Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Педагогические условия ознакомления дошкольников с произведениями графики



 

Рассмотрим приемы, с помощью которых можно научить ребенка воспринимать изобразительные средства и соотносить их с замыслом. В качестве одного их таких средств может служить сравнение изображаемых предметов (по форме, цвету, композиции и т.д.), поскольку оно ведет к пониманию ребенком средств художественной выразительности языка графики, способствует выявлению своеобразия приемов того или иного иллюстратора.

На занятиях с детьми старшей групп можно использовать сравнение иллюстраций, передающих жест, то или иное движение, мимику, которые являются близкими и понятными ребенку средствами художественного выражения.

Предварительное знакомство с восприятием иллюстраций знакомых детям книг В. Бианки «Первая охота» (рисунки Е. Чарушина), С. Маршака «Тихая сказка» (рисунки В. Лебедева), Н.А. Некрасова «Дедушка Мазай и зайцы» (рисунки Д. Шмаринова), русской народной сказки «Снегурочка» (рисунки А. Пахомова) показывает, что дети, рассматривая иллюстрации, правильно определяют их содержание, но не могут обосновать свои суждения [1, с. 120].

При рассматривании иллюстраций очень часто дети испытывают затруднения в передаче их содержания, если они не могут вспомнить текст книги, относящейся к той или иной картинке. На изобразительные средства картинок (цвет, форму, композицию) почти не обращают внимания. Таким образом, иллюстрация служит средством припоминания текста. Как правило, рассматривание картинок бывает непродолжительным.

В последующей работе нужно стремиться научить детей видеть в иллюстрациях художественные средства, способствующие раскрытию образа.

С этой целью можно подбирать иллюстрации известных мастеров книжной графики: Ю. Васнецова, А. Каневского, В. Конашевича, Ю. Коровина, А. Пахомова, В. Сутеева, Е. Чарушина, Д. Шмаринова, на которых ярко переданы поза, движение, жест, мимика и цветовой колорит. Первая серия занятий должна быть посвящена сравнению иллюстраций, передающих различную позу, движение, жест. В ходе рассматривания следует задавать вопросы.

Сравнение картин поможет детям увидеть, что различные позы, движения, жесты по-новому раскрывают образ и передают различные моменты из жизни героя.

Для закрепления умения видеть движение, позу и соотносить их с содержанием можно провести игры: «Угадай, кто что делает», «Чем они непохожи? », «Найди похожую картинку» и др.

Последующую серию занятий следует направить на организацию восприятия детьми художественных средств, передающих настроение героя через мимику, которая воспринимается детьми по сравнению с восприятием поз и движений несколько труднее [17, с. 105].

Можно взять иллюстрации из книг Г. Карлоза «Посмотрите, какие котята» (рисунки автора), К. Чуковского «Цыпленок» (рисунки Е. Чарушина), С. Михалкова «Веселые зайцы» (рисунки Е. Рачева), В. Бианки «Первая охота» (рисунки Е. Чарушина), А. Толстого «Три медведя» (рисунки Ю. Васнецова), В. Одоевского «Мороз Иванович» (рисунки В. Конашевича).

Затем можно прочитать текст и предложить еще раз рассмотреть иллюстрации. Интерес детей при повторном рассматривании не угаснет, а, наоборот, повысится, они будут соотносить настроение героя (как оно изображено на картинке) с прочитанным текстом.

Наряду с рассматриванием можно провести игры «Найди похожую картинку» (по настроению), «Кто здесь лишний? » (среди 3-5 иллюстраций надо найти персонаж, который не подходит к подобранным картинкам по настроению и выразительным средствам, передающим его), «Угадай, о чем рассказал художник», «Кому весело, кому грустно? » (подобрать вместе иллюстрации, передающие веселые или, наоборот, грустное настроение).

Можно взять иллюстрации к сказкам «Снегурочка» (рисунки А. Пахомова), Ш. Перро «Красная Шапочка», Л. Толстого «Три медведя» (рисунки Ю. Васнецова), Н. Носова «Мишкина кашка» (рисунки И. Семенова), С. Маршака «Тихая сказка» (рисунки В. Лебедева) и сказки «Лисичка со скалочкой (рисунки Ю. Васнецова).

При сравнении иллюстраций к сказкам Л. Толстого «Три медведя» и Ш. Перро «Красная Шапочка» воспитателю следует задать вопросы: «О чем рассказано на этой картинке? Какое время дня изобразил художник? Как вы это узнали? ».

Целенаправленная работа над иллюстрациями (и особенно сравнение контрастных) развивает способность понимать художественный образ через восприятие выразительных средств (жест, мимика, композиция, цвет и др.), повышает интерес к книге, глубже раскрывает ее идею, развивает познавательную активность детей старшего дошкольного возраста.

Сравнение иллюстраций способствует также развитию навыков в изобразительной деятельности.

Через иллюстрацию в книге ребенок познает мир, поэтому очень важно, чтобы для занятий отбирались такие рисунки, которые представляют собой подлинное художественное произведение искусства.

Согласно психологическим исследованиям Б.М. Теплова о необходимости сочетания компонентов художественной деятельности (процессов восприятия, исполнительства, творчества) и ее влиянии на художественное развитие ребенка нами выдвинуто предположение, обучение детей изображению графических форм на основе восприятия художественных средств книжной графики будет способствовать созданию детьми выразительных образов в рисунке, проявлению творчества при передаче форм предметов [22, с. 31]. Такое влияние графики на выразительность в детских рисунках возможно благодаря эмоциональному отклику детей на художественные образы иллюстраций, наглядному ознакомлению с приемами их создания. Детям необходимо овладеть способностями восприятия художественных средств иллюстраций, получить определенные знания о художественной значимости рисунка как важнейшего изобразительно-выразительного средства в создании целостного графического образа.

Например, в иллюстрациях В. Конашевича, В. Лебедева, Ю. Васнецова, Е. Чарушина внимание детей следует обращать на способы передачи движения персонажей. При рассматривании иллюстрации Е. Чарушина к книге «Болтливая сорока» воспитатель может объяснять следующим образом: «Чтобы показать, как лиса быстро бежит, художник нарисовал передние ноги ее сильно выдвинутыми вперед, а задние - назад. Тело лисы вытянуто при беге, спина прогнулась вниз во время прыжка». Рассматривая иллюстрации в книгах, дети наглядно убедятся, какого выразительного эффекта достигает художник, используя ту или иную технику работы различными изобразительными материалами [10, с. 188].

Каждый раз педагог должен стараться так преподнести иллюстрации художников, чтобы они вызывали интерес и находили отклик у детей. Для этого следует использовать образные сравнения, определения, даваемые детьми и воспитателем персонажам иллюстраций; домысливание событий, которыми может закончиться изображенный сюжет; придумывание названий к иллюстрациям и рассказов по ним и т.д.

Иллюстрации художников при правильной организации обучения могут стать одним из эффективных средств выразительности образа в детских рисунках.

Также работу в старшей группе можно начать со знакомства детей с графикой как видом изобразительного искусства, например, «Беседа о том, как Карлсон открыл новое для себя искусство». После этого можно провести серию практических занятий по формированию у детей знаний и навыков использования таких средств выразительности рисунка, как линия, штрихи, тушевка, штриховка, пятно, точка, при этом познакомить детей с графическими изобразительными материалами (простой карандаш - мягкий и твердый, цветные карандаши, фломастеры, уголь, цветные мелки, пастель, сангина), возможностями их использования в собственной деятельности.

Далее следует познакомить детей с техникой рисунка как средством выразительности в книжной графике. Занятия: «Кто и как создает рисунки в книжках», «Певучая контурная линия», «О рисунках Л. Токмакова к шотландским народным песенкам», «Мир ликующих линий и красок» (мотивы народных росписей в рисунках Т.А. Мавриной), чтение и последующая драматизация потешки «Плетень» (авт. и худ. Т.А. Маврина), «О том, как художник Г.Д. Павлишин придумал рисунки в нанайской сказке «Мэгрен и его друзья», «Изящные рисунки Ю. Васнецова к книге «Шутки. Прибаутки».

Следующий этап работы должен посвящаться ознакомлению детей с таким средством выразительности, как рисунок, передающий движение героев, их характер через позу, жест, мимику, цветовую характеристику образа. Могут быть использованы художественно-развивающие игры, такие как «Угадай, кто что делает», «Чем похожи, чем не похожи? », «Убери лишнюю», «Найди непохожую», «Кому весело, кому грустно? », «Угадай настроение».

После этого предложить игры по типу лото: «Угадай настроение», «Кто смеется, кто плачет», «Кому весело, кому грустно», «Отгадай, какой характер у героя». Серия занятий может быть посвящена ознакомлению детей с ролью цвета в книжной графике: «О том, как цвет в иллюстрации помогает узнать состояние природы», «Когда весело, когда грустно» (художник цветом передает настроение героя). Можно провести ряд занятий, целью которых будет ознакомление детей с творческой манерой художника. Здесь нам помогут беседы по сравнению произведений, созданных на одну тему, но разными художниками-иллюстраторами.

- 3 следующих занятия могут быть посвящены знакомству детей с художниками, иллюстрирующими сказки (И.Я. Билибин, Н.М. Кочергин, В.Г. Сутеев, В.В. Лебедев, В.М. Конашевич, В.А. Милашевский, Е.М. Рачев, Ю.А. Васнецов и др.). Занятия: «Беседа о сказке», «Рисунки к сказкам о животных», «Рисунки к сказкам о волшебстве».

Хорошо провести театрализацию сказок, викторины, турниры знатоков русских сказок с участием родителей, праздники сказки и т.д. - конечно, с использованием изобразительной деятельности детей, музыкальные занятия, просмотр кино- и диафильмов. На занятиях по развитию речи дети могут сочинять свои сказки, придумывать новый конец сказки, играть в игру «Салат из сказок» (по Дж. Родари) и т.д.

Знакомство детей с творчеством иллюстраторов-анималистов, рисующих животных к рассказа, повестям (Е. и Н. Чарушины, М. Митурич, В. Курдов, Т. Капустина, Я. Манухин, С. Куприянов, В Горячева и др.). Этой теме можно посвятить 1 - 2 занятия.

Рассматривание книжных иллюстраций позволяет обогатить изобразительный опыт детей новыми графическими образами и способами изображения. В тех случаях, когда невозможно познакомить ребят с предметом или явлением в процессе непосредственного восприятия, используют картины или иллюстрации. Их можно использовать и после наблюдения с целью оживления, уточнения, обогащения представлений. Фиксированный способ изображения на картине дает возможность рассмотреть детали, которые трудно воспринимать в натуральном предмете [12, с. 30].

Ребята с трудом осваивают способы передачи движения в рисунке. Есть картины, иллюстрации, на которых можно увидеть достаточно простые способы изображения движения, легко понимаемые и принимаемые детьми. На картине можно показать и доступный способ изображения пространства, земли и неба, способ передачи трехмерного пространства на двухмерной плоскости листа; элементарное построение рисунка с выделением композиционного центра (главное изображается более крупно, то, что расположено ближе, изображается внизу листа, а дальше - наверху).

На иллюстрациях можно увидеть разные способы изображения домов, деревьев, пространства земли, животных в движении и т.п. Однако использовать их рекомендуется после наблюдений как дополнительный прием, помогающий перевести наглядные образы, сложившиеся при непосредственном восприятии, в графические или как прием, обогащающий запас графических образов, разрушающий стереотипы, шаблоны. Иллюстрацию нельзя предлагать детям для прямого подражания. Самые яркие представления, сложившиеся в наблюдении, вытесняются последним, более свежим восприятием готового образа. Поэтому применять этот прием нужно в предварительной работе.

Итак, книжная графика - один из видов изобразительного искусства, средства выразительности которого (линия, форма, цвет, композиция) доступны детям старшего дошкольного возраста. Знакомство детей с книжной иллюстрацией развивает познавательную сферу старших дошкольников, а также эстетические чувства, формирует художественный вкус, дает простор воображению и собственному творчеству детей.

Рассматривание иллюстраций - косвенный метод обучения детей изобразительной деятельности, который позволяет обогатить изобразительный опыт детей новыми графическими образами и способами изображения, помогает преодолеть стереотипность в рисовании [7, с. 77].

Таким образом, на основании изложенного в данной главе, мы можем сделать следующие выводы. Познавательное развитие детей - одно из важных направлений в работе с детьми дошкольного возраста. Познавательное развитие детей старшего дошкольного возраста подразумевает работу педагогов со всеми тремя компонентами познавательной сферы. Приступая к планированию познавательного развития детей, мы должны вспоминать возрастные особенности детей, а в процессе работы характерные закономерности познавательного развития детей.

Познавательное развитие старших дошкольников происходит и в процессе работы с произведениями графики. Для формирования собственно изобразительной деятельности недостаточно лишь отработки «техники» нанесения линий и обогащения восприятия и представлений. Необходимо формирование графических образов, что возможно при систематическом влиянии взрослого.

Наиболее доступным видом изобразительного искусства для детей является иллюстрация. В старшем дошкольном возрасте продолжается формирование у детей устойчивого интереса к книжной графике, внимательного и бережного отношения к книге, желания постоянно общаться с ней.

Разнообразны приемы, с помощью которых можно научить ребенка воспринимать изобразительные средства и соотносить их с замыслом. В качестве одного их таких средств может служить сравнение изображаемых предметов (по форме, цвету, композиции и т.д.), поскольку оно ведет к пониманию ребенком средств художественной выразительности языка графики, способствует выявлению своеобразия приемов того или иного иллюстратора.

Книжная графика - один из видов изобразительного искусства, средства выразительности которого (линия, форма, цвет, композиция) доступны детям старшего дошкольного возраста. Знакомство детей с книжной иллюстрацией развивает познавательную сферу старших дошкольников, а также эстетические чувства, формирует художественный вкус, дает простор воображению и собственному творчеству детей.

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2020-02-17; Просмотров: 77; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.017 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь