Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Специфика литературы как вида искусства.
Любое искусство призвано духовно обогащать и облагораживать человека, прививать ему определенные знания, развивать его чувства и эмоции. Без эмоций, вызываемых у человека, искусство не может существовать, да и просто не имеет смысла. Предметом искусства, а значит, и литературы, является человек, его внутренняя и внешняя жизнь и все, что так или иначе связано с ним. Поэтому в литературном произведении всегда поднимаются важные, всеобщие, даже глобальные проблемы. На одном, отдельно взятом примере, рассматривается общая, важная для каждого проблема. Это становится возможным благодаря художественному образу, без которого невозможно существование литературы и всего искусства в целом. Литература как вид искусства — явление уникальное, использующее самый могучий инструмент человеческих возможностей — язык и лежащее в основе многих других искусств, таких как кино, театр, телевидение и многих других. Она выполняет три основные функции: · Эстетико-эмоциональную — любое произведение так или иначе оказывает на читателя мощное эмоциональное воздействие, доставляет ему интеллектуальное наслаждение. Если произведение не тронуло душу человека, не вызвало заинтересованной эмоционально-личностной реакции, не доставило наслаждения – значит, весь труд пропал даром. · Познавательную - произведения художественной литературы дают человеку возможность познать окружающий мир, в том числе и человека. · Воспитательную — литературное произведение формируют личность человека, выстраивает его систему ценностей, исподволь учит его мыслить и чувствовать, делает умнее, добрее, духовно богаче. Художественная литература - область искусства, отличительной чертой которого является отображение жизни, создание художественного образа при помощи слова. Необходимо помнить, что художественное произведение — это не документальная запись, фиксирующая конкретное событие в жизни конкретного человека. Хотя, безусловно, зачастую в основе произведений лежат реальные исторические события или реальные исторические личности. Тем не менее главное в литературном произведении — художественный образ, аккумулирующий в себе какие-то общие человеческие черты или наиболее типичные ситуации. Он является особым, присущим только искусству способом освоения и преобразования действительности. Таким образом произведение художественной литературы — не сама жизнь, а отражение ее. Не случайно литературу недаром называют зеркалом жизни.
Часть 1. Развитие русской литературы и культуры в первой половине XIX века Развитие русской литературы и культуры в первой половине XIX века. Историко-культурный процесс конца XVIII — XIX веков Историческая ситуация Французская революция 1789–1793 годов резко изменила жизнь целых народов не только в Европе, но и во всем мире, привела в движение скрытые ранее силы, сместила исторические устои и традиции. К концу XVIII века феодальная Франция полностью исчерпала себя как государство, и изменение ее политического строя стало неизбежным. После многократной смены власти страна оказалась в руках корсиканского генерала Наполеона Бонапарта, чьи политические амбиции привели к переделу мира и глобальному изменению карты Европы, большая часть которой в начала XIX века оказалась в составе Франции. Пока Европа бурлила в революционных страстях, в России, огородившейся от европейских событий царил блаженный застой. Российское дворянство пребывало в спокойной уверенности, что времена перемен и потрясений для России остались в прошлом. А тем временем Екатерина II, отдававшая себе отчет, что европейские «страсти» рано или поздно просочатся и на территорию России, что избежать перемен, вызванных французской революцией, не удастся, активно готовилась к законодательным реформам, призванным изменить уклад российской жизни «сверху», не допустив тем самым революционных действий «низов». Но надеждам ее не суждено было сбыться. Пришедший после смерти Екатерины к власти Александр I погряз в веренице военных конфликтов с наполеоновской Францией и вынужден был остановить проведение в России реформ. Отечественная война 1812 года и вовсе поставили крест на реформировании страны. Прогрессивное дворянство России, не дождавшись от правительства никаких изменений, решили действовать самостоятельно и ограничить изживающее себя самодержавие, приведя страну если не к Республике, то хотя бы к конституционной монархии. Их деятельность вылилась в вооруженное восстание в декабре 1825 года и последовавшей за ним Реакции. Правление Николая I, начавшееся с подавления восстания декабристов и расправы над ее участниками, только усилило недовольство масс, не решив главного вопроса того времени — отмены крепостного права. Тем временем во Франции, взбаламутившей мирные воды Европы, опять воцарилась монархия, в Великобритании наступила викторианская эпоха, вновь выдвинувшая на первый план традиционные ценности. Пережив революционные бури вернулись на стартовые позиции остальные европейские страны. Но полностью вернуть ситуацию в прежнее русло оказалось уже невозможным: и в Европе и в России стал поднимать голову рабочий класс, создалась благоприятная обстановка для зарождения и последующего расцвета теории Маркса и коммунистического движения. Александр II, в отличие от своих предшественников начал активное реформирование России, но время было безвозвратно упущено — остановить нараставшие волнения, спровоцированные изменившимся сознанием народных масс, оказалось уже невозможным. Александр III, напуганный убийством своего предшественника, немедленно прекратил все реформы, сделав ставку на развитие промышленности и искренне веря, что промышленные преобразования сами собой положат конец смуте. Но революционное движение, уже ставшее на тот момент международным, просто затаилось, научилось искусству конспирации и активно продолжало свою деятельность. В этот период важные изменения происходили и на американском континенте. Гражданская война 1861–1865 гг, вспыхнувшая в США, определила дальнейший путь Америки.
Культура и экономика Европа дала рождение явлению, изменившему впоследствии весь существующий миропорядок, изменившему традиционное ценности и поставившее во главу угла деньги. Имя этому явлению - «капитализм». За три века своего существования он полностью изменил сознание людей, приучил их к мысли, что их судьба зависит не от происхождения, не от воспитания, не от интеллекта, не от традиций и привычек предшествующих поколений, а исключительно от материального положения, ради которого можно пожертвовать всем остальным. Миром и человеком начинает править Капитал, который признает только одну зависимость — зависимость от денег. Но если прежде богатство подкрепляло власть, основанную на происхождении, то теперь но само стало инструментом власти, вторгшись в политику и начав править миром. Не избежала этого влияния и литература. Если раньше она была «приютом вдохновения», то теперь она становится способом зарабатывания денег. Главный инструмент рыночной экономики конкуренция дала толчок череде технических открытий, которые вели к подъему экономики, а она, в свою очередь, требовала новых изобретений. Не стояла на месте и наука: активно развивалась медицина, химия, биология. Наука внесла свою лепту и в развитие искусства, положив начало кинематографу.
1.1.1.3 Искусство и литература
Но, естественно, на развитие литературы в первую очередь влияла не наука, а развитие других видов искусств, и в первую очередь музыка. В конце XVIII - начале XIX века на музыкальный Олимп взошли гениальные Бетховен, Шопен, Верди. Их творения вдохновляли и стимулировали авторов на создание новых по стилю и слогу произведений. Вторая половина XIX столетия была отмечена появлением в России движения художников-передвижников. Это была плеяда гениальных творцов: И. Крамской, И. Репин, В. Суриков, В. Васнецов, И. Левитан. Все они будут поклонниками художественных идей, отраженных в литературе, станут работать в тех же жанрах и направлениях. Искусство активно двигалось вперед. Если в начале XIX века музыкантов и живописцев привлекал их внутренний мир, то потом наступило время «заземления», познания окружающей действительности. А уже к концу века появилось желание познать новое, никем еще ранее не познанное. В этот период в Европе зарождается абсолютно новое направление в искусстве — импрессионизм, яркими представителями которого стали Э. Мане, О. Ренуар, Э. Дега. Новое направление распространилось и на скульптуру в лице гениального О. Родена, и на музыку, где его представителями стали К. Дебюсси, М. Равель, ну и, конечно, на литературу, в первую очередь на поэзию. На рубеже XIX и XX столетий мыслитель и композитор Р. Вагнер положил начало новому направлению в искусстве. Это течение получило название символизм.
|
Последнее изменение этой страницы: 2020-02-17; Просмотров: 4933; Нарушение авторского права страницы