Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Глава 1. Методы и приемы изучения художественного текста на уроках чтения в начальной школе



Содержание

Введение

Глава 1. Методы и приемы изучения художественного текста на уроках

чтения в начальной школе

Определение методов и приемов изучения художественного текста

История классификации методов и приемов обучения литературе

Беседа - один из самых древних и популярных методов работы

Выразительное чтение как метод приобщения детей к книге

Метод рассказывания

Заучивание стихов наизусть как прием приобщения детей к чтению

Прием - сообщение учащимся биографии автора

Теоретическое занятие как прием восприятия текста

Анализ художественного текста - самый сложный метод работы в начальной школе

Глава 2. Методика преподавания художественной литературы в начальной школе. Поурочные разработки с использованием различных методов и приемов

Заключение

Список литературы

 


Введение

 

Вопрос о том, что составляет основу содержания методики преподавания литературы, вызывает оживленные споры и давно является объектом пристального внимания не только педагогов-словесников, но и литературоведов.

Для одних методика преподавания литературы - это прикладное литературоведение; другие называют ее искусством учить; третьи ищут в ней лишь советы, помогающие в проведении уроков; четвертые ценят в методике прежде всего такую организацию процесса обучения, которая опирается на данные психологии о читателе-школьнике, о периодах его развития и особенностях восприятия им произведений художественной литературы.

В.В. Голубков в своем учебнике по методике преподавания литературы так характеризует ее структуру: «Все методики сходны между собой в том, что они в определенной последовательности рассматривают принципы, материал и методы работы учителя, отвечают на три основных вопроса: зачем, что и как? ». Он же дает, на наш взгляд, одно из универсальных определений метода обучения, указывая, что «это такой способ обучения, который применяется систематически и оказывает большое влияние на общее направление педагогической работы», и выделяет три основных метода занятий по литературе: лекционный метод, понимаемый как сообщение нового материала, как выразительное чтение и как рассказ учителя, метод литературной беседы и метод самостоятельной работы учащихся, включающий устные доклады и письменные сочинения.

Помимо определения методов, в учебнике Голубкова раскрыт очень важный для нашего исследования термин: приемы организации работы. Прием, по мнению ученого, имеет по сравнению с методом более ограниченное применение и обычно входит в метод как его составная часть.

Каждый «метод» располагает соответствующими приемами. Следует подчеркнуть, что и в методической литературе, и в профессиональном общении нередко используется также термин «методический прием», а М.А. Рыбникова, к примеру, нередко использует слово «метод» в значении «прием».

Актуальность темы. Несмотря на большое количество теоретических исследований, и сегодня методы и приемы изучения художественных текстов в начальной школе не поддаются однозначной трактовке, их по-разному классифицируют и определяют, и сегодня они очень важны, поскольку являются основой методики преподавания литературы.

Предмет исследования - методы и приемы изучения художественного текста в начальной школе.

Цели и задачи работы:

разобраться в определении и классификациях методов и приемов изучения литературы в начальной школе;

доказать, что знание и использование учителем методов обучения литературе необходимо и что это повысит эффективность учебного процесса;

разработать и обосновать систему уроков;

обобщить результаты работы с целью использования данного материала в последующей преподавательской деятельности.

Добиваясь поставленной в работе цели, мы обратились к работам Ф. Буслаева, В. Стоюнина, В. Водовозова, В. Острогорского, В. Голубкова, Н. Кудряшева, М. Скаткина, Ц. Балталона, М. Рыбниковой, К. Сторчака, И. Лернера, В. Никольского, Г. Ионина, М. Качурина, Е. Флериной, Н. Румянцева, Е. Тихеевой, А. Покровской, Э. Померанцевой и других.

Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: теоретический и социально-педагогический.

Практическая значимость. Рекомендации данного исследования, разработанные конспекты уроков могут быть использованы в качестве методического пособия в работе учителя начальных классов.

Структура работы. Дипломная состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.

 


Глава 1. Методы и приемы изучения художественного текста на уроках чтения в начальной школе

 

Выразительное чтение как метод приобщения детей к книге

Искусству выразительного чтения и выразительному чтению как методу (способу) работы с детьми над художественным произведением уделялось много внимания. Большую роль в разработке теории и практики этого вопроса сыграли школьные методисты, первым из которых был В.П. Острогорский. О применении этого метода по отношению к младшим школьникам много говорилось в работах Е.А. Флериной, Н.С. Карпинской и других. Но специалисты по педагогике видели в этом методе прежде всего средство воспитания ребенка, а не читателя в ребенке. С ними можно согласиться только в том, что и выразительное чтение, и рассказывание требуют от воспитателя начитанности, общей культуры, умения анализировать и чувствовать текст.

Искусство выразительно читать и рассказывать всегда ценилось у слушателей. По воспоминаниям учеников об уроках учителей литературы можно судить: выразительное чтение, красивый рассказ - одно из самых верных средств завоевать внимание аудитории, расположить ее к себе.

Выразительное чтение является действенным средством влияния на воображение, ум и чувства учащихся начальной школы, средством пробуждения в них интереса к художественному слову. Выразительное чтение является также одним из видов анализа текста.

При использовании этих методов необходима тщательная подготовка учителя. В данном случае нельзя полагаться на природный дар чтеца или рассказчика.

Готовясь выразительно читать текст, учитель, прежде всего, прочитывает его, вникая в смысл, понимая, какая роль в выражении смысла (идеи) отведена каждому из героев произведения, разбираясь в том, какие художественные средства использованы автором, чем интересны они.

Выбор текста для выразительного чтения на уроках регламентирован программой, по которой работает учитель.

В свободное время учитель может читать тот текст, который нравится ему самому. Но во всех случаях надо найти в произведении то, что будет способствовать пробуждению чувств и у читающего, и у слушателей. Нельзя назвать выразительным индифферентное, неискреннее, наигранное чтение.

Затем учитель устанавливает цели и задачи чтеца, намечает «партитуру» текста, т.е. выделяет логически ударные слова, занимается расстановкой пауз, избирает верную интонацию, темп чтения, определяет верную эмоциональную окрашенность читаемого.

Выразительно читать не значит разыгрывать текст в лицах, перевоплощаясь в героев произведения. Выразительно читать - значит донести до слушателей, т.е. в процессе чтения выразить, авторскую идею, увлечь их, заворожить ритмом чтения, тембром голоса, особыми интонациями, собственным отношением к читаемому. Для этого воспитателю нужно любить сам процесс чтения, не бояться его, не думать о том, что талант чтеца дан свыше. Он вырабатывается с помощью кропотливого, вдумчивого чтения большой литературы для маленьких.

Некоторые методисты, в частности М.М. Конина, предлагают в ходе чтения использовать различные виды детского театра, наглядность, музыкальное сопровождение. Данная позиция представляется спорной. Дополнения к тексту вряд ли будут способствовать концентрации внимания, которое у многих современных детей весьма неустойчиво. Кроме того, надо научить учеников любить и понимать слово, чтение, книгу, не прибегая к посторонней помощи.

 

Метод рассказывания

На протяжении второй половины XX в. дети были практически лишены тех традиционных способов общения со взрослыми, которые существовали веками: исполнения колыбельных песен, слушания сказок, бывальщин и быличек, участия в земледельческих праздниках, хороводах, ярмарках. Меткое слово, смысл которого раскрывается в диалоге, выразительность интонации, живость лица говорящего сначала были заменены радио, а потом телевидением и видео. Данные ЮНЕСКО свидетельствуют: «93% современных детей 3-5 лет смотрят на экран 28 часов в неделю, т.е. около четырех часов в день, что намного превосходит продолжительность общения со взрослыми». В результате существуют серьезные нарушения в речевом развитии детей, резкое снижение творческих возможностей, «дефицит концентрации» (гиперактивность и ситуативность поведения, повышенная рассеянность), трудности в восприятии информации на слух. Слышимая речь не вызывает у детей каких-либо образов и устойчивых впечатлений.

В таком социальном и психологическом контексте значение рассказывания как метода работы учителя неизмеримо возрастает. Частота его использования в повседневной практике должна быть увеличена.

История рассказывания как метода общения с аудиторией и воздействия на нее с помощью художественного слова берет начало в античные времена Греции и Рима. В России оно известно уже в первые века христианства. Относящийся к тому времени образ Бояна, древнерусского певца и сказителя, стал нарицательным.

Неизвестный автор «Слова о полку Игореве» восхищается им, обладавшим даром художественного слова, образного, свободно льющегося, творчески независимого.

Интерес к рассказыванию как методу приобщения ребенка к книге, к художественному слову, примеру правильной и выразительной речи возник на рубеже XIX-XX вв. не только в России, но и во всем мире. Как особый вид общения с детьми оно осознается теоретиками и практиками и внедряется в школах, библиотеках, детских садах. Создается Лига рассказывания сказок в Америке и Грибоедовский кружок рассказчиков в России. Широкое распространение метода объясняется желанием взрослых пробудить в детях любовь к чтению, развить их художественный вкус, способствовать распространению произведений современной литературы.

Рассказывание развивает внимание и воображение, пробуждает глубокие эмоции, способствует развитию эстетических чувств. Все это необходимо человеку читающему.

Считается, что рассказывание воздействует на детей сильнее, чем книга (Н.Румянцев, Е.Тихеева). Относительно современных детей эта мысль требует практической проверки.

Метод описан давно, но сущность его исследователями понимается по-разному. Так, Е.А. Флерина считала, что рассказывание не основывается на тексте художественного произведения. Его базой является собственный опыт учителя, а умение творчески, эмоционально, художественно изложить его и есть рассказывание. Тогда как Е.И. Тихеева называет рассказыванием и пересказ художественного текста, и повествование «из жизни человека, животных, растений». Н.Е. Румянцев определял рассказывание как художественную интерпретацию текста. А.К. Покровская называет рассказывание «методом упражнения человеческой души в восприятии прекрасного».

В процессе приобщения ребенка к книге, к чтению основная роль должна быть отведена рассказыванию художественного произведения. Именно оно, а не собственный жизненный опыт учителя или иные темы развивает вкус к литературе, к звучащему слову. О собственном опыте взрослого речь может идти только тогда, когда это читательский опыт.

Рассказывание как метод в первую очередь зависит от жанра произведения.

Рассказывание сказки. Народная сказка по своей природе - самый удобный жанр для рассказывания детям. Одна из специфических особенностей сказки - устность. В этом жанре всегда допускалось свободное обращение исполнителя с сюжетом и словесной тканью произведения. Рассказчик в зависимости от ситуации мог сделать сюжет кратким или пространным, украсить его цветистыми фразами или изложить лаконично и четко.

Сказка как художественное произведение рассчитана на устное исполнение. В ней много диалогов, обращений, междометий. Динамичный сюжет, отсутствие описаний, наличие легко запоминающихся присказок, концовок, постоянных стилистических формул типа «утро вечера мудренее», «долго ли, коротко», возможность перевоплощения, жестикуляции и т. п. способствуют ее выбору для рассказывания. Большую роль в исполнении сказки играет интонация. Сказочник должен передать суть характера, положения каждого героя: хитрость лисы, глуповатое простодушие медведя, печаль Ивана-царевича по поводу расставания с Еленой Прекрасной, строптивость бабы, не желающей слушать умного мужика, и т.д. Но не следует забывать: ложная театральность, излишняя жестикуляция, усиление или ослабление голоса без надобности губят и сказку, и авторитет рассказчика.

Рассказчику надо суметь передать характер героя сказки. Но в ее тексте нет ни подробных портретных описаний, ни указаний на возраст, что могло бы помочь понять героя, ни тем более сведений о характере. В сказках о животных все звери являются носителями одного постоянного признака или одной особенности характера; поэтому характер героя и все оттенки его улавливаются, понимаются с помощью действий, поступков, которые совершает герой, речей, которые он произносит, диалогов, в которые он вступает. Чтобы понять, а затем передать характер героя, надо осмыслить то действие, которое он совершает, и то, ради чего он это делает.

В процессе подготовки к рассказыванию не надо заучивать сказку наизусть: исчезнет живость и естественность интонаций. Существует мнение о том, что интонация иногда воздействует на слушателей сильнее, чем смысл.

Учитель может входить то в образ мудрого, опытного человека, то в образ веселого, бесшабашного балагура, то глупца, то остроумного молодца, который за словом в карман не лезет. Образ зависит от содержания сказки или отдельных ее фрагментов, от характера и актерских возможностей рассказчика, от его лексического запаса и творческого потенциала.

Э.В. Померанцева, повествуя о творческой судьбе сказочника XIX в. А. Новопольцева, приводит пример его отношения к концовке как итогу сказки. Различными вариантами концовки он хотел произвести впечатление на слушателей, ждал от них благодарности, сам удивлялся и радовался удачной находке. Так, традиционная концовка «Стали жить-поживать да добра наживать» имела у него вариант: «И стал жить да быть, и стал богатеть, и теперь такой богатый - и-и-и! » А концовка «Вот и сказке конец, а кто слушал - молодец» была перевернута А. Новопольцевым в свою пользу: «Вот этой сказочке конец, сказывал молодец! » Концовку «Я там был, мед-пиво пил...» он детализировал, вносил в нее элементы скоморошества: «Стали пить, гулять, веселиться. Беды как гуляли. Прочие пили ковшом, а я решетом, по бороде текло, да и в рот не попало». К этой концовке можно добавить вариант другого сказочника - П. Богданова, который значительно расширит набор концовок, имеющихся в запасе у современного рассказчика, подвигнет его на создание собственных вариантов: «Не пиво варить, не вино курить, повенчали и жить помчали, стали жить-поживать и добра наживать. Я заходил в гости, угостили хорошо: по губам текло, а в рот не попало».

Сказка всегда рассказывается от первого лица, так, как будто бы рассказчик сам был участником происходящего. Взрослому, прежде чем рассказывать сказку ребенку, надо представить себе то, о чем он будет говорить, «нарисовать» в своем воображении сказочные картины. Это оживит рассказ, сделает его ярким, впечатляющим.

Рассказывание произведений других жанров (рассказ, отрывок из повести, прозаическая авторская сказка) не дает учителю такого простора действий, как рассказывание сказки. Он имеет ограниченное право в изменении авторского текста: можно заменить отдельные слова, конкретизировать какое-то понятие или действие героя, сделать лаконичным описание, сохраняя при этом те художественные находки, которые есть у автора, голосом, интонацией подчеркивая их особенность и неповторимость.

Для рассказывания эпических произведений следует выбирать короткие динамичные тексты или оригинальные отрывки из них. Повествование можно сочетать с выразительным чтением. Еще Е.И. Иорданская высказала мысль о том, что необходимо сохранять поэтику жанра при рассказывании. Так, рассказ, повесть нельзя начинать словами «жили-были» и в ходе повествования использовать сказочные стилистические обороты типа «долго ли, коротко». Но и в сказку нельзя вводить современные обороты речи или современные детали быта. Вольное обращение рассказчика с жанром не только свидетельствует о его слабой подготовке, но и рождает неправильные представления об особенностях жанра у слушателей.

Требования к рассказыванию: хорошее знание текста произведения; яркость, эмоциональность изложения; личностная окрашенность повествования; соблюдение его логики; интонационная выразительность рассказа; предварительное объяснение слов, непонятных детям.

Требования к учителю: умение создать в детской аудитории особый настрой на слушание, особое настроение; владение красивой, образной, правильной речью; способность видеть аудиторию, понимать ее, воздействовать на ее чувства и переживания, не морализировать, быть искренним, не делать дисциплинарных замечаний, перебивая ими рассказ.

Для рассказывания можно выбирать яркие эпизоды из произведений, доступные и интересные ученикам в зависимости от их возраста (шесть - девять лет).

Прежде чем рассказывать произведение детям, его надо проанализировать и понять, чем оно может заинтересовать детей определенного возраста, каковы основная мысль и художественная структура текста, как его следует преподнести слушателям.

Все, пишущие об этом методе, называют рассказывание искусством, которое доступно каждому, за исключением тех, кто имеет дефекты речи. Но, как и всякому искусству, ему нужно учиться, в нем постоянно упражняться.

Ход урока

I. Организационный момент.. Речевая разминка.

Учитель. На уроках чтения мы учимся не только правильно читать, но и правильно и грамотно говорить. О чем надо помнить, чтобы речь была яркой и приятной для других?

Дети. Надо управлять дыханием во время разговора, правильно дышать во время речи.

У. Проведем речевую разминку. Представьте, что на ваши ладошки упали снежинки. Вы полюбовались их красотой и решили отпустить на волю. Наберите воздух. Сдуньте снежинки с руки. Повторяем три раза.

Произнесите предложение, записанное на доске, делая ударение каждый раз на другом слове.

На доске:

С неба падают снежинки.. Проверка домашнего задания

У. Речь точная, правильная, выразительная - это красивая речь. Такая речь встречается, как правило, в произведениях, сочиненных народом. Дома вы читали как раз такое произведение - сказку «Два Мороза».

Проверим домашнее задание. Какую забаву придумали Морозы? Прочитайте. Сравните, как два Мороза пытались заморозить купца и дровосека. Как купец и дровосек спасались от холода? Кто и почему выиграл спор? Какие слова выражают главную мысль сказки? Дети отвечают на вопросы.. Актуализация знаний. Над какой темой мы работаем на уроках чтения?

Д. «Люблю природу русскую. Зима».

У. Сегодня мы в гостях у чародейки и волшебницы Зимы. Она хотела бы послушать, какой вы себе ее представляете.

Дети рассказывают по своим рисункам, с чем у них ассоциируется зима.

Д. Красота зимней природы, встреча Нового года, праздник Рождества и веселые зимние забавы.

У. Какие лирические стихи о зиме мы уже читали?

Дети читают наизусть стихи И. Бунина, К. Бальмонта, Я. Акима о зиме, о первом снеге.

Как поэты называют зиму?

Д. Радостная, веселая, долгожданная.

Дети вспоминают строки из стихотворения Ф. Тютчева «Чародейкою зимою» и говорят, что в этом стихотворении зима - красивая, добрая колдунья, которой все подвластно на земле.

У. Ребята, что значит лирическое стихотворение? Д. В лирическом стихотворении на первом месте стоит автор, его мысли, чувства, душевные переживания.. Сообщение темы урока.. Сегодня мы познакомимся со стихотворением Сергея Есенина «Поёт зима - аукает...». Будем учиться читать его выразительно.. Работа над стихотворением.

У. Рассмотрите картину «Зимний лес». Задумайтесь над заглавием. Послушайте стихотворение Есенина в моем исполнении.

Учитель читает.

Какие чувства у вас возникли?

Д. Тоски, грусти, сожаления,

У. Какие картины мы представляем себе, прочитав стихотворение? Дети отвечают.

Прочитаем текст по строфам и поразмышляем над его содержанием.

Учащиеся вслух читают первую строфу.

Как вы представляете выражение «Поёт зама - аукает...»?

Д. Воют вьюги, поют метели.

У. С кем автор сравнивает зиму?

Д. С человеком.

У. Какие слова подтверждают это?

Д. Поет, аукает.

У. Что значит - мохнатый лес?

Д. Всюду пушистый снег, он лежит на ветках.

У. Что значит - лес баюкает.

Д. Метели и ветры поют свои песни, чтобы лее спал.

У. Что значит - со звоном сосняка?

Д. Сосен в лесу много, и все они одновременно качаются и шумят.

У. Какие строки передают это настроение?

Д. Кругом с тоской глубокою

Плывут в страну далекую

Седые облака.

У. Что значит - седые облака?

Д. Они белые, как снег.

У. О чем же первая строфа?

Д. О красоте зимнего леса, о грустном настроении поэта.

У. Прочитайте про себя вторую строфу. С чем сравнивается метель?

Д. С шелковым ковром. Ветер поднимает снег вверх и расстилает его, как ковер.

У. Найдите строки, где говорится о воробышках. Как автор называет воробьев?

Д. Игривые. Они любят прыгать, везде летать, как будто играют.

У. Почему они прижались именно к окну?

Д. Из дома идет тепло. Еще, они надеются, что человек их покормит, ведь сытому не так холодно.

У. Прочитайте вторую строфу. Какой звук часто повторяется в словах?

Д. Звук [р].

У. Что нам напоминает этот звук?

Д. Рычание зверя, рев вьюги,

У. Почему автор использует слова, где часто встречается звук [р]?

Д. Чтобы передать характер вьюги - злой, свирепый. У. Как называется этот литературный прием?

Д. Аллитерация.. Физкультминутка.. Исследовательская работа.

Класс работает по вариантам.

У. Первый вариант - подчеркните слова, которые помогают увидеть цвет зимы.

Второй вариант - подчеркните слова, которые помогают услышать звуки зимы.

Проводится самостоятельная работа с последующей коллективной проверкой.

У. В стихах Есенина мало красок, зато много звуков. Какая музыка по характеру, настроению соответствует стихотворению?

Д. отвечают.. Выразительное чтение.

У. С каким чувством мы будем читать о вьюге, о птичках?

Д. С тревогой, печально - о вьюге, о птичках - с нежностью, с сожалением.

-3 ученика читают индивидуально.

Х. Обобщение.

У. Какова тема этого стихотворения?

Д. Зима, зимние картины.

У. Какая зима перед нами?

Д. Красивая, но грустная.

У. Ребята, мы познакомились с прекрасным стихотворением. Что вы можете сказать о его авторе?

Учитель прикрепляет на доску портрет Есенина. Дети высказывают свои мысли. Подготовленный ученик делает сообщение о Сергее Есенине.. Музыкально-поэтическая пауза.

У. Вы сегодня читали стихи наизусть и делали эго замечательно. Молодцы! Я тоже хочу прочитать вам стихотворение Н. Брауна «Сергей Есенин». Учитель читает стихотворение под музыкальное сопровождение «Ноктюрна» Ф. Шопена.

 

В этом имени - слово «осень»:

Осень, ясень, осенний цвет.

Что-то есть в нем от русских песен -

Поднебесье, тихие веси,

Сень березы

И синь-рассвет.

Что-то сеть в нем и от весенней

Грусти, юности, чистоты...

 

Только скажут:

«Сергей Есенин» -

Всей России встают черты...

У. Многие стихи Сергея Есенина положены на музыку. Послушайте романс «Не жалею». Звучит один куплет, дети делятся своими впечатлениями о прослушанном.. Итог урока.

У. Лирические стихи каких авторов прозвучали сегодня на уроке? Какой теме они посвящены?

Благодаря поэзии мы учимся лучше понимать, чувствовать и ценить неповторимую красоту русской природы. Спасибо за работу!

М.М. Пришвин «Выскочка»

Цели: познакомить учащихся с рассказом М. М. Пришвина; развивать навыки осознанного, беглого чтения, память, внимание и мышление; обобщать словарный запас; воспитывать любовь к природе, Родине.

Ход урока

1.Организационный момент.

Вот и прозвенел звонок,

Начинается урок.

Очень тихо вы садитесь

И работать не ленитесь.

За окном у нас зима, вернее последний месяц зимы. Но скоро пригреет солнышко теплое и ласковое, потекут ручьи, запоют веселые песни птицы. Природа проснется после зимней спячки.

У вас на партах есть рисунки солнышка и тучки. Поднимите рисунок, который соответствует вашему настроению. Хочется, чтобы хорошее настроение сохранилось у вас до конца урока.

. Проверка домашнего задания.

Выразительное чтение наизусть стихов о Родине.

Родина! Это слово с детства знает каждый. Родина - это место, где ты родился, где ты живешь со своими родителями, со своими друзьями. Много есть на свете всяких хороших государств и земель, но одна у человека мать - одна у него и Родина. В старину говорили «Глупа та птица, которой свое гнездо не мило». Крепко любили свою Родину русские люди и сложили о ней народные пословицы.

Какие пословицы о Родине вы знаете?

. Новый материал.

. Сообщение темы урока.

. Беседа о природе.

Когда мы произносим слово Родина, то представляем свой родной край с его удивительно прекрасным уголком природы. Слова Родина и природа неразрывно связаны между собой.

 

Посмотри мой милый друг,

Что находится вокруг?

Небо светло-голубое,

Солнце светит золотое,

Ветер листьями играет,

Тучка в небе проплывает.

Поле, речка и трава,

Горы, воздух и листва,

Птицы, звери и леса,

Гром, туманы и роса.

Человек и время года -

Это все вокруг…(природа).

 

О красоте природы сложено много песен, художниками написано много картин.

Рисунки учащихся.

Произведения каких писателей о природе вы читали?

. Викторина по прочитанным произведениям.

«Это грач. С отломленным крылом он пришел ко мне на огород и стал привыкать к этой ужасной для птицы бескрылой жизни на земле и уже стал подбегать на мой зов «Грашка», как вдруг однажды в мое отсутствие курица заподозрила его в покушении на своего утенка и прогнала за пределы моего огорода».

«Было в старину поверье, что таким мухоморным кольцом отмечен круг, на котором по ночам пляшут ведьмы. Так и называют кольцо из грибов «ведьмин круг».

«И все ближе и ближе слышалось легкое быстрое шуршанье. И вот на один миг мышонок увидел: позади лягушонка взметнулось длинное гибкое тело серебристо-черной змеи».

«Стояла осень. Если бы можно собрать все золото и медь, какие есть на земле, выковать из них тысячи тоненьких листьев, то они составляли бы ничтожную часть того осеннего наряда, что лежал в горах».

. Физкультминутка.

 

Вы, наверное, устали?

Мы поэтому все встанем

И немножко отдохнем.

Сначала глубоко вдохнем,

Руки в стороны, вперед.

Дети по лесу гуляли,

За природой наблюдали.

Вверх на солнце посмотрели,

И их всех лучи согрели.

Чудеса у нас на свете

Стали карликами дети.

А потом все дружно встали

Великанами мы стали.

. Работа с текстом.


а) О ком мы будем читать, узнаем, отгадав загадку.

 

Непоседа, пестрая,

Птица длиннохвостая,

Птица говорливая

Самая болтливая.

Вертится, стрекочет

Весь день хлопочет.

 

б) Первичное чтение.

Понравился ли вам рассказ? Что именно?

Почему автор назвал свой рассказ «Выскочка»?

Как сорока хотела отобрать косточку у собаки?

Как выскочка лишилась хвоста?

в) Составление рассказа о Вьюшке и Выскочке.

г) Работа над иллюстрацией.

Кто изображен на этой иллюстрации?

Какой эпизод рассказа изобразил художник?

Найдите в тексте отрывок и прочитайте его.

Как вы думаете, что чувствовала Выскочка?

д) Обобщение прочитанного.

В каких рассказах вы еще читали про сороку?

Что еще вы можете рассказать об этой птице?

В природе все взаимосвязано между собой: растения и животные, птицы и растения, человек и природа, и зависят друг от друга.

Стихотворение «Про всех на свете».

Жизнь людей всегда была связана с жизнью природы. Древний землепашец, наблюдая за изменениями в растительном мире, определял лучшие сроки полевых работ. По цветению одних трав и увяданию других определяли сроки охоты. По цвету неба и поведению птиц люди давали прогноз погоды и довольно точно предсказывали стихийные бедствия.

Из уроков окружающего мира мы с вами знаем, чтобы не нарушить равновесие в природе, человек должен бережно относиться ко всему живому, к тому, что окружает нас.

М.М. Пришвин писал: «Мои молодые друзья! Мы хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Для рыбы нужна чистая вода - будем охранять водоемы. В лесах, в степях, горах разные ценные животные - будем охранять наши леса, степи, горы. Рыбе вода, птице воздух, зверю лес, степь, горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу - значит охранять Родину.

Чтение стихотворения «Берегите природу! »

. Итог урока. Задание на дом.

С. Михалков «Мой щенок»

Цели:

Обобщить знания детей о творчестве С.В. Михалкова.

Познакомить учеников с произведением “Мой щенок”.

Учить определять отношения автора к героям своих стихотворений на основе анализа произведения.

Помочь детям выразить свое отношение к происходящим событиям.

Обучать самостоятельной работе с текстом, используя Тетрадь по чтению.

Формировать речевые умения, отрабатывать навыки беглого сознательного и выразительного чтения.

Воспитывать доброе, внимательное, неравнодушное отношение к окружающему миру.

Оборудование:

Учебник Л.Ф. Климановой “Родная речь. 2 класс”, портрет С.В. Михалкова, выставка книг С.В. Михалкова, видеозапись мультфильма “Дядя Стёпа”, аудиокассета с записью песни “Весёлые путешественники”, тетрадь по чтению.

Ход урока

1. Подведение к теме урока.

Учитель: Ребята, вы обратили внимание на выставку книг, посмотрите отрывок из мультфильма и попробуйте догадаться о творчестве какого писателя мы будем говорить на уроке.

Просмотр отрывка из м/ф “Дядя Стёпа”.

. Объявление темы.

Дети сообщают, что тема урока: Творчество С. Михалкова.

. Беседа о С. Михалкове.

Сообщения детей обобщает учитель.

Сергей Владимирович Михалков родился 13 марта 1913 года в Москве. Родители: отец - Владимир Александрович Михалков (1886-1932). Мать - Ольга Михайловна Михалкова (1883-1932). Двое детей: Старший сын - Андрей Сергеевич Михалков-Кончаловский. Младший сын - Никита Сергеевич Михалков. У С.В.Михалкова 10 внуков и 8 правнуков Умер Сергей Михалков 27 августа 2009 г.

Стихи Сергей Михалков начал писать с 9 лет. Издавал домашний “литературно-художественный журнал”, где был одновременно и редактором, и художником, и единственным автором. Читателями были домашние, ближайшие родственники и друзья.

Однажды отец, ничего не говоря сыну, послал несколько его стихотворений известному поэту Александру Безыменскому. “У мальчика есть способности. Однако трудно сказать, будет ли он поэтом. Могу только посоветовать: пусть больше читает и продолжает писать стихи”, - ответил тот.

Впервые опубликовал стихотворение С.Михалкова журнал “На подъёме”, автору было пятнадцать лет. А потом было много публикаций, много стихов.

За участие в Великой Отечественной войне, где был военным корреспондентом, С. Михалков награжден орденами “Красной звезды”, “Боевого красного знамени” и медалями.

Летом 1943 года правительство приняло решение о создании нового Гимна Советского Союза и С. Михалков со своим другом Г. Эль-Регистаном приняли участие в его создании. 1 января 1944 года новый гимн СССР прозвучал по Всесоюзному радио. Михалкову было 30 лет.

Но С. Михалков писал не только стихи. Он писал басни, и даже прозу. Много писал для детей: “Праздник непослушания”, “Три поросёнка”, “Упрямый козлёнок” и т.д.

Несмотря на многообразие творческих интересов сам Михалков главным делом своей жизни считает поэзию для детей.

. Проверка домашнего задания проводится в виде викторины.

К уроку вы выучили свои любимые стихи С.В. Михалкова. Расскажите отрывок из стихотворения, а ребята попробуют угадать название.

. Физпауза под музыку песни “Весёлые путешественники”.

. Подготовка к восприятию текста.

а) Упражнение по тренажеру для чтения

С А Щ Р

Ф

В

Е

М

 

Г

О

Н

К

 

Л

Е

О

Н

 

А

З

К

Л

В этом тренажере спрятался герой нового произведения. Найдите его. (Щенок)

б) Предположение о тексте.

На доске: С. В. Михалков “Мой щенок”.

О ком будет это произведение?

Рассмотрим иллюстрацию на странице 35. Что вы можете сказать о девочке на рисунке? ( Она грустит.)

Как вы думаете, почему девочка грустит? (Предположения детей.)

Сейчас мы узнаем кто был прав, познакомившись с произведением.

. Работа с текстом.

а) Первичное восприятие текста.

Подготовленный ученик выразительно читает текст стихотворения.

Какие чувства вызвало это стихотворение?

Почему же девочка грустила?

б) Словарная работа:

ку|тать - у|ку|тан|ный

бинт - за|бин|то|ван|ный

пче|ла - пче|ли|ный

в) Самостоятельное чтение (шепотом).

Прочитайте стихотворение ещё раз и подчеркните слова, смысл которых вам непонятен.

Жбан - кувшин с крышкой. (Словарик - страница 214).

Горевала - как по другому сказать? (Грустила).

г) Выборочное чтение.

От чьего имени ведётся рассказ?

О каком происшествии рассказывается в этом стихотворении?

Что предшествовало этому?

Что было с утра?

Как долго девочка ждала щенка?

Прочитайте ее размышления во время ожидания.

Прочитайте, каким увидела щенка девочка, когда он вернулся.

Как вы думаете, где был щенок?

Из каких строк мы узнаем об отношении девочки к щенку?

. Самостоятельная работа (см. Тетрадь по чтению, стр.29-30)

а) Выбери и подчеркни слова, характеризующие девочку:

·   ответственная

·   заботливая

·   ленивая

·   добрая

б) Выбери и подчеркни слова, характеризующие щенка:

·   шаловливый

·   ленивый

·   непоседливый

·   трусливый

Обсуждение правильных ответов, взаимопроверка.

в) Расположи эпизоды стихотворения в логической последовательности. (Поставь цифры.)

Самопроверка по тексту.

. Работа над выразительным чтением.

Какое выражение лица было у девочки, когда она рассказывала, что у неё пропал щенок?

Как можно выразить это душевное состояние при помощи мимики? Покажите.

С какой интонацией надо начать читать стихотворение?

Что повлияло на смену настроения девочки?

С каким настроением надо прочитать этот отрывок?

Какие слова вы прочитаете за девочку с гордостью?

Конкурс чтецов.

. Обобщающая беседа.

С каким стихотворением вы сегодня познакомились?

Кто из героев вам понравился больше? Почему?

Как бы вы поступили на месте девочки?

Как вы думаете, каким человеком станет девочка, когда вырастет?

Почему стихотворение назвали “Мой щенок”? Можно ли было назвать “Щенок”?

Что главное хотел сказать автор в этом произведении?


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2020-02-17; Просмотров: 200; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.204 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь