношения уступают место коммуникациям между людьми, опосредованным через различного рода технические устройства. Например, тенденция формализации процесса обучения посредством повсеместного введения тестового способа проверки знаний учащихся вызывает неоднозначную реакцию со стороны профессионалов в этой области. Без сомнения, философия не должна оставаться в стороне от исследования таких важнейших сторон нашей жизни.

Кроме того, в философии сознания используются также результаты, полученные частными науками. Сознание, как известно, связано определенным образом с деятельностью головного мозга человека. В этом плане большой интерес представляют данные из области нейробиологии, физиологии высшей нервной деятельности. Изучение головного мозга человека с целью выявления механизма «зарождения» мысли имеет богатую историю. Но эта тема стала особенно актуальной в прошлом веке, когда серьезные открытия ученых, казалось, предвещали раскрытие тайны человеческого сознания. В нашей стране был создан институт мозга человека, в котором тщательно исследовали, например, головной мозг людей, проявивших при жизни незаурядные способности в различных областях знания. Была предпринята попытка связать гениальные способности человека с объемом его головного мозга, но впоследствии эта гипотеза не подтвердилась.

Так или иначе, игнорировать этот богатый эмпирический материал нельзя, а потому философия сознания, не впадая в крайности, должна выявить «рациональное зерно» из всего того, что уже сделано учеными в этой области.

Сложность темы сознания обусловила необходимость диалога и обмена опытом между представителями различных наук. Например, ученые-физики считают нужным в ходе исследования физических явлений учитывать влияние на эти события сознания человека. Оказалось, что познающий субъект также является важнейшей составляющей нашего мира. Уже в начале прошлого века этот факт стал предметом научных дискуссий, прежде всего в области физики. Объективности ради следует отметить, что впервые эту проблему сформулировали философы, причем задолго до ученых-экспериментаторов. Этих философов называли субъективными идеалистами, а их точку зрения часто критиковали. Но в настоящее время, уже другими словами, эта истина была еще раз сформулирована, а философский принцип esse est percipi Джорджа Беркли приобрел новый смысл. Человеческое сознание в прямом и переносном смысле создает миры, формулирует законы их развития, во многом определяет бытие человека и природы. В этом плане опыт частных наук, где экспериментально доказывается важная роль сознания в физическом мире, представляет большой интерес для философии сознания.

Сознание человека во многом определяется в ходе его воспитания и обучения. В этой связи для более ясного представления о нем важны результаты исследования человеческой субъективности в рамках педагогики, психологии, социологии и других наук, так или иначе связанных с изучением человека. Актуальные проблемы педагогики были всегда в центре внимания философов, что еще раз подтверждает важность этой сферы человеческой деятельности. Философия не только формулировала проблемы, но и решала их соответственно духовным традициям, существующим в ту или иную эпоху. Достаточно вспомнить греческую философию классического периода, в рамках которой была сформулирована проблема обучения и воспитания человека. Сама философия сознания в этом контексте предстает в качестве и научного направления, и учебной дисциплины. В последнем случае речь идет о необходимости синтеза основных результатов исследований в области философии сознания со всем комплексом гуманитарных наук. Только такое целостное представление о человеке способно сформировать творчески активное сознание подрастающих поколений.

Результаты исследования сознания человека, т.е. знания о нашем разуме, мышлении, занимают важное место в мировоззрении человека. Выход на мировоззренческий уровень предполагает, что знания из области философии сознания должны быть некоторым образом адаптированы к требованиям современности. Самой главной задачей в этом контексте является формирование в менталитете человека адекватного представления о сознании, которое есть не только «орудие познания», но и особый способ бытия человека. Внутренняя интенция человека к совершенствованию является первым и самым необходимым элементом процесса формирования полноценного сознания. Только в таком случае мы может утверждать, что наша жизнь разумна, а мы - сознательны.

Но при всей специфичности человеческого сознания невозможно на этой основе продолжать дальнейшее противостояние с природой. Нужен поиск потерянных во времени общих оснований бытия человека и мира, что и является одной из проблем современной философии сознания. Представляется, что философия сознания наряду с другими гуманитарными дисциплинами может стать основой общего мировоззренческого потенциала человека. В такой высокой оценке знания о человеке проявляется своеобразное противостояние западному прагматичному мышлению и специализации учащихся в процессе обучения. Потенциал человека может полностью раскрыться в случае адекватного его образования. Но среди общеобразовательных дисциплин пока отсутствует, на наш взгляд, самая важная наука - о человеческом сознании. Необходимы меры по включению в общую систему знаний о человеке знания о главном его атрибуте - сознании. Адаптация теоретического знания из области философии сознания к различным уровням образовательной системы является чисто технической задачей, которая может быть решена совместными усилиями всех заинтересованных сторон.

Философия сознания в качестве самостоятельного раздела современной философии имеет не только теоретическую, но и практическую значимость. Она позволяет формировать представление о человеческом сознании благодаря холистическому взгляду на свой объект познания. В этом смысле философия сознания непосредственно участвует в формировании мировоззрения человека. Конечной целью исследования сознания являются не знания сами по себе, а то, насколько это исследование приблизило нас к раскрытию тайны самого человека. Поэтому философия сознания, как и все другие отрасли философии, имеет первостепенное значение для формирования научного представления человека о своем сознании. Известно, что уровень развития человеческого сознания во многом зависит от социальных условий, господствующих в обществе. Формирование самостоятельного, творческого сознания предполагает наличие в обществе соответствующих социальных институтов. Невостребованность в должной мере развитого и критического сознания человека в современном обществе схожа с нежеланием человека учиться самостоятельно ходить на двух ногах. Для этой цели (чтобы он не имел права самостоятельного выбора пути) различные заинтересованные в нем группировки предлагают ему искусственные средства передвижения, которые, конечно же, контролируются с их стороны. Сущность человека проявляется только в случае его адекватного развития, а в нашем случае - наличия творческого сознания. Человек как «орудие самопознания» природы в обязательном порядке должен подняться над своей естественной животной жизнью.

Представляется, что потенциал философии сознания в качестве важного элемента формирования мировоззрения человека исследован еще недостаточно. Если сознание человека в качестве его атрибутивного свойства формируется по определенным законам, то их следует знать, и это знание сделать достоянием всех, а не некоторых. Человек - возможно, единственное существо, которому природа дала уникальную возможность самосовершенствоваться как в физическом, так и духовном плане. Очевидно, что многие проблемы в экономике, политике, образовании и других сферах общественной жизни связаны с уровнем развития сознания человека. Здесь обнаруживается определенная закономерность: насколько эффективно система образования сможет выявить и развить творческий потенциал сознания подрастающих поколений, настолько человечными и будут отношения в обществе и государстве. Процесс познания в определенном смысле может рассматриваться как средство для достижения более высокой цели - формирования творческого сознания человека. Дело в том, что в ходе познания тайн природы изменяется сам познающий человек. Этот способ воспитания человеческого духа был основным уже в античной культуре.

Простое созерцание истины оказывает на человека огромное влияние и способствует адекватному восприятию им мира и своего места в нем. Сознание при таком рассмотрении - это своеобразный «интерфейс» между человеком и миром. Его основные элементы выявляются в процессе познания. Человек «конечен», но в своем знании он входит в сферу бесконечного. В феноменологической редукции операция «эпоха», в представлении Э. Гуссерля, - это очищение сознания от налета «пут бытия», случайных моментов. Чистое сознание стало в эпоху классической философии предметом особого внимания. Оно могло гарантировать объективность и независимость от случайного. Но этот поиск привел к совершенно неожиданным результатам. Оказалось, что если любая система достигает определенной степени сложности, то ее модель не может быть проще, чем она сама. Сознание - слишком сложная система, принципы действия которой пока остаются неизвестными, поэтому невозможно построить его аналог. Становится очевидным, что мир уже нельзя объяснить, не обращая внимания на специфику человеческого сознания. Благодаря сознанию человек способен, будучи «конечным» существом, познавать мир и формулировать фундаментальные и универсальные законы бытия. Аристотель утверждал, что узел невозможно развязать, если неизвестно, как его завязали. Мыслительный акт человека некоторым образом «вскрывает» свернутый порядок Вселенной. Но непосредственное восприятие реальности невозможно только при помощи разума, существуют и другие немаловажные способы отношения человека к миру (например, интуиция, мистическое озарение), но они находятся вне компетенции сознания -возможно, потому, что религия отвечает на запросы сердца, а наука - ума. В этом главная трудность взаимоотношений между наукой и другими формами общественного сознания. К тому же специфика сознания малоизвестна как самому его носителю, так и другому наблюдателю. Человек, с точки зрения другого наблюдателя, возможно, кажется ему неразумным так же, как заводная кукла для нас. Поэтому понятия свободы и разумности относительны и всегда требуют рассмотрения в социальном контексте. Человек строит различные модели мира, в которых возникают искусственные (непонятные вне социального контекста) категории добра и зла, свободы, справедливости.

Используя великие достижения мировой науки и философии, следует в то же время учитывать особенности мировоззрения человека российского общества. Пропаганда в России западных образцов жизни, с точки зрения их адекватности сознанию россиян, является безграмотным шагом государственной идеологии. Как бы ни были прекрасны западные образцы жизни, с позиции общечеловеческих ценностей они не адекватны существующему «полю сознания» большинства россиян. Это не отсталость, как иногда утверждают, а особый способ отношения к миру и себе. Представляется, что такое сознание еще не потеряло исконной связи с природой, оно обладает гораздо большей степенью сострадания друг к другу, чем сознание западного человека. Это то, что нужно хранить и воспитывать в будущих поколениях, необходимо формировать эту идею как важную часть их мировоззрения. Неповторимость и загадочность (непредсказуемость) сознания россиян многих пугает и позволяет говорить о нас как о нецивилизованном народе. Но если цивилизованность означает диктат над другими народами, разрушение существовавших веками связей между человеком и природой, то предпочтительнее оставаться «нецивилизованными», но гуманными людьми. Слепое копирование чуждой системы ценностей, в силу ее неадекватности мировоззрению человека, усиливает его дезориентацию в пространстве и во времени. Человек с таким сознанием легко поддается внушению и становится объектом манипуляторов различного толка. В этом отношении исследование особенностей современной индустрии сознания должно рассматриваться не только как сугубо теоретическая рефлексия, но и как общегосударственная задача, которая требует своего разрешения в сфере социальной практики.

Философия сознания в качестве научного направления представляет собой важную отрасль современного знания, целью которой является исследование атрибута человеческой сущности - сознания. Представляется, что философия сознания обладает огромным научно-исследовательским и мировоззренческим потенциалом, что и определяет ее актуальность.

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2020-02-17; Просмотров: 177; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.025 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь