Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Теоретические основы познавательного развития дошкольников художественной деятельностью



Введение

 

Актуальность темы исследования. Моделирование отечественного образования предполагает, что обновленное содержание дошкольного образования связано с личностным развитием ребенка. Гуманистическая парадигма, определяющая содержательную сторону дошкольного образования, актуализирует интерес к детской личности, ее развитию и саморазвитию, рассматривает дошкольный возраст как период накопления психических новообразований ребенка-дошкольника, освоения им социального пространства, рефлексии всех отношений в этом пространстве, определения в нем себя, собственной самоорганизации в постоянно расширяющихся и усложняющихся контактах со взрослыми и сверстниками. Важнейшей характеристикой личности, показателем ее сформированности является система интересов растущего человека. Степень разносторонности и устойчивости интересов, особенности их изменения позволяют судить об уровне развития личности - Потому изучение интереса, характера его изменения является важным направлением педагогических исследований, призванных обеспечить интенсификацию процесса воспитания детей дошкольного возраста.

Актуальность проблемы развития познавательного интереса старших дошкольников на педагогическом уровне определяется поиском новых педагогических средств в организации образовательного процесса в ДОУ. Одним из таких средств является художественное творчество, а именно произведения графики. Большую опасность для развития детского рисования представляет закрепление графических образов, превращение их в шаблоны. Если не следить за этим процессом, ребенок может так и не научиться рисовать ничего, кроме нескольких усвоенных им схем определенных предметов. Поэтому в задачи обучения должно входить развитие графических образов, разрушение застывших шаблонов, стимулирование собственного творчества детей.

Значение развития графических образов и преодоления стереотипности в изобразительной деятельности детей, недостаточное внимание к этой проблеме в практике ДОУ определяют актуальность темы исследования. На научно-теоретическом уровне актуальность исследования по проблеме развития познавательного интереса у старших дошкольников исходит из потребностей сферы дошкольного образования, а именно не разработанности личностно-деятельностного подхода в развитии познавательного интереса у старших дошкольников. На научно-методическом уровне актуальность исследования связана с тем, что многочисленные работы отечественных и зарубежных ученых по проблеме развития познавательного интереса касаются в основном школьного возраста.

Современные ученые рассматривают данную категорию с самых разных точек зрения: как источник умственной активности (Л.И. Божович, В.В. Давыдов, М.А. Данилов, Н.Ф. Добрынин, Н.А. Менчинская, М.Н. Скаткин и др.), как особый сплав эмоционально-волевых и интеллектуальных процессов, повышающих активность сознания и деятельности человека (Л.А. Гордон, А.Г. Ковалев, В.Н. Мясищев, С.Л. Рубинштейн и др.), как избирательная направленность личности на объекты и явления окружающей действительности (В.Б. Бондаревский, Л.М. Матюшкин, Н.Н. Поддьяков, Н.К. Постникова, Г.И. Щукина и др.), как структура, состоящая из потребностей индивида (Б.Г. Ананьев, Л.И. Божович, А.Н. Леонтьев, Е.Ф. Рыбалко, Б.А. Теплов и др.), в контексте развития мотивационной сферы личности (Ю.Н. Кулюткин, А.К. Маркова, Н.Г. Морозова, Л.М. Фридман и др.), как условие развития самостоятельности, повышения познавательной активности (Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, Л.В. Занков, А.А. Люблин екая и др.), как условие формирования интереса к процессу познания, источник радости и удовлетворения (Ш.А. Амонашвили, А.К. Дусавицкий, Л.В. Занков, Н.Н. Поддьяков и др.).

Во многих исследованиях развитие познавательного интереса связано со способностью к самоизменению, самодвижению, построению себя как личности в процессе деятельности (Р.Р. Ветчинкина, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский, С.Л. Рубинштейн, Г.А. Цукерман, И.С. Лкиманская и др.).

Однако, несмотря на то, что идея саморазвития личности дошкольника прочно утвердилась в педагогических исследованиях, в практике дошкольных образовательных учреждений она не находит должной реализации.

Мало работ посвящено познавательному развитию старших дошкольников при восприятии произведений графики. Некоторые вопросы по этой теме освящены в работах Г.Г Григорьевой, Т.Н Дороновой, Б.А Дехтерева, В.А Езикеевой, Т.Г Казаковой, В.С Кионовой, Н.А Курочкиной, Т.С Комаровой, Р.А Мирошкиной, Е.А Флериной

Изложенное выше положение определило выбор проблемы исследования: познавательное развитие старших дошкольников при восприятии произведений графики.

Целью курсовой работы является изучение и выявление особенностей познавательного развития старших дошкольников при помощи произведений графики.

Изучение научной литературы по теме исследования позволило выдвинуть следующую гипотезу: предполагается, что у детей старшего дошкольного возраста можно развивать познавательные способности с помощью произведений графики.

Предметом данного исследования выступают произведения графики.

Достижение поставленной цели потребовало решение следующих задач:

1) изучить и проанализировать научную литературу по проблеме исследования;

2) рассмотреть познавательное развитие дошкольников в художественном творчестве;

)   охарактеризовать графику как средство познавательного развития детей

)   выявить педагогические условия ознакомления дошкольников с произведениями графики;

)   провести экспериментальную работу по изучению особенностей познавательного развития детей средствами графики.

В процессе исследования использовались различные методы исследования: изучения научной литературы, системный метод. Кроме того, применялись традиционные приемы: анализа, обобщения, принципа научности, взаимосвязанного изучения отдельных процессов и этапов, что способствовало обеспечению достоверности и надежности результатов исследования. Для полноты исследования данной проблемы применен также комплексный подход.

Теоретическая база исследования. В процессе работы над проблемой исследования изучались и анализировались труды ученых, которые внесли значительный вклад в постановку и разработку проблем, связанных с теоретико-практическими исследованиями по данному вопросу.

Научно-практическая значимость курсовой работы. Фактический материал, основные положения и выводы работы могут быть использованы в учебном процессе, при разработке и изучении лекционных курсов по дошкольной педагогике на факультетах высших учебных заведениях и других заведениях специального профиля, в спецкурсах и спец-семинарах по изучению данной темы, воспитателями детских садов. Положения курсовой работы могут быть использованы и в дальнейших научных исследованиях по данному вопросу.

Экспериментальной базой исследования являлось ДОУ №24 г. Ельца. В эксперименте принимали участие дети в возрасте 5-6 лет.

Структура и объем работы обусловлены актуальностью темы исследования, практической значимостью, целью и логикой исследования. Работа состоит из введения, 2-х взаимосвязанных глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.

 


Теоретические основы познавательного развития дошкольников художественной деятельностью

Экспериментальное изучение особенностей познавательного развития детей средствами графики

Контур

КОНТУР (КОНТУРНАЯ ЛИНИЯ) - линия, отделяющая часть визуально воспринимаемого поля от соседней с ней части. Рассматривается как принадлежащая фигуре и придающая ей форму.

Кроме контурной линии в графическом искусстве широко используются штрих и пятно, также контрастирующие с белой (а в иных случаях также цветной, чёрной, или реже - фактурной) поверхностью бумаги - главной основой для графических работ. Сочетанием тех же средств могут создаваться тональные нюансы. Наиболее общий отличительный признак графики - особое отношение изображаемого предмета к пространству, роль которого в значительной мере выполняет фон бумаги.

Книжная графика - один из видов графического искусства. Сюда относятся, в частности, книжные иллюстрации, виньетки, заставки, буквицы, обложки, суперобложки и т.п. С рукописной книгой с древности и средних веков во многом связана история рисунка, а с печатной книгой - развитие гравюры и литографии. В древнем мире появился шрифт, также относимый к графике, поскольку сама по себе буква является графическим знаком.

Была проведена беседа с детьми о художнице Т.Г. Юфа, её фактами из жизни. Рассматривали её иллюстрации и сравнивали их с иллюстрациями Ивана Билибина Для выявления авторской манеры Тамары Юфа.

После проведения занятия у детей сложилось общее представление о книжной графике, а так же о контурной линии. Дети научились излагать свои мысли и правильно объяснять свой выбор

 

Заключение

познавательный графический произведение дошкольник

В результате проведенного нами комплексного исследования познавательного развития старших школьников при восприятии произведений графики можно сделать следующие выводы.

Познавательное развитие детей - одно из важных направлений в работе с детьми дошкольного возраста.

Все компоненты познавательной сферы тесно связаны между собой. Процесс развития познавательной сферы состоит из 3-х компонентов: познавательные процессы; информация; отношение к миру. В возрасте от трех до пяти лет формируются качественно новые свойства сенсорных процессов: ощущение и восприятие. Старший дошкольный возраст является сензитивным периодом для развития изучаемого феномена, так как для этого имеются все необходимые предпосылки, прежде всего, свободное оперирование различными наглядными образами при активном участии творческого воображения и образной памяти.

Познавательное развитие детей дошкольного возраста подразумевает работу педагогов со всеми тремя компонентами познавательной сферы. Приступая к планированию познавательного развития детей, мы должны вспоминать возрастные особенности детей, а в процессе работы характерные закономерности познавательного развития детей.

Познавательное развитие старших дошкольников происходит и в процессе работы с произведениями графики. Вообще рисование как изобразительная деятельность развивается постепенно, проходя этапы, связанные с развитием различных психических процессов и сторон личности. Для формирования собственно изобразительной деятельности недостаточно лишь отработки «техники» нанесения линий и обогащения восприятия и представлений. Необходимо формирование графических образов, что возможно при систематическом влиянии взрослого.

Рисунок ребенка медленно, но верно развивается в направлении, приемлемом для данной культуры. В построении графических образов ребенок все больше ориентируется на зрительные впечатления. К этому приводят его взрослые, которые отвергая неудачный с их точки зрения рисунок, предлагают посмотреть на предмет. Создаваемые в процессе обучения условия побуждают детей совершенствовать графические образы, вносить в них новые элементы, отображающие характерные черты изображаемых предметов. Тенденция к закреплению графических образов - одна из особенностей развития детского рисования. Запас графических образов необходим ребенку для создания изображения.

Наиболее доступным видом изобразительного искусства для детей является иллюстрация. В старшем дошкольном возрасте продолжается формирование у детей устойчивого интереса к книжной графике, внимательного и бережного отношения к книге, желания постоянно общаться с ней.

Разнообразны приемы, с помощью которых можно научить ребенка воспринимать изобразительные средства и соотносить их с замыслом. В качестве одного их таких средств может служить сравнение изображаемых предметов (по форме, цвету, композиции и т.д.), поскольку оно ведет к пониманию ребенком средств художественной выразительности языка графики, способствует выявлению своеобразия приемов того или иного иллюстратора.

На занятиях с детьми старшей групп можно использовать сравнение иллюстраций, передающих жест, то или иное движение, мимику, которые являются близкими и понятными ребенку средствами художественного выражения. Также работу в старшей группе можно начать со знакомства детей с графикой как видом изобразительного искусства. Далее следует познакомить детей с техникой рисунка как средством выразительности в книжной графике.

Книжная графика - один из видов изобразительного искусства, средства выразительности которого (линия, форма, цвет, композиция) доступны детям старшего дошкольного возраста. Знакомство детей с книжной иллюстрацией развивает познавательную сферу старших дошкольников, а также эстетические чувства, формирует художественный вкус, дает простор воображению и собственному творчеству детей.

После проведения экспериментальной части работы можно сказать, что произведения Тамары Григорьевны Юфа для детей старшего дошкольного возраста не так уж и просты как кажутся на первый взгляд. Дети не могут до конца понять, что такое контурная линия. Её иллюстрации не такие яркие как у других художников-иллюстраторов, тем самым у детей нет данного интереса к рассматриванию её изображений.

 


Список использованной литературы

 

1. Григорьева, Г.Г. Изобразительная деятельность дошкольников [Текст] / Г.Г. Григорьева. - М.: Академия, 1999.

2. Григорьева, Г.Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности [Текст] / Г.Г. Григорьева. - М.: Академия, 2000.

3. Доронова, Т.Н. Дошкольникам о художественных детских книгах [Текст] / Т.Н. Доронова. - М.: Просвещение, 1991.

4. Доронова, Т.Н. Воспитание, образование и развитие детей 5-6 лет в детском саду: Программа «Радуга» [Текст] / Т.Н. Доронова. - М.: Просвещение, 2009.

.   Давыдов, В.В. Теория развивающего обучения [Текст] / В.В. Давыдов. - М.: Проспект, 1997.

.   Дьяченко, О.М. Развитие воображения дошкольника [Текст] / О.М. Дьяченко. - М.: Наука, 1968.

.   Дехтерев, Б.А. Иллюстрация - произведение художественное // Детская литература. - 1969. - №4.

.   Дехтерев, Б.А. Познание мира и иллюстрация // Детская литература. - 1972. - №3.

.   Езикеева, В.А. Иллюстративный материал для детского изобразительного творчества [Текст] / В.А. Езикеева. - М.: Просвещение, 1975.

.   Казакова, Т.Г. Теория и методика развития детского изобразительного творчества [Текст] / Т.Г. Казакова. - М. Владос, 2006.

.   Казакова, Т.Г. Изобразительная деятельность и художественное развитие дошкольников [Текст] /Т.Г. Казакова. - М.: Педагогика, 1986.

.   Кионова, В.С. Сравнение иллюстраций как один из путей развития эстетического восприятия у детей 5 - 7 лет // Дошкольное воспитание. - 1973. - №2.

.   Курочкина, Н.А. Детям о книжной графике [Текст] / Н.А. Курочкина. - СПб.: Акцидент, 1999.

.   Курочкина, Н.А. Знакомим с книжной графикой: Большое искусство маленьким [Текст] / Н.А. Курочкина. - М.: Детство-Пресс, 2001.

.   Короткова, Н.А. Познавательно-исследовательская деятельность старших дошкольников // Ребенок в детском саду. - 2003. - №5.

.   Комарова, Т.С. Изодеятельность в детском саду: обучение и творчество [Текст] / Т.С. Комарова. - М.: Педагогика, 1994.

.   Комарова, Т.С. Детское художественное творчество: Методическое пособие для воспитателей и педагогов [Текст] / Т.С. Комарова. - М.: Зерцало, 2005.

.   Мирошина, Р.А. Формирование выразительности образа в детских рисунках // Дошкольное воспитание. - 1988. - №7.

.   Мирошкина, Р.А. Формирование представлений у ребенка-дошкольника о выразительных средствах иллюстраций: Вопросы дошкольной педагогики [Текст] / Р.А. Мирошкина. - Челябинск, 1979.

.   Соломенникова, О.А. Радость творчества. Ознакомление детей с народным искусством [Текст] / О.А, Соломенцева. - М.: Академия, 2005.

.   Сокольникова, Н.М. Краткий словарь художественных терминов [Текст] / О.А. Сокольникова. - Обнинск: Титул, 1998.

.   Теплов, Б.М. Способности и одаренность // Новые исследования в психологии и возрастной физиологии. - 1991. - №1 (5).

.   Флерина, Е.А. Изобразительное творчество детей дошкольного возраста [Текст] / Е.А. Флерина. - М.: Учпедгиз, 1958.

.   Флерина, Е.А. Эстетическое воспитание дошкольника [Текст] / Е.А. Флерина. - М.: АПН РСФСР, 1964.

.   Художественное творчество в детском саду [Текст]; под ред. Н.А. Ветлугиной. - М.: Просвещение, 1974.

Введение

 

Актуальность темы исследования. Моделирование отечественного образования предполагает, что обновленное содержание дошкольного образования связано с личностным развитием ребенка. Гуманистическая парадигма, определяющая содержательную сторону дошкольного образования, актуализирует интерес к детской личности, ее развитию и саморазвитию, рассматривает дошкольный возраст как период накопления психических новообразований ребенка-дошкольника, освоения им социального пространства, рефлексии всех отношений в этом пространстве, определения в нем себя, собственной самоорганизации в постоянно расширяющихся и усложняющихся контактах со взрослыми и сверстниками. Важнейшей характеристикой личности, показателем ее сформированности является система интересов растущего человека. Степень разносторонности и устойчивости интересов, особенности их изменения позволяют судить об уровне развития личности - Потому изучение интереса, характера его изменения является важным направлением педагогических исследований, призванных обеспечить интенсификацию процесса воспитания детей дошкольного возраста.

Актуальность проблемы развития познавательного интереса старших дошкольников на педагогическом уровне определяется поиском новых педагогических средств в организации образовательного процесса в ДОУ. Одним из таких средств является художественное творчество, а именно произведения графики. Большую опасность для развития детского рисования представляет закрепление графических образов, превращение их в шаблоны. Если не следить за этим процессом, ребенок может так и не научиться рисовать ничего, кроме нескольких усвоенных им схем определенных предметов. Поэтому в задачи обучения должно входить развитие графических образов, разрушение застывших шаблонов, стимулирование собственного творчества детей.

Значение развития графических образов и преодоления стереотипности в изобразительной деятельности детей, недостаточное внимание к этой проблеме в практике ДОУ определяют актуальность темы исследования. На научно-теоретическом уровне актуальность исследования по проблеме развития познавательного интереса у старших дошкольников исходит из потребностей сферы дошкольного образования, а именно не разработанности личностно-деятельностного подхода в развитии познавательного интереса у старших дошкольников. На научно-методическом уровне актуальность исследования связана с тем, что многочисленные работы отечественных и зарубежных ученых по проблеме развития познавательного интереса касаются в основном школьного возраста.

Современные ученые рассматривают данную категорию с самых разных точек зрения: как источник умственной активности (Л.И. Божович, В.В. Давыдов, М.А. Данилов, Н.Ф. Добрынин, Н.А. Менчинская, М.Н. Скаткин и др.), как особый сплав эмоционально-волевых и интеллектуальных процессов, повышающих активность сознания и деятельности человека (Л.А. Гордон, А.Г. Ковалев, В.Н. Мясищев, С.Л. Рубинштейн и др.), как избирательная направленность личности на объекты и явления окружающей действительности (В.Б. Бондаревский, Л.М. Матюшкин, Н.Н. Поддьяков, Н.К. Постникова, Г.И. Щукина и др.), как структура, состоящая из потребностей индивида (Б.Г. Ананьев, Л.И. Божович, А.Н. Леонтьев, Е.Ф. Рыбалко, Б.А. Теплов и др.), в контексте развития мотивационной сферы личности (Ю.Н. Кулюткин, А.К. Маркова, Н.Г. Морозова, Л.М. Фридман и др.), как условие развития самостоятельности, повышения познавательной активности (Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, Л.В. Занков, А.А. Люблин екая и др.), как условие формирования интереса к процессу познания, источник радости и удовлетворения (Ш.А. Амонашвили, А.К. Дусавицкий, Л.В. Занков, Н.Н. Поддьяков и др.).

Во многих исследованиях развитие познавательного интереса связано со способностью к самоизменению, самодвижению, построению себя как личности в процессе деятельности (Р.Р. Ветчинкина, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский, С.Л. Рубинштейн, Г.А. Цукерман, И.С. Лкиманская и др.).

Однако, несмотря на то, что идея саморазвития личности дошкольника прочно утвердилась в педагогических исследованиях, в практике дошкольных образовательных учреждений она не находит должной реализации.

Мало работ посвящено познавательному развитию старших дошкольников при восприятии произведений графики. Некоторые вопросы по этой теме освящены в работах Г.Г Григорьевой, Т.Н Дороновой, Б.А Дехтерева, В.А Езикеевой, Т.Г Казаковой, В.С Кионовой, Н.А Курочкиной, Т.С Комаровой, Р.А Мирошкиной, Е.А Флериной

Изложенное выше положение определило выбор проблемы исследования: познавательное развитие старших дошкольников при восприятии произведений графики.

Целью курсовой работы является изучение и выявление особенностей познавательного развития старших дошкольников при помощи произведений графики.

Изучение научной литературы по теме исследования позволило выдвинуть следующую гипотезу: предполагается, что у детей старшего дошкольного возраста можно развивать познавательные способности с помощью произведений графики.

Предметом данного исследования выступают произведения графики.

Достижение поставленной цели потребовало решение следующих задач:

1) изучить и проанализировать научную литературу по проблеме исследования;

2) рассмотреть познавательное развитие дошкольников в художественном творчестве;

)   охарактеризовать графику как средство познавательного развития детей

)   выявить педагогические условия ознакомления дошкольников с произведениями графики;

)   провести экспериментальную работу по изучению особенностей познавательного развития детей средствами графики.

В процессе исследования использовались различные методы исследования: изучения научной литературы, системный метод. Кроме того, применялись традиционные приемы: анализа, обобщения, принципа научности, взаимосвязанного изучения отдельных процессов и этапов, что способствовало обеспечению достоверности и надежности результатов исследования. Для полноты исследования данной проблемы применен также комплексный подход.

Теоретическая база исследования. В процессе работы над проблемой исследования изучались и анализировались труды ученых, которые внесли значительный вклад в постановку и разработку проблем, связанных с теоретико-практическими исследованиями по данному вопросу.

Научно-практическая значимость курсовой работы. Фактический материал, основные положения и выводы работы могут быть использованы в учебном процессе, при разработке и изучении лекционных курсов по дошкольной педагогике на факультетах высших учебных заведениях и других заведениях специального профиля, в спецкурсах и спец-семинарах по изучению данной темы, воспитателями детских садов. Положения курсовой работы могут быть использованы и в дальнейших научных исследованиях по данному вопросу.

Экспериментальной базой исследования являлось ДОУ №24 г. Ельца. В эксперименте принимали участие дети в возрасте 5-6 лет.

Структура и объем работы обусловлены актуальностью темы исследования, практической значимостью, целью и логикой исследования. Работа состоит из введения, 2-х взаимосвязанных глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.

 


Теоретические основы познавательного развития дошкольников художественной деятельностью


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2020-02-17; Просмотров: 77; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.046 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь