Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Познавательное развитие дошкольников в художественном творчестве



 

Познавательное развитие детей - одно из важных направлений в работе с детьми дошкольного возраста.

Любой нормальный ребенок появляется на свет с врожденной познавательной направленностью, помогающей ему адаптироваться к новым условиям своей жизнедеятельности. Постепенно познавательная направленность перерастает в познавательную активность - состояние внутренней готовности к познавательной деятельности, проявляющееся у детей в поисковых действиях, направленных на получение новых впечатлений об окружающем мире. С ростом и развитием ребенка его познавательная активность все больше начинает тяготеть к познавательной деятельности. Развитая познавательная деятельность свойственна взрослым людям.

В период дошкольного детства благодаря познавательной активности ребенка происходит зарождение первичного образа мира. Образ мира формируется в процессе развития познавательной сферы, которая состоит из 3-х компонентов [4, с. 169]:

) познавательные процессы (восприятие, внимание, память, воображение, мышление);

) информация (опыт и достижения, накопленные человечеством на пути познания мира);

) отношение к миру (эмоциональная реакция на отдельные объекты, предметы, явления и события нашего мира).

Все компоненты познавательной сферы тесно связаны между собой.

Познавательное развитие детей дошкольного возраста подразумевает работу педагогов со всеми тремя компонентами познавательной сферы. Однако следует помнить, что процесс познания маленького человека отличается от процесса познания взрослого. Взрослые познают мир умом, а маленькие дети эмоциями. Для взрослых людей информация первична, а отношение вторично. А у детей все наоборот: отношение первично, информация вторична.

Приступая к планированию познавательного развития детей, мы должны вспоминать возрастные особенности детей, а в процессе работы характерные закономерности познавательного развития детей.

В возрасте от трех до пяти лет формируются качественно новые свойства сенсорных процессов: ощущение и восприятие. Ребенок, включаясь в разные виды деятельности (общение, игру, конструирование, рисование и др.), учится более тонко различать отдельные признаки и свойства предметов. Совершенствуется фонематический слух, цветоразличение, острота зрения, восприятие формы предметов и др. Восприятие постепенно вычленяется из предметного действия и начинает развиваться как самостоятельный, целенаправленный процесс со своими специфическими задачами и способами. От манипуляции с предметом дети переходят к ознакомлению с ним на основе зрительного восприятия, при этом «рука учит глаз» (движение руки по предмету определяет движение глаз). Зрительное восприятие становится в дошкольном возрасте одним из основных процессов непосредственного познания предметов и явлений. Умение рассматривать предметы формируется в младшем дошкольном возрасте.

Ребенок ориентируется в окружающем не только на основе восприятия. Важную роль в данном процессе начинают играть образы памяти. Память наиболее интенсивно развивается в этом возрасте. Ребенок без особых усилий запоминает множество различных слов и словосочетаний, стихотворений и сказок. Однако в начале дошкольного возраста память имеет непроизвольный характер: ребенок еще не ставит перед собой цели сознательно что-либо запомнить и не использует для этого специальных средств. Материал запоминается в зависимости от деятельности, в которую он включен [15, с. 8].

В младшем дошкольном возрасте у ребенка начинают формироваться представления о пространстве, времени, числе. В силу особенностей мышления ребенка его представления также своеобразны и качественно отличны от представлений более старших детей.

В старшем дошкольном возрасте познавательное развитие - это сложный комплексный феномен, включающий развитие познавательных процессов (восприятия, мышления, памяти, внимания, воображения), которые представляют собой разные формы ориентации ребенка в окружающем мире, в себе самом и регулируют его деятельность.

Восприятие ребенка теряет свой первоначально глобальный характер. Благодаря различным видам изобразительной деятельности и конструированию, ребенок отделяет свойства предмета от него самого. Свойства или признаки предмета становятся для ребенка объектом специального рассмотрения. Названные словом, они превращаются в категории познавательной деятельности, и у ребенка-дошкольника возникают категории величины, формы, цвета, пространственных отношений. Таким образом, ребенок начинает видеть мир в категориальном ключе, процесс восприятия интеллектуализируется.

Всестороннее познавательное развитие старших дошкольников происходит в процессе занятий художественным творчеством. Творчество дошкольника имеет свои особенности. Дети делают множество открытий и создают интересный, порой оригинальный продукт в виде рисунка, конструкции, стихотворения и т.п. (Е.А. Флерина, Г.В. Лабунская, М.П. Сакулина, К.И. Чуковский, Дж. Родари, Н.А. Ветлугина, Н.Н. Поддьяков и др.). Новизна открытий и продукта субъективна, это первая важная особенность детского творчества [15, с. 11].

При этом процесс создания продукта для дошкольника имеет едва ли не первостепенное значение. Деятельность ребенка отличается большой эмоциональной включенностью, стремлением искать и много раз опробовать разные решения, получая от этого особое удовольствие, подчас гораздо большее, чем от достижения конечного результата (А.В. Запорожец, Н.Н. Поддьяков, Л.А. Парамонова, О.А. Христ и др.). И это - вторая особенность детского творчества.

Для взрослого человека начало решения проблемы (ее осознание, поиск подходов) является самым трудным и мучительным, иногда приводящим к отчаянию. Ребенок же, в отличие от взрослого, не испытывает таких трудностей (если, конечно, над ним не довлеют жесткие требования взрослых). Он с легкостью и прежде всего практически начинает ориентировочную, порой даже не совсем осмысленную деятельность, которая, постепенно становясь более целенаправленной, увлекает ребенка поиском и часто приводит к положительным результатам (Н.Н. Поддьяков, Л.А. Парамонова, Г.В. Урадовских). И даже в музыкальном творчестве ребенка наблюдается одновременность сочинительства и исполнения (К.В. Тарасова). И это третья особенность детского творчества, безусловно связанная с первыми двумя и особенно со второй.

Указанные выше особенности детского творчества демонстрируют определенную степень несовершенства психических процессов ребенка, что естественно в этом возрасте. И учет этих особенностей необходим в организации развивающего обучения детей.

Восприятие представляет собой целостное отражение предметов, ситуаций и событий, возникающее при непосредственном воздействии физических раздражителей на рецепторные поверхности органов чувств. У ребенка постепенно развивается умение правильно соотносить рисунок и реальность, видеть именно то, что на нем изображено. Особенности восприятия ребенком окружающих людей проявляются и в его оценочных суждениях. Развитие восприятия в дошкольном возрасте - это сложный, многоаспектный процесс, который способствует тому, чтобы ребенок все точнее, четче отображал окружающий мир, научался различать нюансы действительности и благодаря этому мог успешнее адаптироваться в ней.

Художественное восприятие многопланово и совмещает в себе: непосредственное эмоциональное переживание; постижение логики развития авторской мысли; богатство и разветвленность художественных ассоциаций, втягивающих все поле культуры в акт рецепции.

Художественное восприятие выступает, прежде всего, как психический процесс, который протекает под непосредственным воздействием произведения искусства. Однако способность к художественному восприятию не появляется сама по себе. Она - результат развития индивида. Отечественный психолог Б.М. Теплов отмечал: «Художественное полноценное восприятие - это умение, которому надо учить… этому способствует расширение и укрепление знаний, представлений детей об окружающей действительности, развитие эмоциональной чувствительности, отзывчивости к прекрасному» [22, с. 36].

Детям-дошкольникам трудно правильно воспринимать картинку. Ведь даже самая простая картинка, включающая в себя изображение хотя бы двух предметов, дает их в каких-то пространственных связях. Осмысливание этих связей необходимо, чтобы раскрыть взаимоотношения между частями картинки издавна использовалась для определения общего умственного развития ребенка.

Существенно значимым является и понимание того, что развитие творчества у детей связано с целенаправленным обучением, ориентированным на «зону ближайшего развития» ребенка (Л.С. Выготский). В формировании творчества особая роль отводится воображению (Л.С. Выготский, Э.В. Ильенков, В.В. Давыдов, О.М. Дьяченко, В.Т. Кудрявцев и др.). Именно развитое творческое воображение порождает новые образы, составляющие основу творчества. Э.В. Ильенков рассматривает воображение как универсальную функцию, присущую человеку всегда и проявляющуюся в разных видах деятельности независимо от того, на каком содержании оно было сформировано. В качестве особого механизма воображения он видел перекомбинирование образов, прежде всего такое, когда признаки одного предмета переносятся на другой, что позволяет раскрыть существенные характеристики и взаимосвязи действительности. В.В. Давыдов, развивая эту мысль, указывает на то, что перенесенное свойство выступает как некая главенствующая часть, влияющая на изменение других частей, что собственно и позволяет получить новые целостности [5, с. 48].

Процесс воображения носит глубоко личностный характер, и его результатом является формирование особой внутренней позиции (Е.Е. Кравцова), умение видеть «глазами другого человека» (Э.В. Ильенков) и возникновение личностных новообразований: стремление изменить наличную ситуацию, умение находить новое в известном, игровое отношение к действительности (Н.Н. Палагина).

Из всех существующих детских видов деятельности, именно продуктивная изобразительная деятельность способствует художественно-творческой самореализации ребенка (Н.А. Ветлугина, Т.С. Комарова, Н.П. Сакулина, Е.А. Флерина и др.). В теории и практике развития художественной деятельности дошкольников довольно мало обращалось внимания на особенности художественного мышления, связанного с обслуживанием этой специфической сферы. Исследователями изучались различные аспекты эстетического восприятия, эстетических суждений, оценок и т.д. в контексте развития наглядно-образного мышления детей. Вместе с тем, освоение художественной действительности, особенности ее объектов, использование художественно-изобразительных средств и художественных эталонов обусловливают и своеобразие оперирования ими в мыслительном плане, что накладывает отпечаток на психологическую структуру и особенности мышления, определяет его направленность. Художественное мышление является тем же обобщенным и опосредствованным познанием действительности, как и любой другой вид мыслительной деятельности, и также осуществляется через решение проблемных задач [25, с. 116].

Старший дошкольный возраст является сензитивным периодом для развития изучаемого феномена, так как для этого имеются все необходимые предпосылки, прежде всего, свободное оперирование различными наглядными образами при активном участии творческого воображения и образной памяти. К тому же следует учесть возможности опосредованного использования старшими дошкольниками художественно-отобразительных средств и эталонов; готовность идти от замысла к его воплощению, от мысли к действию, а не наоборот. Кроме этого, для создания старшими дошкольниками художественного образа, который является продуктом художественного мышления, значимыми являются психологические новообразования: появление «умных эмоций» и «эмоциональной мысли» (Л.С. Выготский); зарождение символической функции мышлении (Ж. Пиаже); элементов логического мышления (Л.А. Венгер, Н.Н. Поддъяков, Л.С. Рубинштейн и др.); овладение смысловой стороной речи, эмоционально-оценочной лексикой (В.И. Логинова, С.Л. Рубинштейн, О.И. Никифорова, Б.М. Неменский и др.). Имеются исследования, показывающие возможность овладения детьми старшего дошкольного возраста метафорами на материале ознакомления с пословицами и поговорками, парадоксами в творческой мыслительной деятельности (К.И. Алексеева, Н.Д. Арутюнова, А.Н. Леонтьев, Н.Н. Поддъяков, О.С. Ушакова, Д.Б. Эльконин и др.) [4, с. 210].

Развивая ребенка как реципиента (зрителя) и как созидателя, способного эмоционально эстетически видеть мир, выражать свое субъектно-актуальное содержание в изобразительной деятельности, важно научить понимать и создавать художественные образы, используя для этой цели специфические операции художественного мышления. Это, в свою очередь, позволит заложить линии преемственности в художественном становлении детей на последующих этапах развития. В современной психолого-педагогической науке возникли определенные противоречия: во-первых, между относительно невысоким уровнем развития психолого-педагогической теории художественного мышления, его прикладных аспектов и осознанием необходимости и возможности формирования художественного мышления у детей старшего дошкольного возраста; во-вторых, между предъявляемыми в дидактическом процессе требованиями к продуктам детской изобразительной деятельности (новизна, оригинальность, художественность и др.) и реальным неудовлетворительным уровнем художественного мышления дошкольника.

Художественное мышление детей старшего дошкольного возраста следует рассматривать как процесс целенаправленного опосредствованного художественного познания мира, который проявляется в единстве следующих особенностей: ассоциативности, метафоричности, парадоксальности. Оно реализуется с помощью ряда мыслительных художественных операций (трансформации, реинтеграции, персеверации, мультипликации), характеризуется эмоционально-чувственной окрашенностью, образной наглядностью и обеспечивает понимание или создание художественного образа.

Указанные выше особенности художественного мышления оказывают влияние на художественную трансдукцию и специфику создаваемых детьми художественных образов. Они интегрируются в типах художественного мышления: дохудожественном, фрагментарно-художественном и художественном.

Тип художественного мышления обусловлен типом субъектного опыта ребенка: его содержанием, структурой, путями приобретения. Художественному типу мышления детей соответствует художественно-эстетический тип опыта, который приобретается через экспериментирование, поисковые действия в изобразительной деятельности, продуктивное художественное общение, обучение на занятиях в изостудии. К числу условий формирования относятся также организация художественно-эстетической среды, применение методов и приемов художественной дидактики, смена субъектной позиции ребенка (от реципиента до «Я - Художник»).

Также необходимо развивать познавательную сферу дошкольников на материале народного искусства, т.к. народное искусство как проявление творчества близко по своей природе творчеству ребенка (простота, завершенность формы, обобщенность образа), именно поэтому оно близко восприятию ребенка, понятно ему. Включение ребенка в различные виды художественной деятельности, основанные на материале народного творчества - одно из главных условий полноценного нравственного воспитания ребёнка и развития его творческих способностей. Материалом для занятий служат русские народные сказки, малые формы фольклора, предметы декоративно-прикладного искусства. Развитие познавательной сферы дошкольников осуществляется через разнообразные формы организации занятий. На занятиях дети учатся пересказывать, составлять творческие рассказы, сочинять сказки, придумывать загадки и небылицы, учатся приемам декоративного рисования. Занятия включают в себя игры и упражнения на развитие познавательных функций, воспитание нравственно-волевых качеств; решение проблемных ситуаций [20, с. 112].

Благодаря содержательному общению и обучению, развитию познавательной деятельности у ребенка формируется образ мира: первоначально ситуативные представления систематизируются и становятся знаниями, начинают формироваться общие категории мышления (часть - целое, причинность, пространство, предмет - система предметов, случайность и т.д.).

В результате усвоения систематизированных знаний у детей формируются обобщенные способы умственной работы и средства построения собственной познавательной деятельности, развивается диалектичность мышления, способность к прогнозированию будущих изменений. Все это - одна из важнейших основ компетентности ребенка-дошкольника, его готовности к продуктивному взаимодействию с новым содержанием обучения в школе.

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2020-02-17; Просмотров: 88; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.015 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь