Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Историко-культурный процесс и периодизация русской литературы.Стр 1 из 13Следующая ⇒
Введение
Историко-культурный процесс и периодизация русской литературы. Литература рождается на фоне исторических процессов, и, так или иначе, эти процессы описывает. В свою очередь история не может не оказывать влияния на литературу. Поэтому целесообразно и даже необходимо рассматривать литературные произведения в их историческом контексте. Литературный процесс — сложный, многоступенчатый механизм. Он подразумевает историческое существование, функционирование и эволюцию литературы как в определенную эпоху, так и на протяжении всей истории нации. Развитие мировой литературы условно можно разделить на следующие этапы: · древнейшая литература (до VIII в. до н. э.) · античность (VIII в. до н. э. – V в. н. э.) · средневековье (V–XV вв.) · возрождение (XV–XVI вв.) · классицизм (XVII в.) · просвещение (XVIII в.) · новое время (XIX в.) · современная литература (XX в.) Русская литература отразила на своих страницах лучшие человеческие качества: любовь, дружбу, чувство патриотизма и безграничной любви к Родине, гуманность, преданность высоким идеалам, честность, справедливость, чувство прекрасного. По сравнению с западом, русская литература достаточно молода, но свой путь она проделала стремительно и менее чем за столетие догнала европейскую и вышла на уровень ведущих литератур мира. На ее страницах запечатлено духовное развитие общества, воплощен русский национальный характер, его самобытность и неповторимость, представлены различные исторические этапы развития страны. Невозможно всестороннее изучение исторического наследия без обращения к памятникам отечественной литературы. В своем развитии русская литература прошла несколько этапов.
Устное народное творчество Первым, дописьменным периодом развития литературы считается устное народное творчество — словесное искусство народа, передаваемое из поколения в поколение, из уст в уста, и закрепленное во всем многообразии бытового уклада. Фольклор как древнейшая форма творческого самовыражения одной личности или коллектива возник задолго до появления литературы и стал не только основой, но и бесценным источником для творчества многих писателей и литературы в целом. С возникновением литературы, изначально связанной с высшими слоями общества, фольклор оставался по-прежнему достоянием неграмотных и малообразованных масс и вполне удовлетворял их эстетические потребности, не менее высокие, чем у носителей культуры. Само понятие фольклор (в переводе «мудрость») шире понятия устное народное творчество. Фольклор — это народная культура в целом, это совокупность народных обрядов и традиций. Устное народное творчество — это непосредственно тексты. Фольклорный текст не отделим от обряда. Главные отличительные черты устного народного творчества как предшественника литературы: · устный характер создания и распространения (бытования); · отсутствие автора, текст воспринимается как коллективный; · вариативность, любой текст существует во множестве вариантов; · традиционность, новаторство каждого рассказа опирается на традицию; · импровизационность, текст дорабатывается, когда он произносится.
Древнерусская литература Крещение Руси в 988 году считается условной датой возникновения русской литературы. Однако на тот момент она не является литературой в современном ее понимании, правильнее называть ее книжностью или письменностью. Но именно с нее начинается следующий период, названный древнерусской литературой. С приходом на Русь христианства сразу же возникла необходимость в переводах книг для богослужений. Для этого братья Кирилл и Мефодий создают искусственный язык — старославянский — для которого был изобретен специальный алфавит (глаголица) и приспособлен алфавит греческий (кириллица), которым мы пользуемся до сих пор. Первые памятники древнерусской литературы, написанны на старославянском языке. Но дороговизна пергамента, отсутствие искусных переписчиков, и вообще маленькое количество грамотных людей давала возможность приобретать книги только очень ограниченному кругу очень богатых людей. Первыми книгами, появившимися не Руси стали «Остромирово Евангелие» (1056-1057 гг.), «Изборник», «Слово о законе и благодати», первые летописи и жития. Отличительные черты древнерусской литературы: · Рукописный характер. Произведения распространялись путем переписки, писцы вносили свои поправки, изменения, часто допускали ошибки. · У древнерусской литературы часто нет устойчивого текста. Многие произведения переписывались в течение веков, иногда фрагменты одного произведения попадали в состав другого. В этом смысле древнерусская литература подобна фольклору. · Традиционность и наличие общих мест. Автор как-будто участвует в ритуале (церемонии). Лихачев назвал это явление «этикетностью». · Коллективность творчества, отсутствие представления о литературной собственности. · Жесткая связь литературы с историческим процессом. Тексты древнерусской литературы строятся на основе конкретного исторического факта: поражения и победы в войнах, жизнь святых и великих полководцев, создание икон, постройка церквей. · В древнерусской литературе нет вымышленных сюжетов. Вымысел считается ложью, а ложь — грехом, поэтому вымысел был недопустим, все произведения носили документальный характер. · Литературный труд воспринимается как служение родной стране, поэтому литература пронизана гражданственностью и патриотизмом, она пытается ответить на жизненные вопросы, проповедует высокие идеалы. Писатели выполняют роль истолкователя действительности, просветителя, пророка-обличителя. Им было свойственно чувство ответственности за свой труд.
Значение древнерусской литературы: · литература этого периода помогает понять художественные достижения XIX – XX вв., усилить идеи, образы и художественный язык литературы близкого нам времени; · многие произведения обладают художественной ценностью сами по себе: «Поучения Владимира Мономаха», «Слово о полку Игореве», «Повесть о Петери Февронье муромских» и т. д. Очень многие произведения древнерусской литературы были созданы на Владимирской земле.
Литература XVIII века — «русское просвещение» С приходом к власти Петра I наряду с другими достижениями науки и искусства активно развивается и литература. Новаторства Петра Великого коренным образом изменили жизнь страны. Происходит слом общественного сознания — человек начинает восприниматься как самостоятельная личность, а не только как «раб божий». Главным между церковью и государством становится государство. Новое положение Петр I узаконил, издав «Табель о рангах», дав таким образом возможность человеку добиваться социальных высот вне зависимости от его социального положения, а благодаря собственным талантам и возможностям. Основой культуры становятся западные образцы, в том числе и в литературе. В России появляются первые образцы светской литературы, сначала переводные, а затем и русских авторов. Происходит поиск новых форм. Впервые в русской литературе появляется поэзия, которая пока еще не имеет системы и является своего рода научной забавой. В начале XVIII века она еще очень далека от гармонии, но формирует три основных принципа литературы: авторство, печатность и светскость. Благодаря усилиям Сумарокова, а потом Карамзина литература становится профессией и определяется как труд, который может давать средства к существованию. Недаром литературу XVIII века называют «русским просвещением». Она создает формы и жанры, формирует литературный язык. Русская литература вступает на путь развития, который пройдет стремительно: · первые десятилетия - смешение стилей, поиск новых форм, жанров, стилей; · 1730-1750 гг. - становление, развитие и расцвет классицизма; · 1760- начало 70-х гг — время развития журналистики; · 90-е годы — приход сентиментализма. Основные черты литературы XVIII века: строгость, нормативность, строгое разделение на высокие и низкие жанры, положительных и отрицательных героев, отсутствие фантастики.
«Золотой век» русской литературы Русская литература XIX века — результат творческого гения русского народа, бесценный вклад в отечественную и мировую культуру. За одно столетие она проходит путь от классицизма до реализма. На мировой литературный Олимп восходят имена Пушкина, Лермонтова, Гоголя, Толстого, Достоевского и многих других. Центральной фигурой этого периода конечно же является А.С. Пушкин, положивший начало классической русской литературе. Начало XIX века ознаменовалось главенством двух направлений — сентиментализма и зарождением романтизма, которые нашли свое воплощение прежде всего в поэзии и подарили отечественной литературе имена Е.А. Баратынского, К.Н. Батюшкова, В.А. Жуковского, А.А. Фета, Ф.И. Тютчева. Развитие русской прозы началось с произведений А.С. Пушкина и Н.В. Гоголя, обозначивших основные художественные типы, которые будут развиваться и разрабатываться на протяжении всего века. Это тип «лишнего человека», который родился вместе с Евгением Онегиным в одноименном романе А.С.Пушкина, а затем тип «маленького человека», впервые появившийся в гоголевской «Шинели». С середины века начинает развиваться русская реалистическая литература, которая отразила напряженную социально-политическую обстановку, сложившеюся в России во время правления Николая I. Поэзия уступает прозе свои позиции. На первое место выходят произведения И.С. Тургенева, Ф.М. Достоевского, Л.Н. Толстого, И.А. Гончарова.
«Серебряный век» русской литературы Достаточно небольшой по времени период (с 80-х годов XIX века до 20-х следующего столетия) стал достойным преемником «золотого» века русской литературы. Он подарил миру удивительных авторов-модернистов, пришедших в литературу на волне новых веяний. Приверженцы символизма А.Белый, К.Бальмонт, В.Брюсов, ранний А.Блок воплотили идею божественной красоты и Вечной Женственности. Акмеисты Н. Гумлев, А.Ахматова, О.Мандельштам напротив воспевали чувство реальности, земное бытие. Футуристы В.Маяковский, В.Хлебников, Д.Бурлюк, ранний Б.Пастернак обогатили литературу новыми формами языка. Русская литература советского периода (1922-1991) Литература этого периода многогранна, противоречива и разнопланова. Новые формы жизни рождали новые стили искусства, новые принципы изображения действительности. Массовая ликвидация безграмотности сделала литературу достоянием народа, открыла возможности для роста и развития нового самосознания. Советская литература безусловно является преемницей классической литературы XIX столетия. Но в то же время главные ее принципы — гуманизма, демократизма, народности, приобретают новое значение и содержание. Еще одной отличительной чертой литературы советского периода становится ее интернациональность — она включает в себя творчество писателей всех союзных республик. Преобладающим литературным направлением становится социалистический реализм, основоположником которого принято считать М. Горького. Именно он определил соцреализм как «реализм людей, восстанавливающих мир». Главной задачей авторов он считал помощь в развитии нового человека в социалистическом обществе. Весомый вклад в развитие социалистического реализма также внесли советские писатели А. А. Фадеев, А. С. Серафимович, А. Н. Островский, К. А. Федин, Д. А. Фурманов и др. Историческая ситуация Французская революция 1789–1793 годов резко изменила жизнь целых народов не только в Европе, но и во всем мире, привела в движение скрытые ранее силы, сместила исторические устои и традиции. К концу XVIII века феодальная Франция полностью исчерпала себя как государство, и изменение ее политического строя стало неизбежным. После многократной смены власти страна оказалась в руках корсиканского генерала Наполеона Бонапарта, чьи политические амбиции привели к переделу мира и глобальному изменению карты Европы, большая часть которой в начала XIX века оказалась в составе Франции. Пока Европа бурлила в революционных страстях, в России, огородившейся от европейских событий царил блаженный застой. Российское дворянство пребывало в спокойной уверенности, что времена перемен и потрясений для России остались в прошлом. А тем временем Екатерина II, отдававшая себе отчет, что европейские «страсти» рано или поздно просочатся и на территорию России, что избежать перемен, вызванных французской революцией, не удастся, активно готовилась к законодательным реформам, призванным изменить уклад российской жизни «сверху», не допустив тем самым революционных действий «низов». Но надеждам ее не суждено было сбыться. Пришедший после смерти Екатерины к власти Александр I погряз в веренице военных конфликтов с наполеоновской Францией и вынужден был остановить проведение в России реформ. Отечественная война 1812 года и вовсе поставили крест на реформировании страны. Прогрессивное дворянство России, не дождавшись от правительства никаких изменений, решили действовать самостоятельно и ограничить изживающее себя самодержавие, приведя страну если не к Республике, то хотя бы к конституционной монархии. Их деятельность вылилась в вооруженное восстание в декабре 1825 года и последовавшей за ним Реакции. Правление Николая I, начавшееся с подавления восстания декабристов и расправы над ее участниками, только усилило недовольство масс, не решив главного вопроса того времени — отмены крепостного права. Тем временем во Франции, взбаламутившей мирные воды Европы, опять воцарилась монархия, в Великобритании наступила викторианская эпоха, вновь выдвинувшая на первый план традиционные ценности. Пережив революционные бури вернулись на стартовые позиции остальные европейские страны. Но полностью вернуть ситуацию в прежнее русло оказалось уже невозможным: и в Европе и в России стал поднимать голову рабочий класс, создалась благоприятная обстановка для зарождения и последующего расцвета теории Маркса и коммунистического движения. Александр II, в отличие от своих предшественников начал активное реформирование России, но время было безвозвратно упущено — остановить нараставшие волнения, спровоцированные изменившимся сознанием народных масс, оказалось уже невозможным. Александр III, напуганный убийством своего предшественника, немедленно прекратил все реформы, сделав ставку на развитие промышленности и искренне веря, что промышленные преобразования сами собой положат конец смуте. Но революционное движение, уже ставшее на тот момент международным, просто затаилось, научилось искусству конспирации и активно продолжало свою деятельность. В этот период важные изменения происходили и на американском континенте. Гражданская война 1861–1865 гг, вспыхнувшая в США, определила дальнейший путь Америки.
Культура и экономика Европа дала рождение явлению, изменившему впоследствии весь существующий миропорядок, изменившему традиционное ценности и поставившее во главу угла деньги. Имя этому явлению - «капитализм». За три века своего существования он полностью изменил сознание людей, приучил их к мысли, что их судьба зависит не от происхождения, не от воспитания, не от интеллекта, не от традиций и привычек предшествующих поколений, а исключительно от материального положения, ради которого можно пожертвовать всем остальным. Миром и человеком начинает править Капитал, который признает только одну зависимость — зависимость от денег. Но если прежде богатство подкрепляло власть, основанную на происхождении, то теперь но само стало инструментом власти, вторгшись в политику и начав править миром. Не избежала этого влияния и литература. Если раньше она была «приютом вдохновения», то теперь она становится способом зарабатывания денег. Главный инструмент рыночной экономики конкуренция дала толчок череде технических открытий, которые вели к подъему экономики, а она, в свою очередь, требовала новых изобретений. Не стояла на месте и наука: активно развивалась медицина, химия, биология. Наука внесла свою лепту и в развитие искусства, положив начало кинематографу.
1.1.1.3 Искусство и литература
Но, естественно, на развитие литературы в первую очередь влияла не наука, а развитие других видов искусств, и в первую очередь музыка. В конце XVIII - начале XIX века на музыкальный Олимп взошли гениальные Бетховен, Шопен, Верди. Их творения вдохновляли и стимулировали авторов на создание новых по стилю и слогу произведений. Вторая половина XIX столетия была отмечена появлением в России движения художников-передвижников. Это была плеяда гениальных творцов: И. Крамской, И. Репин, В. Суриков, В. Васнецов, И. Левитан. Все они будут поклонниками художественных идей, отраженных в литературе, станут работать в тех же жанрах и направлениях. Искусство активно двигалось вперед. Если в начале XIX века музыкантов и живописцев привлекал их внутренний мир, то потом наступило время «заземления», познания окружающей действительности. А уже к концу века появилось желание познать новое, никем еще ранее не познанное. В этот период в Европе зарождается абсолютно новое направление в искусстве — импрессионизм, яркими представителями которого стали Э. Мане, О. Ренуар, Э. Дега. Новое направление распространилось и на скульптуру в лице гениального О. Родена, и на музыку, где его представителями стали К. Дебюсси, М. Равель, ну и, конечно, на литературу, в первую очередь на поэзию. На рубеже XIX и XX столетий мыслитель и композитор Р. Вагнер положил начало новому направлению в искусстве. Это течение получило название символизм.
От классицизма к реализму. Русская литература за очень короткий срок прошла путь, на который Европе понадобилось несколько столетий. Во второй половине XVIII века она окончательно формируется как отдельный вид искусства, становится светской, обращается к человеку, его внешнему и духовному миру. Начало XIX столетия ознаменовалось окончательным формированием русского литературного языка. Литература приобрела национальный характер, собственную уникальность и неповторимость. Классицизм (от лат. classicus «образцовый») возник в искусстве и литературе Западной Европы и России в XVII-XVIII веках как выражение идеологии абсолютной монархии. В нем нашли отражение представление о рационалистической гармонии, строгой упорядоченности мира, вера в разум человека. Он уходит корнями в античность и проповедует главенство разума. Его главная идея - все разумное может быть красивым и гармоничным. За основу взята «философия разума» Декарта: «Я мыслю, значит я существую». Классицизму присущи ясность, простота, гармония. Его отличительная черта — конфликт долга и страсти, при этом Разум всегда побеждает, страсти побеждаются. Поскольку, согласно общественному мнению, высший разум — государственный, то положительными героями произведений должны были быть представители монархии, как носители высшего, государственного разума. И наоборот, героями отрицательными становились люди, Разумом не обладающие: либо представители низших сословий, либо дворянского происхождения, но неверно понимающие свои права и обязанности. Специфическим образом представлен человек – не как социально существо (личность), а как существо родовое. Классический герой статичен, он не развивается, не меняется, в основе его действий и поступков лежит строгая логика. Произведения классицизма имеют предельно нормированную, рациональную художественную систему, иррациональность, мистика, фантастика в них не допускаются. Все жанры имеют четкое определение и делятся на высокие и низкие. Они абсолютно «герметичны», их смешение не допускается: в трагедии не может быть никаких комических ситуаций, в комедии — трагических конфликтов. В высоких жанрах масштабная личность, в низких – пороки, «низкие» герои. Люди необразованные, не обладающие развитым разумом, становятся героями «низких» жанров — комедии, басни, песни. Просвещенная элита воспевается в героических поэмах и одах. Внутри жанра можно говорить о симметричности художественного произведения. Важна достоверность. Ее позволяет воплотить закон трех единств. Русский классицизм начал оформляться после смерти Петра I и ставил своей задачей просветительство монархии, обучение ее мудрому управлению государством, беря за образец правление Петра Великого. Классицизм в России отличался постоянным обращением к национальной тематике, к сюжетам из русской действительности, из отечественной истории. В проповеди общегосударственных идей, в формировании общественно полезных, гражданских качеств человека, в развитии антидеспотической направленности, в просветительских тенденциях заключалось его объективно прогрессивное значение, теснее была связь его с жизнью, народом. В русском классицизме проявилась обличительно-реалистическая тенденция, выражавшаяся в сатире, комедии, басне, нарушавшая свойственный традиционному классицизму принцип абстрактного изображения действительности. Наблюдалась большая связь с народным творчеством, что сообщало произведениям русского классицизма демократический отпечаток, в то время как западноевропейский классицизм избегал включения просторечных выражений, использования фольклорных приёмов. В своем становлении и бытовании классицизм в России прошел три периода: · с 30-х по 50-е годы XVIII века. Усилия писателей на этом этапе направлены на развитие просвещения и науки, создание литературы и национального языка. Это становление нового направления, когда один за другим рождаются неизвестные до того времени в России жанры, реформируется литературный язык, стихосложение. В литературу входят Кантемир, Ломоносов, Сумароков. · 60-е гг., - конец XVIII века. На первый план выдвигаются задачи воспитания человека - гражданина. Произведения гневно обличают личные пороки, препятствующие служению человека на пользу государству. Период связан с именами таких писателей, как Фонвизин, Херасков, Державин, Княжнин, Капнист. В их творчестве русский классицизм наиболее полно и широко раскрыл свои идеологические и художественные возможности. · конец XVIII - начало XIX веков. Наблюдается спад классицизма, усиливаются национальные мотивы, писателей интересует уже не просто тип идеального дворянина, а тип русского идеального дворянина. Формула классицизма: необычный герой (монарх, рыцарь) в обычных обстоятельствах (дворец, поле боя). Но наступил момент, когда и читатели, и писатели устали от строгости и разумности классицизма. Естественные человеческие чувства, которым не было места в произведениях классицистов, уже невозможно было игнорировать. Искусство «качнуло» в другую строну — на смену разумному классицизму пришел чувственный сентиментализм.
Сентиментализм (от фр. sentiment — чувство) — литературное направление, противопоставившее себя классицизму и выдвинувшее на первое место обычного человека с его естественными чувствами, способного сопереживать и сострадать. Появляется новая доминанта — главенство природы над разумом. Именно она идеальна, именно она формирует человека, счастье которого в богатстве чувств, в широте души. Сентименталисты уверены, что цивилизация человека портит, городская жизнь развращает, самим собой человек может быть только на лоне природы. Под новую мысль не подходят старые жанры, появляются новые, в т.ч. элегия, идиллия, повесть, эпистолярные формы (роман в письмах, дневники), записки о путешествиях. Объект описания не места, которые посещает путешественник, а его внутренний мир. Значительны изменениям подвергается трагедия. Теперь ее герой способен на сильные чувства. Подвергся изменениям и литературный язык. Он приблизился к разговорному, высокопарные выражения остались в прошлом. Формула сентиментализма: обычный герой в обычных обстоятельствах. Крупнейшим русским писателем-сентименталистом был Н. Карамзин. Его знаменитая повесть «Бедная Лиза» положила начало русской прозе, а фраза «И крестьянки любить умеют» довольно быстро стала крылатой, отразив всю сущность сентиментализма. Сентиментализм, как в Европе, таки в России, исчерпал себя довольно быстро, природная идиллия стал казаться скучной и однообразной. Наступает эпоха романтизма.
Романтизм (от фр. romantisme) зарождается в конце XVIII века в Германии, а затем распространяется в Европе, где проходит несколько этапов своего развития. Первым представителем романтизма в Англии стал Вальтер Скотт. На смену ему пришло поколение Джорджа Байрона, чьим учеником и наследником считал себя А.С. Пушкин. Эстафету подхватили французы, а затем и русские. Русский романтизм развивается практически синхронно с западным. В романтизме на первый план выходит личность, причем личность свободная. Это течение, состоящее в стремлении авторов противопоставить неудовлетворяющей их действительности необычные образы и сюжеты, подсказанные им жизненными явлениями, объединила его представителей в Европе и России. Художник-романтик стремится выразить в своих образах то, что он хочет видеть в жизни, что, по его мнению, должно быть основным, определяющим. Романтический герой - личность исключительная, не типичная, живущая в конфликте с обществом. Внешность героя характеризуется эпитетами: суровый, мрачный, гордый, печальный, надменный, мечтательный. Романтический герой обязательно красив и всегда одинок. Он стремится к абсолютной свободе, духовному совершенству, недостижимому идеалу, поэтому всегда находится в разладе с реальной действительностью. Подобно романтическому герою, устремленному к свободе, писатель-романтик также освобождается от каких-либо условностей, выходит за все принятые прежде рамки. Романтики стараются показать жизнь, не похожую на действительную: иные страны, далекие эпохи, фантастический мир. При этом используется народное творчество: легенды, предания, баллады. Романтический пейзаж характеризуется эпитетами: яркий, красочный, таинственный, мрачный. Формула романтизма: необычный герой в необычных обстоятельствах. То есть романтический герой всегда помещается в непривычную ему среду, где в полной мере раскрываются его личностные качества.
По мере того, как изменялась политическая ситуация в Европе и в России, изменялась и литература. Вторая половина XIX века ознаменовалась усилением влияния народных масс, оставлять которые за бортом литературы стало уже невозможным. Однако в жизни обычного рабочего люда было очень мало романтики, поэтому романтическое направление вытесняет реализм.
Реализм (от лат. realis — вещественный) зародился 30-х годах XIX века и достиг своего расцвета к его середине. Это направление в литературе и искусстве, правдиво и реалистично отображающее типичные черты действительности, в котором отсутствуют различные искажения и преувеличения. Его последователи резко отрицали использование в литературных произведениях каких-либо изощренных приемов, мистических веяний и идеализации персонажей. Если в романтизме главный конфликт заключен в споре героя с самим собой, то в реализме это конфликт героя и общества. Персонажи изображаются во взаимодействии с окружающим миром. Для писателей-реалистов становятся важны описания интерьера, портрета, пейзажа, то есть окружающей героя действительности. Характер романтического героя раскрывается в одной, отдельно взятой ситуации. Реалистичный персонаж всегда показан в развитии, и развитие его всегда зависит от окружающей среды, влияние которой бесспорно. Писатели-реалисты, утверждая бесспорность взаимодействия человека и окружающей его среды, уделяют большое внимание описанию исторической эпохи, реальным событиям, конкретному обществу. Основным жанром реалистов становится роман. И только к концу века его начинают дополнять рассказы и новеллы. Формула реализма: обычный герой в необычных обстоятельствах. Александр Сергеевич Пушкин (1799-1837)
Читая Пушкина, можно воспитать в себе человека. В. Белинский
Значение творчества А.С. Пушкина не только для русской, но и мировой литературы трудно переоценить. Его плодотворное влияние отразилось на всех сферах русского искусства. Творчество поэта завершает становление русского литературного языка и формирование русской литературы, открывает новый этап в ее развитии. Пушкин — первый русский писатель, осознавший литературу как творение красоты. Отсюда проистекает его стремление к гармонии, ясности, романтической эмоциональности и реалистической точности. Великий поэт прошел вместе с литературой весь путь от классицизма к романтизму и стал основоположником русского реализма. Пьедесталом, которое оно по праву занимало, творчество Пушкина обязано не только его литературному гению, но и событиям, в которых протекала жизнь поэта. Это и общественный подъем, и александровские реформы, отечественная война 1812 года и восстание декабристов, живая связь литературных поколений, объединенных веком Просвещения, общение с первоклассными талантами и закон о «вольности дворянства». Все это и многое другое сформировало личность Пушкина, артистическую, устремленную к идеалу гармонии и совершенной красоты. В личности А.С, Пушкина естественным, и в то же время, удивительным образом сочетался художник и критик своих и чужих произведений, эстетическое наслаждение которыми не мешало рациональному анализу, а логика, в свою очередь, не подавляла чувства. Ни у одного писателя творчество не разграничивается такими жесткими рамками на определенные периоды, как у Пушкина. Причем, каждый творческий период наитеснейшим образом связан с периодом жизненным. Поэтому творчество поэта неотделимо от его биографии и будет рассмотрено именно в этой связи. Жизненный и творческий путь Поэт родился в Москве 26 мая (6 июня) 1977 года. Его отец Сергей Львович принадлежал к обедневшему дворянскому роду. Мать Надежда Осиповна была внучкой выходца из Северной Абиссинии Ибрагима Ганнибала. Гостеприимная семья Пушкиных с удовольствием принимала у себя гостей, в том числе видных литераторов. Отец Александра Сергеевича был страстным поклонником литературы, собравшим огромную библиотеку. Вторым его увлечением были любительские спектакли, в которых он с удовольствием принимал участие. Но, не смотря на полученное воспитание, обычное для дворянской семьи, русской грамоте будущий великий поэт обучался у бабушки Марии Алексеевны, няни Арины Родионовны и крепостного дядьки Никиты Козлова, его неизменного спутника в течение всей жизни. Благодаря этим людям Пушкин усвоил не только русскую речь во всей ее народной простоте и широте, но и «русский дух», свойственный его народу.
Лицейский период стал первым значимым этапом в жизни и творчестве поэта. Пушкин попал в привилегированное учебное заведение, когда ему исполнилось двенадцать и покинул его уже известным поэтом, чье несомненное дарование уже было замечено и принято. Глубоких знаний в лицее не давали, там, по словам самого поэта «учились понемногу чему-нибудь и как-нибудь». Завершал Пушкин свое образование уже самостоятельно. Но в учебном заведении царила особая атмосфера, способствовавшая развитию творческих способностей своих учеников и воспитывавшая в них свободный дух, личную честь и достоинство. Благодаря этому лицеисты объединялись в некое «дружеское сообщество поэтов». Из этого дружеского союза родилась потом настоящая мужская дружба со многими бывшими сокурсниками, среди которых оказались Дельвиг, Пущин, Кюхельбекер. Писать Пушкин стал с тринадцатилетнего возраста, но отправной точкой на своей поэтической стезе он считал встречу с Державиным, приехавшим на один из экзаменов и восхитившимся талантом молодого Пушкина. Эта судьбоносная встреча отразилась в поэтических строчках поэта: Старик Державин нас заметил И, в гроб сходя, благословил. Таким образом, главная заслуга Лицея в том, что именно там Пушкин осознал себя Поэтом. Он лихорадочно впитывал знания и достижения своих литературных предшественников - Жуковского, Батюшкова, Державина. Не смотря на то, что все они были абсолютно разные, Пушкин учился у каждого из них и одновременно искал что-то свое. Так рождался творческий голос великого поэта. Общение с лицеистами, их взаимная переписка сделали основным жанром лицейского периода послание, а главной темой в силу возраста сала любовная. Главным героем лирики лицейского периода становится некий собирательный персонаж, никаким образом не отражающий мысли и характер самого Пушкина. Опираясь на опыт своих предшественников, Пушкин выковывал свой собственный стиль, сообразно собственным творческим взглядам и целям. В лицейских стенах среди прочих родились стихотворения «Желание», «Товарищам», «Разлука», «Воспоминания в Царском селе», объединившие в себе элегические мотивы и одический пафос. Петербургский период творчества (1817-1820). Окончив Лицей, полный творческих замыслов Пушкин вступает в новую пору своей жизни и с головой окунается в веселую и беззаботную жизнь Петербурга, где служит в Коллегии иностранных дел. Победоносное окончание войны 18212 года вселило в людей веру в собственные силу и ощущение безграничных возможностей. Молодежь жаждала деятельности и перемен. В активно возникающих литературных кружках и сообществах ведутся серьезные разговоры, наполненные вольнолюбивой страстью. Эта атмосфера породила новое направление в творчестве Пушкина — вольнолюбивую лирику. В этот период Пушкин сближается с П. Чаадаевым, знакомым ему еще с Лицея. Именно в нем находит поэт творческую и человеческую поддержку, именно ему обязан верой в собственные силы и в будущую славу. В это же время Пушкин сближается с членами тайных организаций — будущими декабристами, где царит атмосфера политического вольнодумства. Его лирика в этот период питается их идеями, в ней четко просматриваются результаты политических споров и резких суждений. Наиболее яркими стихотворениями той поры стали ода «Вольность», где Пушкин не призывает к свержению самодержавия, но высказывается против деспотизма самовластия и крепостного права; «К Чаадаеву», уже пронизанное желанием борьбы за свободу угнетенных масс, «Деревня», бичующее «барство дикое», присваивающее «и труд, и собственность, и время земледельца». Итог петербургскому периоду подводит поэма «Руслан и Людмила», выходящая за рамки всех известных жанров и поразившая читателей полной языковой свободой, объединившая в себе сказочный колорит и героическую историю. Южная ссылка (1820-1824). Вольнолюбивые мотивы, все чаще звучавшие в стихах молодого поэта не могли остаться незамеченными со стороны правящих кругов. Пушкину грозил арест и ссылка в Сибирь. И только благодаря заступничеству друзей Сибирь была заменена на южные губернии. Однако ссылка не стала тем суровым наказанием, на которое рассчитывал Александр I. Кавказ заворожил и очаровал Пушкина своей природой, древними легендами и гордыми, свободными людьми. Там же пришла и первая сильная любовь к дочери генерала, ветерана Отечественной войны, Марии Раевской. Это период расцвета романтизма в творчестве Пушкина, который сам оказался в ситуации, сходной с ситуацией романтического персонажа, находящегося в конфликте с окружающим миром, обречен на изгнание и скитальничество, погружен в атмосферу экзотики дальних стран. |
Последнее изменение этой страницы: 2020-02-17; Просмотров: 12602; Нарушение авторского права страницы