Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


А. Ахматова - поэт контрастного видения действительности



 

Поэтический мир Анны Андреевны Ахматовой сложен и многообразен. Это объясняется не только тем, что ее более чем полувековой творческий путь был насыщен великими историческими событиями, нашедшими отражение в ее поэзии, но и богатством ее внутреннего духовного потенциала. Восприняв и творчески переосмыслив многие достижения русской классической и мировой литературы (как поэзии, как и прозы), она смогла стать глубоко оригинальным поэтом не только по своему внешнему бытию, но и по координатам творчества. Ее поэзия органично сочетает в себе разнообразные эмоциональные, идейные и стилистические пласты (жизнь человека и неумолимое движение времени), глубокую поэтичность и проникновенную публицистику; «классическое наследие с удивительной неожиданностью точных деталей». Поэтому так трудно выделить доминанту ее творчества (что стремится сделать каждый или почти каждый исследователь творчества А. Ахматовой) без ущерба для остальных сторон ее поэзии, которые лишь все вместе и создают неповторимоесвоеобразие. Однако не будет ошибкой сказать, что одним из проявлений разносторонности ахматовской поэзии, а быть может, и главным условием этого является свойственное поэтессе контрастное восприятие мира. В ее поэзии - своеобразное сочетание женственности, хрупкой нежности и даже слабости с решительным и волевым жестом, эмоциональный порыв и рациональное психологическое решение, бездна печали и страдания и сияющая солнечным светом радость.

Существенная роль контраста в поэзии А. Ахматовой была замечена еще В.В. Виноградовым, который считал, в частности, что у Ахматовой очень часто символ «семантически видоизменен… путем неожиданной прицепки другого «символа», контрастирующего или вообще диссонирующего с ним по эмоциональному тембру, вещественному содержанию или даже - грамматической форме».

Контрастное видение мира позволяет Ахматовой изобразить его диалектически, в его противоречиях, во взаимодействии противоположных начал. Вместе с тем такое видение вытекает из особенностей склада «лирической души» поэтессы, воспринимающей окружение как смену радостного, просветленного и печального, тяжелого чувства, что определяет особого рода психологизм, присущий Ахматовой в изображении человека.

Анна Ахматова принадлежит к числу поэтов, красота и многозначность произведений которых могут раскрыться только при неоднократном к ним возвращении. Отдельные ее строки, строфы и целые стихотворения запоминаются и принимают самое деятельное участие в нашей духовной жизни, преображая ее.

Сердце поэтессы слышало не только человека, но и голос его души. Голос печали и радости, тревоги и заботы, раздумья и скорби. Все оттенки душевных движений умеет выразить Анна Ахматова:

-      сосредоточенную душу:

 

Одни глядятся в ласковые взоры,

Другие пьют до солнечных лучей,

А я всю ночь веду переговоры

С неукротимой совестью моей.

 

-      переживание и наблюдение:

Когда человек умирает,

Изменяются его портреты.

 

-      предчувствие неизбежного:

 

Один идет прямым путем,

Другой идет по кругу

И ждет возврата в отчий дом,

Ждет прежнюю подругу.

А я иду - за мной беда,

Не прямо и не косо,

А в никуда и в никогда,

Как поезда с откоса.

 

Писать стихи Анна Ахматова начала в одиннадцатилетнем возрасте, на рубеже веков. Первая ее книга («Вечер») вышла в 1912 г., вторая («Четки») - в 1914 г.

Имя автора сразу стало знаменитым. Вслед за книгой «Белая стая» (1917) был издан (1921) сборник «Подорожник», а в 1922 г. - «Аnnа Domini».

Нас всегда подстерегает опасность прочитать первые книги Анны Ахматовой только как страницы любовного дневника, как традиционную исповедь женского сердца. А между тем, это стихи того же высокого напряжения и той же исторической судьбы, что и лирические шедевры «Я помню чудное мгновенье…» А.С. Пушкина, «О доблести, о подвигах, о славе…» А. Блока, «Любить иных - тяжелый крест…» Б. Пастернака. Это события, пережитые сперва как личные и много лет спустя расширившиеся дор философского масштаба. Чувство поэта, поведавшего людям о своем потрясении сердца, его радостях и утратах, обретает характер всеобщности и всемирной значимости, если перед нами действительно личность. В пределах одних и тех же излюбленных поэтом тем и образов проясняется его судьба, рост и движение к новым глубинам познания бытия и души человека. Но средством того познания становится чувство, мудреющее с годами и новыми потрясениями сердце поэта.

У Анны Ахматовой плотная ткань образов переброшена через бездну подтекста, через недосказанность и таинственность переживания. От книги к книге все более и более проявляется и крепнет психологическая основа ахматовского лиризма.

Начиная с малого, с зарисовки, с беглой подробности, лирическое чувство-мысль, как бы кругами на воде, расходится все шире и шире и сливается с беспредельным. От самого простого к сложному, от строки к строке, обрастая новыми смыслами и оттенками смысла, образ движется к концовке, имеющей уже явно обобщающее значение.

В предисловии к «Вечеру» Михаил Кузьмин, приветствуя приход в русскую словесность нового поэта, особо отметил свойственную Ахматовой повышенную чувствительность. Эмоциональная отзывчивость, сила переживания, способность видеть в малом, обычном для неискушенного зрения событии необычное, значительное, бесстрашное обращение к тайнам мира и человеческого существования остались характерными свойствами ее поэтического стиля. В стихотворении «Поэт» она так говорит об этом:

 

Налево беру и направо,

И даже без чувства вины,

Немного у жизни лукавой,

И все - у ночной тишины.

 

У ранней Ахматовой мы встретим немного произведений, в которых было бы обобщенно выражено историческое время, были бы выделены его характерные черты. Во всяком случае, это далеко не главные ее произведения ранней поры. В позднейших же циклах нам открывается конкретный образ суровой эпохи, изменившей поэта, повернувшей его как реку. Таково, например, стихотворение «Предыстория», созданное в 1945 г.:

 

Россия Достоевского. Луна

Почти на четверть скрыта колокольней.

Торгуют кабаки, летят пролетки,

Пятиэтажные растут громады

В Гороховой, у Знаменья, под Смольным.

Везде танцклассы, вывески менял,

А рядом: «Henriette», «Basile», «Andre»

И пышные гроба: «Шумилов-старший»,

Но, впрочем, город мало изменился.

Не я одна, но и другие тоже

Заметили, что он подчас умеет

Казаться литографией старинной,

Семидесятых, кажется, годов.

 

Среди таких произведений надо назвать «Северные элегии», «Поэму без героя», «На смоленском кладбище», «Реквием» и поздние лирические стихи. Это эпическая летопись очевидца и одновременно лирическая исповедь современника и участника событий.

Время входило сперва в душу поэта, а потом и в его стихи. Оно наполнило поэзию Ахматовой исторической конкретностью, определило трагедийность звучания каждой строки, и оно же со все возраставшей наглядностью показало, что значат слова Блока - «жестче, непригляднее, больнее».

Творчество А. Ахматовой всегда было серьезным и выразительно глубоким. А в позднюю пору оно обрело эпическую силу и философичность. Поэтесса по-прежнему, но с еще большим бесстрашием ведет «переговоры с неукротимой совестью своей». Без этих переговоров невозможны познание мира и победа над судьбой.

Напряженность и богатство внутренней жизни определяют и многообразие поэтической палитры Анны Ахматовой.

Не будет ошибкой сказать, что одним из проявлений разносторонности ахматовской поэзии, а может быть, и главным условием этого является свойственное поэтессе контрастное восприятие мира. В ее поэзии - своеобразное сочетание женственности, хрупкой нежности и даже слабости с решительным и волевым жестом, эмоциональный порыв и рациональное психологическое решение, бездна печали и страданий и сияющая солнечным светом радость.

Существенная роль контраста в поэзии А. Ахматовой была замечена еще В.В. Виноградовым, который считал, в частности, что у Ахматовой очень часто символ «семантически видоизменен … путем неожиданной прицепки другого «символа», контрастирующего или вообще диссонирующего с ним по эмоциональному тембру, вещественному содержанию или даже - грамматической форме [22, с. 377].

Контрастное видение мира позволяет А. Ахматовой изобразить его диалектически, в его противоречиях, во взаимодействии противоположных начал. В месте с тем, такое видение вытекает из особенностей склада «лирической души» поэтессы, воспринимающей окружение как смену радостного, просветленного и печального, тяжелого чувства, что определяет особого рода психологизм, присущий Ахматовой в изображении человека.

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2020-02-17; Просмотров: 151; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.017 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь