Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Первая встреча с героями Чуковского
Цели урока. Дать первые представления о многообразии творческой деятельности К.И. Чуковского. Подвести к ответу на вопросы: как К.И. Чуковский писал стихи? Почему его произведения радуют детей многих поколений? Почему этому человеку удалось так много сделать, узнать, воспитать в себе «разборчивый вкус»? Предварительное домашнее задание к уроку. 1.Прочитать сказки К.И. Чуковского. 2.Узнать, какие книги перевел и пересказал К.И. Чуковский, и прочитать их. 3.Собрать материал о писателе (статьи, фотографии из газет и журналов, иллюстрации, издания книг). 4.Сочинить буриме (рифмы: танец - ранец; зоосад - рад, зверей - сторожей, грызут - зовут, никогда - сюда), стихотворные стилизации на тему «Доктор Айболит». 5.Инсценировать отрывки из сказки Чуковского «Доктор Айболит». В классе заранее формируются команды во главе с капитанами, выбираются жюри и счетная группа. У доски выставка книг писателя, его портреты. Звучит музыка. Команды занимают свои места. Учитель. Жил-был на свете добрый, веселый, трудолюбивый человек. Звали его Корней Иванович Чуковский. Он подарил людям много радостных встреч с героями своих книг. Но что это за шум? Вы слышите, ребята? Кажется, сюда кто-то идет. Входят «артисты» в костюмах героев Чуковского. Инсценировка отрывка из «Доктора Айболита». Рассказчик.Корабль доктора Айболита потерпел крушение, и доктор и его звери едва сумели спастись. Но они добрались до Африки, хотя и очень устали, промокли, остались без крова. Доктор Айболит. Нам некогда думать об отдыхе! Скорее вперед! Нужно спасти обезьян! Бедные обезьяны больны, и они ждут не дождутся, чтобы я вылечил их. Сова Бумба. Тише, тише! Кто-то идет! Рассказчик. Из лесу вышел какой-то лохматый старик с длинной седой бородой. Старик.Что вы делаете? И кто вы такие? ДокторАйболит. Я доктор Айболит. Я приехал в Африку, чтобы вылечить больных обезьян. Старик. Ха-ха-ха! «Вылечить больных обезьян»! А знаете ли вы, куда попали? ДокторАйболит. Не знаю. Куда? Старик.К разбойнику Бармалею! ДокторАйболит. К Бармалею! Бармалей - самый злой человек на всем свете! Но мы лучше умрем, чем сдадимся разбойнику! Бежим скорее туда - к нашим больным обезьянам... Они плачут, они ждут, и мы должны вылечить их. Старик.Нет! Ха-ха-ха! Вы отсюда никуда не убежите! Бармалей убивает каждого, кто попадает в плен. ДокторАйболит. Бежим! Мы можем спастись! Мы спасемся! Рассказчик. Тут появился размахивающий саблей Бармалей. Бармалей.Эй вы, мои верные слуги! Возьмите этого глупого доктора с его глупыми зверями и посадите их в тюрьму, за решетку. Завтра я разделаюсь с ними! Рассказчик. Подбежали злые слуги, схватили доктора, крокодила, сову Бумбу, собаку Авву, обезьяну Чичи, утку Кику и отвели их в темницу. Старик.А теперь я вас запру, а ключ отдам Бармалею. Бармалей.Я ухожу и ключ уношу с собой. Чичи.Бедные мы, бедные. Из этой тюрьмы нам не уйти никогда. Больше мы не увидим ни солнца, ни цветов, ни деревьев. Рассказчик.Свинка захрюкала, собака завыла. Крокодил заплакал такими большими слезами, что на полу образовалась лужа. Доктор Айболит.Друзья мои, нам нельзя унывать! Мы должны вырваться из этой тюрьмы - ведь нас ждут больные обезьяны! Перестаньте плакать! Давайте подумаем, как спастись. Крокодил.Милый доктор, спастись нам нельзя. Мы погибли. Двери нашей тюрьмы сделаны из железа. Разве мы можем разбить эти двери? Завтра утром к нам придет Бармалей и убьет нас всех до одного! Доктор Айболит.А мы все же спасемся. Карудо, лети ко мне! (Шепчет что-то Карудо на ухо.) Карудо.Хорошо. Рассказчик.Карудо протиснулся между решетками, выбрался на улицу и полетел к Бармалею. Бармалей крепко спал и громко храпел. Попугай подкрался к нему и вытащил из-под подушки ключ. Ключ был тяжелый, но Карудо крепко держал его в клюве. Доктор Айболит.Молодец, Карудо. Вот мы и спасены. Бежим скорее, пока Бармалей не проснулся. Рассказчик. Доктор схватил ключ, открыл дверь и выбежал на улицу. А за ним - все его звери. Все.Свобода, свобода! Доктор Айболит.Спасибо тебе, храбрый Карудо! Ты спас нас от смерти. Если бы не ты, мы бы пропали. А вместе с нами погибли бы и бедные больные обезьяны. Карудо.Это ты научил меня, что нужно сделать, чтобы выбраться из тюрьмы. Доктор Айболит.Скорее, скорее к больным обезьянам! Рассказчик.Все убежали в чащу леса. (Актеры уходят). Учитель.Как хорошо, что Айболит и его друзья выбрались из темницы! А это кто? Кажется, новые гости пожаловали! «Вползает» тараканище, он «усами шевелит». Художественное чтение сказки «Тараканище» (читают два мальчика). Учитель.Не успели мы, ребята, заговорить о Корнее Ивановиче, как герои его тут же, как в сказке, пришли к нам. Спасибо им за это. Наша счетная комиссия может объявить первые баллы за инсценировки, а мы продолжаем состязание. Задание I. Из какого произведения Чуковского взяты эти строки?
Задание II. Кому принадлежат эти слова? Кто так поступил?
Задание III. Вспомните стихи Чуковского, продолжите прочитанные учителем отрывки.
Кто же лучше знает и понимает сказки Чуковского? Жюри подсчитывает баллы. Учитель.А теперь подведем итоги литературной игры буриме. Какое из стихотворений вы считаете самым удачным? Легко ли вам было, когда вы придумывали строчки стихотворений? Самыми удачными жюри признало двустишие и восьмистишие: Сегодня ты несешь мой ранец, А завтра пригласишь на танец.
Бегу я быстро в зоосад, В котором много сторожей. Конечно, я ужасно рад Взглянуть на птиц и на зверей. А звери клетки все грызут И родичей своих зовут. Но не придут те никогда Зверушек повидать сюда. Послушайте стихи К. Чуковского с этими же рифмами. О, этот сад, ужасный сад! Его забыть я был бы рад. Там под бичами сторожей Немало мучится зверей, Они стенают и зовут, Но им не вырваться сюда Из тесных клеток никогда.
Вы убедились, что написать хорошее стихотворение, даже четверостишие - такое, чтобы в нем была мысль, настроение, точные, соответствующие им слова, - трудно. А может, писателю легко даются слова и рифмы? Посмотрим, как работал над словом Корней Иванович Чуковский, какие требования предъявлял к себе и к своим стихам. Работа ведется с опорой на таблицу «Вам нравятся эти стихи? ». Вначале ученики знакомятся с первой колонкой («плохо»), которая пока не озаглавлена. Нравятся ли вам эти строки:
Хотите узнать, как отзывался об этих строках сам Чуковский? «... плюгавые строки, убогие двустишия, даже бумага... и та покраснела бы от стыда и обиды... щегольские созвучия... пустопорожние куплеты... такие пустышки...» (черновой вариант). «Эти двустишия я добыл ценою многодневных трудов. Мне нужны были четыре стиха, и ради них я исписал мелким почерком две школьные тетрадки». «...я добивался живого образа, живой интонации...» (окончательный вариант). Корней Иванович рассказал, что, когда он работал над сказкой, двустишия, подобные тем, что в левой колонке таблицы, его просто одолели. Он сочинил их до сотни. И почувствовал к ним «омерзение». Почему же это плохие строки? Подумайте, перечитайте их тихонько. Чувствуете ли вы, что действительно что-то не так? Во-первых, однообразно, во-вторых, надоедает... Четыре дня мучился писатель, чтобы найти что-то новое. И его охватывало отчаяние, а строчки все росли, и вот уже кобра пожаловалась на свои «заболевшие ребра». И только на пятый день поисков вдруг возникли те две пары замечательных строк, которые у нас в правой половине таблицы. Что же в них замечательного? В этих строчках больше глаголов, в них больше зримых картин. Но самое главное, как считал Чуковский, сначала были просто жалобы на болезни, а теперь «в каждом из них есть обидчик и есть обиженный. Жертва зла, которой необходимо помочь». Кто в этих стихах обидчик? Кто страдает от этого обидчика? Кто помогает обиженным? Когда писатель сочинил эти строчки, он почувствовал, что сумел выразить главное: обиженному помоги! Назовите другие сказки писателя, где он говорит об этом же. Затем учитель предлагает кратко пересказать содержание «Мухи-Цокотухи». Сопоставляя свой пересказ с авторским, дети делают маленькие открытия: «...паук, злой и жестокий, хотел поработить беззащитную муху и непременно погубил бы ее, если бы не герой комар, который защитил беззащитную». Кстати, эту сказку Чуковский очень любил и говорил, что это «наиболее веселое, наиболее музыкальное, наиболее удачное» его произведение. Вы убедились в том, что даже детская сказочка, читая которую хочется прыгать и смеяться, содержит умную мысль, напоминает человеку о чем-то важном? Обсуждая «Тараканище», убеждаемся, как ненавидел Чуковский всех, кто подчиняет, «давит» слабых. Они пользуются трусостью и апатией, равнодушием к самим себе, которые свойственны их жертвам. Сказки Чуковского учат жить смело, весело, никого и ничего не бояться, помогать другим. На этом этапе можно использовать выступления капитанов команд с обзором книг, принесенных на урок (указываются годы изданий, место изданий, содержание, художники). Учитель. Я хочу рассказать вам о Корнее Ивановиче Чуковском, который прожил долгую жизнь: он родился в 1882 году, а умер в 1969. А вы, слушая, подумайте над вопросом: Какими качествами должен обладать человек, чтобы стать знаменитым писателем? Жизнь Корнея Ивановича Чуковского была очень интересной и напряженной. Почти 70 лет он трудился с пером в руке. В одной из последних бесед на радио он говорил: «Отнимите у меня перо - и я тотчас же перестану дышать». И в свои 87 лет Чуковский работал постоянно. Он говорил: «Целодневная работа, с утра до вечера. Чуть только я встаю спозаранку, я тотчас же веселыми ногами бегу к одному из своих рабочих столов и пишу, не отрываясь от бумаги, часа три или четыре подряд...» Условия, в которых он жил, особенно в детстве и в юности, кажется, совсем не способствовали развитию таланта. Наоборот, многие события и даже приключения грозили превратить его в полуграмотного, полунищего поденщика, готового браться за любую работу, лишь бы выжить. Первым крупным испытанием было исключение из гимназии. Те, кто читал автобиографическую повесть «Серебряный герб», помнят, как это произошло. Расскажите, как вы поняли, почему главного героя книги исключили из гимназии. Какую полосу своей жизни герой называет «самой постыдной»? Безделье, разгильдяйство, которые продолжались месяца два после исключения из гимназии. Почему мальчик начинает заниматься самостоятельно? Эти страницы автобиографической повести очень близки к действительным событиям того периода жизни будущего писателя. Сравните с точным рассказом Корнея Ивановича уже не о вымышленном герое, а о себе в одной из последних передач на радио. «А теперь я предлагаю вам представить себе долговязого одесского подростка - мы давно уже переехали из Петербурга в Одессу, - лохматого, в изодранных брюках, вечно голодного, в худых башмаках, с черною повязкою на лбу (и зачем я носил эту повязку, я до сих пор не могу объяснить! ), и утвердиться в той мысли, что это страшилище - я. Когда я прохожу по улицам, от меня шарахаются почтенные люди, опасаясь за свои кошельки и бумажники. Меня выгнали из гимназии, я живу чем попало: то помогаю рыбакам чинить сети, наживлять переметы, то клею на перекрестках афиши о предстоящих гуляньях и фейерверках, то, обмотав мешковиной свои голые ноги, ползаю по крышам одесских домов, раскаленных безжалостным солнцем, и счищаю с этих крыш особым шпателем старую, заскорузлую краску, чтобы маляры могли покрасить их заново». Но подросток только внешне был «лохматым чудовищем». В голове его кипела вечная работа, мечты переполняли его. Каждую свободную минуту он бежал в библиотеку. В 1898 году (сколько лет ему было? ) случилось событие, которое изменило его жизнь. Что это за событие? Из повести «Серебряный герб», и в воспоминаниях таким исключительно важным событием названа случайная покупка на рынке растрепанной книжки «Самоучитель английского языка». И вдруг подросток сделал невероятные «открытия»: «...из него я в первую же минуту узнал, еще не дойдя до моего чердака, что ink - это чернила, dog - собака, snoop - ложка. И вскоре так увлекся этими драгоценными сведениями, что целый год не расставался со своей изодранной книгой. Таскал я ее с собою повсюду...» Кто из вас читал «Серебряный герб», тот знает, какой способ изучения языка придумал мальчик, когда работал красильщиком крыш. В 1898 г. его статью о литературе напечатали в одесской газете. И постепенно он стал все больше и больше писать и печататься. Новое испытание пришло неожиданно и было опасным и тяжелым. Начиналось все великолепно. Редакция газеты посылала его собственным корреспондентом в Лондон. Это был 1903 год. Для еще полунищего юноши это было невероятное счастье. Ему назначили большое жалованье. Жизнь улыбалась. Но... Не успел он устроиться в Лондоне, как все изменилось. Газету в России запретили, юноша остался в Лондоне совершенно одиноким, никому не нужным и абсолютно нищим. «Жил я в комнате с камином, который я, конечно, не топил, так как у меня угля не было, но сажа валила из этого камина при малейшем ветерке ужасная. Я сражался с ней. Руки у меня всегда были черные, как у трубочиста. В той комнате, в которой я поселился, раньше жил вор. Этот вор заказал себе вперед на целый месяц доставку хлеба и молока. И вот, бывало, когда постучат в наш молоток (там на дверях вешали молотки), постучит молочник, - я бегу вниз быстрыми ногами, потому что соседи тоже ринутся за этим молоком, хватаю это молоко (оно было в таком ведерке маленьком), да еще хватаю булку, которую доставлял этому вору булочник, съедаю ее - это на весь день, и вот шатаюсь по Лондону, предлагая свои услуги в разных предприятиях. Меня отовсюду гонят, потому что я небритый, потому что у меня грязный воротничок, потому что я не внушаю никакого доверия». Пережив много унижений и лишений, он все-таки сумел найти людей, которые помогли ему пароходом добраться сначала до Константинополя, а потом до Одессы. И снова начались дни поисков работы, многочасового чтения и сочинения разных статей и книг. Пройдет много лет, будет пережито много испытаний, в которых сформируется талант Чуковского. Но даже эти две истории, о которых мы сегодня узнали, позволяют говорить о том, какие же качества отличали этого человека. Увлеченность книгами, желание все знать, энергия в преодолении трудностей, упорство в труде, трудолюбие, героическая дисциплина. Хочу обратить ваше внимание на то, что Чуковский сочинял не только для детей. Он был серьезным знатоком литературы и как критик писал статьи о разных поэтах и писателях. С годами он сделался настоящим большим ученым-литературоведом. С 1913 года он начал изучение жизни и творчества Н.А. Некрасова и написал о нем хорошие статьи. Чуковский собирал некрасовские письма, стихи. В 1920 году он издал полное собрание сочинений поэта, а в 1962 году был удостоен Государственной премии за книгу «Мастерство Н.А. Некрасова». В этом же году Оксфордский университет присудил ему почетное докторское звание. И это еще не все, что сделал Чуковский. Но вернемся все-таки к его творчеству для детей. Какие, на ваш взгляд, качества К. И. Чуковского позволили ему написать такие сказки? Конечно, он сам был похож на своих любимых героев, был добрым и смелым. Он любил детей, хорошо их понимал, с удовольствием играл с ними. И еще одна замечательная особенность: когда приходило хорошее настроение, он умел радоваться от души, делался по-настоящему счастливым. Часто в такие моменты он и сочинял свои стихи для детей. Сохранился его рассказ о том, как создавалась «Муха-Цокотуха». «Я очень люблю вспоминать, как эта вещь писалась. У меня бывали такие внезапные приливы счастья, совершенно ни на чем не основанные. Именно тогда, когда моя жизнь складывалась не очень-то весело, вдруг наперекор всему находили на меня приливы какого-то особенного нервного возбуждения. Такое настроение было у меня 29 августа 1923 года, когда я, придя в нашу пустую квартиру (вся семья моя была на даче), вдруг почувствовал, что на меня нахлынуло, что называется, вдохновение. Муха, Муха-Цокотуха, Позолоченное брюхо! Муха по полю пошла, Муха денежку нашла!
Я еле успевал записывать на клочках бумаги каким-то огрызком карандаша. И потом, к стыду своему, должен сказать, что когда в сказке дело дошло до танцев, то я, 42-летний, уже седеющий человек, стал танцевать сам. И это было очень неудобно, потому что танцевать и писать в одно и то же время довольно-таки трудно. Я носился из комнаты в коридор и на кухню, и вдруг у меня иссякла бумага. В коридоре я заметил, что у нас отстают обои. Я отодрал лоскут обоев и на этих обоях закончил все. Вот я и стал профессиональным детским писателем». |
Последнее изменение этой страницы: 2020-02-17; Просмотров: 159; Нарушение авторского права страницы