Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Периодизация русской литературы XIX—XX веков.
В русской литературе XIX века отчетливо прослеживается три периода. Первый из них положил начало глобальному развитию литературы в России, ее выходу на мировую арену. Обычно его связывают с тремя великими именами: А.С. Пушкиным, М.Ю. Лермонтовым, Н.В. Гоголем. Именно в этот период закончилось формирование русского литературного языка, а сама литература приняла беллетристические формы. Этот период принято ограничивать первой третью века, т.е 1800-1830-ми годами. В начале столетия в России появляются салоны и литературные общества, призванные объединять авторов разных жанров и направлений. Это время борьбы со старым и поиска нового в литературе, которая стремительно проходит путь от сентиментализма до романтизма. Главенствующими жанрами в первые десятилетия являются баллады и элегии. Но потом поэзия уступает место прозе. Активно начинает развиваться повесть, драматургия. Следующие тридцать лет определяют границы второго периода. Это время формирования реализма как типа художественного сознания. Оно ознаменовалось вхождением в мировую литературу И. Тургенева, И. Гончарова, А. Островского, А. Фета, Ф. Тютчева, Н. Некрасова и многих других. В литературе все более явно начинают прослеживаться демократически тенденции, активно развивается журналистика, появляется тема «маленького человека». Третий период ограничен рамками 1856-1880 гг и знаменуется зарождением реализма. Наступило время Л.Н.Толстого, Ф. Достоевского, Салтыкова-Щедрина, А. Чехова. Демократические идеи набирают все большую силу. Революционные идеи и настроения неизбежно проникают и в литературу. Все больше внимания уделяется социальному неравенству. Проза бесспорно главенствует над поэзией. По-прежнему популярны жанры рассказа, повести, романа. Активно развивается литературная критика. Последние два десятилетия XIX века принято считать переходными. Реализм развивается и набирает силу. Литература обращается к человеку из народа. Появляется общество писателей-народников, уделяющее большое внимание крестьянству. Россия неуклонно движется к глобальным изменениям, которые не могут не отражаться в литературе. На стыке столетий на первый план опять выходит поэзия, и зарождается огромное, ни на что не похожее течение символизм. От классицизма к реализму. Русская литература за очень короткий срок прошла путь, на который Европе понадобилось несколько столетий. Во второй половине XVIII века она окончательно формируется как отдельный вид искусства, становится светской, обращается к человеку, его внешнему и духовному миру. Начало XIX столетия ознаменовалось окончательным формированием русского литературного языка. Литература приобрела национальный характер, собственную уникальность и неповторимость. Классицизм (от лат. classicus «образцовый») возник в искусстве и литературе Западной Европы и России в XVII-XVIII веках как выражение идеологии абсолютной монархии. В нем нашли отражение представление о рационалистической гармонии, строгой упорядоченности мира, вера в разум человека. Он уходит корнями в античность и проповедует главенство разума. Его главная идея - все разумное может быть красивым и гармоничным. За основу взята «философия разума» Декарта: «Я мыслю, значит я существую». Классицизму присущи ясность, простота, гармония. Его отличительная черта — конфликт долга и страсти, при этом Разум всегда побеждает, страсти побеждаются. Поскольку, согласно общественному мнению, высший разум — государственный, то положительными героями произведений должны были быть представители монархии, как носители высшего, государственного разума. И наоборот, героями отрицательными становились люди, Разумом не обладающие: либо представители низших сословий, либо дворянского происхождения, но неверно понимающие свои права и обязанности. Специфическим образом представлен человек – не как социально существо (личность), а как существо родовое. Классический герой статичен, он не развивается, не меняется, в основе его действий и поступков лежит строгая логика. Произведения классицизма имеют предельно нормированную, рациональную художественную систему, иррациональность, мистика, фантастика в них не допускаются. Все жанры имеют четкое определение и делятся на высокие и низкие. Они абсолютно «герметичны», их смешение не допускается: в трагедии не может быть никаких комических ситуаций, в комедии — трагических конфликтов. В высоких жанрах масштабная личность, в низких – пороки, «низкие» герои. Люди необразованные, не обладающие развитым разумом, становятся героями «низких» жанров — комедии, басни, песни. Просвещенная элита воспевается в героических поэмах и одах. Внутри жанра можно говорить о симметричности художественного произведения. Важна достоверность. Ее позволяет воплотить закон трех единств. Русский классицизм начал оформляться после смерти Петра I и ставил своей задачей просветительство монархии, обучение ее мудрому управлению государством, беря за образец правление Петра Великого. Классицизм в России отличался постоянным обращением к национальной тематике, к сюжетам из русской действительности, из отечественной истории. В проповеди общегосударственных идей, в формировании общественно полезных, гражданских качеств человека, в развитии антидеспотической направленности, в просветительских тенденциях заключалось его объективно прогрессивное значение, теснее была связь его с жизнью, народом. В русском классицизме проявилась обличительно-реалистическая тенденция, выражавшаяся в сатире, комедии, басне, нарушавшая свойственный традиционному классицизму принцип абстрактного изображения действительности. Наблюдалась большая связь с народным творчеством, что сообщало произведениям русского классицизма демократический отпечаток, в то время как западноевропейский классицизм избегал включения просторечных выражений, использования фольклорных приёмов. В своем становлении и бытовании классицизм в России прошел три периода: · с 30-х по 50-е годы XVIII века. Усилия писателей на этом этапе направлены на развитие просвещения и науки, создание литературы и национального языка. Это становление нового направления, когда один за другим рождаются неизвестные до того времени в России жанры, реформируется литературный язык, стихосложение. В литературу входят Кантемир, Ломоносов, Сумароков. · 60-е гг., - конец XVIII века. На первый план выдвигаются задачи воспитания человека - гражданина. Произведения гневно обличают личные пороки, препятствующие служению человека на пользу государству. Период связан с именами таких писателей, как Фонвизин, Херасков, Державин, Княжнин, Капнист. В их творчестве русский классицизм наиболее полно и широко раскрыл свои идеологические и художественные возможности. · конец XVIII - начало XIX веков. Наблюдается спад классицизма, усиливаются национальные мотивы, писателей интересует уже не просто тип идеального дворянина, а тип русского идеального дворянина. Формула классицизма: необычный герой (монарх, рыцарь) в обычных обстоятельствах (дворец, поле боя). Но наступил момент, когда и читатели, и писатели устали от строгости и разумности классицизма. Естественные человеческие чувства, которым не было места в произведениях классицистов, уже невозможно было игнорировать. Искусство «качнуло» в другую строну — на смену разумному классицизму пришел чувственный сентиментализм.
Сентиментализм (от фр. sentiment — чувство) — литературное направление, противопоставившее себя классицизму и выдвинувшее на первое место обычного человека с его естественными чувствами, способного сопереживать и сострадать. Появляется новая доминанта — главенство природы над разумом. Именно она идеальна, именно она формирует человека, счастье которого в богатстве чувств, в широте души. Сентименталисты уверены, что цивилизация человека портит, городская жизнь развращает, самим собой человек может быть только на лоне природы. Под новую мысль не подходят старые жанры, появляются новые, в т.ч. элегия, идиллия, повесть, эпистолярные формы (роман в письмах, дневники), записки о путешествиях. Объект описания не места, которые посещает путешественник, а его внутренний мир. Значительны изменениям подвергается трагедия. Теперь ее герой способен на сильные чувства. Подвергся изменениям и литературный язык. Он приблизился к разговорному, высокопарные выражения остались в прошлом. Формула сентиментализма: обычный герой в обычных обстоятельствах. Крупнейшим русским писателем-сентименталистом был Н. Карамзин. Его знаменитая повесть «Бедная Лиза» положила начало русской прозе, а фраза «И крестьянки любить умеют» довольно быстро стала крылатой, отразив всю сущность сентиментализма. Сентиментализм, как в Европе, таки в России, исчерпал себя довольно быстро, природная идиллия стал казаться скучной и однообразной. Наступает эпоха романтизма.
Романтизм (от фр. romantisme) зарождается в конце XVIII века в Германии, а затем распространяется в Европе, где проходит несколько этапов своего развития. Первым представителем романтизма в Англии стал Вальтер Скотт. На смену ему пришло поколение Джорджа Байрона, чьим учеником и наследником считал себя А.С. Пушкин. Эстафету подхватили французы, а затем и русские. Русский романтизм развивается практически синхронно с западным. В романтизме на первый план выходит личность, причем личность свободная. Это течение, состоящее в стремлении авторов противопоставить неудовлетворяющей их действительности необычные образы и сюжеты, подсказанные им жизненными явлениями, объединила его представителей в Европе и России. Художник-романтик стремится выразить в своих образах то, что он хочет видеть в жизни, что, по его мнению, должно быть основным, определяющим. Романтический герой - личность исключительная, не типичная, живущая в конфликте с обществом. Внешность героя характеризуется эпитетами: суровый, мрачный, гордый, печальный, надменный, мечтательный. Романтический герой обязательно красив и всегда одинок. Он стремится к абсолютной свободе, духовному совершенству, недостижимому идеалу, поэтому всегда находится в разладе с реальной действительностью. Подобно романтическому герою, устремленному к свободе, писатель-романтик также освобождается от каких-либо условностей, выходит за все принятые прежде рамки. Романтики стараются показать жизнь, не похожую на действительную: иные страны, далекие эпохи, фантастический мир. При этом используется народное творчество: легенды, предания, баллады. Романтический пейзаж характеризуется эпитетами: яркий, красочный, таинственный, мрачный. Формула романтизма: необычный герой в необычных обстоятельствах. То есть романтический герой всегда помещается в непривычную ему среду, где в полной мере раскрываются его личностные качества.
По мере того, как изменялась политическая ситуация в Европе и в России, изменялась и литература. Вторая половина XIX века ознаменовалась усилением влияния народных масс, оставлять которые за бортом литературы стало уже невозможным. Однако в жизни обычного рабочего люда было очень мало романтики, поэтому романтическое направление вытесняет реализм.
Реализм (от лат. realis — вещественный) зародился 30-х годах XIX века и достиг своего расцвета к его середине. Это направление в литературе и искусстве, правдиво и реалистично отображающее типичные черты действительности, в котором отсутствуют различные искажения и преувеличения. Его последователи резко отрицали использование в литературных произведениях каких-либо изощренных приемов, мистических веяний и идеализации персонажей. Если в романтизме главный конфликт заключен в споре героя с самим собой, то в реализме это конфликт героя и общества. Персонажи изображаются во взаимодействии с окружающим миром. Для писателей-реалистов становятся важны описания интерьера, портрета, пейзажа, то есть окружающей героя действительности. Характер романтического героя раскрывается в одной, отдельно взятой ситуации. Реалистичный персонаж всегда показан в развитии, и развитие его всегда зависит от окружающей среды, влияние которой бесспорно. Писатели-реалисты, утверждая бесспорность взаимодействия человека и окружающей его среды, уделяют большое внимание описанию исторической эпохи, реальным событиям, конкретному обществу. Основным жанром реалистов становится роман. И только к концу века его начинают дополнять рассказы и новеллы. Формула реализма: обычный герой в необычных обстоятельствах. |
Последнее изменение этой страницы: 2020-02-17; Просмотров: 1888; Нарушение авторского права страницы